Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О.С. Орлова, Л.Г. Парамонова↑ Стр 1 из 31Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. I: На- Л69 рушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. Ч. 1: Нарушения голоса. Дислалия: пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / [Шаховская С.Н. и др.]; под ред. Л.С. Волковой. — М.: Гуманитар, изд. центр. ВЛ АД ОС, 2007. — 223 с.: ил. — (Библиотека учителя-дефектолога). ISBN 978-5-691-01211-2. ISBN 978-5-691-01212-9(1). ISBN 978-5-691-01213-6(I)(I)). В пособии представлены методические материалы, посвященные наиболее часто встречающимся нарушениям речи — расстройствам звукопроизношения, а также нарушениям голоса. Рассматриваются вопросы раннего выявления и коррекции этих нарушений. Пособие адресовано логопедам и студентам дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений; будет полезно практическим работникам специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждений. УДК 376.36 ББК 74.3 ISBN 978-5-691-01211-2 ISBN 978-5-691-01212-9(1) ISBN 978-5-691-01213-6(1(1)) © Волкова Л.С, научное редактирование, 2003 © Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., Орлова О.С, Парамонова Л.Г., 2003 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003 © Оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003 Содержание Предисловие к пособию «Логопедия. Методическое наследие».................................................................................. 5 НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА ФЛ. Ивановская О методике занятий при некоторых расстройствах голоса................... 9 М.Е. Хватцев Недостатки голоса.......................................................................................... 16 ФЛ. Ивановская Профилактика голосовых расстройств..................................................... 20 Е.С. Алмазова К вопросу о нарушениях голоса................................................................. 25 С.Л. Таптапова Образование звучной речи у лиц с экстирпированной гортанью.... 35 О.В. Правдина Патология голоса............................................................................................. 44 AT. Рябченко Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях Е.С. Алмазова Методика восстановления и развития голоса у детей......................... 54 ■Е.С. Алмазова, ФА. Самсонов Организация медико-педагогической помощи больным с нарушениями голоса.................................................................................... 71 С.Л. Таптапова Методика восстановления звучной речи после ларингэктомии........ 79 СЛ. Таптапова Основы фонопедии........................................................................................... 87 CJI. Таптапова, И.И. Ермакова Фонопедическая терапия при органических заболеваниях И.И. Ермакова Фонопедическая терапия при функциональных дисфониях............. 108 4 Содержание Л.И. Вансовская Воспитание голосовой функции................................................................. 117 Ю.С. Василенко, О.С. Орлова, СЕ. Уланов Этапы фонопедической работы с больными мутационной ДИСЛАЛИЯ М.Е. Хватцев Методика воспитания нормального произношения............................. 128 Л.В. Мелехова Дифференциация дислалий.......................................................................... 149 Р.И. Мартынова О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков.................................................................................................. 153 А.Г. Шембель Механические дислалий............................................................................... 157 ОА. Токарева Функциональные дислалий......................................................................... 168 О.В. Правдина Методика логопедической работы при нарушениях Л.Г. Парамонова Обследование детей с нарушениями звукопроизношения.................. 212 Л.Г. Парамонова О состоянии звукопроизношения у детей дошкольного возраста..221 Нашим учителям, оставившим многим поколениям свои бесценные труды XX века, посвящаем свое многотомное пособие — методическое наследие. Научный редактор Л.С. Волкова Составители Предисловие к пособию «Логопедия. Методическое наследие» Необходимость в подготовке и издании «Методического наследия» вызвана потребностями сегодняшнего дня и прежде всего резким ростом речевой патологии, значительным снижением культуры речи в нашем обществе, а также состоянием издаваемой литературы по логопедии. Классическая литература стремительно исчезает с полок библиотек. В основу пособия «Логопедия. Методическое наследие» положена концепция, которая базировалась на поиске методического материала, который носит классический характер и связан с возможностью наиболее ранней диагностики и коррекции речевых нарушений. Представленные в нем материалы показывают достижения нашей науки и являются гордостью отечественной логопедии. Многие из них не имеют аналогов в зарубежной логопедии. Вместе с тем этот классический вариант теории и практики сочетается с теми новейшими технологиями, которые наработаны современной наукой в целях совершенствования педагогического процесса. Таким образом, в пособии не просто отражен исторический опыт, но на уровне требований сегодняшних науки и практики представлены исторически сложившиеся и вместе с тем современные материалы различных авторских школ и направлений. Поскольку изучение актуальных вопросов из об- Предисловие ласти речевой патологии и ее коррекции невозможно вне связи логопедии с другими науками, в том числе с психологией, нейропсихологией, лингвистикой, психолингвистикой, особое место в текстах и извлечениях отведено трудам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева. Научный редактор и составители старались показать, что развитие современной логопедии — это и результат исследований и трудов выдающихся отечественных и зарубежных ученых XIX и XX в. — И.А. Сикорского, СМ. Доброгаева, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, С.С. Ляпидевского, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт, Ф.А. Pay и многих других. Пособие «Логопедия. Методическое наследие» обеспечивает студентам изучение авторских работ, творческий поиск для самостоятельного углубленного ознакомления с литературой, повышает их общекультурную, историческую и теоретическую подготовку, осуществление которой невозможно в современном цивилизованном мире без непосредственного знакомства с авторскими подлинниками. Пособие отвечает содержанию программ дефектологических факультетов по всем видам речевой патологии. Необходимо подчеркнуть, что настоящее учебное пособие отнюдь не подменяет «Хрестоматию по логопедии». Оно является принципиально новым. Эта новизна заключается в новых подходах к отбору только методического материала, к его структурированию, во введении новых разделов (по общему недоразвитию речи, по нарушению речи у детей с интеллектуальной и сенсорной недостаточностью), в привлечении широкого круга профессионалов высокого класса. Научный редактор и составители надеются, что пособие будет полезно не только студентам, но и практикующим логопедам, дипломантам, аспирантам, родителям и самим лицам, страдающим речевой патологией. Оно может выполнять функцию мини-библиотеки. Структура пособия определяется мобильной востребованностью и дифференцированными интересами круга читателей в зависимости от их работы над теми или иными речевыми расстройствами. «Библиотека» состоит из пяти книг. Все пять книг — это единый комплект учебного пособия, объединенного общей Предисловие концепцией, идеей, методологией, содержательным и структурным исполнением. В комплект входят следующие книги: Книга I. «Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи». В 2-х частях. Часть 1. Нарушения голоса. Дислалия («Нарушения голоса» — сост. С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, О.С. Орлова; «Дислалия» — сост. Л.Г. Парамонова); Часть 2. Ринолалия. Дизартрия («Ри-нолалия» — сост. С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец; «Дизартрия» — сост. Л.Г. Парамонова); книга II. «Нарушения темпа и ритма речи. Заикание. Тахи-лалия. Брадилалия (сост. В.И. Селиверстов, Л.Г. Парамонова); книга III. «Системные нарушения речи. Алалия. Афазия» («Алалия» — сост. С.Н. Шаховская; «Афазия» — сост. М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова); книга IV. «Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия»(сост. Р.И. Лалаева); книга V. «Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью» («Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи» — сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова; «Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью» — сост. Л.С. Волкова). Следует отметить, что данное пособие (идея, содержание, структура) подготовлено по инициативе ученых Санкт-Петербурга, Москвы и Ленинградской области на базе ведущих вузов страны и Института коррекционной педагогики РАО. Именно в этих городах и этих учреждениях берут свое начало и истоки развития отечественной логопедии. Именно они представляли в конце XIX — и начале XX вв. имена подавляющего большинства известных ученых дефектологов. Поэтому можно утверждать, что в этих научных центрах было сконцентрировано начало и современной дефектологии как науки, и логопедии как ее части. Пособие будет полезно не только в настоящее время, но и в будущем для создания барьера, препятствующего дальнейшему росту патологии развития, для духовного и физического здоровья нации, т. к. в нем рассматриваются вопросы, связанные с наиболее ранним вмешательством в развитие Детей, имеющих те или иные факторы риска. 8 Авторские материалы (особенно классиков логопедии) должны способствовать повышению культуры речи, т. к. роль логопеда в социокультурном совершенствовании речевого развития ребенка и нашего общества в целом чрезвычайно велика. Л. С. Волкова НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА' Ф.А. Ивановская О методике занятий при некоторых расстройствах голоса Основанием для построения методики является положение о целостности функционирования всего речевого аппарата: дыхания, голосообразования и артикуляции; об их теснейшем взаимодействии и координировании этого взаимодействия корой головного мозга. О значении дыхания и артикуляции часто говорят наши теоретики, специалисты в области фониатрии. Так, проф. Работнов в одной из своих книг пишет: «Голосовая функция человека тесно связана с дыхательной, так как с анатомической стороны и та и другая выполняются одними и теми же органами», а проф. Заседателев в книге «Научные основы постановки голоса» указывает: «Работа органов артикуляции значительно облегчает работу гортани и делает ее более спокойной». Исходя из этого, больной путем соответствующих бесед приводится к спокойному, уравновешенному настроению и активно и целенаправленно включается в работу над голосом. Правильно организованное дыхание и артикуляция (вначале как одни движения, потом как шепот) служат основой для постепенного и осторожного включения голоса. Залогом успеха является постепенность в нарастании трудностей, точная дозировка заданий, сохранение основного дидактического правила — от легкого к трудному. В самом Деле, тщетно пытаться вызвать голос сразу одной просьбой: «скажите а, громче, еще протяните» и т. д. Поэтому при восстановительной работе над голосом отводится заключительный этап занятий, гласные звуки берутся * Составители раздела: С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, О.С. Орлова. Ф.А. Ивановская после согласных, звонкие согласные после глухих, громкая речь после шепота. План занятий можно поставить следующим образом: 1) вступительная беседа; 2) гимнастика артикуляционного аппарата; 3) дыхание; 4) дыхание с артикуляцией (шепот) на глухих проторных 5) дыхание с артикуляцией на звонких проторных со 6) гласные; 7) развитие длительности, силы голоса, высоты, гибкос 8) пользование оздоровленной речью в чтении, разговор Более детально занятия складываются из следующих упражнений: 1. Гимнастика артикуляционного аппарата: челюсти: а) опускание челюсти, б) движение челюсти вправо — влево, в) движение челюсти вперед; а) вытягивание и растягивание губ на у-и, б) подтягивание верхней губы (пф), в) опускание нижней губы (вы-вы), г) натягивание губ на зубы при открытом рте; а) высовывание языка, б) движение языка вперед и вниз за зубами, в) движение языка вверх и вниз на губах, г) круговое движение языка под губами, д) укладывание языка «чашечкой», е) дутье на кончик языка, ж) выбрасывание языка из-под верхней губы, з) промазывание широким языком нёба и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.204 (0.011 с.) |