Обжалование нарушений законодательства о референдуме, выборах и ответственность за их нарушение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обжалование нарушений законодательства о референдуме, выборах и ответственность за их нарушение



 

2.3-1 Правовое регулирование защиты права граждан Российской Федерации на участие в выборах и референдуме, ответственность за их нарушение

 

Правовое регулирование обжалования нарушений прав граждан РФ на участие в выборах и референдуме, ответственность за нарушение соответствующего законодательства закреплены в Конституции РФ, ФЗ «Об основных гарантиях...», Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г.1,- конституциях, уставах, законах субъектов РФ и Уставах муниципальных образований и др. нормативных правовых актах.

1 Следует отметить, что до вступления в силу Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. действовал специальный Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. N 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» // СЗ РФ. 1999, 49. Ст. 5906.

Ответственность за нарушение прав граждан на участие в выбораx и референдуме может быть подразделена, в зависимости от видов юридической ответственности, на конституционно-правовую, административную, уголовную, гражданско-правовую, дисципли­нарную.

ФЗ «Об основных гарантиях...» за нарушение законодательства о местных выборах и референдумах закрепляются такие меры конституционно-правовой ответственности, как отмена регистра­ции инициативной группы референдума; отмена решения об итогах голосования, результатов выборов и референдума, расформирова­ние комиссии референдума. Эту ответственность несут избиратель­ные комиссии, комиссии референдума и их члены, кандидаты в де­путаты, кандидаты на выборные должности.

Ответственность избирательных комиссий и комиссий референ­дума может быть выражена в их расформировании в случае нару­шения ими избирательных прав граждан, права граждан на участие и референдуме, повлекшего признание избирательной комиссией субъекта Федерации (в том числе на основании решения суда) не­действительными итогов голосования на соответствующей террито­рии либо результатов выборов, референдума, а также неисполне­ния решения суда или вышестоящей комиссии, решений Централь­ной избирательной комиссии РФ, избирательной комиссии субъекта Федерации, принятых по жалобе на нарушение избира­тельных прав граждан и права граждан на участие в референдуме. Данный вид ответственности регламентируется в ст. 31 Федераль­ного закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Дела о расформировании комиссий муниципального образова­ния рассматриваются районными судами по заявлениям группы де­путатов представительного органа местного самоуправления чис­ленностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральной избирательной комиссией РФ, изби­рательной комиссии субъекта Федерации. Заявления по таким де­лам принимаются к рассмотрению немедленно, и решения по ним выносятся не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании, кампании референдума — не позднее чем через 3 дня со дня подачи заявления. Дело рассматривается судом коллегиально.

Основанием конституционно-правовой ответственности члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решаю­щего голоса в форме освобождения его от обязанностей члена ко­миссии до истечения срока полномочий является признание его ре­шением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления комиссии (в состав которой он назначен) систематически выполняющим обязанности.

Регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть отменена; дом по заявлению комиссии, организующей референдум, не позднее чем за три дня до дня голосования в случаях:

а) нарушения правил выдвижения инициативы проведения ре­ферендума;

б) нарушения членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума правил проведения агитации М вопросам референдума и финансирования кампании референдума;

в) использования членами и (или) уполномоченными предста­вителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума преимуществ должностного или служебного положения;

г) установления фактов подкупа участников референдума чле-1 нами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников ре­ферендума;

д) наличия иных оснований, установленных ФЗ «Об основных гарантиях...», иным законом.

Мерой конституционно-правовой ответственности кандидата избирательного объединения, блока может быть отмена судом решения о регистрации кандидата, списка кандидатов не позднее ч ем за 5 дней до дня голосования либо отмена решения о результата выборов. Основанием отмены регистрации являются нарушения избирательного законодательства в случае:

• вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации;

• использования кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, их уполномоченными представителями в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или пре­вышения предельного размера расходования средств избирательно­го фонда, установленного законом, более чем на 5%;

• использования кандидатами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков преимуществ должностного или служебного положения;

из-

• установления фактов подкупа избирателей кандидатами, из- бирательными объединениями, избирательными блоками, их дове­ренными лицами и уполномоченными представителями, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидатов,

и (избирательных объединений, избирательных блоков, их доверен­ных лиц и уполномоченных представителей;

• злоупотребления кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком свободой массовой информации в части на­рушения п. 1 ст. 56 ФЗ «Об основных гарантиях...»;

• установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости или наличии гражданства иностранного государства.

Регистрация инициативной группы по проведению референду­ма, иной группы участников референдума может быть отменена су­дом по заявлению муниципальной комиссии референдума не позд­нее чем за три дня до дня голосования в случаях:

• нарушения правил выдвижения инициативы проведения ре­ферендума;

• нарушения членами и (или) уполномоченными представите­лями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума правил проведения агитации по вопросам референдума и финансирования кампании референдума;

• использования членами и (или) уполномоченными предста­вителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума преимуществ должностного или служебного положения;

• установления фактов подкупа участников референдума чле­нами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников ре­ферендума;

• наличия иных оснований, установленных законами.

Как уже упоминалось, возможна отмена решения об итогах го­лосования и результатов референдума.

Если при проведении голосования или установлении итогов го­лосования были допущены нарушения ФЗ «Об основных гаранти­ях...», иного закона, регламентирующих проведение соответствую­щих референдумов, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах референдума и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверно­стью определить результаты волеизъявления участников референ­дума — о признании результатов референдума недействительными.

Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума субъекта РФ, местного референдума о результа­тах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий рефе­рендума, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референду­ма, руководителями общественных объединений преимуществ сво­его должностного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум, в случае установления фак­тов подкупа участников референдума этими лицами и обществен­ными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование на­блюдению за их проведением), а также в случае других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референ­дума.

Отмена судом решения о результатах референдума в случае, ес­ли допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников референдума, влечет признание результатов ре­ферендума недействительными1.

Основанием для отмены судом решения избирательной комис­сии о результатах выборов являются обстоятельства, когда канди­дат, признанный избранным, избирательное объединение, избира­тельный блок, выдвинувшие список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов:

• израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в раз­мере, составляющем более чем 10 % от предельного размера расхо­дования средств избирательного фонда, установленного законом, или более чем на 10 % превысили предельный размер расходования средств избирательного фонда, установленный законом;

• осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

-----------------------------

1 Если итоги голосования на участке референдума признаны недействи­тельными и указанное обстоятельство влечет за собой изменение решения о ре­зультатах референдума, все вышестоящие комиссии обязаны составить новые протоколы. В иных случаях вносятся изменения в ранее составленные прото­колы.

 

• при проведении агитации нарушили п. 1 ст. 56 ФЗ «Об основных гарантиях...», и указанное нарушение не позволяет вы­явить действительную волю избирателей;

• а также когда кандидат, признанный избранным, руководи­тель избирательного объединения, избирательного блока, выдви­нувших список кандидатов, допущенный к распределению депутат­ских мандатов, использовали преимущества должностного или слу­жебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Районный суд соответствующего уровня может отменить реше­ние избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, в избирательном округе, в му­ниципальном образовании также в случае нарушения правил со­ставления списков избирателей, порядка формирования избира­тельных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (вклю­чая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определе­ния результатов выборов, незаконного отказа в регистрации канди­дата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосова­ния, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирате­лей.

Районный суд соответствующего уровня может отменить реше­ние комиссии, местного референдума об итогах голосования, о ре­зультатах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комис­сий референдума, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполно­моченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преиму­ществ своего должностного положения в целях получения желаемо­го ответа на вопрос, выносимый на референдум, в случае установ­ления фактов подкупа участников референдума этими лицами и об­щественными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятство­вание наблюдению за их проведением), а также в случае других на­рушений законодательства о референдуме, если эти действия (без­действие) не позволяют выявить действительную волю участников Референдума.

Не могут служить основанием для отмены решения о результа­тах выборов, нарушения ФЗ «Об основных гарантиях...», способ­ствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам го­лосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов.

При проведении выборов по многомандатному избирательному округу нарушения со стороны отдельных кандидатов могут повлечь отмену решения о результатах выборов только в части, касающейся этих кандидатов.

При голосовании за списки кандидатов нарушения со стороны отдельных избирательных объединений, избирательных блоков мо­гут повлечь отмену решения о допуске этих избирательных объеди­нений, избирательных блоков к распределению депутатских манда­тов и перераспределение депутатских мандатов.

Использованная в законе до 12 июня 2002 г. формулировка «достоверность результатов волеизъявления избирателей» позво­ляла судам и правоприменителям отказываться при рассмотрении соответствующих споров от установления влияния обнаруженных существенных нарушений в ходе выборов на адекватное отражение действительной воли избирателей в итогах голосования, результа­тах выборов, что фактически приводило к отказу в эффективной судебной защите избирательных прав граждан. Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. № 1-П1 указанное положение, содержащееся в п. 3 ст. 64 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которое ограничивает полномочия суда по выявлению адекватности отражения реальной воли избирателей, подменяя такое выявление формальным «определением достоверности результатов волеизъяв­ления избирателей», принявших участие в голосовании, признано не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 3 (ч. 1 — 3), 32 (ч. 1 и 3) и 46 (ч. 1 - 2).

Тем не менее аналогичная формулировка установлена и в новом Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»(п. 6 ст. 77).

Уголовная и административная ответственность за нарушение права граждан на участие в референдуме предусмотрена действую­щим ФЗ «Об основных гарантиях...», который повторил и расши­рил положения действовавшего ранее Федерального закона от 6 де­кабря 1999 г. «Об административной ответственности юридических

--------------------------

1 СЗ РФ. 2002, № 6. Ст. 626.

 

лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выбо­рах и референдумах»1. Следует заметить, что ст. 79 ФЗ об ответст­венности за нарушение законодательства Российской Федерации о референдумах, в отличие от ранее действующей редакции ФЗ 1999 г., перечисляет отдельно расширенный состав преступлений и проступков в данной сфере.

Так, например, устанавливается уголовная ответственность за фальсификацию итогов голосования. При этом законодатель дает перечень составов фальсификации:

— включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, ис­пользованных при голосовании;

— заведомо неправильное составление списков участников ре­ферендума, включение в них лиц, не обладающих правом на уча­стие в референдуме, либо вымышленных лиц;

— замена действительных бюллетеней;

— незаконное уничтожение официальных бюллетеней;

— заведомо неправильный подсчет голосов участников рефе­рендума;

— подписание членами комиссии протокола об итогах голосова­ния до подсчета голосов или подведения итогов голосования, заве­домо неверное (не соответствующее действительным результатам голосования) составление протокола об итогах голосования;

— внесение изменений в протокол об итогах голосования после его заполнения (за исключением случая, когда итоги голосования на участке референдума признаны недействительными и указанное обстоятельство влечет за собой изменение решения о результатах референдума, все вышестоящие комиссии обязаны составить новые протоколы. В иных случаях вносятся изменения в ранее составлен­ные протоколы).

В зависимости от общественной опасности в соответствии с фе­деральными законами, ФЗ «Об основных гарантиях...» устанавли­вает уголовную, административную либо иную ответственность за препятствие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права участвовать в референдуме.

При этом федеральный законодатель дает перечень составов «препятствия свободному осуществлению гражданином РФ права участвовать в референдуме»:

---------------------------

1 Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. N 210-ФЗ «Об административ­ной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Россий­ской Федерации о выборах и референдумах»// СЗ РФ. 1999, № 49. Ст. 5906.

 

— лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным спо­собом препятствующие свободному осуществлению гражданином РФ права участвовать в референдуме, либо:

— нарушающие установленный Федеральным законом порядок предоставления сведений об участниках референдума или списков участников референдума;

— использующие преимущества своего должностного или слу­жебного положения в период кампании референдума;

— нарушающие правила финансирования кампании референ­дума, в том числе лица, несвоевременно перечисляющие денежные средства инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума;

— должностные лица государственных органов, не осуществив­шие по представлению комиссий проверку информации о наруше­ниях Федерального законодательства, а также не принявшие мер по пресечению этих нарушений;

— должностные лица, проводящие агитацию по вопросам рефе­рендума с нарушением правил, установленных Федеральным зако­ном;

— лица, оказывающие финансовую (материальную) поддерж­ку деятельности инициативной группы по проведению референду­ма, иной группы участников референдума помимо их фондов рефе­рендума;

— принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку инициативы проведения референдума, а так­же участвующие в подделке данных подписей;

— изготовляющие незаконные тиражи бюллетеней;

— неправомерно вмешивающиеся в работу государственной ав­томатизированной информационной системы;

— осуществляющие подкуп участников референдума, путем: вручения им денежных средств, подарков и иных материаль­ных ценностей, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей участников референдума, агитационную рабо­ту); вознаграждения участников референдума, выполнявших ука­занную организационную работу, в зависимости от итогов голосо­вания или обещания произвести такое вознаграждение; проведения льготных распродаж товаров, бесплатного распространения любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллю­стрированных) и значков, специально изготовленных для кампа­нии референдума; предоставления услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействия на участников референду­ма посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосова­ния), оказания услуг иначе, чем на основании, принимаемых в со­ответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления;

— отказавшие в предоставлении предусмотренного законом от­пуска для участия в референдуме;

— должностные лица, организующие проведение сбора подпи­сей и (или) агитации по вопросам референдума, поддержке ини­циативы проведения референдума, получению того или иного отве­та на вопрос референдума, подчиненными по службе государствен­ными или муниципальными служащими в служебное время либо в ходе служебных командировок;

— должностные лица, не создавшие условий для проведения массовых мероприятий, если такая обязанность возложена на них законом;

— лица, препятствующие работе комиссий или деятельности членов комиссий, связанной с исполнением ими своих обязанно­стей, или противозаконно вмешивающиеся в указанную работу или деятельность, в том числе принуждающие отказаться от назначения членом комиссии;

— принуждающие участников референдума голосовать вопреки их собственному выбору;

— участники референдума, указавшие в заявлении о предостав­лении возможности проголосовать досрочно заведомо неверную причину для получения бюллетеня;

— лица, нарушившие право граждан на ознакомление со спи­ском участников референдума, а также не рассмотревшие в уста­новленный срок заявления о неправильности в списке участников референдума;

— скрывшие остатки тиража изготовленных бюллетеней;

— препятствующие членам вышестоящих комиссий, члену или уполномоченному представителю инициативной группы по прове­дению референдума, наблюдателю, иностранному (международно­му) наблюдателю в осуществлении наблюдения и контроля;

— отказывающие членам комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса в получении в порядке, уста­новленном Федеральным законом, копий документов комиссии, не­посредственно связанных с референдумом;

— нарушающие тайну голосования;

— выдавшие гражданам бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;

— давшие (выдавшие) гражданам заполненные бюллетени;

— препятствующие голосованию на участках референдума;

— нарушающие порядок досрочного голосования;

— нарушающие порядок голосования вне помещения для голо­сования;

— принуждающие членов комиссии к осуществлению фальси­фикации итогов голосования;

— препятствующие членам комиссии с правом совещательного голоса находиться среди членов комиссии с правом решающего го­лоса возле мест, где производятся сортировка бюллетеней и под­счет голосов участников референдума;

— препятствующие членам комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса в реализации их права удостовериться в правильности подсчета по спискам участников ре­ферендума числа лиц, принявших участие в голосовании, в пра­вильности сортировки бюллетеней по вариантам ответа на вопрос референдума;

— нарушающие установленный Федеральным законом порядок подсчета голосов участников референдума, включая порядок сор­тировки бюллетеней, или порядок установления итогов голосова­ния;

— осуществившие фальсификацию документов референдума, составившие и выдавшие заведомо ложные документы;

— не выдающие копию протокола об итогах голосования чле­нам вышестоящих комиссий, члену или уполномоченному предста­вителю инициативной группы по проведению референдума, наблю­дателю, иностранному (международному) наблюдателю;

— отказывающиеся от проведения итогового заседания комис­сии по итогам голосования на референдуме;

— не представившие (представившие неполно) или не опубли­ковавшие сведений об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям;

— не представляющие или не публикующие отчетов о расходо­вании средств на подготовку и проведение референдума и отчетов о расходовании бюджетных средств на референдум;

— неполно, недостоверно представляющие финансовые отчеты инициативной группы по проведению референдума;

— нарушающие правила проведения агитации по вопросам ре­ферендума, в том числе лица, проводящие агитацию в день, пред­шествующий дню голосования, и в день голосования, а также про­водящие агитацию лица, которым это запрещено законом;

— нарушающие правила опубликования (обнародования) резуль­татов опросов общественного мнения, связанных с референдумами;

— нарушающие правила изготовления и размещения агитаци­онных материалов, а также организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, принимающие участие в предвыбор­ной агитации, агитации по вопросам референдума, не опубликовав­шие сведений о размере и других условиях оплаты эфирного време­ни, печатной площади;

— нарушающие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума:

по размеру и условиям оплаты,

по объему и времени предоставляемого эфирного времени и объему, месту расположения печатной площади;

— отдающие в информационных блоках, содержащих сообще­ния о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, свя­занных с референдумом, предпочтение инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума;

— принимающие незаконную оплату за информационный блок передач или публикаций.

Рассмотрим подробнее отраслевое законодательство.

Норма ст. 141 УК является одной из гарантий осуществления избирательных прав граждан. Аналогичная норма была и в УК РСФСР, где говорилось об ответственности за воспрепятствова­ние свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным депутатом или Президентом РСФСР, вести пред­выборную агитацию, если эти действия совершены с применением насилия, обмана, угрозы или подкупа (ст. 132). Сопоставление на­званных статей нового и прежнего УК ставит вопрос о том, имеется ли в виду ст. 141 УК ответственность за нарушение права быть из­бранным в органы государственной власти и местного самоуправле­ния либо ответственность предусмотрена только за нарушение пра­ва избирать, поскольку о праве быть избранным прямо не упомина­ется, как было в УК РСФСР. Представляется, что употребленное в ст. 141 УК понятие «избирательные права» как более широкое по­нятие охватывает и право избирать, и право быть избранным. Та­кой подход вытекает, по нашему мнению, из ст. 32 Конституции "Ф. Трудно предположить, что новый УК имеет в виду сузить уго­ловно-правовую защиту избирательных прав граждан в обоих их проявлениях1.

------------------------

' См.: Новое уголовное право России. Особенная часть. М., 1996. С, 77 — 78; Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ. (Под ред. Наумова А В.). м-. 1996.

 

В ч. 1 ст. 141 УК1 установлена ответственность за воспрепятст­вование работе избирательных комиссий и комиссий по проведе­нию референдума2.

Кроме того, в ст. 141 УК выделена часть вторая, где наиболее опасные способы и обстоятельства совершения данного преступле­ния отнесены к квалифицирующим признакам3: те же деяния: а) со­единенные с подкупом, обманом, применением насилия либо с уг­розой его применения4; б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения5; в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

----------------------------------

' Воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референдума.

2 Наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста МРОТ или в раз­мере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного ме­сяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидеся­ти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. В УК РСФСР такая ответственность не предусматривалась.

3 Наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. В УК РСФСР при некотором отличии такого рода способов и обстоя­тельств они перечислялись в одной статье в качестве характеристики объектив­ной стороны преступления.

4 Подкуп — это предоставление любых имущественных благ кандидату в депутаты, например, за снятие своей кандидатуры, а также гражданину за не­участие в выборах или референдуме, либо члену избирательной комиссии за неучастие в работе, либо любому лицу за воспрепятствование работе избира­тельной комиссии. Обман может быть активным — сообщением ложных сведе­ний, или пассивным — умолчанием об истине, и может касаться различных фактических обстоятельств, в частности, о личности кандидата, его партийной принадлежности, месте и времени выборов, возможности террористического акта в помещении избирательной комиссии и т. д. Под насилием понимается физическое насилие, как опасное, так и не опасное для жизни или здоровья по­терпевшего, в том числе повлекшее причинение легкого вреда здоровью. Угро­за применения насилия — это запугивание потерпевшего применением к нему физического насилия. Она должна быть реальной. Моментом предполагаемой ее реализации может быть как настоящее, так и будущее время. Совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения представляет со­бой квалифицирующий признак, аналогичный по содержанию одноименному признаку, предусмотренному в ч. 2 ст. 136 УК.

5 Совершенным по предварительному сговору группой лиц или организо­ванной группой данное преступление признается тогда, когда в нем принимали участие не менее двух лиц, предварительно, т. е. до начала совершения преступления договорившихся о совместном его совершении либо составляющих группу, организовавшуюся для совершения данного преступления или и дру­гих преступлений.

 

В ст. 141 УК речь идет фактически о трех преступлениях: 1) вос­препятствовании осуществлению гражданином своих избиратель­ных прав (воспрепятствовании участию в голосовании и воспре­пятствовании осуществлению права быть избранным в органы го­сударственной власти и местного самоуправления); 2) воспре­пятствовании осуществлению гражданином права участвовать в референдуме; 3) воспрепятствовании работе избирательных ко­миссий.

Воспрепятствование участию в голосовании может состоять в прямом отказе или иных незаконных действиях, направленных на создание препятствий ознакомлению со списками участников рефе­рендума, подаче заявления о включении в списки, получению от­крепительного удостоверения при изменении места нахождения в день голосования, явке на участок референдума, получению бюлле­теня для голосования и т. д.

Воспрепятствование работе комиссий референдума может со­стоять в создании препятствий работе членов комиссии на участ­ке референдума или комиссии референдума на более высоком уровне. Препятствия могут состоять в лишении возможности для членов комиссии референдума работать в ее составе, в лишении возможности наблюдателей присутствовать при голосовании или подсчете голосов, в совершении административных правонару­шений или преступлений, посягающих на общественный поря­док, и т. п.

Преступления, предусмотренные ст. 141 УК, считаются окон­ченными с момента совершения указанных в ней действий незави­симо от того, наступили ли последствия, на достижение которых они были направлены; субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16 лет.

Статья 142 УК «Фальсификация избирательных документов, Документов референдума или неправильный подсчет голосов» по существу является аналогом ст. 133 УК РСФСР с некоторыми Уточнениями терминологии и добавлением указания об уголов­но-правовой защите от преступных посягательств на результаты ре­ферендума.

Преступление, предусмотренное ст. 142 УК: фальсификация Документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов референду­ма, нарушение тайны голосования, если эти деяния совершены чле­ном инициативной группы или комиссии по проведению референдума1, проявляется в ряде действий, которые угрожают основам де­мократии в Российской Федерации и, в частности, посягают на возможность реализации положений ст. 3 и 32 Конституции РФ, предусматривающих порядок формирования и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления и раз­решения важнейших вопросов государственного устройства и обще­ственной жизни.

Преступление является оконченным с момента совершения лю­бого из указанных действий. Субъективная сторона характеризует­ся прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает какое-либо из указанных в диспозиции комментируемой статьи действий, и же­лает его совершить. Субъект преступления специальный — член инициативной группы или комиссии референдума. Ответствен­ность — виновные наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением сво­боды на срок до четырех лет.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декаб­ря 2001 г.2 в главе 5 «Административные правонарушения, посягаю­щие на права граждан» устанавливает ряд составов административ­ных правонарушений и, соответственно, ответственность за них:

— нарушение права граждан на ознакомление со списком уча­стников референдума3, а равно нерассмотрение в установленный федеральным законом срок заявления о неправильности в списке

---------------------

1 Фальсификация избирательных документов или документов референду­ма представляет собой внесение ложных сведений в эти документы — списки избирателей или участников референдума, бюллетени для голосования и т. д. Заведомо неправильный подсчет голосов — это завышение или занижение чис­ла голосов, поданных за кого-то из кандидатов либо в пользу того или иного ре­шения вопроса, вынесенного на референдум. Неправильное установление ре­зультатов выборов или референдума выражается в том, что в нарушение закона кандидат объявляется избранным или, наоборот, неизбранным, выборы или ре­зультаты референдума объявляются действительными или, наоборот, недейст­вительными и т. п. Нарушение тайны голосования состоит в создании условий, позволяющих контролировать волеизъявление голосующих, например, в уста­новлении в кабинах для голосования специальной аппаратуры, визуально фик­сирующей такое волеизъявление; в нанесении на бюллетени для голосования пометок, указывающих, кому эти бюллетени выданы, и т. д.

2 СЗ РФ. 2002, (часть I), № 1. Ст. 1.

Следует отметить, что в предыдущем КоАП 1984 г. Ст. 40.1 ограничива­ла круг субъектов, подлежащих наказанию по указанной статье: администра­тивным правонарушением считалось только совершение проступка «членом ко­миссии референдума».

участников референдума, а равно отказ выдать гражданину письмен­ный ответ с указанием причины отклонения заявления о внесении исправления в список участников референдума1;

 

— вмешательство с использованием должностного или служеб­ного положения в осуществление комиссией референдума ее полно­мочий, установленных законодательством о референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должност­ного лица по исключительной компетенции комиссии референдума2;

— неисполнение решения комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции3;

— нарушение порядка предоставления сведений об участниках референдума или списков участников референдума должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность4;

— нарушени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.074 с.)