С. Л. Таптапова, И. И. Ермакова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С. Л. Таптапова, И. И. Ермакова




3) исходное положение — ладони к ушам; наклоны голо­
вы в стороны с сопротивлением рук;

4) движения нижней челюсти вниз, в стороны, вперед,
сжимание челюстей;

5) надувание щек;

6) доставание кончиком языка мягкого нёба;

7) поднимание мягкого нёба при зевке.

По мнению Е.В. Лавровой, все приведенные выше упраж­нения подготавливают голосовой аппарат к фонации. На их фоне уменьшаются или исчезают парестезии, удлиняется ре­чевой выдох, при стробоскопии отмечается появление сла­бых колебаний пораженных складок.

Стимуляцию фонации начинают с произнесения звука м «в маску». Выбор этой фонемы не случаен. Это объясня­ется тем, что звук м имеет наилучшую физиологическую основу для выработки правильной фонации: он не требует значительного напряжения мышц гортани, произносится на слабой воздушной струе, импеданс звука велик, что обеспечивает его звучность при малой затрате мышечной энергии голосовых складок, при произнесении этого зву­ка можно легко добиться выраженного резонанса надстав­ных полостей, в результате чего активизируется голосо­вой аппарат. Не всегда удается сразу добиться достаточно длительного и звучного произнесения. Иногда на это ухо­дит более 2 нед.

При увеличении длительности фонации и силы голоса на «мычании» переходят к произнесению прямых слогов, рез­ко опуская нижнюю челюсть: ма, мо, му, мэ, мы. Редуциро­ванные гласные звуки добавляют по мере увеличения импе­данса. Постепенно длительность гласных растягивается до полноценной.

После этого автор рекомендует произносить пары прямых слогов со звонкими согласными с ударением на втором слоге, например: ма-ма, на-на, ла-ла, ва-ва, баба и т. п., а затем ряды слогов с перемещением ударения, например: мб-мамам б— мамамб, нб-нана-нбнананб, лб-лала-лблалалб и т.д.

Освоение этих упражнений в свою очередь позволяет при­ступать к активному смыканию голосовых складок на звуке


Фонопедическая терапия при органических заболеваниях 95

j благодаря его очень большому импедансу. Сочетания зву­ка / с гласными на твердой атаке являются хорошей трени­ровкой звучной фонации. В упражнениях звук / звучит утри­рованно, а гласные — коротко. Произносят сочетания ай-яй, ой-ей, уй-юй, эп-ей.

В дальнейшем проводят координацию дыхательных и фонационных кинестезии. С этой целью больные отражен­но за логопедом длительно произносят гласные звуки по од­ному и в сочетаниях по два, три, четыре и пять.

После звуковых и слоговых упражнений навык пра­вильного голосоведения закрепляют в словах. Для облег­чения выполнения упражнения, включения головного резонатора и обеспечения наилучших условий голосове­дения вначале предлагают слова, начинающиеся с пря­мых ударных слогов со звуком м, например, манка, муха, мебель, мина, мыши. Затем по аналогии произно­сят слова на звуки вил. Далее приступают к закрепле­нию навыка во фразовой речи (вначале в вопросно-ответной форме) и осуществляют постепенный переход на правильное голосоведение в быту.

Автоматизация восстановленной фонации словесными упражнениями, чтением стихов, пересказом текстов требо­валась только больным с длительным заболеванием, фикси­рованным на своем состоянии, испытывающим страх перед возобновлением трудовой деятельности, связанной с голосо­вой нагрузкой. В этих случаях материал подбирают не по фонетическому принципу, а с учетом интересов и вкусов больного.

Завершают занятия вокальные упражнения в диапазоне 1—1,5 октавы. Эти упражнения позволяют не только добить­ся расширения диапазона и усиления звучности голоса, но и сократить сроки автоматизации восстановленной голосо­вой функции.

Диапазон вокальных упражнений определяется высотой и возможностями голоса больного. Начинают с пения трез­вучий на звуке м в течение одного—двух занятий. Затем поют те же трезвучия с названиями нот, а позднее — на глас­ные звуки. Первоначально трезвучия поют на одном глас­ном звуке, затем подбирают сочетания гласных по два и три.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.159.186.146 (0.018 с.)