Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О методике занятий при некоторых расстройствах голосаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
2. Четкая работа органов артикуляции и дыхания, явля 3. Переход к фонации должен быть осторожным, после 4. Необходима широкая пропаганда вопроса о гигиене го 5. В целях профилактики специалистам по речи нужно Вопросы охраны и культуры голоса еще не имеют широкого распространения среди населения. Еще нередки случаи так называемых профессиональных заболеваний у педагогов, лекторов, массовиков и людей, профессии которых связаны с голосовой работой. Еще недостаточно поставлена охрана детского голоса. Хочется по этому поводу вспомнить А.С. Макаренко, который в своих педагогических советах указывал на необходимость педагогам умело пользоваться своим голосом. Думается, что в целях профилактики вполне своевременно поднять при педагогических институтах вопрос о постановке голоса, о технике речи у будущих преподавателей, воспитателей, тем более у специалистов по речи — логопедов. Из опыта логопедической работы / Под ред. Ф. A. Pay, М.М. Сироткина. — М., 1955. — С. 78—103. М.Е. Хватцев Недостатки голоса Наше звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильную речь. Между тем в семье и в школе на воспитание голоса не обращается необходимое внимание. Возбужденная, крикливая речь и такое же пение, чрезмерно длительные разговоры (детская крикливая болтливость), поощрение, а часто и требование со стороны педагогов от всех без исключения учеников обязательно «громких» ответов, подчас непосильных для голосового аппарата, обычная уравниловка и безнадзорность при хоровом пении (ко всем предъявляются одинаковые требования, каждый поет, как может — стихийно), наконец, неучет возрастного перелома голоса — все это нередко надрывает нежные голосовые связки. В результате сказанного голос (и речь) детей становится то хриплым или сиплым, то непомерно тихим, доходя до шепота, то крикливым, срывающимся, то грубым, неприятным для слуха окружающих. Наблюдаемые у некоторых детей недостаточные гибкость и музыкальность голоса вызывают монотонность и невыразительность речи, с чем учителю приходится иногда упорно бороться. 1. Предупреждение и устранение затянувшейся мутации У детей, главным образом у мальчиков, в период полового созревания (от 12 до 17 лет, чаще всего в 14 лет) голос резко изменяется, «ломается» (мутация голоса). Мутация происходит оттого, что под влиянием попадающих в кровь выделений (гормонов) из половых желез у мальчиков хрящи гортани начинают быстро развиваться, в том числе и передний угол щитовидного хряща — кадык. Одновременно голосовые связки резко удлиняются, а следовательно, дают меньшее количество колебаний (чем длиннее стру- Недостатки голоса 17 на, тем ниже тон), т. е. голос резко понижается — на октаву и больше. Кроме того, в гортани появляются краснота и слизь, голосовые связки отекают, расслабляются и поэтому неплотно смыкаются и дают хрипоту. Подросток (вернее, его мозг) не может сразу приспособиться к этой перемене, вследствие чего голос срывается с данного тона, т. е. в речи происходят неожиданные перескоки от самого низкого тона до самого высокого, до писка, голос становится хриплым, с грубым тембром. При пении ученик перестает попадать в тон. Такой перелом обычно длится 3—б мес. и голос мальчика превращается в голос мужчины: появляются нормальные высокие и низкие тона. Дискант и альт переходят в тенор, баритон или бас. Резкая мутация завершается в полтора месяца. Примерно за 6 месяцев до мутации и спустя 6 месяцев после нее в голосе происходят некоторые изменения, так что на весь этот процесс требуется около полутора лет. У некоторых мальчиков, как и у всех девочек, у которых понижается голос максимально на два тона, мутация происходит постепенно, незаметно и никаких резких нарушений голоса не наблюдается. Нередко период нормальной (физиологической) мутации задерживается дольше нормы, а иногда растягивается на всю жизнь, т. е. голос остается или хриплым, или с «петухами» (срывается со своего тона), или по-детски высоким. Такой голос неприятен и быстро утомляет гортань. Надо внимательно наблюдать за голосом подростков. При первых явлениях мутации школьник освобождается от деятельности, требующей напряжения голоса; нужно прекратить пение (разрешается только врачом), избегать большой речевой нагрузки, бороться с криком, болтовней. При затянувшейся мутации следует провести следующие мероприятия. 1. Запретить на несколько дней разговаривать вслух. 2. Заставлять сильно выдыхать при раскрытой гортани 3. Медленно, без напряжения, произносить на низком М.Е. Хватцев 4. Произносить другие гласные, затем слоги с глубоким 5. При высоком «детском» голосе полезно производить 6. Наконец, снижение тона достигается легким нажимани 2. Устранение хриплости, крикливости и чрезмерно тихого голоса Часто хрипота вызывается простудой. Простуженные голосовые связки воспаляются, набухают, в гортани накапливается много слизи, раздражающей эти связки, что мешает плотному смыканию и нормальной вибрации их. В этот период необходимо прекратить или значительно облегчить голосовую и речевую нагрузку. В противном случае такая временная хрипота может перейти в хроническую. При затянувшейся хрипоте (или сиплости) голоса необходимо обратиться к врачу-специалисту. Крикливая, слишком напряженная речь типична для детей нервных, легко возбудимых. Крик нужно умерять, разъясняя ненужность (он раздражает учителя и товарищей) и вредность его (мышцы голосовых связок ослабевают, на них образуются бугорки, и голос навсегда становится сиплым). Формирование голоса зависит и от речи самого учителя: чрезмерно громкая, подчас напряженно крикливая речь его невольно возбуждает учащихся и вызывает у них такую же подчеркнуто громкую речь. Голос учителя должен быть умеренным, спокойным, ровной силы. Что касается школьников с очень тихо речью, свойственной детям запуганным, робким или со слабым здоровьем, то здесь учителю необходимо проявить большую осторожность и так, чтобы еще больше не запугать или не сконфузить их. Лучший способ — ставить их в такие условия, чтобы они отвечали на большом расстоянии (при их ответах учитель отходит от них или отдаляет их на боль- Недостатки голоса 19 шое расстояние). Расстояние, как условный раздражитель, усиливает голос. Полезно в порядке соревнования постепенно приучать таких детей без особого напряжения произносить на одном выдохе возможно больше слов. Для преодоления крикливой или тихой речи очень хороши упражнения по развитию изменений силы голоса... Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. — М., 1958. —С. 100—101. Ф.А. Ивановская ***»■ Профилактика голосовых расстройств Вопросы охраны и культуры голоса еще не имеют достаточно широкой постановки, еще нередки случаи так называемых «профессиональных заболеваний» у людей, профессия которых связана с пользованием громкой речью (педагоги, логопеды, пионервожатые, массовики). Еще недостаточно поставлена охрана детского голоса. <...> ...Голос — это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга. Функция речи есть выражение мыслей и чувств человека, а ее средствами являются грамматика, синтаксис, фонетика. Правильно построенная фраза бывает неполна без эмоциональной окраски. Она не выражает ни личного отношения к излагаемому материалу, ни взаимных отношений разговаривающих. Наряду с синтаксисом смысл фразы определяют логические ударения, паузы. Фонетически это выражается в повышении высоты тона, замедлении или изменении звука голоса. Все это функции голоса. Чем богаче интонации и выразительность голоса, тем легче доносить до слушателя существо мысли и оттенки чувств. Ни один музыкальный инструмент не имеет такой выразительности, как человеческий голос. Педагогу необходимо при своем общении с детьми владеть голосом и уметь сохранить его красоту, гибкость, богатство оттенков. Недаром А.С. Макаренко занимался техникой речи, постановкой голоса. К.С. Станиславский говорил актерам (это с полным основанием можно адресовать и педагогам): «...Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи». В понятие «развитие голоса» входит не только тренировка собственно голоса, фонации, но и других компонентов речи. Очень важен принцип целостного функционирования
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.32.150 (0.013 с.) |