Фонопедическая терапия при функциональных дисфониях 113 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонопедическая терапия при функциональных дисфониях 113



время подключают соноры м, н, л, р. В первой группе при­меняют и гигиенический, и вибрационный самомассаж: вна­чале беззвучный, затем в сочетании с сонорами и в заключе­ние со звонкими целевыми фонемами з, ж, в.

Основная цель II этапа — постановка физиологического и фонационного дыхания на занятиях лечебной физкульту­рой. Физические упражнения позволяют добиться полного равномерного дыхания, отработать его ритм, достичь пра­вильного соотношения вдоха и выдоха. При этом использу­ют упражнения с произвольным замедлением частоты ды­хания, что, по мнению О.С. Орловой, уменьшает скорость выдыхаемого воздуха и сопротивление при прохождении его через дыхательные пути, а это в конечном итоге также сни­жает напряжение артикуляционных и дыхательных мышц.

При проведении дыхательной гимнастики основное вни­мание уделяют воспитанию костоабдоминального дыхания. Выработку этого навыка начинают в положении лежа под тактильным контролем ладонями за движениями мышц живота и грудной клетки. Дыхательные упражнения боль­ные выполняют вначале беззвучно, а затем с протяжным произнесением глухих щелевых фонем с, ш, ф. На эффек­тивность этих упражнений указывает также Л.А. Зарицкий (1984). Упражнения выполняют в покое в положении лежа, затем сидя или стоя. Медленный темп упражнения способ­ствует уменьшению общего напряжения, позволяет добить­ся плавного выдоха и выработать правильные дыхательные кинестезии.

Для закрепления кинестезии расслабленной при дыхании гортани все названные выше авторы рекомендуют произно­сить тихим шепотом на придыхательной атаке слоги хахх, хохх, держа у губ маленькое зеркало. При правильном вы­полнении упражнения зеркало запотевает.

О.С. Орлова рекомендует через 5—7 дней приступать к ди­намичной дыхательной гимнастике, которая способствует формированию навыков дыхания при двигательной активно­сти. Задача динамической гимнастики — послужить коор­динирующим фактором дыхания и фонации. В процес­се восстановления голоса меняют темп и степень нагрузки на занятиях лечебной физкультурой. Однако следует помнить, что основная задача этих занятий — снять напряжение мышц



И. И. Ермакова


гортани. С этой целью рекомендуют следующие упражне­ния, косвенно влияющие на расслабление мышц голосово­го аппарата:

1) руки с напряжением вытянуть вперед, поочередно рас­
слабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук;

2) руки с напряжением вытянуть в стороны, поочередно
расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук;

3) круговые вращения головой: на два счета — вдох, на
четыре, шесть и восемь — выдох;

4) вдох — голову с напряжением повернуть к правому
плечу, на выдохе голову медленно перевести к левому пле­
чу. Повторить 3—4 раза и наклонить голову вниз, чтобы рас­
слабить мышцы шеи;

5) вдох — голову с напряжением закинуть назад, выдох —
наклонить вниз, расслабиться. Повторить упражнение, про­
износя при наклоне поочередно гласные звуки а, о, у.

Положительное влияние на речь оказывает также совер­шенствование общей моторики и координации. Можно при­менить упражнения на координацию движений для заикаю­щихся. Упражнения II этапа выполняют в течение 7—10 дней.

К голосовым упражнениям III этапа приступают только после согласования с фониатром. Занятия проводят строго ин­дивидуально. С больными первой и второй групп занятия на­чинают традиционно с легкого ненапряженного произнесения фонемы ж «в маску». Отрабатывают произнесение звука на мягкой атаке, с ощущением вибрации головного и грудного резонаторов. Внимание больного привлекают к ощущениям легкого щекотания губ и вибрации костей носа.

Позднее отрабатывают прямые и закрытые слоги, утри­рованно произнося фонему м. Аналогичные упражнения выполняют и с фонемой в. Эти упражнения подготавливают переход к тренировкам по произнесению односложных слов на звуки мин, которые начинаются с твердых фонем. Вна­чале больные произносят на выдохе по одному слову, затем по два, три и т. д.

Постепенно материал усложняют. Отрабатывают произ­несение последовательностей слогов со звуками мин — равноударно и с перемещением ударения. Для упражнений с двух-, трехсложными словами и фразами специально под­бирают материал, включающий из согласных фонем только


ф онопедическая терапия при функциональных дисфониях_________ 115

соноры и щелевые в прямых слогах, например: мама, мыла, машина, Марина; мама мыла Милу; мама мыло уронила. После соноров и щелевых фонем в упражнения вводят глу­хие смычные, а затем и звонкие смычные согласные звуки в порядке п, т, к; б,д,г — вначале твердые, а позднее мягкие варианты. Порядок отработки смычных согласных звуков аналогичный.

Больные третьей группы начинают с отработки беззвуч­ной артикуляции согласных и гласных звуков, а затем ше­потной речи. С ними прорабатывают мягкую подачу голоса на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фоне­мы с, ш, х, ф. Больные произносят прямые слоги, выделяя длительно согласный звук.

О.С. Орлова указывает также на эффективность жеватель­ных упражнений по Фрешельсу; совершая жевательные дви­жения, больные произносят слоги хммахнна, хммохнно, хммухнну, хммэхннэ, хммихнни.

Эти упражнения позволяют снять напряжение с артику­ляционного аппарата и выбрать правильную тональность звучания. Автор наблюдал положительный эффект от заня­тий с корректофоном Деражне и аппаратом «отставленная речь» (АИР-2) благодаря замедленной речи и выключению слухового контроля.

Материал усложняют от слога к слову так же, как в пер­вой и второй группах. На звуки х, ш, ф подбирают однослож­ные, а затем двух- и трехсложные слова с ударением внача­ле на первом, а затем на последующих слогах. Тренировки длятся 15—20 дней.

Закрепление полученных навыков проводят в течение 5—7 дней по общепринятой логопедической методике. При­меняют приемы вначале сопряженной, затем отраженной речи, отрабатывают однословный и развернутый ответы на вопросы. При этом обращают внимание на соответствие лексики образовательному уровню и профессии больного. Затем больные читают стихи и прозу, пересказывают их и обсуждают. В этот период важно преодолеть страх речи, чему помогают функциональные тренировки, на которых больных побуждают заговорить с незнакомыми людьми, обратиться в справочное бюро по телефону, выступить с небольшим сообщением.



И. И. Ермакова


Описанную методику О.С. Орлова применяла в амбулатор­ных и стационарных условиях, она рекомендована к внедре­нию в практику. Курс лечения длился 30—35 дней. В резуль­тате, по данным автора, речь улучшилась у 85% больных, из них у 35% наступило выздоровление, главным образом у боль­ных первой и второй групп. У них исчезли спазмы и добавоч­ные шумовые придыхательные звуки при речи, объективно увеличились время максимальной фонации и ее интенсив­ность, уменьшилась скорость спада звукового давления, нор­мализовались ларингоскопическая и ларингостробоскопичес-кая картины, улучшилось общее соматическое и психическое состояние.

Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990.— С. 157—165.


Л.И. Вансовская

Воспитание голосовой функции

<...> Воспитание голоса — это работа, которая обеспечи­вает возможность наилучшего использования голоса при ми­нимальной утомляемости голосовых складок. Работа по раз­витию голоса — трудоемкая, чрезвычайно индивидуальная и тонкая. Чтобы не принести вреда, необходим контроль спе­циалиста по постановке голоса. Важен тесный контакт с фо-ниатром (оторинолорингологом). Общие и трафаретные ре­комендации здесь не уместны. К.С. Станиславский говорит актерам, а это в полной мере можно адресовать и педагогам: «хорошие голоса в разговорной речи редки. Если же они встречаются, то оказываются недостаточными по силе и ди­апазону. Даже хороший от природы голос следует разви­вать не только для пения, но и для речи». При выработке навыков управления голосом привлекаются и активизиру­ются разные нервно-мышечные механизмы: слуховой, мы­шечный, голосовой (двигательный), проприоцептивный, зрительный, тактильный, кинестетический и общедвига­тельный.

На первых же занятиях выявляются недостатки голоса: высокое положение, чрезмерный зажим гортани, перенап­ряжение окологортанных мышц, нижней челюсти, вялость мягкого нёба, горловое, носовое звучание, крикливый, рез­кий или неустойчивый с провалами либо с затуханием го­лос. Типичной манерой разговора является высокое голосо-извлечение, использование высокого регистра, твердая атака либо вялость голоса, приводящие к быстрому утом­лению нервно-мышечного аппарата речи, а также глухость и монотонность — тембральная бедность голоса. Все инди­видуальные особенности и погрешности речевого звучания просто невозможно перечислить.

Правильной голосоподаче содействует так называемое «ос­новное положение». Оно складывается из нескольких после­довательных действий: 1) снятия напряжения в области плеч, шеи, затылочных мышц и гортани (представить свою голову и шею «цветком на стебельке»), 2) расслабления



Л.И. Вансовская


нижней челюсти и спинки языка, приемов активизации мягкого нёба («позевок»), а также 3) легкого расширения нижних отделов грудной клетки. Основное положение со­действует естественному и облегченному фонированию. Под наслоением привычек не спеша отыскивается индивидуаль­ный естественный голос, который возникает легко и сво­бодно.

Этапы тренинга.

1. Отработка навыка направленности, адресации и со­
бранности звучания.

2. Снятие сдавленности голоса путем расслабления мышц
шеи, гортани, плеч.

3. Достижение баланса мышечного тонуса и адекватной
работы нёбно-глоточного затвора; снятие зажатости нижней
челюсти — помехи свободному голосотечению.

4. Отработка ровности, устойчивости, звонкости, гибкос­
ти голоса стимуляцией слухового, тактильно-вибрационно­
го и мышечного контроля.

5. Выработка навыка уверенного, как доказательство, зву­
чания голоса при всякой высоте, силе и длительности.

6. Выработка выносливости и выдерживания голосовой
нагрузки без потери качества звучания; умения снижать
эмоциональное напряжение в тревожных ситуациях.

7. Применение различных тактик охраны голоса с целью
предотвращения патологических изменений голосового
тракта.

Примечание: каждое последующее упражнение начина­ют с расслабления (релаксации) мышц шеи, плеч, кистей рук, нижней челюсти, языка; дыхательной гимнастики, т. е. на выдохе произносят поочередно звуки ф, пф при со­бранности губ; с укрепления фонации во время настройки голоса.

Упражнение 1. А. Дыхание. Укрепление фонации начи­нается со звуков м, в или звукосочетания типа угу с закры­тым ртом, с нахождения наиболее удобной середины зву­чания и передней позиции звука. Вначале звучание осуществляется в виде коротких бросков (м, в, угу), а за­тем оно удлиняется: м, в, угууу, далее используются звуки ж, з, л, и, р, также произносимые длительно, устойчиво и свободно. Одновременно обращается внимание на устране-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.012 с.)