Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые основы отзыва выборного должностного лица и депутата выборного органа местного самоуправления избирателямиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Институт отзыва — это специфический институт народовластия, возможный, но не обязательный в процессе осуществления местного самоуправления, выражающий взаимоотношения выборных лиц с населением и их избирателями. Досрочное прекращение полномочий выборных лиц является формой ответственности их перед населением и избирателями3. Отзыв выборного лица местного самоуправления — форма осуществления народовластия и реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства и муниципальных образований. Установление отзыва выборного лица расширяет возможности граждан по формированию дееспособных, авторитетных составов выборных органов местного самоуправления, служит гарантией усиления позитивной юридической ответственности выборных лиц. Отзыв выборных лиц местного самоуправления является одной из форм непосредственной демократии. Право на отзыв депутатов появилось в нашей стране вместе с рождением Советов начиная с 1905 г. В советский период институт отзыва впервые был закреплен Декретом ВЦИК от 4 декабря 1917 г. «О праве отзыва делегатов». Затем право на отзыв депутатов было закреплено во всех Конституциях СССР и Конституциях РСФСР. Порядок отзыва депутата местного Совета был установлен Законом РСФСР «О порядке отзыва депутата краевого, областного, окружного, районного, городского, сельского, поселкового Совета ------------------------ 1 «Заря» от 5 января 2003 г., № 1. 2 «Электрогорские вести» от 3 октября 2002 г., № 35. 3 Комарова В. В. Региональная регламентация форм непосредственной демократии (отзыв). Московский юрист. 1997, № 5/6. С. 67.
депутатов трудящихся РСФСР» от 27 октября 1960 г.1. Конституцией РСФСР 1978 г. было закреплено в ст. 103, что «депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке»2. Верховный Совет РСФСР 12 декабря 1979 г. внес в указанный Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. изменения и дополнения, вытекающие из Конституции РСФСР, утвердив его новую редакцию. Вследствие этого Закон получил новое название — «О порядке отзыва депутата местного Совета народных депутатов РСФСР»3. В 1960—1980 гг. были отозваны из местных Советов свыше 8 тысяч депутатов. В 1986 г. в Российской Федерации избиратели выразили недоверие и отозвали 228 человек из состава депутатов местных Советов 4. Право отзыва народного депутата местного Совета избирателями было закреплено и в Законе РСФСР от 30 октября 1990 г. «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР» (ст. 10) 5, который был признан утратившим силу с 01.09.95 г. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. институт отзыва как формы осуществления местного самоуправления не запрещается. Им была установлена в п.5 ст. 18 возможность отзыва депутата, члена выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления, если такой отзыв предусмотрен уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации. Из смысла этой нормы вытекает, что в Российской Федерации в этой части нет единообразия, а конституционные гарантии граждан на осуществление местного самоуправления зависят как от воли каждого субъекта Федерации, так и от воли каждого муниципального образования. Вместе с тем в ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. установлено, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия такой ответственности определяются уставами муниципальных образова- ----------------------- 1 ВВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 587 2 Конституция РСФСР. М., 1989. С. 31. 3 ВВС РСФСР. 1979. № 51. Ст. 1273. 4 Народному депутату: Сборник нормативных актов. М., 1987. С. 5. 5 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 23. Ст. 279
ний. Очевидно, что мерой ответственности по данному основанию может Вить только досрочное прекращение полномочий. Следовательно, надо считать, что Федеральным законом институт отзыва выборных лиц и досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления косвенно установлен. До вступления в силу Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который в п.3 ст. 13 установил, что на местный референдум не могут быть вынесены вопросы о досрочном прекращении полномочий органов и выборных лиц местного самоуправления, многие субъекты Федерации и муниципальные образования использовали местные референдумы как механизм решения вопроса об отзыве выборных лиц. Вследствие этого вопрос о конституционности данного положения стал предметом рассмотрения 10 июня 1998 г. Конституционного Суда РФ по запросам Совета Федерации и Законодательного Собрания Республики Карелия. В принятом постановлении Конституционный Суд отметил,что каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других, необоснованно замещать их. Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции РФ, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и как следствие — к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти1. Некоторые вопросы правового регулирования отзыва выборного должностного лица местного самоуправления урегулированы постановлением Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа-«О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А. Г. Злобина и Ю. А. Хнаева»2. --------------------- 1 СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 3002. 2 Там же. 2002. № 14. Ст. 1374.
позиция Конституционного Суда РФ следующая: самостоятельность муниципальных образований в правовом регулировании института отзыва предполагает возможность либо установления непосредственно в уставе процедуры отзыва, включая дополнительные - гарантии прав его участников, либо отсылки к регулирующему данную процедуру закону субъекта Федерации, подлежащему применению при проведении отзыва в муниципальном образовании. Лица, инициирующие процедуру отзыва, а также должностные лица, ответственные за организацию заседания (сессии) представит<=22льного органа местного самоуправления, должны обеспечить уведомление выборного лица о времени и месте рассмотрения вопросов, касающихся его отзыва. Облегченная процедура отзыва, которая может приводить к злоупотреблению его использованием, недопустима, в том числе с точки зрения необходимости обеспечения»! непрерывности осуществления функций выборной публичной - власти. Право на судебную защиту может быть использовано отзываемым выборным лицом, органами местного самоуправлениями, а также самими избирателями — как сторонниками, так и противниками отзыва — и должно служить предупреждению необоснованного отзыва. Во избежание необоснованного отзыва должна устанавливаться достаточно высокая норма сбора подписей в поддержку начала процедуры отзыва — не менее числа подписей, требуемых при выдвижении на выборах. Новым ФЗ 2003 г. закреплено право отзыва избирателями выборных лицместного самоуправления за конкретные противоправные решения или действия (бездействие), в том числе в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого населением на местном референдуме (ч. 3 ст. 45), и то лишь в случае их подтверждения в судебном порядке (ст. 24). В данном законе установлено: органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования (ст. 71); уставом: муниципального образования должны определяться виды ответственности органов местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления (ст. 44). Одним из способов досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления является их роспуск избирателями. Тем более, в ст. 45 данного закона закреплено, что од- 2 ним из оснований для досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления является нарушение им срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населением. Право отзыва депутата или выборного должностного лица избирателями является не только одним из средств контроля избирателей за осуществлением ими своих полномочий, закрепленных законодательством, но и формой ответственности выборных лиц перед избирателями. К нему, как и к другим формам ответственности, необходимо подходить весьма взвешенно, обоснованно и принципиально. Право отзыва не должно быть использовано для ограничения самостоятельности и инициативы депутата или выборного должностного лица, создания препятствий его законной деятельности. Право отзыва должно, как правило, использоваться в случаях, когда исчерпаны иные средства обеспечения деятельности депутата или выборного должностного лица. В законодательстве субъектов РФ институт отзыва закрепляется в Конституциях (Уставах), в законодательстве, регулирующем правовой статус депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, в избирательных Кодексах1 и в специальных законах. В Волгоградской, Липецкой, Пензенской, Оренбургской, Белгородской, Брянской, Вологодской, Тверской областях, Корякском автономном округе, Республиках Марий Эл и Адыгее приняты законы, одновременно регулирующие процедуры отзыва депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления2. Законы, регулирующие процедуры отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, приняты в Кировской, Сахалинской, Тамбовской, Амурской, Нижегородской областях3. Законы, регулирующие процедуры отзыва выборного должностного лица органа местного самоуправления, приняты в Курганской, Нижегородской, Архангельской, Тамбовской, Тюменской, i Амурской областях, Республике Дагестан, Ямало-Ненецком автономном округе. Механизм реализации гражданами права отзыва депутата можно подразделить на несколько стадий, состоящих из соответствующих этапов: 1) инициирование процедуры отзыва: основания для отзыва, время проведения указанного мероприятия, вынесение предложения об отзыве, сбор подписей в поддержку отзыва; 2) назначение голосования по отзыву; 3) подготовка голосования: организация участков, участковых комиссий, агитация «за>> или «против» отзыва, финансирование процедуры отзыва; 4) голосования и подведение итогов; 5) реализация решения, принятого на голосовании по отзыву. Первая стадия. Главным основанием ответственности выборного лица перед населением Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. определил его утрату доверия у населения (ст. 48). Причины и суть утраты доверия населения к выборному лицу законом не определяются. Это означает, что их определяет само население самостоятельно. Вместе с тем под утратой доверия населения или избирателей как основанием отзыва выборного лица, как правило, понимается неудовлетворенность их деятельностью, связанная совокупно или по отдельности с такими причинами, как: нарушение действующего законодательства, невыполнение депутатских полномочий и предвыборной программы; ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, официально объявленное выборным лицом изменение своей политической ориентации; утрата контактов с избирателями, игнорирование ведения приема избирателей и рассмотрения их жалоб и заявлений; совершение действий, порочащих звание выборного лица, и другие. Модельный закон субъекта РФ «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления», одобренный 27 октября 1998 г. Научно-методическим советом при Центральной избирательной комиссии РФ, кроме утраты доверия, определяет в качестве оснований отзыва депутата: — невыполнение депутатских полномочий; нарушение законодательства РФ, субъекта Федерации, устава муниципального образования, нормативных актов местного самоуправления; совершение действий, порочащих звание депутата1. Основанием для отзыва в г. Самаре является2: — невыполнение без объективных уважительных причин депутатом или выборным должностным лицом предвыборной программы, ставшей основанием для их избрания; — невыполнение без объективных уважительных причин депутатом или выборным должностным лицом наказов избирателей — волеизъявления граждан, принятых во время предвыборной кампании через избирательную комиссию; — совершение депутатом или выборным должностным лицом поступков, ведущих к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; — систематическое невыполнение без объективных уважительных причин своих обязанностей; — срыв депутатом или выборным должностным лицом личного приема граждан (2 месяца и более); — неучастие депутата в работе Думы, в том числе непосещение заседаний Думы (3 раза подряд и более); — несоблюдение депутатом или выборным должностным лицом установленных законом правил работы с жалобами, заявлениями, предложениями избирателей. Основаниями отзыва депутата представительного органа местного самоуправления в Саратовской области являются: нарушение Конституции РФ, федерального законодательства, Устава (Основного Закона) Саратовской области, законов и иных нормативных правовых актов области, устава муниципального образования и иных нормативных правовых актов муниципального образования, а также другие основания, установленные уставом муниципального образования. Следует отметить, что законодатель Саратовской области перечислил обстоятельства и факты, которые не могут являться основаниями отзыва депутата: а) несогласие с его политическими взглядами либо политической деятельностью; б) позиция, выраженная им при голосовании; в) факты, для которых предусмотрен особый порядок установления и которые являются в соответствии с законодательством самостоятельными основаниями прекращения его полномочий. Законодатель Тамбовской области не ограничивается перечнем оснований отзыва выборного должностного лица местного самоуправления. Закрепляя их, законодатель дает определение этих оснований. Так, основаниями отзыва выборного должностного лица местного самоуправления являются: 1. Утрата доверия избирателей вследствие невыполнения выборным должностным лицом местного самоуправления возложенных на него полномочий. Под утратой доверия избирателей вследствие невыполнения выборным должностным лицом местного самоуправления возложенных на него полномочий понимается систематическое без уважительных причин и умышленное уклонение выборного должностного лица местного самоуправления от осуществления своих прав и обязанностей, предусмотренных законодательством и уставом муниципального образования. Факты систематического без уважительных причин и умышленного уклонения выборного должностного лица местного самоуправления от осуществления своих прав и обязанностей констатируются решением представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Выборное должностное лицо местного самоуправления или другой надлежащий заявитель вправе обжаловать в судебном порядке решение представительного органа местного самоуправления, а процедура отзыва в данном случае приостанавливается до принятия судом решения по существу вопроса. В случае установления судом того, что то или иное действие (бездействие) отзываемого лица не имело места или что от его воли не зависело наступление тех последствий, которые оцениваются как основание для утраты к нему доверия, дальнейшее осуществление процедуры отзыва прекращается. 2. Нарушение федерального законодательства, законов Тамбовской области и устава муниципального образования, нормативных правовых актов, принятых представительными органами местного самоуправления. Под нарушением федерального законодательства и (или) законов Тамбовской области понимается однократное грубое нарушение законодательства либо многократное (систематическое) нарушение законодательства выборным должностным лицом местного самоуправления. Факты нарушения им законодательства должны быть установлены в судебном порядке. Отзыв по данному основанию не освобождает выборное должностное лицо местного самоуправления от ответственности за допущенное нарушение законодательства. 3. Совершение действий, порочащих звание выборного должностного лица местного самоуправления. Под совершением действий, порочащих звание выборного должностного лица местного самоуправления, понимается совершение им проступков, грубо нарушающих общепринятые нормы морали и (или) этики. Факт (факты) грубого нарушения выборным должностным лицом местного самоуправления общепринятых норм морали и (или) этики подтверждается решением представительного органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Выборное должностное лицо местного самоуправления вправе обжаловать в судебном порядке решение представительного органа местного самоуправления, а процедура отзыва в данном случае приостанавливается до принятия судом решения по существу вопроса. Рекордное количество оснований отзыва депутата (выборного должностного лица) закреплено в Законе Орловской области: 1) систематическое невыполнение депутатом (выборным должностным лицом) обязанностей, возложенных на него законом или правовыми актами представительных органов местного самоуправления; 2) превышение депутатом (выборным должностным лицом) полномочий либо злоупотребление ими; 3) нарушение законодательства РФ, Орловской области, устава муниципального образования, а также нормативных актов, принятых представительным органом местного самоуправления; 4) отказ от контактов с избирателями, ведения приема избирателей, рассмотрения их жалоб и заявлений, систематическое уклонение от отчета перед избирателями; 5) возникновение обстоятельств, открывшихся после избрания депутата (выборного должностного лица), если данные обстоятельства могли быть существенными или решающими при определении выбора избирателей. Время проведения мероприятия по отзыву. Право отзыва депутата и выборного должностного лица местного самоуправления в Тамбовской области не может быть использовано в течение первых 12 месяцев со дня избрания и в течение последних 6 месяцев перед истечением срока, на который избрано должностное лицо местного самоуправления, за исключением случая совершения действий, порочащих звание выборного должностного лица местного самоуправления. В случае, если главой администрации области возбужден вопрос об отрешении главы муниципального образования от должности в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», процедура отзыва приостанавливается на любой стадии со дня возбуждения данного вопроса до принятия решения главой администрации области об отрешении от должности главы муниципального образования. В Саратовской области законом перечислены случаи недопустимости проведения голосования по отзыву депутата: а) в течение первых и последних 12 месяцев срока его полномочий; б) в связи с теми действиями (бездействием), которые ранее явились поводом к проведению голосования по его отзыву, если в результате такого голосования решение по его отзыву не было принято либо если голосование было признано несостоявшимся; в) ранее чем через шесть месяцев после проведения голосования по отзыву данного депутата. Кроме этого, устанавливается императивный запрет: право отзыва не может быть использовано для ограничения самостоятельности и инициативы депутата, создания препятствий его законной деятельности. Вопрос субъектов инициирования процедуры отзыва в основном решается в законодательстве субъектов РФ однотипно. Право инициативы проведения голосования по отзыву, а также сбора подписей в поддержку инициативы о проведении такого голосования принадлежит гражданам РФ, имеющим право на участие в голосовании по отзыву. В соответствии с законом Саратовской области, в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву депутата должно быть собрано десять процентов подписей от числа избирателей того избирательного округа, по которому был избран депутат1. Правом возбуждения инициативы проведения голосования по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления в Тамбовской области обладают: • граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования и обладающие активным избирательным правом, иностранные граждане в соответствии с международными ------------------- 1 Число избирателей по округу определяется на основании последних официальных данных о регистрации (учете) избирателей, представленных в соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
договорами Российской Федерации и соответствующими федеральными законами, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в голосовании по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления, а также в иных действиях, связанных с голосованием по отзыву, на тех же условиях, что и граждане РФ; • политические общественные объединения, уставы которых зарегистрированы в установленном законом порядке не позднее чем за год до дня возбуждения инициативы; • представительные органы местного самоуправления на основании решения о недоверии выборному должностному лицу. В зависимости от того, какой субъект вправе инициировать начало отзыва, зависят процедуры. Порядок возбуждения вопроса об отзыве депутата, выборного должностного лица местного самоуправления. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего избирательного округа и обладающие избирательным правом, реализуют право на возбуждение вопроса об отзыве депутата (выборного должностного лица) коллективно. Инициативная группа по проведению голосования по отзыву депутата образуется на собрании граждан. Члены инициативной группы осуществляют свою деятельность по собственной инициативе и за счет собственных средств. В соответствии с Законом Саратовской области, собрание граждан считается правомочным, если на нем присутствует не менее 30 граждан, обладающих активным избирательным правом, место жительства которых расположено на территории того избирательного округа, по которому был избран депутат. Глава муниципального образования по запросу инициаторов проведения собрания обязан предоставить помещение для проведения собрания. Инициаторы проведения собрания заранее (например, в соответствии с Законом Саратовской области, не менее чем за семь дней) информируют граждан о месте, дате, времени его проведения и письменно уведомляют об этом депутата, в отношении которого инициируется процедура отзыва, с изложением мотивов постановки данного вопроса на собрании. Дата проведения собрания может быть изменена инициаторами в случае невозможности участия в нем депутата по причине его болезни, нахождения в отпуске, служебной командировке или иной уважительной причине. Информация о переносе даты собрания доводится до граждан. Воспрепятствование проведению собрания, необоснованный перенос места или времени собрания могут быть обжалованы инициаторами в судебном порядке. Расходы, связанные с проведением собрания, осуществляются за счет инициаторов проведения собрания. Депутат, в отношении которого инициируется процедура отзыва, вправе представить участникам собрания свои объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о его отзыве. При этом депутату должно быть обеспечено право лично присутствовать на собрании, а также выступать и давать объяснения. Решение об образовании инициативной группы по отзыву депутата принимается прямым открытым или тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало более половины участников собрания. Инициативная группа избирается численностью, предусмотренной законодательством субъекта. Так, например, в Орловской области — численностью не менее 50 избирателей по отзыву депутата (выборного должностного лица) городов и районов и не менее 5 избирателей — по отзыву депутата (выборного должностного лица) муниципальных образований первого уровня. Сбор подписей избирателей в поддержку инициативы по отзыву в г. Самаре осуществляет инициативная группа избирателей соответствующего избирательного округа (территории) в количестве не менее 50 человек. В Саратовской области — 10 человек по отзыву депутата. В Тамбовской области по отзыву выборного должностного лица, депутата — 20 человек. Члены инициативной группы самостоятельно избирают уполномоченного представителя инициативной группы, представляющего инициативную группу во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями. О принятом решении составляется протокол, в котором указываются дата, место проведения собрания, число участников, сущность рассматриваемого вопроса, результаты голосования и принятые решения. Граждане — инициаторы отзыва депутата (выборного должностного лица), подают коллективное заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву и протокол собрания инициативной группы, как правило, в территориальную комиссию соответствующего муниципального образования, иногда — в соответствующий представительный орган местного самоуправления (Орловская область). Заявление подается инициативной группой. Заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и адреса места жительства каждого. В заявлении должны содержаться: сформулированное предложение об отзыве депутата (выборного должностного лица); изложение мотивов возбуждения вопроса об отзыве; сведения об уполномоченном представителе инициативной группы. При возбуждении инициативы проведения голосования об отзыве нескольких депутатов в многомандатном избирательном округе заявления и иные документы представляются на каждого депутата. В Орловской области заявление инициативной группы граждан о возбуждении вопроса об отзыве депутата (выборного должностного лица) должно быть рассмотрено представительным органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения заявления. Представительный орган местного самоуправления в течение трех дней в письменной форме информирует о нем депутата (выборное должностное лицо) и представляет депутату (выборному должностному лицу) копии заявления, решения и приложенных к нему документов. Ознакомившись с ними, депутат (выборное должностное лицо) вправе представить в представительный орган местного самоуправления в письменном виде аргументы в свою защиту. Представительный орган местного самоуправления обсуждает поступившее заявление на своем заседании с приглашением в письменной форме уполномоченных представителей соответственно инициативной группы и депутата (выборного должностного лица) и принимает одно из следующих решений: а) возбудить процедуру отзыва депутата (выборного должностного лица) органа местного самоуправления; б) отказать в возбуждении процедуры отзыва депутата (выборного должностного лица) органа местного самоуправления. Основаниями для отказа в возбуждении процедуры отзыва депутата (выборного должностного лица) органа местного самоуправления на данном этапе могут быть исключительно нарушения требований Закона. Решение о возбуждении процедуры отзыва депутата (выборного должностного лица) местного самоуправления принимается прямым открытым или тайным голосованием большинством от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления. Решение представительного органа местного самоуправления о возбуждении либо об отказе в возбуждении процедуры отзыва депутата (выборного должностного лица) местного самоуправления может быть обжаловано в суд в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством РФ. Избирательная комиссия муниципального образования на основании решения представительного органа местного самоуправления о возбуждении процедуры отзыва депутата (выборного должностного лица) местного самоуправления принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и разрешает сбор подписей. При обращении нескольких инициативных групп регистрационное свидетельство выдается той из них, которая обратилась первой. Порядок инициирования вопроса об отзыве депутата, выборного должностного лица местного самоуправления политическим общественным объединением. Политическое общественное объединение — инициатор отзыва выборного должностного лица местного самоуправления — подает заявление о возбуждении инициативы в территориальную избирательную комиссию. Заявление подписывается руководителем политического общественного объединения или его местного отделения. К заявлению прилагается решение общего собрания или руководящего органа соответствующего политического общественного объединения или его местного отделения о возбуждении инициативы проведения голосования по отзыву. В решении должны содержаться: сформулированное предложение об отзыве выборного должностного лица местного самоуправления; изложение мотивов возбуждения инициативы проведения голосования по отзыву; данные о числе членов политического общественного объединения или его руководящего органа, принимавших участие в принятии решения, и о результатах голосования; сведения об уполномоченном представителе политического общественного объединения (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа и дата его выдачи). Порядок инициирования вопроса об отзыве депутата, выборного должностного лица местного самоуправления представительным органом местного самоуправления. В случае выражения недоверия выборному должностному лицу местного самоуправления представительный орган местного самоуправления принимает решение о проведении голосования по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов. Решение представительный орган местного самоуправления направляет в территориальную избирательную комиссию муниципального образования. Важный этап — регистрация инициативной группы. Регистрация инициативной группы производится избирательной комиссией муниципального образования на основании письменного ходатайства членов инициативной группы, которое представляется в определенный законодательством субъекта Федерации срок (например, в Саратовской области — не позднее 15 дней с момента проведения собрания граждан). К ходатайству прилагаются протокол собрания, регистрационный список участников собрания, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, а также список инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, номера и серии паспорта каждого из ее членов. В определенный законодательством субъекта Федерации срок (например, в Саратовской области — не позднее семи дней) с момента получения указанных документов избирательная комиссия муниципального образования принимает решение о регистрации инициативной группы по проведению голосования по отзыву, копию которого направляет главе муниципального образования и в представительный орган местного самоуправления. Избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем через три дня со дня принятия решения о регистрации инициативной группы выдает ей регистрационное свидетельство, а также извещает депутата (выборное должностное лицо), в отношении которого инициируется проведение голосования по отзыву, о принятом решении. В регистрации инициативной группы может быть отказано в случае нарушения установленных Законом порядка проведения собрания граждан и (или) сроков представления документов для регистрации. Избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней уведомляет уполномоченного представителя инициативной группы о принятом решении с указанием причины отказа в ее регистрации. Решение об отказе в регистрации инициативной группы может быть обжаловано в судебном порядке. Важный этап стадии — сбор подписей. Сбор подписей граждан за проведение голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица) организует инициативная группа. Все расходы, связанные со сбором подписей, осуществляются за счет средств инициативной группы. Инициативная группа самостоятельно определяет лиц, собирающих подписи избирателей под требованием о проведении голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица). Сбор подписей начинается со дня, следующего за днем получения регистрационного свидетельства инициативной группой в избирательной комиссии муниципального образования, и заканчивается, как правило, по истечении 30 дней со дня начала сбора подписей. При реализации права возбуждения инициативы проведения голосования по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления по решению представительного органа муниципального образования сбор подписей граждан не проводится. Количество подписей в поддержку проведения голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица) в каждом субъекте устанавливается законодательством в определенном размере. Для подтверждения инициативы отзыва депутата (выборного должностного лица) инициативная группа в Орловской области должна собрать не менее 20 % подписей избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в период проведения выборов данного депутата (выборного должностного лица). В Тамбовской области количество подписей, необходимых для назначения голосования по отзыву депута
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.119.67 (0.011 с.) |