Полномочия в области управления муниципальной собственностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полномочия в области управления муниципальной собственностью



Муниципальной собственностью является имущество, принад­лежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, муниципальным районам, городским округам. Муниципальное имущество подразделяется на две основные группы:

• имущество, закрепленное за муниципальными предприятия­ми и учреждениями;

• средства соответствующего местного бюджета и иное имуще­ство, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учре­ждениями, составляющие муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения, муниципального района, город­ского округа.

Согласно Конституции РФ местное самоуправление обеспечи­вает самостоятельное решение населением вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществ­ляют органы местного самоуправления в соответствии с муници­пальным уставом.

Практически органы местного самоуправления пользуются пол­ной гражданско-правовой свободой в отношении муниципальной собственности.

Установление порядка управления и распоряжения муници­пальной собственностью относится к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 85 Федерального закона 2003 г. Прави­тельство РФ утверждает до 1 января 2005 г. порядок перераспреде­ления имущества между Российской Федерацией, субъектами Фе­дерации, муниципальными образованиями, а также порядок раз­граничения имущества, находящегося в муниципальной собственно­сти, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с новым разграничением вопросов местно­го значения. Указанная передача имущества должна быть осущест­влена безвозмездно в течение 2005 года.

Формирование муниципальной собственности ведется и на ос­нове собственной экономической деятельности муниципальных об­разований путем строительства и приобретения объектов различно­го назначения, создания муниципальных предприятий и учрежде­ний, участия в деятельности акционерных обществ, осуществления внешнеэкономической деятельности и т. д.

Для осуществления социальной и хозяйственной деятельности органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать муниципальные предприятия и учреждения, определять цели, условия и порядок их деятельности, осуществлять регулиро­вание цен и тарифов на их продукцию (услуги), решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Муниципальные предприятия и уч-

реждения могут быть созданы согласно ст. 113, 114 и 120 Граждан­ского кодекса РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Организационные и правовые основы преобразования отноше­ний собственности посредством приватизации муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации устанавливает Федеральный за­кон от 21 декабря 2001 г. <<О приватизации государственного и му­ниципального имущества».

Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципаль­ных образований имущества в собственность физических и юриди­ческих лиц.

Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком (муниципальный заказ) на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслу­живанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необ­ходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполне­ние других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Муниципальный заказ представляет собой соглашение между органом местного самоуправления и подрядной организацией на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, финансируе­мых за счет средств местного бюджета. Размещение муниципально­го заказа должно осуществляться, как правило, на основе открыто­го конкурса. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с феде­ральными законами и иными актами РФ.

Права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним муниципальных образований подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным зако­ном от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ним»1.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения госу­дарством возникновения, ограничения (обременения), перехода

СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594; 2003. № 24. Ст. 2244.

или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Государственная регистрация является единственным доказа­тельством существования зарегистрированного права. Зарегистри­рованное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится по установлен­ной системе записей о правах на каждый объект недвижимого иму­щества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту на­хождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обя­зан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государствен­ном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме.

Органы местного самоуправления обладают определенными правами на бесхозяйные недвижимые вещи на подведомственной им территории. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию пра­ва на недвижимое имущество, по заявлению главы местной админи­страции, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки такой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

§2

Полномочия органов местного самоуправления по поддержке и развитию хозяйственной деятельности населения

Органы местного самоуправления, решая задачи удовлетворе­ния основных жизненных потребностей населения в различных сферах, должны использовать для этого наряду с муниципальной собственностью и местными финансами разные средства поддерж­ки и развития хозяйственной деятельности граждан. Они должны содействовать созданию на своей территории предприятий и учреж­дений различных организационно-правовых форм и форм собст-

венности, занятых особенно обслуживанием населения, стимулиро­вать их деятельность, оказывать поддержку и конкретную помощь становлению и развитию различным социальным объединениям жителей в целях реализации их права на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринима­тельской деятельности, выполнения собственных инициатив.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпри­нимательства в Российской Федерации^ органы мест­ного самоуправления должны содействовать развитию малого предпринимательства.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются ком­мерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, общественных и ре­лигиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или не­скольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя чис­ленность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности -100; в строительстве - 100; на транспорте -- 100; в сельском хо­зяйстве — 60; в научно-технической сфере — 60; в оптовой торгов­ле — 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населе­ния — 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются так­же физические лица, занимающиеся предпринимательской дея­тельностью без образования юридического лица.

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать до­полнительные условия для регистрации субъектов малого предпри­нимательства по сравнению с условиями, установленными закона­ми.

В целях развития и поддержки малого предпринимательства органы местного самоуправления разрабатывают муниципальные программы, включающие в себя следующие основные положения:

• меры по созданию соответствующей инфраструктуры, в том числе информационной, в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходи-

СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343; 1998. № 31. Ст. 3826; 2002. № 12. Ст. 1093.

мой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией;

• перспективные направления развития малого предпринима­тельства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

• меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

• меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужа­щих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

• предложения по установлению налоговых льгот и ежегодно­му выделению средств из местных бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

• меры по обеспечению передачи субъектам малого предприни­мательства результатов научно-исследовательских, опытно-конст­рукторских и технологических работ, а также инновационных про­грамм;

• меры по обеспечению передачи субъектам малого предприни­мательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных ус­ловиях;

• меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объек­тов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств;

• меры по развитию системы подготовки, переподготовки и по­вышения квалификации кадров для малого предпринимательства.

В целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предприниматель­ства, создаются муниципальные фонды путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации госу­дарственного и муниципального имущества, доходов от собствен­ной деятельности, добровольных взносов физических и юридиче­ских лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размеще­ния ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Задачи и функции муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства определяются в их уставах, утверждаемых органами местного самоуправления, уполномоченными создавать такие фонды. Муниципальные фонды

взаимодействуют с аналогичными федеральными и региональными фондами на основе принципов равенства участников, взаимной эко­номической заинтересованности и ответственности.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производ­ства»1 органы местного самоуправления, исходя из интересов насе­ления, должны участвовать в осуществлении на своей территории государственной политики в сфере аграрного производства путем экономического воздействия на производство, переработку и реали­зацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техни­ческое обслуживание и материально-техническое обеспечение агро­промышленного производства.

Государственная поддержка развития социальной сферы села из федерального бюджета осуществляется в соответствии с феде­ральными целевыми программами в области развития социальной сферы села, а также в виде дотаций, предоставляемых местным бюджетом в порядке, установленном действующим законодательст­вом.

Правовые и экономические основы создания и дея­тельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 8 декаб­ря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации»2, который гаран­тирует гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам пра­во на создание и государственную поддержку сельскохозяйствен­ных кооперативов и их союзов (ассоциаций).

Сельскохозяйственный кооператив организация,

созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на ос­нове добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения матери­альных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйст­венный кооператив может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива.

Производственный кооператив является коммерческой органи­зацией. Видами производственных кооперативов являются сельско­хозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство, а также иные кооперативы. Число членов

1 СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3501; 2003. № 2. Ст. 160.

2 СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870; 2003. № 2. Ст. 160 и 167; № 24. Ст. 2248.

 

производственного кооператива должно быть не менее пяти. Не ме­нее 50% объема работ в производственном кооперативе должно вы­полняться его членами. Государство стимулирует создание и под­держивает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживаю­щих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития террито­рий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и инфор­мационное обеспечение. Участвовать в осуществлении этой полити­ки должны и органы местного самоуправления.

Особенности создания и правового положения акцио­нерных обществ работников (народных предприятий), права и обязанности их акционеров, а также обеспечение защиты прав и интересов акционеров определяет Федеральный закон Рос­сийской Федерации от 19 июля 1998 г. «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предпри­ятий)»1.

Народное предприятие может быть создано в порядке, преду­смотренном указанным Федеральным законом, путем преобразова­ния любой коммерческой организации, за исключением государст­венных унитарных предприятий, муниципальных унитарных пред­приятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом не допускается.

Работникам народного предприятия должно принадлежать ко­личество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 75% его уставного капитала. Среднеспи­сочная численность работников народного предприятия не может составлять менее 51 человека. При снижении указанной численно­сти народное предприятие обязано в течение 1 года привести ее в соответствие либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы. Число работников, которые не являются акционерами народного предприятия, за отчетный финансовый год не должно превышать 10% численности работников народного предприятия.

Председателем наблюдательного совета является входящий в него по должности генеральный директор народного предприятия, если его уставом не предусмотрено иное. Руководство текущей дея­тельностью народного предприятия осуществляется его генераль­ным директором, являющимся единоличным исполнительным орга-

СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3611; 2002. № 12. Ст. 1093.

ном народного предприятия. Генеральный директор избирается ре=, шением общего собрания акционеров на срок, определенный уста­вом народного предприятия, но не более чем на 5 лет, и может изби­раться неограниченное число раз.

Правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их созда­ния, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанно­сти их членов определяет Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объ­единениях граждан»1.

В соответствии с указанным Законом органы местного само­управления, как и государственные органы исполнительной вла­сти, вправе:

• вводить в штат органов местного самоуправления специали­стов по вопросам развития личного подсобного и дачного хозяйст­ва, садоводства и огородничества;

• предоставлять на льготных условиях помещения, средства связи, оргтехнику, коммунальные услуги ассоциациям (союзам) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объе­динений;

• вести просветительскую и агитационную работу в целях попу­ляризации ведения садоводства, огородничества или дачного хо­зяйства;

• обеспечивать на льготных условиях под залог садовых, ого­родных и дачных земельных участков и другого недвижимого иму­щества выдачу кредитов на приобретение земельных участков, их освоение и благоустройство, приобретение и строительство жилых строений, жилых домов, хозяйственных строений и сооружений;

• предоставлять через систему государственного агротехниче­ского обслуживания услуги по поставке сортовых семян и посадоч­ного материала сельскохозяйственных культур, органических и ми­неральных удобрений, средств защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней;

• обеспечивать на льготных условиях выдачу кредитов на ин­женерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в размере до 50% общей суммы сметных затрат с последующим погашением кредитов, а так­же процентов за их использование;

СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801; 2000. № 48. Ст. 4632; 2002. № 12. Ст. 1093.

 

• возмещать в полном объеме осуществляемые за счет целевых взносов затраты на инженерное обеспечение территорий садоводче­ских, огороднических и дачных некоммерческих объединений;

• устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их са­доводческих, огороднических и дачных некоммерческих объедине­ний нормативы платы за электрическую энергию, воду, газ, теле­фон, определенные для сельских потребителей;

• устанавливать льготы по местным налогам подрядным орга­низациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим строительство объектов общего пользования в садоводческих, ого­роднических и дачных некоммерческих объединениях;

• вводить льготы по оплате проезда садоводов, огородников, дачников и членов их семей на пригородном пассажирском транс­порте до садовых, огородных или дачных земельных участков и об­ратно;

• участвовать в формировании фондов взаимного кредитования посредством предоставления средств в размере до 50% общей сум­мы взносов;

• участвовать в создании фондов проката посредством предос­тавления средств в размере 50% общей суммы взносов в фонд про­ката;

• предоставлять средства на инженерное обеспечение террито­рий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объ­единений до 50% общей суммы сметных затрат;

• возмещать в полном объеме осуществляемые за счет целевых взносов затраты на инженерное обеспечение территорий садоводче­ских, огороднических и дачных некоммерческих объединений;

• предоставлять средства на землеустройство и организацию территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерче­ских объединений, восстановление и повышение плодородия поч­вы, защиту садовых, огородных и дачных земельных участков от эрозии и загрязнения, соблюдение экологических и санитарных требований или возмещать в полном объеме кредиты, предостав­ленные на осуществление указанных мероприятий, а также процен­ты за использование таких кредитов;

• продавать садоводам, огородникам, дачникам и их садоводче­ским, огородническим и дачным некоммерческим объединениям оборудование и материалы при сносе, реконструкции и капиталь­ном ремонте жилых строений, жилых домов, хозяйственных строе­ний и сооружений;

• обеспечивать садоводческие, огороднические и дачные неком­мерческие объединения продукцией производственно-технического

назначения муниципальных организации, отходами строительного, и иного производства.

Органы местного самоуправления вправе принимать на баланс дороги, системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабже­ния, связи и другие объекты садоводческих, огороднических и дач­ных некоммерческих объединений.

Участие органов местного самоуправления в под­держке некоммерческих организаций определяет и Феде­ральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организа­циях»1.

Некоммерческой организацией является организация, не имею­щая извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятель­ности и не распределяющая полученную прибыль между участни­ками. Некоммерческие организации могут создаваться для дости­жения социальных, благотворительных, культурных, образователь­ных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения спо­ров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Органы местного самоуправления создают муниципальные уч­реждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ и осущест­вляют их полное или частичное финансирование.

Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании также некоммерческих организаций муниципальных образований в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Автономной некоммерческой орга­низацией муниципального образования признается не имею­щая членства некоммерческая организация, учрежденная решением представительного органа муниципального образования на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления ус­луг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Фондом муниципального образования признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная ре­шением представительного органа муниципального образования, на основе добровольных имущественных взносов и преследующая со-

СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 2002. № 12. Ст. 1093; № 52. Ст. 5141.

циальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Автономная некоммерческая организация и фонд вправе осуще­ствлять предпринимательскую деятельность, соответствующую це­лям, для достижения которых они созданы.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетен­ции могут оказывать некоммерческим организациям экономиче­скую поддержку в различных формах, в том числе:

• предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физи­ческой культуры и спорта, других установленных законодательст­вом целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерче­ских организаций;

• предоставление некоммерческим организациям иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользо­вание муниципальным имуществом;

• размещение среди некоммерческих организаций на конкурс­ной основе муниципальных социальных заказов;

• предоставление в соответствии с законом льгот по уплате на­логов гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммер­ческим организациям материальную поддержку.

Органы местного самоуправления, руководствуясь Законом РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополи­стической деятельности на товарных рынках»1, должны содейство­вать антимонопольным органам в предупреждении, ограничении и пресечении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на своей территории в целях обеспечения условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Органам местного самоуправления запрещается принимать ак­ты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоя­тельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдель­ных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия име­ют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граж­дан, в том числе запрещается:

1 ВСНД РФ и ВС РФ. 1991. № 16. Ст. 499; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977; 2002. № 1 (часть I). Ст. 2; № 12. Ст. 1093; № 41. Ст. 3969.

• вводить ограничения на создание новых хозяйствующих < субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или про­изводство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством РФ;

• необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

• устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приоб­ретение) товаров из одного региона Российской Федерации (рес­публики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

• давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определен­ному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заклю­чении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами РФ приоритетов;

• необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствую­щих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

• необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хо­зяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

Запрещаются совмещение функций органов местного само­управления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наде­ление хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Запрещаются и в установленном порядке признаются недейст­вительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) органа местного самоуправ­ления с другим органом власти или управления либо с хозяйствую­щим субъектом, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйст­вующих субъектов или граждан, в том числе соглашения (согласо­ванные действия), направленные на:

• повышение, снижение или поддержание цен (тарифов);

• раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

• ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйст­вующих субъектов.

За виновные противоправные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство, должностные лица федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъ­ектов Федерации и органов местного самоуправления, коммерче­ские и некоммерческие организации или их руководители, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность

§3

Полномочия органов местного самоуправления в области образования, науки, культуры и информации

3.1. Полномочия в области образования и науки

Право на образование является одним из основных и неотъем­лемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспита­ния и обучения в интересах человека, общества, государства, со­провождающийся констатацией достижения гражданином (обучаю­щимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В соответствии с Федеральным законом от 13 января 1996 г. «Об образовании»1 государственная политика в области образова­ния основывается на следующих принципах:

• гуманистический характер образования, приоритет общечело­веческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного разви­тия личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уваже­ния к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

• единство федерального культурного и образовательного про­странства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в ус­ловиях многонационального государства;

• общедоступность образования, адаптивность системы образо­вания к уровням и особенностям развития и подготовки обучаю­щихся, воспитанников;

• светский характер образования в государственных и муници­пальных образовательных учреждениях;

• свобода и плюрализм в образовании;

1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150; 2003. № 2. Ст. 163; № 50. Ст. 4855.

• демократически' государственно-общественный характер управления образов^нием- Автономность образовательных учреж­дений.

Компетенция органов местного самоуправления в области обра­зования:

1 Органы местного самоуправления ответственны за:

• реализацию права граждан на получение установленного ука­занным Законом обязательного общего образования;

• ежегодную …лизацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуще­ствления образовательного процесса в образовательных учрежде­ниях, расположений на подведомственных им территориях.

2 К исключительной компетенции в области образования орга­нов местного самоуправления относятся:

1) планированием организация, регулирование и контроль дея­тельности местных С муниципальных) органов управления образо­ванием, образовательных учреждений в целях осуществления госу­дарственной политики в области образования;

2) формирований местных бюджетов в части расходов на обра­зование и соответст1?Ующих Фондов Развития образования, разра­ботка и принятие местных нормативов финансирования системы

образования;

3) обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учрежде­ния;

4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;

5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных об­разовательных учреждений;

6) создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образований или) самоуправляемых школьных ок­ругов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управ­ления образованием Руководителей местных органов управления образованием;

7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления;

8) строительство зданий и сооружений муниципальных образо­вательных учреждений обустройство прилегающих к ним террито­рий;

9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объек­тов собственности образовательными учреждениями;

10) использование государственных и муниципальных образо­вательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

11) установление дополнительных налогов и льгот, стимули­рующих развитие образования.

Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопро­сы, отнесенные к компетенции государственных органов управле­ния образованием.

Управление муниципальными образовательными учреждения­ми строится на принципах единоначалия и самоуправления. Фор­мами самоуправления являются совет образовательного учрежде­ния, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

Руководитель муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреж­дения может быть избран коллективом образовательного учрежде­ния; избран коллективом образовательного учреждения при пред­варительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредите­лем; избран коллективом образовательного учреждения с последую­щим утверждением учредителем; назначен учредителем с предос­тавлением совету образовательного учреждения права вето; назна­чен учредителем; нанят учредителем.

В гражданских образовательных учреждениях высшего про­фессионального образования назначение ректоров не допускается.

За муниципальным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его ус­тавом учредитель - орган местного самоуправления закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имуще­ство, оборудование, а также другое необходимое имущество потре­бительского, социального, культурного и иного назначения), при­надлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Земельные участки закрепля­ются за муниципальными образовательными учреждениями в бес­срочное бесплатное пользование.

Объекты собственности, закрепленные органами местного само­управления за муниципальным образовательным учреждением, на­ходятся в оперативном управлении этого учреждения.

Для малокомплектных сельских и рассматр»иваемых в качестве таковых органами государственной власти и ор>ганами управления образованием образовательных учреждений норматив их финанси-рования должен учитывать затраты, не завис^щие от количества обучающихся. Региональные и местные норма~гИВЫ финансирова­ния должны учитывать специфику образовател^ного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по даНной территории текущих расходов, связанных с образовательном процессом и экс­плуатацией зданий, сооружений и штатного об^руДОВания обра3о-вательного учреждения.

В целях сохранения системы государствен^ого образования и обеспечения государственных гарантий на получение гражданами РФ доступного и бесплатного образования Федеральным законом от 16 мая 1995 г. «О сохранении статуса госуд^рСтвенных и Муни-ципальных образовательных учреждений и мор^ТОрИИ на их Прива. тизацию»1 введен мораторий на приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов вклю



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.086 с.)