Методика восстановления звучной речи после ларингэктомии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика восстановления звучной речи после ларингэктомии





Упражнение 9.

«Соль» малой октавы А

«Си»»» У Трезвучие

«Ре» первой октавы )

«Ре» первой октавы А

«Си» малой» У Трезвучие

«Соль»»» )

Упражнение 9 следует выполнять предельно медленно, делая паузы через каждые 2—3 мин. В это же время реко­мендуется длительное пение одного звука в доступном диа­пазоне. При отсутствии затруднений при выполнении ука­занных упражнений переходят к исполнению знакомых мелодий в доступных диапазонах.

Пение музыкальных фраз из знакомых популярных пе­сен стимулирует плавность и появление модуляций в пище­водном голосе.

Упражнение 10. В. Соловьев-Седой, «Подмосковные вечера», первая фраза.

Упражнение 11. И. Дунаевский. «Широка страна моя родная», первая фраза.

Упражнения для женского пищеводного голоса. При ра­боте над женским пищеводным голосом возникают допол­нительные трудности. Отсутствие модуляций и низкий тон пищеводного голоса крайне травмируют женщин. Сначала применяются упражнения для увеличения модуляций, а затем для расширения диапазона.

Диапазон женского пищеводного голоса должен быть не менее кварты, кванты 1-й октавы, поэтому упражнения, а также мелодии следует предлагать в указанных диапазо­нах.

Упражнение 12.

«До» \ «Соль» "I

«Mu» г первой октавы «Ми» г первой октавы

«До»)

«До» Л

«Ми» У первой октавы

«Соль»;


С.Л. Таптапова

ябХ°ДИМО отметить> что для большей эффективности и стабильности тембра некоторым больным, у которых особен

сНиОмЧостТи УХУДШаетСЯ **™°» пищеводного rZ"a в зави­симости от их настроения и общего состояния, рекоменду­ется самостоятельно повторять необходимые упражнения длительное время, уже не посещая логопеда ражнения

Восстановление звучной речи у больных после резек­ции или удаления гортани. — М., 1985.


С.Л. Таптапова

Основы фонопедии

||, В современном обществе постоянно увеличивается чис-лиц голосоречевых профессий. Большие голосовые на-рузки предъявляют и повышенные требования к голосо->му аппарату, в связи с чем возникает «необходимость! разработке профилактических мер для сохранения здра-мч> голоса и поиске наиболее рациональных путей его вос-гановления в случаях нарушений. Педагогические приемы установления голоса были выделены в раздел логопе-га — фонопедию. Фонопедия — это педагогический про-основывающийся на физиологии голосообразования ■дидактических принципах. Изучение механизма голосо-5разования дало физиологическое обоснование фонопеди-ским приемам, подтвердило их ведущую роль в функци-1ьных тренировках голосового аппарата. Фонопедию >жно определить как воспитание навыков правильного элосоведения при минимальной нагрузке на голосовой шарат гортани и постепенной активизации мышечного шарата.

Фонопедия в конце XIX — начале XX вв. развивалась по направлениям. В Германии одним из основоположни-)в ее был Н. Gutzmann, во Франции — G. Taurneau. В Рос-[ фонопедия стала развиваться в начале XX в. В.Н. Ники-Шин и А.Ф. Иванов (1910), Е.Н. Малютин (1924) указывали необходимость проводить коррекцию голоса с помощью ^дагогических методов, а также предложили некоторые хемы для нормализации голосовой функции. После Вели-»й Октябрьской социалистической революции выходят Е.Н. Малютина (1924), Ф.Ф. Заседателева (1925), которых были описаны различные упражнения, предла­гаемые для постановки голоса. В работах немецких авторов, МВубликованных с конца XIX в. и до наших дней, большое шнимание уделяется артикуляционным упражнениям. Цшранцузские же и итальянские авторы делают акцент на жических упражнениях.



С.Л. Таптапова


В 30—40-е годы в работах Ф.Ф. Заседателева(1935,1937), И.И. Левидова (1938), Е.М. Ворониной (1939) даны четкие указания на необходимость дифференцированного примене­ния фонопедических упражнений при различных заболева­ниях голосового аппарата, а также изложены научные осно­вы постановки голоса.

В период Великой Отечественной войны первостепенной задачей врачей и логопедов являлось восстановление голоса в связи с ранениями голосового аппарата. В монографии М.И. Фомичева «Основы фониатрии» (1942) много внима­ния уделяется фонопедическим упражнениям.

В 50-х годах в трудах отечественных ученых отводится зна­чительное место восстановлению голосовой функции после оперативных вмешательств по поводу новообразований гор­тани [Бокштейн Ф.С., 1954; Сендульский И.Я., 1954; Зимонт Д.И., 1958; Светлаков М.И., 1964]. В этот же период появля­ются работы, посвященные исследованию акустической структуры звуков русского языка [Варшавский Л.А., 1955; ЛитвакИ.И., 1959]. В монографии А.Т. Рябченко (1964) опи­сываются в сочетании дыхательные и фонопедические уп­ражнения, рекомендованные автором при функциональных нарушениях голоса. Исследования по акустической струк­туре вокальной речи, проведенные В.П. Морозовым (1967), впервые позволили на уровне современных научных знаний говорить о биофизических возможностях певческого голо­са. Изучение механизмов голосообразования, определение акустических параметров голоса, применение электронной ларингостробоскопии позволили логопедам дифференциро­ванно разрабатывать фонопедические методики.

Основой для фонопедических упражнений является кор­рекция фонационного дыхания, которое изменяется при большинстве голосовых нарушений. Комплексы целенап­равленных дифференцированных упражнений, простые для запоминания, разработаны Э.Я. Золотаревой (1984). Коррекцию дыхания проводят параллельно с фонопедичес-кими тренировками. Предлагаемые нами методики состав­лены с учетом физиологии голосообразования, акустичес­ких параметров голоса и соблюдением дидактических приемов. Больной должен выполнять только эффективные упражнения, которые обоснованы физиологически и не-


Основы фонопедии



сложны для выполнения. Естественно, что с больными, у которых голосовые нарушения сопровождаются нервно-психическими нарушениями, занятия по восстановлению голоса проводят на фоне медикаментозного лечения, назна­ченного психоневрологом или психиатром.

Все разработанные и описанные нами методики внедре­ны в практику отечественного здравоохранения, а некото­рые из них применяются и за рубежом.

Дмитриев Л.В., Телеляева Л.М.; Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990. — С. 155—157.



С.Л. Таптапова


В 30—40-е годы в работах Ф.Ф. Заседателева(1935,1937), И.И. Левидова (1938), Е.М. Ворониной (1939) даны четкие указания на необходимость дифференцированного примене­ния фонопедических упражнений при различных заболева­ниях голосового аппарата, а также изложены научные осно­вы постановки голоса.

В период Великой Отечественной войны первостепенной задачей врачей и логопедов являлось восстановление голоса в связи с ранениями голосового аппарата. В монографии М.И. Фомичева «Основы фониатрии» (1942) много внима­ния уделяется фонопедическим упражнениям.

В 50-х годах в трудах отечественных ученых отводится зна­чительное место восстановлению голосовой функции после оперативных вмешательств по поводу новообразований гор­тани [Бокштейн Ф.С., 1954; Сендульский И.Я., 1954; Зимонт Д.И., 1958; Светлаков М.И., 1964]. В этот же период появля­ются работы, посвященные исследованию акустической структуры звуков русского языка [Варшавский Л.А., 1955; ЛитвакИ.И., 1959]. В монографии А.Т. Рябченко (1964) опи­сываются в сочетании дыхательные и фонопедические уп­ражнения, рекомендованные автором при функциональных нарушениях голоса. Исследования по акустической струк­туре вокальной речи, проведенные В.П. Морозовым (1967), впервые позволили на уровне современных научных знаний говорить о биофизических возможностях певческого голо­са. Изучение механизмов голосообразования, определение акустических параметров голоса, применение электронной ларингостробоскопии позволили логопедам дифференциро­ванно разрабатывать фонопедические методики.

Основой для фонопедических упражнений является кор­рекция фонационного дыхания, которое изменяется при большинстве голосовых нарушений. Комплексы целенап­равленных дифференцированных упражнений, простые для запоминания, разработаны Э.Я. Золотаревой (1984). Коррекцию дыхания проводят параллельно с фонопедичес-кими тренировками. Предлагаемые нами методики состав­лены с учетом физиологии голосообразования, акустичес­ких параметров голоса и соблюдением дидактических приемов. Больной должен выполнять только эффективные упражнения, которые обоснованы физиологически и не-


Основы фонопедии 89

сложны для выполнения. Естественно, что с больными, у которых голосовые нарушения сопровождаются нервно-психическими нарушениями, занятия по восстановлению голоса проводят на фоне медикаментозного лечения, назна­ченного психоневрологом или психиатром.

Все разработанные и описанные нами методики внедре­ны в практику отечественного здравоохранения, а некото­рые из них применяются и за рубежом.

Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М.? Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990. —С. 155—157.



С.Л. Таптапова


 


В 30—40-е годы в работах Ф.Ф. Заседателева (1935,1937), И.И. Левидова (1938), Е.М. Ворониной (1939) даны четкие указания на необходимость дифференцированного примене­ния фонопедических упражнений при различных заболева­ниях голосового аппарата, а также изложены научные осно­вы постановки голоса.

В период Великой Отечественной войны первостепенной задачей врачей и логопедов являлось восстановление голоса в связи с ранениями голосового аппарата. В монографии М.И. Фомичева «Основы фониатрии» (1942) много внима­ния уделяется фонопедическим упражнениям.

В 50-х годах в трудах отечественных ученых отводится зна­чительное место восстановлению голосовой функции после оперативных вмешательств по поводу новообразований гор­тани [Бокштейн Ф.С., 1954; Сендульский И.Я., 1954; Зимонт Д.И., 1958; Светлаков М.И., 1964]. В этот же период появля­ются работы, посвященные исследованию акустической структуры звуков русского языка [Варшавский Л,А., 1955; ЛитвакИ.И., 1959]. В монографии А.Т.Рябченко (1964) опи­сываются в сочетании дыхательные и фонопедические уп­ражнения, рекомендованные автором при функциональных нарушениях голоса. Исследования по акустической струк­туре вокальной речи, проведенные В.П. Морозовым (1967), впервые позволили на уровне современных научных знаний говорить о биофизических возможностях певческого голо­са. Изучение механизмов голосообразования, определение акустических параметров голоса, применение электронной ларингостробоскопии позволили логопедам дифференциро­ванно разрабатывать фонопедические методики.

Основой для фонопедических упражнений является кор­рекция фонационного дыхания, которое изменяется при большинстве голосовых нарушений. Комплексы целенап­равленных дифференцированных упражнений, простые для запоминания, разработаны Э.Я. Золотаревой (1984). Коррекцию дыхания проводят параллельно с фонопедичес-кими тренировками. Предлагаемые нами методики состав­лены с учетом физиологии голосообразования, акустичес­ких параметров голоса и соблюдением дидактических приемов. Больной должен выполнять только эффективные упражнения, которые обоснованы физиологически и не-


Основы фонопедии



сложны для выполнения. Естественно, что с больными, у которых голосовые нарушения сопровождаются нервно-психическими нарушениями, занятия по восстановлению голоса проводят на фоне медикаментозного лечения, назна­ченного психоневрологом или психиатром.

Все разработанные и описанные нами методики внедре­ны в практику отечественного здравоохранения, а некото­рые из них применяются и за рубежом.

Дмитриев Л.В., Телеляева Л.М.;Таптпапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990.— С. 155—157.


С.Л. Таптапова, И.И. Ермакова

Фонопедическая терапия

при органических заболеваниях

голосового аппарата

Фонопедическая терапия при парезах и параличах гор­тани. Среди больных, нуждающихся в фонопедическом вос­становительном лечении, наиболее многочисленную группу составляют лица с парезами и параличами гортани различ­ной этиологии. За помощью обращаются больные с односто­ронними и двусторонними парезами и параличами гортани, парезом одной стороны, сочетающимся с параличом другой. За последние годы резко увеличилась частота двусторонних параличей гортани, особенно в виде осложнений после хи­рургических вмешательств на щитовидной железе по пово­ду новообразований.

Таким больным необходимо своевременно провести фо-нопедическую терапию. Данные литературы и клиничес­кие наблюдения показывают, что при давности заболева­ния до 6 мес. с помощью специальных упражнений можно восстановить двигательную и вибраторную функции горта­ни. И. Максимов (1987) считает необходимым начинать проведение ортофонических мероприятий не позже, чем через 3 нед. после травмы или возникновения пареза, а А. Мит-ринович-Моджеевска (1965) — через б нед. При большей дли­тельности заболевания голос восстанавливается медленнее и в основном за счет компенсаторных возможностей гортани. При этом уровень компенсации настолько высок, что после ле­чения многие лица даже голосоречевых профессий могут продолжать трудовую деятельность по специальности. У дру­гих больных, у которых не удается добиться нормализации тембра, увеличивается сила голоса, исчезает его утомляе­мость при нагрузке, нормализуется дыхание даже при огра­ниченной подвижности гортани.

При поражении одной из голосовых складок голос восста­навливается благодаря активизации здоровой складки, кото­рая при вибрации переходит за среднюю линию и примыкает



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.016 с.)