Митинги, шествия, демонстрации, пикетирования 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Митинги, шествия, демонстрации, пикетирования



Федеральным законом 2003 г. институт манифестаций: митин­гов, шествий, демонстраций и пикетирований — прямо не преду­смотрен, однако согласно ст. 33 наряду с предусмотренными ФЗ 2003 г. формами непосредственного осуществления населением ме­стного самоуправления и участия населения в осуществлении мест­ного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществле­нии местного самоуправления в иных формах, не противоречащих законодательству.

Конституционное положение о свободе мысли и слова как необ­ходимое условие формирования демократического гражданского общества реализуется в праве каждого гражданина на мирные пуб­личные мероприятия — манифестации2.

Упомянутый институт имеет свои корни в дореволюционной России3, в советский период был закреплен конституционно в пер­вом же основном законе страны.

---------------------------

Так, по состоянию на 1 июня 1997 г. в 13 383 муниципальных образова­ниях России насчитывалось только 7822 органа территориального обществен­ного самоуправления. Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. '997, № 4 (46). С. 100-105.

Термин «манифестация» (буквально: открытое проявление, заявление)

Употребляется либо как синоним терминов «демонстрация», «шествие», либо

9 обобщающее понятие для любых выступлений под открытым небом (реже

охватывает и собрания), а именно: митингов, демонстраций, шествий, пике-

' / Сравнительное конституционное право М., 1996. С. 298.

Комарова В.В. Собрания, сходы и конференции — формы осуществле­ния народовластия. Ученые записки Ростовского университета. Р-н-Д., 2000. с. 67

 

Конституция РСФСР 1918 г. установила: «В целях обеспече­ния трудящимся действительной свободы собраний РСФСР, при­знавая права граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия, предоставляет в распоряжение рабо­чих и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народ­ных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплени­ем». При этом, «руководствуясь интересами рабочего класса в це­лом, РСФСР лишает отдельных лиц и отдельные группы прав которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции»1.

При допущении широкой свободы собраний по Конституции для рабочих и крестьян были созданы правовые «гарантии», ис­ключавшие возможность пользоваться этими правами: был введен разрешительный порядок2.

Классовое начало закрепления свободы манифестаций в Кон­ституции СССР 1936 г. также присутствовало и было выражено вполне определенно (ст. 125).

Конституция СССР 1977 г. включила политические свободы со­браний, митингов, шествий и демонстраций в систему прав и свобод общенародного государства. «В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражда­нам СССР гарантируются свободы... собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций» (ст. 50). Этим самым еще раз подтвер­ждалась социально-политическая характеристика свободы собра­ний, митингов, уличных шествий и демонстраций, хотя прямые изъятия отдельных категорий (как и в Конституции СССР 1936 г.) были сняты.

Однако специализированного законодательства, регулирующе­го порядок реализации этих свобод, принято не было.

После 1987 г. в результате демократизации общественной жиз­ни активность масс возросла, а отсутствие законодательных актов, регламентирующих эту сферу, стало сдерживающим фактором.

Во многих городах бывшего СССР были приняты Временные правила организации проведения собраний, митингов, уличных ше­ствий, демонстраций и иных акций на улицах и в общественных местах (Москва, Ленинград, Свердловск, Волгоград, Уфа, Одесса, Рига, Львов, Новосибирск, Иркутск). Все без исключения акты го-

-------------------------

1 Сборник нормативных актов по советскому государственному нраву. М-< 1984. С. 23-24.

2 Декрет ВЦИКа и СНК от 3 августа 1922 г. // СУ. 1922. № 49. Ст. 622; Декрет ЦК от 10 августа 1922 г. / / СУ. 1922. № 49. Ст. 623.

 

дарственных органов власти закрепляли разрешительный поря- док в реализации свободы манифестаций, что явилось как бы испы­танием на местах принципа, который воплотился в Указе Прези­диума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР». Необходимо отметить, что политические свободы собраний, уличных митингов, шествий и демонстраций должны быть урегулированы законом, о котором упоминается только в Указе Президента РФ от 25 мая 1992 г. Кроме этого, Указ 1988 г. страдает технико-юридическими погрешностями, что созда­ет трудности в правоприменительной деятельности. Так, пикетиро­вание признано формой проведения демонстраций постановлением № 4 Пленума Верховного Суда СССР от 28 июля 1988 г. «О поряд­ке организации и проведения собраний, митингов, уличных шест­вий и демонстраций в СССР»1.

Указ Президента СССР от 20 апреля 1990 г. «О регламентации проведения массовых мероприятий на территории Москвы в преде­лах Садового кольца»2 определил единый порядок проведения ма­нифестаций и предоставил местным органам право дополнительно регламентировать с учетом местных условий проведение манифе­стации на подведомственной территории.

Нельзя не упомянуть и постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О статусе и структуре орга­нов управления г. Москвы — столицы РСФСР», закрепляющее должность мэра и его компетенцию «давать разрешение на проведе­ние митингов, уличных шествий и демонстраций»3.

Этот указ вступил в противоречие с упомянутым выше. Прези­дент СССР превысил свои полномочия и нарушил Конституцию СССР. Комитет конституционного надзора СССР признал этот

-------------------------

' ВВС СССР. 1989, № 3. С. 15-

2 ВСНД СССР и ВС СССР. 1990, № 17. Ст. 301.

3 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991, № 17. Ст. 518.

Аналогичным правом Давать разрешения на проведение митингов, уличных шествий и демонстраций обладает мэр г. Ленинграда. (См.: Положение о структуре органов управления г- Ленинграда // Невское время. 28 мая 1991 г.); глава администрации — мэр г- Архангельска постановлением от 22 февраля 1995 г. утвердил положение «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстра­ций и пикетирования», примерную форму распоряжения о проведении массо­вой акции и отменил решение городского Совета народных депутатов от 18 ок­тября 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, у лич­ных шествий и демонстраций в городе» (Текущий архив Архангельской власти. 1995 г.).

 

указ не соответствующим ст. 127 Конституции СССР и приостано­вил его действие до устранения упомянутого несоответствия.

Кроме административных мер по запрещению манифестаций необходимо отметить меры экономического характера. Так, прави­тельство Москвы приняло решение о взимании платы за митинги и демонстрации, решением Ташкентского горисполкома предоставле­ние мест для проведения манифестаций производилось на основе арендной платы»1.

В отношении манифестации, кроме пикетов, обычно применяет­ся уведомительный порядок, причем власти могут запретить мани­фестации в местах, имеющих важное значение для нормального функционирования городского транспорта, и предложить проведе­ние их в других местах.

Законодательство может предусматривать уведомительный по­рядок проведения собраний, при котором компетентные власти за­ранее извещаются устроителями о предстоящем собрании, его вре­мени, месте и тематике, но может и не требовать уведомления (явочный порядок).

Для авторитарных режимов характерен разрешительный поря­док проведения манифестаций, а подчас и собраний, причем у вла­стей может быть широкое поле для усмотрения. В странах с тотали­тарными режимами, как правило, не допускаются не организован­ные властями собрания и манифестации и подчас отсутствуют законы, регулирующие пользование данной свободой (их заменяют инструкции службам безопасности, ориентирующие на подавление не инспирированных властью собраний и манифестаций).

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. «каждый человек имеет право на свободу мир­ных собраний и ассоциаций». Это основополагающее положение конкретизируется в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., ратифицированного СССР 18 сентября 1973 г.: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государствен­ной или общественной безопасности, общественного порядка, охра­ны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

 

 

-----------------------

' См.: Лужков хочет заработать на чужой активности. Зеркало. 1992, № 5; Нужен ли налог на демократию // Российские вести. 1992, март; Вечерний Ташкент. 2.04.89.

 

Право проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования закреплено в ст. 31 Конституции РФ. В Российской Федерации ос­новными законодательными актами, регламентирующими право на проведение публичных мероприятий, помимо Конституции являет­ся федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»1.

До его принятия действовали указы: Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»2, Президиума Верховно­го Совета СССР от 28 июля 1988 г.

Федеральным законодательством об общих принципах органи­зации местного самоуправления, законами субъектов Федерации о местном самоуправлении и специальном законодательстве, устава­ми муниципальных образований и актами органов местного само­управления митинги, шествия, демонстрации и пикетирования за­креплены как субъективное право граждан и как форма осуществ­ления народовластия, в том числе и местного самоуправления.

Следует отметить, что законодатели в субъектах Российской Федерации в некоторых случаях объединяют институт собраний и институт митингов, шествий, демонстраций и пикетирований. В качестве примера можно привести Закон Республики Тыва от 04.11.1996 (ред. от 10.05.2001) «О собраниях, митингах, демонст­рациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях»3, Ре­шение городского совета от 30.05.1996 г. Новосибирска4, Постановле­ние от 16 августа 2002 г. главы администрации города Краснодара5,

----------------------------------

Российская газета (Федеральный выпуск), № 3508 от 23 июня 2004 г.

2 ВСНД РФ и ВС РФ. 1992, № 22. Ст. 1216.

3 Закон Республики Тыва от 04.11.1996 № 434 (ред. от 10.05.2001) «О соб­раниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных меро­приятиях» (принят ВХ РТ 22.11.1995) // Признать утратившим силу Закон Республики Тыва «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях» от 04.11.1996 г. № 434 (с изменениями от Ю.05.2001 года № 1061).

4 Решение городского совета от 30.05.1996 № 177 «О положении «О порядке организации и проведения в городе Новосибирске собраний, митингов, ше­ствий, демонстраций и пикетирования»; решение городского совета от 28.10.1998 ■ * 181 «О внесении изменений и дополнений в положение «О порядке организа­ции и проведении в городе Новосибирске собраний, митингов, шествий, демонст­раций и пикетирования» // «Вечерний Новосибирск», № 217, 16.11.1998.

_ ' Постановление от 16 августа 2002 г. № 1378 глава администрации города Краснодара «О порядке рассмотрения заявлений о проведении в городе Крае-Даре собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования» //Краснодар», № 36, 06.09.2001

Ставропольский край1, Комсомольск-на-Амуре2 и некоторые иные субъекты Федерации3.

 

В большей степени законодатели субъектов Федерации разде­ляют институт собраний и институт митингов, шествий, демонстра­ций и пикетирований. В субъектах действуют специальные законы, регулирующие собрания (сходы)4 и публичные мероприятия (ми­тинги, шествия, демонстрации и пикетирования). Например, в Санкт-Петербурге принят закон 14.02.2001 «О порядке проведения гражданских акций (митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования) в Санкт-Петербурге»5, в Тюменской области Закон 04.02.2003 «О порядке организации и проведения митингов, улич­ных шествий, демонстраций и пикетирования»6.

В основном процедуру подготовки и проведения митингов, ше­ствий, демонстрация и пикетирования регулируют акты органов ме-

--------------------------

1 Постановление от 27 сентября 2001 г. № 798-11 ГДСК «Временное поло­жение о порядке организации и проведения собраний, митингов, шествий, де­монстраций и пикетирования на территории Ставропольского края» / / «Став­ропольская правда», № 226 (22513), 18.10.2001 г.

2 Решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 03.10.2003 № 72 «О порядке предварительного уведомления о проведении массового публично­го мероприятия на территории муниципального образования»//«Дальнево­сточный Комсомольск» от 14.10.2003, № 79.

3 Решение Совета депутатов Мытищинского района МО от 23.10.2003 № 50/5 «Об утверждении положения о порядке проведения собраний, митин­гов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на территории Мыти­щинского района» // «Родники», № 170, 05.11.2003; Постановление главы г. Ивантеевки МО от 21.10.1998 № 1420 «О порядке проведения собраний, ми­тингов, уличных шествий и пикетирования на территории города Ивантеевки» (вместе с «Положением о порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий и пикетирования на территории г. Ивантеевки»)//«Пульс Ивантеев­ки», № 128, 29.10.1998; Решение Совета депутатов г. Юбилейный МО от 05.02.1998 № 4 «Об утверждении положения о порядке организации собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования в г. Юбилейный» // «Спутник», № 20, 30.05.1998, «Спутник», № 42, 31.10.1998; Решение от 11 марта 1998 г. № 373 Городской думой города Глазова Удмуртской Республи­ки «Об утверждении положения о порядке организации и проведения собраний граждан, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования».

Институт собраний будет рассмотрен в отдельной главе.

3 Закон Санкт-Петербурга от 14.02.2001 № 90- И «О порядке проведения гражданских акций (митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирова­ния) в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб. 31.01.2001)// «Новое в законо­дательстве Санкт-Петербурга», № 4, 28.02.2001.

fi Закон Тюменской области от 04.02.2003 № 116 «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» (принят Тюменской областной Думой 23.01.2003)// «Вестник Тюменской об­ластной Думы», № 2, январь 2003 г.

стного самоуправления. Как правило, принимаются комплексные

акты-

Встречается регулирование отдельных элементов механизма.

Например, такими актами устанавливается место проведения меро­приятий1 органами, в чью компетенцию входит решение вопросов подготовки публичных мероприятий2.

Особое положение сложилось при регулировании митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования в г. Москве. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. утверждено Временное положение «О порядке уведомления органов исполнительной вла­сти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонст­раций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города»3.

Ранее было принято постановление правительства Москвы от 17 марта 1992 г. «О порядке организации и проведения митин­гов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на ули­цах, площадях и в иных открытых общественных местах г. Моск­вы»4.

Московское правительство в целях содействия реализации при­нятого 23 февраля 1994 г. Государственной Думой Меморандума «О согласии», руководствуясь требованиями п. 3 ст. 17 Конститу­ции РФ «О недопустимости нарушений прав и свобод других лиц», в том числе и при осуществлении конституционного права на прове­дение митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, исходя из особых условий Москвы -- столицы Российской Федерации, приняло постановление от 19 апреля 1994 г. «О некоторых вопро-

---------------------------------

1 Решение Новосибирского городского собрания (совета) депутатов от 21.09.1995 № 71 «О месте проведения митингов»; Распоряжение от 9 октября 2003 г. № 133 администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики «О выделении мест для проведения митингов, шествий, пикетов на территории г- Новочебоксарска»; Распоряжение администрации г. Новочебоксарска от 09.10.2003 № 133 «О выделении мест для проведения митингов, шествий, пике­тов на территории г. Новочебоксарска» / / «Грани», № 234, 14.10.2003.

2 Постановление от 20 сентября 2002 г. № 1450 мзра города Ульяновска об Утверждении положения о работе комиссии по рассмотрению уведомлений о Проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на территории г. Ульяновска; Постановление главы городского самоуправления ^Мэра) города Омска от 15.10.2001 N 446-п «Об утверждении положения о ко­миссии по предварительному рассмотрению заявлений о проведении собраний, Митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетов».

3 См.: САППРФ, 1993. № 22. Ст. 2023.

4 См.: Вестник мэрии Москвы. 1992. № 7. С. 38.

 

сах порядка организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, шествий и пикетирования»1.

Специальным распоряжением премьера Правительства Москвы от 13 июля 1999 г. «О порядке и местах проведения культурно-мас­совых и других мероприятий на территории Китай-города»2 регу­лируется проведение культурно-массовых и других мероприятий на территории Китай-города.

Для механизма подготовки, осуществления публичных меро­приятий важным является вопрос об определении самих понятий, закреплении субъектов — носителей права и субъектов — носите­лей корреспондирующей обязанности.

Право на проведение публичных мероприятий — субъективное право граждан, имеющее целью воздействовать на органы власти для решения вопросов жизнедеятельности общества и государства путем согласования и формирования мнения граждан и его выраже­ния. Оно является важным элементом народовластия, формой уча­стия граждан в управлении делами государства как на общефеде­ральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.

Содержание конституционного права на свободу собраний, ми­тингов, шествий, демонстраций и пикетирований состоит из право­мочий на положительные действия и бездействие.

К положительным действиям можно отнести организационные действия, право на активное участие, право на защиту.

Организационные действия включают в себя право иницииро­вать ту или иную форму, право требовать обеспечения интересов личности, выполнения соответствующих действий органами госу­дарства и должностными лицами, право требовать обеспечения без­опасности.

Право на защиту возникает при необоснованном отказе и запре­щении проведения публичных мероприятий органами государст­венной власти и должностными лицами, при превышении ими пол­номочий, при нарушении прав участников иными лицами.

Положительное бездействие включает в себя право на пассив­ное участие в публичных мероприятиях и обязанность не препятст-

---------------------------------

1 См.: постановление Правительства Москвы от 19 апреля 1994 г. № 352 «О некоторых вопросах порядка организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, шествий и пикетирования» с изм. от 5 марта 2002 г. // «Вестник мэрии Москвы» № 11, 1994 г.; 2002 г., № 12.

 

2 «Вестник мэрии Москвы», сентябрь 1999. № 17, ноябрь 2000 г., № 30.

вовать проводимым в соответствии с законодательством таким ме-роприятиям.

Практика государств с развитыми институтами гражданского общества выработала набор приемов и средств, с одной стороны, обеспечивающих свободу проведения массовых публичных меро­приятий как способа демонстрации своей воли и мнений, с другой стороны, не допускающих подрыва правовых устоев общества, по­сягательств на устоявшиеся, стабильные, оправдавшие себя циви­лизованные принципы развития и человеческого общежития в ши­роком смысле этого понятия.

Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. были даны определе­ния всех форм манифестаций1.

Сравнительно новым для нашего законодательства является по­нятие пикетирования — его не было в прежних Основных законах России, хотя в мировой практике это довольно распространенная форма выражения мнения небольшой группой людей. Пикетирова­ние может осуществляться не только в движении, но и в статике, в выстраивании людей, демонстрирующих лозунги, плакаты, иные предметы, иллюстрирующие идеи, взгляды пикетирующих. Пике­тирование регулируется в основном теми же нормами, правилами, что и другие указанные выше массовые мероприятия, поскольку осуществляется в общественных местах: у зданий администраций, парламента, судов, музеев, памятников и т. д.

Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. впервые дано опреде­ление пикетирования — это наглядная демонстрация группой гра­ждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления. Пикетирование также определяется как форма публичного выраже­ния коллективного или индивидуального мнения, без шествия и звукоусиления, путем размещения граждан у пикетируемого объек­та с использованием плакатов, транспарантов и иных средств на­глядной агитации2.

Пикеты — это обычно немногочисленные группы людей (ино­гда один человек) с плакатами и транспарантами, стоящих, сидя-Щих или кругообразно движущихся около какого-либо объекта, часто около здания правительственного учреждения. Пикетирова­ние — особый вид манифестации, поскольку все перечисленные

-----------------------

Виды митингов можно классифицировать по различным основаниям: по территории действия, по месту проведения, длительности ит.д. // Комаро-а В.В. Формы непосредственной демократии в Росии. М., 1998. С.206.

Конституция РФ. Комментарий // Под ред. Б.Н. Топорнина. М. 1994.

 

выше виды мероприятий — это форма коллективного выражения мнений граждан, а пикетирование может осуществляться и индиви­дуально. Существует несколько видов пикетов. Особая разновид­ность пикета — палаточный городок1.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митин­гах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» дал определение всех форм манифестаций, называя их публичными мероприятиями:

1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная ка­ждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, ше­ствия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Феде­рации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия явля­ется свободное выражение и формирование мнений, а также выдви­жение требований по различным вопросам политической, экономи­ческой, социальной и культурной жизни страны и вопросам внеш­ней политики;

2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективно­го обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация — организованное публичное выражение об­щественных настроений группой граждан с использованием во вре­мя передвижения плакатов, транспарантов и иных средств нагляд­ной агитации;

5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее опре­деленному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусили­вающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транс­паранты и иные средства наглядной агитации.

В законодательстве субъектов Федерации даются аналогичные определения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикети­рований.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. С. 100.

В Законе Санкт-Петербурга используются такое понятие, как гражданская акция — митинг, демонстрация, пикетирование, улич­ное шествие и массовая гражданская акция — гражданская акция, в которой принимают участие более 50 человек.

Временное положение Республики Адыгея, которое определяет порядок обязательного предварительного уведомления органов ис­полнительной власти Республики Адыгея о проведении митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и иных публичных мероприятий в открытых общественных местах, дает определение публичному мероприятию. Публичное мероприятие — открытая, доступная каждому акция, проводимая по воле и ини­циативе граждан и общественных организаций в целях свободного выражения и формирования мнений по различным вопросам обще­ственной и государственной жизни, привлечения к ним внимания граждан, органов государственной власти и местного самоуправле­ния, общественных объединений или предъявления к указанным органам и объединениям определенных требований, выражения протеста, а также для провозглашения, защиты или поддержки ка­кой-либо социально значимой инициативы.

Законом Тюменской области публичные мероприятия закрепля­ются как организованная деятельность граждан, которая выражает­ся в форме митинга, уличного шествия, демонстрации или пикети­рования, с целью предъявления конкретных требований.

Субъекты митингов, уличных шествий, демонстраций и пикети­рований подразделяются на субъекты инициативы, подготовки, участия, реализации решений.

Субъектом инициативы проведения рассматриваемых прав мо­гут выступать граждане и их объединения любого вида (политиче­ские партии, общественные организации, инициативные группы). Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке организа­ции и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонст­раций в СССР» устанавливает, что организатором может быть лицо не моложе 18 лет. На первый взгляд, это вполне оправданно, по­скольку в соответствии с гражданским законодательством дееспо­собность в полном объеме возникает по достижении 18-летнего возраста. Однако, во-первых, Конституция РФ.не устанавливает огра­ничений в возрасте гражданина, реализующего право на свободу Манифестаций. Следовательно, указ, установив такое ограничение, вступил в противоречие с Основным законом. Во-вторых, согласно Федеральному закону от 3 июля 1995 г. «О государственной под- молодежных, детских общественных объединений» молодежные и детские общественные организации объединяют в своих рядах граждан с десятилетнего возраста.

Субъект инициативы согласно Конституции РФ и Указу 1988 г. должен быть гражданином Российской Федерации. Однако, как уже отмечалось, свобода манифестаций относится к числу естест­венных прав человека, не зависящих от гражданства. Вероятнее всего, критерием в этом вопросе должна быть не принадлежность к гражданству, а возможность осуществления свободы без наруше­ния прав и свобод других людей. Законодательство о правовом по­ложении иностранных граждан1 также не дает ответа на вопрос о том, обладают ли иностранные граждане на территории России правом на свободу манифестаций.

Механизм реализации права публичных мероприятий предпо­лагает три стадии: подготовка проведения публичной акции, непо­средственное проведение, реализация решения.

Последний этап в законодательстве не закреплен, однако для реальности этих форм народовластия он необходим. Думается, раз­работчики нового закона учтут и восполнят этот недостаток дейст­вующего законодательства.

Первая стадия включает в себя требования, предъявляемые к организации митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.

Согласно ФЗ к организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в со­ответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или ор­ган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агита­ции;

4) другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного меро­приятия.

Организатором публичного мероприятия может быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демон­страций, шествий и пикетирований — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические пар­тии, другие общественные объединения и религиозные объедине­ния, их региональные отделения и иные структурные подразделе-

------------------------------

1 СЗ РФ 2002. № 30, Ст. 3032; 2003. № 46 (часть I). Ст. 4437.

 

ния, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Не может быть организатором публичного мероприятия:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения сво­боды по приговору суда;

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановле­на или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Организатор публичного мероприятия имеет право:

1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания, — в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, пу­тем распространения листовок, изготовления плакатов, транспа­рантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законода­тельству РФ;

3) уполномочивать отдельных участников публичного меро­приятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;

4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подпи­сей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граж­дан;

5) использовать при проведении собраний, митингов, демонст­раций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответст­вующим стандартам и нормам, установленным в Российской Феде­рации.

Организатор публичного мероприятия обязан:

1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о про­ведении публичного мероприятия;

2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводи­мого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного меро­приятия, указанных в уведомлении о проведении публичного меро­приятия;

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления;

4) требовать от участников публичного мероприятия соблюде­ния общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям ор­ганизатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного меро­приятия, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, вы­полнять эту обязанность совместно с уполномоченным представите­лем органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем орга­на внутренних дел, выполняя при этом все их законные требова­ния;

6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных дейст­вий;

7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации или органом мест­ного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнитель­ной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправле­ния о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

10) иметь отличительный знак организатора публичного меро­приятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличи­тельный знак.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других обществен­ных объединений и религиозных объединений, добровольно участ­вующие в нем.

Участники публичного мероприятия имеют право:

1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных кол­лективных действиях в соответствии с целями публичного меро­приятия;

2) использовать при проведении публичного мероприятия раз­личную символику и иные средства публичного выражения коллек­тивного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством РФ;

3) принимать и направлять резолюции, требования и другие об­ращения граждан в органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публично­го мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного пред­ставителя органа исполнительной власти субъекта Российской Фе­дерации или органа местного самоуправления и сотрудников орга­нов внутренних дел;

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исклю­чением собрания и пикетирования, проводимого одним участни­ком) подается его организатором в письменной форме в орган ис­полнительной власти субъекта Федерации или орган местного са­моуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирова­ния группой лиц уведомление о проведении-власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного меро­приятия, указанных в уведомлении о проведении публичного меро­приятия;

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления;

4) требовать от участников публичного м



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.004 с.)