Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия по восстановлению голоса.

Поиск

 

Занятия должны включать в себя массаж; мимическую гимнастику; артикуляционные, дыхательные и общеукрепляющую гимнастику одновременно. Начинайте с нескольких минут, очень постепенно увеличивайте время занятий. Вашим девизом должен быть: «Не навреди!». Если есть возможность, постоянно консультируйтесь со специалистами, например, по интернету; но лучше, конечно, «вживую».

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата, а также для повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Он выполняется подушечками пальцев. (Не забудьте тщательно вымыть руки!) Движения:

1. от седины лба – к вискам, затем – вокруг глаз – к переносице;

2. от переносицы - к околоушной впадине;

3. от кончика носа по его спинке вверх и обратно;

4. винтообразное движение вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании кончиком указательного пальца по крыльям носа (последовательно: левого, правого, обоих одновременно), с одновременным произнесением звука [м].

Ребёнок должен освоить мимические упражнения:

- морщить лоб, нос; - хмуриться, сдвигать брови;

- надувать щёки, губы;

- улыбаться;

- поднимать брови (удивляться) и прочее.

После массажа и мимических упражнений выполняются 2-3-4-5 артикуляционных упражнения для разных частей артикуляционного аппарата. Каждое упражнение проводится чётко и неторопливо перед зеркалом. Комплексы артикуляционных упражнений даны на нашем сайте в разделах «Классическая артикуляционная гимнастика», «Сказочные истории из жизни Язычка».

Для активизации мягкого нёба и нёбной занавески показаны следующие упражнения:

- покашливание;

- зевота;

- глотание капель воды (мама капает воду на язык с помощью пипетки);

- полоскание горла тёплой водой;

- произнесение гласного звука [а] на твёрдой атаке (резко)

Упражнения для развития координированной работы всех частей артикуляционного аппарата:

1. Медленное произнесение гласных:

- беззвучно с утрированной артикуляцией;

- на шёпоте;

- умеренно громко.

а) изолированно, длительно: А______, У_____, О_______, Ы_______, Ы______, Э_____

б) произнесение двух гласных на одном выдохе: а – э; о – у; у – ы; э – и и т.д.

в) произнесение трёх гласных на одном выдохе: а – э - о; о – у - и; у – ы - и; э – и - а

г) произнесение четырёх гласных на одном выдохе: а – э – о - у; о – у – а - и; у – ы – и -э; э – и – ы - а и т.д.

2. Произнесение слогов и слов (на одном выдохе):

- беззвучно с утрированной артикуляцией;

- на шёпоте;

- умеренно громко.

Слоги и слова подбираются на определённый согласный звук. Например, на [П]:

па – по –пу – пы – пэ; ап – оп – уп – ып – эп;

пап – поп – пуп – пып – пэп; пат – пот – пут – пыт – пэт;

топ – тап – туп – тэп – тып; кап – коп – куп – куп – кэп;

пол – пул – пыл – пал – пел и т.д.

пук Пух пуф пуща путь пушок пот пост порт пояс почка почта пан пар пал палка парта паста

3. Произнесение чистоговорок, пословиц, поговорок, скороговорок:

- беззвучно с утрированной артикуляцией;

- на шёпоте;

- умеренно громко.

Подобным же образом подбирается речевой материал на все согласные звуки русского языка.

(Речевой материал, в том числе: чистоговорки, пословицы, скороговорки на все звуки можно найти в разделах нашего сайта: «Постановка и автоматизация звуков», «Учимся говорить правильно», «Комплексная работа над речью», «Речевые игры для детей», «Логопедические скороговорки», «Загадки и скороговорки от Карельской Е.Г.»).

Дыхательная гимнастика может быть :

- статическая

- динамическая

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

1. Не переутомлять ребёнка и строго дозировать количество и темп проводимых упражнений.

2. Следить, чтобы грудь ребёнка не переполнялась воздухом.

3. Ребёнок не должен напрягать плечи, шею, руки.

4. Ребёнка надо учить ощущать работу (движение) диафрагмы, межрёберных мышц, мышц нижней части живота.

5. Все движения ребёнок производит плавно, под счёт, в проветренном помещении.

6. Заниматься надо либо до еды, либо через час-полтора после.

Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются лёгкими движениями.

Цель статических упражнений: выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнерёберно-диафрагмального или грудо-брюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлинённого выдоха.

Это может быть:

- дутьё на ватные шарики, на воду, на пушистые одуванчики и проч.;

- надувание мыльных пузырей, воздушных шариков;

- игра на детских музыкальных инструментах (дудочка, свирель, свистулька, губная гармошка и проч.)

Чередование носового и ротового дыхания:

- вдох носом, выдох через рот;

- вдох ртом, выдох через рот.

(Подробно в разделе сайта «Виды речевых нарушений» статья «Ринолалия»).

Динамическая дыхательная гимнастика связана с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног, туловища и включает в себя элементы лечебной физкультуры. Начинается гимнастика с ходьбы, затем идут упражнения основного комплекса. Все сразу брать нецелесообразно, начните с одного-двух, и очень постепенно увеличивайте нагрузку. Следите за дыханием: вдох – носом, выдох ртом через округлённые и сближенные губы.

Например:

1. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх – вдох, опустить руки вдоль туловища – выдох.

2. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок - вдох, опустить руки вниз – выдох.

3. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением правой руки в сторону – вдох, исходное положение – выдох. То же самое – в левую сторону.

4. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки скользят при этом вдоль туловища до подмышечной впадины – вдох, исходное положение – выдох. Во время выдоха длительно произносятся звуки: С___, З___, Ф___, В___, Ш___, Ж____; сочетания звуков: ПФ____, ПШ____.

5. Исходное положение – стоя, ноги вместе, голова прямо. Вдох. Плавное, медленное нагибание головы попеременно к левому плечу (выдох), И.П. (вдох), наклон правому плечу (выдох).

6. Исходное положение – стоя, ноги вместе, голова прямо. Плавное, медленное нагибание головы назад – вдох и вперёд - выдох.

7. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Поднять руки через стороны вверх - вдох, присесть, обхватить руками колени и произнести «УХ», «УФ» - выдох.

8. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Руки отвести в стороны и поднять над головой, пальцы переплести - вдох. Наклон туловища вперёд («дровосек») с произнесением на выдохе: «УХ!».

9. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх –вдох, руки вниз с произнесением на выдохе согласных (с, з, ш, ж, щ, в, ф), или гласных (а, у, о. и, э), а также слогов УХ, УФ.

10. Исходное положение – стоя, ноги вместе, поза «боксёра» - вдох. Движение одной рукой вперёд и произнесение звука Ж - выдох. То же самое – другой рукой.

11. Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки медленно поднять через стороны вверх, хлопок – вдох; опустить руки через стороны вниз с произнесением на выдохе: ах, ох, ух.

12. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки на поясе. Вдох. Попеременные выпады ногами (левой, затем правой) вперёд с одновременны разведением обеих рук в стороны (выдох).

13. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Вдох. Попеременно поднимать левую и правую ноги. Производя при этом хлопки под коленом (выдох).

14. Исходное положение – стоя, ноги вместе. Вдох. Приседание с одновременным вытягиванием рук вперёд (выдох).

Больше всего дети любят упражнения с мячами. Для гимнастики подойдут любые. Мяч можно подбрасывать вверх и одновременно произносить какие-то звуки, слоги или слова. Можно приседать с мячом и одновременно произносить отрабатываемые звуки, слоги, слова.

Для дошкольников заниматься академическими упражнениями лечебной гимнастики бывает порой скучно, поэтому можно включить речевое сопровождение и устроить целые мини-спектакли с движениями. Как? Смотрите наш раздел «Развитие общей моторики. Подвижные игры».

Работа над звуками.

Итак, голос вызван, дыхание через рот и через нос восстановлено, звуки появились, но их надо научиться произносить правильно. Естественно, постановкой звуков у ринолалика, дизартрика или ребёнка, прооперированного по поводу папилломатоза или стеноза гортани, должен заниматься логопед. По крайней мере, 2-3 занятия в неделю просто необходимы! Да и дома нужно закреплять результаты. И так - в течение нескольких лет. Да, да, лет. С подобными диагнозами процесс реабилитации затягивается на годы. В помощь родителям на нашем сайте разделы: «Постановка и автоматизация звуков», «Виды речевых нарушений», «Комплексная работа над речью».


 

Восстановление голоса при функциональных нарушениях

Фонастения — нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождаемое видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.

В литературе нет единой точки зрения на причину возникновения фонастении. Одни исследователи считают причиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие видят причину в несоблюдении охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

А. Митронович-Моджеевска относит фонастению к двигательным неврозам и считает ее врожденным координациионным нарушением. Аналогичные нарушения, возникающие вследствие перенапряжения и утомления голосового аппарата, она квалифицирует как ложную фонастению и четко разграничивает ее с врожденной. Отечественные исследователи такого разделения не придерживаются.

Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональныхна-рушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает (рис.). Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Парез щиточерепаловидной мышцы (а);

парез поперечной черепаловидной мышцы (б);

комбинированный парез щиточерепаловидной

и поперечной мышцы (в)

Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос.

Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

Для восстановления нормальной функции голосового ап­парата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину ее возникновения. Если она развилась в результа­те постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить речевую нагрузку, а также избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на нервную систему. Удлинению фонационного выдоха, на­хождению дыхательной опоры уделяется постоянное вни­мание на фонопедических занятиях.

Поскольку явной охриплости при фонастении обычно не наблюдается, то функциональные тренировки сводятся к постановке голоса, нахождению удобной, комфортной его подачи с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Пра­вильную индивидуальную для каждого позицию фонации легко подобрать при длительном произнесении звука м. Лицам с плохим музыкальным слухом можно рекомендо­вать пользоваться камертоном. Для этого камертон, звуча­щий соответственно высоте голоса, прикладывается к теме­ни, и голос как бы подстраивается к его звучанию. Это значительно облегчает нахождение и закрепление правиль­ных кинестезии голосоведения. Дальнейшие фонопедические упражнения не представляют трудностей и проводятся обычным порядком.

В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных на­рушениях в первую очередь необходимо работать над дыха­нием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосо­вого аппарата при гипотонусных расстройствах и восстанов­лении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе. После постановки диафрагмального дыхания, при гипотонусных расстройствах голоса можно провести упражнения комплекса Б, активизирующие внутренние мышцы гортани, а затем переходить к голосовым упражне­ниям в обычной последовательности. Голосовые упражне­ния произносятся на твердой атаке звука, затем переводят­ся на мягкую атаку.

При гипертонусных нарушениях вначале используется придыхательная атака звука. Она помогает ослаблению мышечного тонуса. С этой же целью выполняют дыхатель­ные упражнения комплекса А с озвучиванием.

Исходное положение — сидя на стуле.

1. вдох через нос, выдох через нос, имитация стона;

2. вдох через нос, выдох через рот со звуком а;

3. вдох через рот, выдох через нос, имитация стона;

4. вдох через нос, удлиненный выдох через нос, имитация стона
с усилением в конце;

5. вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произне­сением двугубного, слегка оглушенного звука в;

6. вдох через нос, выдох через нос толчками, имитация преры­вистого стона.

Параллельно с этими упражнениями проводится мас­саж передней поверхности шеи для уменьшения напряже­ния мышц. Такие тренировки подготавливают голосовой аппарат к фонации, и произнесение громкого полнозвуч­ного соната м достигается у обучающихся данной группы довольно легко даже при афонии. После образования яс­ного полноценного «мычания» дальнейшие фонопедические упражнения затруднений не вызывают. Исключение составляют лица с многолетними нарушениями голоса, со стойкими навыками патологического голосообразования. В таких случаях каждая функциональная трениров­ка, каждое упражнение требует более длительной отра­ботки.

Восстановление голоса при психогенно-функциональной афонии представляет значительную трудность.

После тщательно продуманной психотерапевтической подготовки энергично приступают к вызыванию звучного голоса. Легче всего голос появляется от кашлевого толчка и введением его в слоги ка, ко, ку, ки, ке; затем как, кок, кук, кик, кек. Или от «жужжания» со слогами жа, жо, жу, жи,

Для закрепления полученного голоса в дальнейшем про­водятся голосовые упражнения. При различных нарушениях голоса в комплексе восста­новительного обучения на некоторых этапах применяются технические средства — приборы «И-2-М», «ВИР-4», «АИР-2», слухофильтры Страхова. С помощью этих приборов улуч­шается контроль за тембром и силой голоса.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.238.204 (0.009 с.)