Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О.С. Орлова, Л.Г. Парамонова

Поиск

Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. I: На- Л69 рушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. Ч. 1: Нарушения голоса. Дислалия: посо­бие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / [Шаховская С.Н. и др.]; под ред. Л.С. Волко­вой. — М.: Гуманитар, изд. центр. ВЛ АД ОС, 2007. — 223 с.: ил. — (Библиотека учителя-дефектолога).

ISBN 978-5-691-01211-2.

ISBN 978-5-691-01212-9(1).

ISBN 978-5-691-01213-6(I)(I)).

В пособии представлены методические материалы, посвящен­ные наиболее часто встречающимся нарушениям речи — рас­стройствам звукопроизношения, а также нарушениям голоса. Рассматриваются вопросы раннего выявления и коррекции этих нарушений.

Пособие адресовано логопедам и студентам дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений; будет по­лезно практическим работникам специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждений.

УДК 376.36 ББК 74.3


ISBN 978-5-691-01211-2 ISBN 978-5-691-01212-9(1) ISBN 978-5-691-01213-6(1(1))


© Волкова Л.С, научное

редактирование, 2003 © Шаховская С.Н., Волосовец Т.В.,

Орлова О.С, Парамонова Л.Г., 2003 © ООО «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2003 © Оформление.

ООО «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2003


Содержание

Предисловие к пособию «Логопедия.

Методическое наследие».................................................................................. 5

НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА

ФЛ. Ивановская

О методике занятий при некоторых расстройствах голоса................... 9

М.Е. Хватцев

Недостатки голоса.......................................................................................... 16

ФЛ. Ивановская

Профилактика голосовых расстройств..................................................... 20

Е.С. Алмазова

К вопросу о нарушениях голоса................................................................. 25

С.Л. Таптапова

Образование звучной речи у лиц с экстирпированной гортанью.... 35

О.В. Правдина

Патология голоса............................................................................................. 44

AT. Рябченко

Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях
голоса и основные мероприятия по реэдукции голоса........................ 51

Е.С. Алмазова

Методика восстановления и развития голоса у детей......................... 54

■Е.С. Алмазова, ФА. Самсонов

Организация медико-педагогической помощи больным

с нарушениями голоса.................................................................................... 71

С.Л. Таптапова

Методика восстановления звучной речи после ларингэктомии........ 79

СЛ. Таптапова

Основы фонопедии........................................................................................... 87

CJI. Таптапова, И.И. Ермакова

Фонопедическая терапия при органических заболеваниях
голосового аппарата....................................................................................... 90

И.И. Ермакова

Фонопедическая терапия при функциональных дисфониях............. 108


4 Содержание

Л.И. Вансовская

Воспитание голосовой функции................................................................. 117

Ю.С. Василенко, О.С. Орлова, СЕ. Уланов

Этапы фонопедической работы с больными мутационной
дисфонией........................................................................................................ 122

ДИСЛАЛИЯ

М.Е. Хватцев

Методика воспитания нормального произношения............................. 128

Л.В. Мелехова

Дифференциация дислалий.......................................................................... 149

Р.И. Мартынова

О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов

и дизартриков.................................................................................................. 153

А.Г. Шембель

Механические дислалий............................................................................... 157

ОА. Токарева

Функциональные дислалий......................................................................... 168

О.В. Правдина

Методика логопедической работы при нарушениях
звукопроизношения........................................................................................ 172

Л.Г. Парамонова

Обследование детей с нарушениями звукопроизношения.................. 212

Л.Г. Парамонова

О состоянии звукопроизношения у детей дошкольного возраста..221


Нашим учителям, оставившим многим поколениям свои бесценные труды XX века, посвящаем свое мно­готомное пособие — методическое наследие.

Научный редактор Л.С. Волкова

Составители

Предисловие к пособию

«Логопедия. Методическое наследие»

Необходимость в подготовке и издании «Методического наследия» вызвана потребностями сегодняшнего дня и преж­де всего резким ростом речевой патологии, значительным снижением культуры речи в нашем обществе, а также состо­янием издаваемой литературы по логопедии. Классическая литература стремительно исчезает с полок библиотек.

В основу пособия «Логопедия. Методическое наследие» положена концепция, которая базировалась на поиске ме­тодического материала, который носит классический ха­рактер и связан с возможностью наиболее ранней диагнос­тики и коррекции речевых нарушений. Представленные в нем материалы показывают достижения нашей науки и яв­ляются гордостью отечественной логопедии. Многие из них не имеют аналогов в зарубежной логопедии. Вместе с тем этот классический вариант теории и практики сочетается с теми новейшими технологиями, которые наработаны совре­менной наукой в целях совершенствования педагогическо­го процесса.

Таким образом, в пособии не просто отражен историчес­кий опыт, но на уровне требований сегодняшних науки и практики представлены исторически сложившиеся и вместе с тем современные материалы различных авторских школ и на­правлений. Поскольку изучение актуальных вопросов из об-



Предисловие


ласти речевой патологии и ее коррекции невозможно вне свя­зи логопедии с другими науками, в том числе с психологией, нейропсихологией, лингвистикой, психолингвистикой, особое место в текстах и извлечениях отведено трудам Л.С. Выготс­кого, А.Н. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Б.Г. Ананьева, П.К. Ано­хина, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева. Научный редактор и со­ставители старались показать, что развитие современной логопедии — это и результат исследований и трудов выдаю­щихся отечественных и зарубежных ученых XIX и XX в. — И.А. Сикорского, СМ. Доброгаева, М.Е. Хватцева, Р.Е. Леви­ной, С.С. Ляпидевского, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт, Ф.А. Pay и многих других.

Пособие «Логопедия. Методическое наследие» обеспечи­вает студентам изучение авторских работ, творческий по­иск для самостоятельного углубленного ознакомления с ли­тературой, повышает их общекультурную, историческую и теоретическую подготовку, осуществление которой невоз­можно в современном цивилизованном мире без непосред­ственного знакомства с авторскими подлинниками. Пособие отвечает содержанию программ дефектологических факуль­тетов по всем видам речевой патологии.

Необходимо подчеркнуть, что настоящее учебное пособие отнюдь не подменяет «Хрестоматию по логопедии». Оно явля­ется принципиально новым. Эта новизна заключается в новых подходах к отбору только методического материала, к его структурированию, во введении новых разделов (по общему недоразвитию речи, по нарушению речи у детей с интеллек­туальной и сенсорной недостаточностью), в привлечении ши­рокого круга профессионалов высокого класса.

Научный редактор и составители надеются, что пособие будет полезно не только студентам, но и практикующим ло­гопедам, дипломантам, аспирантам, родителям и самим лицам, страдающим речевой патологией. Оно может выпол­нять функцию мини-библиотеки.

Структура пособия определяется мобильной востребован­ностью и дифференцированными интересами круга читате­лей в зависимости от их работы над теми или иными рече­выми расстройствами.

«Библиотека» состоит из пяти книг. Все пять книг — это единый комплект учебного пособия, объединенного общей


Предисловие

концепцией, идеей, методологией, содержательным и структурным исполнением. В комплект входят следующие книги:

Книга I. «Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи». В 2-х частях. Часть 1. Нарушения голо­са. Дислалия («Нарушения голоса» — сост. С.Н. Шаховс­кая, Т.В. Волосовец, О.С. Орлова; «Дислалия» — сост. Л.Г. Парамонова); Часть 2. Ринолалия. Дизартрия («Ри-нолалия» — сост. С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец; «Ди­зартрия» — сост. Л.Г. Парамонова);

книга II. «Нарушения темпа и ритма речи. Заикание. Тахи-лалия. Брадилалия (сост. В.И. Селиверстов, Л.Г. Парамонова);

книга III. «Системные нарушения речи. Алалия. Афазия» («Алалия» — сост. С.Н. Шаховская; «Афазия» — сост. М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова);

книга IV. «Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия»(сост. Р.И. Лалаева);

книга V. «Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуаль­ной недостаточностью» («Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи» — сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова; «Нарушения речи у детей с сенсорной и интел­лектуальной недостаточностью» — сост. Л.С. Волкова).

Следует отметить, что данное пособие (идея, содержание, структура) подготовлено по инициативе ученых Санкт-Пе­тербурга, Москвы и Ленинградской области на базе ведущих вузов страны и Института коррекционной педагогики РАО. Именно в этих городах и этих учреждениях берут свое нача­ло и истоки развития отечественной логопедии. Именно они представляли в конце XIX — и начале XX вв. имена подав­ляющего большинства известных ученых дефектологов. По­этому можно утверждать, что в этих научных центрах было сконцентрировано начало и современной дефектологии как науки, и логопедии как ее части.

Пособие будет полезно не только в настоящее время, но и в будущем для создания барьера, препятствующего дальней­шему росту патологии развития, для духовного и физичес­кого здоровья нации, т. к. в нем рассматриваются вопросы, связанные с наиболее ранним вмешательством в развитие Детей, имеющих те или иные факторы риска.


8

Авторские материалы (особенно классиков логопедии) должны способствовать повышению культуры речи, т. к. роль логопеда в социокультурном совершенствовании рече­вого развития ребенка и нашего общества в целом чрезвы­чайно велика.

Л. С. Волкова


НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА'

Ф.А. Ивановская

О методике занятий при некоторых расстройствах голоса

Основанием для построения методики является положе­ние о целостности функционирования всего речевого аппа­рата: дыхания, голосообразования и артикуляции; об их теснейшем взаимодействии и координировании этого вза­имодействия корой головного мозга. О значении дыхания и артикуляции часто говорят наши теоретики, специалис­ты в области фониатрии. Так, проф. Работнов в одной из своих книг пишет: «Голосовая функция человека тесно свя­зана с дыхательной, так как с анатомической стороны и та и другая выполняются одними и теми же органами», а проф. Заседателев в книге «Научные основы постановки голоса» указывает: «Работа органов артикуляции значи­тельно облегчает работу гортани и делает ее более спокой­ной».

Исходя из этого, больной путем соответствующих бесед приводится к спокойному, уравновешенному настроению и активно и целенаправленно включается в работу над голо­сом. Правильно организованное дыхание и артикуляция (вначале как одни движения, потом как шепот) служат ос­новой для постепенного и осторожного включения голоса. Залогом успеха является постепенность в нарастании труд­ностей, точная дозировка заданий, сохранение основного дидактического правила — от легкого к трудному. В самом Деле, тщетно пытаться вызвать голос сразу одной просьбой: «скажите а, громче, еще протяните» и т. д.

Поэтому при восстановительной работе над голосом отво­дится заключительный этап занятий, гласные звуки берутся

* Составители раздела: С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, О.С. Орлова.



Ф.А. Ивановская


после согласных, звонкие согласные после глухих, громкая речь после шепота. План занятий можно поставить следую­щим образом:

1) вступительная беседа;

2) гимнастика артикуляционного аппарата;

3) дыхание;

4) дыхание с артикуляцией (шепот) на глухих проторных
согласных (ф, с,ш, х);

5) дыхание с артикуляцией на звонких проторных со­
гласных (в, з, ж, м, н, л, р), т. е. постепенное включение
голоса;

6) гласные;

7) развитие длительности, силы голоса, высоты, гибкос­
ти и тембра;

8) пользование оздоровленной речью в чтении, разговор­
ной речи и пении.

Более детально занятия складываются из следующих уп­ражнений:

1. Гимнастика артикуляционного аппара­та:

челюсти:

а) опускание челюсти,

б) движение челюсти вправо — влево,

в) движение челюсти вперед;
губы:

а) вытягивание и растягивание губ на у-и,

б) подтягивание верхней губы (пф),

в) опускание нижней губы (вы-вы),

г) натягивание губ на зубы при открытом рте;
язык:

а) высовывание языка,

б) движение языка вперед и вниз за зубами,

в) движение языка вверх и вниз на губах,

г) круговое движение языка под губами,

д) укладывание языка «чашечкой»,

е) дутье на кончик языка,

ж) выбрасывание языка из-под верхней губы,

з) промазывание широким языком нёба и др.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.204 (0.011 с.)