Ответственность перед государством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность перед государством



Согласно ст. 72 Федерального закона 2003 г. ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед госу­дарством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных законов, конституции (устава) субъекта Федерации, законов субъекта Фе­дерации, устава муниципального образования, а также в случае не­надлежащего осуществления указанными органами и должностны­ми лицами переданных им отдельных государственных полномо­чий. При этом ответственность перед государством наступает за нарушение действующего законодательства независимо от того, ко­му причиняется реальный ущерб — непосредственно государству или физическим и юридическим лицам.

Должностные лица местного самоуправления могут быть при­влечены к административной и уголовной ответственности в зави­симости от совершенного противоправного деяния, а также в опре­деленных случаях к дисциплинарной ответственности.

Административная ответственность должностных лиц местного самоуправления наступает за совершение административных пра­вонарушений, конкретные составы которых установлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, федеральных законах и законах субъектов Федерации.

Основанием уголовной ответственности должностного лица ме­стного самоуправления может являться только совершение им дея­ния, содержащего все признаки состава преступления, предусмот­ренного Уголовным кодексом РФ в гл. 30 «Преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Так, уголовной от­ветственности подлежит должностное лицо местного самоуправле­ния, виновное в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285), превышении должностных полномочий (ст. 286), непра­вомерном отказе в предоставлении информации, а также в предос­тавлении заведомо неполной либо ложной информации Федераль­ному Собранию или Счетной палате РФ (ст. 287), незаконном участии в предпринимательской деятельности (ст. 289), получе­нии взятки (ст. 290), служебном подлоге (ст. 292), халатности (ст. 293).

Применение к должностным лицам местного самоуправления дисциплинарных мер в качестве ответственности перед государст­вом может осуществляться на основании частного определения суда

судом незаконными, возмещаются в соответствии с порядком, уста­новленным Гражданским кодексом РФ.

Основанием государственно-правовой ответственности предста­вительного органа местного самоуправления, главы муниципально­го образования либо главы местной администрации может стать не­своевременное исполнение ими решения суда.

Так, если соответствующим судом установлено, что представи­тельным органом муниципального образования принят норма­тивный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, феде­ральным конституционным законам, федеральным законам, кон­ституции (уставу), законам субъекта Федерации, уставу муници­пального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу реше­ния суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий норматив­ный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Федерации в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, ус­тановившего факт неисполнения данного решения, вносит в законо­дательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации проект закона субъекта Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

Полномочия представительного органа муниципального образо­вания прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Фе­дерации о его роспуске.

Закон субъекта Федерации о роспуске представительного орга­на муниципального образования может быть обжалован в судеб­ном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд дол­жен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации издает право­вой акт об отрешении от должности главы муниципального образо­вания или главы местной администрации в случае:

1) издания указанным должностным лицом местного само­управления нормативного правового акта, противоречащего Кон­ституции РФ, федеральным конституционным законам, федераль­ным законам, конституции (уставу), законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия ус­тановлены соответствующим судом, а это должностное лицо в тече­ние двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в те­чение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) совершения указанным должностным лицом местного само- £ управления действий, в том числе издания им правового акта, не-носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, ее национальной безопасности и обороноспособности, единству правового и экономического про­странства Российской Федерации, нецелевое расходование субвен­ций из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должно­стное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по испол­нению решения суда.

Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта Федерации издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу по­следнего решения суда, необходимого для издания указанного ак­та, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Глава муниципального образования или глава местной админи­страции, в отношении которых высшим должностным лицом субъ­екта Федерации был издан правовой акт об отрешении от долж­ности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем че­рез 10 дней со дня ее подачи.

Новацией Федерального закона 2003 г. стало введение в качест­ве санкций государственно-правовой ответственности временного осуществления органами государственной власти отдельных полно­мочий органов местного самоуправления.

Отдельные полномочия органов местного самоуправления мо­гут временно осуществляться органами государственной власти субъектов Федерации в случае:

1) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установ­ленном Бюджетным кодексом РФ, превышающая 30% собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финан­совом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, пре­вышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в отношении бюд­жетов указанных муниципальных образований (в соответствии с ФЗ 2003 г. вступает в силу с 1 января 2008 г.);

2) если при осуществлении отдельных переданных государст­венных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено неце­левое расходование бюджетных средств либо нарушение Конститу­ции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

В случае наступления вышеуказанного первого основания в со­ответствующем муниципальном образовании по ходатайству выс­шего должностного лица субъекта Федерации и (или) представи­тельного органа муниципального образования, главы муниципально­го образования решением арбитражного суда субъекта Федерации вводится временная финансовая администрация на срок до одного года (в соответствии с ФЗ 2003 г. вступает в силу с 1 января 2008 г.). Временная финансовая администрация не может вводиться по ходатайству высшего должностного лица субъекта Федерации в те­чение одного года со дня вступления в полномочия представитель­ного органа муниципального образования.

В целях восстановления платежеспособности муниципального образования временная финансовая администрация в соответствии с федеральным законом принимает меры по реструктуризации про­сроченной задолженности муниципального образования, разраба­тывает изменения и дополнения в бюджет муниципального образо­вания на текущий финансовый год, проект бюджета муниципально­го образования на очередной финансовый год, представляет их в представительный орган муниципального образования на рассмот­рение и утверждение, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации для утверждения законом субъекта Федера­ции, обеспечивает контроль за исполнением бюджета муниципаль­ного образования, а также осуществляет иные полномочия в соот­ветствии с Федеральным законом.

В случае наступления вышеуказанного второго основания реше­ние о временном осуществлении органами исполнительной власти субъекта Федерации отдельных полномочий органов местного са­моуправления принимается высшим исполнительным органом госу­дарственной власти субъекта Федерации с одновременным изъяти­ем соответствующих субвенций.

Указанные решения органов государственной власти субъектов Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке. Суд дол-

жен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

В порядке и случаях, установленных федеральными законами, от­дельные полномочия органов местного самоуправления могут времен­но осуществляться федеральными органами государственной власти.

Государственно-правовая ответственность к муниципальным и3" бирательным комиссиям (комиссиям референдума) применяется в судебном порядке в виде расформирования вследствие признания недействительными итогов голосования на соответствующей терри­тории муниципального образования либо результатов выборов, ре­ферендума (ст. 31 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об ос­новных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации»).

Административная ответственность за отдельные виды админи­стративных правонарушений со стороны органов местного само­управления наступает в соответствии с Кодексом РФ об админист­ративных правонарушениях применительно как и к другим юридическим лицам.

Государственный надзор и ответственность перед государством не означают ограничение автономии местного самоуправления. Их следует рассматривать как естественный противовес правам, кото­рые предоставлены и гарантированы законодательством местным сообществам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.01 с.)