С.Л. Таптапова, И.И. Ермакова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С.Л. Таптапова, И.И. Ермакова




условиях. Психотерапевтическая направленность реаби­литации — это стремление к активному участию личнос­ти в процессах логотерапии как одному из важных звень­ев самогенеза на этом этапе.

При всех клинических вариантах расстройств голосо­вой функции сам факт назначения восстановительного ле­чения (обучение звучной речи и т. д.) является благопри­ятным моментом, оказывающим влияние на состояние больных. Это — своеобразный психологический перелом, способ переключения на активную деятельность, требую­щую определенной мобилизации духовных и физических возможностей. Создается социальная доминанта, которая подавляет витальные чувства и способствует обратному развитию прежде всего ипохондрического состояния.

Вместе с тем при недостаточно вдумчивом проведении логовосстановительной терапии могут возникнуть слож­ные ситуации, которые могут привести к осложнениям. Так, ожидание момента появления звучного псевдоголоса является своеобразным патогенным фактором. Ожидание оказывается непереносимым, к тому же ситуация ухудша­ется из-за страха перед неудачей или возможным ослож­нением. В этот период наиболее важны участие в лечении психиатра, проведение лекарственной терапии, коррек­ция поведения.

Однако и по достижении положительного эффекта необ­ходимо продолжать лекарственное лечение. У большинства больных сохраняется готовность к возникновению аффек­тивных реакций, а главное, после выписки из стационара больные переходят от употребления приобретенной звучной речи в щадящих условиях к естественным обычным речевым контактам. При этом всегда может возникнуть ситуация, в которой легко восстанавливаются старые патологические связи и включаются пусковые механизмы страха, тревога, чувства неполноценности. Если к тому же учесть, что у та­ких больных длительно сохраняются астенизация и тре­вожная готовность, становится понятным, что реабилита­ция таких больных может быть успешной только при комплексном подходе к ее осуществлению.

В заключение необходимо подчеркнуть, что лекарствен­ная терапия, изменяя патоморфоз психических нарушений,


Фонопедическая терапия при орга нических заболеваниях 107

является активно действующим началом восстановительно­го лечения. Она позволяет не только сократить курс обуче­ния при нерезко выраженных психических нарушениях, но и овладеть звучной речью лицам, ранее считавшимися нео-бучаемыми.

Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.И., Тампапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М 1990. — С. 165—208.


И.И. Ермакова

Фонопедическая терапия при функциональных дисфониях

Характерным признаком функциональных дисфоний яв­ляется отсутствие грубых органических изменений в горта­ни. Наблюдаемые иногда при данном заболевании незначи­тельные изменения являются вторичными: развиваются вследствие длительного неправильного голосоведения.

Наиболее часто функциональные дисфоний возникают на фоне неврологических состояний различной этиологии, по­этому больные с этой патологией в первую очередь нуж­даются в лечении у психиатра или психоневролога. Фо-нопедическую терапию целесообразно проводить на фоне медикаментозного или психотерапевтического лечения. Цель фонопедической терапии в данном случае — вызыва­ние звучного голоса и введение его в спонтанную речь с со­блюдением основных приемов физиологичного голосоведе­ния. Наиболее выраженный эффект обеспечивает тесный контакт психиатра и логопеда, так как проводимая в ходе логопедических занятий рациональная психотерапия дол­жна быть обязательно согласована с психиатром.

Звучный голос у данных больных может быть вызван с помощью различных приемов, которые не являются аб­солютными, так как самым важным для успеха лечения будет факт появления звучного голоса, что убеждает боль­ного в перспективности восстановления голосовой функ­ции. Наиболее вероятно вызывание голоса от кашлевого толчка, звуков к, ж, двугубного в с последующим введени­ем голоса в слоги с этими согласными. После появления воз­можности произносить слоги громко следует немедленно переходить к произнесению коротких слов и бытовых фраз с включением в них звуков, от которых был вызван голос, а затем сразу же стимулировать переход на общение голо­сом в быту.

При функциональной дисфоний, как ни при каких дру­гих голосовых расстройствах, требуется индивидуальный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.160 (0.005 с.)