Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика нарушений голоса

Поиск

АКУСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ

Голос — это совокупность разнообразных по своим ха­рактеристикам звуков, возникающих в результате ко­лебания эластических голосовых складок. Звук голоса —

колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений* Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы восприни­маем звук. Качество высоты звука зависит от частоты коле­бательных движений голосовых складок в 1 секунду. Сколь­ко смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразитель­ность речи.

Сила голоса, его энергия, мощность определяются интен­сивностью амплитуды колебаний голосовых складок и изме­ряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных Движений, тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных коор­динационных взаимоотношений между натяжением голосо­вых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

Тембр, или окраска звука является существенной харак­теристикой качества голоса. Он отражает акустический со­став сложных звуков и зависит от частоты и силы колеба­ний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой чем основной тон, частоты. Частота обертонов обыч­но в 2, 3, 4 и т. д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосо­вые складки колеблются не только своей длиной, воспроизво­дя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр. Резонансрезкое возрастание амплитуды колеба­ний, возникающее при совпадении частоты колебаний внеш­ней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возни­кающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставкой трубки. Выделяют два основных резонатора — головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резо­натора голос приобретает яркий полетный характер, а у говоря­щего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. Р. Юссоном доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании ясно ощущается вибрация грудной, клетки. Резонатором здесь могут быть единствен­ные воздушные полости — трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом «мягкий». Хороший, полноценный голос од­новременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Вза­имосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и, в свою очередь, влияет на источник, колебаний — работу голосовых складок. Оптимальные условия для функ­ции голосового аппарата появляются при создании в надскла-дочных полостях (надставной трубке) определенного сопро­тивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называется импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустичес­ким эффектом. Явление импеданса одно из важных защит­ных акустических механизмов в работе голосового аппарата. Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голо-

соподачи: 1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Такой способ считается придыхательной ата­кой; 2) момент смыкания голосовых складок и начало выдо­ха совпадают. Это мягкая атака звуков; 3) сначала смыкают­ся голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой.

Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака. Однако возможно использование и двух дру­гих способов подачи звука в зависимости от голосовых задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса.

РАЗВИТИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ

Развитие детского голоса условно делится на несколько пе­риодов: дошкольный до 6—7 лет, домутационный от 6—7 до 13 лет, мутационный — 13—15 лет и послемутационный — 15—17 лет. Фонация детьми дошкольного возраста осуще­ствляется за счет краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц. Диапазон звучания со­ставляет 5—6 нот.

В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани, и к 12 годам по месту распо­ложения и морфологическому строению он соответствует ре-цепторному аппарату взрослого. Детский голос постепенно развивается, его диапазон расширяется до 11 —12 нот.

Мутация голоса (от лат. mutatio — изменение, перемена) наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голо­са во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13—15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и не­равномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В пе-Риод полового созревания мужская и женская гортани приоб­ретают четкие отличительные особенности. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков на­ступления половой зрелости. У жителей юга мутация насту­пает раньше и протекает более остро, чем у жителей севера.

1OQ

У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Только в отдельных случаях встречается резкая перестройка в голосовом аппарате с усилением его роста и появлением заметных изменений голоса.

В мутационный период детская гортань увеличивается в размерах. У мальчиков начинает увеличиваться в саггиталь-ном направлении щитовидный хрящ, образуя своим передним углом выпуклость на передней поверхности шеи — «адамово яблоко». Наибольшая разница между мужской и женской гортанями выражается в величине переднезаднего размера, поэтому голосовые складки у мальчиков удлиняются в пол­тора раза, а у девочек только на треть. У мальчиков мутация тоже может протекать медленно, тогда голосовая функция меняется постепенно. При остром течении мутации голос у мальчиков понижается на октаву, появляется охриплость, зву­ки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет. Про­исходит так называемая «ломка» голоса. Иногда подростки даже стесняются пользоваться своим голосом.

Продолжительность мутации от одного — нескольких ме­сяцев до 2—3 лет. Весь период мутации делят на три стадии: начальную, основнуюпиковую и конечную. Начальная ста­дия характеризуется только небольшой гиперемией (покрас­нением) голосовых складок. Основная стадия сопровождает­ся гиперемией слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних третей голосовых складок по типу равностороннего треугольника («мутационный треуголь­ник»). Отмечаются как синхронные, так'и асинхронные коле­бания голосовых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружных и внутренних мышц горта­ни, дыхания и голосообразования. В пиковой стадии мутации голос страдает более всего.

Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосооб­разования взрослого человека.

Послемутационному периоду свойственна легкая ранимость неокрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голо­совое утомление. В этот период, который продолжается не­сколько месяцев, расширяется диапазон и определяется ин­дивидуальный тембр, высота, сила голоса.

Логопед должен знать строение и функцию голосового ап­парата, учитывать анатомические и физиологические особен­ности гортани у детей разного возраста. Голосовой режим во

9ПП

время мутации назначается индивидуально в зависимости от остроты протекающего процесса. Полное молчание может быть рекомендовано в редких случаях только при сильном отеке слизистой оболочки гортани. В период мутации необходимо щадить голосовой аппарат подростка. Речевая нагрузка дол-ясна быть умеренной, нельзя перенапрягать, форсировать го­лос. Несоблюдение охранительного голосового режима, дли­тельное напряжение при больших голосовых нагрузках может привести к стойкому нарушению функции внутренних мышц гортани.

В период мутации необходимо соблюдать охранительный режим. В первую очередь, не пользоваться искусственными приемами для ускорения процесса формирования мужского голоса. Подростку следует помочь научиться спокойно, посте­пенно овладевать голосом взрослого. Нельзя допускать фор­мирования голоса при речи и пении. Продолжительность вся­кой голосовой нагрузки должна быть ограничена, особенно при появлении охриплости. Для облегчения периода мута­ции полезно проводить закаливание организма, дозировать физическую нагрузку, правильно распределять труд и отдых подростка.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОНОПЕДИИ

Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатри-ей — медицинской наукой, разделом оториноларингологии, изучающей причины нарушений голоса и разрабатывающей методы их лечения.

Голос издавна привлекал внимание специалистов. В «Кано­не врачебных наук» выдающегося ученого средневековья Ави­ценны (980—1037) описаны заболевания и способы лечения голосового аппарата. В 1024 г. им написан специальный фо­нетический трактат, охватывающий многие проблемы голосо-образования: причины возникновения звука и процессы его восприятия органом слуха, детальный анализ анатомии и фи­зиологии голосоречевых органов, физиологические и акустичес­кие характеристики фонем. Особое значение в голосообразова-нии ученый придавал голосовым складкам, подчеркивая их активно регулирующую роль во время фонации. Он указал на взаимосвязь функций головного мозга и голосового аппарата.

Развитие театрального искусства в XVI в. потребовало от актеров большой выносливости голосового аппарата. Голосовая патология проявлялась не только у актеров, но и у всех, кому по роду своей деятельности приходилось много говорить. По данным испанского фониатра J. Perello еще в 1600 г. медицин­ская литература называла дисфонию болезнью проповедников.

Интерес к процессу голосообразования и появление про­фессиональных заболеваний выдвинули необходимость фун­даментальных знаний анатомии и физиологии гортани, по­требность усовершенствования голоса, устранения его дефектов. В 1855 г. певцом и вокальным педагогом Мануэ­лем Гарсиа был применен ларингоскоп (небольшое зеркало, укрепленное на стержне), давший возможность обозревать гортань живого человека (рис. 14, 15). С этого момента, мож­но считать, начала свое развитие фониатрия.

Рис. 14. Нормальная гортань при дыхании

Рис. 15. Нормальная гортань при фонации

Основоположниками отечественного развития научных про­блем в области физиологии и патологии голоса считаются Е. Н. Малютин, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов, И. И. Леви-дов, М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев. Ими разрабатывались научные основы постановки голоса, изучались причины и раз­витие расстройств голосового аппарата, типы дыхания и зна­чение дыхательной системы для правильного голосообразо-вания. И хотя исследования были направлены на изучение вокального голоса, они имели большое теоретическое и прак­тическое значение для постановки и устранения дефектов речевого голоса.

Среди применявшихся в разные годы методов восстановле­ния хронических голосовых нарушений можно выделить не­сколько направлений: 1) механическое воздействие на гортань в виде сдавливания ее хрящей (Л. Б. Французов, 1949). Это вызывало боль, временное удушье. Вольные реагировали на манипуляцию криком, и таким образом вызывался громкий голос; 2) введение в гортань различных раздражителей — механических или раздражающих веществ (В. В. Шестаков, 1952; С. К. Юрченко, 1953); 2) применение наркоза (С. М. Ми-хелович, 1932; В. Я. Гапанович, 1960) ставило своей целью получение голоса в фазе возбуждения; 4) вибрационный мас­саж гортани (Е. Н. Малютин, 1924; К. Л. Гарри-Пшеничнико­ва, 1938; М. И. Фомичев, И. П. Блескина, 1944) в сочетании с психотерапевтической беседой; 5) метод заглушения трещот­кой Барани или корректофоном для выключения регуляции голоса по слуху (И. И. Левидов, М. И. Фомичев, А. Ф. Сысо­ева, 1947; И. Я. Деражне, 1950); 6) ортофонический метод (Е. М. Воронина, 1939; Н. Ф. Лебедева, 1952; А. Т. Рябченко, 1964; Г. Т. Бекбулатов, 1969).

Все эти приемы используются и в современной практике, но самое широкое применение находит фонопедия. Различ­ные авторы давали свои названия этому методу — фоничес­кий, ортофонический, фоническая ортопедия, голосовая гим­настика. Эти понятия подразумевают восстановление голоса специальными упражнениями голосового аппарата. Новей­шие достижения в изучении механизмов голосообразования дали обоснование фонопедическим приемам, подтвердили их физиологичность и эффективность при восстановлении голоса.

Методики восстановления голоса при различных его нару­шениях описаны С. Л. Таптаповой (1962, 1977, 1984), Е. В. Лав-

ровой (1975,1977, 1984), О. С. Орловой (1978, 1981, 1985). Мате­риалы экспериментальных исследований Н. И. Жинкина, цд. С Грачевой, В. П. Морозова, Л. Б. Дмитриева, С. Л. Таптапо­вой используются в практической работе логопеда.

Выводы и проблемы

Исходя из этиологии и патогенеза заболеваний, основы­ваясь на дидактических и методологических принципах, логопедическое воздействие при патологии голоса пре­дусматривает активизацию и координацию голосового аппарата педагогическими приемами. Эффективность применяемых приемов поставили фонопедию наравне с лечением при большинстве хронических заболеваний гортани. В ряде случаев специальная постановка голоса — единственный способ преодоления нарушений. Дальнейшие исследования механизмов голосообразова-ния наметят новые, более эффективные пути восстанови­тельной работы. В настоящее время назрела серьезная потребность более полного и глубокого изучения пато­логии голоса у детей, особенностей ее проявления и раз­работки способов восстановления.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте акустические основы голосообразования.

2. На какие этапы разделяют развитие детского голоса?

3. Охарактеризуйте отдельные формы функциональных и органических нарушений голоса.

4. Определите основные задачи фонопедии.

5. Сравните задачи коррекционной работы при гипо- и гипертонусных расстройствах.

Литература

1. Беккер К. П., Сов а к М. Логопедия. — М., 1981.

2. Вильсон Д. К. — Нарушения голоса у детей. — М., 1990.

3. Детский голос. Экспериментальное исследование/Ред. В. Н. Шацкая. — М., 1970.

4. Дмитриев Л, Б. Основы вокальной методики. — М., 1968.

5. Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозов В. П. Руко­водство по фониатрии. — Л., 1970.

6. Зарицкий Л. А., Тринос В. А., Тринос Л. А. Практи­ческая фониатрия. — Киев, 1984.

7. Митринович-МоджеевскаА. Патофизиология речи, го­лоса и слуха. — Варшава, 1965.

8. Морозов В. П. Биофизические основы вокальной речи. — Л., 1977.

9. ТаптаповаС. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984.

10. Таптапова С. Л. Восстановление звучной речи у больных после резекции или удаления гортани. — М., 1985.

11. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Се­ливерстова. — М., 1997. - Ч. I. - С. 194—355.

 

АКУСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ

Голос — это совокупность разнообразных по своим ха­рактеристикам звуков, возникающих в результате ко­лебания эластических голосовых складок. Звук голоса —

колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений* Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы восприни­маем звук. Качество высоты звука зависит от частоты коле­бательных движений голосовых складок в 1 секунду. Сколь­ко смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразитель­ность речи.

Сила голоса, его энергия, мощность определяются интен­сивностью амплитуды колебаний голосовых складок и изме­ряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных Движений, тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных коор­динационных взаимоотношений между натяжением голосо­вых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

Тембр, или окраска звука является существенной харак­теристикой качества голоса. Он отражает акустический со­став сложных звуков и зависит от частоты и силы колеба­ний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой чем основной тон, частоты. Частота обертонов обыч­но в 2, 3, 4 и т. д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосо­вые складки колеблются не только своей длиной, воспроизво­дя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр. Резонансрезкое возрастание амплитуды колеба­ний, возникающее при совпадении частоты колебаний внеш­ней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возни­кающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставкой трубки. Выделяют два основных резонатора — головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резо­натора голос приобретает яркий полетный характер, а у говоря­щего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. Р. Юссоном доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании ясно ощущается вибрация грудной, клетки. Резонатором здесь могут быть единствен­ные воздушные полости — трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом «мягкий». Хороший, полноценный голос од­новременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Вза­имосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и, в свою очередь, влияет на источник, колебаний — работу голосовых складок. Оптимальные условия для функ­ции голосового аппарата появляются при создании в надскла-дочных полостях (надставной трубке) определенного сопро­тивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называется импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустичес­ким эффектом. Явление импеданса одно из важных защит­ных акустических механизмов в работе голосового аппарата. Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голо-

соподачи: 1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Такой способ считается придыхательной ата­кой; 2) момент смыкания голосовых складок и начало выдо­ха совпадают. Это мягкая атака звуков; 3) сначала смыкают­ся голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой.

Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака. Однако возможно использование и двух дру­гих способов подачи звука в зависимости от голосовых задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса.

РАЗВИТИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ

Развитие детского голоса условно делится на несколько пе­риодов: дошкольный до 6—7 лет, домутационный от 6—7 до 13 лет, мутационный — 13—15 лет и послемутационный — 15—17 лет. Фонация детьми дошкольного возраста осуще­ствляется за счет краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц. Диапазон звучания со­ставляет 5—6 нот.

В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани, и к 12 годам по месту распо­ложения и морфологическому строению он соответствует ре-цепторному аппарату взрослого. Детский голос постепенно развивается, его диапазон расширяется до 11 —12 нот.

Мутация голоса (от лат. mutatio — изменение, перемена) наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голо­са во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13—15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и не­равномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В пе-Риод полового созревания мужская и женская гортани приоб­ретают четкие отличительные особенности. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков на­ступления половой зрелости. У жителей юга мутация насту­пает раньше и протекает более остро, чем у жителей севера.

1OQ

У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Только в отдельных случаях встречается резкая перестройка в голосовом аппарате с усилением его роста и появлением заметных изменений голоса.

В мутационный период детская гортань увеличивается в размерах. У мальчиков начинает увеличиваться в саггиталь-ном направлении щитовидный хрящ, образуя своим передним углом выпуклость на передней поверхности шеи — «адамово яблоко». Наибольшая разница между мужской и женской гортанями выражается в величине переднезаднего размера, поэтому голосовые складки у мальчиков удлиняются в пол­тора раза, а у девочек только на треть. У мальчиков мутация тоже может протекать медленно, тогда голосовая функция меняется постепенно. При остром течении мутации голос у мальчиков понижается на октаву, появляется охриплость, зву­ки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет. Про­исходит так называемая «ломка» голоса. Иногда подростки даже стесняются пользоваться своим голосом.

Продолжительность мутации от одного — нескольких ме­сяцев до 2—3 лет. Весь период мутации делят на три стадии: начальную, основнуюпиковую и конечную. Начальная ста­дия характеризуется только небольшой гиперемией (покрас­нением) голосовых складок. Основная стадия сопровождает­ся гиперемией слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних третей голосовых складок по типу равностороннего треугольника («мутационный треуголь­ник»). Отмечаются как синхронные, так'и асинхронные коле­бания голосовых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружных и внутренних мышц горта­ни, дыхания и голосообразования. В пиковой стадии мутации голос страдает более всего.

Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосооб­разования взрослого человека.

Послемутационному периоду свойственна легкая ранимость неокрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голо­совое утомление. В этот период, который продолжается не­сколько месяцев, расширяется диапазон и определяется ин­дивидуальный тембр, высота, сила голоса.

Логопед должен знать строение и функцию голосового ап­парата, учитывать анатомические и физиологические особен­ности гортани у детей разного возраста. Голосовой режим во

9ПП

время мутации назначается индивидуально в зависимости от остроты протекающего процесса. Полное молчание может быть рекомендовано в редких случаях только при сильном отеке слизистой оболочки гортани. В период мутации необходимо щадить голосовой аппарат подростка. Речевая нагрузка дол-ясна быть умеренной, нельзя перенапрягать, форсировать го­лос. Несоблюдение охранительного голосового режима, дли­тельное напряжение при больших голосовых нагрузках может привести к стойкому нарушению функции внутренних мышц гортани.

В период мутации необходимо соблюдать охранительный режим. В первую очередь, не пользоваться искусственными приемами для ускорения процесса формирования мужского голоса. Подростку следует помочь научиться спокойно, посте­пенно овладевать голосом взрослого. Нельзя допускать фор­мирования голоса при речи и пении. Продолжительность вся­кой голосовой нагрузки должна быть ограничена, особенно при появлении охриплости. Для облегчения периода мута­ции полезно проводить закаливание организма, дозировать физическую нагрузку, правильно распределять труд и отдых подростка.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фо­нации вследствие патологических изменений голосового ап­парата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса и дисфо-ния (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра. Однако эти термины свидетельствуют только о сте­пени проявления дефекта. За ними стоят определенные и весь­ма разнообразные изменения голосообразующих органов — гор­тани, надставной трубки, бронхов, легких и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и др.). Помимо основ­ных дефектов голоса — утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъек­тивных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное перше­ние с потребностью откашляться, давление и боли. Как пра­вило, перечисленные симптомы присущи каждому голосово-У нарушению и поэтому не являются дифференциальными.

Нарушения голоса, связанные с различными заболевания­ми голосового аппарата, распространены как у взрослых, так и у детей. Патология гортани у детей за последние два деся­тилетия возросла, что связано с расширением мероприятий по реаниматологии. В ее арсенале имеются приемы и опера­ции, спасающие жизнь ребенку, но вызывающие иногда ос­ложнения, которые влияют на голосообразование.

Данные исследователей свидетельствуют и об увеличении у детей хронических ларингитов. Активное вовлечение школь­ников в самостоятельное творчество, голосовые нагрузки при несоблюдении гигиенических требований также увеличива­ют патологию голоса. Дети, не получившие своевременную помощь, приобретают стойкую неполноценность голосового аппарата. В дальнейшем это влияет на их выбор профессии, увеличивает контингент лиц с различными нарушениями голосовой функции.

Частота хронических заболеваний голосового аппарата, по данным Ю. С. Василенко (1983), составляет около 60 на 10 тысяч городских жителей, а для лиц голосоречевых профес­сий достигает 30—40%. Особенно часто недостатки голоса выявляются у учителей и воспитателей детских учреждений.

Логопед не только сам должен владеть хорошим, звучным голосом, выразительной интонацией, но и быть профессиональ­но подготовленным к профилактической работе по развитию, охране детского голоса и его коррекции в случаях наруше­ний.

Изучение патологии голоса и способов его восстановления является одной из проблем логопедии. В последние годы об­ласть педагогического воздействия при различных наруше­ниях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия. Фонопедия — комплекс педагоги­ческого воздействия, направленного на постепенную активи­зацию и координацию нервномышечного аппарата гортани специальными упражнениям, коррекцию дыхания и лично­сти обучающегося. В процессе фонопедических занятий ус­танавливаются и закрепляются такие условия голосоведе­ния, при которых голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем акустическом эффекте. Это педаго­гический процесс, базирующийся на физиологии голосообра-зования, основных дидактических и методологических прин­ципах логопедии.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОНОПЕДИИ

Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатри-ей — медицинской наукой, разделом оториноларингологии, изучающей причины нарушений голоса и разрабатывающей методы их лечения.

Голос издавна привлекал внимание специалистов. В «Кано­не врачебных наук» выдающегося ученого средневековья Ави­ценны (980—1037) описаны заболевания и способы лечения голосового аппарата. В 1024 г. им написан специальный фо­нетический трактат, охватывающий многие проблемы голосо-образования: причины возникновения звука и процессы его восприятия органом слуха, детальный анализ анатомии и фи­зиологии голосоречевых органов, физиологические и акустичес­кие характеристики фонем. Особое значение в голосообразова-нии ученый придавал голосовым складкам, подчеркивая их активно регулирующую роль во время фонации. Он указал на взаимосвязь функций головного мозга и голосового аппарата.

Развитие театрального искусства в XVI в. потребовало от актеров большой выносливости голосового аппарата. Голосовая патология проявлялась не только у актеров, но и у всех, кому по роду своей деятельности приходилось много говорить. По данным испанского фониатра J. Perello еще в 1600 г. медицин­ская литература называла дисфонию болезнью проповедников.

Интерес к процессу голосообразования и появление про­фессиональных заболеваний выдвинули необходимость фун­даментальных знаний анатомии и физиологии гортани, по­требность усовершенствования голоса, устранения его дефектов. В 1855 г. певцом и вокальным педагогом Мануэ­лем Гарсиа был применен ларингоскоп (небольшое зеркало, укрепленное на стержне), давший возможность обозревать гортань живого человека (рис. 14, 15). С этого момента, мож­но считать, начала свое развитие фониатрия.

Рис. 14. Нормальная гортань при дыхании

Рис. 15. Нормальная гортань при фонации

Основоположниками отечественного развития научных про­блем в области физиологии и патологии голоса считаются Е. Н. Малютин, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов, И. И. Леви-дов, М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев. Ими разрабатывались научные основы постановки голоса, изучались причины и раз­витие расстройств голосового аппарата, типы дыхания и зна­чение дыхательной системы для правильного голосообразо-вания. И хотя исследования были направлены на изучение вокального голоса, они имели большое теоретическое и прак­тическое значение для постановки и устранения дефектов речевого голоса.

Среди применявшихся в разные годы методов восстановле­ния хронических голосовых нарушений можно выделить не­сколько направлений: 1) механическое воздействие на гортань в виде сдавливания ее хрящей (Л. Б. Французов, 1949). Это вызывало боль, временное удушье. Вольные реагировали на манипуляцию криком, и таким образом вызывался громкий голос; 2) введение в гортань различных раздражителей — механических или раздражающих веществ (В. В. Шестаков, 1952; С. К. Юрченко, 1953); 2) применение наркоза (С. М. Ми-хелович, 1932; В. Я. Гапанович, 1960) ставило своей целью получение голоса в фазе возбуждения; 4) вибрационный мас­саж гортани (Е. Н. Малютин, 1924; К. Л. Гарри-Пшеничнико­ва, 1938; М. И. Фомичев, И. П. Блескина, 1944) в сочетании с психотерапевтической беседой; 5) метод заглушения трещот­кой Барани или корректофоном для выключения регуляции голоса по слуху (И. И. Левидов, М. И. Фомичев, А. Ф. Сысо­ева, 1947; И. Я. Деражне, 1950); 6) ортофонический метод (Е. М. Воронина, 1939; Н. Ф. Лебедева, 1952; А. Т. Рябченко, 1964; Г. Т. Бекбулатов, 1969).

Все эти приемы используются и в современной практике, но самое широкое применение находит фонопедия. Различ­ные авторы давали свои названия этому методу — фоничес­кий, ортофонический, фоническая ортопедия, голосовая гим­настика. Эти понятия подразумевают восстановление голоса специальными упражнениями голосового аппарата. Новей­шие достижения в изучении механизмов голосообразования дали обоснование фонопедическим приемам, подтвердили их физиологичность и эффективность при восстановлении голоса.

Методики восстановления голоса при различных его нару­шениях описаны С. Л. Таптаповой (1962, 1977, 1984), Е. В. Лав-

ровой (1975,1977, 1984), О. С. Орловой (1978, 1981, 1985). Мате­риалы экспериментальных исследований Н. И. Жинкина, цд. С Грачевой, В. П. Морозова, Л. Б. Дмитриева, С. Л. Таптапо­вой используются в практической работе логопеда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.88 (0.021 с.)