Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика воспитания нормального произношения.

Поиск


7) Попеременное поднимание углов
рта. При спокойном состоянии левой
половины рта поднимается правый
угол рта и обратно.

8) Нюхательное движение. При сжа­
тых челюстях верхняя губа несколько
поднимается, обнажая зубы, носо-губ-
ные складки резко выражаются.

9) Одновременное поднимание обо­
их углов рта. Поочередное поднимание
левой и правой щеки. Вдох носом, вы­
дох ртом.

10) Челюсти сжаты. Попеременное
поднимание углов рта:

а) с закрыванием соответствующего
глаза (поднимается вся щека);

б) без закрывания глаз, с минималь­
ным подниманием щеки.

Органы полости рта: 1 — мягкое нёбо (13, 14, 16); 2 — язычок (12); 3 — нёбные миндалины; 4 — язык; 5 — нёбно-глоточные дуги (15); 6 — нёбно-язычные дуги 7 — задняя стенка глотки; 8 — твердое нёбо.

Вдох носом, выдох ртом сквозь зубы активной стороны.

Примечание. Если угол рта не поднимается, то при импульсах движе­ния к нему другой угол рта удержива­ется от движения пальцем, а недейству­ющий угол рта пальцами ритмично приподнимается.

11) Зубы и губы сжаты. Одновременное опускание углов рта. Дыхание
носом.

12) Зубы и губы сомкнуты — поочередное опускание левого и правого
углов рта. Дыхание носом.

Упражнениями мы воспитываем раздельную работу левой половины лица от правой в его верхних, средних и нижних областях — в случаях резкой асимметрии лица. Упор — на западающую половину лица.

Гимнастика губ и щек.

1) Надувание обеих щек одновременно.

2) Надувание щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки
в Другую).

3) Втягивание щек в ротовую полость меж зубами.

4) Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед
хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти
сжаты.

5) Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в сторо­
ны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам,
а затем спокойно смыкаются вновь (соответственно произносятся и, с, з,
п> б, м).

6) Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях. При вдохе
хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят с, з,и.

7) Оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим смыка­
нием губ.



М.Е. Хватце>


8) а) Оскал, б) раскрыть рот с оскаленными зубами, в) сомкнуть челю­
сти, г) сомкнуть губы.

9) Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрывани­
ем губами обоих рядов зубов (п, б, м).

 

10) Втягивание губ широкой трубкой, воронкой, при раскрытых челю­
стях.

11) Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имита­
ция надувания мыльного пузыря (у, о).

Все предыдущие упражнения вначале производятся с иррадиацией возбуждения, т. е. в движение определенных мышц вовлекаются и со­седние мышцы, а затем постепенно движение концентрируется лишь на одних губах, а все остальные мышечные группы остаются по возможнос­ти в покое.

12) При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта,
плотно прижимаясь к зубам.

13) Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно
сжатых челюстях.

14) Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы
(ф, в).

15) Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.

16) Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ; а) верх­
нюю поднять, б) нижнюю опустить, в) верхнюю опустить, г) нижнюю
поднять — норма.

17) Имитация полоскания зубов: воздух изнутри сильно давит на губы
(этому движению вначале можно помочь поочередным надуванием щек).

18) Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.

19) Всасывание верхней губы под нижнюю с резким открыванием ее
при раскрытии рта (чмокание).

20) Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.

21) Вибрация губ (фыркание лошади).

22) Движение губ хоботком влево, вправо; так же — растянутыми гу­
бами.

23) Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо —
сначала раздельно, потом слитно).

24) При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево.

25) Такое же движение верхней губой.

26) При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы двигаются вверх
к носу и вниз. Дыхание носом.

27) Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ):

а) упражнения с присоской;

б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух
в ротовой полости;

в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании
воздух проходит по обоих углам рта — сразу или поочередно.

Гимнастика языка

1) Высовывание языка наружу лопатой: языку придается плоская широкая форма так, чтобы он своими боковыми краями касался уг­лов рта. Вначале язык укладывать ненапряженным между губами, затем он кладется только на нижнюю губу, потом удерживается меж-


Методика воспитания нормального произношения... 139

ду оскаленными зубами. Если язык долго не получается достаточно широким, то:

а) произносится с вялым языком между губами бябя или мя-мя или
Же б) на распластанный между губами язык сильно задувают, или в) на­
распев тянут и, или улыбаются — язык расплывается.

2) Высовывание языка наружу жалом; языку придается возможно
более заостренная форма.

Если это движение долго не удается, то язык протискивают между губами, сжимая ими с боков, или тянутся им к отодвигаемому от него пальцу, карандашу, или сильно вытягивают его наружу, вправо, влево и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводят в таком виде к сред­ней линии рта и фиксируют его.

3) Поочередное высовывание языка лопатой и жалом.

4) Высунутым изо рта языком делают попеременно лопату (широко
распластанный тонкий язык), жало (округлый, с заостренным кончи­
ком).

5) Такое же движение, но в ротовой полости, причем кончик языка
упирается то в верхние, то в нижние зубы.

б) Высовывание языка возможно более изо рта, а затем втягивание
возможно глубже в рот, чтобы там образовался лишь мышечный комок;
кончик языка становится незаметным.

7) Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево.

8) Поднимание и опускание задней части языка; кончик языка упи­
рается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, ка­
саясь мягкого и отчасти твердого нёба, то опускается вниз (к, г).

Если это движение не удается, то на первых порах корень языка под­талкивается вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте.

9) Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюс­
тях, а затем при раскрытых.

10) Язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верх­
ние резцы скоблят по спинке языка.

11) Такое же движение, но кончик языка упирается в нижнюю десну.

12) При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту
кубики из сухих хлебных корок, горох и т. п.

13) Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увели­
чением раскрытия их.

14) Такое же облизывание зубов под губой, постепенно загибая кончик
языка все больше и больше.

15) Поднимание и опускание лопатообразно высунутого языка к верх­
ней и нижней губе при раскрытом рте, затем к верхним и нижним зубам,
наконец, к носу и подбородку.

16) Такое же движение языка внутри рта за зубами касаясь кончиком
языка верхней десны (т, д). Если при загибаниях кончика языка рот
плохо открывается, следует воспользоваться роторасширителем или проб­
кой.

При сильно расширенных таким образом челюстях производится ука­занное упражнение. Иногда необходимо вначале проделать это движе­ние, загибая язык щипчиками или шпателем. Постепенно раскрывать



М.Е. Хватце,


8) а) Оскал, б) раскрыть рот с оскаленными зубами, в) сомкнуть челю­
сти, г) сомкнуть губы.

9) Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрывани­
ем губами обоих рядов зубов (п, 6, м).

 

10) Втягивание губ широкой трубкой, воронкой, при раскрытых челю­
стях.

11) Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имита­
ция надувания мыльного пузыря (у, о).

Все предыдущие упражнения вначале производятся с иррадиацией возбуждения, т. е. в движение определенных мышц вовлекаются и со­седние мышцы, а затем постепенно движение концентрируется лишь на одних губах, а все остальные мышечные группы остаются по возможнос­ти в покое.

12) При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта,
плотно прижимаясь к зубам.

13) Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно
сжатых челюстях.

14) Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы
(ф, в).

15) Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.

16) Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ; а) верх­
нюю поднять, б) нижнюю опустить, в) верхнюю опустить, г) нижнюю
поднять — норма.

17) Имитация полоскания зубов: воздух изнутри сильно давит на губы
(этому движению вначале можно помочь поочередным надуванием щек).

18) Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.

19) Всасывание верхней губы под нижнюю с резким открыванием ее
при раскрытии рта (чмокание).

20) Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.

21) Вибрация губ (фыркание лошади).

22) Движение губ хоботком влево, вправо; так же — растянутыми гу­
бами.

23) Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо —
сначала раздельно, потом слитно).

24) При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево.

25) Такое же движение верхней губой.

26) При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы двигаются вверх
к носу и вниз. Дыхание носом.

27) Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ):

а) упражнения с присоской;

б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух
в ротовой полости;

в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании
воздух проходит по обоих углам рта — сразу или поочередно.

Гимнастика языка

1) Высовывание языка наружу лопатой: языку придается плоская широкая форма так, чтобы он своими боковыми краями касался уг­лов рта. Вначале язык укладывать ненапряженным между губами, затем он кладется только на нижнюю губу, потом удерживается меж-


Методика воспитания нормального произношения... 139

ду оскаленными зубами. Если язык долго не получается достаточно широким, то:

а) произносится с вялым языком между губами бя-бя или мя-мя или
же б) на распластанный между губами язык сильно задувают, или в) на­
распев тянут и, или улыбаются — язык расплывается.

2) Высовывание языка наружу жалом; языку придается возможно
более заостренная форма.

Если это движение долго не удается, то язык протискивают между губами, сжимая ими с боков, или тянутся им к отодвигаемому от него пальцу, карандашу, или сильно вытягивают его наружу, вправо, влево и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводят в таком виде к сред­ней линии рта и фиксируют его.

3) Поочередное высовывание языка лопатой и жалом.

4) Высунутым изо рта языком делают попеременно лопату (широко
распластанный тонкий язык), жало (округлый, с заостренным кончи­
ком).

5) Такое же движение, но в ротовой полости, причем кончик языка
упирается то в верхние, то в нижние зубы.

б) Высовывание языка возможно более изо рта, а затем втягивание
возможно глубже в рот, чтобы там образовался лишь мышечный комок;
кончик языка становится незаметным.

7) Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево.

8) Поднимание и опускание задней части языка; кончик языка упи­
рается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, ка­
саясь мягкого и отчасти твердого нёба, то опускается вниз (к, г).

Если это движение не удается, то на первых порах корень языка под­талкивается вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте.

9) Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюс­
тях, а затем при раскрытых.

10) Язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верх­
ние резцы скоблят по спинке языка.

11) Такое же движение, но кончик языка упирается в нижнюю десну.

12) При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту
кубики из сухих хлебных корок, горох и т. п.

13) Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увели­
чением раскрытия их.

14) Такое же облизывание зубов под губой, постепенно загибая кончик
языка все больше и больше.

15) Поднимание и опускание лопатообразно высунутого языка к верх­
ней и нижней губе при раскрытом рте, затем к верхним и нижним зубам,
наконец, к носу и подбородку.

16) Такое же движение языка внутри рта за зубами касаясь кончиком
языка верхней десны (т, д). Если при загибаниях кончика языка рот
плохо открывается, следует воспользоваться роторасширителем или проб­
кой.

При сильно расширенных таким образом челюстях производится ука­занное упражнение. Иногда необходимо вначале проделать это движе­ние, загибая язык щипчиками или шпателем. Постепенно раскрывать


i



М.Е. Хватцев


рот все шире и шире. При всех движе­ниях языка вне рта зубы обоих рядов должны быть оскалены.

Пробка (резиновая) с проволочной рукояткой для удерживания челюстей в разомкнутом положении (диаметр пробки 1 1/2 см у узкого конца, проволоки — 1 7,-2 мм)

17) Кончик языка подводится под вер­
хнюю губу и со щелканием отрывается,
втягиваясь вниз-назад.

18) Загибание языка жалом вверх и
вниз снаружи и внутри рта.

19) Поочередные загибания кончика
языка жалом: к носу и подбородку, к губе
верхней и нижней, к зубам верхним и
нижним, к твердому нёбу и дну рта.

20) Кончик языка, жалом загибаясь
вверх и вниз, точно касается верхних и
нижних резцов, десен при широко рас­
крытом рте (л).

21) Язык снаружи рта желобком или
лодочкой (боковые края лопатообразного
языка поднимаются, а по средней про­
дольной линии языка образуется впади­
на). Если это движение долго не удается,
то полезно помогать подниманию краев
языка губами, осторожно надавливая ими
на боковые края языка. Иногда помогает
этому движению надавливание ребром
шпателя по средней линии языка, еще
лучше зондом. Иногда же дети помогают
себе руками (следить за чистотой рук).

 

22) Язык снаружи рта желобком, неподвижен, а губы то широко рас­
крываются (оскал), то касаются желобка.

23) Язык рта желобком с оскалом: задувание (с, з).

24) Язык желобком с осторожным загибанием кончика вверх.

25) Язык снаружи рта чашечкой (ковшиком) вне ротовой полости (бо­
ковые и передние края языка поднимаются вверх, спинка посредине
ямкой опускается).

26) Чашечка внутри рта. При выработке чашечки полезно иногда, ког­
да спинка языка не опускается, надавливать на нее сверху шпателем,
зондом, задувать в чашечку (ш, ж).

27) Закусывание зубами боковых краев языка, оставляя свободным
только кончик языка.

28) При этом положении языка (упражнение 27-е) оскалить зубы и
загибать кончик языка к верхней и нижней десне.

29) Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти
до клыков, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им
верхней и нижней десны.

Упражнения 28—29-е довольно трудные, так как края языка с той или иной стороны большею частью не доходят до боковых зубов. В то же время они очень полезны для многих звукоустановок, поэтому они под­лежат очень тщательной проработке.


Методика воспитания нормального произношения... 141

30) При указанном положении языка (упражнение 29-е) многократно
барабанить напряженным его кончиком по верхней десне — т. т. т..., с
сильным затем задуванием на приподнятый кончик языка (р).

31) Когда описанные движения языка усвоены, то по заданию проде-
лывается ряд движений непрерывно одно за другим: язык жалом, чашеч­
кой, лопатой, вверх и т. д.

При всех изложенных упражнениях необходимо:

1) каждое движение производить четко и неторопливо;

2) при каждом движении орган (язык, губы) в течение определенно­
го времени оставлять неподвижным и затормаживать все лишние дви­
жения;

3) все движения производить под команду с соблюдением определен­
ного ритма; каждое движение выдерживать на счет три (3/* музыкально­
го такта), с такой же паузой после него.

В процессе артикуляторных упражнений, если общий мышечный то­нус (напряженность, сокращения) отдельных органов звукопроизноше-ния слаб, очень полезно включать в эти упражнения силовой момент, т. е. движения мышц с сильным напряжением...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.121.114 (0.009 с.)