Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полномочия органов муниципального управления в финансовой сфере↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 57 из 57 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Удовлетворение потребностей населения находится в прямой зависимости от финансовой самодостаточности территорий. Основой финансовой автономии муниципалитетов является местный бюджет. В Великобритании собственные бюджеты имеют графства, города-графства, неграфские города, городские и сельские округа; в Германии — общины и города; во Франции — департаменты и коммуны; в Японии — префектуры, районы, города; в Италии, Бельгии — провинции, коммуны; в Дании, Норвегии, Швеции — сельские и городские коммуны и т.д. Местные бюджеты широко используются для воздействия на экономику, для регулирований хозяйственных процессов, развития культуры и образования, сглаживания социальных конфликтов, трудоустройства населения и решения многих других проблем. Они являются неотъемлемым элементом жизни местных коллективов. Доходы местных бюджетов обычно складываются из четырех основных частей: налогов, неналоговых доходов, субсидий и дотаций из центрального бюджета и займов. Одним из наиболее важных источников доходов местных бюджетов являются налоги. Уровень доходов от налогообложения колеблется довольно широко. В Италии, Ирландии и Нидерландах он самый низкий и составляет менее 10% ресурсов местных бюджетов. Иное положение в Бельгии, Франции, Германии, Дании, Великобритании, где доходы от местных налогов превышают 20% бюджетных доходов. Лидируют в этой группе Дания и Франция. Там эта статья доходов превышает 40%. Система местного налогообложения стран Запада очень разнообразна. В Японии насчитывается около 30 местных налогов, в Италии — более 30, во Франции — более 50, в Бельгии — около 100, а в Великобритании их только 2. Различаются две группы местных налогов — собственные (местные) и общие. Собственные налоги взимаются в рамках данной административной единицы и в полном объеме поступают в местный бюджет. Контроль за их сбором закреплен за местными властями, которые имеют право самостоятельно или с определенными ограничениями регулировать ставки этих налогов. Общие налоги перераспределяются в пользу местных органов власти через центральный бюджет. Ставки этих налогов устанавливаются государством и не могут быть изменены местными органами власти самостоятельно. Местные налоги подразделяются на прямые и косвенные. Среди прямых налогов широко распространены такие, как подоходный налог с физических и юридических лиц, поимущественный, промысловый, поземельный, налог на профессию и т.д. Косвенные — включают налоги с продаж, акцизы на бензин, табак, спиртные напитки, потребление электричества, газа и некоторых других товаров. Кроме того, существует весьма разнородная группа так называемых прочих налогов (налоговые сборы на зрелища, собак, занятие торговлей, автотранспорт, выдачу лицензий и т.д.). Менее значительную роль в местных бюджетах играют неналоговые доходы. К ним относятся доходы от собственности, принадлежащей местным органам власти, от коммунальных услуг, коммерческой деятельности, продажи недвижимости, штрафов, денеж- ных сборов. Поступления в местные бюджеты по этой линии колеблются в пределах 10 — 25%. Доля доходов от пользования местным транспортом, дорогами, водой, газом, электроэнергией и т.д. во всей сумме неналоговых поступлений обычно невелика и состав-ляет в США всего 1%, в Германии и Японии — 6%, в Великобрита-нии 7%. Уровень доходов от муниципальной собственности находится в прямой зависимости от ее объема и характера и от специфики коммунальных предприятий. К важным источникам финансирования местных бюджетов всех стран Запада относятся государственные субсидии и дотации. Они обеспечивают основную часть местных бюджетных доходов. Так, в Италии за счет перераспределения средств из государственного бюджета коммуны получают около 80% доходов. В Нидерландах местные бюджеты на 80% формируются за счет государственных трансфертов. В Бельгии и Великобритании на государственные субсидии приходится около 60% бюджетных доходов, в Германии и Дании — около 45%, в Японии — 40%, во Франции — немногим более 30%, в США - 25%. Государственные трансферты в пользу местных органов власти предоставляются в трех формах: через перераспределение налоговых поступлений (например, система «налогового выравнивания» — в Германии), специальные целевые субсидии (субвенции) и субсидии-дотации общего назначения. Их виды и целевое назначение весьма разнообразны. Так, в США насчитывается более 200 видов субсидий, в Италии — свыше 100, в Великобритании около 50. Целевые субсидии характерны для многих стран Запада. Они выделяются под строго определенные проекты и программы, поэтому оставляют местным властям очень узкое поле для собственной инициативы. Субвенции преобладают в США, Италии, Германии, Японии, где используются на финансирование полиции, исправительных учреждений, экономической и социальной инфраструктур. В скандинавских странах они предназначаются в основном на программы в области образования и здравоохранения. Их использование контролируется правительством. Таким образом, специальные, целевые субсидии местным органам снимают финансовые проблемы, но в значительной степени ограничивают их свободу. Муниципалитеты, стремящиеся сохранить самостоятельность и избавить себя от финансовой зависимости от государственных органов, используют субсидии общего назначения, или дотации. Такие субсидии даются в основном для покрытия дефицита местного бюджета. Они содержат меньшее количество ограничений по использованию. Подобная система преобладает во Франции, Великобритании, распространена в Бельгии, Нидерландах, Германии, скандинавских странах. В Швеции использование общих субсидий не ограничено. Их главная цель — сглаживание различий между «бедными» и «богатыми» муниципалитетами, поэтому основной формой является субсидия, нивелирующая налоговые доходы. Следует отметить, что в унитарных государствах субсидии предоставляются центральным правительством, а в федеративных — как федеральными органами, так и субъектами федерации. Например, в Германии общины получают подобные средства в основном из бюджетов земель. При этом дотации выступают в качестве компенсации недостатка налоговых поступлений, а субвенции в большей части используются на финансирование капиталовложений. Средства для них резервируются в специальном фонде земель, формируемом за счет определенной доли отчислений от причитающихся землям общих налогов, а также от поступлений собственных налогов. Таким образом, финансовая поддержка государством муниципалитетов носит комплексный характер и направлена на покрытие местных расходов. Еще одним источником финансирования местных бюджетов являются займы. Традиционно их роль была весьма ограниченной, но в 80-е годы происходил интенсивный рост различных видов займов, осуществляемых местными властями. Наиболее распространенной формой долгосрочных займов являются закладные листы и муниципальные облигационные займы. Основная форма краткосрочных займов — боны. Процентная ставка по займам устанавливается местными органами власти с учетом уровня процента на рынке ссудных капиталов в момент выпуска, срока займа, а также состояния финансов местной администрации. В ряде стран займы предоставляются местным органам власти специальными государственными кредитными учреждениями из средств государственного бюджета. Право выпускать займы имеют прежде всего крупные административные единицы: субъекты федерации, графства, города, провинции. Заем может быть размещен не только на территории данной административной единицы, но и в любом другом городе, округе и даже в другой стране или в Международном кредитном центре, который специализируется на предоставлении займов местным властям. Следует оговориться, что внешние займы местных органов власти имеют ограниченное значение. В последнее время в отдельных странах Запада произошло со- / кращение государственного контроля за финансовой политикой местных властей (Франция, Великобритания, Дания, Нидерланды). В целом же этот контроль по-прежнему продолжает сохраняться; правительства контролируют выпуск местных займов; местные власти несамостоятельны в займовых операциях, они не вправе выпустить новый заем, не получив специального разрешения центрального правительства и не согласовав условий займа с центральным банком страны или министерством финансов. Центральное правительство обычно устанавливает как верхний предел займа, так и общий потолок местной задолженности. Для того чтобы решить проблему нехватки финансовых ресурсов, местные власти в последние десятилетия вынуждены все чаще участвовать в операциях на свободном рынке капиталов. Например, банковский сектор в странах ЕС дает от 5% (Италия, Нидерланды) до 15% (Франция, Бельгия) финансовых ресурсов местных бюджетов. Расходная часть местных бюджетов по своему целевому назначению подразделяется на капитальные и текущие расходы, а также расходы на погашение долговых обязательств. Величина расходов местных бюджетов свидетельствует о роли муниципалитетов в экономической и социальной жизни страны. В зависимости от доли этих расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны Запада можно подразделить на три группы. К первой группе следует отнести страны, в которых расходы местных бюджетов составляют 20 — 30% ВВП (Дания, Норвегия, Швеция). Ко второй группе — страны, в которых эти расходы колеблются в диапазоне от 14 до 20% (Нидерланды, Великобритания, Италия, Ирландия). К третьей — страны, где расходы ниже 10% ВВП (Бельгия, Германия, Франция, Португалия, Испания). Конечно, данная классификация весьма условна, так как границы между группами названных стран достаточно подвижны. Она отражает пропорции, которые сложились в отдельных странах в распределении властных полномочий, хозяйственно-экономических функций, а значит — социальных ролей между центром и местными органами власти. Вместе с тем показатель, который взят за основу классификации, ни в коей мере не может служить критерием оценки степени экономической и хозяйственной самостоятельности, предоставленной местным коллективам. На практике больший удельный вес расходов местных органов самоуправления отнюдь не тождествен большей свободе действий на местах. Так, в скандинавских странах, где этот показатель особенно высок, существует достаточно жесткая система государственного регулирования местных расходов и налогов. Таким образом, международный опыт свидетельствует о том, что местные органы власти должны обладать самостоятельной финансовой базой, соответствующей функциям и задачам, стоящим перед ними. Наряду с финансовой базой, экономическую основу муниципального управления составляет муниципальная собственность. Среди муниципальных предприятий достаточно отчетливо выделяются две основные группы: — предприятия прямого управления, жестко контролируемые местными органами власти; — предприятия с делегированным управлением, часть контроля над которыми передана местными властями физическим или юридическим лицам. Муниципальные предприятия прямого управления являются наиболее традиционной формой организации муниципальных дел. Значение этих предприятий по-прежнему остается важным в оказании следующих административных услуг: — пожарная охрана; — похоронная служба; — эксплуатация дорог; — регистрация актов гражданского состояния; — содержание архивов и библиотек, объектов культуры и спорта, служб социальной помощи и др. В сфере промышленной и торговой инфраструктуры (газо-, во-до- и энергоснабжение, отопление, транспорт, рынки, ярмарки и др.) они встречаются значительно реже. Предприятия прямого управления практически не имеют административной и финансовой автономии. Они не являются юридическими лицами, не могут самостоятельно решать вопросы найма или увольнения. Как правило, у них нет своего бюджета (их текущие расходы фиксируются в бюджете местных органов власти). В отдельных случаях такие предприятия составляют свой бюджет, который утверждается в качестве приложения к бюджету местных органов власти. Обычно эти предприятия не имеют своего собственного органа управления. Их обслуживающий персонал формируется из служащих местной администрации. Муниципальные предприятия прямого управления широко представлены во Франции, Бельгии, Нидер- ландах, Ирландии, Великобритании, Греции, Дании, Италии, Пор- / тугалии и других странах. Напротив, их роль весьма ограниченна в Германии, где они встречаются только в сфере эксплуатации городских путей сообщения и дорожном хозяйстве. В последнее время отмечается тенденция к изменению принци- ' пов контроля над предприятиями прямого управления. Местные власти предоставляют им относительную автономию в административном и финансовом плане. Такие предприятия получают статус юридического лица, но административный контроль над ними сохраняется. Предприятия прямого управления со статусом юридического лица имеют автономный бюджет (его убытки финансируются из местного бюджета), собственный орган управления, члены которого утверждаются и контролируются местной администрацией. Руководство такого предприятия самостоятельно решает вопросы найма и увольнения служащих в соответствии со своими финансовыми возможностями. Муниципальные предприятия прямого управления со статусом юридического лица в последние годы быстро распространяются во Франции, Греции, Португалии, Нидерландах, Испании, Италии в таких сферах, как водо-, газо- и электроснабжение, уборка бытового мусора, отопление, дорожные работы и др. Значительное место они занимают в средних и крупных городах Германии, где именуются «Stadtwerke» («городские работы»). Такие предприятия обеспечивают город питьевой водой (85 — 90%), электро- и газоснабжением (соответственно 27% и 75%), отоплением (50%). Обычно «городские работы» — это предприятия небольшой зоны действия (в пределах города и пригорода). В последние годы все более частыми становятся случаи, когда муниципальные предприятия прямого управления приватизируются, отдаются в концессию или преобразуются в смешанные компании. Муниципальные предприятия с делегированным управлением существуют во всех странах Западной Европы. Делегирование управления предполагает передачу функций управления муниципальными предприятиями физическим и юридическим лицам, представляющим как государственные, так и частные учреждения. Оно может происходить в форме концессии (по контракту), создания смешанных компаний, ассоциаций или межкоммунальных (т.е. объединяющих несколько местных коллективов) образований. При передаче управления предприятия в концессию между местными властями и физическим или юридическим лицом заключается контракт, в котором определяются права и обязанности сторон, срок действия соглашения и другие условия. Концессия является достаточно гибкой формой передачи управления. Она дает местным властям возможность сэкономить средства на капиталовложениях, высвободить местные бюджетные ресурсы. Система концессии широко распространена во Франции в сфере водо-, газо- и энергоснабжения, общественного транспорта, строительных работ и т.д. В большинстве случаев срок концессии составляет 12 — 24 года. Контракт о концессии может быть прерван местными властями досрочно, даже если не были нарушены его условия (в этом случае часть затрат возмещается). Местный коллектив имеет право контролировать деятельность предприятия, отданного в концессию, и может фиксировать тарифы на услуги. По окончании срока контракта все оборудование, используемое контрактантом для производства услуг, безвозмездно возвращается местным органам власти. В Германии на условиях концессии работает около 40 частных предприятий, обеспечивающих электроснабжение в сельских районах. Почти 50% услуг по сбору и переработке бытовых отходов в городских агломерациях Германии также выполняют по контракту частные предприятия. На условиях концессии в руках смешанных компаний находится две трети производства электроэнергии. В Португалии муниципальные услуги передаются в концессию (в основном на 20 лет) только государственным юридическим лицам. В некоторых крупных городах страны концессиям переданы по долгосрочному контракту газоснабжение, метро и городской транспорт. В других западноевропейских странах концессия используется местными властями в ограниченных масштабах. Так, в Великобритании объектом концессии является лишь пассажирский транспорт, в Ирландии — строительные работы и отдельные коммунальные услуги, в Бельгии — туристские зоны, автостоянки, в Нидерландах — некоторые предприятия местной промышленности и торговли, в Италии — предприятия сферы культуры и т.д. В условиях ограниченности ресурсов отдельных местных органов власти особенно возрастает значение смешанных компаний, объединяющих муниципальный и частный капитал. В большинстве случаев смешанные компании позволяют сохранить контроль местных властей над услугами общественного пользования и эффективное их выполнение. Так, во Франции смешанные компании создаются для благоустройства территории, выполнения промышленных и торговых услуг. Местные власти могут иметь незначительную долю в капитале такой компании, но предоставляют гарантии по финансированию работ, что дает им возможность контролировать деятельность ком- \ пании. В Бельгии акционерами смешанных компаний обычно являются расположенные поблизости друг от друга коммуны и частные предприятия. Коммуны имеют большинство голосов в органах управления смешанной компании, независимо от их доли в капитале. В Бельгии смешанные компании занимаются газо-, во до- и электроснабжением, переработкой бытовых отходов, санитарным контролем. Подобные компании встречаются во многих других странах. Помимо оказания коммунальных услуг, они занимаются автостоянками, гостиницами (Ирландия), общественным транспортом (Великобритания), театрами, туризмом, сферой отдыха (Греция) и т.д. Существует практика передачи муниципальных предприятий ассоциациям потребителей. Например, во Франции ассоциация родителей какого-либо учебного заведения получает в порядке концессии школьные столовые и управляет ими. Согласно законодательству эти ассоциации подчиняются частному праву, а потому их финансовая деятельность не регламентируется государственными органами. Тем не менее ассоциации, получающие субсидии местных властей, контролируются региональной счетной палатой. Широкое распространение в последние годы получает создание объединенных муниципальных предприятий местными органами власти одного или разных уровней. При этом создаются совместные органы управления. Объединение ресурсов местных коллективов соседних районов позволяет более эффективно организовывать деятельность муниципальных предприятий. Во Франции объединенные муниципальные предприятия подчиняются государственному праву, имеют статус юридического лица, их бюджеты отделены от бюджетов местных органов власти. Такие объединения создаются для благоустройства территории, урбанизации, организации работ общественного транспорта, водо-, газо- и электроснабжения. Объединенные муниципальные предприятия достаточно широко распространены в Бельгии, Испании, Португалии, Люксембурге. В этих странах они заняты в таких сферах, как водо-, газо- и электроснабжение, ассенизация, переработка бытовых отходов, медицинское обслуживание, финансирование проектов развития транспортной сети, жилищного строительства и т.д. Таким образом, муниципальная собственность играет существенную роль в экономической жизни демократических государств. Она позволяет удовлетворять потребности населения, обеспечивая необходимыми товарами и услугами. Величина и форма управления муниципальным сектором в той или иной стране зависят от социально-экономической стратегии государства и степени влияния центра на политику местных властей. Муниципальные органы власти принимают активное участие в социально-экономическом развитии своих территорий. Они осуществляют и координируют разнообразные мероприятия по стимулированию создания новых предприятий и производств, регулированию деятельности отдельных отраслей, организации и развитию хозяйственной инфраструктуры. Так, в Германии для привлечения дополнительных средств и развития различных форм предпринимательской деятельности местные органы власти активно способствуют размещению производства на своих территориях, предоставляя специальные субсидии, льготные кредиты и тарифы на электроэнергию, доплаты на покрытие расходов по транспортировке и строительно-монтажным работам, налогообложению, приобретению земельных участков и их инженерной подготовки к последующему размещению производственных объектов. Во Франции используются прямые и косвенные виды помощи предпринимателям. Прямая помощь оказывается только на уровне региона. Она включает: — «премию за занятость», т.е. за всякую операцию по созданию и расширению экономической деятельности (в пределах суммы расходов на создание 30 рабочих мест); — премию за создание предприятий (в размере не более 150 тыс. франков); — кредитные скидки и займы на льготных условиях. Кроме того, регионам предоставлены полномочия распределять по кредитам центрального правительства или от его имени премию за освоение и обустройство территории. Косвенную экономическую помощь оказывают коммуны, департаменты и регионы, располагающие в этой области одинаковыми прерогативами (при условии запрета на любое непосредственное участие в капитале предприятия и соблюдения предела гарантирования займа). Они могут предоставлять услуги при найме помещения или покупке участка под строительство, оказывать техническую помощь, гарантировать займы, освобождать от уплаты профессионального налога. Разнообразная по формам и направлениям экономическая помощь предприятиям со стороны органов местного самоуправления способствует улучшению положения как предпринимателей, так и трудящихся.
В США широкое распространение получила практика создания / предпринимательских зон. Как правило, они формируются в районах, где в течение длительного времени наблюдается спад экономической активности. Впервые зоны предпринимательства появились в начале 80-х гг. и стали пользоваться значительной поддержкой президентской администрации. В конце 80-х гг. в 37 штатах были приняты законы об организации таких зон, ставших одним из главных инструментов возрождения старых промышленных центров. В этих зонах с корпораций, которые создают предприятия и нанимают на работу местных жителей, снижаются налоги, им предоставляются кредиты и субсидии, сужается вмешательство в их хозяйственную деятельность. В ряде муниципалитетов частные фирмы, желающие разместить свой капитал в данном районе, освобождаются от штатного налога на прибыль корпораций, налогов поимущественного, на машины и оборудование, на изобретения и сырьевые материалы, используемые в производстве, на некоторые виды продукции, с оборота, на землю и капиталовложения. Им предоставляется право ускоренной амортизации производственного и транспортного оборудования, позволяющее списывать часть прибылей в издержки. Стимулирование деловой активности в предпринимательских зонах достигается также, во-первых, за счет продажи в частные руки штатной муниципальной собственности (земли, зданий, сооружений), находящейся на их территории; во-вторых, путем отмены некоторых видов штатного и местного регулирования предпринимательской деятельности (требований по строительству зданий и благоустройству территорий, ежегодных лицензионных платежей на право предпринимательства и т.д.). При этом не упускается из вида социальный фактор. Те корпорации, которые размещают в этих зонах свои предприятия, а также расширяют и реконструируют старые, нанимая при этом не менее трети персонала из числа местных жителей, получают значительные льготы по выплатам налогов на прибыль и на собственность. Широкое распространение получили зоны предпринимательства в Великобритании. Они различны по площади — от 50 до 450 гектаров — и могут состоять из нескольких территорий, граничащих друг с другом. Большая их часть находится в районах, где долгое время не производились капиталовложения в промышленность или традиционные отрасли пришли в упадок. Руководство этими зонами было возложено на местные органы власти (за исключением Северной Ирландии). Потери, связанные с предоставляемыми компаниям налоговыми льготами, компенсируются местным органам государством. Это позволило уже в конце 80-х гг. в зонах предпринимательства в Англии, Уэльсе и Шотландии получить работу 89 500 человек. При этом 58% рабочих мест приходилось на производство, 42% — на сферу услуг. Здесь работало около 4 тыс. мелких и средних фирм. Одним из источников финансирования приоритетных направлений «местной экономики», широко используемых за рубежом, является выпуск ценных бумаг. Так, в США для финансирования строительства новых предприятий или расширения действующих муниципалитеты выпускают специальные облигации промышленного развития. Аккумулируемые таким способом средства местные власти предоставляют вновь создающимся предприятиям под невысокие проценты. Эти средства впоследствии возмещаются за счет прибыли действующих предприятий. С целью стимулирования экономической активности широкое распространение получили доходные, или общие, облигации, которые используются в качестве эффективной формы привлечения частного капитала. Прибыли от облигаций муниципалитетов не облагаются подоходным налогом и налогами на финансовые активы в банках. Как правило, значительная часть средств, полученных от выпуска этих облигаций, направляется на строительство объектов, характеристика которых заранее согласовывается с заинтересованными в строительстве фирмами. Впоследствии фирма получает в аренду данный объект с перспективной получения его в собственность по заниженной цене. При этом сама стоимость объекта значительно ниже средней, поскольку первоначально, являясь государственным предприятием, он не подлежал местному налогообложению. Практикуется также выпуск промышленных облигаций развития и облигаций, предназначенных для получения средств на финансирование депрессивных районов городов (льготные облигационные займы на жилищное строительство, на создание различного рода предприятий и объектов общественного назначения, инфраструктуры). Выпуск этих облигаций не является каналом перераспределения бюджетных средств в пользу бизнеса, хотя и дает немалые выгоды предпринимателям: возможность избавиться от трудностей изыскания инвестиционных средств и право арендовать или приобретать объекты по стоимости ниже среднерыночной. Таким образом, выпуск облигаций местными органами власти, с одной стороны, способствует успешной реализации ряда крупных проектов в городах, а с другой — позволяет корпорациям получать / за счет этого дополнительные доходы. В США вновь создающимся на территории городов компаниям в перспективных наукоемких отраслях предоставляются венчурные ; капиталы. И хотя положение таких компаний часто связано со зна- I чительным риском, местные и государственные органы власти идут на него, действуя сообща в интересах привлечения передовых производств и создания новых рабочих мест. С этой целью организуются специальные корпорации по стимулированию новых технологий, которые вкладывают миллионы долларов венчурных капиталов в развитие перспективных производств. В этом случае капиталовложения не только позволяют создавать новые рабочие места, но и обеспечивают устойчивые отчисления от налога на прибыли компаний в бюджет штата и местных органов власти. Местные органы власти играют существенную роль в развитии и эксплуатации транспортных систем, находящихся на их территории, в том числе в строительстве дорог, мостов, туннелей, в обустройстве земель, подлежащих отчуждению при подобном строительстве. Эта деятельность финансируется посредством введения специальных налогов на владельцев транспорта, выпуска целевых займов и отчислений из бюджета. Таким образом, наиболее эффективными инструментами экономической политики органов муниципального управления являются: — освобождение компаний от уплаты налога на прибыль или его существенное сокращение; — льготные ставки подоходного, поимущественного налогов в случае расширения предпринимательской деятельности на территории, находящейся под юрисдикцией местных органов власти; — организация предпринимательских зон; — создание специальных компаний и фондов развития; — предоставление премий, субсидий, право ускорения амортизации и др. Органы муниципального управления развитых стран принимают активное участие в разработке и реализации социальной политики. Ее результативность во многом зависит от рациональности и четкости разделения функций и полномочий между различными уровнями власти. В разное время муниципалитеты имели неодинаковые условия для исполнения социальных функций. Это зависело от политических процессов, проходивших в странах демократии. Так, в США периода 70-х — начала 90-х г. возобладала общая тенденция децентрализации. Она сопровождалась ростом самостоятельности местных органов власти в проведении государственных социальных программ. Отказ федерального правительства от ряда своих полномочий в пользу местных властей был обусловлен тем, что именно местные власти, каждодневно и непосредственно сталкиваясь с социальными проблемами американцев, могут более оперативно и эффективно их решать. В настоящее время в США через бюджеты местных органов власти осуществляется финансирование 68% государственных расходов на образование (в том числе 99% затрат на начальное и среднее образование), 41% государственных расходов на здравоохранение, 38% на строительство и содержание шоссейных дорог, 74% на содержание полиции, 100% на пожарную охрану. Деятельность органов государственной власти всех уровней (федерального, штатного и местного) в социальной сфере охватывает социальное страхование, социальную помощь и социальные услуги (образование, здравоохранение, подготовка кадров, жилищное строительство). В компетенции штатов и органов муниципального управления находится страхование по временной нетрудоспособности, по производственному травматизму и профессиональным заболеваниям, а также программы пособий на детей. В США правительство штатов и местные органы власти участвуют в финансировании и реализации двух крупнейших государственных программ медицинского страхования — «Медикэр» и «Ме-дикэйд». Программа «Медикэр» охватывает лиц в возрасте 65 лет и старше, инвалидов, застрахованных по общей программе социального страхования; программа «Медикэйд» — прежде всего беднейшее население с доходами ниже официальной черты бедности. В конце 80-х гг. программа «Медикэр» распространялась на 33,5 млн. человек, «Медикэйд» — на 23,5 млн. человек. Местные органы играют важную роль в развитии школьного образования. В США непосредственное руководство деятельностью начальных и средних школ лежит главным образом на школьных округах, объединяющих большинство школ. Школьные округа управляются школьными советами, состоящими из 5 —7 человек. Большая часть школьных советов избирается населением. Совет разрабатывает основы образовательной политики в своем округе, бюджет, размер налогов, взимаемых на нужды школьного образования. Советы школьных округов распоряжаются субсидиями от федерального и штатных правительств на образование, нанимают преподавателей. В их функции входит строительство школьных зданий, разработка местных стандартов образования и контроль за их исполнением, изыскание средств и формирование бюджета. На школьные округа приходится около 80% всех расходов по содержанию школ и свыше 50% конечных расходов на образование в целом. Расходы школьных округов на начальное среднее образование покрываются за счет специального целевого местного налога на собственность субсидий штатов, целевые субсидии федерального правительства. В непосредственной компетенции муниципалитетов находится оказание услуг по уходу за детьми дошкольного возраста, организация детского питания, планирование семьи, помощь умственно отсталым, профилактика и лечение психических заболеваний и т.п. Как правило, данные услуги оказываются детям из семей с низкими доходами и из семей безработных. В ведении местных органов (полном или частичном — в зависимости от законодательства штатов) находится программа оказания чрезвычайной помощи. К получателям чрезвычайной помощи относятся бедняки, слепые, нетрудоспособные иждивенцы, испытывающие нужду в срочной помощи. В американских городах в основном используются два вида помощи: прямая денежная (примерно 160 долларов в месяц) и натуральная (продовольственные карточки, помещение в больницу и т.д.). В ряде случаев местные органы оказывают косвенную социальную поддержку группам населения с низкими доходами главным образом путем освобождения от различных налогов. Во Франции важным инструментом оказания помощи на местном уровне является отдел социальной помощи (ОСП), базовые организации которого имеются в каждой коммуне. Они находятся в двойном подчинении — префектуры и мэрии. Их деятельностью руководит административная комиссия, состоящая в равной пропорции из членов, назначенных мэрией и генеральным советом. Президентом этой комиссии является мэр, которому принадлежит большинство голосов. В небольших коммунах, имеющих менее 2 тыс. жителей, среднегодовой бюджет ОСП составляет около 40 тыс. франков. Основными видами помощи в них являются предоставление пособий (от 50 до 100 франков) в исключительных случаях (в 20% коммун), продовольственная помощь (в 29% коммун), новогодние подарки (в 70% коммун). В коммунах, численность населения которых колеблется от 2 тыс. до 25 тыс. человек, размер бюджета ОСП в среднем оценивается в 630 тысяч франков. Деятельность ОСП в этих коммунах в основном направлена на предоставление помощи в исключительных случаях, как правило, в натуральной форме (новогодние подарки — в 73% коммун, продовольственные посылки — в 40%, одежда — в 10% и т.д.). Получателями пособий являются пожилые люди (53% бюджета), безработные и инвалиды. Значительное развитие в последнее время получают предоставление помощи по хозяйству и выплата минимального гарантированного дохода некоторым категориям малоимущего населения. В крупных коммунах, число жителей которых превышает 25 тыс. человек, бюджет ОСП составляет значительную сумму — около 9,5 млн. франков. В этих коммунах предоставление социальной помощи в натуральном виде в последнее время уступает место регулярным выплатам индивидуальных пособий с целью обеспечения неимущих минимальным уровнем доходов. Одной из главных задач ОСП является координация действий между различными организациями и ассоциациями муниципалитетов. В социальной сфере существует два типа ассоциаций, действующих по совершенно разным направлениям. Ассоциации первого типа были созданы для компенсации недостаточной работы властей по оказанию ряда услуг и для выявления новых видов потребностей (помощь по хозяйству, присмотр за детьми, предоставление юридической и административной информации и т.д.). Ассоциации второго типа, как правило, заняты эксплуатацией оборудования, предназначенного для коллективного пользования в социальной сфере, наймом работников новой квал
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.69 (0.019 с.) |