Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Результаты логопедической работы по восстановлению голоса↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эффективность комплексного ортофонического метода была проверена в условиях сурдологопедического отделения Московской детской больницы имени Ф.Э. Дзержинского. Занятия проводились с 80-ю детьми, страдающими папилломатозом и рубцовым стенозом гортани. Результаты логопедической работы оценивались по следующим параметрам: 1) восстановление голоса при афонии и дисфонии, 2) улучшение голоса, 3) без изменений. Качество восстановленного голоса зависит от ряда факторов: 1. От строения и функции нервно-мышечного аппарата гортани. Чем полноценнее функция истинных голосовых складок, тем лучше тембр восстановленного голоса. У наблюдаемых детей нормальная подвижность голосовых складок была лишь у 5% детей, ограниченная подвижность — у 95% детей. Фонация истинными складками была возможна у 26% детей, ложными — у 74% детей. В процессе логопедических занятий у 55% детей удалось активизировать деятельность деформированных истинных голосовых складок. Качество полученного голоса можно представить следующим образом: грубый, хриплый — у 12,5% детей, грубый, хриплый, немодулированный — у 10% детей, глухой — у 7,5% детей. 2. От возраста ребенка. Чем моложе ребенок, тем выше компенсаторные возможности его центральной нервной системы. Но, с другой стороны, дети младшего возраста подчас не понимают предъявляемых к ним требований, не проявляют интереса к занятиям, пассивно относятся к отсутствию голоса. Поэтому предъявляются определенные требования к методике проведения логопедических занятий — они должны быть интересными, насыщенными игровым и наглядным материалом. Занятия строятся с учетом возраста ребенка, его индивидуальных личностных особенностей, состояния психической и речевой сферы. 3. От длительности и тяжести заболевания гортани. Многочисленные операции на гортани в процессе лечения папилломатоза и рубцового стеноза гортани значительно травмируют голосовые складки. Заболевание гортани приводит к глубокому нарушению голосовой и речевой функций ребенка, что усугубляется астеническим синдромом, психической травмой и длительной госпитализацией. Некоторое отставание в темпах психического и речевого развития полностью преодолевается. Все наблюдаемые нами дети — ученики общеобразовательной школы, которые успешно осваивают ее программу. В дальнейшем они продолжают учиться и включаются в трудовую деятельность. Приводим краткие выписки из историй болезни: Саша В., 13 лет. Голос отсутствовал в течение 10 лет. Восстановлен громкий, модулированный, несколько хриплый голос. Марк Г., 6 лет. Голос отсутствовал с рождения. Восстановлен громкий, звонкий голос. Люда М., 9 лет. Голос отсутствовал в течение 7 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос. Игорь С, 8 лет. Голос отсутствовал в течение 6 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос. Маша М., 13 лет. Голос отсутствовал в течение 12 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос. Света Б., 16 лет. Голос отсутствовал в течение 14 лет. Восстановлен громкий, несколько грубый и хриплый голос. Галя Б., 13 лет. Голос отсутствовал в течение 11 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос. Ваня Р., 15 лет. Голос отсутствовал в течение 13 лет. Восстановлен громкий, звонкий голос. Руфа Б., 17 лет. Голос отсутствовал в течение 14 лет. Восстановлен громкий, несколько грубый голос. Нелли А., 14 лет. Голос отсутствовал в течение 11 лет. Восстановлен громкий, несколько хриплый голос. Света Я., 15 лет. Голос отсутствовал в течение 12 лет. Восстановлен громкий голос. Лида К., 14 лет. Дисфония в течение 13 лет. Восстановлен громкий, звонкий, модулированный голос. Люба Л., 11 лет. Афония, ринолалия в течение 6 лет. Восстановлен громкий голос снезначительной назализацией. Зоя С., 15 лет. Дисфония в течение 13 лет. Восстановлен громкий, звонкий, модулированный голос. Проверка отдаленных результатов логопедической работы показала, что у 65% детей после окончания логопедических занятий произошло дальнейшее улучшение качества голоса, у 32,5% он остался без изменений, у 2,5% детей ухудшился в связи с ростом папиллом гортани. Критериями катамнестической оценки были умение ребенка пользоваться громким голосом в повседневном речевом общении, передача эмоциональной окраски речи, богатства ее мелодики и интонаций. Катамнестические сведения показывают, что почти все дети (кроме двух) пользуются звучным голосом в общении с окружающими и при этом не испытывают особых затруднений. Восстановление голоса положительно повлияло на оздоровление личности ребенка в целом — активизировало его психический тонус и укрепило желание занять свое полноправное место в жизни и детском коллективе. Приложение Игорь С., 8 лет. Афония на почве рубцового стеноза гортани, сложная дислалия. В год мальчик заболел дифтерией, была произведена трахеотомия в связи с затрудненным дыханием. Неоднократно иссекались рубцы гортани. Пластическое закрытие стомы произведено в 6-летнем возрасте. В течение 7 лет говорит шепотом. Данные ларингоскопии: голосовая щель широкая. Подвижность левой половины гортани ограничена. Истинные голосовые складки рубцово изменены, смыкаются не полностью. Психическая сфера: умственное развитие без отклонений от нормы. Мальчик живой, легко вступает в контакт. По характеру спокойный, уравновешенный, дисциплинированный. Настроение бодрое, жизнерадостное. Критически относится к своему дефекту, страдает из-за отсутствия голоса, охотно занимается с логопедом. Учится в 1 классе общеобразовательной школы. Очень переживает невозможность петь на уроках пения в школе. Логопедический статус: движения артикуляционного аппарата вялые, неловкие. Дыхание свободное, поверхностное, выдох резко укорочен. Часто говорит на вдохе. Голос отсутствует, говорит внятным шепотом. Речевое развитие соответствует возрасту. Звукопроизношение: парасигматизм шипящих (ш, ж — с ), ламбдацизм (л — двугубный), отсутствие озвончения. Логопедические занятия по восстановлению голоса включали артикуляционную, дыхательную гимнастику, лечебную физкультуру. На 4-м занятии на стоне был вызван голос — слабый, хриплый, сдавленный. На 6-м занятии голос был введен в слоги со звуками, п, т, к. На первых занятиях голос звучал гортанно, резко, при напряжении мышц гортани и шеи. Привлечение тактильно-вибрационного, зрительного и слухового контроля помогло направить звук голоса в «позицию резонатора», в результате чего голос стал громче, но все-таки оставался грубым и хриплым. Было поставлено речевое диафрагмальное дыхание, но недостаточно глубокое и сильное. Движения артикуляционного аппарата стали ловкими и точными. Были поставлены, автоматизированы дефектные звуки. Через год занятия были продолжены. Было проведено 44 логопедических занятия по комплексной методике. Основное внимание было направлено на звучание голоса в «позиции резонатора», восстановление певческого голоса и развитие мелодико-интонационной стороны речи. Очень медленно, с большим трудом удалось уменьшить напряжение мышц гортани и снять неприятный гортанный призвук голоса. Лишь к концу курса логотерапии голос его приобрел модулированность, достаточную громкость, звонкость. Был восстановлен и певческий голос. Полученный голос был образован за счет фонации ложных голосовых складок. Катамнестические данные: у мальчика громкий, звонкий голос, который стал свободнее, легче, сильнее в процессе повседневного речевого общения. Данный случай примечателен тем, что голос, отсутствовавший у ребенка в течение 7 лет, восстановлен, несмотря на тяжесть органических изменений в гортани. Полноценное интеллектуальное развитие ребенка, его желание восстановить голос, упорство в достижении этой цели значительно облегчили восстановительную задачу. Саша Б., 13 лет, хронический рубцовый стеноз гортани дифтерийного происхождения, афония, сложная дислалия. В трехлетнем возрасте была произведена трахеотомия. Производилось неоднократное иссечение рубцов гортани. Мальчик был деканюлирован в 13-летнем возрасте. Голоса нет в течение 10 лет. Мальчик физически ослаблен. Выражен астенический синдром. По средней линии шеи трахеостома, в которую введена трахеотомическая трубка. При закрытии трубки дыхание не затруднено. Данные ларингоскопии: просвет гортани широкий. Надгортанник деформирован. Истинные голосовые складки рубцово изменены. Ложные голосовые складки гипертрофированы. Психическая сфера: мальчик очень угнетен своей болезнью и отсутствием голоса, не верит в возможность его восстановления. В контакт вступает с большим трудом. Занимается неохотно. Настроение неустойчивое, быстро меняющееся, обычно подавленное и грустное. Часто бывает необоснованно раздражительным, негативистичным, проявляет неуважение к товарищам, матери, хотя и очень скучает по дому. Учится в 5 классе общеобразовательной школы, не успевает. Уроки в школе отвечает в письменной форме. Критика к себе снижена, трудностей в усвоении школьной программы не осознает. Новый материал запоминает плохо, с трудом заучивает наизусть. Мышление конкретно. Внимание быстро истощается. Логопедический статус: понимание речи не ограничено. Словарный запас бедный, фраза стереотипная. Движения артикуляционного аппарата вялые, неловкие. Звукопроизношение: парасигматизм свистящих и шипящих (замена звуком т ), ламбдацизм, ротацизм, каппацизм, отсутствие озвончения. Дыхание — поверхностное, ключичное, смешанное — через трахеотомическую трубку, рот и нос. Речевое диафрагмальное дыхание отсутствует. Выдох очень короткий и слабый, часто говорит на вдохе. Голос отсутствует. В речевом общении пользуется квакающей речью — монотонной, непонятной окружающим, лишенной назализации, вокализации, консонизации. Логопедические занятия с мальчиком начались в период ношения им трахеотомической трубки. Было проведено 40 логопедических занятий. Проводилась психотерапия, артикуляционная, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, а после деканюляции были введены голосовые упражнения. Проводилась коррекция звукопроизношения. Учитывая характерологические особенности личности мальчика, психотерапия имела особенно большое значение. Она проводилась ежедневно, в течение всего процесса обучения ребенка. Одновременно с артикуляционными, дыхательными упражнениями, лечебной физкультурой были включены упражнения по образованию шепотной речи (со 2-го занятия). С этой целью мальчик на выдохе, с закрытой трубкой произносил гласные, согласные, слоги, слова, фразы. После деканюляции была ликвидирована и причина квакающей речи — дыхание через трубку, но осталось характерное произношение (замена всех звуков звуком м). Звук голоса был вызван на имитации стона на 8-м занятии. Это был грубый, хриплый, низкий, напряженный, сдавленный звук, лишь отдаленно напоминающий человеческий голос. Полученный звук соединялся с гласными, о, у, а, у, э в прямых, обратных, закрытых слогах. Основное внимание обращалось на звучание голоса в позиции резонатора, при минимальном напряжении мышц шеи, гортани, брюшного пресса. С этой целью включался слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный контроль, массаж гортани, физиотерапия. Лишь к 30-му занятию голос стал звучать в ротовой позиции, приобрел более приятный, мелодичный тембр, стал громче, звонче, свободнее. Одновременно были поставлены и введены в речь все дефектные звуки. Мальчик был выписан с громким, модулированным голосом несколько грубого тембра. Восстановление голоса положительно повлияло на его настроение, характер: он стал активным, бодрым, более уравновешенным; почувствовал себя полноправным членом детского коллектива, так как получил возможность общаться со сверстниками при помощи громкого голоса. По катамнестическим сведениям голос у мальчика громкий, модулированный, несколько хриплый, звучит без напряжения. Данное наблюдение представляет интерес: голос, отсутствовавший у ребенка в течение 10 лет, восстановлен, несмотря на грубые анатомические изменения в гортани. Это наблюдение подтверждает положение о роли восстановительной логотерапии в оздоровлении личности ребенка в целом. Нелли А ., 14 лет, хронический рубцовый стеноз гортани на почве папилломатоза гортани, афония в течение 11 лет. Девочка с 3 лет страдает папилломатозом гортани. В связи с затрудненным дыханием была произведена трахеотомия с введением трахеотомической трубки. Производилось удаление папиллом из гортани, а впоследствии — иссечение рубцов гортани. Физическое развитие соответствует возрасту. Девочка бледная, вялая. Со стороны внутренних органов изменений не обнаружено. Выражен астенический синдром: девочка быстро утомляется, жалуется на головную боль. По средней линии шеи — ларингостома, в которую введена трахеотомическая трубка. Данные ларингоскопии: голосовая щель широкая. Подвижность правой половины гортани резко ограничена. Левая половина гортани подвижна. Правый черпаловидный хрящ отечный, менее подвижен, чем левый. Истинные голосовые складки утолщены, при попытках фонации расходятся на 1-1,5 мм. Они рубцово изменены, смыкаются не полностью. Правая истинная голосовая складка менее подвижна, чем левая. В подсвязочном пространстве рубцовое сужение. Папиллом нет. Психическая сфера: болезнь и отсутствие голоса наложили серьезный отпечаток на эмоционально-волевую сферу девочки. Она очень угнетена своим состоянием, в контакт вступает с трудом. Обычно вялая, пассивная, настроение подавленное, грустное. Не верит в возможность выздоровления и восстановления голоса. Сомневается в своих силах, боится трудностей и не умеет их преодолевать. Говорит мало и неохотно. Часто плачет. Учится в 6 классе общеобразовательной школы. Со стороны умственного развития отклонений нет. Логопедический статус: движения артикуляционного аппарата вялые. Мускулатура губ, щек паретичная. Дыхание свободное, поверхностное, ключичное. Речевое дыхание отсутствует. Выдох резко укороченный и слабый. Голос отсутствует. Говорит внятным, громким шепотом. Речевое развитие соответствует возрасту. Логопедические занятия по восстановлению голоса начались в период ношения Т-образной резиновой трубки, были продолжены после деканюляции и пластического закрытия ларингостомы. Логопедические занятия включали психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику, лечебную физкультуру и ортофонические упражнения. Было проведено 120 занятий. Психотерапевтические беседы имели особое значение, так как необходимо было вселить в девочку уверенность, заставить ее поверить в возможность восстановления голоса, улучшить ее настроение. Кроме бесед, ей демонстрировали магнитофонные записи голосов других детей до и после проведения логопедических занятий, показывали катамнестические анкеты. Все эти меры способствовали установлению более тесного контакта, появлению у девочки воли и желания восстановить голос. Каждое логопедическое занятие начиналось с психотерапии. Одновременно проводилась артикуляционная, дыхательная гимнастика, логопедическая лечебная физкультура, а с 3-го занятия (после деканюляции) были введены и ортофонические упражнения. Голос был вызван на имитации стона на 10-м занятии. Это был грубый, хриплый, гортанный звук, отдаленно напоминающий человеческий голос. Но появление даже такого звука имело огромное психотерапевтическое значение. Полученный звук голоса соединялся с гласным у в прямых и обратных слогах, при этом обращалось внимание на звучание голоса в «позиции резонатора». Это было весьма сложной задачей, так как в фонации принимали участие ложные голосовые складки в большей степени, чем истинные. Слуховой контроль подкреплялся зрительным и тактильно-вибрационным. Лишь на 18-м занятии перешли к произнесению слов с у, а на 25-м — к коротким фразам. Это уже было началом автоматизации процесса голосообразования. На последующих занятиях голос автоматизировался в словах и фразах с другими гласными звуками, а затем — и в самостоятельной речи (сначала — отраженной, затем — спонтанной). В результате логопедических занятий был восстановлен громкий, звонкий голос, несколько грубого тембра. Было поставлено речевое грудобрюшное дыхание, активизировалась деятельность артикуляционного аппарата. Восстановление голоса положительно повлияло на состояние эмоционально-волевой сферы девочки — она стала живой, активной, улучшилось ее настроение, появилась вера в свои силы и желание продолжать работу над улучшением качества голоса. По катамнестическим сведениям, голос у девочки стал громче и звонче. Она окончила школу, работает на ткацкой фабрике и общается с окружающими при помощи громкого голоса. Наблюдение представляет интерес. Голос, отсутствовавший в течение 11 лет, был восстановлен, несмотря на тяжесть органических изменений в гортани и характерологические особенности личности девочки, возникшие в результате перенесенного в раннем детском возрасте тяжелого и длительного заболевания гортани.
Приведенные выше выписки из историй болезни детей доказывают эффективность ортофонического метода, применяемого при восстановлении тяжелых органических расстройств голоса. Однако ортофоническая методика применяется также при функциональных нарушениях голоса у детей и подростков и при органических его нарушениях различной этиологии — при псевдобульбарном параличе, снижении слуха и патологоанатомических изменениях в строении и функции мягкого нёба. Применение этой методики при функциональных расстройствах голоса требует меньших усилий со стороны логопеда и ребенка, сокращается длительность логопедической работы, и качество голоса нормализуется быстрее и лучше. Освоение ортофонического метода расширяет возможности логопедического воздействия на ребёнка, являясь существенным звеном в системе логопедической помощи детям. Восстановление голоса положительно влияет на характер ребенка, способствует возвращению его в детский коллектив, нормальному общению с окружающими.
[1] См.: Лебедева Н.Ф. Применение фонической ортопедии для лечения различных проявлений ложносвязочного голоса // Труды Ленинградского НИИ уха, носа, горла и речи. Т. 10, 1952. С. 171-175; Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. М.: Медицина, 1964; Шамшева Т.Е. Особенности нарушения голосовой функции профессиональных певцов при фонастении: Автореф. дисс.... канд. мед. наук. Л., 1966. [2] См.: Ивановская Ф.А. Сборник логопедических упражнений при расстройстве голоса. М.: Учпедгиз, 1961; Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / Пер. с чешск. М.: Медгиз, 1962. [3] Гипокинезия гортани — пониженная двигательная функция гортани. [4] Аллергия — повышенная чувствительность организма к некоторым пищевым продуктам, лекарствам, растениям, охлаждению и т.д. [5] Представленный ниже материал написан автором совместно с И.И. Панченко. [6] См.: Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962. [7] Ларингеальная гиперфункция — повышенная двигательная функция гортани. [8] Ванкевич М.М. Современные методы логопедии при щелинных лизартиях // Труды II Всесоюзного одонтологического съезда. М., 1925. С. 168. [9] Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962. С. 144-145. [10] Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965. С. 285. [11] См.: Воронцова Т. Н. Логопедическая работа с больными открытой ринолалией после уранопластики: Дис.... канд. мед. наук. М., 1966. [12] См.: Грачева М.С. Материалы о возрастных особенностях иннервации гортани и мягкого нёба. // Развитие детского голоса. М.: АПН РСФСР, 1963. [13] См.: Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962. См.: Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962. [14] Ржевкин С.Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. М.-Л.: ОНТИ, 1936. С. 299. [15] Полетность голоса — способность хорошо поставленного голоса звучать сильно и звонко, по выражению вокалистов, «перелетать через оркестр». [16] Нарушения голоса при снижении слуха представляют собой пограничную группу между органическими и функциональными нарушениями. По клинической симптоматике (имеется в виду функция голосообразующего аппарата) они ближе к функциональным нарушениям. Но хроническое и стойкое проявление расстройства голоса, трудность его коррекции приближают этот дефект к органическим нарушениям голоса. [17] Гипоксия — кислородное голодание. [18] Трахеотомия — рассечение трахеи оперативным путем. [19] Деканюляция — удаление трахеотомической трубки. [20] Земцов Г.М., Юнина А.И. Особенности внешнего дыхания у трахеотомированных // Труды НИИ уха, горла, носа. Т. 6. М., 1956. С. 341-358. [21] См.: Усольцев Н.Н. Лечение огнестрельных ранений и их отдаленных последствий. Докторская дис. М., 1946-1947; Рябченко А.Т. К вопросу о лечении функциональных расстройств голосообразования (афония и дисфония): Дис.... канд. мед. наук. М., 1958. [22] См.: Фомичев М.И., Сафаров А.Н. Опыт применения фонической ортопедии при лечении афоний и дисфоний // Архив советской отоларингологии. 1936. № 2. С. 150-161; Е.М. Воронина. Лечение спастической афонии и дисфонии при помощи ортофонического метода // ЖУНГБ. 1939. № 2. С. 159-171. [23] См.: Фомичев М.И., Блескина М.П. Лечение афонии и дисфонии по методу вибраторной фонической ортопедии // Труды Ленинградского НИИ уха, горла, носа и речи. Т. 7. 1944. С. 95-101; Лебедева Н.Ф. Применение фонической ортопедии для лечения различных проявлений ложносвязочного голоса // Труды Ленинградского НИИ уха, горла, носа и речи. Т. 10. 1952. С. 171-175. [24] Усольцев Н.Н. Лечение огнестрельных ранений гортани и их отдаленных последствий: Дис.... д-ра мед. наук. М., 1946-1947. [25] См.: Ивановская Ф.А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. М.: Учпедгиз, 1961. [26] См.: Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. М.: Медицина, 1964. [27] См.: Богомильский Р.Д. Опыт работы детского сурдологопедического стационара // Проблемы отоларингологии детского возраста. М.-Л.: Медицина, 1971. Вып. 17. [28] Жинкин Я. Я. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. [29] Истории болезни детей приводим ниже. [30]Ниже мы подробно охарактеризуем систему логопедических упражнений по развитию голоса. [31] Стихотворение взято из пособия: Савкова З. Как сделать голос сценическим. М.: Искусство, 1968. [32] Упражнения, описанные в пп. 4-8, заимствованы из книги: Савкова З. Как сделать голос сценическим. М.: Искусство, 1968. С.18-21, 22-23. [33] Специальный курс лечебной физкультуры для детей с заболеваниями гортани разработан логопедами и врачами отделения уха, горла и носа Московской детской больницы имени Ф.Э. Дзержинского. [34] Импеданс — акустическое сопротивление воздуха в ротовом резонаторе. [35] См.: Жинкин И.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. [36] Морозов В.П. Тайны вокальной речи. М.: Наука, 1967. [37] Щерба Л.В., Орфинская В.К. Особенности восприятия речи при радиопередаче. В сб.: Методы исследования и воспитания слуха и ритма у глухих и тугоухих детей. М.: Учпедгиз, 1936. [38] Дебит воздуха — количество воздуха, выходящее в единицу времени при произнесении данного звука. [39] Исследования Н. И. Жинкина. [40] Вокальные упражнения описаны ниже. [41] Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. М.: Музгиз, 1932. [42] Станиславский К. С. Сочинения. Т. 3. М.: Искусство, 1955. С. 71-74. [43] Станиславский К.С. Сочинения. Т. 3. М.: Искусство, 1955. С. 328. [44] Упражнения для снятия напряжения с мышц глотки, гортани и для активизации голосовых складок, а также дыхательная гимнастика приведены в главе III. [45] Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962. С. 296. [46] Методика развития высоты, силы, тембра голоса и мелодико-интонационной стороны речи приведена в главе III.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.82 (0.012 с.) |