Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Митинги, шествия, демонстрации, пикетированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Федеральным законом 2003 г. институт манифестаций: митингов, шествий, демонстраций и пикетирований — прямо не предусмотрен, однако согласно ст. 33 наряду с предусмотренными ФЗ 2003 г. формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих законодательству. Конституционное положение о свободе мысли и слова как необходимое условие формирования демократического гражданского общества реализуется в праве каждого гражданина на мирные публичные мероприятия — манифестации2. Упомянутый институт имеет свои корни в дореволюционной России3, в советский период был закреплен конституционно в первом же основном законе страны. --------------------------- Так, по состоянию на 1 июня 1997 г. в 13 383 муниципальных образованиях России насчитывалось только 7822 органа территориального общественного самоуправления. Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. '997, № 4 (46). С. 100-105. Термин «манифестация» (буквально: открытое проявление, заявление) Употребляется либо как синоним терминов «демонстрация», «шествие», либо 9 обобщающее понятие для любых выступлений под открытым небом (реже охватывает и собрания), а именно: митингов, демонстраций, шествий, пике- ' / Сравнительное конституционное право М., 1996. С. 298. Комарова В.В. Собрания, сходы и конференции — формы осуществления народовластия. Ученые записки Ростовского университета. Р-н-Д., 2000. с. 67
Конституция РСФСР 1918 г. установила: «В целях обеспечения трудящимся действительной свободы собраний РСФСР, признавая права граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия, предоставляет в распоряжение рабочих и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением». При этом, «руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишает отдельных лиц и отдельные группы прав которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции»1. При допущении широкой свободы собраний по Конституции для рабочих и крестьян были созданы правовые «гарантии», исключавшие возможность пользоваться этими правами: был введен разрешительный порядок2. Классовое начало закрепления свободы манифестаций в Конституции СССР 1936 г. также присутствовало и было выражено вполне определенно (ст. 125). Конституция СССР 1977 г. включила политические свободы собраний, митингов, шествий и демонстраций в систему прав и свобод общенародного государства. «В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируются свободы... собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций» (ст. 50). Этим самым еще раз подтверждалась социально-политическая характеристика свободы собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, хотя прямые изъятия отдельных категорий (как и в Конституции СССР 1936 г.) были сняты. Однако специализированного законодательства, регулирующего порядок реализации этих свобод, принято не было. После 1987 г. в результате демократизации общественной жизни активность масс возросла, а отсутствие законодательных актов, регламентирующих эту сферу, стало сдерживающим фактором. Во многих городах бывшего СССР были приняты Временные правила организации проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных акций на улицах и в общественных местах (Москва, Ленинград, Свердловск, Волгоград, Уфа, Одесса, Рига, Львов, Новосибирск, Иркутск). Все без исключения акты го- ------------------------- 1 Сборник нормативных актов по советскому государственному нраву. М-< 1984. С. 23-24. 2 Декрет ВЦИКа и СНК от 3 августа 1922 г. // СУ. 1922. № 49. Ст. 622; Декрет ЦК от 10 августа 1922 г. / / СУ. 1922. № 49. Ст. 623.
дарственных органов власти закрепляли разрешительный поря- док в реализации свободы манифестаций, что явилось как бы испытанием на местах принципа, который воплотился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР». Необходимо отметить, что политические свободы собраний, уличных митингов, шествий и демонстраций должны быть урегулированы законом, о котором упоминается только в Указе Президента РФ от 25 мая 1992 г. Кроме этого, Указ 1988 г. страдает технико-юридическими погрешностями, что создает трудности в правоприменительной деятельности. Так, пикетирование признано формой проведения демонстраций постановлением № 4 Пленума Верховного Суда СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР»1. Указ Президента СССР от 20 апреля 1990 г. «О регламентации проведения массовых мероприятий на территории Москвы в пределах Садового кольца»2 определил единый порядок проведения манифестаций и предоставил местным органам право дополнительно регламентировать с учетом местных условий проведение манифестации на подведомственной территории. Нельзя не упомянуть и постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О статусе и структуре органов управления г. Москвы — столицы РСФСР», закрепляющее должность мэра и его компетенцию «давать разрешение на проведение митингов, уличных шествий и демонстраций»3. Этот указ вступил в противоречие с упомянутым выше. Президент СССР превысил свои полномочия и нарушил Конституцию СССР. Комитет конституционного надзора СССР признал этот ------------------------- ' ВВС СССР. 1989, № 3. С. 15- 2 ВСНД СССР и ВС СССР. 1990, № 17. Ст. 301. 3 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991, № 17. Ст. 518. Аналогичным правом Давать разрешения на проведение митингов, уличных шествий и демонстраций обладает мэр г. Ленинграда. (См.: Положение о структуре органов управления г- Ленинграда // Невское время. 28 мая 1991 г.); глава администрации — мэр г- Архангельска постановлением от 22 февраля 1995 г. утвердил положение «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», примерную форму распоряжения о проведении массовой акции и отменил решение городского Совета народных депутатов от 18 октября 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, у личных шествий и демонстраций в городе» (Текущий архив Архангельской власти. 1995 г.).
указ не соответствующим ст. 127 Конституции СССР и приостановил его действие до устранения упомянутого несоответствия. Кроме административных мер по запрещению манифестаций необходимо отметить меры экономического характера. Так, правительство Москвы приняло решение о взимании платы за митинги и демонстрации, решением Ташкентского горисполкома предоставление мест для проведения манифестаций производилось на основе арендной платы»1. В отношении манифестации, кроме пикетов, обычно применяется уведомительный порядок, причем власти могут запретить манифестации в местах, имеющих важное значение для нормального функционирования городского транспорта, и предложить проведение их в других местах. Законодательство может предусматривать уведомительный порядок проведения собраний, при котором компетентные власти заранее извещаются устроителями о предстоящем собрании, его времени, месте и тематике, но может и не требовать уведомления (явочный порядок). Для авторитарных режимов характерен разрешительный порядок проведения манифестаций, а подчас и собраний, причем у властей может быть широкое поле для усмотрения. В странах с тоталитарными режимами, как правило, не допускаются не организованные властями собрания и манифестации и подчас отсутствуют законы, регулирующие пользование данной свободой (их заменяют инструкции службам безопасности, ориентирующие на подавление не инспирированных властью собраний и манифестаций). В соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». Это основополагающее положение конкретизируется в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., ратифицированного СССР 18 сентября 1973 г.: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».
----------------------- ' См.: Лужков хочет заработать на чужой активности. Зеркало. 1992, № 5; Нужен ли налог на демократию // Российские вести. 1992, март; Вечерний Ташкент. 2.04.89.
Право проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования закреплено в ст. 31 Конституции РФ. В Российской Федерации основными законодательными актами, регламентирующими право на проведение публичных мероприятий, помимо Конституции является федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»1. До его принятия действовали указы: Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»2, Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. Федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления, законами субъектов Федерации о местном самоуправлении и специальном законодательстве, уставами муниципальных образований и актами органов местного самоуправления митинги, шествия, демонстрации и пикетирования закреплены как субъективное право граждан и как форма осуществления народовластия, в том числе и местного самоуправления. Следует отметить, что законодатели в субъектах Российской Федерации в некоторых случаях объединяют институт собраний и институт митингов, шествий, демонстраций и пикетирований. В качестве примера можно привести Закон Республики Тыва от 04.11.1996 (ред. от 10.05.2001) «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях»3, Решение городского совета от 30.05.1996 г. Новосибирска4, Постановление от 16 августа 2002 г. главы администрации города Краснодара5, ---------------------------------- Российская газета (Федеральный выпуск), № 3508 от 23 июня 2004 г. 2 ВСНД РФ и ВС РФ. 1992, № 22. Ст. 1216. 3 Закон Республики Тыва от 04.11.1996 № 434 (ред. от 10.05.2001) «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях» (принят ВХ РТ 22.11.1995) // Признать утратившим силу Закон Республики Тыва «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетированиях и иных публичных мероприятиях» от 04.11.1996 г. № 434 (с изменениями от Ю.05.2001 года № 1061). 4 Решение городского совета от 30.05.1996 № 177 «О положении «О порядке организации и проведения в городе Новосибирске собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования»; решение городского совета от 28.10.1998 ■ * 181 «О внесении изменений и дополнений в положение «О порядке организации и проведении в городе Новосибирске собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования» // «Вечерний Новосибирск», № 217, 16.11.1998. _ ' Постановление от 16 августа 2002 г. № 1378 глава администрации города Краснодара «О порядке рассмотрения заявлений о проведении в городе Крае-Даре собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования» //Краснодар», № 36, 06.09.2001 Ставропольский край1, Комсомольск-на-Амуре2 и некоторые иные субъекты Федерации3.
В большей степени законодатели субъектов Федерации разделяют институт собраний и институт митингов, шествий, демонстраций и пикетирований. В субъектах действуют специальные законы, регулирующие собрания (сходы)4 и публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации и пикетирования). Например, в Санкт-Петербурге принят закон 14.02.2001 «О порядке проведения гражданских акций (митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования) в Санкт-Петербурге»5, в Тюменской области Закон 04.02.2003 «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»6. В основном процедуру подготовки и проведения митингов, шествий, демонстрация и пикетирования регулируют акты органов ме- -------------------------- 1 Постановление от 27 сентября 2001 г. № 798-11 ГДСК «Временное положение о порядке организации и проведения собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования на территории Ставропольского края» / / «Ставропольская правда», № 226 (22513), 18.10.2001 г. 2 Решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 03.10.2003 № 72 «О порядке предварительного уведомления о проведении массового публичного мероприятия на территории муниципального образования»//«Дальневосточный Комсомольск» от 14.10.2003, № 79. 3 Решение Совета депутатов Мытищинского района МО от 23.10.2003 № 50/5 «Об утверждении положения о порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на территории Мытищинского района» // «Родники», № 170, 05.11.2003; Постановление главы г. Ивантеевки МО от 21.10.1998 № 1420 «О порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий и пикетирования на территории города Ивантеевки» (вместе с «Положением о порядке проведения собраний, митингов, уличных шествий и пикетирования на территории г. Ивантеевки»)//«Пульс Ивантеевки», № 128, 29.10.1998; Решение Совета депутатов г. Юбилейный МО от 05.02.1998 № 4 «Об утверждении положения о порядке организации собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования в г. Юбилейный» // «Спутник», № 20, 30.05.1998, «Спутник», № 42, 31.10.1998; Решение от 11 марта 1998 г. № 373 Городской думой города Глазова Удмуртской Республики «Об утверждении положения о порядке организации и проведения собраний граждан, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования». Институт собраний будет рассмотрен в отдельной главе. 3 Закон Санкт-Петербурга от 14.02.2001 № 90- И «О порядке проведения гражданских акций (митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования) в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб. 31.01.2001)// «Новое в законодательстве Санкт-Петербурга», № 4, 28.02.2001. fi Закон Тюменской области от 04.02.2003 № 116 «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» (принят Тюменской областной Думой 23.01.2003)// «Вестник Тюменской областной Думы», № 2, январь 2003 г. стного самоуправления. Как правило, принимаются комплексные акты- Встречается регулирование отдельных элементов механизма. Например, такими актами устанавливается место проведения мероприятий1 органами, в чью компетенцию входит решение вопросов подготовки публичных мероприятий2. Особое положение сложилось при регулировании митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования в г. Москве. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. утверждено Временное положение «О порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города»3. Ранее было принято постановление правительства Москвы от 17 марта 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах г. Москвы»4. Московское правительство в целях содействия реализации принятого 23 февраля 1994 г. Государственной Думой Меморандума «О согласии», руководствуясь требованиями п. 3 ст. 17 Конституции РФ «О недопустимости нарушений прав и свобод других лиц», в том числе и при осуществлении конституционного права на проведение митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, исходя из особых условий Москвы -- столицы Российской Федерации, приняло постановление от 19 апреля 1994 г. «О некоторых вопро- --------------------------------- 1 Решение Новосибирского городского собрания (совета) депутатов от 21.09.1995 № 71 «О месте проведения митингов»; Распоряжение от 9 октября 2003 г. № 133 администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики «О выделении мест для проведения митингов, шествий, пикетов на территории г- Новочебоксарска»; Распоряжение администрации г. Новочебоксарска от 09.10.2003 № 133 «О выделении мест для проведения митингов, шествий, пикетов на территории г. Новочебоксарска» / / «Грани», № 234, 14.10.2003. 2 Постановление от 20 сентября 2002 г. № 1450 мзра города Ульяновска об Утверждении положения о работе комиссии по рассмотрению уведомлений о Проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на территории г. Ульяновска; Постановление главы городского самоуправления ^Мэра) города Омска от 15.10.2001 N 446-п «Об утверждении положения о комиссии по предварительному рассмотрению заявлений о проведении собраний, Митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетов». 3 См.: САППРФ, 1993. № 22. Ст. 2023. 4 См.: Вестник мэрии Москвы. 1992. № 7. С. 38.
сах порядка организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, шествий и пикетирования»1. Специальным распоряжением премьера Правительства Москвы от 13 июля 1999 г. «О порядке и местах проведения культурно-массовых и других мероприятий на территории Китай-города»2 регулируется проведение культурно-массовых и других мероприятий на территории Китай-города. Для механизма подготовки, осуществления публичных мероприятий важным является вопрос об определении самих понятий, закреплении субъектов — носителей права и субъектов — носителей корреспондирующей обязанности. Право на проведение публичных мероприятий — субъективное право граждан, имеющее целью воздействовать на органы власти для решения вопросов жизнедеятельности общества и государства путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения. Оно является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Содержание конституционного права на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований состоит из правомочий на положительные действия и бездействие. К положительным действиям можно отнести организационные действия, право на активное участие, право на защиту. Организационные действия включают в себя право инициировать ту или иную форму, право требовать обеспечения интересов личности, выполнения соответствующих действий органами государства и должностными лицами, право требовать обеспечения безопасности. Право на защиту возникает при необоснованном отказе и запрещении проведения публичных мероприятий органами государственной власти и должностными лицами, при превышении ими полномочий, при нарушении прав участников иными лицами. Положительное бездействие включает в себя право на пассивное участие в публичных мероприятиях и обязанность не препятст- --------------------------------- 1 См.: постановление Правительства Москвы от 19 апреля 1994 г. № 352 «О некоторых вопросах порядка организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, шествий и пикетирования» с изм. от 5 марта 2002 г. // «Вестник мэрии Москвы» № 11, 1994 г.; 2002 г., № 12.
2 «Вестник мэрии Москвы», сентябрь 1999. № 17, ноябрь 2000 г., № 30. вовать проводимым в соответствии с законодательством таким ме-роприятиям. Практика государств с развитыми институтами гражданского общества выработала набор приемов и средств, с одной стороны, обеспечивающих свободу проведения массовых публичных мероприятий как способа демонстрации своей воли и мнений, с другой стороны, не допускающих подрыва правовых устоев общества, посягательств на устоявшиеся, стабильные, оправдавшие себя цивилизованные принципы развития и человеческого общежития в широком смысле этого понятия. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. были даны определения всех форм манифестаций1. Сравнительно новым для нашего законодательства является понятие пикетирования — его не было в прежних Основных законах России, хотя в мировой практике это довольно распространенная форма выражения мнения небольшой группой людей. Пикетирование может осуществляться не только в движении, но и в статике, в выстраивании людей, демонстрирующих лозунги, плакаты, иные предметы, иллюстрирующие идеи, взгляды пикетирующих. Пикетирование регулируется в основном теми же нормами, правилами, что и другие указанные выше массовые мероприятия, поскольку осуществляется в общественных местах: у зданий администраций, парламента, судов, музеев, памятников и т. д. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. впервые дано определение пикетирования — это наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления. Пикетирование также определяется как форма публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, без шествия и звукоусиления, путем размещения граждан у пикетируемого объекта с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации2. Пикеты — это обычно немногочисленные группы людей (иногда один человек) с плакатами и транспарантами, стоящих, сидя-Щих или кругообразно движущихся около какого-либо объекта, часто около здания правительственного учреждения. Пикетирование — особый вид манифестации, поскольку все перечисленные ----------------------- Виды митингов можно классифицировать по различным основаниям: по территории действия, по месту проведения, длительности ит.д. // Комаро-а В.В. Формы непосредственной демократии в Росии. М., 1998. С.206. Конституция РФ. Комментарий // Под ред. Б.Н. Топорнина. М. 1994.
выше виды мероприятий — это форма коллективного выражения мнений граждан, а пикетирование может осуществляться и индивидуально. Существует несколько видов пикетов. Особая разновидность пикета — палаточный городок1. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» дал определение всех форм манифестаций, называя их публичными мероприятиями: 1) публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; 2) собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; 3) митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; 4) демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; 5) шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; 6) пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. В законодательстве субъектов Федерации даются аналогичные определения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. С. 100. В Законе Санкт-Петербурга используются такое понятие, как гражданская акция — митинг, демонстрация, пикетирование, уличное шествие и массовая гражданская акция — гражданская акция, в которой принимают участие более 50 человек. Временное положение Республики Адыгея, которое определяет порядок обязательного предварительного уведомления органов исполнительной власти Республики Адыгея о проведении митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и иных публичных мероприятий в открытых общественных местах, дает определение публичному мероприятию. Публичное мероприятие — открытая, доступная каждому акция, проводимая по воле и инициативе граждан и общественных организаций в целях свободного выражения и формирования мнений по различным вопросам общественной и государственной жизни, привлечения к ним внимания граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений или предъявления к указанным органам и объединениям определенных требований, выражения протеста, а также для провозглашения, защиты или поддержки какой-либо социально значимой инициативы. Законом Тюменской области публичные мероприятия закрепляются как организованная деятельность граждан, которая выражается в форме митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования, с целью предъявления конкретных требований. Субъекты митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований подразделяются на субъекты инициативы, подготовки, участия, реализации решений. Субъектом инициативы проведения рассматриваемых прав могут выступать граждане и их объединения любого вида (политические партии, общественные организации, инициативные группы). Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» устанавливает, что организатором может быть лицо не моложе 18 лет. На первый взгляд, это вполне оправданно, поскольку в соответствии с гражданским законодательством дееспособность в полном объеме возникает по достижении 18-летнего возраста. Однако, во-первых, Конституция РФ.не устанавливает ограничений в возрасте гражданина, реализующего право на свободу Манифестаций. Следовательно, указ, установив такое ограничение, вступил в противоречие с Основным законом. Во-вторых, согласно Федеральному закону от 3 июля 1995 г. «О государственной под- молодежных, детских общественных объединений» молодежные и детские общественные организации объединяют в своих рядах граждан с десятилетнего возраста. Субъект инициативы согласно Конституции РФ и Указу 1988 г. должен быть гражданином Российской Федерации. Однако, как уже отмечалось, свобода манифестаций относится к числу естественных прав человека, не зависящих от гражданства. Вероятнее всего, критерием в этом вопросе должна быть не принадлежность к гражданству, а возможность осуществления свободы без нарушения прав и свобод других людей. Законодательство о правовом положении иностранных граждан1 также не дает ответа на вопрос о том, обладают ли иностранные граждане на территории России правом на свободу манифестаций. Механизм реализации права публичных мероприятий предполагает три стадии: подготовка проведения публичной акции, непосредственное проведение, реализация решения. Последний этап в законодательстве не закреплен, однако для реальности этих форм народовластия он необходим. Думается, разработчики нового закона учтут и восполнят этот недостаток действующего законодательства. Первая стадия включает в себя требования, предъявляемые к организации митингов, собраний, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. Согласно ФЗ к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия. Организатором публичного мероприятия может быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделе- ------------------------------ 1 СЗ РФ 2002. № 30, Ст. 3032; 2003. № 46 (часть I). Ст. 4437.
ния, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Не может быть организатором публичного мероприятия: 1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда; 2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке. Организатор публичного мероприятия имеет право: 1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания, — в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания; 2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ; 3) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению; 4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан; 5) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации. Организатор публичного мероприятия обязан: 1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия; 2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; 3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления; 4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия; 5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования; 6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий; 7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия; 8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия; 9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия; 10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем. Участники публичного мероприятия имеют право: 1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством РФ; 3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении-власти субъекта Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; 3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления; 4) требовать от участников публичного м
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.019 с.) |