Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые основы местного референдумаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нормативные правовые акты, регулирующие механизм проведения референдумов на муниципальном уровне в России, можно подразделить по территории действия на три группы: нормы, действующие на территории всей Федерации, на территории субъекта Федерации и на территории муниципального образования. При этом акты нижестоящего уровня не должны противоречить актам органов власти вышестоящего уровня. Конституция РФ впервые закрепила референдум как одну из высших форм непосредственного волеизъявления носителя суверенитета и единственного источника власти в России — ее многонационального народа. В Конституции РФ референдум закрепляется в нескольких аспектах: как способ выражения власти народом — высшая форма непосредственного волеизъявления, одного из способов осуществления государственной и муниципальной власти народом; как составная часть основ конституционного строя России — народовластия, демократического, правового государства; как субъективное право граждан — право на референдум; как процесс. ---------------------------- Решение Совета депутатов города Серпухова Московской области от 23 мая 2002 г. № 229/33 «Об утверждении Положения «О порядке взаимодействия администрации г. Серпухова и Совета депутатов г. Серпухова» // Информационный вестник администрации и Совета депутатов города Серпухова. 2002
Конституционное закрепление местного референдума ст. 130 Конституции России нашло более детальное регулирование в федеральных законах. Важное место в регулировании местных референдумов на федеральном уровне занимает Федеральный закон от 28 августа 1995 г. (с изм. от 8 декабря 2003 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон закрепляет основополагающие позиции в отношении местного референдума в Российской Федерации. Так, например, дается определение местного референдума в России (ст. 1): «Местный референдум — голосование граждан по вопросам местного значения»; устанавливаются вопросы, решаемые местным референдумом, субъекты инициирования, назначения и участия, принципы проведения и юридическая сила решения, принимаемого на местном референдуме (ст. 22): «По вопросам местного значения может проводиться местный референдум. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации». В силу важности вопроса законодатель отдельно указывает на то, что «население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения» (ст. 39). Особый механизм регулирования проведения местного референдума предусматривается (ст. 57) в случае, если в муниципальном образовании представительный орган муниципального образования не сформирован: местный референдум может назначаться главой местной администрации (главой местного самоуправления) по требованию граждан в количестве не менее 5 % от числа избирателей муниципального образования. Местный референдум в этом случае проводится в соответствии с законом субъекта Федерации, а при отсутствии такого закона — в соответствии с правовыми актами, принятыми главой местной администрации (главой местного самоуправления). В подгруппе федеральных законов ведущее место занимает Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1, устанавливающий основные гарантии прав граждан Российской Федерации на всех уровнях проведения референдумов в России, в том числе и на местном уровне. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» более подробно в сравнении с ФЗ 1995 г. урегулировал институт местного референдума. Указав, что местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения на всей территории муниципального образования (ст. 22 ФЗ 2003 г.), законодатель описал основные положения процедуры подготовки, назначения и проведения референдума, т. е. фактически закрепил основные стадии референдумного процесса. Законодатель перечислил инициаторов местного референдума и назвал основной и дополнительный субъект назначения, субъекты подготовки и проведения; перечислил основные процедурные позиции референдумного процесса. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования: 1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме; 2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений иных общественных объединений, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с Федеральным законом. Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации; 3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно. Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. Кроме этого, по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований представительный орган назначает голосование, проводимое в порядке для местного референдума также по инициативе федеральных и региональных органов государственной власти, оформленной их правовыми актами. Общий порядок реализации инициативы проведения местного референдума, выдвинутой гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, установлен ФЗ 2003 г. (ст. 36). Согласно ему каждый гражданин РФ или группа граждан РФ, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Если инициатором проведения местного референдума выступает избирательное объединение, иное общественное объединение, то в этом случае руководящий орган такого общественного объединения либо руководящий орган его регионального или иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума независимо от своей численности. Инициативная группа по проведению референдума обращается в муниципальную избирательную комиссию, которая со дня обращения инициативной группы начинает действовать в качестве комиссии местного референдума, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст проекта муниципального правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на местный референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного заменяющего паспорт документа с указанием наименования и кода выдавшего его органа каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени. К ходатайству, подписанному всеми членами инициативной группы, должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы. Муниципальная комиссия местного референдума в течение 15 дней со дня поступления ходатайства обязана рассмотреть его и принять решение: в случае соответствия указанных документов требованиям законодательства и устава муниципального образования о направлении их в представительный орган местного самоуправления, в противном случае — об отказе в регистрации инициативной группы. Представительный орган местного самоуправления обязан в течение 20 дней проверить соответствие вопросов, предлагаемых для вынесения на местный референдум, предъявляемым требованиям к вопросам, подлежащим вынесению на местный референдум. В случае признания представительным органом местного самоуправления вопросов, выносимых инициативной группой на референдум, отвечающими требованиям законодательства муниципальная комиссия местного референдума в 15-дневный срок принимает решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. При признании вопроса, выносимого на референдум, не соответствующим требованиям законодательства муниципальная комиссия местного референдума отказывает в регистрации инициативной группы. В этом случае члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет выступать повторно с инициативой проведения референдума по аналогичному вопросу. Основанием отказа в регистрации могут быть также нарушения инициативной группой действующего законодательства и устава муниципального образования. Тогда инициативной группе по проведению референдума выдается решение, в котором указываются основания отказа. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Принятие органами и должностными лицами местного самоуправления решения до существу вопроса, который может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа за счет средств образованного ею фонда референдума. Подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума собираются в количестве не менее 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. Количество подписей, представляемых для регистрации инициативы проведения местного референдума, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25%. Порядок сбора подписей и процедура их проверки устанавливаются законом субъекта Федерации. Установленный законом субъекта Федерации период сбора подписей должен составлять не менее 20 дней. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировки вопросов, выносимых на референдум. Подписные листы изготавливаются за счет средств фонда референдума инициативной группы. При внесении на референдум проекта муниципального правового акта каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования имеет право получить текст этого проекта в муниципальной комиссии референдума. Обязанность изготовления и распространения такого проекта возлагается на инициативную группу референдума за счет средств ее фонда референдума. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства подписные листы и протокол об итогах сбора подписей инициативной группы передаются в муниципальную комиссию местного референдума. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 или более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения референдума количества достоверных подписей, а также в случае грубого и неоднократного нарушения запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, несоздания инициативной группой фонда референдума (за исключением установленных законом случаев), использования, помимо средств собственного фонда референдума, иных денежных средств, составляющих более 5% установленного законом предельного размера фонда референдума, превышения расходования средств из фонда референдума более чем на 5% его предельного размера, использования членом или уполномоченным представителем инициативной группы преимуществ должностного или служебного положения муниципальная комиссия местного референдума выносит постановление об отказе в проведении референдума. При соответствии порядка сбора подписей и их достоверности муниципальная комиссия местного референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой установленных законом документов принимает соответствующее постановление и направляет его копию и полученные документы в представительный орган местного самоуправления для назначения референдума. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума. Законодатель, установив основной субъект, называет и дополнительный субъект назначения местного референдума — суд. В случае если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Федерации или прокурора. В случае если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Голосование на референдуме назначается только на воскресенье. Не допускается его назначение на праздничный дни, на день, следующий за праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении местного референдума должно быть официально опубликовано не менее чем за 45 дней до дня голосования. В соответствии с уставом муниципального образования голосование на местном референдуме не позднее чем за 25 дней до назначенного дня голосования может быть перенесено на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) представительным органом местного самоуправления в целях его совмещения с днем голосования на назначенных выборах в органы государственной власти или органы местного самоуправления либо с днем голосования на ином назначенном референдуме. Законодатель обозначил круг участников местного референдума: в местном референдуме имеют право участвовать граждане РФ, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане РФ участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Один из основных процедурных элементов закреплен текстом закона: «Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию)». В законодательстве закреплена возможность проведения императивного местного референдума: принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Законодатель закрепил несколько гарантий на разных стадиях проведения местного референдума. Например, гарантиями реализации решения, принятого на референдуме, будет закрепление обязанности органов местного самоуправления обеспечить исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования. Закрепление возможности обжаловать в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти решения о проведении местного референдума, а также принятого на местном референдуме решения, безусловно, является правовой гарантией местного референдума. Система гарантий местного референдума не закрыта рамками федерального закона, поскольку законодатель устанавливает следующее: гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок подготовки и проведения местного референдума регулируется законом субъекта Федерации. Следующим актом, регулирующим местный референдум, является Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»1. Он регулирует отношения, возникающие при использовании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума. Таким образом, на федеральном уровне закреплен местный референдум как форма осуществления местного уровня власти. В субъектах Российской Федерации законодательный массив, регулирующий процедуру подготовки и проведения референдумов, можно подразделить по предмету регулирования нормы законов: — устанавливающие общие положения для всех видов референдумов на территории субъекта. — регулирующие отдельные виды референдумов. — регулирующие отдельные стадии или этапы референдума, регулирующие избирательный и референдарный процессы. — регулирующие правовой статус субъектов, участвующих в референдуме. Анализ норм конституций, уставов (основных законов) субъектов Федерации, закрепляющих институт референдума в субъектах, позволяет сделать вывод о том, что в основных законах субъектов «местный референдум» закрепляется как форма осуществления местной власти; право граждан на референдум; процесс, путем установления основных принципов и элементов, подготовка и проведение местных референдумов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.223.239 (0.008 с.) |