Обследование детей с нарушениями звукопроизношения 215 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование детей с нарушениями звукопроизношения 215



привели к неправильному произношению тех или иных звуков.

Для выявления возможных аномалий в строении арти-куляторного аппарата нужно просто внимательно присмот­реться к ребенку и предложить ему выполнить ряд неслож­ных «процедур». Попросив его открыть рот, следует обратить внимание на «нормальность» строения его твердого и мяг­кого нёба. Для выяснения правильности прикуса предложи­те ему «показать зубки» — развести в стороны губы при сом­кнутых зубах. Напомним, что при этом верхние резцы должны примерно на]/3 перекрыть нижние. Для выяснения достаточности длины уздечки языка предлагается поднять язык на верхнюю губу и затем за верхние резцы (при произ­несении звука р кончик языка вибрирует у верхних альве­ол, т. е. у «бугорков» над верхними резцами — позволяет ли длина уздечки выполнить такое движение?). Если ребенок не может поднять язык самостоятельно, нужно попытаться приподнять его шпателем или ручкой чайной ложки. Дело в том, что язык может не подниматься вверх не только из-за короткой уздечки, но и по причине его паралича (пареза). В последнем случае его удастся поднять пассивно, тогда как при короткой уздечке он будет как бы «пришит» ко дну ро­товой полости и поэтому останется внизу.

Выявленные дефекты строения артикуляторного аппара­та позволяют думать о наличии у ребенка механической дис-лалии. Однако, чтобы не впасть в ошибку, здесь очень важ­но учесть степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной выявленной аномалии в строении ар-тикуляторных органов. Так, например, короткая уздечка языка может обусловить полную невозможность (или непра­вильность) произношения звука р, а иногда и шипящих вер­хней артикуляции, но было бы неправильно связывать с нею Дефектное произношение свистящих, при артикулировании которых кончик языка находится у нижних резцов. Еще пример. Боковой открытый прикус может обусловить боковой сигматизм, но никак не губно-зубной. К последнему может предрасполагать прогнатия, при наличии которой нижняя губа часто непроизвольно подтягивается под выступающие вперед верхние резцы, благодаря чему вместо с слышится ф-подоб-ный звук.



Л. Г. Парамонова


В то же время отсутствие у ребенка выраженных откло­нений от нормы в строении артикуляторного аппарата пол­ностью исключает диагноз механической дислалии — зву­ки могут произноситься дефектно по какой угодно причине, но только не по этой.

Исследование подвижности артикуляторных органов (глав­ным образом языка, губ и нижней челюсти). С этой целью ре­бенку предлагается выполнить названными органами ряд про­стейших движений как по словесной инструкции, так и по подражанию. Для облегчения задачи можно делать это перед зеркалом (чтобы ребенок видел свое лицо). Так, предложите ребенку вытянуть губы в трубочку («хоботок») и затем развес­ти их в стороны («оскал»), высунуть язык изо рта и убрать его обратно в рот, поднять язык на верхнюю губу и опустить на нижнюю, отвести его в левый и правый углы рта (снаружи рта), сделать язык широким (распластанным) и узким. Для выяс­нения подвижности нижней челюсти ребенку предлагается сначала широко открыть рот, а затем закрыть его.

Если ребенок свободно и в достаточно быстром (точнее, не слишком замедленном) темпе способен выполнить все эти движения, то это свидетельствует о том, что подвижность артикуляторных органов вполне позволяет ему овладеть правильным произношением всех звуков речи. Следователь­но, причину неправильного звукопроизношения в этом слу­чае нужно искать в чем-то другом.

При наличии сравнительно легких функциональных на­рушений речевой моторики ребенок также способен выпол­нить все перечисленные выше движения, однако при этом может наблюдаться их некоторая затрудненность, недоста­точная точность, замедленность. Создается такое впечатле­ние, что он выполняет движения как бы нерешительно, не­уверенно. Если подобные особенности артикуляторных движений имеются у ребенка, искаженно произносящего не­которые звуки (например, смягченное произношение ш и ж), то в этом случае можно предполагать наличие у него мотор­ной функциональной дислалии.

Более серьезные нарушения речевой моторики могут вы­ражаться, например, в следующем. При разведении губ в улыбку она может оказаться несимметричной («кривой») или губы могут не вытягиваться вперед в виде «хоботка».


; обследование детей с нарушениями звукопроизношения



! Язык при высовывании изо рта может отклоняться в одну зторону, непроизвольно загибаться на нижнюю губу (ребе-юк не может удерживать его «прямо»), становиться узким 1ли постоянно подергиваться; он может также не поднимать-зя к верхней губе без помощи нижней, ребенок не может его («распластать» и т. п. Все это будет свидетельствовать о на- 1личии «дизартрического компонента», связанного с пареза-|ми артикуляторных мышц.

При выявлении у ребенка любого возраста подобных зат­руднений в движениях губ и языка следует обратить особое (внимание на сам характер искажения звуков. Так, при сла-I бости мышц кончика языка звуки могут произноситься меж-зубно, а при парезе одной стороны языка — с боковым от­тенком. Внешне эти особенности в произношении звуков напоминают нарушения их произношения при переднем или | боковом открытом прикусе, однако причина этого дефекта уже совершенно другая, а значит и методы преодоления тоже иные. Нередко наблюдается в этих случаях и какая-то нео­пределенность дефектного звучания звуков, а также «сма-занность» речи в целом.

Исследование слуховой дифференциации звуков особен­но важно в тех случаях, когда ребенок заменяет одни звуки речи другими, т.е. когда можно предполагать наличие у него сенсорной функциональной дислалии. Прежде всего здесь нужно проверить состояние биологического слуха, посколь­ку его снижение резко затрудняет возможность слуховой дифференциации звуков (свистящие звуки могут при этом вообще не восприниматься на слух). Для детей со снижен­ным слухом характерны некоторые особенности поведения. В частности, при разговоре они стараются поворачиваться к говорящему тем ухом, которым лучше слышат, а также внимательно присматриваются к артикуляции говоряще­го и нередко отвечают «невпопад». При наличии у ребенка таких симптомов необходимо исследовать его слух, обра­тившись для этого к врачу-сурдологу.

Исследование слуховой дифференциации отдельных звуков обычно проводится при помощи специально подо­бранных парных картинок, названия которых различают­ся только проверяемым звуком (типа почка-бочка, рак-лак). Взрослый называет эти картинки в неопределенной



Л. Г. Парамонова


последовательности, не употребляя при этом никаких по­ясняющих слов, а ребенок лишь молча их показывает. Зат­руднения в показе будут свидетельствовать о неразличении данных звуков на слух (в нашем прлмере это звуки пиб.ри л). Особенно важно проверить возможность слуховой диф­ференциации тех звуков, которые ребенок заменяет в уст­ной речи. Подробное описание всей процедуры исследования и необходимый для этого дидактический материал приведе­ны в нашей книге «Говори и пиши правильно».

В ряде случаев у одного и того же ребенка могут быть и аномалии в строении речевого аппарата, и парезы мышц язы­ка, и неразличение некоторых звуков речи на слух, что зна­чительно усложняет общую картину нарушения звукопро-изношения. Более того, иногда даже дефект произношения одного и того же звука может иметь одновременно и «мотор­ную» и «сенсорную» обусловленность (например, звук ц за­меняется на с из-за неразличения этих двух звуков на слух, но с при этом произносится с «боковым» оттенком вследствие пареза мышц языка или наличия бокового открытого при­куса). Однако даже и в этих сложных случаях нужно поста­раться разобраться в том, что именно мешает правильному произношению каждого конкретного звука. Только так мож­но найти правильный и наиболее короткий путь коррекци-онного воздействия.

Если же у ребенка, имеющего дефекты в произношении звуков, не удалось выявить ни одной из рассмотренных выше причин, которые могли бы обусловить существование таких дефектов, то в этом случае следует задуматься о правильно­сти подхода взрослых к ребенку и о достаточности с их сто­роны внимания к его речевому развитию.

В сложных случаях нарушения звукопроизношения, свя­занных с параличом (парезами) артикуляторных мышц или с грубыми нарушениями анатомического строения речевых ор­ганов, в обследовании ребенка участвует не только логопед, но и врач-невропатолог, и ортодонт, и отоларинголог и другие спе­циалисты. Однако самое общее и предварительное представле­ние о картине имеющихся нарушений смогут составить и сами родители, воспользовавшись приведенными здесь сведениями. Это поможет им сориентироваться в проблеме и определить для себя программу дальнейших действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.66.188 (0.006 с.)