Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 17. Контроль за осуществлением местного

Поиск

САМОУПРАВЛЕНИЯ................ …………………………………………..815

§ 1. Понятие контроля за осуществлением местного

самоуправления............................................................................................... 815

§ 2. Государственные контроль и надзор за осуществлением

местного самоуправления............. …………………………………………. 817

2.1. Прокурорский надзор.............................................................................. 823

2.2. Судебный контроль.................................................................................. 825

2.3. Административный надзор........... …………………………………… 825

2.4. Контроль полномочного представителя Президента Российской Федерации.............. ………………………………………………………….. 827

2.5. Контроль уполномоченного по правам человека

в Российской Федерации.............. ………………………………………….. 828

2.6. Муниципальный мониторинг.................................................................. 829

§ 3. Контроль в системе органов местного самоуправления.. …….. 830

§ 4. Общественный контроль за осуществлением местного

самоуправления............................................................................................... 832

 

ГЛАВА 18. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ............ ………………………….835

§ 1 Понятие и виды ответственности........... …………………………….... 835

§ 2. Ответственность органов и должностных лиц местного

самоуправления............................................................................................ 837

2.1. Ответственность перед населением....................................................... 837

2.2. Ответственность перед государством................................................... 838

2.3. Ответственность перед физическими и юридическими

лицами.................................................................................................................843

§ 3. Ответственность государственных органов за развитие

местного самоуправления.................................................................................846

§ 4. Субсидиарная и солидарная ответственность органов

местного самоуправления и государственных органов.. ………………....849

§ 5. Ответственность физических и юридических лиц в области

местного самоуправления.................................................................................853

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

КОМПЕТЕНЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

ГЛАВА 19. ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ПОЛНОМОЧИЙ СУБЪЕКТОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.................................857

§ 1. Понятие компетенции субъектов местного самоуправления ………...857

§ 2. Понятие полномочий субъектов местного самоуправления. ……….859

§ 3. Соотношение полномочий населения, представительного

органа и администрации муниципального образования.. ………….. 863

 

ГЛАВА 20. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ....................................................................................864

§ 1. Полномочия органов местного самоуправления в области планирования, бюджетно-финансовой деятельности и управления муниципальной собственностью.................................................................................................8 64

1.1. Полномочия в области планирования......................................................864

1.2. Полномочия в бюджетно-финансовой сфере..........................................866

1.3. Полномочия в области управления муниципальной собственностью..................................................................................................867

§ 2. Полномочия органов местного самоуправления по поддержке и развитию хозяйственной деятельности населения …………………… 870

§ 3. Полномочия органов местного самоуправления в области

образования, науки, культуры и информации................................................880

3.1. Полномочия в области образования и науки...........................................880

3.2. Полномочия в области культуры..............................................................886

3.3. Полномочия в области информации........................................................892

§ 4. Полномочия органов местного самоуправления в области

охраны здоровья и социальной защиты населения.............................. 896

4.1. Полномочия в области охраны здоровья

и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. ………….. 896

4.2. Полномочия в области социальной защиты населения.. …………. 903

§ 5. Полномочия органов местного самоуправления в области

торговли, общественного питания и бытового обслуживания. ………….. 916

§ 6. Полномочия органов местного самоуправления в области

жилищно-коммунального хозяйства................................................................920

6.1. Полномочия в жилищной сфере................................................................921

6.2. Полномочия в области коммунального хозяйства.. …………. 928

§ 7. Полномочия органов местного самоуправления в области

строительства, транспорта, автомобильных дорог и связи. ………… 934

7.1. Полномочия в области строительства......................................................934

7.2. Полномочия в области транспорта, автомобильных дорог

и связи....................................................................................................................941

§ 8. Полномочия органов местного самоуправления в области

использования и охраны природных ресурсов...............................................943

8.1. Полномочия в области природопользования..........................................944

8.2. Полномочия в области землепользования...............................................948

8.3. Полномочия в области охраны окружающей среды... ……… 952

§ 9. Полномочия органов местного самоуправления в области

охраны общественного порядка и безопасности............................................966

9.1. Полномочия в области охраны общественного порядка. ……… 966

9.2. Полномочия в области обеспечения безопасности... ……… 971

§ 10. Полномочия органов местного самоуправления в области

подготовки и проведения федеральных, региональных и местных выборов и референдумов, формирования списков присяжных заседателей..................983

 

ГЛАВА 21. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ...........................................................987

§ 1. Основные принципы и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными

полномочиями................. ………………………………………………… 987

§ 2. Осуществление органами местного самоуправления

отдельных государственных полномочий.......................................................996

 

ГЛАВА 22. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ОРГАНАМИ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ................................................998

§ 1. Проблемы и принципы взаимоотношений государственных

и муниципальных органов................................................................................998

§ 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов

Федерации в области местного самоуправления..........................................1005

§ 3. Методы управления муниципальными образованиями

со стороны органов государственной власти................................................1014

 

ГЛАВА 23. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ОТДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ……... 1017

§ 1. Понятие особенностей организации местного

самоуправления....................................................................................... 1017

§ 2. Особенности организации местного самоуправления

в городах федерального значения..................................................................1020

21 Существо проблемы организации власти в городах

федерального значения....................................................................................1020

22 Предложения по решению проблемы.......................................................1022

2.3 Особенности осуществления местного самоуправления в городах

федерального значения, установленные Федеральным законом

 

 

Оглавление

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.....................................................................1024

§ 3. Особенности организации местного самоуправления

в особо малых муниципальных образованиях..............................................1026

§ 4. Особенности организации местного самоуправления на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях..............1031

§ 5. Особенности организации местного самоуправления

в наукоградах.....................................................................................................1032

§ 6. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО)........................1035

§ 7. Особенности организации местного самоуправления

на приграничных территориях........................................................................1038

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

ГЛАВА 24. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ..................................................................................1043

 

ГЛАВА 25. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ ПО 1917 г...................................................................................1047

§ 1. Управление на местах до отмены крепостного права....................... 1047

§ 2. Земское самоуправление в 1864—1917 гг..............................................1049

§ 3. Городское самоуправление в 1870—1917 гг........................................... 060

§ 4 Волостное земское управление.................................................................1069

 

ГЛАВА 26. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1917—1993 гг..................................1072

§ 1. Конституция РСФСР 1918 г. о народовластии на местном уровне

и об организации советской власти на местах..............................................1072

§ 2. Конституция РСФСР 1925 г. о народовластии на местном уровне

и о местной власти...........................................................................................1076

§ 3. Конституция РСФСР 1937 г. о народовластии на местном уровне,

о местных органах власти и управления........................................................1082

§ 4. Конституция РСФСР 1978 г. о народовластии на местном уровне,

о местных органах власти и управления........................................................1086

§ 5. Изменения и дополнения Конституции РСФСР 1978 г. и законодательства в связи с реформой местного

самоуправления................................................................................................1095

 

ГЛАВА 27. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ............................................................1112

§ 1. Аксиологические аспекты учений о местном самоуправлении …1112

§ 2. Правовые основы и правовые системы муниципального

управления в зарубежных странах.................................................................1122

§ 3. Организационные системы муниципального управления.. …. 1143

§ 4. Организационно-правовой механизм муниципального

управления........................................................................................................1159

§ 5. Компетенция органов муниципального управления.... ……. 1176

 

ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ОСНОВА НАРОДОВЛАСТИЯ

 

Основной задачей любого демократического государства явля­ется создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. Правомерный вопрос рационального го­сударственного устройства сводится к созданию такой системы вла­сти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Безусловно, существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечени­ем централизованных средств и ресурсов. Например, обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, разработка и реализация государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической облас­тях, принятие и реализация государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной за­щиты, правопорядка и безопасности и т. п.

Однако реализация многих из перечисленных задач, обеспече­ние определенного уровня жизни населения осуществляются не в го­сударстве вообще, а на местах, в конкретных территориальных обра­зованиях компактного проживания граждан — муниципальных об­разованиях. Именно здесь прежде всего должны быть созданы условия для реализации гарантированных государством прав и сво­бод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания.

Официальное и публичное признание местного самоуправления как института народовластия, независимого от государственной вла­сти и отражающего процесс демократизации в гражданском обществе, в России произошло лишь после принятия Конституции 1993 года.

Местное самоуправление как выражение власти народа состав­ляет одну из основ конституционного строя Российской Федера­ции, которая органично вписывается в характеристики России как Демократического, правового государства.

Местное самоуправление, составляющее одну из основ консти­туционного строя Российской Федерации, является выражением власти народа, служит для самостоятельного решения населением в пределах своих полномочий вопросов местного значения (ч. 2 и 3 ст. 3; ст.12 и ч. 1 ст. 130, Конституции РФ).

Понимание местного самоуправления как признаваемой и га­рантируемой Конституцией РФ территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, обу­словливает необходимость учета природы муниципальной власти как власти местного сообщества и особенностей институтов местно­го самоуправления, наиболее приближенных к населению.

Система местного самоуправления представляет совокупность форм непосредственной и представительной демократии.

Местное самоуправление — власть, наиболее приближенная к населению. Близость определяется не столько ее местом в иерархи­ческой лестнице, сколько теми функциями, которые она выполня­ет. Занимаясь вопросами местного значения, она должна решать их в интересах населения.

Субъектом права на самостоятельное осуществление муници­пальной власти — непосредственно и через органы местного само­управления — выступает население муниципального образования (ч. 2 ст. 3; ст. 12 и ч. 2 ст. 130 Конституции РФ). Оно вправе защи­щать свои права и свободы, реализуемые на уровне местного само­управления (ст.133 Конституции РФ), в том числе путем воздейст­вия в различных не противоречащих закону формах на выборных должностных лиц местного самоуправления. Контроль населения за их деятельностью, устанавливаемый в качестве предпосылки со­ответствующего воздействия, представляет собой, по существу, од­но из средств самоорганизации населения. Население само решает, какие способы осуществления муниципальной власти использо­вать. Однако право муниципальных образований вводить конкрет­ный порядок и условия такого воздействия, как отзыв выборного должностного лица местного самоуправления, предполагает недо­пустимость искажения смысла и предназначения иных форм непо­средственной демократии1.

В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством явля­ется то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной вла­сти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Конституционное право граждан России на осуществление ме­стного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населе­ния в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели, и конституцион­ным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обес­печивающимся судебной защитой. Общие исходные принципы ор­ганизации местного самоуправления, установленные в Конститу­ции России, соответствуют международным стандартам, закреплен­ным в Европейской Хартии местного самоуправления (принята Со­ветом Европы 15 октября 1985 г.).

Говоря о реализации конституционного права населения на осу­ществление местного самоуправления, необходимо осознавать, что эффективность этого процесса во многом зависит не только от нали­чия всего комплекса необходимых законов, обеспечивающих орга­низационную и экономическую самостоятельность муниципальных образований, но и от понимания населением своих прав и возмож­ностей в осуществлении местного самоуправления, от действитель­ной способности этими правами грамотно воспользоваться, способ­ности реализации права на местное самоуправление.

Реальное, а не формальное становление самоуправления непо­средственно напрямую зависит от общественного сознания, от вклю­чения в эти процессы населения, гражданина. Без сознательного участия граждан в реформаторских процессах, без их практической, повседневной заинтересованности в результатах, в изменении стату­са и уклада своей жизни не будет достигнут реальный результат.

 

Глава



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.177 (0.011 с.)