Нарушения голоса. Ринолалия.
Похожие статьи вашей тематики
Функциональные нарушения голоса. Причины и механизмы нарушений.
Функциональные нарушения голоса у детей встречаются в логопедической практике реже, чем у взрослых. В последнее время возросло число детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями и пандемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями не утратила своей актуальности и в настоящее время.
Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомичесми изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждение о более легком устранении функциональных нарушений, по сравнению с органическими, весьма спорны, так как первые представляют для специалистов значительные трудности в связи со сложностью их этиологии и патогенеза.
Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов. Иногда несколько из перечисленных причин выступают в совокупности и определение «пускового» момента затруднительно.
Длительно протекающие функциональные изменения могут вызывать псевдоорганические наслоения в виде гиперемии (покраснения) слизистой оболочки гортани, отечности и утолщения голосовых складок. Все это затрудняет диагностику функциональных нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой патологией, склонны к фиксации на своем дефекте длительное время.
К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.
1) Фонастения - нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождаемое видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий.
Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.
В литературе нет единой точки зрения на причину возникновения фонастении. Одни исследователи считают причиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие видят причину в несоблюдении охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.
А. Митронович-Моджеевска относит фонастению к двигательным неврозам и считает ее врожденным координационным нарушением.
Аналогичные нарушения, возникающие вследствие перенапряжения и утомления голосового аппарата, она квалифицирует как ложную фонастению четко разграничивает ее с врожденной. Отечественные следователи такого разделения не придерживаются.
2) Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает (рис. 4).
Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка грудной клетки.
3) Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос.
Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.
Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.
4) Ринофония и ринолалия стоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.
Открытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус голосовых складок. По данным И.И. Ермаковой (1984), ринолалия в 70-80% сопровождается фонастенией и гипотонусной дисфонией.
К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная, афония. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствие голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушений. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.
К центральным функциональным нарушениям относятся психогенные, или истерические, или гипокинетические (СНОСКА: Гипокинезия гортани — пониженная двигательная функция гортани) афонии и дисфонии. У детей они встречаются редко, чаще у истеричных девочек в пубертатном периоде.
На истерическом невротическом фоне при наличии сильного эмоционального стресса возникает очаг запредельного торможения в центральной нервной системе, в результате чего нарушается регуляция процесса голосообразования со стороны коры головного мозга, прекращается подача нервных импульсов определенной частоты к голосовым складкам. При этом часто диагностируется паралич возвратного нерва (функциональный, истерический), а также дряблость, слабость мышц гортани.
Голос может появиться неожиданно на фоне эмоциональной лабильности, исчезновения истерических реакций. В других случаях происходит закрепление патологического рефлекса голосообразования и возникает стойкая афония или дисфония, требующая специального психоневрологического и логопедического воздействия.
Классификация ринолалии.
В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.
Закрытая ринолалия- характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи. Самый сильный резонанс в норме наблюдается при произнесении носовых м, м' н, н'. В процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость. Если же носовой резонанс отсутствует, эти фонемы звучат как ротовые б,б', д, д.
Кроме произношения носовых согласных звуков при закрытой ринолалии нарушается произношение гласных. Оно приобретает неестественный, мертвый оттенок.
Причинами закрытой ринолалии чаще всего являются органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения бывают вызваны болезненными явлениями, в результате которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовое дыхание. Передняя закрытая ринолалиявозникает при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом задних отделов нижних раковин, при полипах в носовой полости, при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости. Задняя закрытая ринолалия у детей чаще всего является следствием больших аденоидных разрастаний, изредка носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных опухолей.
Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она характерна тем, что возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической. Причина заключается в том, что мягкое нёбо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей.
При органической закрытой ринолалии прежде всего устраняют причины непроходимости носовой полости. Как только появляется правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости носовой полости (например, после аденотомии) закрытая, ринолалия или ринофония продолжается в обычной форме, прибегают к тем же упражнениям, что и при функциональных нарушениях. При функциональной закрытой ринолалии детей систематически упражняют в произнесении носовых звуков. Проводится подготовительная работа по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха.
Затем статическая дыхательная гимнастика усложняется за счет голосовых упражнений. Полезно применять также динамическую гимнастику, при которой дыхательные движения сочетаются с движениями рук и туловища. Детей обучают протяжному произнесению звуков, так чтобы ощущалась сильная вибрация в области крыльев носа и основания носа. Далее дошкольников побуждают произносить слоги па, пе, пу, по, пи таким образом, чтобы гласные звучали немного в нос. Таким же способом отрабатывают произношение согласных в позиции перед носовыми звуками (слоги типа ам, ом, ум, ан).
После того как ребенок научится правильно произносить эти слоги, вводят слова, в которых имеются носовые звуки. Нужно, чтобы он произносил их преувеличенно громко и протяжно с сильным носовым резонансом.
Заключительными являются упражнения на громкое краткое и длительное произнесение гласных звуков. Кроме того, используются вокальные упражнения.
Продолжительность коррекционной работы при функциональной закрытой ринофонии небольшая. При ринолалии сроки длиннее и их бывает трудно предсказать заранее. Это объясняется тем, что при функциональной закрытой ринолалии требуется также устранение дефектов артикуляции звуков. Кроме того, у детей с данной формой ринолалии часто наблюдаются некоторые особенности психического развития.
Открытая ринолалия
Для нормальной фонации характерно наличие затвора между ротовой и носовой полостями, когда голосовая вибрация проникает только через ротовую полость. Если же разделение между носовой полостью и ротовой неполное, вибрирующий звук проникает и в носовую полость. В результате нарушения преграды между ротовой и носовой полостью увеличивается голосовой резонанс. При этом изменяется тембр звуков, особенно гласных. Наиболее заметно изменяется тембр гласных звуков и и, у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Менее назально звучат гласные звуки е и о, и еще меньше нарушен гласный а, так как при его произношении ротовая полость широко раскрыта.
Кроме тембра гласных звуков, при открытой ринолалии нарушается тембр некоторых согласных. При произнесении шипящих звуков и фрикативных ф, в, х прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные звуки га, б, д, т, к и г, а также сонорные л и р звучат неясно, так как в ротовой полости не может образовываться воздушное давление, необходимое для их точного произношения. При длительной открытой ринолалии (особенно органической) воздушная струя в ротовой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, которое необходимо для образования звука р.
Открытая ринолалия может быть органической и функциональной.
Органическая открытая ринолалия бывает врожденной или приобретенной.
Наиболее частой причиной врожденной формыявляется расщепление мягкого и твердого нёба.
Приобретенная открытая ринолалияобразуется при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного паралича мягкого нёба.
Причины возникновения функциональной открытой ринолалии могут быть разными. Например, она бывает при фонации у детей с вялой, артикуляцией мягкого нёба. Функциональная открытая форма проявляется при истерии, иногда как самостоятельный дефект, иногда как подражательный.
Одна из функциональных форм — привычная открытая ринолалия, наблюдаемая, например, после удаления больших аденоидных разрастаний, возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба.
Функциональное обследование при открытой ринолалии не обнаруживает органических изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит также то, что обычно нарушается произношение только гласных звуков, в то время как при произношении согласных нёбно-глоточное смыкание хорошее и назализации не происходит.
Прогноз при функциональной открытой ринолалии более благоприятный, чем при органической. Назальный тембр исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения произношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.
Ринолалия, обусловленная врожденным несращением губы и нёба, представляет серьезную проблему для логопедии и целого ряда наук медицинского цикла (хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, медицинской генетики и др.). Расщелины губы и нёба являются наиболее распространенным и тяжелым врожденным пороком развития.
Многочисленные функциональные нарушения, вызванные дефектом строения губы и нёба, требуют постоянного врачебного наблюдения.
В нашей стране созданы условия для комплексного лечения в специализированных центрах при НИИ травматологии, при кафедрах хирургической стоматологии, а также в других учреждениях, где осуществляется большая лечебно-профилактическая работа.
Врачи различных специальностей наблюд наблюдают детей и сообща принимают план комплексного лечения.
25. Характеристика закрытой ринолалии.
Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи.
Самый сильный резонанс у носовых м, м', н, н'. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, б', д,д'. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов, в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.
Причина закрытой формы — чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.
М. Зееман различает два вида закрытой ринолалии (ринофонии):
переднюю закрытую — при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую — при уменьшении носоглоточной полости.
Передняя закрытая ринолалия наблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.
Задняя закрытая ринолалия у детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.
Функциональная закрытая ринолалиянаблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах.
Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.
При органической закрытой ринолалиипрежде должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.
Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки, функции uvula, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального.
На начальном этапе занятий рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Это достигается сначала упражнениями с дутьем, а затем чередованием краткого и длительного носового выдоха. Одновременно осуществляется активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки.
Следующим этапом является работа над дифференциацией ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность постановки и автоматизации назальных звуков: губного смычного м и переднеязычного смычного н.
Детей обучают протяжному утрированному произношению, чтобы ощущалась сильная вибрация на крыльях и основании носа. Таким же образом упражняют гласные перед назальными звуками (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих звуков и слогов мягкое нёбо пассивно, логопед контролирует движение губ (при м ) или языка (при н ), а также силу носвого выдоха. После этого назальные звуки закрепляют словах. Их необходимо произносить усиленно и протяжно, с сильным носовым резонансом.
Для коррекции дефекта детям школьного возраста можно вводить тонкую резиновую трубку в носовой ход, другой ее конец — в наружный слуховой канал, чтобы ребенок «слышал носом» и сам контролировал голосовые вибрации при образовании носовых звуков.
Заключительным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по знаку назальность-неназальность (п, б — м; д — н ).
Нарушения голоса. Ринолалия.
1. Анатомическое строение голосового отдела периферического речедвигательного анализатора.
2. Акустические характеристики голоса.
3. Основные функции голоса. Характеристика разговорного голоса.
4. Механизмы голосообразования.
5. Развитие голоса у детей.
6. Характеристика мутационных изменений голоса.
7. Общая характеристика нарушений голоса. (Афония, дисфония, фонастения и др.)
8. Основные причины нарушения голоса.
9. Функциональные нарушения голоса. Причины и механизмы нарушений.
10. Органические нарушения голоса. Причины и механизмы нарушений.
11. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного воздействия при функциональных нарушениях голоса центрального происхождения.
12. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного воздействия при функциональных нарушениях голоса периферического происхождения.
13. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного воздействия при органических нарушениях голоса центрального генеза.
14. Причины, клиническая картина, течение и принципы коррекционного воздействия при органических нарушениях голоса периферического генеза.
15. Причины, клиническая картина и основные направления коррекционной работы при фонастении.
16. Профилактика нарушений голоса у лиц голосо-речевых профессий.
17. Профилактика нарушений голоса у детей.
18. Цели, задачи и принципы коррекционной работы при различных нарушениях голоса.
19. Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при параличах и порезах гортани.
20. Методика коррекционной работы по восстановлению голоса при хронических ларингитах.
21. Методика коррекционной работы у детей с органически изменениями гортани.
22. Методика коррекционной работы по восстановлению функциональных нарушений голоса.
23. Общая характеристика ринолалии.
24. Классификация ринолалии.
25. Характеристика закрытой ринолалии.
26. Общая характеристика открытой ринолалии.
27. Этиология и патогенез функциональной открытой ринолалии.
28. Этиология и патогенез открытой ринолалии.
29. Характеристика различных видов расщелин при органической открытой ринолалии.
30. Структура дефекта при открытой ринолалии. Первичные и вторичные дефекты.
31. Характеристика речи у ребенка с открытой ринолалией.
32. Цели, задачи и содержание коррекционной работы при закрытой ринолалии. Профилактические мероприятия.
33. Задачи и содержание логопедической работы при открытой ринолалии.
34. Основные задачи и направления коррекционной работы с детьми, страдающими открытой ринолалией в дооперационный период.
35. Основные задачи и направления коррекционной работы с детьми, страдающими открытой ринолалией в послеоперационный период.
36. Методика работы по формированию речевого дыхания у детей, страдающих открытой ринолалией в послеоперационный период.
37. Методика работы по формированию звукопроизношения у детей, страдающих открытой ринолалией в послеоперационный период.
1.Анатомическое строение голосового отдела периферического речедвигательного анализатора.
Периферический конец речедвигательного анализатора, как известно, состоит из трех отделов. 1. нижний отдел — дыхательный (энергетический): бронхи, легкие, трахея и мышечные комплексы, которые приводят в движение органы дыхания (диафрагма, межреберные и брюшные мышцы). Эта система обеспечивает подачу потока воздуха к органам фонации, регулирует скорость воздушной струи и количество выдыхаемого воздуха, что определяет подсвязочное и надсвязочное давление или энергетический расчет при произнесении слогов и звуков речи Согласно данным А. Митринович-Моджеевской диафрагма находится в тесной функциональной связи с мышцами глоточного кольца. Одновременно нижний отдел является резонатором разговорной речи, которая возникает благодаря координации функции дыхания, фонации и артикуляции.
2. средний отдел — гортань, состоящая из 9 хрящей: трех непарных (щитовидной, перстневидной, надгортанник) и трех парных (черпаловидные, санториниевы и врисбергиевы). Все хрящи связаны между собой суставами, кроме надгортанника, который имеет только связочное прикрепление. Суставы обеспечивают подвижность гортани. В полости гортани располагаются истинные и ложные голосовые складки. Истинные голосовые складки передними концами прикреплены к задней поверхности щитовидного хряща в углу, образуемом его пластинками, а задние концы — к голосовому отростку правого и левого черпаловидных хрящей. Параллельно истинным голосовым складкам лежат складки из слизистой оболочки, которые называются ложными голосовыми связками. Они не принимают участия в фонации. (В случаях патологии, при недостаточном колебании истинных голосовых складок или после экстирпации гортани ложные голосовые связки включаются в работу). Под влиянием разности давления в подсвязочном и надсвязочном пространстве голосовые складки то расслабляются и расходятся, то натягиваются и сближаются, вследствие чего и образуется голос При голосообразовании голосовые связки сомкнуты, напряжены и при этом происходит выдвижение щитовидного хряща, которое хорошо прощупывается путем наложения указательного пальца с наружной стороны гортани в подчелюстной области. При физиологическом дыхании и при произнесении глухих звуков речи голосовые складки расслаблены, разомкнуты, и щитовидный хрящ находится в состоянии покоя, т. е. не выдвигается вперед.
Мышцы гортани функционируют комплексно:
1) разъединяют истинные голосовые складки во время вдоха и выдоха; 2) сближают истинные голосовые складки и обеспечивают их смыкание во время фонации; 3) стабилизируют гортань; 4) укрепляют голосовые складки; 5) натягивают истинные голосовые складки; 6) укрепляют их свободный край. Иннервация гортани осуществляется с помощью ветвей блуждающего нерва и веточек, отходящих от верхнего шейного - симпатического узла. Во время речи положение гортани постоянно меняется: она то поднимается вверх, то опускается вниз. Гортань двигается также вперед и назад, но эти движения очень незначительны. Движения гортани связаны с движением языка, неба и нижней челюсти. Когда язык перемещается вперед, гортань отодвигается назад. При опускании нижней челюсти гортань также опускается; при перемещении мягкого неба вверх гортань продвигается вперед. В области гортани происходит первоначальная генерация звука, продолжающаяся далее в щелях и затворах полости рта. Это обеспечивает дифференцировку звуков на гласные и согласные. 3. верхний отдел — собственно артикуляторный — органы полостей глотки, рта, носа, лицевой и мимической мускулатур. Верхний отдел артикуляционного аппарата принимает участие в генерации звука щелями и затворами в полости рта, что обеспечивает тонкую дифференцировку гласных и согласных звуков. Этот же отдел образует резонаторную систему рта и глотки, составляющих вместе единый механизм ротоглоточного резонатора. Наличие двух звеньев резонирования обеспечивает в речи набор постоянных элементов (звуков) и слогообразование (в результате модуляций глоточной трубки). В связи с этим глоточная трубка является одновременно резонатором и слоговым модулятором Полость рта образуется верхней и нижней челюстями. Она изменяется по форме и объему в зависимости от расположения языка и неба в ротовой полости. На изменение формы и объема полости рта влияет степень участия лицевых, мимических мышц, а также круговой мышцы губ. Верхняя челюсть неподвижна. Движение нижней челюсти (вверх до смыкания с верхней челюстью, опускание нижней челюсти и отведение ее в стороны) имеет значение для произношения. Все эти движения осуществляются большим количеством мышц лицевой и мимической мускулатуры, работающих в тесном содружестве с мышцами среднего и нижнего отделов речевого аппарата. Важная роль в процессе произношения принадлежит мышцам рта. Все три отдела периферического конца речедвигательного анализатора тесно связаны между собой. В патологии (при ринолалии) эта взаимосвязь нарушается.
|