Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие мелодико-интонационной стороны речи при помощи упражнений, развивающих модуляции, тембр, диапазон голосаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. По данным Н.И. Жинкина, интонация увеличивает объем сообщения, так как сообщается не только то, что содержится в тексте, но и то, что в подтексте. Анатомо-физиологическую природу интонации составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуков речи. Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. И.П. Павлов рассматривал интонацию как условно-рефлекторный раздражитель в процессе речевого общения. Интонация проявляется в мелодическом, силовом и тембральном звучании голоса, а также в ритмико-темповой организации речи. Таким образом, с одной стороны, интонация придает речи эмоциональную окраску при помощи эмоциональных и волевых интонаций — вопроса, утверждения, восклицания, удивления, изумления, повеления, убеждения, приглашения, просьбы, угроз. С другой стороны, интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций — повествования, перечисления, выделения ударных слов, пауз, изменения темпа речи. Человеческая речь обладает бесконечным разнообразием интонаций, что достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляции голоса. Поэтому различные интонации оказывают многообразное воздействие на слушателя. Так, восходящее звучание голоса возбуждает, нисходящее — успокаивает, монотонная речь усыпляет. В процессе речи эмоциональные, волевые и логические интонации наиболее полно и точно отражают смысл слова и поэтому обладают наибольшей силой воздействия на слушателя. Огромное эмоциональное влияние на детей оказывают русские народные сказки, песенки, потешки, считалки. Будучи произведениями устного народного творчества, они очень музыкальны, певучи, являясь переходным материалом между речевым и напевным произнесением, между разговорно-бытовой и стихотворной формами речи. При чтении сказок соблюдается спокойный, медленный темп речи, русские народно-песенные интонации создают напевность, слитность, мелодичность произнесения. Особенно мы рекомендуем сказку Л.Н. Толстого «Три медведя», а также русские народные сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка» и др. При чтении сказок ребенок подражает голосам сказочных героев. Так, при чтении «Трех медведей» сначала ребенок подражает голосам медведей на одних гласных звуках (голос повышается): При чтении сказки «Теремок» ребенок подражает голосам комара-пискуна, мухи-горюхи, мышки-погрызухи, лягушки-квакушки, зайчика, лисы, волка и медведя. Голос постепенно понижается и грубеет. Колобок в одноименной сказке поет свою нехитрую песенку милым, приятным, веселым голоском. Жалобно плачет зайчик, сердито лают собаки, угрожающе рычит медведь, весело, звонко, но грозно кукарекает петух, и, наконец, сначала уверенно, а потом плаксиво говорит лиса в сказке «Лиса, заяц и петух». Радостно, весело, звонко поет коза, грубым голосом кричит волк в сказке «Волк и семеро козлят». Тоскливо, грустно зовет козленочек свою сестрицу Аленушку, печальным голосом отвечает ему Аленушка («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Квакает лягушка, человечьими голосами говорят медведь, селезень, заяц, щука («Царевна-лягушка»). Свистит молодецким посвистом, кричит богатырским покриком Иванушка-дурачок, зовя Сивку-бурку («Сивка-бурка»). Сказочный материал очень заинтересовывает детей, они с удовольствием и увлечением слушают, пересказывают, разыгрывают инсценировки. Подобное сочетание речи с движением развивает и укрепляет звучание голоса, обогащает его мелодико-интонационную окраску. Кроме того, сказки оказывают положительное воспитательное воздействие на ребенка, учат его отличать добро от зла, смелость от трусости, правду от лжи и от глупости, справедливость от несправедливости, доброту от жадности, благородство от жестокости и коварства. Кроме сказок, народ создал большое количество песенок, прибауток, потешек, считалок. Они веселят ребенка, развивают у него чувство юмора, учат его мыслить. Бодрые, радостные песенки связаны с движением, они очень ритмичны, динамичны. С первых месяцев жизни ребенок слышит спокойную, мелодичную колыбельную, в дальнейшем свои игры он сопровождает речитативной считалкой, ритм которой сменяется веселой плясовой потешкой. Песенки, потешки, считалки, прибаутки, короткие по форме, лаконичные по содержанию, ритмичные по стилю, всегда интересны детям, а поэтому произносятся ими легко, свободно, звонко и радостно. ПЕСЕНКИ-ПОТЕШКИ Рано-рано поутру Пастушок: Ту-ру-ру-ру! А коровки в лад ему Затянули: Му-му-му! Ты, буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком. Уж как я ль мою коровушку люблю! Уж как я ль-то ей крапивушки нажну! Кушай вволюшку, коровушка моя; Ешь ты досыта, буренушка моя! Уж как я ль мою коровушку люблю! Сытна пойла я коровушке налью, Чтоб сыта была буренушка моя! Чтобы сливочек буренушка дала. СЧИТАЛКИ — Заяц белый, Куда бегал? — В лес дубовый. — Что там делал? — Лыки драл. — Куда клал? — Под колоду. — Кто украл? — Родион. — Выйди вон.
Взял Егор в углу топор, С топором пошел во двор. Стал чинить Егор забор, Потерял Егор топор. Вот и ищет до сих пор... Поищи и ты топор! ИГРЫ-ИНСЦЕНИРОВКИ — Собака, что лаешь? — Волков пугаю. — Собака, что хвост поджала? — Волков боюсь! Кузнец — Эй, кузнец, Молодец, Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять. — Отчего не подковать! Вот гвоздь, Вот подкова. Раз, два — И готово! Игры-инсценировки разыгрываются детьми. Дети перевоплощаются в героев этих коротких ритмичных стихотворений, подражают их голосам и даже пытаются создавать маленькие этюды для более точной передачи смысла стихотворения. Гибкость и модуляции голоса развивает чтение стихотворений А. С. Пушкина (особенно сказки в стихах), К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, басен И.А. Крылова, С. Смирнова. Очень ритмичные, экспрессивные, наполненные глубоким смыслом, моралью, эти тексты оказывают положительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка и на развитие мелодики его интонаций. Приводим примерный голосовой материал. Стихотворение К.И. Чуковского «Телефон» развивает диапазон голоса при подражании голосам животных и птиц — слона, крокодила, зайчат, медведя, цапли, газели, кенгуру.
У меня зазвонил телефон, — Кто говорит? — Слон. — Откуда? — От верблюда. — Что вам надо? — Шоколада. — Для кого? — Для сына моего. — А много ли прислать? — Да пудов этак пять Или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня еще маленький! Стихотворение А. Барто «Девочка-ревушка» развивает диапазон голоса, а также звонкое, собранное звучание при длительном произнесении гласных у, о вразличной тональности.
Там не стадо ли коров?
Это Ганя-ревушка
Плачет,
Платьем утирается...
Уу-уу-у!..
Слезы катятся ручьем:
Дома неприятно! О-о-оо-о!
Дали Гане молока,
— Эта кружка велика!
Дайте мне другую!
Рева топнула ногой:
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!..
Плачет ревушка опять.
— Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
Чтоб узнать: кто ревет?
Что все это значит?
Видят — девочка стоит,
Нос распух, что свекла, Платье все промокло.
Уу-уу-у!..
Ревушка-коровушка,
Плесень может вырасти.
Тренировать гибкость, диапазон голоса, четкое произнесение согласных п, т, к можно, читая стихотворение Е. Благининой «Простокваша» (скороговорка).
Недовольна Клаша:
Дайте просто каши.
Нашей Клаше каши.
Так — без простокваши.
Каши Клаше нашей.
Вместе с простоквашей.
Спасибо сказала.
Читая стихотворение А.С. Пушкина «Эхо», можно развивать диапазон голоса при чтении более длинных строк. На первых трех строках голос понижается, на последних трех — повышается. Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом — На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Прекрасным голосовым материалом является стихотворение С. Есенина «Береза». При чтении этого стихотворения развиваются тонкие модуляции голоса при смене его регистров и изменении интонации — от минорной к мажорной. Белая береза
Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках
Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза
И горят снежинки В золотом огне,
А заря, лениво
Обсыпает ветки Новым серебром.
Очень мелодичны и музыкальны сказки в стихах. По своему построению и звучанию они близки к былинам, легендам. При чтении сказок в стихах речь звучит плавно, напевно. Поэтому они являются своеобразным переходным материалом между песнями и стихотворными текстами. Читая, например, сказки А.С. Пушкина, ребенок осуждает поповскую жадность («Сказка о попе и о работнике его Балде»), людскую корысть и неблагодарность («Сказка о рыбаке и рыбке»), жизненную несправедливость и приветствует торжество справедливости («Сказка о царе Салтане»), победу добра и любви над злом и ненавистью («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ (Отрывок)
Очень близка к сказкам «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
При чтении «Песни» слова как бы нанизываются одно на другое, звучат напевно, с плавными переходами из одной тональности в другую. На двух последних строках голос повышается и звучит грустно, укоризненно. Сказки К.И. Чуковского («Путаница», «Топтыгин и лиса», «Мойдодыр», «Тараканище», «Федорино горе», «Айболит» и др.) написаны живо, занимательно, весело, увлекательно и являются прекрасным материалом для развития голоса. От столкновения несообразностей в его сказках возникает игра, которую весело, живо подхватывает ребенок. В сказке «Путаница» вначале все сместилось — котята захрюкали, поросята замяукали, утята заквакали, куры закрякали, воробышек замычал. А потом все образумилось, котята замурлыкали, воробышек зачирикал, лошади заржали, мухи зажужжали, лягушата заквакали, утята закрякали, а поросята захрюкали. Все звери говорят разными голосами — от высокого до низкого, от более возвышенного, возбужденного к спокойному, ровному, от громкого к тихому, слабому. Меняется темп речи, модуляции голоса, интонационная выразительность речи — она то гневная, то ласковая, то презрительная, то восторженная, то негодующая, то восхищенная и еще с множеством разнообразных оттенков. ПУТАНИЦА
— Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать! А за ними и утята:
Мы хотим, как лягушата, Квакать!
— Мяу, мяу!
— Хрю, хрю, хрю!
— Ква, ква, ква!
— Кря, кря, кря!
И коровой замычал: — Му-у-у!
Прибежал медведь
— Ку-ка-ре-ку!
Упражнения, интонирующие знаки препинания, развивают модуляции голоса. При вопросительной интонации голос повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение, такую вопросительную интонацию К.С. Станиславский называл кваканием. «Иногда высокая нота этой вопросительной голосовой фигуры остается наверху, в воздухе, в других случаях после своего взлета чуть-чуть спускается. Высота и скорость голосового подъема при вопросительной интонации, острота и ширина фонетической фигуры квакания создают разные степени и силу вопроса»[43].
Здесь вопрос повторяется дважды, на втором вопросе голос более повышается, диапазон голоса увеличивается.
В приведенных выше отрывках голос повышается трижды, поэтому увеличивается гибкость голоса, интонации становятся более яркими, точными, выразительными, разнообразными. В этой песенке с нарастанием удивления увеличивается диапазон голоса. При восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем несколько понижается. Восклицательные предложения выражают сильное эмоциональное чувство, ярко выраженную экспрессию — взволнованность, восторг, радость, удивление, презрение, негодование, горе, боль, гнев, восхищение, поэтому голос звучит выше, взволнованнее, чем при вопросительной интонации.
Для утвердительной интонации характерна восходяще-нисходящая мелодия. Голос повышается на ударном слове, к концу предложения голос понижается, что указывает на завершенность высказывания. Окраска звука. Минорная и мажорная интонации передают все многообразие мыслей, чувств, желаний говорящего, оказывая, таким образом, огромное воздействие на слушателя. Передача грустного, печального или, наоборот, веселого, приподнятого настроения возможна лишь при полном использовании всех выразительных средств интонации — мелодического, силового и тембрального звучания голоса, а также ритмико-темповой организации речи. Минорная интонация требует более низкого звучания голоса с постепенным переходом к среднему регистру и наоборот; по силе голос умеренно громкий с некоторым его ослаблением или усилением при смене логического ударения и логического центра повествования. Темп речи несколько замедлен. Все эти плавные, спокойные изменения голоса и речи создают то настроение грусти, печали, тоски, которое испытывает автор и которое должен почувствовать слушатель. ЗИМНИЙ ВЕЧЕР Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. (А.С. Пушкин) ЗИМНЯЯ ДОРОГА Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне. (А.С. Пушкин) ГРЕНАДА Прощайте, родные! Прощайте, семья! Гренада, Гренада, Гренада моя! Он пел, озирая Родные края: Гренада, Гренада, Гренада моя! (М. Светлов) Мажорная интонация — бодрая, радостная, взволнованная, приподнятая, действует возбуждающе. Голос звучит на более высоком регистре, диапазон его расширяется, темп речи убыстряется. Изменения регистра, диапазона голоса, темпа речи происходят быстро, иногда даже резко. Стихотворения для детей, особенно произведения К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, характеризуются обычно радостным, мажорным настроением, или их интонация быстро меняется, не оставляя места для грусти и печали. МУХА ЦОКОТУХА ...Вдруг какой-то старичок Паучок Нашу Муху в уголок Поволок, — Хочет бедную убить, Цокотуху погубить! — Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И кормила я вас, И поила я вас, Не покиньте меня В мой последний час! — Но жуки-червяки Испугалися, По углам, по щелям Разбежалися: Тараканы Под диваны, А козявочки Под лавочки, А букашки под кровать — Не желают воевать! И никто даже с места Не сдвинется: Пропадай-погибай, Именинница!.. Муха криком кричит, Надрывается, А злодей молчит, Ухмыляется. Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик. — Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей! — Подлетает к Пауку, Саблю вынимает И ему на всем скаку Голову срубает... (К.И. Чуковский) * * * Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била Бурю. Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов Била Бой... (И. Сельвинский) Стихотворение И. Сельвинского написано в взволнованном, торжественном стиле, чему способствует обилие звуков б, р. Оно очень ритмично, организовано в несколько убыстренном темпе, но предполагает при этом четкую дикцию, естественное дыхание и мягкую подачу голоса. Очень ритмичны, напоены радостным, победоносным, светлым чувством некоторые стихотворения А. С. Пушкина. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. * * * Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей. Материал басен наилучшим образом тренирует свободу, гибкость звучания голоса, его интонационное богатство и мелодическую окраску, так как басни по своей форме и содержанию близки к живой разговорной речи. Басни полезно читать и рассказывать наизусть, по ролям в лицах, подражая голосам героев, разыгрывая инсценировки. В дальнейшем можно рассказывать басню одними гласными звуками, поднимая и опуская тон голоса, убыстряя и замедляя темп произнесения той или иной гласной, усиливая или ослабляя звучание голоса. Прекрасным голосовым материалом являются басни И.А. Крылова («Квартет», «Зеркало и обезьяна», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей» и др.), а также басни С.В. Михалкова, С. Смирнова.
Таким образом осуществляется постепенный переход от более простого речевого и голосового материала к более сложному. Неослабный контроль слуха, зрения и тактильно-вибрационных ощущений дает возможность получить звучание голоса свободное и звонкое, собранное и ненапряженное, громкое и сильное, модулированное и гибкое, яркое и светлое, ликующее и уверенное и еще с тысячью разнообразных оттенков. Заключительный этап (автоматизация процесса голосообразования) Трудно провести резкую границу между II и III этапами логопедических занятий по восстановлению и развитию голоса у детей, так как автоматизация процесса голосообразования начинается уже на II этапе — закреплении звучания голоса. Основная задача этапа — ввести голос в повседневную речевую практику ребенка, научить его пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука. Занятия с детьми необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными. Примерный перечень упражнений: 1) счет с усилением и ослаблением, повышением и понижением звучания, убыстрением темпа речи; 2) произнесение пословиц, поговорок, загадок, скороговорок с изменением высоты, силы, модуляций голоса, использованием различных интонаций, сменой темпа речи (постепенным убыстрением темпа); 3) разучивание стихотворных текстов с постепенным усложнением рифмы и удлинением строфы: А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила», отрывки из романа «Евгений Онегин», «Осень», «Зима», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Полтавский бой»; В.А. Жуковский. «Жаворонок», «Птичка», «Мальчик с пальчик»; Н.А. Некрасов. «Мороз — Красный нос», «Крестьянские дети», «Саша», «Генерал Топтыгин», «Зеленый Шум»; А.Н. Плещеев. «Сельская песня», «Осенью»; А.Н. Майков. «Летний дождь»; Ф. Тютчев. «Весенняя гроза»; И.З. Суриков. «Зима», «Детство»; А.В. Кольцов. «Косарь»; А.А. Блок. «Ветхая избушка»; С.А. Есенин. «Береза», «Поет зима — аукает», «С добрым утром»; В.В. Маяковский. «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Майская песенка»; С.Я. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Почта», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Первое сентября», «Про все на свете», английские детские песенки: «Кораблик», «Три мудреца», «Пирог», «Доктор Фауст»; К.И. Чуковский. «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Айболит», «Федорино горе»; С.В. Михалков. «Дядя Степа», «Песенка друзей», «А что у вас», «Фома»; А.Л. Барто. «Девочка-ревушка», «Помощница», «Игрушки», «Вовка — добрая душа»; 4) чтение и разучивание басен И.А. Крылова, С.В. Михалкова в лицах с элементами драматизации; 5) чтение и пересказ русских народных сказок, литературных сказок в лицах, подражая голосам героев сказок: «Три медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему веленью», «Девочка и лиса», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Красная Шапочка», «Три поросенка», «Сивка-бурка» и др. Сказки вызывают у детей радостное настроение, положительные эмоциональные реакции, что улучшает звучание голоса. Особенно мелодичны литературные сказки, обработанные писателями: А.С. Пушкин. «Сказка о медведихе», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»; П.П. Ершов. «Конек-горбунок»; С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; Л.Н. Толстой. «Три медведя», «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах»; Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки»: «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; «Сказка про Комара Комаровича»; «Сказка про Воробья Воробеича»; М. Горький. «Про Иванушку-дурачка»; К.И. Чуковский. «Путаница», «Топтыгин и Лиса»; В.В. Бианки. «Приключения Муравьишки», «Лис и Мышонок», «Сова»; С.Я. Маршак. «Не так», «Сказка про двух лодырей»; П.П. Бажов. «Серебряное копытце»; 6) чтение вслух стихотворений и текстов по выбору логопеда, пересказ прочитанного; 7) свободный рассказ по заданной теме (времена года, явления природы и др.), составление рассказа по картинке, по серии картинок, придумывание необычной ситуации (это развивает связную, контекстную речь детей, способствуя преодолению той задержки речевого развития, которая является частым спутником тяжелого соматического заболевания, в данном случае заболевания гортани); 8) использование голоса во внутриклинической и внеклинической обстановке (беседы с медицинскими сестрами, врачами, товарищами, педагогами). По окончании курса восстановительного обучения голос ребенка записывается, дыхание — на кимографе или электроэнцефалографе.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.88 (0.017 с.) |