Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика восстановления и развития голоса у детей 69

Поиск

напряженный, с массой добавочных признаков. Качество полученного голоса зависит от ряда факторов, из которых первостепенное значение имеет полноценность функции истинных голосовых складок, тяжесть и длительность за­болевания гортани и нарушения голоса, наконец, психоло­гическая подготовка ребенка, его вера и желание восстано­вить голос.

II. Закрепление полученного голоса. Основные задачи этого периода:

1) автоматизация полученного голоса путем введения его
в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными;

2) развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса,
ритмико-мелодико-интонационной стороны речи;

3) постановка певческого голоса.

Вся система логопедических занятий по закреплению го­лоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от легких упражнений к более трудным в зависи­мости от возраста ребенка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.

Работа с глухими согласными. Закрепление голоса начина­ется с произнесения слогов, включающих гласные звуки и глу­хие согласные п, т, к, а затем щелевые согласные ф, с, ш, х.

С анатомо-физиологической точки зрения смычные глу­хие п, т, к являются наиболее простыми звуками. В.А. Бо-городицкий объяснял это тем, что взрывные согласные тре­буют простого грубого прижатия органа, тогда как для продувных согласных орган произношения должен держать­ся приближенным или отчасти касающимся, но не нажатым.

Смычные согласные п, т, к более воздушны, так как име­ют больший дебит воздуха, чем щелевые. Быстрый выдох после размыкания сомкнутых частей произносительного ап­парата и создает акустический эффект «взрыва», характе­ризующий эту группу согласных. Именно за счет этого взры­ва звук п. получает усиление. Без усиления же слабый звук губного взрыва, даже при повышенной экспирации, был бы совершенно неуловим для восприятия.

По участию голоса и шума звуки п,т,к — глухие соглас­ные появляются раньше звонких, т. е. большее значение имеет не акустическая яркость звука, а его артикуляционная



Е.С. Алмазова


сложность. Глухие согласные более воздушны, чем звонкие, т. е. последние обычно слабее глухих. Присутствие голоса де­лает согласный более слышимым даже при слабой артикуля­ции. Чтобы достичь такой же слышимости глухого соглас­ного, его нужно произносить сильнее. При произнесении звука п акустическая сила звука достигается повышенной экспирацией, прорывом выдыхаемой струей воздуха смычки губ.

При образовании звука п по данным рентгенографии от­мечают, что глотка несколько сужается. На короткий миг суженная глоточная трубка сдерживает сильное давление воз­духа. В момент взрыва глоточная трубка несколько расши­ряется, т. е. расслабляется, сдерживаемое воздушное давле­ние переходит на смычку губ. Суженная глоточная трубка усиливает мощность глухого звука; расширенная глоточная трубка приглушает мощность звонкого согласного.

Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстанов­лению голоса у детей. — М., 1973. — С. 16— 142.


Е.С. Алмазова, Ф.А. Самсонов

Организация

медико-педагогической помощи больным с нарушениями голоса

...Основная цель постановки голоса — добиться большей стойкости и выносливости голосового аппарата к повышен­ной голосовой нагрузке. Лица речевых профессий должны обладать определенными качествами голоса: силой, мело­дичностью, гибкостью, приятным тембром;...перед поста­новкой голоса необходимо тщательное обследование паци­ента, которое включает не только осмотр фониатром или отоларингологом, но при необходимости терапевтом, не­вропатологом, эндокринологом. Обращается внимание на качество звука голоса, процесс голосообразования и голо­соведения. Во время прослушивания фиксируется высота, сила, тембр голоса, особенности голосовой атаки, дикция, характер фонационного дыхания, работа артикуляционно­го аппарата, состояние шейной мускулатуры, осанка об­следуемого.

Подобный комплекс профилактических, лечебных и пе­дагогических мероприятий в настоящее время является наиболее эффективным в деле профилактики и преодоле­ния речевых нарушений. Однако содержание фониатричес-кого комплекса требует еще своего уточнения. Его не сле­дует понимать как механическое объединение отдельных аспектов ларингологического, физиологического, невроло­гического исследования. Научный подход к данной пробле­ме заключается во взаимопроникновении фониатрии и ло-гопедиии и обогащении их сведениями, полученными из смежных наук. При этом эффективность комплексного ме­тода на практике определяется, с одной стороны, разгра­ничением, а с другой — согласованностью действий ряда специалистов, преемственностью в их работе, что дает воз­можность глубже вскрыть патогенез голосового расстрой­ства и провести более эффективные коррекционные меди­ко-педагогические мероприятия.





Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.244 (0.006 с.)