Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акустические характеристики голоса.

Поиск

Голос в нормальных условиях его развития — это сово­купность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голо­совых складок.

Звук голоса — колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения.

Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками. I

Высота звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений.

Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин — от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразитель­ность речи.

Сила голоса, его энергия, мощность определяются интен­сивностью амплитуды колебаний голосовых складок и
из­меряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебатель­ных движений, тем сильнее звучит голос.

Тембр, или окраска, звука является характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний.

Резонанс — резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фо­нации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, воз­никающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставкой трубки.
Выделяют два резонатора — основной и грудной.

Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голосоподачи:

1) /i] сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и на­чинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Такой способ считается [i]приды­хательной атакой;

2) момент смыкания голосовых складок и начало выдо­ха совпадают. Это мягкая атака звуков;

3) сначала смыкаются голосовые складки, а затем осу­ществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой.

3. Основные функции голоса. Характеристика разговорного голоса.
Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе политического деятеля в течение первых нескольких секунд. Не важно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем голос.
Голос — это удивительный инструмент самовыражения. Известно, что любая болезнь моментально накладывает отпечаток на силу, тембр и высоту звучания голоса. Грусть и радость, как и другие эмоции, прежде всего передаются голосом.

Под влиянием болезней или постоянного перенапряжения голосовой аппарат слабеет. В то же время для представителей множества профессий, таких, как преподаватели, артисты,дикторы, адвокаты, политики, врачи, продавцы и др., которые «работают» голосом, этот аппарат должен быть всегда «в исправном состоянии», то есть здоровым, сильным и богатым всеми оттенками. Очень часто именно нарушение голоса заставляет человека обратиться к врачу.
Речь играет важную роль в жизни общества, выполняя коммуникативную и информативную функции. Голос передает различные переживания: радость, боль, страх, гнев или восторг. Его функция регулируется при помощи множества нервных связей, координирующих тончайшую работу большого количества мышц. Благодаря оттенкам голосовой окраски можно воздействовать на психику другого человека. Голос, лишенный высоких частот, кажется глухим, стелющимся, «как из бочки». А не имеющий низких – может раздражать, быть визгливым и неприятным. Красивый, здоровый голос должен радовать слух окружающих. Однако с ним могут возникнуть проблемы. Считается, что в силу своей эмоциональности проблемами голоса чаще всего страдают женщины, потерять его может и домохозяйка.

Какие бывают расстройства голоса?
По силе, тембру и высоте. При нарушении силы голос может быть быстро иссякающим, слишком слабым или, наоборот, чрезмерно громким; тембра – хриплым, грубым, гортанно-резким, глухим, металлическим или писклявым; высоты – монотонным, низким и т.д.
Расстройства голоса влияют на коммуникативную функцию речи детей и особенности их личности. При отсутствии или нарушении голоса могут возникать проблемы во взаимоотношениях со сверстниками из-за трудностей общения. Ребята стесняются своего голоса, подчас общаются мимикой и жестами. Могут появиться неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, агрессия и т.д. В дальнейшем это накладывает отпечаток на трудовую и личную жизнь взрослеющего человека.

КАК МЫ РАЗГОВАРИВАЕМ?
Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. Так образуется звук в окружающей нас природе.
В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания.

Процесс речи начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при входе легкие. Затем под действием нервных сигналов (импульсов) из головного мозга голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуют свободному выдоху. Воздух в подскладковом пространстве, набранный при вдохе, под действием выдыхательных мышц сжимается, возникает подскладковое давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки, то есть приходит во взаимодействие с ними. Возникает звук.
Никогда не надо забывать, что у людей очень индивидуальные анатомические, физиологические и психологические свойства организма, а отсюда и необходимость индивидуального подхода к каждой личности, и неповторимость звучания каждого голоса, его тембр,сила, выносливость и другие качества.


КАК МЫ ПОЕМ?
Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям, лежащим как над голосовыми складками, так и под ними.
Приблизительно до 80% энергии певческого звука гасится при прохождении через окружающие ткани, растрачивается на их сотрясание (вибрацию).
В воздухоносных полостях (в надскладковом и подскладковом пространстве) звуки претерпевают акустические изменения, усиливаются. Поэтому эти полости называются резонаторами.

Различают верхние и грудные резонаторы.

Верхние резонаторы — все полости, лежащие выше голосовых складок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости и околоносовые пазухи (головные резонаторы).
Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, повышают силу голоса, влияют на его тембр.
В результате головного резонирования голос обретает «полетность», собранность, «металл». Эти резонаторы являются индикаторами (указателями) правильного голосообразования.
Грудное резонирование сообщает звуку полноту и объемность звучания.

В чем различие между певческим голосом и речью? В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи — только частью его. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо) человек пользуется средним отрезком своего голоса, так
как здесь говорить удобнее, он не устает.
Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть более богатой окраской.

4. Механизмы голосообразования.
В механизме голосообразования принимают активное участие диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полость носа. Органом голосообразования является гортань. Когда мы говорим, расположенные в гортани голосовые складки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на них, заставляя колебаться. Мышцы гортани, сокращаясь в разных направлениях, обеспечивают движение голосовых складок. В результате возникает колебание частиц воздуха, находящегося над складками. Эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются как звуки голоса. Когда мы молчим, голосовые складки расходятся, образуя голосовую щель в виде равнобедренного треугольника.

Механизм
голосообразования (фонации) таков.

При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц,
суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. срединное, положение, с тем чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти ко[/justify]лебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху книзу.
В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звук голоса.
При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум. Который и воспринимается нами в виде шепота.

5. Развитие голоса у детей. Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов:    
    • дошкольный до 6-7 лет,
    • домутационный от 6-7 до 13 лет,
    • мутационный — 13-15 лет и
    • послемутацион­ный —15-17 лет.
  Мутация голоса (лат. изменение, переме­на) наступает в результате изменений в голосовом ап­парате и во всем организме под влиянием возрастной эн­докринной перестройки, возникающей в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается возрасте 13-15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мужская и женская гортани приобретают четкие отличительные особенности. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков наступления половой зрелости. У девочек, как правило, голос меняется, постепенно теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Продолжительность мутации от одного — нескольких месяцев до 2-3 лет. Весь период мутации делят на три стадии: начальную, основную — пиковую и конечную. Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосообразования взрослого человека. 6. Характеристика мутационных изменений голоса. К функциональным нарушениям голоса относится патологическая мутация голоса. Данное голосовое расстройство можно классифицировать как пограничное между органическими и функциональными нарушениями. Мутация— это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и в голосовом аппарате. Вопрос о том, сопровождается ли период мутации переломом голоса или его постепенным изменением, решается исследователями в пользу последнего. Указывается, что только меньшинство юношей страдает от перелома голоса, для большинства же этот процесс протекает почти незаметно. Мутация голоса связана с быстрым ростом гортани. Голосовые складки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины. При ларингоскопии обнаруживается гиперемия слизистой оболочки гортани, отсутствие замыкания голосовой щели. У девочек голосовые складки удлиняются только на 3-5 мм. Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у юноши остается детским. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все эти причины приводят к тому, что голос у мальчика срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация — неуверенной. Наблюдается диплофония (би-тональность), т.е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные голосовые складки. У мальчиков подчас возникает напряженное дыхание, так как смыкание голосовых складок неполное и для произведения звука полной силы выдыхательные мышцы должны усиленно, форсированно работать. У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких изменений. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон больших изменений не претерпевает. Голос приобретает грудное звучание, становится более сильным. Нормально протекающая мутация может проявляться в нескольких формах. Так, нередко голос меняется очень медленно, незаметно как для самих детей, так и для окружающих; изредка лишь наблюдается небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В других случаях (что встречается чаще) голос у мальчика во время речи или пения начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое «соскакивание» звуков сначала возникает все чаще и чаще, затем проявляется реже, и, наконец, детский тембр заменяется мужским. Встречается и такая форма мутации, когда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота, иногда полная афония. Когда охриплость исчезает, у юноши устанавливается вполне сформированный мужской голос. Недоразвитие половой сферы подростка, острый или хронический ларингит, различные инфекционные заболевания, перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем голосовом диапазоне, некоторые внешние вредные факторы (пыль, дым) могут осложнить течение мутации, придать ей патологический, длительный характер и привести к стойкому нарушению голоса. Наиболее часто встречается персистирующий (т.е. упорно держащийся) фальцетный голос, который возникает при судорожно поднятой гортани и значительном натяжении голосовых складок во время фонации. Это голос высокий, слабый, писклявый, неприятный на слух. В других случаях нарушение голоса проявляется в затянувшейся мутации. При этом голос на протяжении нескольких лет не переходит в нормальный мужской голос: он продолжает оставаться детским (фальцетным), или фальцетные звуки прорываются на фоне преобладающего мужского звучания. У мальчиков встречается иногда преждевременная мутация (в 11-12 лет), когда голос раньше времени становится низким, грубым. Причина этого явления — преждевременное наступление половой зрелости и длительная, чрезмерно напряженная работа голосового аппарата (при крике, форсированном пении, пении в высокой тесситуре). У девочек изредка наблюдается извращенная мутация, когда голос значительно понижается, лишается своей мелодичности и музыкальности. Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении ох­ранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса. Возрастные изменения голоса: происходят, как правило, в 12-15 лет. Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мужчин в 1,5-2 раза, у женщин на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Увеличивается корень языка. Голос не успевает приспособиться к быстрым анатомическим изменениям и звучит неустойчиво. Голос мальчиков понижается на октаву, у девочек - на 1-2 тона. Причинами изменения голоса в период мутации являются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. Можно выделить три периода мутации: 1) начальная 2) пиковая 3) конечная Мутация продолжается от 1 месяца до 2-3 лет. Мутационные расстройства: · затянувшаяся мутация - смена голоса происходит на протяжении многих лет, сохраняется фальцет. Причина: нарушение координации работы голосовых складок и мышц гортани. · замаскированные расстройства - в мутационном периоде характеризуются тем, что видимых признаков мутации в голосе еще нет, но часто возникают труднообъяснимые приступы кашля. Часто встречаются у мальчиков, поющих в хоре). · преждевременная мутация - чаще у мальчиков, 10-11 лет появляется грубое звучание голоса, неестественное для детей данного возраста. Может быть обусловлено преждевременным наступлением половой зрелости или чрезмерной работой голосового аппарата (например, форсированное пение) · запоздалая мутация - происходящая после наступления половой зрелости. · поздняя мутация - голос длительно сохраняет детское звучание даже при нормальном строении гортани. Может быть связана с нарушениями функций щитовидной железы, надпочечников, половых желез. · вторичная мутация - наступает внезапно, в зрелом возрасте. Причины: нарушение работы желез внутренней секреции, перенапряжение голоса, курение и т. п. Во время мутации голоса у подростков необходимо соблюдать правила гигиены и охраны голоса.

 

 
 

 

 
 
 
7. Общая характеристика нарушений голоса. (Афония, дисфония, фонастения и др.) Нарушения голоса разделяются на центральные и пе­риферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляются как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосово­го аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тя­желым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании. Механизм нарушений голоса зависит от характера изме­нений нервно-мышечного аппарата гортани, прежде всего — от подвижности и тонуса голосовых складок, который про­является обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в соче­тании того и другого. Говоря о функциональных нарушениях голоса, следует выделять: афонию (полное отсутствие голоса) и дисфонию, проявляющуюся в изменении высоты, силы и тембра голоса. При афонии больной говорит шепотом различной громкости и внятности. При попытках фонации на кашле появляется громкий звук голоса (в отличие от органических нарушений). При этом напрягаются мышцы шеи, гортани, брюшного пресса, краснеет лицо. Возникновение на кашле громкого голоса является важным методом диагностики функциональных расстройств голоса. Этот факт имеет и прогностическое значение, он указывает на возможность быстрого восстановления голоса. При дисфонии качественная характеристика голоса страдает неравномерно, часто меняется в зависимости от действия различных внешних и внутренних факторов (самочувствия больного, его настроения, времени года, времени дня, погоды и т.д.). Своеобразно проявляется дисфония при перенапряжении голоса и истерическом неврозе. Отсутствие анатомических изменений в строении гортани вселяет надежду в возможности полного восстановления голоса, т. е. нормально звучащего. Но длительное течение функциональных нарушений подчас приводит к стойкому расстройству голосообразования, появлению атрофических изменений в гортани и перерастанию функциональных нарушений в органические расстройства голоса. Этиология голосовых расстройств: · заболевания желез внутренней секреции и половых желез · заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, органов дыхания · воздействие внешних вредностей (пыль, курение, алкоголь и пр.) · механические повреждения голосового аппарата, послеоперационные последствия · последствия простудных заболеваний · нарушение центральных механизмов голосообразования · психогенные воздействия В целом выделяют две группы причин нарушений голоса: · органические, ведущие к анатомическому изменению строения периферического отдела голосового аппарата или его центрального отдела · функциональные, в результате действия которых страдает функция голосового аппарата Классификации расстройств голоса: По проявлениям: 1) Истерический мутизм - мгновенно наступившая потеря голоса, чаще всего у лиц невротического склада, с психогенной этиологией 2) Афония - полное отсутствие голоса, возможна только шепотная речь 3) Дисфония - нарушение высоты, силы, тембра голоса. Проявления:голос слабый или громкий, слишком высокий или слишком низкий,монотонный, с металлической окраской, сиплый, хриплый, лающий и т. п. 4) Фонастения- голосовая слабость или быстрая истощаемость голоса 5)Патологическая мутация 6) Нарушение голоса после ларингоэктомии (операция на гортани) По этиопатогенетическим механизмам. Выделяет две группы нарушений голоса (органические и функциональные): 8. Основные причины нарушения голоса. (см.7) Причины расстройства голоса многообразны. К ним относятся заболевания гортани, носоглотки, легких; перенапряжение голоса; снижение слуха; заболевания нервной системы; несоблюдение гигиены разговорного и певческого голоса и др. Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей младшего школьного возраста, является дисфония. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии может привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика; несоблюдение основных правил гигиены голоса при пении (несоответствие звукового диапазона песни среднему диапазону голоса ребенка определенного возраста); частое подражание голосам кукол (высокий, резкий голос Буратино), голосам взрослых, резким свисткам паровоза, гудкам автомобиля. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым. Школе и семье для профилактики нарушений голоса надо постоянно следить за состоянием носоглотки детей и правильным пользованием голосом, не допуская вышеперечисленных ошибок. Особое значение это имеет по отношению к детям, только что перенесшим заболевания верхних дыхательных путей. Некоторое время таким детям не следует давать большой нагрузки на голос, т. е. не требовать от них громкой речи и пения. Если у ребенка длительное время (1-2 недели) наблюдается охрипший голос, его нужно направить к отоларингологу и затем выполнять все указания врача.

 

     


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 2244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.111.109 (0.01 с.)