Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И выборных должностных лиц местного самоуправления

Поиск

 

Одной из наиболее действенных форм контроля и влияния на муниципальную власть со стороны жителей являются отчеты депу­татов, органов и должностных лиц местного самоуправления пе­ред населением.

Подобная отчетность в общем виде установлена в ст. 16 и 48 Фе­дерального закона «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации». Закон не устанавливает периодичность и порядок проведения отчетов. Их следует урегули­ровать в уставе муниципальных образований либо в Положении о порядке проведения отчетов перед населением, утвержденном представительным органом местного самоуправления.

К сожалению, в законах субъектов Федерации и уставах муници­пальных образований об отчетах перед населением говорится в слишком общей форме. В них, как правило, повторяются установления феде­рального закона о подотчетности и ответственности перед населением, никак не развивая и не конкретизируя эти общие правила.

Вследствие этого во многих муниципальных образованиях в настоящее время утрачена система по проведению отчетов органов и Должностных лиц перед населением. В современной правовой действительности России на муници­пальном уровне существуют два вида отчетов — отчет как форма народовластия и составная часть императивного мандата, и отчет как способ осуществления функций и полномочий выборных орга­нов и должностных лиц местного самоуправления. В качестве при­меров можно привести:

• отчеты представительных органов местного самоуправления о работе за определенный период1, или в определенной сфере2;

• отчеты органов исполнительной власти3;

• отчеты глав администраций и муниципальных образований о работе возглавляемых ими органов4, а также отчеты в определен­ной сфере5; отчеты об их собственной деятельности6;

• отчеты различных органов7;

• отчеты должностных лиц8;

• отчеты депутатов9.

Результатом отчетов, как правило, являются акты о принятии отчетов и об их оценке.

При наличии механизма публично-правовой ответственности выборного должностного лица, депутата представительного органа местного самоуправления или органа местного самоуправления, ес­ли за непринятием отчета следует отзыв, досрочное прекращение полномочий, или механизм корректировки работы подотчетного, отчет следует рассматривать как органичную часть императивного мандата и как форму народовластия. Во всех иных случаях — это способ осуществлении функций выборного должностного лица или депутата представительного органа местного самоуправления, са­мого органа местного самоуправления.

Такой элемент императивного депутатского мандата, как отчет депутата перед избирателями, закреплен в значительном числе субъектов Федерации. Депутат отчитывается не реже двух (Новго-

--------------------

1 «За урожай», № 21-22, 15.03.2003.

2 «Муниципальный вестник», 30.06.2003.

3 «Северный рабочий», № 107-108, 12.07.2003.

4 «Ростов Официальный», № 2, 14.01.2004.

5 «Вестник Екатеринбургской городской Думы», 21.11.2003, М> 69.

6 «Самарская газета», № 60, 03.04.2003; «Коммуна», № 118, 09.02.1998.

7 «Коммуна», № 118, 09.07.1997.

8 «Орловская правда», 09.04.2002.

9 Постановление Земского Собрания Грязовецкого муниципального района Вологодской области от 20 июня 2000 г. № 73 «Об утверждении Положения о проведении отчетов депутатов Земского Собрания Грязовецкого муниципаль­ного района».

 

родская и Новосибирская области) либо одного раза в год (Красноярский край). Предмет отчета составляют: работа депутата, ход выполнения его предвыборной программы (Новгородская об­ласть); деятельность органов, в которые он избран (Астраханская область), и представительного (законодательного) органа в целом. В Тамбовской области допускается проведение отчетов не только во время встреч депутатов с избирателями, но и через средства массо­вой информации.

Институт отчетов вызван необходимостью:

• поддержания постоянной связи депутатов и выборных долж­ностных лиц местного самоуправления, представительного органа и иных органов местного самоуправления с избирателями,

• информирования избирателей о результатах деятельности де­путатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, представительного органа и иных органов местного самоуправле­ния,

• критической оценки этих результатов и внесения предложе­ний избирателями по совершенствованию работы подотчетного;

• анализ деятельности подотчетного, координация и направле­ние ее с учетом интересов избирателей.

• изучения общественного мнения населения.

Институт отчетов выборного должностного лица, депутата представительного органа местного самоуправления или органа местного самоуправления как форма народовластия представля­ет собой совокупность норм, регулирующих официальный, пе­риодический отчет об итогах работы за определенный период времени и процедуру оценки этой работы избирателями.

Закрепление института отчетов как формы народовластия про­исходит, как правило, на муниципальном уровне в уставах, специ­альных актах.

Механизм проведения отчетов содержит:

стадию собственно отчета. На этой стадии должны быть Урегулированы субъекты отчета, темы и периодичность проведения отчетов, процедура;

стадию оценки этих результатов и внесения предложений избирателями. На этой стадии должны быть урегулированы субъекты оценки отчета, процедуры принятия решения, оформление;

стадию реализации принятого по отчету решения. На этой Стадии должны быть урегулированы механизм реализации приня­ло решения по отчету или указаны акты, его регулирующие. На пример, законодательство об отзыве, о реализации предложений по усовершенствованию деятельности подотчетного.

Первая стадия. Отчеты перед избирателями целесообразно проводить не реже одного раза в год. График отчетов утверждается соответствующим органом.

При подготовке мероприятия органы местного самоуправления, администрация предприятий, учреждений, организаций, располо­женных на территории соответствующего избирательного округа или муниципального образования, обязаны безвозмездно выделять помещение для отчетов, извещать избирателей о месте и дате прове­дения отчета, направлять по приглашению депутата для участия в его отчете своих представителей, оказывать другую помощь.

В определенный период до проведения отчета работники аппа­рата соответствующего органа обеспечивают подотчетного справка­ми о работе.

При обращении депутата, выборного должностного лица в орга­ны местного самоуправления, общественные объединения, на пред­приятия, в учреждения и организации, расположенные на террито­рии района, должностные лица обеспечивают обращающегося по вопросам, связанным с его деятельностью, консультациями специа­листов, необходимой информацией и документацией.

Отчет должен включать информацию о выполнении предвы­борной программы депутата, выборного должностного лица мест­ного самоуправления о работе, проделанной им, о выполнении предложений избирателей, высказанных во время предыдущего отчета.

Собрание избирателей по отчету депутата, выборного должно­стного лица местного самоуправления проводится на территории избирательного округа или в непосредственной близости к нему в удобное для избирателей время. Процедура подготовки, проведе­ния и кворума собрания может регулироваться специальными акта­ми о собрании, сходе, конференции.

Собрание открывает представитель органа территориального общественного самоуправления, помощник депутата или иное упол­номоченное лицо. Для ведения собрания простым большинством голосов избираются председатель и секретарь, который оформляет протокол собрания.

Председатель собрания сообщает избирателям о присутствую­щих на собрании представителях органов местного самоуправле­ния района, предприятий, учреждений и организаций. В протоко­ле собрания указывается место и время проведения собрания, число присутствующих, кратко излагается суть отчета и выступлений предложения избирателей, оценка деятельности подотчет­ного.

Вторая стадия оценки этих результатов и внесения предло­жений избирателями.

Отчет обсуждается избирателями. После обсуждения отчета де­путату, выборному должностному лицу местного самоуправления предоставляется заключительное слово, в котором он отвечает на вопросы, поднятые в ходе прений.

По итогам отчета участники собрания открытым голосованием простым большинством голосов принимают решение, в котором да­ется оценка работы подотчетного, а также формулируются предло­жения избирателей.

По результатам отчета могут быть высказаны предложения, мо­гут быть приняты наказы, возможно неутверждение отчета, что мо­жет явиться основанием для инициирования отзыва.

Протокол, подписанный председателем и секретарем, представ­ляется в представительный или иной орган местного самоуправле­ния, правомочный исполнять решения избирателей, принятые по результатам отчета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.13.119 (0.009 с.)