Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия органов муниципального управления в финансовой сфере

Поиск

Удовлетворение потребностей населения находится в прямой зависимости от финансовой самодостаточности территорий. Осно­вой финансовой автономии муниципалитетов является местный бюджет. В Великобритании собственные бюджеты имеют графства, города-графства, неграфские города, городские и сельские округа; в Германии — общины и города; во Франции — департаменты и коммуны; в Японии — префектуры, районы, города; в Италии, Бельгии — провинции, коммуны; в Дании, Норвегии, Швеции — сельские и городские коммуны и т.д.

Местные бюджеты широко используются для воздействия на экономику, для регулирований хозяйственных процессов, развития культуры и образования, сглаживания социальных конфликтов, трудоустройства населения и решения многих других проблем. Они являются неотъемлемым элементом жизни местных коллекти­вов.

Доходы местных бюджетов обычно складываются из четырех основных частей: налогов, неналоговых доходов, субсидий и дота­ций из центрального бюджета и займов.

Одним из наиболее важных источников доходов местных бюд­жетов являются налоги. Уровень доходов от налогообложения ко­леблется довольно широко. В Италии, Ирландии и Нидерландах он самый низкий и составляет менее 10% ресурсов местных бюдже­тов. Иное положение в Бельгии, Франции, Германии, Дании, Ве­ликобритании, где доходы от местных налогов превышают 20% бюджетных доходов. Лидируют в этой группе Дания и Франция. Там эта статья доходов превышает 40%.

Система местного налогообложения стран Запада очень разно­образна. В Японии насчитывается около 30 местных налогов, в Италии — более 30, во Франции — более 50, в Бельгии — около 100, а в Великобритании их только 2.

Различаются две группы местных налогов — собственные (ме­стные) и общие.

Собственные налоги взимаются в рамках данной администра­тивной единицы и в полном объеме поступают в местный бюджет. Контроль за их сбором закреплен за местными властями, которые имеют право самостоятельно или с определенными ограничениями регулировать ставки этих налогов.

Общие налоги перераспределяются в пользу местных органов власти через центральный бюджет. Ставки этих налогов устанавли­ваются государством и не могут быть изменены местными органами власти самостоятельно.

Местные налоги подразделяются на прямые и косвенные. Сре­ди прямых налогов широко распространены такие, как подоходный налог с физических и юридических лиц, поимущественный, промы­словый, поземельный, налог на профессию и т.д. Косвенные — включают налоги с продаж, акцизы на бензин, табак, спиртные на­питки, потребление электричества, газа и некоторых других това­ров. Кроме того, существует весьма разнородная группа так назы­ваемых прочих налогов (налоговые сборы на зрелища, собак, заня­тие торговлей, автотранспорт, выдачу лицензий и т.д.).

Менее значительную роль в местных бюджетах играют ненало­говые доходы. К ним относятся доходы от собственности, принад­лежащей местным органам власти, от коммунальных услуг, ком­мерческой деятельности, продажи недвижимости, штрафов, денеж-

ных сборов. Поступления в местные бюджеты по этой линии колеблются в пределах 10 — 25%. Доля доходов от пользования ме­стным транспортом, дорогами, водой, газом, электроэнергией и т.д. во всей сумме неналоговых поступлений обычно невелика и состав-ляет в США всего 1%, в Германии и Японии — 6%, в Великобрита-нии 7%. Уровень доходов от муниципальной собственности нахо­дится в прямой зависимости от ее объема и характера и от специфи­ки коммунальных предприятий.

К важным источникам финансирования местных бюджетов всех стран Запада относятся государственные субсидии и дотации. Они обеспечивают основную часть местных бюджетных доходов. Так, в Италии за счет перераспределения средств из государственного бюджета коммуны получают около 80% доходов. В Нидерландах местные бюджеты на 80% формируются за счет государственных трансфертов. В Бельгии и Великобритании на государственные субсидии приходится около 60% бюджетных доходов, в Германии и Дании — около 45%, в Японии — 40%, во Франции — немногим более 30%, в США - 25%.

Государственные трансферты в пользу местных органов власти предоставляются в трех формах: через перераспределение налого­вых поступлений (например, система «налогового выравнива­ния» — в Германии), специальные целевые субсидии (субвенции) и субсидии-дотации общего назначения. Их виды и целевое назначе­ние весьма разнообразны. Так, в США насчитывается более 200 ви­дов субсидий, в Италии — свыше 100, в Великобритании около 50.

Целевые субсидии характерны для многих стран Запада. Они выделяются под строго определенные проекты и программы, по­этому оставляют местным властям очень узкое поле для собствен­ной инициативы. Субвенции преобладают в США, Италии, Герма­нии, Японии, где используются на финансирование полиции, ис­правительных учреждений, экономической и социальной инфра­структур. В скандинавских странах они предназначаются в основ­ном на программы в области образования и здравоохранения. Их использование контролируется правительством.

Таким образом, специальные, целевые субсидии местным орга­нам снимают финансовые проблемы, но в значительной степени ог­раничивают их свободу.

Муниципалитеты, стремящиеся сохранить самостоятельность и избавить себя от финансовой зависимости от государственных орга­нов, используют субсидии общего назначения, или дотации. Такие субсидии даются в основном для покрытия дефицита местного бюд­жета. Они содержат меньшее количество ограничений по использованию. Подобная система преобладает во Франции, Великобрита­нии, распространена в Бельгии, Нидерландах, Германии, сканди­навских странах.

В Швеции использование общих субсидий не ограничено. Их главная цель — сглаживание различий между «бедными» и «бога­тыми» муниципалитетами, поэтому основной формой является суб­сидия, нивелирующая налоговые доходы.

Следует отметить, что в унитарных государствах субсидии пре­доставляются центральным правительством, а в федеративных — как федеральными органами, так и субъектами федерации. Напри­мер, в Германии общины получают подобные средства в основном из бюджетов земель. При этом дотации выступают в качестве ком­пенсации недостатка налоговых поступлений, а субвенции в боль­шей части используются на финансирование капиталовложений. Средства для них резервируются в специальном фонде земель, формируемом за счет определенной доли отчислений от причитаю­щихся землям общих налогов, а также от поступлений собственных налогов.

Таким образом, финансовая поддержка государством муници­палитетов носит комплексный характер и направлена на покрытие местных расходов.

Еще одним источником финансирования местных бюджетов яв­ляются займы. Традиционно их роль была весьма ограниченной, но в 80-е годы происходил интенсивный рост различных видов зай­мов, осуществляемых местными властями. Наиболее распростра­ненной формой долгосрочных займов являются закладные листы и муниципальные облигационные займы. Основная форма кратко­срочных займов — боны. Процентная ставка по займам устанавли­вается местными органами власти с учетом уровня процента на рынке ссудных капиталов в момент выпуска, срока займа, а также состояния финансов местной администрации.

В ряде стран займы предоставляются местным органам власти специальными государственными кредитными учреждениями из средств государственного бюджета. Право выпускать займы имеют прежде всего крупные административные единицы: субъекты феде­рации, графства, города, провинции. Заем может быть размещен не только на территории данной административной единицы, но и в любом другом городе, округе и даже в другой стране или в Между­народном кредитном центре, который специализируется на предос­тавлении займов местным властям. Следует оговориться, что внеш­ние займы местных органов власти имеют ограниченное значение.

В последнее время в отдельных странах Запада произошло со- / кращение государственного контроля за финансовой политикой ме­стных властей (Франция, Великобритания, Дания, Нидерланды). В целом же этот контроль по-прежнему продолжает сохраняться; правительства контролируют выпуск местных займов; местные вла­сти несамостоятельны в займовых операциях, они не вправе выпус­тить новый заем, не получив специального разрешения центрально­го правительства и не согласовав условий займа с центральным банком страны или министерством финансов. Центральное прави­тельство обычно устанавливает как верхний предел займа, так и об­щий потолок местной задолженности.

Для того чтобы решить проблему нехватки финансовых ресур­сов, местные власти в последние десятилетия вынуждены все чаще участвовать в операциях на свободном рынке капиталов. Напри­мер, банковский сектор в странах ЕС дает от 5% (Италия, Нидер­ланды) до 15% (Франция, Бельгия) финансовых ресурсов местных бюджетов.

Расходная часть местных бюджетов по своему целевому назна­чению подразделяется на капитальные и текущие расходы, а также расходы на погашение долговых обязательств. Величина расходов местных бюджетов свидетельствует о роли муниципалитетов в эко­номической и социальной жизни страны. В зависимости от доли этих расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны Запа­да можно подразделить на три группы.

К первой группе следует отнести страны, в которых расходы местных бюджетов составляют 20 — 30% ВВП (Дания, Норвегия, Швеция).

Ко второй группе — страны, в которых эти расходы колеблют­ся в диапазоне от 14 до 20% (Нидерланды, Великобритания, Ита­лия, Ирландия).

К третьей — страны, где расходы ниже 10% ВВП (Бельгия, Германия, Франция, Португалия, Испания).

Конечно, данная классификация весьма условна, так как грани­цы между группами названных стран достаточно подвижны. Она отражает пропорции, которые сложились в отдельных странах в распределении властных полномочий, хозяйственно-экономиче­ских функций, а значит — социальных ролей между центром и ме­стными органами власти. Вместе с тем показатель, который взят за основу классификации, ни в коей мере не может служить критери­ем оценки степени экономической и хозяйственной самостоятельно­сти, предоставленной местным коллективам. На практике боль­ший удельный вес расходов местных органов самоуправления отнюдь не тождествен большей свободе действий на местах. Так, в скандинавских странах, где этот показатель особенно высок, суще­ствует достаточно жесткая система государственного регулирова­ния местных расходов и налогов.

Таким образом, международный опыт свидетельствует о том, что местные органы власти должны обладать самостоятельной фи­нансовой базой, соответствующей функциям и задачам, стоящим перед ними.

Наряду с финансовой базой, экономическую основу муници­пального управления составляет муниципальная собственность.

Среди муниципальных предприятий достаточно отчетливо вы­деляются две основные группы:

— предприятия прямого управления, жестко контролируемые местными органами власти;

— предприятия с делегированным управлением, часть контро­ля над которыми передана местными властями физическим или юридическим лицам.

Муниципальные предприятия прямого управления являются наиболее традиционной формой организации муниципальных дел. Значение этих предприятий по-прежнему остается важным в оказа­нии следующих административных услуг:

— пожарная охрана;

— похоронная служба;

— эксплуатация дорог;

— регистрация актов гражданского состояния;

— содержание архивов и библиотек, объектов культуры и спор­та, служб социальной помощи и др.

В сфере промышленной и торговой инфраструктуры (газо-, во-до- и энергоснабжение, отопление, транспорт, рынки, ярмарки и др.) они встречаются значительно реже.

Предприятия прямого управления практически не имеют адми­нистративной и финансовой автономии. Они не являются юридиче­скими лицами, не могут самостоятельно решать вопросы найма или увольнения. Как правило, у них нет своего бюджета (их текущие расходы фиксируются в бюджете местных органов власти). В от­дельных случаях такие предприятия составляют свой бюджет, ко­торый утверждается в качестве приложения к бюджету местных ор­ганов власти.

Обычно эти предприятия не имеют своего собственного органа управления. Их обслуживающий персонал формируется из служа­щих местной администрации. Муниципальные предприятия прямо­го управления широко представлены во Франции, Бельгии, Нидер-

ландах, Ирландии, Великобритании, Греции, Дании, Италии, Пор- / тугалии и других странах. Напротив, их роль весьма ограниченна в Германии, где они встречаются только в сфере эксплуатации город­ских путей сообщения и дорожном хозяйстве.

В последнее время отмечается тенденция к изменению принци- ' пов контроля над предприятиями прямого управления. Местные власти предоставляют им относительную автономию в администра­тивном и финансовом плане. Такие предприятия получают статус юридического лица, но административный контроль над ними со­храняется. Предприятия прямого управления со статусом юридиче­ского лица имеют автономный бюджет (его убытки финансируются из местного бюджета), собственный орган управления, члены кото­рого утверждаются и контролируются местной администрацией. Руководство такого предприятия самостоятельно решает вопросы найма и увольнения служащих в соответствии со своими финансо­выми возможностями. Муниципальные предприятия прямого управления со статусом юридического лица в последние годы быст­ро распространяются во Франции, Греции, Португалии, Нидерлан­дах, Испании, Италии в таких сферах, как водо-, газо- и электро­снабжение, уборка бытового мусора, отопление, дорожные работы и др. Значительное место они занимают в средних и крупных горо­дах Германии, где именуются «Stadtwerke» («городские работы»). Такие предприятия обеспечивают город питьевой водой (85 — 90%), электро- и газоснабжением (соответственно 27% и 75%), отоплени­ем (50%). Обычно «городские работы» — это предприятия неболь­шой зоны действия (в пределах города и пригорода).

В последние годы все более частыми становятся случаи, когда муниципальные предприятия прямого управления приватизируют­ся, отдаются в концессию или преобразуются в смешанные компа­нии.

Муниципальные предприятия с делегированным управлением существуют во всех странах Западной Европы. Делегирование управления предполагает передачу функций управления муници­пальными предприятиями физическим и юридическим лицам, представляющим как государственные, так и частные учреждения. Оно может происходить в форме концессии (по контракту), созда­ния смешанных компаний, ассоциаций или межкоммунальных (т.е. объединяющих несколько местных коллективов) образований.

При передаче управления предприятия в концессию между ме­стными властями и физическим или юридическим лицом заключа­ется контракт, в котором определяются права и обязанности сто­рон, срок действия соглашения и другие условия. Концессия является достаточно гибкой формой передачи управления. Она дает местным властям возможность сэкономить средства на капитало­вложениях, высвободить местные бюджетные ресурсы.

Система концессии широко распространена во Франции в сфе­ре водо-, газо- и энергоснабжения, общественного транспорта, строительных работ и т.д. В большинстве случаев срок концессии составляет 12 — 24 года. Контракт о концессии может быть прерван местными властями досрочно, даже если не были нарушены его ус­ловия (в этом случае часть затрат возмещается).

Местный коллектив имеет право контролировать деятельность предприятия, отданного в концессию, и может фиксировать тари­фы на услуги. По окончании срока контракта все оборудование, ис­пользуемое контрактантом для производства услуг, безвозмездно возвращается местным органам власти.

В Германии на условиях концессии работает около 40 частных предприятий, обеспечивающих электроснабжение в сельских рай­онах. Почти 50% услуг по сбору и переработке бытовых отходов в городских агломерациях Германии также выполняют по контракту частные предприятия. На условиях концессии в руках смешанных компаний находится две трети производства электроэнергии.

В Португалии муниципальные услуги передаются в концессию (в основном на 20 лет) только государственным юридическим ли­цам. В некоторых крупных городах страны концессиям переданы по долгосрочному контракту газоснабжение, метро и городской транспорт.

В других западноевропейских странах концессия используется местными властями в ограниченных масштабах. Так, в Великобри­тании объектом концессии является лишь пассажирский транспорт, в Ирландии — строительные работы и отдельные коммунальные услуги, в Бельгии — туристские зоны, автостоянки, в Нидерлан­дах — некоторые предприятия местной промышленности и торгов­ли, в Италии — предприятия сферы культуры и т.д.

В условиях ограниченности ресурсов отдельных местных орга­нов власти особенно возрастает значение смешанных компаний, объединяющих муниципальный и частный капитал. В большинстве случаев смешанные компании позволяют сохранить контроль мест­ных властей над услугами общественного пользования и эффектив­ное их выполнение.

Так, во Франции смешанные компании создаются для благоуст­ройства территории, выполнения промышленных и торговых ус­луг. Местные власти могут иметь незначительную долю в капитале такой компании, но предоставляют гарантии по финансированию

работ, что дает им возможность контролировать деятельность ком- \ пании. В Бельгии акционерами смешанных компаний обычно явля­ются расположенные поблизости друг от друга коммуны и частные предприятия. Коммуны имеют большинство голосов в органах управления смешанной компании, независимо от их доли в капита­ле. В Бельгии смешанные компании занимаются газо-, во до- и элек­троснабжением, переработкой бытовых отходов, санитарным кон­тролем. Подобные компании встречаются во многих других стра­нах. Помимо оказания коммунальных услуг, они занимаются автостоянками, гостиницами (Ирландия), общественным транспор­том (Великобритания), театрами, туризмом, сферой отдыха (Гре­ция) и т.д.

Существует практика передачи муниципальных предприятий ассоциациям потребителей. Например, во Франции ассоциация ро­дителей какого-либо учебного заведения получает в порядке кон­цессии школьные столовые и управляет ими. Согласно законода­тельству эти ассоциации подчиняются частному праву, а потому их финансовая деятельность не регламентируется государственными органами. Тем не менее ассоциации, получающие субсидии мест­ных властей, контролируются региональной счетной палатой.

Широкое распространение в последние годы получает создание объединенных муниципальных предприятий местными органами власти одного или разных уровней. При этом создаются совмест­ные органы управления. Объединение ресурсов местных коллекти­вов соседних районов позволяет более эффективно организовывать деятельность муниципальных предприятий. Во Франции объеди­ненные муниципальные предприятия подчиняются государственно­му праву, имеют статус юридического лица, их бюджеты отделены от бюджетов местных органов власти. Такие объединения создают­ся для благоустройства территории, урбанизации, организации ра­бот общественного транспорта, водо-, газо- и электроснабжения. Объединенные муниципальные предприятия достаточно широко распространены в Бельгии, Испании, Португалии, Люксембурге. В этих странах они заняты в таких сферах, как водо-, газо- и электро­снабжение, ассенизация, переработка бытовых отходов, медицин­ское обслуживание, финансирование проектов развития транспорт­ной сети, жилищного строительства и т.д.

Таким образом, муниципальная собственность играет сущест­венную роль в экономической жизни демократических государств. Она позволяет удовлетворять потребности населения, обеспечивая необходимыми товарами и услугами. Величина и форма управле­ния муниципальным сектором в той или иной стране зависят от социально-экономической стратегии государства и степени влияния центра на политику местных властей. Муниципальные органы вла­сти принимают активное участие в социально-экономическом раз­витии своих территорий. Они осуществляют и координируют раз­нообразные мероприятия по стимулированию создания новых предприятий и производств, регулированию деятельности отдель­ных отраслей, организации и развитию хозяйственной инфраструк­туры.

Так, в Германии для привлечения дополнительных средств и развития различных форм предпринимательской деятельности ме­стные органы власти активно способствуют размещению производ­ства на своих территориях, предоставляя специальные субсидии, льготные кредиты и тарифы на электроэнергию, доплаты на покры­тие расходов по транспортировке и строительно-монтажным рабо­там, налогообложению, приобретению земельных участков и их ин­женерной подготовки к последующему размещению производствен­ных объектов.

Во Франции используются прямые и косвенные виды помощи предпринимателям. Прямая помощь оказывается только на уровне региона. Она включает:

— «премию за занятость», т.е. за всякую операцию по созда­нию и расширению экономической деятельности (в пределах сум­мы расходов на создание 30 рабочих мест);

— премию за создание предприятий (в размере не более 150 тыс. франков);

— кредитные скидки и займы на льготных условиях. Кроме того, регионам предоставлены полномочия распределять

по кредитам центрального правительства или от его имени премию за освоение и обустройство территории.

Косвенную экономическую помощь оказывают коммуны, де­партаменты и регионы, располагающие в этой области одинаковы­ми прерогативами (при условии запрета на любое непосредственное участие в капитале предприятия и соблюдения предела гарантиро­вания займа). Они могут предоставлять услуги при найме помеще­ния или покупке участка под строительство, оказывать техниче­скую помощь, гарантировать займы, освобождать от уплаты про­фессионального налога.

Разнообразная по формам и направлениям экономическая по­мощь предприятиям со стороны органов местного самоуправления способствует улучшению положения как предпринимателей, так и трудящихся.

 

В США широкое распространение получила практика создания / предпринимательских зон. Как правило, они формируются в рай­онах, где в течение длительного времени наблюдается спад эконо­мической активности. Впервые зоны предпринимательства появи­лись в начале 80-х гг. и стали пользоваться значительной поддерж­кой президентской администрации. В конце 80-х гг. в 37 штатах были приняты законы об организации таких зон, ставших одним из главных инструментов возрождения старых промышленных цен­тров.

В этих зонах с корпораций, которые создают предприятия и на­нимают на работу местных жителей, снижаются налоги, им предос­тавляются кредиты и субсидии, сужается вмешательство в их хо­зяйственную деятельность.

В ряде муниципалитетов частные фирмы, желающие размес­тить свой капитал в данном районе, освобождаются от штатного на­лога на прибыль корпораций, налогов поимущественного, на маши­ны и оборудование, на изобретения и сырьевые материалы, исполь­зуемые в производстве, на некоторые виды продукции, с оборота, на землю и капиталовложения. Им предоставляется право ускорен­ной амортизации производственного и транспортного оборудова­ния, позволяющее списывать часть прибылей в издержки.

Стимулирование деловой активности в предпринимательских зонах достигается также, во-первых, за счет продажи в частные ру­ки штатной муниципальной собственности (земли, зданий, соору­жений), находящейся на их территории; во-вторых, путем отмены некоторых видов штатного и местного регулирования предприни­мательской деятельности (требований по строительству зданий и благоустройству территорий, ежегодных лицензионных платежей на право предпринимательства и т.д.). При этом не упускается из вида социальный фактор. Те корпорации, которые размещают в этих зонах свои предприятия, а также расширяют и реконструиру­ют старые, нанимая при этом не менее трети персонала из числа ме­стных жителей, получают значительные льготы по выплатам нало­гов на прибыль и на собственность.

Широкое распространение получили зоны предпринимательст­ва в Великобритании. Они различны по площади — от 50 до 450 гектаров — и могут состоять из нескольких территорий, гранича­щих друг с другом. Большая их часть находится в районах, где дол­гое время не производились капиталовложения в промышленность или традиционные отрасли пришли в упадок. Руководство этими зонами было возложено на местные органы власти (за исключением Северной Ирландии). Потери, связанные с предоставляемыми компаниям налоговыми льготами, компенсируются местным органам государством. Это позволило уже в конце 80-х гг. в зонах пред­принимательства в Англии, Уэльсе и Шотландии получить работу 89 500 человек. При этом 58% рабочих мест приходилось на произ­водство, 42% — на сферу услуг. Здесь работало около 4 тыс. мел­ких и средних фирм.

Одним из источников финансирования приоритетных направ­лений «местной экономики», широко используемых за рубежом, является выпуск ценных бумаг.

Так, в США для финансирования строительства новых пред­приятий или расширения действующих муниципалитеты выпуска­ют специальные облигации промышленного развития. Аккумули­руемые таким способом средства местные власти предоставляют вновь создающимся предприятиям под невысокие проценты. Эти средства впоследствии возмещаются за счет прибыли действующих предприятий.

С целью стимулирования экономической активности широкое распространение получили доходные, или общие, облигации, кото­рые используются в качестве эффективной формы привлечения ча­стного капитала. Прибыли от облигаций муниципалитетов не обла­гаются подоходным налогом и налогами на финансовые активы в банках. Как правило, значительная часть средств, полученных от выпуска этих облигаций, направляется на строительство объектов, характеристика которых заранее согласовывается с заинтересован­ными в строительстве фирмами. Впоследствии фирма получает в аренду данный объект с перспективной получения его в собствен­ность по заниженной цене. При этом сама стоимость объекта значи­тельно ниже средней, поскольку первоначально, являясь государст­венным предприятием, он не подлежал местному налогообложению.

Практикуется также выпуск промышленных облигаций разви­тия и облигаций, предназначенных для получения средств на фи­нансирование депрессивных районов городов (льготные облигаци­онные займы на жилищное строительство, на создание различного рода предприятий и объектов общественного назначения, инфра­структуры).

Выпуск этих облигаций не является каналом перераспределе­ния бюджетных средств в пользу бизнеса, хотя и дает немалые вы­годы предпринимателям: возможность избавиться от трудностей изыскания инвестиционных средств и право арендовать или приоб­ретать объекты по стоимости ниже среднерыночной.

Таким образом, выпуск облигаций местными органами власти, с одной стороны, способствует успешной реализации ряда крупных

проектов в городах, а с другой — позволяет корпорациям получать / за счет этого дополнительные доходы.

В США вновь создающимся на территории городов компаниям в перспективных наукоемких отраслях предоставляются венчурные ; капиталы. И хотя положение таких компаний часто связано со зна- I чительным риском, местные и государственные органы власти идут на него, действуя сообща в интересах привлечения передовых про­изводств и создания новых рабочих мест. С этой целью организу­ются специальные корпорации по стимулированию новых техноло­гий, которые вкладывают миллионы долларов венчурных капита­лов в развитие перспективных производств. В этом случае капиталовложения не только позволяют создавать новые рабочие места, но и обеспечивают устойчивые отчисления от налога на при­были компаний в бюджет штата и местных органов власти.

Местные органы власти играют существенную роль в развитии и эксплуатации транспортных систем, находящихся на их террито­рии, в том числе в строительстве дорог, мостов, туннелей, в обуст­ройстве земель, подлежащих отчуждению при подобном строитель­стве. Эта деятельность финансируется посредством введения специ­альных налогов на владельцев транспорта, выпуска целевых займов и отчислений из бюджета.

Таким образом, наиболее эффективными инструментами эконо­мической политики органов муниципального управления являются:

— освобождение компаний от уплаты налога на прибыль или его существенное сокращение;

— льготные ставки подоходного, поимущественного налогов в случае расширения предпринимательской деятельности на террито­рии, находящейся под юрисдикцией местных органов власти;

— организация предпринимательских зон;

— создание специальных компаний и фондов развития;

— предоставление премий, субсидий, право ускорения аморти­зации и др.

Органы муниципального управления развитых стран принима­ют активное участие в разработке и реализации социальной полити­ки. Ее результативность во многом зависит от рациональности и четкости разделения функций и полномочий между различными уровнями власти. В разное время муниципалитеты имели неодина­ковые условия для исполнения социальных функций. Это зависело от политических процессов, проходивших в странах демократии. Так, в США периода 70-х — начала 90-х г. возобладала общая тен­денция децентрализации. Она сопровождалась ростом самостоя­тельности местных органов власти в проведении государственных социальных программ. Отказ федерального правительства от ряда своих полномочий в пользу местных властей был обусловлен тем, что именно местные власти, каждодневно и непосредственно стал­киваясь с социальными проблемами американцев, могут более опе­ративно и эффективно их решать.

В настоящее время в США через бюджеты местных органов власти осуществляется финансирование 68% государственных рас­ходов на образование (в том числе 99% затрат на начальное и сред­нее образование), 41% государственных расходов на здравоохране­ние, 38% на строительство и содержание шоссейных дорог, 74% на содержание полиции, 100% на пожарную охрану.

Деятельность органов государственной власти всех уровней (федерального, штатного и местного) в социальной сфере охваты­вает социальное страхование, социальную помощь и социальные услуги (образование, здравоохранение, подготовка кадров, жи­лищное строительство).

В компетенции штатов и органов муниципального управления находится страхование по временной нетрудоспособности, по про­изводственному травматизму и профессиональным заболеваниям, а также программы пособий на детей.

В США правительство штатов и местные органы власти участ­вуют в финансировании и реализации двух крупнейших государст­венных программ медицинского страхования — «Медикэр» и «Ме-дикэйд». Программа «Медикэр» охватывает лиц в возрасте 65 лет и старше, инвалидов, застрахованных по общей программе социаль­ного страхования; программа «Медикэйд» — прежде всего бедней­шее население с доходами ниже официальной черты бедности. В конце 80-х гг. программа «Медикэр» распространялась на 33,5 млн. человек, «Медикэйд» — на 23,5 млн. человек.

Местные органы играют важную роль в развитии школьного об­разования. В США непосредственное руководство деятельностью начальных и средних школ лежит главным образом на школьных округах, объединяющих большинство школ. Школьные округа управляются школьными советами, состоящими из 5 —7 человек. Большая часть школьных советов избирается населением. Совет разрабатывает основы образовательной политики в своем округе, бюджет, размер налогов, взимаемых на нужды школьного образо­вания. Советы школьных округов распоряжаются субсидиями от федерального и штатных правительств на образование, нанимают преподавателей. В их функции входит строительство школьных зданий, разработка местных стандартов образования и контроль за их исполнением, изыскание средств и формирование бюджета.

На школьные округа приходится около 80% всех расходов по содержанию школ и свыше 50% конечных расходов на образование в целом. Расходы школьных округов на начальное среднее образо­вание покрываются за счет специального целевого местного налога на собственность субсидий штатов, целевые субсидии федерального правительства.

В непосредственной компетенции муниципалитетов находит­ся оказание услуг по уходу за детьми дошкольного возраста, орга­низация детского питания, планирование семьи, помощь умствен­но отсталым, профилактика и лечение психических заболеваний и т.п.

Как правило, данные услуги оказываются детям из семей с низ­кими доходами и из семей безработных.

В ведении местных органов (полном или частичном — в зависи­мости от законодательства штатов) находится программа оказания чрезвычайной помощи. К получателям чрезвычайной помощи отно­сятся бедняки, слепые, нетрудоспособные иждивенцы, испытываю­щие нужду в срочной помощи. В американских городах в основном используются два вида помощи: прямая денежная (примерно 160 долларов в месяц) и натуральная (продовольственные карточ­ки, помещение в больницу и т.д.).

В ряде случаев местные органы оказывают косвенную социаль­ную поддержку группам населения с низкими доходами главным образом путем освобождения от различных налогов.

Во Франции важным инструментом оказания помощи на мест­ном уровне является отдел социальной помощи (ОСП), базовые организации которого имеются в каждой коммуне. Они находятся в двойном подчинении — префектуры и мэрии. Их деятельностью руководит административная комиссия, состоящая в равной про­порции из членов, назначенных мэрией и генеральным советом. Президентом этой комиссии является мэр, которому принадлежит большинство голосов.

В небольших коммунах, имеющих менее 2 тыс. жителей, сред­негодовой бюджет ОСП составляет около 40 тыс. франков. Основ­ными видами помощи в них являются предоставление пособий (от 50 до 100 франков) в исключительных случаях (в 20% коммун), продовольственная помощь (в 29% коммун), новогодние подарки (в 70% коммун).

В коммунах, численность населения которых колеблется от 2 тыс. до 25 тыс. человек, размер бюджета ОСП в среднем оценива­ется в 630 тысяч франков. Деятельность ОСП в этих коммунах в основном направлена на предоставление помощи в исключитель­ных случаях, как правило, в натуральной форме (новогодние по­дарки — в 73% коммун, продовольственные посылки — в 40%, оде­жда — в 10% и т.д.). Получателями пособий являются пожилые люди (53% бюджета), безработные и инвалиды. Значительное раз­витие в последнее время получают предоставление помощи по хо­зяйству и выплата минимального гарантированного дохода некото­рым категориям малоимущего населения.

В крупных коммунах, число жителей которых превышает 25 тыс. человек, бюджет ОСП составляет значительную сумму — около 9,5 млн. франков. В этих коммунах предоставление социальной помо­щи в натуральном виде в последнее время уступает место регуляр­ным выплатам индивидуальных пособий с целью обеспечения не­имущих минимальным уровнем доходов.

Одной из главных задач ОСП является координация действий между различными организациями и ассоциациями муниципалите­тов.

В социальной сфере существует два типа ассоциаций, действую­щих по совершенно разным направлениям. Ассоциации первого ти­па были созданы для компенсации недостаточной работы властей по оказанию ряда услуг и для выявления новых видов потребно­стей (помощь по хозяйству, присмотр за детьми, предоставление юридической и административной информации и т.д.).

Ассоциации второго типа, как правило, заняты эксплуатацией оборудования, предназначенного для коллективного пользования в социальной сфере, наймом работников новой квал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.69 (0.019 с.)