Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Митинги, шествия, демонстрации, пикетированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте Федеральным законом 2003 г. институт манифестаций: митингов, шествий, демонстраций и пикетирований — прямо не предусмотрен, однако согласно ст. 33 наряду с предусмотренными ФЗ 2003 г. формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих законодательству. Конституционное положение о свободе мысли и слова как необходимое условие формирования демократического гражданского общества реализуется в праве каждого гражданина на мирные публичные мероприятия — манифестации2. Упомянутый институт имеет свои корни в дореволюционной России3, в советский период был закреплен конституционно в первом же основном законе страны. --------------------------- Так, по состоянию на 1 июня 1997 г. в 13 383 муниципальных образованиях России насчитывалось только 7822 органа территориального общественного самоуправления. Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. '997, № 4 (46). С. 100-105. Термин «манифестация» (буквально: открытое проявление, заявление) Употребляется либо как синоним терминов «демонстрация», «шествие», либо 9 обобщающее понятие для любых выступлений под открытым небом (реже охватывает и собрания), а именно: митингов, демонстраций, шествий, пике- ' / Сравнительное конституционное право М., 1996. С. 298. Комарова В.В. Собрания, сходы и конференции — формы осуществления народовластия. Ученые записки Ростовского университета. Р-н-Д., 2000. с. 67
Конституция РСФСР 1918 г. установила: «В целях обеспечения трудящимся действительной свободы собраний РСФСР, признавая права граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия, предоставляет в распоряжение рабочих и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением». При этом, «руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишает отдельных лиц и отдельные группы прав которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции»1. При допущении широкой свободы собраний по Конституции для рабочих и крестьян были созданы правовые «гарантии», исключавшие возможность пользоваться этими правами: был введен разрешительный порядок2. Классовое начало закрепления свободы манифестаций в Конституции СССР 1936 г. также присутствовало и было выражено вполне определенно (ст. 125). Конституция СССР 1977 г. включила политические свободы собраний, митингов, шествий и демонстраций в систему прав и свобод общенародного государства. «В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируются свободы... собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций» (ст. 50). Этим самым еще раз подтверждалась социально-политическая характеристика свободы собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, хотя прямые изъятия отдельных категорий (как и в Конституции СССР 1936 г.) были сняты. Однако специализированного законодательства, регулирующего порядок реализации этих свобод, принято не было. После 1987 г. в результате демократизации общественной жизни активность масс возросла, а отсутствие законодательных актов, регламентирующих эту сферу, стало сдерживающим фактором. Во многих городах бывшего СССР были приняты Временные правила организации проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных акций на улицах и в общественных местах (Москва, Ленинград, Свердловск, Волгоград, Уфа, Одесса, Рига, Львов, Новосибирск, Иркутск). Все без исключения акты го- ------------------------- 1 Сборник нормативных актов по советскому государственному нраву. М-< 1984. С. 23-24. 2 Декрет ВЦИКа и СНК от 3 августа 1922 г. // СУ. 1922. № 49. Ст. 622; Декрет ЦК от 10 августа 1922 г. / / СУ. 1922. № 49. Ст. 623.
дарственных органов власти закрепляли разрешительный поря- док в реализации свободы манифестаций, что явилось как бы испытанием на местах принципа, который воплотился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР». Необходимо отметить, что политические свободы собраний, уличных митингов, шествий и демонстраций должны быть урегулированы законом, о котором упоминается только в Указе Президента РФ от 25 мая 1992 г. Кроме этого, Указ 1988 г. страдает технико-юридическими погрешностями, что создает трудности в правоприменительной деятельности. Так, пикетирование признано формой проведения демонстраций постановлением № 4 Пленума Верховного Суда СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР»1. Указ Президента СССР от 20 апреля 1990 г. «О регламентации проведения массовых мероприятий на территории Москвы в пределах Садового кольца»2 определил единый порядок проведения манифестаций и предоставил местным органам право дополнительно регламентировать с учетом местных условий проведение манифестации на подведомственной территории. Нельзя не упомянуть и постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О статусе и структуре органов управления г. Москвы — столицы РСФСР», закрепляющее должность мэра и его компетенцию «давать разрешение на проведение митингов, уличных шествий и демонстраций»3. Этот указ вступил в противоречие с упомянутым выше. Президент СССР превысил свои полномочия и нарушил Конституцию СССР. Комитет конституционного надзора СССР признал этот ------------------------- ' ВВС СССР. 1989, № 3. С. 15- 2 ВСНД СССР и ВС СССР. 1990, № 17. Ст. 301. 3 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991, № 17. Ст. 518. Аналогичным правом Давать разрешения на проведение митингов, уличных шествий и демонстраций обладает мэр г. Ленинграда. (См.: Положение о структуре органов управления г- Ленинграда // Невское время. 28 мая 1991 г.); глава администрации — мэр г- Архангельска постановлением от 22 февраля 1995 г. утвердил положение «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», примерную форму распоряжения о проведении массовой акции и отменил решение городского Совета народных депутатов от 18 октября 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, у личных шествий и демонстраций в городе» (Текущий архив Архангельской власти. 1995 г.).
указ не соответствующим ст. 127 Конституции СССР и приостановил его действие до устранения упомянутого несоответствия. Кроме административных мер по запрещению манифестаций необходимо отметить меры экономического характера. Так, правительство Москвы приняло решение о взимании платы за митинги и демонстрации, решением Ташкентского горисполкома предоставление мест для проведения манифестаций производилось на основе арендной платы»1. В отношении манифестации, кроме пикетов, обычно применяется уведомительный порядок, причем власти могут запретить манифестации в местах, имеющих важное значение для нормального функционирования городского транспорта, и предложить проведение их в других местах. Законодательство может предусматривать уведомительный порядок проведения собраний, при котором компетентные власти заранее извещаются устроителями о предстоящем собрании, его времени, месте и тематике, но может и не требовать уведомления (явочный порядок). Для авторитарных режимов характерен разрешительный порядок проведения манифестаций, а подчас и собраний, причем у властей может быть широкое поле для усмотрения. В странах с тоталитарными режимами, как правило, не допускаются не организованные властями собрания и манифестации и подчас отсутствуют законы, регулирующие пользование данной свободой (их заменяют инструкции службам безопасности, ориентирующие на подавление не инспирированных властью собраний и манифестаций). В соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». Это основополагающее положение конкретизируется в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., ратифицированного СССР 18 сентября 1973 г.: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».
----------------------- ' См.: Лужков хочет заработать на чужой активности. Зеркало. 1992, № 5; Нужен ли налог на демократию // Российские вести. 1992, март; Вечерний Ташкент. 2.04.89.
Право проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования закреплено в ст. 31 Конституции РФ. В Российской Федерации основными законодательными актами, регламентирующими право на проведение публичных мероприятий, помимо Конституции является федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»1. До его принятия действовали указы: Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»2, Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. Федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления, законами субъектов Федерации о местном самоуправлении и специальном законодательстве, уставами муниципальных образований и актами органов местного самоуправления митинги, шествия, демонстрации и пикетирования закреплены как субъективное право граждан и как форма осуществления народовластия, в том числе и местного самоуправления. Следует отметить, что законодатели в субъектах Российской Федерации в некоторых случаях объединяют институт собраний и институт митингов, шествий, демонстраций и пикетирований. В качестве примера можно привести Закон Республики Тыва от 04.11.1996 (ред. от 10.05.2001) «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях»3, Решение городского совета от 30.05.1996 г. Новосибирска4, Постановление от 16 августа 2002 г. главы администрации города Краснодара5, ---------------------------------- Российская газета (Федеральный выпуск), № 3508 от 23 июня 2004 г. 2 ВСНД РФ и ВС РФ. 1992, № 22. Ст. 1216. 3 Закон Республики Тыва от 04.11.1996 № 434 (ред. от 10.05.2001) «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях» (принят ВХ РТ 22.11.1995) // Признать утратившим силу Закон Республики Тыва «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях» от 04.11.1996 г. № 434 (с изменениями от Ю.05.2001 года № 1061). 4 Решение городского совета от 30.05.1996 № 177 «О положении «О порядке организации и проведения в городе Новосибирске собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования»; решение городского совета от 28.10.1998 ■ * 181 «О внесении изменений и дополнений в положение «О порядке организации и проведении в городе Новосибирске собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования» // «Вечерний Новосибирск», № 217, 16.11.1998. _ ' Постановление от 16 августа 2002 г. № 1378 глава администрации города Краснодара «О порядке рассмотрения заявлений о проведении в городе Крае-Даре собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования» //Краснодар», № 36, 06.09.2001 Ставропольский край1, Комсомольск-на-Амуре2 и некоторые иные субъекты Федерации3.
В большей степени законодатели субъектов Федерации разделяют институт собраний и институт митингов, шествий, демонстраций и пикетирований. В субъектах действуют специальные законы, регулирующие собрания (сходы)4 и публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации и пикетирования). Например, в Санкт-Петербурге принят закон 14.02.2001 «О порядке проведения гражданских акций (митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования) в Санкт-Петербурге»5, в Тюменской области Закон 04.02.2003 «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»6. В основном процедуру подготовки и проведения митингов, шествий, демонстрация и пикетирования регулируют акты органов ме- -------------------------- 1 Постановление от 27 сентября 2001 г. № 798-11 ГДСК «Временное положение о порядке организации и проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования на территории Ставропольского края» / / «Ставропольская правда», № 226 (22513), 18.10.2001 г. 2 Решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 03.10.2003 № 72 «О порядке предварительного уведомления о проведении массового публичного мероприятия на территории муниципального образования»//«Дальневосточный Комсомольск» от 14.10.2003, № 79. 3 Решение Совета депутатов Мытищинского района МО от 23.10.2003 № 50/5 «Об утверждении положения о порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на территории Мытищинского района» // «Родники», № 170, 05.11.2003; Постановление главы г. Ивантеевки МО от 21.10.1998 № 1420 «О порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий и пикетирования на территории города Ивантеевки» (вместе с «Положением о порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий и пикетирования на территории г. Ивантеевки»)//«Пульс Ивантеевки», № 128, 29.10.1998; Решение Совета депутатов г. Юбилейный МО от 05.02.1998 № 4 «Об утверждении положения о порядке организации собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования в г. Юбилейный» // «Спутник», № 20, 30.05.1998, «Спутник», № 42, 31.10.1998; Решение от 11 марта 1998 г. № 373 Городской думой города Глазова Удмуртской Республики «Об утверждении положения о порядке организации и проведения собраний граждан, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования». Институт собраний будет рассмотрен в отдельной главе. 3 Закон Санкт-Петербурга от 14.02.2001 № 90- И «О порядке проведения гражданских акций (митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования) в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб. 31.01.2001)// «Новое в законодательстве Санкт-Петербурга», № 4, 28.02.2001. fi Закон Тюменской области от 04.02.2003 № 116 «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» (принят Тюменской областной Думой 23.01.2003)// «Вестник Тюменской областной Думы», № 2, январь 2003 г. стного самоуправления. Как правило, принимаются комплексные акты- Встречается регулирование отдельных элементов механизма. Например, такими актами устанавливается место проведения мероприятий1 органами, в чью компетенцию входит решение вопросов подготовки публичных мероприятий2. Особое положение сложилось при регулировании митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования в г. Москве. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. утверждено Временное положение «О порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города»3. Ранее было принято постановление правительства Москвы от 17 марта 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах г. Москвы»4. Московское правительство в целях содействия реализации принятого 23 февраля 1994 г. Государственной Думой Меморандума «О согласии», руководствуясь требованиями п. 3 ст. 17 Конституции РФ «О недопустимости нарушений прав и свобод других лиц», в том числе и при осуществлении конституционного права на проведение митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, исходя из особых условий Москвы -- столицы Российской Федерации, приняло постановление от 19 апреля 1994 г. «О некоторых вопро- --------------------------------- 1 Решение Новосибирского городского собрания (совета) депутатов от 21.09.1995 № 71 «О месте проведения митингов»; Распоряжение от 9 октября 2003 г. № 133 администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики «О выделении мест для проведения митингов, шествий, пикетов на территории г- Новочебоксарска»; Распоряжение администрации г. Новочебоксарска от 09.10.2003 № 133 «О выделении мест для проведения митингов, шествий, пикетов на территории г. Новочебоксарска» / / «Грани», № 234, 14.10.2003. 2 Постановление от 20 сентября 2002 г. № 1450 мзра города Ульяновска об Утверждении положения о работе комиссии по рассмотрению уведомлений о Проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на территории г. Ульяновска; Постановление главы городского самоуправления ^Мэра) города Омска от 15.10.2001 N 446-п «Об утверждении положения о комиссии по предварительному рассмотрению заявлений о проведении собраний, Митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетов». 3 См.: САППРФ, 1993. № 22. Ст. 2023. 4 См.: Вестник мэрии Москвы. 1992. № 7. С. 38.
сах порядка организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, шествий и пикетирования»1. Специальным распоряжением премьера Правительства Москвы от 13 июля 1999 г. «О порядке и местах проведения культурно-массовых и других мероприятий на территории Китай-города»2 регулируется проведение культурно-массовых и других мероприятий на территории Китай-города. Для механизма подготовки, осуществления публичных мероприятий важным является вопрос об определении самих понятий, закреплении субъектов — носителей права и субъектов — носителей корреспондирующей обязанности. Право на проведение публичных мероприятий — субъективное право граждан, имеющее целью воздействовать на органы власти для решения вопросов жизнедеятельности общества и государства путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения. Оно является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Содержание конституционного права на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований состоит из правомочий на положительные действия и бездействие. К положительным действиям можно отнести организационные действия, право на активное участие, право на защиту. Организационные действия включают в себя право инициировать ту или иную форму, право требовать обеспечения интересов личности, выполнения соответствующих действий органами государства и должностными лицами, право требовать обеспечения безопасности. Право на защиту возникает при необоснованном отказе и запрещении проведения публичных мероприятий органами государственной власти и должностными лицами, при превышении ими полномочий, при нарушении прав участников иными лицами. Положительное бездействие включает в себя право на пассивное участие в публичных мероприятиях и обязанность не препятст- --------------------------------- 1 См.: постановление Правительства Москвы от 19 апреля 1994 г. № 352 «О некоторых вопросах порядка организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, шествий и пикетирования» с изм. от 5 марта 2002 г. // «Вестник мэрии Москвы» № 11, 1994 г.; 2002 г., № 12.
2 «Вестник мэрии Москвы», сентябрь 1999. № 17, ноябрь 2000 г., № 30. вовать проводимым в соответствии с законодательством таким ме-роприятиям. Практика государств с развитыми институтами гражданского общества выработала набор приемов и средств, с одной стороны, обеспечивающих свободу проведения массовых публичных мероприятий как способа демонстрации своей воли и мнений, с другой стороны, не допускающих подрыва правовых устоев общества, посягательств на устоявшиеся, стабильные, оправдавшие себя цивилизованные принципы развития и человеческого общежития в широком смысле этого понятия. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. были даны определения всех форм манифестаций1. Сравнительно новым для нашего законодательства является понятие пикетирования — его не было в прежних Основных законах России, хотя в мировой практике это довольно распространенная форма выражения мнения небольшой группой людей. Пикетирование может осуществляться не только в движении, но и в статике, в выстраивании людей, демонстрирующих лозунги, плакаты, иные предметы, иллюстрирующие идеи, взгляды пикетирующих. Пикетирование регулируется в основном теми же нормами, правилами, что и другие указанные выше массовые мероприятия, поскольку осуществляется в общественных местах: у зданий администраций, парламента, судов, музеев, памятников и т. д. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. впервые дано определение пикетирования — это наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления. Пикетирование также определяется как форма публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, без шествия и звукоусиления, путем размещения граждан у пикетируемого объекта с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации2. Пикеты — это обычно немногочисленные группы людей (иногда один человек) с плакатами и транспарантами, стоящих, сидя-Щих или кругообразно движущихся около какого-либо объекта, часто около здания правительственного учреждения. Пикетирование — особый вид манифестации, поскольку все перечисленные ----------------------- Виды митингов можно классифицировать по различным основаниям: по территории действия, по месту проведения, длительности ит.д. // Комаро-а В.В. Формы непосредственной демократии в Росии. М., 1998. С.206. Конституция РФ. Комментарий // Под ред. Б.Н. Топорнина. М. 1994.
выше виды мероприятий — это форма коллективного выражения мнений граждан, а пикетирование может осуществляться и индивидуально. Существует несколько видов пикетов. Особая разновидность пикета — палаточный городок1. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» дал определение всех форм манифестаций, называя их публичными мероприятиями: 1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; 2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; 3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; 4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; 5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; 6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. В законодательстве субъектов Федерации даются аналогичные определения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. С. 100. В Законе Санкт-Петербурга используются такое понятие, как гражданская акция — митинг, демонстрация, пикетирование, уличное шествие и массовая гражданская акция — гражданская акция, в которой принимают участие более 50 человек. Временное положение Республики Адыгея, которое определяет порядок обязательного предварительного уведомления органов исполнительной власти Республики Адыгея о проведении митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и иных публичных мероприятий в открытых общественных местах, дает определение публичному мероприятию. Публичное мероприятие — открытая, доступная каждому акция, проводимая по воле и инициативе граждан и общественных организаций в целях свободного выражения и формирования мнений по различным вопросам общественной и государственной жизни, привлечения к ним внимания граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений или предъявления к указанным органам и объединениям определенных требований, выражения протеста, а также для провозглашения, защиты или поддержки какой-либо социально значимой инициативы. Законом Тюменской области публичные мероприятия закрепляются как организованная деятельность граждан, которая выражается в форме митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования, с целью предъявления конкретных требований. Субъекты митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований подразделяются на субъекты инициативы, подготовки, участия, реализации решений. Субъектом инициативы проведения рассматриваемых прав могут выступать граждане и их объединения любого вида (политические партии, общественные организации, инициативные группы). Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» устанавливает, что организатором может быть лицо не моложе 18 лет. На первый взгляд, это вполне оправданно, поскольку в соответствии с гражданским законодательством дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18-летнего возраста. Однако, во-первых, Конституция РФ.не устанавливает ограничений в возрасте гражданина, реализующего право на свободу Манифестаций. Следовательно, указ, установив такое ограничение, вступил в противоречие с Основным законом. Во-вторых, согласно Федеральному закону от 3 июля 1995 г. «О государственной под- молодежных, детских общественных объединений» молодежные и детские общественные организации объединяют в своих рядах граждан с десятилетнего возраста. Субъект инициативы согласно Конституции РФ и Указу 1988 г. должен быть гражданином Российской Федерации. Однако, как уже отмечалось, свобода манифестаций относится к числу естественных прав человека, не зависящих от гражданства. Вероятнее всего, критерием в этом вопросе должна быть не принадлежность к гражданству, а возможность осуществления свободы без нарушения прав и свобод других людей. Законодательство о правовом положении иностранных граждан1 также не дает ответа на вопрос о том, обладают ли иностранные граждане на территории России правом на свободу манифестаций. Механизм реализации права публичных мероприятий предполагает три стадии: подготовка проведения публичной акции, непосредственное проведение, реализация решения. Последний этап в законодательстве не закреплен, однако для реальности этих форм народовластия он необходим. Думается, разработчики нового закона учтут и восполнят этот недостаток действующего законодательства. Первая стадия включает в себя требования, предъявляемые к организации митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. Согласно ФЗ к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия. Организатором публичного мероприятия может быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделе- ------------------------------ 1 СЗ РФ 2002. № 30, Ст. 3032; 2003. № 46 (часть I). Ст. 4437.
ния, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Не может быть организатором публичного мероприятия: 1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда; 2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке. Организатор публичного мероприятия имеет право: 1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания, — в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания; 2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ; 3) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению; 4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан; 5) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации. Организатор публичного мероприятия обязан: 1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия; 2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; 3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления; 4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия; 5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования; 6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий; 7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия; 8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия; 9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия; 10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем. Участники публичного мероприятия имеют право: 1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством РФ; 3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении-власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; 3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления; 4) требовать от участников публичного м
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.013 с.) |