Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура и порядок формирования представительного органа местного самоуправленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Как уже отмечалось, представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых избирателями на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с Федеральным законом от 12 ИЮ" ня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принятыми на его основе законами субъектов Федерации. Срок полномочий представительного органа определяется уставом муниципального образования. Устанавливаемый срок полномочий не может быть меньше 2 и более 5 лет. В настоящее время большинство представительных органов избираются на 4 года. Важное значение имеет вопрос о численности депутатов представительного органа. В отличие от практики РСФСР и многих зарубежных государств, устанавливающих в законах количество депутатов в зависимости от численности жителей, численный состав представительного органа в России определялся до 2004 г. уставом муниципального образования самостоятельно. В России до 1917 г. состав гласных городских дум колебался от 30 до 72 человек. В Москве их было 180, в Петербурге 2501. Численность гласных в уездных земских собраниях в среднем составляла от 15 до 40 человек, в губернских — от 28 до 62 человек2. В Российской Федерации в 1989—1993 гг. предельные нормы численного состава местных Советов составляли: в районный Совет — до 75 депутатов, в городской Совет — до 200 депутатов, в поселковый и сельский Советы — до 50 депутатов3. В 1994 — 2003 годах для большинства муниципальных образований характерна незначительная численность депутатов представительных органов. Так, по данным Центральной избирательной комиссии РФ по состоянию на 1 июня 1997 г., избрано в представительные органы муниципальных образований в среднем лишь по 9—10 депутатов. А в ряде субъектов Федерации этот показатель был еще ниже4. Вследствие подобной практики многие городские и сельские поселения оставались без своего депутата в представительных органах местного самоуправления, а представительным органам не удавалось образовать полноценные постоянные комиссии и обеспечить Действенную связь с населением. В результате нередко получалось, что представительные органы оказывались в роли «демократической декорации» всевластия администрации. Зарубежный опыт свидетельствует о стремлении формировать Местные представительные органы на всех уровнях достаточно большой численности. В Финляндии и Норвегии Советы коммун избираются в составе 13 — 85 человек. В Германии районные Сове- ---------------------- 1 Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. — М., 1972. Т. 7. С. 125. 2 Свод законов Российской империи. Пг., 1915. Т. 2. С. 44 — 46. 3 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989, № 44. Ст. 1306. 4 Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние, особенно-СтИ формирования, проблемы // Вестник Центризбиркома РФ. 1997, № 4<4б) С. 91-95.
ты избираются в составе 20 — 80 членов, а Советы общин — 5 —8q человек.1 Например, Коммунальным законом Финляндии 1995 г. установлено, что депутаты избираются в зависимости от числа жителей коммуны в следующем количестве: до 2000 чел. — 17 депутатов 2001 - 4000 чел. - 21 депутат, 4001 - 8000 чел. - 27 депутатов', 8001 - 15 000 чел. - 35 депутатов, 15 001 - 30 000 чел. - 43 депутата, 30 001 --- 60 000 чел. - 51 депутат, 60 001 - 12 0000 чел. — 59 депутатов, 120 001 — 250 000 чел. — 67 депутатов, 250 001 - 400 000 чел. - 75 депутатов, свыше 400 000 чел. - 85 депутатов2. Принципам народовластия в наибольшей степени отвечают представительные органы с большой численностью депутатов. Чем больше депутатов, тем полнее там представлены интересы населения и его различных социальных групп, а следовательно, тем ближе к жизни людей их работа. Это в большей степени предоставляет возможность гражданам участвовать в решении местных вопросов через своих депутатов, а также гарантирует коллегиальность, объективность и законность в деятельности представительных органов. Конечно, во всем нужна мера. Нужно считаться с реальными возможностями местного сообщества, с наличием в нем, с одной стороны, подготовленных для этой работы людей, а с другой — с наличием желающих и имеющих возможность выполнять депутатские обязанности. С учетом этих обстоятельств Федеральный закон 2003 г. установил, что численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек — при численности населения менее 1000 человек; 10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; Харлоф Э. Местные органы власти в Европе, М., 1992. 2 Коммунальный закон Финляндии 365/1995. § 12. 35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не мо-^ет быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования, который в этом случае входит в состав представительного органа с правом решающего голоса. В случае если указанное должностное лицо является главой местной администрации, то председатель представительного органа муниципального образования избирается этим органом из своего состава. Если глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, то является председателем представительного органа. В случае формирования представительного органа муниципального образования района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений глава муниципального района является председателем представительного органа муниципального района. Представляется, что в наибольшей степени принципам демократии отвечает модель, когда председатель представительного органа избирается из числа депутатов, а глава муниципального образования возглавляет местную администрацию. В обоих случаях председатель представительного органа либо замещающий эту должность глава муниципального образования организует работу представительного органа, представляет его в отношениях с населением, другими органами и учреждениями, созывает и ведет его заседания. Депутаты представительного органа осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной (не на штатной) основе. На Постоянной (штатной) основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа, а. если его численность менее 10 человек, то только 1 депутат. По решению представительного органа из числа депутатов может быть избран один заместитель или несколько заместителей председателя. Организационное, правовое, информационное, финансово-хозяйственное и иное обслуживание деятельности представительного органа в соответствии с уставом муниципального образования может обеспечиваться собственным аппаратом или аппаратом местной администрации либо частично собственным аппаратом, а в остальной части — аппаратом местной администрации. В литературе можно встретить предложения о целесообразности иметь представительному органу собственный аппарат, так как это якобы придаст ему независимость от администрации и подчеркнет самостоятельность. Практика свидетельствует, что независимость и самостоятельность представительного органа меньше всего зависит от наличия либо отсутствия собственного аппарата. Эффективность работы представительного органа зависит, прежде всего, от принципиальности, профессионализма и ответственности депутатов. Если представительный орган располагается в одном здании с администрацией, то более рациональным и экономным является вариант, когда представительный орган не создает собственный аппарат, а его обслуживание и обеспечение деятельности осуществляется аппаратом местной администрации. Неотъемлемым элементом структуры представительных органов местного самоуправления, как правило, являются постоянные комиссии. Постоянные комиссии представительного органа местного самоуправления образуются из депутатов и по своей сути представляют собой его основные вспомогательные органы. Они создаются для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов на заседания представительного органа, для содействия проведению в жизнь принимаемых решений и действующего законодательства, для контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Структура представительного органа определяется депутатами и закрепляется в принимаемом ими регламенте представительного органа. При выборе вариантов структуры целесообразно использовать один из двух наиболее широко распространенных в отечественной и мировой практике. При этом следует исходить из масштабов и структуры муниципальных образований, их возможностей, традиций и специфики. Оба эти варианта во многом схожи. Их принципиальное различие состоит в том, что в первом варианте деятельность представительного органа организует его председатель, избираемый из числа депутатов. А во втором варианте — глава муниципального образования, избранный гражданами либо представительным органом из числа депутатов. Вариант 1 Деятельность представительного органа организует его председатель, избранный из числа депутатов: а) для местных сообществ с большой численностью населения (см. схему 3); Вариант 2 Организует деятельность представительного органа глава муниципального образования, избранный гражданами либо представительным органом из числа депутатов (см. схему 5). председателя представительного органа следует осуществлять на общественных началах, введя соответствующую доплату за совмещение. При наличии в представительном органе депутатских объединений (фракций, групп) целесообразно иметь Совет представительного, органа в составе его председателя и руководителей депутатских объединений. Такой Совет, являясь вспомогательным органом, может осуществлять предварительную подготовку и рассмотрение вопросов организации деятельности представительного органа его очередных заседаний (сессий). Полномочия представительного органа независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска законом субъекта Федерации в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 73 Федерального закона 2003 г.. Полномочия представительного органа могут быть также прекращены в случае: • принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования; • вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; • преобразования муниципального образования; • роспуска представительного органа избирателями. Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении его полномочий проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.51.75 (0.011 с.) |