Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обжалование нарушений законодательства о референдуме, выборах и ответственность за их нарушениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2.3-1 Правовое регулирование защиты права граждан Российской Федерации на участие в выборах и референдуме, ответственность за их нарушение
Правовое регулирование обжалования нарушений прав граждан РФ на участие в выборах и референдуме, ответственность за нарушение соответствующего законодательства закреплены в Конституции РФ, ФЗ «Об основных гарантиях...», Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г.1,- конституциях, уставах, законах субъектов РФ и Уставах муниципальных образований и др. нормативных правовых актах. 1 Следует отметить, что до вступления в силу Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. действовал специальный Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. N 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» // СЗ РФ. 1999, >к 49. Ст. 5906. Ответственность за нарушение прав граждан на участие в выбораx и референдуме может быть подразделена, в зависимости от видов юридической ответственности, на конституционно-правовую, административную, уголовную, гражданско-правовую, дисциплинарную. ФЗ «Об основных гарантиях...» за нарушение законодательства о местных выборах и референдумах закрепляются такие меры конституционно-правовой ответственности, как отмена регистрации инициативной группы референдума; отмена решения об итогах голосования, результатов выборов и референдума, расформирование комиссии референдума. Эту ответственность несут избирательные комиссии, комиссии референдума и их члены, кандидаты в депутаты, кандидаты на выборные должности. Ответственность избирательных комиссий и комиссий референдума может быть выражена в их расформировании в случае нарушения ими избирательных прав граждан, права граждан на участие и референдуме, повлекшего признание избирательной комиссией субъекта Федерации (в том числе на основании решения суда) недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума, а также неисполнения решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии РФ, избирательной комиссии субъекта Федерации, принятых по жалобе на нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме. Данный вид ответственности регламентируется в ст. 31 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Дела о расформировании комиссий муниципального образования рассматриваются районными судами по заявлениям группы депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральной избирательной комиссией РФ, избирательной комиссии субъекта Федерации. Заявления по таким делам принимаются к рассмотрению немедленно, и решения по ним выносятся не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума — не позднее чем через 3 дня со дня подачи заявления. Дело рассматривается судом коллегиально. Основанием конституционно-правовой ответственности члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса в форме освобождения его от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий является признание его решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления комиссии (в состав которой он назначен) систематически выполняющим обязанности. Регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть отменена; дом по заявлению комиссии, организующей референдум, не позднее чем за три дня до дня голосования в случаях: а) нарушения правил выдвижения инициативы проведения референдума; б) нарушения членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума правил проведения агитации М вопросам референдума и финансирования кампании референдума; в) использования членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума преимуществ должностного или служебного положения; г) установления фактов подкупа участников референдума чле-1 нами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума; д) наличия иных оснований, установленных ФЗ «Об основных гарантиях...», иным законом. Мерой конституционно-правовой ответственности кандидата избирательного объединения, блока может быть отмена судом решения о регистрации кандидата, списка кандидатов не позднее ч ем за 5 дней до дня голосования либо отмена решения о результата выборов. Основанием отмены регистрации являются нарушения избирательного законодательства в случае: • вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации; • использования кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их уполномоченными представителями в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5%; • использования кандидатами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков преимуществ должностного или служебного положения; из- • установления фактов подкупа избирателей кандидатами, из- бирательными объединениями, избирательными блоками, их доверенными лицами и уполномоченными представителями, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидатов, и (избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей; • злоупотребления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком свободой массовой информации в части нарушения п. 1 ст. 56 ФЗ «Об основных гарантиях...»; • установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости или наличии гражданства иностранного государства. Регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть отменена судом по заявлению муниципальной комиссии референдума не позднее чем за три дня до дня голосования в случаях: • нарушения правил выдвижения инициативы проведения референдума; • нарушения членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума правил проведения агитации по вопросам референдума и финансирования кампании референдума; • использования членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума преимуществ должностного или служебного положения; • установления фактов подкупа участников референдума членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума; • наличия иных оснований, установленных законами. Как уже упоминалось, возможна отмена решения об итогах голосования и результатов референдума. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения ФЗ «Об основных гарантиях...», иного закона, регламентирующих проведение соответствующих референдумов, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах референдума и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума — о признании результатов референдума недействительными. Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума субъекта РФ, местного референдума о результатах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий референдума, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум, в случае установления фактов подкупа участников референдума этими лицами и общественными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), а также в случае других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума. Отмена судом решения о результатах референдума в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников референдума, влечет признание результатов референдума недействительными1. Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов являются обстоятельства, когда кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов: • израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 % от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или более чем на 10 % превысили предельный размер расходования средств избирательного фонда, установленный законом; • осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; ----------------------------- 1 Если итоги голосования на участке референдума признаны недействительными и указанное обстоятельство влечет за собой изменение решения о результатах референдума, все вышестоящие комиссии обязаны составить новые протоколы. В иных случаях вносятся изменения в ранее составленные протоколы.
• при проведении агитации нарушили п. 1 ст. 56 ФЗ «Об основных гарантиях...», и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; • а также когда кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. Районный суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, в избирательном округе, в муниципальном образовании также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Районный суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии, местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий референдума, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум, в случае установления фактов подкупа участников референдума этими лицами и общественными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), а также в случае других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников Референдума. Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, нарушения ФЗ «Об основных гарантиях...», способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов. При проведении выборов по многомандатному избирательному округу нарушения со стороны отдельных кандидатов могут повлечь отмену решения о результатах выборов только в части, касающейся этих кандидатов. При голосовании за списки кандидатов нарушения со стороны отдельных избирательных объединений, избирательных блоков могут повлечь отмену решения о допуске этих избирательных объединений, избирательных блоков к распределению депутатских мандатов и перераспределение депутатских мандатов. Использованная в законе до 12 июня 2002 г. формулировка «достоверность результатов волеизъявления избирателей» позволяла судам и правоприменителям отказываться при рассмотрении соответствующих споров от установления влияния обнаруженных существенных нарушений в ходе выборов на адекватное отражение действительной воли избирателей в итогах голосования, результатах выборов, что фактически приводило к отказу в эффективной судебной защите избирательных прав граждан. Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. № 1-П1 указанное положение, содержащееся в п. 3 ст. 64 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которое ограничивает полномочия суда по выявлению адекватности отражения реальной воли избирателей, подменяя такое выявление формальным «определением достоверности результатов волеизъявления избирателей», принявших участие в голосовании, признано не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 3 (ч. 1 — 3), 32 (ч. 1 и 3) и 46 (ч. 1 - 2). Тем не менее аналогичная формулировка установлена и в новом Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»(п. 6 ст. 77). Уголовная и административная ответственность за нарушение права граждан на участие в референдуме предусмотрена действующим ФЗ «Об основных гарантиях...», который повторил и расширил положения действовавшего ранее Федерального закона от 6 декабря 1999 г. «Об административной ответственности юридических -------------------------- 1 СЗ РФ. 2002, № 6. Ст. 626.
лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах»1. Следует заметить, что ст. 79 ФЗ об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о референдумах, в отличие от ранее действующей редакции ФЗ 1999 г., перечисляет отдельно расширенный состав преступлений и проступков в данной сфере. Так, например, устанавливается уголовная ответственность за фальсификацию итогов голосования. При этом законодатель дает перечень составов фальсификации: — включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании; — заведомо неправильное составление списков участников референдума, включение в них лиц, не обладающих правом на участие в референдуме, либо вымышленных лиц; — замена действительных бюллетеней; — незаконное уничтожение официальных бюллетеней; — заведомо неправильный подсчет голосов участников референдума; — подписание членами комиссии протокола об итогах голосования до подсчета голосов или подведения итогов голосования, заведомо неверное (не соответствующее действительным результатам голосования) составление протокола об итогах голосования; — внесение изменений в протокол об итогах голосования после его заполнения (за исключением случая, когда итоги голосования на участке референдума признаны недействительными и указанное обстоятельство влечет за собой изменение решения о результатах референдума, все вышестоящие комиссии обязаны составить новые протоколы. В иных случаях вносятся изменения в ранее составленные протоколы). В зависимости от общественной опасности в соответствии с федеральными законами, ФЗ «Об основных гарантиях...» устанавливает уголовную, административную либо иную ответственность за препятствие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права участвовать в референдуме. При этом федеральный законодатель дает перечень составов «препятствия свободному осуществлению гражданином РФ права участвовать в референдуме»: --------------------------- 1 Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. N 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах»// СЗ РФ. 1999, № 49. Ст. 5906.
— лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ права участвовать в референдуме, либо: — нарушающие установленный Федеральным законом порядок предоставления сведений об участниках референдума или списков участников референдума; — использующие преимущества своего должностного или служебного положения в период кампании референдума; — нарушающие правила финансирования кампании референдума, в том числе лица, несвоевременно перечисляющие денежные средства инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума; — должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению комиссий проверку информации о нарушениях Федерального законодательства, а также не принявшие мер по пресечению этих нарушений; — должностные лица, проводящие агитацию по вопросам референдума с нарушением правил, установленных Федеральным законом; — лица, оказывающие финансовую (материальную) поддержку деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помимо их фондов референдума; — принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку инициативы проведения референдума, а также участвующие в подделке данных подписей; — изготовляющие незаконные тиражи бюллетеней; — неправомерно вмешивающиеся в работу государственной автоматизированной информационной системы; — осуществляющие подкуп участников референдума, путем: вручения им денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей участников референдума, агитационную работу); вознаграждения участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещания произвести такое вознаграждение; проведения льготных распродаж товаров, бесплатного распространения любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для кампании референдума; предоставления услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействия на участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании, принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления; — отказавшие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в референдуме; — должностные лица, организующие проведение сбора подписей и (или) агитации по вопросам референдума, поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, подчиненными по службе государственными или муниципальными служащими в служебное время либо в ходе служебных командировок; — должностные лица, не создавшие условий для проведения массовых мероприятий, если такая обязанность возложена на них законом; — лица, препятствующие работе комиссий или деятельности членов комиссий, связанной с исполнением ими своих обязанностей, или противозаконно вмешивающиеся в указанную работу или деятельность, в том числе принуждающие отказаться от назначения членом комиссии; — принуждающие участников референдума голосовать вопреки их собственному выбору; — участники референдума, указавшие в заявлении о предоставлении возможности проголосовать досрочно заведомо неверную причину для получения бюллетеня; — лица, нарушившие право граждан на ознакомление со списком участников референдума, а также не рассмотревшие в установленный срок заявления о неправильности в списке участников референдума; — скрывшие остатки тиража изготовленных бюллетеней; — препятствующие членам вышестоящих комиссий, члену или уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума, наблюдателю, иностранному (международному) наблюдателю в осуществлении наблюдения и контроля; — отказывающие членам комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса в получении в порядке, установленном Федеральным законом, копий документов комиссии, непосредственно связанных с референдумом; — нарушающие тайну голосования; — выдавшие гражданам бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования; — давшие (выдавшие) гражданам заполненные бюллетени; — препятствующие голосованию на участках референдума; — нарушающие порядок досрочного голосования; — нарушающие порядок голосования вне помещения для голосования; — принуждающие членов комиссии к осуществлению фальсификации итогов голосования; — препятствующие членам комиссии с правом совещательного голоса находиться среди членов комиссии с правом решающего голоса возле мест, где производятся сортировка бюллетеней и подсчет голосов участников референдума; — препятствующие членам комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса в реализации их права удостовериться в правильности подсчета по спискам участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по вариантам ответа на вопрос референдума; — нарушающие установленный Федеральным законом порядок подсчета голосов участников референдума, включая порядок сортировки бюллетеней, или порядок установления итогов голосования; — осуществившие фальсификацию документов референдума, составившие и выдавшие заведомо ложные документы; — не выдающие копию протокола об итогах голосования членам вышестоящих комиссий, члену или уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума, наблюдателю, иностранному (международному) наблюдателю; — отказывающиеся от проведения итогового заседания комиссии по итогам голосования на референдуме; — не представившие (представившие неполно) или не опубликовавшие сведений об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям; — не представляющие или не публикующие отчетов о расходовании средств на подготовку и проведение референдума и отчетов о расходовании бюджетных средств на референдум; — неполно, недостоверно представляющие финансовые отчеты инициативной группы по проведению референдума; — нарушающие правила проведения агитации по вопросам референдума, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования, а также проводящие агитацию лица, которым это запрещено законом; — нарушающие правила опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с референдумами; — нарушающие правила изготовления и размещения агитационных материалов, а также организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, принимающие участие в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, не опубликовавшие сведений о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади; — нарушающие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума: по размеру и условиям оплаты, по объему и времени предоставляемого эфирного времени и объему, месту расположения печатной площади; — отдающие в информационных блоках, содержащих сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, предпочтение инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума; — принимающие незаконную оплату за информационный блок передач или публикаций. Рассмотрим подробнее отраслевое законодательство. Норма ст. 141 УК является одной из гарантий осуществления избирательных прав граждан. Аналогичная норма была и в УК РСФСР, где говорилось об ответственности за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным депутатом или Президентом РСФСР, вести предвыборную агитацию, если эти действия совершены с применением насилия, обмана, угрозы или подкупа (ст. 132). Сопоставление названных статей нового и прежнего УК ставит вопрос о том, имеется ли в виду ст. 141 УК ответственность за нарушение права быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления либо ответственность предусмотрена только за нарушение права избирать, поскольку о праве быть избранным прямо не упоминается, как было в УК РСФСР. Представляется, что употребленное в ст. 141 УК понятие «избирательные права» как более широкое понятие охватывает и право избирать, и право быть избранным. Такой подход вытекает, по нашему мнению, из ст. 32 Конституции "Ф. Трудно предположить, что новый УК имеет в виду сузить уголовно-правовую защиту избирательных прав граждан в обоих их проявлениях1. ------------------------ ' См.: Новое уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С, 77 — 78; Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ. (Под ред. Наумова А В.). м-. 1996.
В ч. 1 ст. 141 УК1 установлена ответственность за воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума2. Кроме того, в ст. 141 УК выделена часть вторая, где наиболее опасные способы и обстоятельства совершения данного преступления отнесены к квалифицирующим признакам3: те же деяния: а) соединенные с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения4; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения5; в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. ---------------------------------- ' Воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума. 2 Наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. В УК РСФСР такая ответственность не предусматривалась. 3 Наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. В УК РСФСР при некотором отличии такого рода способов и обстоятельств они перечислялись в одной статье в качестве характеристики объективной стороны преступления. 4 Подкуп — это предоставление любых имущественных благ кандидату в депутаты, например, за снятие своей кандидатуры, а также гражданину за неучастие в выборах или референдуме, либо члену избирательной комиссии за неучастие в работе, либо любому лицу за воспрепятствование работе избирательной комиссии. Обман может быть активным — сообщением ложных сведений, или пассивным — умолчанием об истине, и может касаться различных фактических обстоятельств, в частности, о личности кандидата, его партийной принадлежности, месте и времени выборов, возможности террористического акта в помещении избирательной комиссии и т. д. Под насилием понимается физическое насилие, как опасное, так и не опасное для жизни или здоровья потерпевшего, в том числе повлекшее причинение легкого вреда здоровью. Угроза применения насилия — это запугивание потерпевшего применением к нему физического насилия. Она должна быть реальной. Моментом предполагаемой ее реализации может быть как настоящее, так и будущее время. Совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения представляет собой квалифицирующий признак, аналогичный по содержанию одноименному признаку, предусмотренному в ч. 2 ст. 136 УК. 5 Совершенным по предварительному сговору группой лиц или организованной группой данное преступление признается тогда, когда в нем принимали участие не менее двух лиц, предварительно, т. е. до начала совершения преступления договорившихся о совместном его совершении либо составляющих группу, организовавшуюся для совершения данного преступления или и других преступлений.
В ст. 141 УК речь идет фактически о трех преступлениях: 1) воспрепятствовании осуществлению гражданином своих избирательных прав (воспрепятствовании участию в голосовании и воспрепятствовании осуществлению права быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления); 2) воспрепятствовании осуществлению гражданином права участвовать в референдуме; 3) воспрепятствовании работе избирательных комиссий. Воспрепятствование участию в голосовании может состоять в прямом отказе или иных незаконных действиях, направленных на создание препятствий ознакомлению со списками участников референдума, подаче заявления о включении в списки, получению открепительного удостоверения при изменении места нахождения в день голосования, явке на участок референдума, получению бюллетеня для голосования и т. д. Воспрепятствование работе комиссий референдума может состоять в создании препятствий работе членов комиссии на участке референдума или комиссии референдума на более высоком уровне. Препятствия могут состоять в лишении возможности для членов комиссии референдума работать в ее составе, в лишении возможности наблюдателей присутствовать при голосовании или подсчете голосов, в совершении административных правонарушений или преступлений, посягающих на общественный порядок, и т. п. Преступления, предусмотренные ст. 141 УК, считаются оконченными с момента совершения указанных в ней действий независимо от того, наступили ли последствия, на достижение которых они были направлены; субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет. Статья 142 УК «Фальсификация избирательных документов, Документов референдума или неправильный подсчет голосов» по существу является аналогом ст. 133 УК РСФСР с некоторыми Уточнениями терминологии и добавлением указания об уголовно-правовой защите от преступных посягательств на результаты референдума. Преступление, предусмотренное ст. 142 УК: фальсификация Документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов референдума, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены членом инициативной группы или комиссии по проведению референдума1, проявляется в ряде действий, которые угрожают основам демократии в Российской Федерации и, в частности, посягают на возможность реализации положений ст. 3 и 32 Конституции РФ, предусматривающих порядок формирования и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления и разрешения важнейших вопросов государственного устройства и общественной жизни. Преступление является оконченным с момента совершения любого из указанных действий. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает какое-либо из указанных в диспозиции комментируемой статьи действий, и желает его совершить. Субъект преступления специальный — член инициативной группы или комиссии референдума. Ответственность — виновные наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.2 в главе 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» устанавливает ряд составов административных правонарушений и, соответственно, ответственность за них: — нарушение права граждан на ознакомление со списком участников референдума3, а равно нерассмотрение в установленный федеральным законом срок заявления о неправильности в списке --------------------- 1 Фальсификация избирательных документов или документов референдума представляет собой внесение ложных сведений в эти документы — списки избирателей или участников референдума, бюллетени для голосования и т. д. Заведомо неправильный подсчет голосов — это завышение или занижение числа голосов, поданных за кого-то из кандидатов либо в пользу того или иного решения вопроса, вынесенного на референдум. Неправильное установление результатов выборов или референдума выражается в том, что в нарушение закона кандидат объявляется избранным или, наоборот, неизбранным, выборы или результаты референдума объявляются действительными или, наоборот, недействительными и т. п. Нарушение тайны голосования состоит в создании условий, позволяющих контролировать волеизъявление голосующих, например, в установлении в кабинах для голосования специальной аппаратуры, визуально фиксирующей такое волеизъявление; в нанесении на бюллетени для голосования пометок, указывающих, кому эти бюллетени выданы, и т. д. 2 СЗ РФ. 2002, (часть I), № 1. Ст. 1. Следует отметить, что в предыдущем КоАП 1984 г. Ст. 40.1 ограничивала круг субъектов, подлежащих наказанию по указанной статье: административным правонарушением считалось только совершение проступка «членом комиссии референдума». участников референдума, а равно отказ выдать гражданину письменный ответ с указанием причины отклонения заявления о внесении исправления в список участников референдума1;
— вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по исключительной компетенции комиссии референдума2; — неисполнение решения комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции3; — нарушение порядка предоставления сведений об участниках референдума или списков участников референдума должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность4; — нарушени
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.77 (0.017 с.) |