Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ответственность перед физическими и юридическими лицамиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эта ответственность наступает вследствие нарушения законных прав и интересов граждан и юридических лиц в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. Существуют два порядка рассмотрения и защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц - административный и судебный. Граждане согласно ст. 33 Конституции РФ вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Порядок реализации данных прав регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (в ред. «т марта 1981 г.) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, рассматривать их в установленные законодательством порядке и сроки, давать на них мотивированные ответы, принимать меры в случаях нарушения прав гражданина по их защите и восстановлению, а также привлекать виновных к дисциплинарной или административной ответственности. Аналогично в административном порядке могут обращаться за защитой своих законных прав и интересов юридические лица. Недостатком административного порядка разрешения жалоб является то, что они часто рассматриваются заинтересованными органами, связанными с теми, чьи акты и действия (бездействие) обжалуются ведомственными и корпоративными интересами; при этом рассматриваются негласно, в отсутствие заявителя, к тому же нередко работниками, не имеющими правовой подготовки. Возможности для объективного рассмотрения жалобы-иска в суде повышаются, так как стороны в процессе равны. Если судебному разрешению вопроса по закону не должно предшествовать рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом, то граждане непосредственно выбирают административный или судебный порядок обжалования либо административный, а затем судебный порядок. Согласно ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса убытки или вред, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет казны муниципального образования. Требование о возмещении убытков или вреда, причиненных в сфере управления, предъявляет физическое или юридическое лицо, права которого нарушены, в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд по подведомственности. Данные требования являются гражданско-правовыми, и при их рассмотрении применяются соответствующие нормы ГК РФ. Дела по таким требованиям отнесены к делам в сфере управления. Убытки или вред подлежат возмещению при наличии вины и доказанности причинной связи между убытками или причиненным вредом и незаконными действиями (бездействием) либо актами причинителя вреда. В отличие от юридических лиц, граждане могут требовать за причинение убытков или вреда в сфере властно-административных отношений и компенсацию морального вреда. Сами должностные лица, незаконными действиями (бездейст-вием) которых причинены убытки или вред, гражданско-правовой ответственности перед потерпевшим не несут. Возмещение убытков или вреда производится из казны муниципального образования. Орган местного самоуправления, возместивший убытки или вред, причиненный его работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в пределах его среднего месячного заработка, а в случаях, предусмотренных ст. 243 Трудового кодекса РФ, в полном размере причиненного ущерба. Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. При выявлении случаев законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых мерах. Если при рассмотрении гражданского дела либо заявления на неправомерные действия и решения, нарушающие права и свободы граждан или права и законные интересы юридических лиц, суд обнаружит в действиях должностного или иного лица признаки преступления, он сообщает об этом прокурору (ст. 226 ГПК РФ). Прокурору, государственным органам отдельные законы предоставляют право предъявлять иски в суд в защиту прав граждан и (или) юридических лиц. Так, в соответствии со ст. 12 и 22 Закона РСФСР о конкуренции такие иски могут предъявлять антимонопольные органы. Заявления на противоправные решения или действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления, если ранее гражданин обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе, согласно ст. 16 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»1 могут быть направлены на рассмотрение Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. 1 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011. §3 Ответственность государственных органов за развитие местного самоуправления Все равны перед законом и судом — это закреплено в Конституции РФ (ст. 19). Ответственность перед государством и гражданами несут не только муниципальные органы и их должностные лица, но и государственные органы и государственные служащие за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий в области развития и осуществления местного самоуправления. На многие государственные органы и обеспечивающих их функции в сфере местного самоуправления государственных служащих возложены значительные полномочия, от степени исполнения которых непосредственно зависит эффективность государственной политики в этой важной области. Местное самоуправление как выражение власти народа, составляя одну из основ конституционного строя Российской Федерации, являясь важнейшей составной частью системы управления обществом, обеспечения прав и свобод граждан, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, должно занимать ведущее место во всей государственной политике по становлению Российской Федерации как современного демократического федеративного правового социального государства. Конституция РФ установила гарантии местного самоуправления, а также закрепила, что права и свободы человека и гражданина, в том числе и в области осуществления местного самоуправления, должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти и обеспечиваться правосудием. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление, обеспечивать гарантии реализации предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации обязанностей государства в области местного самоуправления, контролировать соблюдение действующего законодательства в области местного самоуправления. В последние годы в стране осуществлен ряд мер, направленных на становление и развитие местного самоуправления. Однако его основные принципы и задачи реализуются во многих местах медленно, неполно и неэффективно. В частности, в Основных положе- ниях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации1 справедливо отмечены следующие проблемы и недостатки: • несогласованность и несистематизированность законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; • неполное и непоследовательное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления, что вызывает неоднозначность в понимании некоторых норм муниципального права; • несоблюдение законодательства о местном самоуправлении органами и должностными лицами государственной власти и муниципальных образований; • принятие актов регионального законодательства и нормативных актов органов местного самоуправления, противоречащих федеральному законодательству; • бездействие органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; • отсутствие четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и региональными) и органами местного самоуправления; • недостаточное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; • нехватка квалифицированных муниципальных кадров; • несовершенство механизмов судебной защиты местного самоуправления. Эти и другие проблемы хорошо известны. Они многократно отмечались в последние годы на многих научно-практических конференциях, в научных трудах и публикациях2. Причины их кроются в отсутствии целостной теории как системы научных положений осуществления и развития местного самоуправления, в низких темпах нормотворческой деятельности по вопросам местного самоуправления, в субъективизме и формально-бюрократическом отношении к его осуществлению на практике, в непоследовательности и несистемности государственной политики в этой области. Нельзя согласиться с тем, что в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. закреплена ответственность органов и 1 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5011. 2 Государство и право. 1997. № 5. С. 24 — 45; Российская Федерация. 1997. № 22. С. 17 — 23; Выборы. Законодательство и технологии. 2001. № 2. С. 3 — 4; Российская Федерация сегодня. 2002. № 10. С. 5 — 7, 27-32. должностных лиц местного самоуправления, а ответственность государственных органов и государственных служащих не установлена. Представляется, что недостатков и нерешенных проблем было бы намного меньше, если бы действовал эффективный контроль за реализацией государственными органами и должностными лицами государственной политики и конституционных гарантий в области развития местного самоуправления, а также четко осуществлялась система ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства и принимаемых программ. Конечно, это не означает, что действующее законодательство не содержит мер юридической ответственности для государственных органов и их служащих. Однако то, что они не кодифицированы, негативно сказывается на становлении и развитии местного самоуправления. Государственные органы могут быть субъектами государственно-правовой и гражданско-правовой ответственности. Государственные служащие в зависимости от характера совершенного правонарушения могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Государственно-правовая ответственность государственных органов в виде досрочного прекращения их полномочий в настоящее время применяется только на региональном уровне в форме отзыва (отрешения от должности) высшего должностного лица субъекта Федерации, роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации. Основанием гражданско-правовой ответственности государственных органов может стать нарушение прав и законных интересов муниципальных образований в результате принятия незаконных актов или совершения незаконных действий (бездействия). В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации» i за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей, в том числе и в области обеспечения местного самоуправления, на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность, следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного <' содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, имеющего право назначать на данную государственную должность. Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием. Ответственность за исполнение государст- i венным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель. В отношении государственных и муниципальных служащих, совершивших действия (принявших решения), ведущие к нарушению прав граждан на осуществление местного самоуправления и признанные незаконными, суд принимает решение об обязанности соответствующего государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. При этом ответственность может быть возложена как на тех государственных служащих, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и тех государственных служащих, кем представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий (решений). Субсидиарная и солидарная ответственность органов местного самоуправления и государственных органов В числе важнейших принципов, на которых строятся взаимоотношения и взаимодействие между государственными органами и органами местного самоуправления, являются принципы субсидиарное™ и солидарности. В условиях, когда местными сообществами и их органами осуществляются не только вопросы местного значения, но и определенная часть государственных полномочий, к тому же когда невозможно дать точного разграничения местных дел и дел государственных, решаемых на местах в интересах населения, то успешная их реализация должна сопровождаться мерами на основе солидарности и субсидиарности между всеми тремя уровнями власти и управления (федеральными, региональными и муниципальными) в целях содействия сбалансированному развитию. Принципы субсидиарности и солидарности рассматриваются в Европейской хартии местного самоуправления и в проекте Европейской хартии регионального самоуправления как основополагающие и подлежащие соблюдению с учетом и европейской интеграции, и внутреннего устройства государств, входящих в Совет Европы. Этим двум принципам должны соответствовать не только в сфере гражданско-правовых отношений, но и в сфере властно-административных отношений и два вида ответственности: субсидиарная и солидарная. Субсидиарная ответственность — один из видов гражданско-правовой ответственности, выражающейся в дополнительной ответственности лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором. В статье 399 Гражданского кодекса РФ определены общие правила применения субсидиарной ответственности, порядок заявления соответствующих требований к основному и субсидиарному должникам, взаимоотношения между основным и субсидиарным должниками при наличии требования кредитора. В ряде других статей ГК закреплены конкретные случаи наступления субсидиарной ответственности, в том числе и муниципальных образований. Так, муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам созданных ими учреждений при недостаточности находящихся в их распоряжении денежных средств (ст. 120). Субсидиарная ответственность возлагается и на членов ассоциаций и союзов муниципальных образований по их обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциаций и союзов (ст. 121). На муниципальное образование может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам созданного им муниципального унитарного предприятия в случае недостаточности у него имущества, если его несостоятельность (банкротство) вызвана органом местного самоуправления, являющимся его учредителем, который имеет право давать обязательные для этого унитарного предприятия указания либо иным образом определять его действия (ст. 56). Согласно Бюджетному кодексу РФ муниципальное образование как гарант по муниципальной гарантии несет субсидиарную от- ветственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству (ст. 115). Однако среди них отсутствуют случаи субсидиарной ответственности Российской Федерации и ее субъектов за ненадлежащее исполнение обязательств органами местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами по вине соответственно федеральных или региональных органов государственной власти. Подобный пробел в правоотношениях государственных органов с органами местного самоуправления противоречит системе правовых гарантий местного самоуправления, нарушает такие основополагающие принципы их взаимодействия и сотрудничества, как принцип субсидиарности и принцип солидарности. Согласно ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса убытки или вред, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому документу акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет казны муниципального образования. При этом, в отличие от юридических лиц, граждане могут требовать за причинение убытков и вреда в сфере властно-административных отношений и компенсацию морального вреда. Но в ряде случаев убытки либо вред гражданам или юридическим лицам муниципальными образованиями либо должностными лицами их органов могут быть причинены вследствие ненадлежащего исполнения со стороны органов государственной власти правовых гарантий местного самоуправления либо установленных законом обязанностей. На практике нередки случаи, когда муниципальные органы не полностью обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения на уровне минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством посредством обеспечения муниципальных образований минимальными местными бюджетами. Бывают случаи, когда гражданам или юридическим лицам причиняются убытки вследствие увеличения расходов или уменьшения доходов местного бюджета, возникающих в результате решений, принятых федеральными либо региональными органами государственной власти. При этом в нарушение законодательства органы, принявшие такие решения, не полностью компенсируют дополнительные расходы муниципальным образованиям. Немало подобных коллизий происходит в ходе осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, не обеспеченных вопреки законодательству в необходимых размерах материальными и финансовыми средствами. Закон устанавливает, что в этих случаях органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за исполнение государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. Однако законодательство не устанавливает, кто в указанных случаях обязан возместить причиненные убытки или вред. Вопрос о том, кто при этом несет ответственность и возмещает убытки в сфере властно-административных отношений, является принципиальным. Конечно, по общему правилу Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга за исключением случаев принятия ими на себя соответствующих гарантий (поручительств). Однако, исходя из конституционных (ст. 132, 133) и иных правовых гарантий местного самоуправления, имеются все основания квалифицировать вышеперечисленные случаи в качестве принятых Российской Федерацией либо субъектами Федерации на себя гарантий (поручительств) по обязательствам муниципальных образований. Представляется, что если законом или иным правовым актом предусмотрена обязанность органа местного самоуправления возмещать убытки либо вред, причиненные им вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей или обязательств органами государственной власти, а имеющихся в его распоряжении средств недостаточно, то субсидиарную ответственность по обязательствам органа местного самоуправления должны нести в зависимости от вины соответственно органы государственной власти Российской Федерации или субъекта Федерации. При возмещении в подобных случаях убытков или вреда муниципальным образованием оно должно быть наделено правом регресса соответственно к Российской Федерации или субъекту Федерации. Солидарная ответственность — это один из видов гражданско-правовой ответственности, представляющей собой дополнительные гарантии по солидарным обязанностям. По существу, все три уровня власти и управления несут перед гражданами солидарные обязанности в части удовлетворения основных жизненных потребностей населения на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов. Исходя из принципа солидарности правоотношений Российской Федерации и субъектов Федерации с муниципальными образованиями, следует урегулировать в законодательстве принципы и порядок солидарной ответственности органов всех трех уровней власти и управления перед физическими и юридическими лицами в сфере властно-административных отношений. Солидарная ответственность должна применяться во всех случаях, связанных с совместным причинением убытков или вреда физическим и юридическим лицам в результате незаконных решений и действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и их должностных лиц. Установление солидарной ответственности будет способствовать реальной защите прав граждан и юридических лиц, а также повышать ответственность перед ними государственных органов и органов местного самоуправления, делать их солидарные обязанности более надежными. § 5 Ответственность физических и юридических лиц в области местного самоуправления В муниципально-правовых отношениях субъектом правоотношений, а следовательно, и юридической ответственности при наличии для этого условий, оснований и правонарушения могут быть физические и юридические лица. Федеральным законом 1995 г. (ст. 7 и 22) установлено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также гражданами. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Под неисполнением упомянутых решений следует понимать отказ от их исполнения либо при формальном согласии фактическое их игнорирование. Состав правонарушения имеет место как в том случае, когда решение не исполняется полностью, так и в случае его частичного неисполнения. В области местного самоуправления физические лица несут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность, а юридические лица — административную и гражданско-правовую ответственность. Административную ответственность физические и юридические лица несут в случае нарушения прав и законных интересов местного сообщества муниципального образования в области функционирования установленного порядка управления и общественного порядка; в области охраны окружающей природной среды и памятников истории и культуры; в области жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, торговли, транспорта, дорожного хозяйства, санитарии и т. д. Большинство конкретных составов административных правонарушений установлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, а также в ряде федеральных законов и законов субъектов Федерации. Правовые нормы об административных правонарушениях имеют своей целью укрепление законности, предупреждение правонарушений и воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции, законов, уважения к правам, чести и достоинству человека, в духе высокой нравственности, ответственности перед обществом, добросовестного выполнения своих обязанностей. Наряду с задачей обеспечения законности важное значение имеет профилактическая, воспитательная направленность законодательства об административных правонарушениях. Нормы этого законодательства предусматривают обязанность правоприменителя учитывать личность правонарушителя, обстоятельства совершения проступка, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения либо применения меры общественного воздействия. Предупреждению проступков способствуют и процессуальные правила рассмотрения дел об административных правонарушениях — открытое рассмотрение дела, участие представителей общественности, возможность рассмотрения дела в трудовом коллективе и т. п. В связи с тем, что муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами, последние в случае причинения убытков или вреда муниципальному образованию возмещают их ему полностью.
КОМПЕТЕНЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ глава ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ПОЛНОМОЧИЙ СУБЪЕКТОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Понятие компетенции субъектов местного самоуправления Как уже отмечалось в главе 2 настоящего учебника, структура муниципально-правовых отношений состоит из четырех необходимых элементов: субъекты, объект, право и обязанность. Объект правоотношения — это то, на что воздействуют субъекты данного правоотношения. Объектом их воздействия являются общественные отношения. Общественные отношения, на которые распространяются права и обязанности субъекта правоотношения, выступают предметами его ведения. Предметы ведения, права и обязанности в совокупности представляют собой компетенцию субъекта правоотношения. Предметы ведения местного самоуправления обозначают те сферы общественных отношений, в пределах которых вправе действовать муниципальное образование, население, органы и должностные лица местного самоуправления. Совокупность прав и обязанностей субъектов местного самоуправления составляют их полномочия, которые характеризуют пределы возможностей субъекта в той или иной сфере правовых отношений. Объем и пределы субъективных прав и обязанностей в общем виде определяются нормами права. Если содержание субъективного права образует мера дозволенного поведения, то содержание обязанностей определяет мера должного, необходимого поведения в правоотношении. Осуществление (использование) прав выражается в реализации возможностей, которые предоставляются субъектам местного самоуправления. Исполнение обязанностей состоит в обязательном совершении активных действий, которые предписываются нормами права. Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных юридическими нормами. Муниципальное образование является особым субъектом местного самоуправления. Муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория городов федерального значения. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в следующих важнейших положениях. Муниципальное образование должно иметь устав, который является основным правовым актом муниципального образования, принимаемым в соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством, устанавливающим систему и правовой статус его органов местного самоуправления; вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; и другие положения об организации местного самоуправления. Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальному образованию принадлежат права собственника имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Права и обязанности муниципальных образований от их имени реализуют своими действиями соответствующие органы местного самоуправления. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а в ведении муниципального района и городского округа также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. Они вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику). Компетенция муниципального образования представляет собой совокупность предметов ведения, прав и обязанностей, которая закрепляется законодательством и уставами муниципальных образований за населением муниципального образования и органами местного самоуправления для осуществления функций и задач местного самоуправления. Компетенция муниципального образования является важнейшим институтом местного самоуправления. На определение компетенции и закрепление ее нормами права влияют разные факторы, среди которых: природа регулируемых общественных отношений, уровень правового и демократического развития гражданского об- щества и государства, уровень правовой и политической культуры, исторические традиции, публичные интересы населения и государства и др- Эти факторы оказывают существенное влияние на формирование правовых основ и принципов местного самоуправления, на базе которых определяются и закрепляются законодательством предметы ведения и полномочия муниципальных образований и органов местного самоуправления. § 2 Понятие полномочий субъектов местного самоуправления Полномочия характеризуют пределы возможностей субъекта в той или иной сфере правовых отношений. Полномочия представляют собой совокупность прав и обязанностей субъекта правоотношения. Объем и пределы субъективных прав и обязанностей в общем виде определяются нормами права. Таким образом, носителями и выразителями полномочий являются только субъекты правоотношения. Следовательно, неправомерно использовать получивший широкое распространение термин «полномочия местного самоуправления». Участники местного самоуправления осуществляют свои полномочия в рамках всех либо отдельных предметов ведения муниципальных образований. По этим основаниям субъекты местного самоуправления можно подразделить на три группы: субъекты, осуществляющие полномочия общего характера; субъекты, реализующие полномочия конкретного характера, и субъекты, содействующие осуществлению местного самоуправления посредством форм представительной демократии. К первой группе относятся: население муниципального образования, представительный орган местного самоуправления и местная администрация муниципального образования. Ко второй группе относятся все другие органы и Должностные лица местного самоуправления, органы местной администрации. К третьей группе относятся граждане, общественные объединения и все остальные субъекты муниципального образования. Полномочия общего характера всегда связаны с властными полномочиями, изданием правовых актов, обязательных для всех органов и должностных лиц местного самоуправления, физических и Юридических лиц муниципального образования, с практическим выполнением всего комплекса основных функций местного сообщества. Полномочия конкретного характера связаны с решением определенных вопросов местной жизни, осуществлением отдельных функций местного сообщества. Полномочия, содействующие осуществлению местного самоуправления, связаны с реализацией собственных инициатив в деле решения различных вопросов местной жизни и выполнения отдельных функций местного сообщества. Таким образом, полномочия субъектов местного самоуправления — это закрепленные за ними правовыми нормами права и обязанности, необходимые для осуществления функций и задач местного самоуправления на территории муниципальных образований в соответствии с их правовым статусом. Наибольшими полномочиями в деле осуществления местного самоуправления обладает население муниципального образования. Именно население является источником местной власти, которую осуществляет непосредственно или через органы местного самоуправления. Населению муниципального образования принадлежит исклю-чительное право: 1) выражать свою волю по важнейшим вопросам местного значения на местном референдуме, принимаемые решения на котором имеют высшую юридическую силу среди местных правовых актов; 2) избирать депутатов представительного органа местного самоуправления, а также в соответствии с уставом муниципального образования членов иных выборных органов и должностных лиц местного самоуправления; 3) определять систему органов местного самоуправления; 4) отзывать депутатов и выборных должностных лиц, досрочно прекращать полномочия выборных органов местного самоуправления; 5) выражать мнение по поводу изменения границ и преобразования муниципального образования; 6) решать вопросы введения и использование разовых платежей граждан (средств самообложения граждан) на местном референдуме (сходе граждан). Эти полномочия населения не имеют исчерпывающего перечня. Они представляют собой закрепленный законодательством обязательный минимум полномочий, который должен осуществляться непосредственно населением. Каждое местное сообщество вправе не только установить в уставе муниципального образования, исходя из своих условий и традиций, более широкий круг по
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.152 (0.015 с.) |