Профилактика голосовых расстройств 23 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика голосовых расстройств 23



Поставленный голос должен отвечать требованиям в от­ношении силы, высоты, длительности и тембра. Все это свой­ственно нашему голосу, но требует осознания, развития и обогащения.

Сила голоса — это умение давать голос тихо, средне, громко.

Высота голоса — это допустимое расширение его звуко­вых возможностей, развитие диапазона вверх и вниз.

Длительность — умение вести речь в различных темпах (медленно, средне, быстро) при сохранении остальных ка­честв голоса.

Тембр — наиболее благоприятная для говорящего окрас­ка звука. Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвы­чайно индивидуальная. Требуется соблюдение особой осто­рожности: неправильные и чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. Нужно говорить на такой высоте, которая свойственна данному лицу, развить природные возможности, чтобы выполнить основное требо­вание: быть понятым и услышанным аудиторией.

Правильной голосоподаче содействует так называемое «основное положение». Оно складывается из следующих положений голосообразующих органов: хорошо открытый рот, губы овалом, по форме близкой к о, язык, лежащий плашмя, нёбная занавеска приподнята (как при легкой по­зевоте), грудная клетка слегка расширена.

Основное положение содействует естественному и облег­ченному течению голоса.

В начале занятий хорошо давать звонкие согласные м, в, з, ж как отдельные звуки, потом в слогах типа му, мо, мы, ми, ме, та, мум, мом, мим, мем, мам.

Упражнения с согласными дают возможность приблизить звук к костным стенкам резонаторов (зубы, нёбо, лицевой костяк), что усиливает голосовую струю.

Дальше можно использовать стихотворные отрывки. Чи­тать следует по строчкам, каждую строчку за один выдох, с обязательным добором воздуха по ее окончании. Читать нужно на средней высоте, наиболее удобной для каждого, из­бегать крика. При развитии силы звука рекомендуется на­чинать с усиления или ослабления отдельных звуков (м, в, 3> ж, у, о, ы, э, и, а), а в дальнейшем считать десятками, сна-


_______________________ Ф.А. Ивановская

чала тихо, потом громко и снова тихо. Заканчивать чтением стихов в таком же порядке.

Высота звука обычно тренируется при чтении стихов на разных интервалах с постепенным поднятием высоты голо­са с новой строки и обратным понижением при вторичном чтении.

Упражнения в овладении темпом речи (длительность) неплохо получаются при чтении скороговорок. Сначала скороговорку читают медленно, четко, а потом постепенно ускоряют темп при сохранении четкости и ясности произно­шения.

Если в голосе занимающегося отмечается ухудшение, на­растание болезненных симптомов (хрипота, осиплость), то упражнения необходимо временно приостановить.

Лицам, работающим на голосе (ораторам, педагогам, мас­совикам), следует длительно не оставлять соответствующих упражнений, чтобы не потерять приобретенных качеств.

Они являются лучшим гигиенйческидэ: средством и свое­го рода профилактикой от потери или порчи голоса.

Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., I960. — Вып. 1. — С. 122—128.


Е.С. Алмазова

К вопросу о нарушениях голоса

<...> Вопрос о лечении органических нарушений голоса (афонии, дисфонии, ложносвязочного голоса) очень сложен из-за наличия глубоких органических изменений в гортани — рубцов, анкилозов хрящевых сочленений, спаек и т. д. Эти изменения затрудняют восстановление голоса. Голосовыми механизмами, обеспечивающими звукообразование в этих случаях, являются сохранившиеся и функционально активи­зировавшиеся остатки истинных голосовых связок или лож­ные голосовые связки.

По вопросу о лечении функциональных расстройств го-лосообразования в литературе есть значительное количество сообщений, по вопросу же лечения органических рас­стройств голоса указаний почти нет. В этих случаях все же целесообразно применять некоторые положения методики восстановления голоса при функциональных нарушениях. Эта методика очень разнообразна.

В литературе существуют две основные тенденции восста­новительной терапии: 1) «щадящая» терапия и 2) грубые методы (Четелли, Барт 1907) — сдавление хрящей гортани руками; Мук (1916) вводил металлический шарик между голосовыми связками).

Современная восстановительная логопедия и фониатрия осуществляют свою благородную задачу восстановления ут­раченной функции голоса и речи, пользуясь наиболее гуман­ными, нетравмирующими больного методами. При восста­новлении голоса мы считаем необходимым применять так называемую «щадящую» терапию. Один из представителей этого метода Шоппе еще в 1888 г. указал на важность прове­дения массажа, который действует на мускулатуру гортани и на слизистую оболочку, регулирует кровообращение, Уменьшает количество слизи. Также он применял вдыхание маслянистых веществ, которые хорошо действуют на голо­совые связки и растворяют слизь.

Е.Н. Малютин (1896) предложил лечение функциональной афонии при помощи камертонов. Камертон устанавливался



Е.С. Алмазова


на щитовидный хрящ и на голову больного, и последний голо­сом брал соответствующую ноту. Сеанс продолжался 20 мин., занятия — 10 дней. Действие камертонов автор объяснял тем, что они механически действуют на голосовые связки. С коле­баниями голосовых связок, вызванными импульсом нашей воли, совпадут колебания от вибрации камертона, и звук бу­дет яснее, а усилий потребуется меньше.

М. Шмидт (1899) обратил внимание на нарушение дыха­ния. Он заложил основы ортофонического лечения. Большое значение придавал внушению.

Ф. Флатау (1908) использовал при лечении фонастении дыхательную, артикуляционную гимнастику, электриза­цию, ручную и машинную вибрацию и растяжение рукой голосовых связок.

Гутцман (1924) рассматривает вопрос о фонастении и функциональной афонии. Для лечения этих заболеваний он рекомендовал: 1) артикуляционную гимнастику; 2) дыха­тельные упражнения, общую гимнастику тела; 3) вибрацию; 4) электрические голосовые вилки.

Гутцман обращает особое внимание на речевой режим больного; он рекомендовал абсолютный покой в течение 8— 10-ти дней, после чего переходил к методическим упражне­ниям, сначала шепотом, затем в умеренном piano извлекал на выдохе наиболее доступные тона. Для получения первого звука автор предлагает метод «жужжания» или «мычания». Он советует считаться с индивидуальными различиями го­лоса, в соответствии с этим и выбирать методику работы.

Л.Д. Работнов (1932) большое значение придавал режи­му покоя, психотерапии и упражнениям дыхания.

A.M. Кордатов (1933) перед началом занятий проводил пси­хотерапевтическую беседу, затем — ручной массаж гортани и боковой поверхности шеи, заглушение при помощи трещот­ки Барани, получение кашля. Вызывая его, кашлять на глас­ные у, э, о, а, и. Звук пока хриплый. Потом кашель на глас­ных сделать протяжным. В один из таких моментов слух выключается трещотками Барани. Больной тянет гласный громче и яснее, так как слуховой контроль исчезает. В это время трещотки сразу отнимаются и больной слышит свой громкий голос. Получив гласные, считать нараспев до 10— 20-ти без трещоток, ускоряя темп счета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.199 (0.007 с.)