Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы отзыва выборного должностного лица и депутата выборного органа местного самоуправления избирателями

Поиск

 

Институт отзыва — это специфический институт народовла­стия, возможный, но не обязательный в процессе осуществления местного самоуправления, выражающий взаимоотношения выбор­ных лиц с населением и их избирателями. Досрочное прекращение полномочий выборных лиц является формой ответственности их перед населением и избирателями3.

Отзыв выборного лица местного самоуправления — форма осуществления народовластия и реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства и му­ниципальных образований. Установление отзыва выборного лица расширяет возможности граждан по формированию дееспособных, авторитетных составов выборных органов местного самоуправле­ния, служит гарантией усиления позитивной юридической ответст­венности выборных лиц.

Отзыв выборных лиц местного самоуправления является одной из форм непосредственной демократии.

Право на отзыв депутатов появилось в нашей стране вместе с рождением Советов начиная с 1905 г. В советский период институт отзыва впервые был закреплен Декретом ВЦИК от 4 декабря 1917 г. «О праве отзыва делегатов». Затем право на отзыв депута­тов было закреплено во всех Конституциях СССР и Конституциях РСФСР.

Порядок отзыва депутата местного Совета был установлен За­коном РСФСР «О порядке отзыва депутата краевого, областного, окружного, районного, городского, сельского, поселкового Совета

------------------------

1 «Заря» от 5 января 2003 г., № 1.

2 «Электрогорские вести» от 3 октября 2002 г., № 35.

3 Комарова В. В. Региональная регламентация форм непосредственной де­мократии (отзыв). Московский юрист. 1997, № 5/6. С. 67.

 

депутатов трудящихся РСФСР» от 27 октября 1960 г.1. Конститу­цией РСФСР 1978 г. было закреплено в ст. 103, что «депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время ото­зван по решению большинства избирателей в установленном зако­ном порядке»2. Верховный Совет РСФСР 12 декабря 1979 г. внес в указанный Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. изменения и дополне­ния, вытекающие из Конституции РСФСР, утвердив его новую редак­цию. Вследствие этого Закон получил новое название — «О порядке отзыва депутата местного Совета народных депутатов РСФСР»3.

В 1960—1980 гг. были отозваны из местных Советов свыше 8 тысяч депутатов. В 1986 г. в Российской Федерации избиратели выразили недоверие и отозвали 228 человек из состава депутатов местных Советов 4.

Право отзыва народного депутата местного Совета избирателями было закреплено и в Законе РСФСР от 30 октября 1990 г. «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР» (ст. 10) 5, который был признан утратившим силу с 01.09.95 г.

Федеральным законом «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. институт отзыва как формы осуществления местного самоуправления не за­прещается.

Им была установлена в п.5 ст. 18 возможность отзыва депутата, члена выборного органа или выборного должностного лица местно­го самоуправления, если такой отзыв предусмотрен уставом муни­ципального образования в соответствии с законами субъектов Фе­дерации. Из смысла этой нормы вытекает, что в Российской Феде­рации в этой части нет единообразия, а конституционные гарантии граждан на осуществление местного самоуправления зависят как от воли каждого субъекта Федерации, так и от воли каждого муници­пального образования.

Вместе с тем в ст. 48 Федерального закона «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» 1995 г. установлено, что ответственность органов и должност­ных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия такой от­ветственности определяются уставами муниципальных образова-

-----------------------

1 ВВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 587

2 Конституция РСФСР. М., 1989. С. 31.

3 ВВС РСФСР. 1979. № 51. Ст. 1273.

4 Народному депутату: Сборник нормативных актов. М., 1987. С. 5.

5 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 23. Ст. 279

 

ний. Очевидно, что мерой ответственности по данному основанию может Вить только досрочное прекращение полномочий. Следова­тельно, надо считать, что Федеральным законом институт отзыва выборных лиц и досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления косвенно установлен.

До вступления в силу Федерального закона «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гра­ждан Российской Федерации», который в п.3 ст. 13 установил, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досроч­ном прекращении полномочий органов и выборных лиц местного самоуправления, многие субъекты Федерации и муниципальные образования использовали местные референдумы как механизм ре­шения вопроса об отзыве выборных лиц. Вследствие этого вопрос о конституционности данного положения стал предметом рассмотре­ния 10 июня 1998 г. Конституционного Суда РФ по запросам Сове­та Федерации и Законодательного Собрания Республики Карелия. В принятом постановлении Конституционный Суд отметил,что ка­ждая форма непосредственной демократии имеет собственное пред­назначение в системе народовластия и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно за­мещать их. Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции РФ, не может быть направ­лен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, так­же являющихся высшим непосредственным выражением власти на­рода, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и как следствие — к нарушению стабильности и непрерыв­ности функционирования органов публичной власти1.

Некоторые вопросы правового регулирования отзыва выборно­го должностного лица местного самоуправления урегулированы по­становлением Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительно­го органа местного самоуправления» и Закона Корякского автоном­ного округа-«О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жало­бами заявителей А. Г. Злобина и Ю. А. Хнаева»2.

---------------------

1 СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3002.

2 Там же. 2002. № 14. Ст. 1374.

 

позиция Конституционного Суда РФ следующая: самостоятельность муниципальных образований в правовом регули­ровании института отзыва предполагает возможность либо установ­ления непосредственно в уставе процедуры отзыва, включая допол­нительные - гарантии прав его участников, либо отсылки к регули­рующему данную процедуру закону субъекта Федерации, подлежа­щему применению при проведении отзыва в муниципальном обра­зовании. Лица, инициирующие процедуру отзыва, а также должно­стные лица, ответственные за организацию заседания (сессии) представит<=22льного органа местного самоуправления, должны обес­печить уведомление выборного лица о времени и месте рассмотре­ния вопросов, касающихся его отзыва. Облегченная процедура от­зыва, которая может приводить к злоупотреблению его использова­нием, недопустима, в том числе с точки зрения необходимости обеспечения»! непрерывности осуществления функций выборной публичной - власти. Право на судебную защиту может быть исполь­зовано отзываемым выборным лицом, органами местного само­управлениями, а также самими избирателями — как сторонниками, так и противниками отзыва — и должно служить предупреждению необоснованного отзыва. Во избежание необоснованного отзыва должна устанавливаться достаточно высокая норма сбора подписей в поддержку начала процедуры отзыва — не менее числа подписей, требуемых при выдвижении на выборах.

Новым ФЗ 2003 г. закреплено право отзыва избирателями вы­борных лицместного самоуправления за конкретные противоправ­ные решения или действия (бездействие), в том числе в случае на­рушения срока издания муниципального правового акта, необходи­мого для реализации решения, принятого населением на местном референдуме (ч. 3 ст. 45), и то лишь в случае их подтверждения в судебном порядке (ст. 24).

В данном законе установлено:

органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования (ст. 71);

уставом: муниципального образования должны определяться ви­ды ответственности органов местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответст­вующих вопросов, в том числе основания и порядок досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправ­ления (ст. 44).

Одним из способов досрочного прекращения полномочий вы­борных органов местного самоуправления является их роспуск избирателями. Тем более, в ст. 45 данного закона закреплено, что од- 2 ним из оснований для досрочного прекращения полномочий выбор­ного органа местного самоуправления является нарушение им сро­ка издания муниципального правового акта, необходимого для реа­лизации решения, принятого путем прямого волеизъявления насе­лением.

Право отзыва депутата или выборного должностного лица изби­рателями является не только одним из средств контроля избирате­лей за осуществлением ими своих полномочий, закрепленных зако­нодательством, но и формой ответственности выборных лиц перед избирателями. К нему, как и к другим формам ответственности, не­обходимо подходить весьма взвешенно, обоснованно и принципиаль­но. Право отзыва не должно быть использовано для ограничения са­мостоятельности и инициативы депутата или выборного должностно­го лица, создания препятствий его законной деятельности. Право отзыва должно, как правило, использоваться в случаях, когда исчер­паны иные средства обеспечения деятельности депутата или выбор­ного должностного лица.

В законодательстве субъектов РФ институт отзыва закрепляет­ся в Конституциях (Уставах), в законодательстве, регулирующем правовой статус депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, в избирательных Кодексах1 и в специальных за­конах.

В Волгоградской, Липецкой, Пензенской, Оренбургской, Бел­городской, Брянской, Вологодской, Тверской областях, Корякском автономном округе, Республиках Марий Эл и Адыгее приняты за­коны, одновременно регулирующие процедуры отзыва депутата представительного органа и выборного должностного лица местно­го самоуправления2.

Законы, регулирующие процедуры отзыва депутата представи­тельного органа местного самоуправления, приняты в Кировской, Сахалинской, Тамбовской, Амурской, Нижегородской областях3.

Законы, регулирующие процедуры отзыва выборного должно­стного лица органа местного самоуправления, приняты в Курган­ской, Нижегородской, Архангельской, Тамбовской, Тюменской, i Амурской областях, Республике Дагестан, Ямало-Ненецком авто­номном округе.

Механизм реализации гражданами права отзыва депутата можно подразделить на несколько стадий, состоящих из соот­ветствующих этапов:

1) инициирование процедуры отзыва: основания для отзыва, время проведения указанного мероприятия, вынесение предложе­ния об отзыве, сбор подписей в поддержку отзыва;

2) назначение голосования по отзыву;

3) подготовка голосования: организация участков, участко­вых комиссий, агитация «за>> или «против» отзыва, финансирова­ние процедуры отзыва;

4) голосования и подведение итогов;

5) реализация решения, принятого на голосовании по от­зыву.

Первая стадия.

Главным основанием ответственности выборного лица перед на­селением Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. опре­делил его утрату доверия у населения (ст. 48). Причины и суть ут­раты доверия населения к выборному лицу законом не определя­ются. Это означает, что их определяет само население самостоя­тельно.

Вместе с тем под утратой доверия населения или избирателей как основанием отзыва выборного лица, как правило, понимается неудовлетворенность их деятельностью, связанная совокупно или по отдельности с такими причинами, как: нарушение действующего законодательства, невыполнение депутатских полномочий и пред­выборной программы; ненадлежащее исполнение должностным ли­цом своих обязанностей, официально объявленное выборным ли­цом изменение своей политической ориентации; утрата контактов с избирателями, игнорирование ведения приема избирателей и рас­смотрения их жалоб и заявлений; совершение действий, порочащих звание выборного лица, и другие.

Модельный закон субъекта РФ «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления», одобренный 27 октября 1998 г. Научно-методическим советом при Центральной избирательной комиссии РФ, кроме утраты доверия, определяет в качестве оснований отзыва депутата:

— невыполнение депутатских полномочий; нарушение законо­дательства РФ, субъекта Федерации, устава муниципального образования, нормативных актов местного самоуправления; совершение действий, порочащих звание депутата1.

Основанием для отзыва в г. Самаре является2:

— невыполнение без объективных уважительных причин депу­татом или выборным должностным лицом предвыборной програм­мы, ставшей основанием для их избрания;

— невыполнение без объективных уважительных причин депу­татом или выборным должностным лицом наказов избирателей — волеизъявления граждан, принятых во время предвыборной кампа­нии через избирательную комиссию;

— совершение депутатом или выборным должностным лицом поступков, ведущих к уголовной или административной ответствен­ности, налагаемой в судебном порядке;

— систематическое невыполнение без объективных уважитель­ных причин своих обязанностей;

— срыв депутатом или выборным должностным лицом личного приема граждан (2 месяца и более);

— неучастие депутата в работе Думы, в том числе непосещение заседаний Думы (3 раза подряд и более);

— несоблюдение депутатом или выборным должностным лицом установленных законом правил работы с жалобами, заявлениями, предложениями избирателей.

Основаниями отзыва депутата представительного органа мест­ного самоуправления в Саратовской области являются: нарушение Конституции РФ, федерального законодательства, Устава (Основно­го Закона) Саратовской области, законов и иных нормативных право­вых актов области, устава муниципального образования и иных нор­мативных правовых актов муниципального образования, а также дру­гие основания, установленные уставом муниципального образования.

Следует отметить, что законодатель Саратовской области пере­числил обстоятельства и факты, которые не могут являться основа­ниями отзыва депутата:

а) несогласие с его политическими взглядами либо политиче­ской деятельностью;

б) позиция, выраженная им при голосовании;

в) факты, для которых предусмотрен особый порядок установ­ления и которые являются в соответствии с законодательством са­мостоятельными основаниями прекращения его полномочий.

Законодатель Тамбовской области не ограничивается перечнем оснований отзыва выборного должностного лица местного само­управления. Закрепляя их, законодатель дает определение этих ос­нований.

Так, основаниями отзыва выборного должностного лица мест­ного самоуправления являются:

1. Утрата доверия избирателей вследствие невыполнения вы­борным должностным лицом местного самоуправления возложен­ных на него полномочий.

Под утратой доверия избирателей вследствие невыполнения вы­борным должностным лицом местного самоуправления возложен­ных на него полномочий понимается систематическое без уважи­тельных причин и умышленное уклонение выборного должностно­го лица местного самоуправления от осуществления своих прав и обязанностей, предусмотренных законодательством и уставом му­ниципального образования. Факты систематического без уважи­тельных причин и умышленного уклонения выборного должностно­го лица местного самоуправления от осуществления своих прав и обязанностей констатируются решением представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального обра­зования. Выборное должностное лицо местного самоуправления или другой надлежащий заявитель вправе обжаловать в судебном порядке решение представительного органа местного самоуправле­ния, а процедура отзыва в данном случае приостанавливается до принятия судом решения по существу вопроса. В случае установле­ния судом того, что то или иное действие (бездействие) отзываемо­го лица не имело места или что от его воли не зависело наступление тех последствий, которые оцениваются как основание для утраты к нему доверия, дальнейшее осуществление процедуры отзыва пре­кращается.

2. Нарушение федерального законодательства, законов Тамбов­ской области и устава муниципального образования, нормативных правовых актов, принятых представительными органами местного самоуправления.

Под нарушением федерального законодательства и (или) зако­нов Тамбовской области понимается однократное грубое нарушение законодательства либо многократное (систематическое) нарушение законодательства выборным должностным лицом местного само­управления. Факты нарушения им законодательства должны быть установлены в судебном порядке. Отзыв по данному основанию не освобождает выборное должностное лицо местного самоуправления от ответственности за допущенное нарушение законодательства.

3. Совершение действий, порочащих звание выборного должно­стного лица местного самоуправления.

Под совершением действий, порочащих звание выборного должностного лица местного самоуправления, понимается соверше­ние им проступков, грубо нарушающих общепринятые нормы мора­ли и (или) этики. Факт (факты) грубого нарушения выборным должностным лицом местного самоуправления общепринятых норм морали и (или) этики подтверждается решением представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципально­го образования. Выборное должностное лицо местного самоуправ­ления вправе обжаловать в судебном порядке решение представи­тельного органа местного самоуправления, а процедура отзыва в данном случае приостанавливается до принятия судом решения по существу вопроса.

Рекордное количество оснований отзыва депутата (выборного должностного лица) закреплено в Законе Орловской области:

1) систематическое невыполнение депутатом (выборным долж­ностным лицом) обязанностей, возложенных на него законом или правовыми актами представительных органов местного самоуправ­ления;

2) превышение депутатом (выборным должностным лицом) полномочий либо злоупотребление ими;

3) нарушение законодательства РФ, Орловской области, устава муниципального образования, а также нормативных актов, приня­тых представительным органом местного самоуправления;

4) отказ от контактов с избирателями, ведения приема избира­телей, рассмотрения их жалоб и заявлений, систематическое укло­нение от отчета перед избирателями;

5) возникновение обстоятельств, открывшихся после избрания депутата (выборного должностного лица), если данные обстоятель­ства могли быть существенными или решающими при определении выбора избирателей.

Время проведения мероприятия по отзыву.

Право отзыва депутата и выборного должностного лица местно­го самоуправления в Тамбовской области не может быть использо­вано в течение первых 12 месяцев со дня избрания и в течение по­следних 6 месяцев перед истечением срока, на который избрано должностное лицо местного самоуправления, за исключением слу­чая совершения действий, порочащих звание выборного должност­ного лица местного самоуправления. В случае, если главой админи­страции области возбужден вопрос об отрешении главы муници­пального образования от должности в соответствии с пунктом 3

статьи 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», процедура от­зыва приостанавливается на любой стадии со дня возбуждения дан­ного вопроса до принятия решения главой администрации области об отрешении от должности главы муниципального образования.

В Саратовской области законом перечислены случаи недопусти­мости проведения голосования по отзыву депутата:

а) в течение первых и последних 12 месяцев срока его полномо­чий;

б) в связи с теми действиями (бездействием), которые ранее явились поводом к проведению голосования по его отзыву, если в результате такого голосования решение по его отзыву не было при­нято либо если голосование было признано несостоявшимся;

в) ранее чем через шесть месяцев после проведения голосования по отзыву данного депутата.

Кроме этого, устанавливается императивный запрет: право от­зыва не может быть использовано для ограничения самостоятельно­сти и инициативы депутата, создания препятствий его законной деятельности.

Вопрос субъектов инициирования процедуры отзыва в основ­ном решается в законодательстве субъектов РФ однотипно. Право инициативы проведения голосования по отзыву, а также сбора под­писей в поддержку инициативы о проведении такого голосования принадлежит гражданам РФ, имеющим право на участие в голосо­вании по отзыву.

В соответствии с законом Саратовской области, в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву депутата должно быть собрано десять процентов подписей от числа избирателей того избирательного округа, по которому был избран депутат1.

Правом возбуждения инициативы проведения голосования по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления в Тамбовской области обладают:

• граждане Российской Федерации, постоянно или преимуще­ственно проживающие на территории соответствующего муници­пального образования и обладающие активным избирательным правом, иностранные граждане в соответствии с международными

-------------------

1 Число избирателей по округу определяется на основании последних офи­циальных данных о регистрации (учете) избирателей, представленных в соот­ветствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции».

 

договорами Российской Федерации и соответствующими федераль­ными законами, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в голосовании по отзыву выборного должностно­го лица местного самоуправления, а также в иных действиях, свя­занных с голосованием по отзыву, на тех же условиях, что и граж­дане РФ;

• политические общественные объединения, уставы которых зарегистрированы в установленном законом порядке не позднее чем за год до дня возбуждения инициативы;

• представительные органы местного самоуправления на осно­вании решения о недоверии выборному должностному лицу.

В зависимости от того, какой субъект вправе инициировать на­чало отзыва, зависят процедуры.

Порядок возбуждения вопроса об отзыве депутата, выборно­го должностного лица местного самоуправления. Граждане Рос­сийской Федерации, проживающие на территории соответствующе­го избирательного округа и обладающие избирательным правом, реализуют право на возбуждение вопроса об отзыве депутата (вы­борного должностного лица) коллективно.

Инициативная группа по проведению голосования по отзыву депутата образуется на собрании граждан. Члены инициативной группы осуществляют свою деятельность по собственной инициати­ве и за счет собственных средств.

В соответствии с Законом Саратовской области, собрание граж­дан считается правомочным, если на нем присутствует не менее 30 граждан, обладающих активным избирательным правом, место жи­тельства которых расположено на территории того избирательного округа, по которому был избран депутат.

Глава муниципального образования по запросу инициаторов проведения собрания обязан предоставить помещение для проведе­ния собрания.

Инициаторы проведения собрания заранее (например, в соот­ветствии с Законом Саратовской области, не менее чем за семь дней) информируют граждан о месте, дате, времени его проведения и письменно уведомляют об этом депутата, в отношении которого инициируется процедура отзыва, с изложением мотивов постановки данного вопроса на собрании.

Дата проведения собрания может быть изменена инициаторами в случае невозможности участия в нем депутата по причине его бо­лезни, нахождения в отпуске, служебной командировке или иной уважительной причине. Информация о переносе даты собрания до­водится до граждан.

Воспрепятствование проведению собрания, необоснованный пе­ренос места или времени собрания могут быть обжалованы инициа­торами в судебном порядке.

Расходы, связанные с проведением собрания, осуществляются за счет инициаторов проведения собрания.

Депутат, в отношении которого инициируется процедура отзы­ва, вправе представить участникам собрания свои объяснения в уст­ной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о его отзыве. При этом депута­ту должно быть обеспечено право лично присутствовать на собра­нии, а также выступать и давать объяснения.

Решение об образовании инициативной группы по отзыву депу­тата принимается прямым открытым или тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало более половины участников собрания.

Инициативная группа избирается численностью, предусмотрен­ной законодательством субъекта. Так, например, в Орловской об­ласти — численностью не менее 50 избирателей по отзыву депутата (выборного должностного лица) городов и районов и не менее 5 из­бирателей — по отзыву депутата (выборного должностного лица) муниципальных образований первого уровня.

Сбор подписей избирателей в поддержку инициативы по отзыву в г. Самаре осуществляет инициативная группа избирателей соот­ветствующего избирательного округа (территории) в количестве не менее 50 человек. В Саратовской области — 10 человек по отзыву депутата. В Тамбовской области по отзыву выборного должностно­го лица, депутата — 20 человек.

Члены инициативной группы самостоятельно избирают уполно­моченного представителя инициативной группы, представляющего инициативную группу во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями.

О принятом решении составляется протокол, в котором указы­ваются дата, место проведения собрания, число участников, сущ­ность рассматриваемого вопроса, результаты голосования и приня­тые решения.

Граждане — инициаторы отзыва депутата (выборного должно­стного лица), подают коллективное заявление о возбуждении во­проса о проведении голосования по отзыву и протокол собрания инициативной группы, как правило, в территориальную комиссию соответствующего муниципального образования, иногда — в соот­ветствующий представительный орган местного самоуправления

(Орловская область).

Заявление подается инициативной группой. Заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично с ука­занием фамилии, имени, отчества, года рождения и адреса места жительства каждого.

В заявлении должны содержаться: сформулированное предло­жение об отзыве депутата (выборного должностного лица); изло­жение мотивов возбуждения вопроса об отзыве; сведения об упол­номоченном представителе инициативной группы.

При возбуждении инициативы проведения голосования об от­зыве нескольких депутатов в многомандатном избирательном ок­руге заявления и иные документы представляются на каждого де­путата.

В Орловской области заявление инициативной группы граждан о возбуждении вопроса об отзыве депутата (выборного должност­ного лица) должно быть рассмотрено представительным органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получе­ния заявления.

Представительный орган местного самоуправления в течение трех дней в письменной форме информирует о нем депутата (вы­борное должностное лицо) и представляет депутату (выборному должностному лицу) копии заявления, решения и приложенных к нему документов. Ознакомившись с ними, депутат (выборное долж­ностное лицо) вправе представить в представительный орган местно­го самоуправления в письменном виде аргументы в свою защиту.

Представительный орган местного самоуправления обсуждает поступившее заявление на своем заседании с приглашением в пись­менной форме уполномоченных представителей соответственно инициативной группы и депутата (выборного должностного лица) и принимает одно из следующих решений:

а) возбудить процедуру отзыва депутата (выборного должност­ного лица) органа местного самоуправления;

б) отказать в возбуждении процедуры отзыва депутата (выбор­ного должностного лица) органа местного самоуправления.

Основаниями для отказа в возбуждении процедуры отзыва де­путата (выборного должностного лица) органа местного самоуправ­ления на данном этапе могут быть исключительно нарушения тре­бований Закона.

Решение о возбуждении процедуры отзыва депутата (выборно­го должностного лица) местного самоуправления принимается прямым открытым или тайным голосованием большинством от уста­новленного числа депутатов представительного органа местного са­моуправления.

Решение представительного органа местного самоуправления о возбуждении либо об отказе в возбуждении процедуры отзыва де­путата (выборного должностного лица) местного самоуправления может быть обжаловано в суд в соответствии с гражданско-процес­суальным законодательством РФ.

Избирательная комиссия муниципального образования на осно­вании решения представительного органа местного самоуправления о возбуждении процедуры отзыва депутата (выборного должност­ного лица) местного самоуправления принимает решение о регист­рации инициативной группы, выдает ей регистрационное свиде­тельство и разрешает сбор подписей. При обращении нескольких инициативных групп регистрационное свидетельство выдается той из них, которая обратилась первой.

Порядок инициирования вопроса об отзыве депутата, выбор­ного должностного лица местного самоуправления политическим общественным объединением.

Политическое общественное объединение — инициатор отзыва выборного должностного лица местного самоуправления — подает заявление о возбуждении инициативы в территориальную избира­тельную комиссию. Заявление подписывается руководителем поли­тического общественного объединения или его местного отделения. К заявлению прилагается решение общего собрания или руководя­щего органа соответствующего политического общественного объе­динения или его местного отделения о возбуждении инициативы проведения голосования по отзыву.

В решении должны содержаться: сформулированное предложе­ние об отзыве выборного должностного лица местного самоуправ­ления; изложение мотивов возбуждения инициативы проведения голосования по отзыву; данные о числе членов политического об­щественного объединения или его руководящего органа, принимав­ших участие в принятии решения, и о результатах голосования; сведения об уполномоченном представителе политического общест­венного объединения (фамилия, имя, отчество, дата рождения, ад­рес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа и дата его выдачи).

Порядок инициирования вопроса об отзыве депутата, выбор­ного должностного лица местного самоуправления представи­тельным органом местного самоуправления.

В случае выражения недоверия выборному должностному лицу местного самоуправления представительный орган местного само­управления принимает решение о проведении голосования по отзы­ву выборного должностного лица местного самоуправления не ме­нее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов.

Решение представительный орган местного самоуправления на­правляет в территориальную избирательную комиссию муници­пального образования. Важный этап — регистрация инициативной группы.

Регистрация инициативной группы производится избиратель­ной комиссией муниципального образования на основании письменного ходатайства членов инициативной группы, которое представляется в определенный законодательством субъекта Феде­рации срок (например, в Саратовской области — не позднее 15 дней с момента проведения собрания граждан).

К ходатайству прилагаются протокол собрания, регистрацион­ный список участников собрания, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, а также спи­сок инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, номера и серии паспорта каждого из ее членов.

В определенный законодательством субъекта Федерации срок (например, в Саратовской области — не позднее семи дней) с мо­мента получения указанных документов избирательная комиссия муниципального образования принимает решение о регистрации инициативной группы по проведению голосования по отзыву, ко­пию которого направляет главе муниципального образования и в представительный орган местного самоуправления.

Избирательная комиссия муниципального образования не позд­нее чем через три дня со дня принятия решения о регистрации ини­циативной группы выдает ей регистрационное свидетельство, а так­же извещает депутата (выборное должностное лицо), в отношении которого инициируется проведение голосования по отзыву, о при­нятом решении.

В регистрации инициативной группы может быть отказано в случае нарушения установленных Законом порядка проведения со­брания граждан и (или) сроков представления документов для ре­гистрации.

Избирательная комиссия муниципального образования в тече­ние трех дней уведомляет уполномоченного представителя инициа­тивной группы о принятом решении с указанием причины отказа в ее регистрации. Решение об отказе в регистрации инициативной группы может быть обжаловано в судебном порядке.

Важный этап стадии — сбор подписей.

Сбор подписей граждан за проведение голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица) организует инициативная группа. Все расходы, связанные со сбором подписей, осуществля­ются за счет средств инициативной группы.

Инициативная группа самостоятельно определяет лиц, соби­рающих подписи избирателей под требованием о проведении голо­сования по отзыву депутата (выборного должностного лица).

Сбор подписей начинается со дня, следующего за днем получе­ния регистрационного свидетельства инициативной группой в изби­рательной комиссии муниципального образования, и заканчивает­ся, как правило, по истечении 30 дней со дня начала сбора подпи­сей.

При реализации права возбуждения инициативы проведения голосования по отзыву выборного должностного лица местного са­моуправления по решению представительного органа муниципаль­ного образования сбор подписей граждан не проводится.

Количество подписей в поддержку проведения голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица) в каждом субъек­те устанавливается законодательством в определенном размере.

Для подтверждения инициативы отзыва депутата (выборного должностного лица) инициативная группа в Орловской области должна собрать не менее 20 % подписей избирателей, зарегистриро­ванных на территории соответствующего избирательного округа в период проведения выборов данного депутата (выборного должно­стного лица).

В Тамбовской области количество подписей, необходимых для назначения голосования по отзыву депута



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.131 (0.013 с.)