Субъекты муниципального права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты муниципального права



 

Совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей в области местного самоуправления, содержит предписания, относящиеся ко всем лицам, находящимся в сфере дейст­вия этих норм.

--------------------------

' См.: Черкасов А.И. Местное управление и самоуправление в континен­тальной модели // Сравнительное конституционное право. М., 1996. 2 ВСНД СССР и ВС СССР. 1990, № 16. Ст. 267.

' Начало этому процессу положено изданием первого учебного пособия. См.: Фадеев В.И. Муниципальное право. М., 1994.

 

Местное самоуправление характеризуется большим числом субъектов, имеющих разнообразные полномочия по объему, струк­туре и правовым свойствам. Это обусловлено комплексным харак­тером муниципально-правовых отношений, которые связаны с осу­ществлением задач и функций местного самоуправления во всех сферах многогранной местной жизни.

Субъектами муниципально-правовых отношений в сфере орга­низации и осуществления местного самоуправления на современ­ном этапе являются: население муниципальных образований; жите­ли муниципальных образований; граждане; муниципальные обра­зования; собрания (сходы) граждан; съезды (конференции) мест­ных сообществ; органы местного самоуправления; депутаты пред­ставительного органа местного самоуправления; члены других вы­борных органов местного самоуправления; должностные лица мест­ного самоуправления; муниципальные служащие; органы террито­риального общественного самоуправления; органы социального са­моуправления; государственные органы; общественные объедине­ния; предприятия, учреждения, организации; ассоциации и союзы муниципальных образований.

На различных исторических этапах в силу эволюции местного самоуправления изменяются субъекты, участвующие в осуществле­нии местного самоуправления, их правовой статус, масштабы и ха­рактер предметов ведения и полномочий.

Субъекты правовых отношений в области осуществления ме­стного самоуправления можно условно подразделить на три вида. К первому виду относится особый субъект — муниципальное образование. Федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления в РФ определяет муници­пальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальному образованию принадлежат права собственни­ка муниципальной собственности. Согласно ГК РФ (ст. 124) муни­ципальные образования, не являясь юридическими лицами, высту­пают в отношениях, регулируемых гражданским законодательст­вом, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образова­ниям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образо­ваний относятся предметы ведения местного самоуправления, включающие в себя вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Муниципальным образованиям также принадлежит право создания объединений в форме ассоциаций или союзов муниципальных образований в целях координации деятель­ности, более эффективного осуществления своих прав и интересов, а также право иметь собственную символику (гербы, эмблемы и др.). Права и обязанности муниципальных образований как субъ­ектов муниципально-правовых отношений от их имени реализуют своими действиями соответствующие органы местного самоуправ­ления в рамках их компетенции, установленной актами, опреде­ляющими статус этих органов, либо население муниципального об­разования непосредственно.

Ко второму виду относятся субъекты муниципально-правовых отношений, наделенные законодательством правом представлять интересы территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, принимать от имени их населения решения в пре­делах закрепленных за ними полномочий.

В России субъектами, управомоченными и правообязанными законодательством осуществлять местное самоуправление, явля­лись: в 1864 1917 гг. в губерниях и уездах — соответственно гу­бернские и уездные земские собрания и управы, а в городах — го­родские думы и управы; в 1917 — 1993 гг. — население, местные Советы (до 1936 г. — Советы депутатов и съезды Советов) и их ис­полнительные комитеты (с 1991 г. — местные администрации); с 1994 г. население муниципальных образований, органы и долж­ностные лица местного самоуправления.

К третьему виду можно отнести субъекты муниципально-пра­вовых отношений, которые в той или иной форме участвуют в осу­ществлении местного самоуправления, взаимодействуют с субъек­тами, управомоченными и правообязанными законодательством принимать в пределах их полномочий обязательные для исполне­ния решения по предметам ведения муниципальных образований.

К этой группе субъектов муниципально-правовых отношений следует отнести: жителей и граждан муниципальных образований; государственные органы; муниципальных служащих; органы тер­риториального общественного самоуправления; органы социально­го самоуправления; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации; ассоциации и союзы муниципальных обра­зований.

В зависимости от отношений субъектов муниципального обра­зования к предметам ведения с точки зрения пределов круга обще­ственных отношений, на которые распространяются их права и обя­занности, их можно подразделить на субъекты муниципальных об­разований общей компетенции и субъекты муниципальных образований частной компетенции.

К субъектам муниципальных образований общей компетенции относятся население, жители, граждане, представительные органы местного самоуправления и их депутаты, местная администрация, к предметам ведения которых относится все либо большинство во­просов местной жизни.

К субъектам муниципальных образований частной компетен­ции относятся все другие субъекты, объектами воздействия кото­рых являются отдельные вопросы местной жизни. Среди них име­ется группа субъектов специальной компетенции. К ним относятся органы и должностные лица местного самоуправления, органы управления местной администрации, муниципальные избиратель­ные комиссии, муниципальные учреждения и предприятия, ведаю­щие отдельными вопросами местного значения или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих сфер местной

жизни.

Мера участия субъектов муниципально-правовых отношений в осуществлении местного самоуправления определяется их право­способностью и дееспособностью.

 

Наука муниципального права

 

Наука муниципального права — это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о це­лях, задачах, функциях и формах его осуществления и правового регулирования.

Наука муниципального права есть деятельность специалистов в данной области знаний, выражающаяся в изучении, истолковании и выработке систематизированных знаний о местном самоуправле­нии, а также она представляет собой определенную сумму накоп­ленных, осмысленных и систематизированных знаний о нормах му­ниципального права, муниципально-правовых институтах, поняти­ях и категориях.

К содержанию науки муниципального права относятся: предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология и категории науки, отраслевая библиография, история науки.

Предметом науки муниципального права является то, на что направлено научное познание, — это муниципально-правовые нормы, муниципально-правовые категории, практика примене­ния норм муниципального права, осуществление местного само­управления на предыдущих этапах истории.

Предмет и содержание науки муниципального права неразрыв­но связаны с ее методами познания, которые используются в кон­кретных юридических науках и составляют их методологическую основу. Наиболее важные из них — формально-догматический ме­тод, логические методы исследования, метод конкретно-социологи­ческого исследования, сравнительно-правового исследования, срав­нительно-исторический метод.

Формально-догматический метод — это метод, с помо­щью которого осуществляется внешняя юридическая обработка правового материала, производятся описание и анализ муници­пально-правовых норм и правоотношений, их объяснение, толкова­ние, классификация, систематизация. Приемы данного метода по­зволяют выстроить муниципально-правовые знания в две логиче­ские стройные системы — институционную и отраслевую.

Логические методы исследования представляют собой разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, метод аналогии, гипотезы и др.

Метод конкретно-социологического исследования вклю­чает в себя такие приемы, как личное наблюдение, устные опросы, анкетирование, собеседование, статистическая обработка фактиче­ского материала.

Метод сравнительно-правового исследования — это способ исследования одного или нескольких муниципально-право­вых институтов, имеющих какие-либо сходные признаки, различ­ных муниципальных образований, субъектов Федерации, стран, такое сопоставление, изучение важно с теоретической и практиче­ской точек зрения, ибо дает полезный материал для заимствования опыта, для совершенствования правовых норм.

Сравнительно-исторический метод исследования пред ставляет собой исторический подход к анализу и оценке важнейших категорий местного самоуправления и муниципально-правовых институтов. Все названные методы связаны между собой, и каждый из них может применяться в сочетании с другими. Совокупность указанных и других методов составляет методологию муниципального права. К числу источников науки муниципального права от­носятся прежде всего правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы, а также научные труды ученых и специали­стов, практика осуществления местного самоуправления в России и зарубежных странах как на современном этапе, так и в прошлом.

Система науки муниципального права представляет со­бой логически обоснованное расположение в определенной после­довательности теоретических положений, знаний, составляющих ее содержание. Основные институты муниципального права и инсти­туты науки муниципального права в общем соответствуют друг дру­гу. Однако в целом система науки муниципального права по своим подразделениям шире, чем система отрасли права. Она представля­ет собой не только сумму научных знаний о действующем муници­пальном праве и его институтах, но также о наиболее общих катего­риях (понятиях) муниципального права: о предмете и методе дан­ной отрасли права, о таких понятиях, как муниципально-правовая норма и муниципальные правоотношения, принципы муниципаль­ного права, а также содержит науковедческие и исторические зна­ния, связанные с муниципальным правом.

Наука муниципального права не только изучает и объясняет объективные процессы в осуществлении местного самоуправления, определяет их сущность и содержание, но и открывает новые зако­номерности, конструирует научные гипотезы в этой области. Наука муниципального права выполняет познавательные, эвристические и прогностические функции при исследовании своего предмета, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук.

 

Глава

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1735; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.013 с.)