Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика нарушений голоса у детей.

Поиск


У детей
младшего дошкольного возраста голосообразующий аппарат еще полностью не
сформирован, поэтому им не рекомендуются публичные выступления, требующие
форсирования голоса в не свойственном ребенку диапазоне.


Первоначальными
признаками нарушения голоса могут быть легкая хрипота и быстрая его
истощаемость, вызванные небольшим расстройством функции гортани. Однако, если
данные отклонения вовремя не устранить, это приведет к стойким изменениям в
гортани и, следовательно, утяжелит голосовой дефект.


Большинство
нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма
и его речевой функции. Исключение составляют нарушения, связанные с врожденным
дефектом твердого и мягкого нёба и с нарушением слуха. Нарушения голоса могут
быть самостоятельным дефектом или одним из компонентов речевого дефекта при
дизартрии, ринолалии, нарушениях речи слабослышащих и глухих.


Для
предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание
голоса с раннего детства.


Каждый педагог
должен знать, что развитие голоса идет по­степенно, что детский голосовой
аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред.
Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает
перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и
органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие
мелодичные голоса с точными и выразительными интона­циями. Обладая большой
подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи
окружающих их взрослых.


Основными профилактическими
мерами
пре­дупреждения патологии голоса являются закаливание организма,
овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой
атаки голосоподачи.

18. Цели, задачи и принципы коррекционной работы при различных
нарушениях голоса.


Восстановление
голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка
патологичес­кого голосоведения и появление невротических реакций, что
значительно улучшает прогноз.


В зависимости
от этиологии и механизма нарушения го­лоса при его восстановлении выдвигаются
две задачи.


Пер­вая задача определяется
необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Ком­пенсация
может наступать только с включением значитель­ного числа физиологических
компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей
периферии, «однако всегда функционально объединенных на основе по­лучения
конечного приспособительного эффекта, необходи­мого в данный момент».


Второй задачей является ликвидация
патологическо­го способа голосообразования, т.е. нужно создать «такую
разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе
своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной
дея­тельности».


Для реализации
этих задач требуется:


1.
активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;


2.
предотвращение развития вторичных дефектов голосового
аппарата, т.е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных
расстройствах;


3.
положительное воздействие на личность обучающе­гося для
ликвидации психогенных реакций;


4.
восстановление утраченных кинестезий голосоведе­ния,
т.е. непосредственно самой фонации;


5.
восстановление координации дыхания и фонации.


В зависимости
от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако
для все форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной
работы:


·
рациональная психотерапия;


·
коррекция физиологического и фонационного дыхания;


·
тренировка кинестезии и координации голосового
аппарата фонопедическими упражнениями;


·
автоматизация восстановленной фонации.


Перед началом
занятий для установления контакта, взаимопонимания выясняется, что является
определяющим в настроении и поведении обучающегося, как он относится к своему
дефекту. Это позволяет правильно выбрать тактику поведения и приемы убеждения.
При первой беседе объясняется сущность нарушения, в доступной форме
раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной
работы.


Обучающегося
необходимо убедить в обратимости нарушения, вселить бодрость, надежду на успех
восстановления и одновременно поставить перед ним условие активного включения в
восстановительный процесс. Механическое выполнение упражнений не приведет к положительному
результату. Психотерапевтическая направленность осуществляется на протяжении всего
обучения. Для взрослых прогноз восстановления должен быть реалистическим.
Следует заранее предупредить, что в некоторых случаях функция голосового аппарата
не полностью восстанавливается, а голос не всегда достигает нормы. Но
обязательно увеличивается его сила, звучность, исчезает утомляемость при речевой
нагрузке, нормализуется дыхание.

 

19. Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при параличах
и порезах гортани.


После
психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием.


При
поражениях нижнего гортанно нерва резко ограничена двигательная функция самой
гортани, а голосовая складка на пораженной стороне может быть полностью неподвижна.
Одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационное дыхание. Особен­но
это выражено при медиальной позиции голосовой склад­ки.


Для
восстановления голоса выбираются такие функцио­нальные тренировки голосового аппарата, которые включают его компенсаторные механизмы.
Тренировки должны мак­симально увеличить
подвижность здоровой половины горта­ни, а на парализованной стороне хотя
бы частично восстано­вить двигательную
функцию голосовой складки. Необходима также нормализация физиологического и фонационного ды­хания.
Осуществление этой задачи вызовет смыкание голо­совых складок за счет
компенсаторного перехода здоровой половины гортани за среднюю линию и сближения
ее с не­подвижной половиной гортани. В этом случае при организо­ванном дыхании
и даже частичном колебании пораженной голосовой складки голос восстановится или
значительно улучшится.


I этап. Тренировки для активизации двигательной
функции гортани со­четаются с нормализацией дыхания,
поскольку они
физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с упражнения
«дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втя­гивая и выдувая
воздух на одной ноте. Физически здоровые обучаю­щиеся начинают тренировки с 45-60 секунд за прием, постепенно уве­личивая
нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Первую неделю упражнение выполняют
8-10 раз в день по 45-60 секунд. В дальней­шем число тренировок может быть
доведено до 15 раз по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то
продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд. Продолжительность каж­дого
вдоха и выдоха через губную гармошку в начале занятия значи­тельно укорочена
даже тогда, когда упражнение совершенно не затрудняет пациента. Плавность,
полнота вдоха и длительность выдоха достигаются постепенно по мере тренировок.
«Дутью в губную гар­мошку» отводится значительная роль в функциональных
трениров­ках голосового аппарата. Оно удлиняет выдох, необходимый для пра­вильного
голосоведения, а равномерные движения вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи массируют гортань. Этим приемом дос­тигается увеличение подвижности здоровой половины
гортани и неко­торая активизация
парализованной, т.е. под действием воздушной струи происходит стимуляция
мышц гортани, участвующих в фонации.


Одновременно
с «дутьем в губную гармошку» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный
удлиненный выдох.


Комплекс А. Исходное
положение — сидя на стуле прямо или стоя:


1)
вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень
глубокий, вдох продолжительный);


2)
вдох через нос, выдох через рот;


3)
вдох через рот, выдох через нос;


4)
вдох и выдох через одну половину носа, затем
через другую (попеременно);


5)
вдох через одну половину носа, выдох через
другую (попеременно);


6)
вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;


7)
вдох через нос, выдох через неплотно сжатые
губы;


8)
вдох через нос, выдох через нос толчками
(кратковременно задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями).


Через
7-10 дней
от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для
активизации мускулатуры шеи, наружных внутренних мышц гортани. Такой интервал
лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать занятия
упражнениями. Последовательное включение тренировок позволяет обучающимся
полностью овладеть ранее предложенными заданиями.


Комплекс Б. Упражнения выполняются сидя:


1)
исходное положение — руки в замок на затылке.
Отклонен головы назад с легким сопротивлением рук;


2)
исходное
положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед
с легким сопротивлением рук;


3)
исходное положение — ладони рук прикрывают уши.
Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;


4)
движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед.
Сжимание челюстей;


5)
надувание щек;


6)
доставание кончиком языка мягкого нёба;


7) поднятие мягкого нёба при зевке.


Оба
комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для
самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня 4-5 раз каждое упражнение.


На
данном этапе логопедические упражнения желатель­но сочетать со специальными
занятиями для установления диафрагмального типа дыхания в кабинете лечебной физ­культуры.

 

II этап. Упражнения второго этапа подготавливают го­лосовой аппарат
к фонации
. В результате тренировок исче­зает рефлекторный кашель,
ощущение инородного тела в горле, значительно удлиняется выдох и появляются
слабые колебательные движения края парализованной голосовой складки.


III этап. После этого можно переходить к следующему эта­пу
работы — голосовым упражнениям для тренировки ки­нестезии и координации
голосового аппарата
. Дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку»
рекомендуется продолжать до завершения коррекционного обучения.


Голосовые упражнения строятся с учетом воздействия раз­личных
звуков на сам механизм голосообразования. Звонкие
согласные
и гласные
звуки влияют на функцию голосового аппарата
посредством импеданса (сопротивление). В момент фонации при фор­мировании
различных звуков в надставной трубе возникает различное
противодавление за счет меняющихся объемов по­лостей и сужений в
ротоглоточном канале. Устанавливается взаимосвязная система колебаний
резонаторов и голосовых складок.


Поскольку этот
акустический механизм зависит от индивидуального
анатомического строения артикуляционно­го и голосового аппарата, а также
способа образования звуков, одни звуки
всегда имеют б о льший импеданс, чем
другие. Вместе с тем путем тренировок его можно «подобрать» для каждого
голосового аппарата таким образом, что при малых затратах мышечной энергии можно добиться хорошего акус­тического эффекта. В этом и состоит постановка
голоса.


Начинается коррекция голоса с произнесения
звука м. Вы­бор этой фонемы определяется ее лучшей
физиологической ос­новой для
установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба. Это звук довольно большого
импеданса.


Упражнение
1.
Предлагается произносить звук м кратко при спо­койном положении
гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал
большую резонацию вышележа­щих полостей. Постепенно, по мере тренировок,
длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, звучным. Как
только обучающийся без затруднений начинает выполнять это упражнение, переходят
к произнесению открытых слогов.


Упражнение
2.
После длительного произнесения звука м слитно с ним
произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма,
мо, му, мэ, мы
. Упражнения проводят со всем звонкими согласными
звуками.


Дальнейшее
закрепление кинестезиий голосоведения происходит при произнесении пар слогов с
дарением на втором слоге.


Упражнение
3.
Произнести слоги:


ма-ма’ ма-мо’


ма-му’ на-на’


на-но’ на-ну’ и т. д. и сочетания слов с перемещающимися ударениями.

 

Упражнение
4.
Произнести:


мама-мама-мамама; на’на-нана’-нанана ’ и т.д.


При достижении громкого
полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходят к упражнению 5.


Упражнение
5.
Тренировка сочетаний гласных звуков с i.


Звук
произносится с незначительным шумом, голосовые складки колеблются. Большой
импеданс i и
звучание гласных на твердой атаке оказывают активизирующее влияние на смыкание голосовых
складок. Гласный звук должен звучать коротко и твердо, а i — длительно:
ай... яй..., ой... ей..., уй... юй..., эй... ей...


В дальнейшем
после получения звучного голоса и закрепления кинестезий необходима координация
дыхания и голосообразования. Для этой цели используется произнесение гласных
звуков и их сочетаний по два, три, четыре и пять на одном выдохе.


Упражнение
6.
Произнести гласные звуки и их сочетания:


а,
ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи
и т.д.


Сначала
сочетания произносятся отраженно за логопедом, затем самостоятельно. Данный
этап занятий можно считать законченным, если упражнения выполняются легко, без
напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и
звучный.


IV этап. По завершении работы над звуковыми и слоговыми
упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса.
Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов ма,
мо, му, мэ, мы
. При произнесении слов типа манка, море, муха, мыло
легко включается верхний резонатор и закрепляются наилуч­шие условия
голосоведения. Далее приступают к фразовой речи и чте­нию стихотворений и
прозы. На завершающем этапе речевой матери­ал подбирается не по фонетическому
принципу, а с учетом возраста и интересов обучающихся.

 

Одновременно с работой над речевым материалом
выпол­няются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более
короткие сро­ки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса,
вокальные упражнения проводятся в диапазоне одной - по­лутора октав, малой или
первой в зависимости от высоты восстановленного голоса. Пропеваются гаммы;
трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.


Результаты. Восстановленным можно
считать
громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и
отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле. При
оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за
счет компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой
складки на пораженной стороне. Глоттография
выявляет равномерные колебания голосовых складок с четко выраженными
фазами.


Продолжительность
коррекционно-логопедической рабо­ты 2-4 месяца, в зависимости от тяжести
нарушения и вре­мени начала занятий. К восстановлению голоса необходимо
приступать в ранние сроки с момента заболевания. Своевре­менно начатые тренировки голосового аппарата при
соблю­дении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок актив­нее мобилизуют
компенсаторные возможности организма, предупреждают образование патологического
навыка голо­соведения и развитие невротических реакций.

20. Методика коррекционной работы по
восстановлению голоса при хронических ларингитах.


Лица, страдающие
хроническими ларингитами, являют­ся трудным контингентом для восстановления
голоса. Хроническое течение ларингита с обострениями процесса требует
медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Стихание воспалительных
явлений обычно сопровождается улучшением голоса, что исключает потребность его
постановки. Оториноларингологи направляют больных к фонопеду, когда изменения
голоса становятся уже весьма значительными, стойкими. Вторая причина —
недостаточно серьезное отношение к своему заболеванию. Если парезы и параличи
гортани настораживают людей, угнетают их, то хронические ларингиты не вызывают
у них опасений. Страдающие хроническими ларингитами должны направляться к
фонопеду независимо от степени голосовой недостаточности.


Правильная
постановка голоса снимает напряжение голосового аппарата, улучшает лимфо- и
кровообращение в воспаленных тканях, организует фонационное дыхание А при
изменениях нервно-мышечного аппарата гортани постановка голоса приспосабливает
его к голосовой нагрузке. На начальных же стадиях заболевания логопедические занятия
являются профилактической мерой, предупреждающей нарушение тонуса голосовых
складок.


Логопедическая работа при хронических
ларингитах начинается с разъяснительной беседы. Следует объяснить, что при
несоблюдении гигиенических мер, при нарушении регулярности лечения и постановки
голоса хронический процесс угрожает утяжелением. В период занятий желательно
соблюдать охранительный голосовой режим: уменьшить голосовую нагрузку, не
форсировать голос и избегать эмоционального перенапряжения. Не следует говорить
шепотом, так как при этом возникает большое напряжение мышц голосового
аппарата.


Работа
над дыханием.


1) Занятия начинаются с работы над
дыханием. Одна из первоочередных задач — выработка дыхательной опоры, сознательного
замедления выдоха. Особенностью дыхательной опоры является то, что при этом
принимают участие одновременно и вдыхательные и выдыхательные мышцы, являющиеся
антагонистами. Дозированное напряжение и тех других мышц обеспечивает
правильную опору и не приводит к повреждению голосового аппарата. Дыхательная
опора считается неправильной, если это состояние сопровождается ощущением
перенапряжения мышц. Форсированное дыха­ние вызывает прилив крови к голосовому
аппарату, его утом­ление, а недобор дыхания ведет к ослаблению мышечного
аппарата, снижению качества голоса.


Все
обучающиеся до начала фонопедии направляются в кабинет лечебной физ­культуры.


2) Организация
фонационного
дыхания
, нахождение опоры осуществляются на логопедических занятиях.
Начи­наются они с выполнения диафрагмального дыхания лежа, выдох озвучивается.
Предлагается лечь на кушетке, рассла­биться, положить одну руку на грудь, другую
на живот для контроля движения мышц. На вдох передняя стенка жи­вота поднимается,
грудная клетка максимально неподвиж­на. Выдох замедленный с произнесением
глухих согласных звуков с, ш для лиц, имеющих грубое
нарушение голоса. Пе­редняя стенка живота постепенно втягивается. При поста­новке
голоса без выраженной дисфонии рекомендуется про­износить на выдохе звонкий
двугубный в. После того как обучающийся усвоит это упражнение в положении
лежа, его следует выполнять сидя и стоя. Такие тренировки проводят­ся в
дальнейшем самостоятельно не менее 2 раз в день про­должительностью 1-2 минуты.
Если позволяют условия, ко­личество тренировок доводится до 5-6 раз в день.


3) Для
снятия неприятных ощущений
, связанных с сенсор­ными расстройствами, при
хроническом ларингите нужно проводить легкий массаж шеи в области наружной
поверх­ности гортани. Начинать его следует в области корня языка большим и
указательным пальцами, круговыми движения­ми спускать вниз. Продолжительность
массажа 2-3 мину­ты, проводят его 3-4 раза в день.


4) При хроническом ларингите отмечается
постоянное же­лание откашляться, ощущение першения, обусловленное нарушением
секреторной деятельности слизистой оболоч­ки. При длительных хронических
процессах покашливание приобретает стойкий, упорный характер. Для борьбы с ним
можно предложить беззвучное произнесение ы. Звук ими­тируется на задержанном
дыхании при закрытом рте с не­плотно сжатыми зубами. При этом в глотке
ощущается не­большое напряжение. Повторяется прием 2—3 раза. В течение дня к
нему можно прибегать до 10—12 раз.


Занятие
лечебной физкультурой, установление дыхатель­ной опоры и массаж продолжаются 7-10
дней. После этого: переходят к голосовым упражнениям.


Принципы
постановки голоса, проведения голосовых упражнений те же, что применяются при
парезах и парали­чах гортани.


Самостоятельные
тренировки обучающиеся должны про­водить дробно, не перенапрягая голосовой
аппарат. Посколь­ку при хронических ларингитах афония встречается редко, то
подготовка к смыканию голосовых складок и произнесе­нию первого полнозвучного м
идет значительно быстрее. А с произнесением громкого, звучного м,
в занятия быстро вво­дятся последующие слоговые упражнения.


Трудность
восстановления голоса
у лиц этой группы со­стоит в том, что при
малейших простудах, утомлении воз­никают обострения процесса, в период которых
проводить занятия запрещается. Восстановление, особенно на первых порах, идет
как бы волнообразно: то голос заметно улучшается и исчезают все неприятные
субъективные ощущения, то опять наступает ухудшение. Только систематическая ра­бота
по постановке голоса может привести к желаемым ре­зультатам

 

21. Методика коррекционной работы у детей с органически изменениями
гортани.


Логопедическая
работа с детьми, перенесшими многократные операции по удалению папиллом и
имеющими вследствие этого рубцовые изменения гортани, состоит из коррекции
дыхания, звукопроизношения и восстановления голоса.


Необходимость постановки
дыхания
определяется дли­тельным нарушением дыхательного просвета
гортани и вы­нужденным формированием трахеостомы. В послеопераци­онном периоде
ребенка нужно вновь научить дышать естественным путем. Для этого проводятся
специальные за­нятия лечебной физкультурой, эта проблема решается и на
логопедических занятиях,


Коррекция
звуков
осуществляется общепринятыми при­емами параллельно с работой над
голосом.


Вызывание
голоса
у ребенка с афонией при рубцовых из­менениях гортани — самый
сложный момент в коррекционных занятиях. Для получения первого звучного прорыва
голоса методом проб и ошибок подбирается любой звонкий согласный звук. Чаще
всего такими звуками оказываются м и ж, которые формируются
при «стоне» и «мычании» (м) или жужжании (ж).


Помимо
слухового контроля используется вибрационно-тактильный. Для лучшего закрепления
голосовых ки­нестезии ребенок, прикладывая руку к передней поверх­ности шеи,
ощущает колебания голосовых складок. После устойчивого получения звука его
можно вводить в слого­вые упражнения, слова, предложения, придерживаясь
принципа постепенного увеличения нагрузки. При прове­дении занятий учитывается
возраст детей и в соответствии с ним подбирается речевой материал, используются
игро­вые приемы.


Процесс
автоматизации восстановления голоса зависит от тяжести и длительности
нарушения. Ускоряют закреп­ление голосовой функции вокальные упражнения. Акти­визации
и координации голосового аппарата способствует пение.

 

22. Методика коррекционной работы по восстановлению функциональных
нарушений голоса.


Для
восстановления нормальной функции голосового аппарата при фонастении необходимо
прежде всего выяснить причину ее возникновения. Если она развилась в результа­те
постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить речевую нагрузку,
а также избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять
на нервную систему. Удлинению фонационного выдоха, нахождению дыхательной опоры уделяется
постоянное внимание на фонопедических занятиях.


Поскольку
явной охриплости при фонастении обычно не наблюдается, то функциональные
тренировки сводятся к постановке голоса, нахождению удобной, комфортной его
подачи с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Правильную индивидуальную
для каждого позицию фонации легко подобрать при длительном произнесении звука м.

 

Лицам с плохим
музыкальным слухом можно рекомендовать пользоваться камертоном. Для этого
камертон, звуча­щий соответственно высоте голоса, прикладывается к теме­ни, и
голос как бы подстраивается к его звучанию. Это значительно облегчает
нахождение и закрепление правиль­ных кинестезии голосоведения. Дальнейшие
фонопедические упражнения не представляют трудностей и проводятся обычным
порядком.


В
восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных на­рушениях
в первую очередь необходимо работать над дыханием, установлением дыхательной
опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосо­вого
аппарата при гипотонусных расстройствах и восстанов­лении координации, снятии
излишнего напряжения при гипертонусе. После постановки диафрагмального дыхания,
при гипотонусных расстройствах голоса можно провести упражнения комплекса Б, активизирующие внутренние мышцы
гортани, а затем переходить к голосовым упражнениям в обычной последовательности.
Голосовые упражнения произносятся на твердой атаке звука, затем переводятся на
мягкую атаку.


При
гипертонусных нарушениях вначале используется придыхательная атака звука. Она
помогает ослаблению мышечного тонуса. С этой же целью выполняют дыхательные
упражнения комплекса А с озвучиванием.


Исходное
положение — сидя на стуле.


1)
вдох через нос, выдох через нос, имитация стона;


2)
вдох через нос, выдох через рот со звуком о;


3)
вдох через рот, выдох через нос, имитация стона;


4)
вдох через нос, удлиненный выдох через нос, имитация
стона с усилением в конце;


5)
вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с
произне­сением двугубного, слегка оглушенного звука в;


6)
вдох через нос, выдох через нос толчками, имитация
преры­вистого стона.


Параллельно с
этими упражнениями проводится мас­саж передней поверхности шеи для уменьшения
напряже­ния мышц. Такие тренировки подготавливают голосовой аппарат к фонации,
и произнесение громкого полнозвуч­ного соната м достигается у
обучающихся данной группы довольно легко даже при афонии. После образования яс­ного
полноценного «мычания» дальнейшие фонопедические упражнения затруднений не
вызывают. Исключение составляют лица с многолетними нарушениями голоса, со
стойкими навыками патологического голосообразования. В таких случаях каждая
функциональная трениров­ка, каждое упражнение требует более длительной отра­ботки.


Восстановление
голоса при психогенно-функциональной афонии представляет значительную
трудность.


После
тщательно продуманной психотерапевтической подготовки энергично приступают к
вызыванию звучного голоса. Легче всего голос появляется от кашлевого толчка и
введением его в слоги ка, ко, ку, ки, ке; затем как,
кок, кук, кик, кек
. Или от «жужжания» со слогами жа, жо, жу, жи, же; жож, жуж.


Для
закрепления полученного голоса в дальнейшем про­водятся голосовые упражнения.


При различных
нарушениях голоса в комплексе восста­новительного обучения на некоторых этапах
применяются технические средства — приборы «И-2-М», «ВИР-4», «АИР-2»,
слухофильтры Страхова. С помощью этих приборов улуч­шается контроль за тембром
и силой голоса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.54.190 (0.02 с.)