Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонопедическая терапия при функциональных дисфониях 113Содержание книги
Поиск на нашем сайте
время подключают соноры м, н, л, р. В первой группе применяют и гигиенический, и вибрационный самомассаж: вначале беззвучный, затем в сочетании с сонорами и в заключение со звонкими целевыми фонемами з, ж, в. Основная цель II этапа — постановка физиологического и фонационного дыхания на занятиях лечебной физкультурой. Физические упражнения позволяют добиться полного равномерного дыхания, отработать его ритм, достичь правильного соотношения вдоха и выдоха. При этом используют упражнения с произвольным замедлением частоты дыхания, что, по мнению О.С. Орловой, уменьшает скорость выдыхаемого воздуха и сопротивление при прохождении его через дыхательные пути, а это в конечном итоге также снижает напряжение артикуляционных и дыхательных мышц. При проведении дыхательной гимнастики основное внимание уделяют воспитанию костоабдоминального дыхания. Выработку этого навыка начинают в положении лежа под тактильным контролем ладонями за движениями мышц живота и грудной клетки. Дыхательные упражнения больные выполняют вначале беззвучно, а затем с протяжным произнесением глухих щелевых фонем с, ш, ф. На эффективность этих упражнений указывает также Л.А. Зарицкий (1984). Упражнения выполняют в покое в положении лежа, затем сидя или стоя. Медленный темп упражнения способствует уменьшению общего напряжения, позволяет добиться плавного выдоха и выработать правильные дыхательные кинестезии. Для закрепления кинестезии расслабленной при дыхании гортани все названные выше авторы рекомендуют произносить тихим шепотом на придыхательной атаке слоги хахх, хохх, держа у губ маленькое зеркало. При правильном выполнении упражнения зеркало запотевает. О.С. Орлова рекомендует через 5—7 дней приступать к динамичной дыхательной гимнастике, которая способствует формированию навыков дыхания при двигательной активности. Задача динамической гимнастики — послужить координирующим фактором дыхания и фонации. В процессе восстановления голоса меняют темп и степень нагрузки на занятиях лечебной физкультурой. Однако следует помнить, что основная задача этих занятий — снять напряжение мышц И. И. Ермакова гортани. С этой целью рекомендуют следующие упражнения, косвенно влияющие на расслабление мышц голосового аппарата: 1) руки с напряжением вытянуть вперед, поочередно рас 2) руки с напряжением вытянуть в стороны, поочередно 3) круговые вращения головой: на два счета — вдох, на 4) вдох — голову с напряжением повернуть к правому 5) вдох — голову с напряжением закинуть назад, выдох — Положительное влияние на речь оказывает также совершенствование общей моторики и координации. Можно применить упражнения на координацию движений для заикающихся. Упражнения II этапа выполняют в течение 7—10 дней. К голосовым упражнениям III этапа приступают только после согласования с фониатром. Занятия проводят строго индивидуально. С больными первой и второй групп занятия начинают традиционно с легкого ненапряженного произнесения фонемы ж «в маску». Отрабатывают произнесение звука на мягкой атаке, с ощущением вибрации головного и грудного резонаторов. Внимание больного привлекают к ощущениям легкого щекотания губ и вибрации костей носа. Позднее отрабатывают прямые и закрытые слоги, утрированно произнося фонему м. Аналогичные упражнения выполняют и с фонемой в. Эти упражнения подготавливают переход к тренировкам по произнесению односложных слов на звуки мин, которые начинаются с твердых фонем. Вначале больные произносят на выдохе по одному слову, затем по два, три и т. д. Постепенно материал усложняют. Отрабатывают произнесение последовательностей слогов со звуками мин — равноударно и с перемещением ударения. Для упражнений с двух-, трехсложными словами и фразами специально подбирают материал, включающий из согласных фонем только ф онопедическая терапия при функциональных дисфониях_________ 115 соноры и щелевые в прямых слогах, например: мама, мыла, машина, Марина; мама мыла Милу; мама мыло уронила. После соноров и щелевых фонем в упражнения вводят глухие смычные, а затем и звонкие смычные согласные звуки в порядке п, т, к; б,д,г — вначале твердые, а позднее мягкие варианты. Порядок отработки смычных согласных звуков аналогичный. Больные третьей группы начинают с отработки беззвучной артикуляции согласных и гласных звуков, а затем шепотной речи. С ними прорабатывают мягкую подачу голоса на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фонемы с, ш, х, ф. Больные произносят прямые слоги, выделяя длительно согласный звук. О.С. Орлова указывает также на эффективность жевательных упражнений по Фрешельсу; совершая жевательные движения, больные произносят слоги хмма — хнна, хммо — хнно, хмму — хнну, хммэ — хннэ, хмми — хнни. Эти упражнения позволяют снять напряжение с артикуляционного аппарата и выбрать правильную тональность звучания. Автор наблюдал положительный эффект от занятий с корректофоном Деражне и аппаратом «отставленная речь» (АИР-2) благодаря замедленной речи и выключению слухового контроля. Материал усложняют от слога к слову так же, как в первой и второй группах. На звуки х, ш, ф подбирают односложные, а затем двух- и трехсложные слова с ударением вначале на первом, а затем на последующих слогах. Тренировки длятся 15—20 дней. Закрепление полученных навыков проводят в течение 5—7 дней по общепринятой логопедической методике. Применяют приемы вначале сопряженной, затем отраженной речи, отрабатывают однословный и развернутый ответы на вопросы. При этом обращают внимание на соответствие лексики образовательному уровню и профессии больного. Затем больные читают стихи и прозу, пересказывают их и обсуждают. В этот период важно преодолеть страх речи, чему помогают функциональные тренировки, на которых больных побуждают заговорить с незнакомыми людьми, обратиться в справочное бюро по телефону, выступить с небольшим сообщением. И. И. Ермакова Описанную методику О.С. Орлова применяла в амбулаторных и стационарных условиях, она рекомендована к внедрению в практику. Курс лечения длился 30—35 дней. В результате, по данным автора, речь улучшилась у 85% больных, из них у 35% наступило выздоровление, главным образом у больных первой и второй групп. У них исчезли спазмы и добавочные шумовые придыхательные звуки при речи, объективно увеличились время максимальной фонации и ее интенсивность, уменьшилась скорость спада звукового давления, нормализовались ларингоскопическая и ларингостробоскопичес-кая картины, улучшилось общее соматическое и психическое состояние. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990.— С. 157—165. Л.И. Вансовская Воспитание голосовой функции <...> Воспитание голоса — это работа, которая обеспечивает возможность наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости голосовых складок. Работа по развитию голоса — трудоемкая, чрезвычайно индивидуальная и тонкая. Чтобы не принести вреда, необходим контроль специалиста по постановке голоса. Важен тесный контакт с фо-ниатром (оторинолорингологом). Общие и трафаретные рекомендации здесь не уместны. К.С. Станиславский говорит актерам, а это в полной мере можно адресовать и педагогам: «хорошие голоса в разговорной речи редки. Если же они встречаются, то оказываются недостаточными по силе и диапазону. Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи». При выработке навыков управления голосом привлекаются и активизируются разные нервно-мышечные механизмы: слуховой, мышечный, голосовой (двигательный), проприоцептивный, зрительный, тактильный, кинестетический и общедвигательный. На первых же занятиях выявляются недостатки голоса: высокое положение, чрезмерный зажим гортани, перенапряжение окологортанных мышц, нижней челюсти, вялость мягкого нёба, горловое, носовое звучание, крикливый, резкий или неустойчивый с провалами либо с затуханием голос. Типичной манерой разговора является высокое голосо-извлечение, использование высокого регистра, твердая атака либо вялость голоса, приводящие к быстрому утомлению нервно-мышечного аппарата речи, а также глухость и монотонность — тембральная бедность голоса. Все индивидуальные особенности и погрешности речевого звучания просто невозможно перечислить. Правильной голосоподаче содействует так называемое «основное положение». Оно складывается из нескольких последовательных действий: 1) снятия напряжения в области плеч, шеи, затылочных мышц и гортани (представить свою голову и шею «цветком на стебельке»), 2) расслабления Л.И. Вансовская нижней челюсти и спинки языка, приемов активизации мягкого нёба («позевок»), а также 3) легкого расширения нижних отделов грудной клетки. Основное положение содействует естественному и облегченному фонированию. Под наслоением привычек не спеша отыскивается индивидуальный естественный голос, который возникает легко и свободно. Этапы тренинга. 1. Отработка навыка направленности, адресации и со 2. Снятие сдавленности голоса путем расслабления мышц 3. Достижение баланса мышечного тонуса и адекватной 4. Отработка ровности, устойчивости, звонкости, гибкос 5. Выработка навыка уверенного, как доказательство, зву 6. Выработка выносливости и выдерживания голосовой 7. Применение различных тактик охраны голоса с целью Примечание: каждое последующее упражнение начинают с расслабления (релаксации) мышц шеи, плеч, кистей рук, нижней челюсти, языка; дыхательной гимнастики, т. е. на выдохе произносят поочередно звуки ф, пф при собранности губ; с укрепления фонации во время настройки голоса. Упражнение 1. А. Дыхание. Укрепление фонации начинается со звуков м, в или звукосочетания типа угу с закрытым ртом, с нахождения наиболее удобной середины звучания и передней позиции звука. Вначале звучание осуществляется в виде коротких бросков (м, в, угу), а затем оно удлиняется: м, в, угууу, далее используются звуки ж, з, л, и, р, также произносимые длительно, устойчиво и свободно. Одновременно обращается внимание на устране-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.205.159 (0.007 с.) |