![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъекты муниципального праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей в области местного самоуправления, содержит предписания, относящиеся ко всем лицам, находящимся в сфере действия этих норм. -------------------------- ' См.: Черкасов А.И. Местное управление и самоуправление в континентальной модели // Сравнительное конституционное право. М., 1996. 2 ВСНД СССР и ВС СССР. 1990, № 16. Ст. 267. ' Начало этому процессу положено изданием первого учебного пособия. См.: Фадеев В.И. Муниципальное право. М., 1994.
Местное самоуправление характеризуется большим числом субъектов, имеющих разнообразные полномочия по объему, структуре и правовым свойствам. Это обусловлено комплексным характером муниципально-правовых отношений, которые связаны с осуществлением задач и функций местного самоуправления во всех сферах многогранной местной жизни. Субъектами муниципально-правовых отношений в сфере организации и осуществления местного самоуправления на современном этапе являются: население муниципальных образований; жители муниципальных образований; граждане; муниципальные образования; собрания (сходы) граждан; съезды (конференции) местных сообществ; органы местного самоуправления; депутаты представительного органа местного самоуправления; члены других выборных органов местного самоуправления; должностные лица местного самоуправления; муниципальные служащие; органы территориального общественного самоуправления; органы социального самоуправления; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации; ассоциации и союзы муниципальных образований. На различных исторических этапах в силу эволюции местного самоуправления изменяются субъекты, участвующие в осуществлении местного самоуправления, их правовой статус, масштабы и характер предметов ведения и полномочий. Субъекты правовых отношений в области осуществления местного самоуправления можно условно подразделить на три вида. К первому виду относится особый субъект — муниципальное образование. Федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления в РФ определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Муниципальному образованию принадлежат права собственника муниципальной собственности. Согласно ГК РФ (ст. 124) муниципальные образования, не являясь юридическими лицами, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся предметы ведения местного самоуправления, включающие в себя вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Муниципальным образованиям также принадлежит право создания объединений в форме ассоциаций или союзов муниципальных образований в целях координации деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов, а также право иметь собственную символику (гербы, эмблемы и др.). Права и обязанности муниципальных образований как субъектов муниципально-правовых отношений от их имени реализуют своими действиями соответствующие органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо население муниципального образования непосредственно. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-правовых отношений, наделенные законодательством правом представлять интересы территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, принимать от имени их населения решения в пределах закрепленных за ними полномочий. В России субъектами, управомоченными и правообязанными законодательством осуществлять местное самоуправление, являлись: в 1864 1917 гг. в губерниях и уездах — соответственно губернские и уездные земские собрания и управы, а в городах — городские думы и управы; в 1917 — 1993 гг. — население, местные Советы (до 1936 г. — Советы депутатов и съезды Советов) и их исполнительные комитеты (с 1991 г. — местные администрации); с 1994 г. население муниципальных образований, органы и должностные лица местного самоуправления.
К третьему виду можно отнести субъекты муниципально-правовых отношений, которые в той или иной форме участвуют в осуществлении местного самоуправления, взаимодействуют с субъектами, управомоченными и правообязанными законодательством принимать в пределах их полномочий обязательные для исполнения решения по предметам ведения муниципальных образований. К этой группе субъектов муниципально-правовых отношений следует отнести: жителей и граждан муниципальных образований; государственные органы; муниципальных служащих; органы территориального общественного самоуправления; органы социального самоуправления; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации; ассоциации и союзы муниципальных образований. В зависимости от отношений субъектов муниципального образования к предметам ведения с точки зрения пределов круга общественных отношений, на которые распространяются их права и обязанности, их можно подразделить на субъекты муниципальных образований общей компетенции и субъекты муниципальных образований частной компетенции. К субъектам муниципальных образований общей компетенции относятся население, жители, граждане, представительные органы местного самоуправления и их депутаты, местная администрация, к предметам ведения которых относится все либо большинство вопросов местной жизни. К субъектам муниципальных образований частной компетенции относятся все другие субъекты, объектами воздействия которых являются отдельные вопросы местной жизни. Среди них имеется группа субъектов специальной компетенции. К ним относятся органы и должностные лица местного самоуправления, органы управления местной администрации, муниципальные избирательные комиссии, муниципальные учреждения и предприятия, ведающие отдельными вопросами местного значения или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих сфер местной жизни. Мера участия субъектов муниципально-правовых отношений в осуществлении местного самоуправления определяется их правоспособностью и дееспособностью.
Наука муниципального права
Наука муниципального права — это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о целях, задачах, функциях и формах его осуществления и правового регулирования. Наука муниципального права есть деятельность специалистов в данной области знаний, выражающаяся в изучении, истолковании и выработке систематизированных знаний о местном самоуправлении, а также она представляет собой определенную сумму накопленных, осмысленных и систематизированных знаний о нормах муниципального права, муниципально-правовых институтах, понятиях и категориях. К содержанию науки муниципального права относятся: предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология и категории науки, отраслевая библиография, история науки. Предметом науки муниципального права является то, на что направлено научное познание, — это муниципально-правовые нормы, муниципально-правовые категории, практика применения норм муниципального права, осуществление местного самоуправления на предыдущих этапах истории.
Предмет и содержание науки муниципального права неразрывно связаны с ее методами познания, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу. Наиболее важные из них — формально-догматический метод, логические методы исследования, метод конкретно-социологического исследования, сравнительно-правового исследования, сравнительно-исторический метод. Формально-догматический метод — это метод, с помощью которого осуществляется внешняя юридическая обработка правового материала, производятся описание и анализ муниципально-правовых норм и правоотношений, их объяснение, толкование, классификация, систематизация. Приемы данного метода позволяют выстроить муниципально-правовые знания в две логические стройные системы — институционную и отраслевую. Логические методы исследования представляют собой разнообразные логические приемы: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, метод аналогии, гипотезы и др. Метод конкретно-социологического исследования включает в себя такие приемы, как личное наблюдение, устные опросы, анкетирование, собеседование, статистическая обработка фактического материала. Метод сравнительно-правового исследования — это способ исследования одного или нескольких муниципально-правовых институтов, имеющих какие-либо сходные признаки, различных муниципальных образований, субъектов Федерации, стран, такое сопоставление, изучение важно с теоретической и практической точек зрения, ибо дает полезный материал для заимствования опыта, для совершенствования правовых норм. Сравнительно-исторический метод исследования пред ставляет собой исторический подход к анализу и оценке важнейших категорий местного самоуправления и муниципально-правовых институтов. Все названные методы связаны между собой, и каждый из них может применяться в сочетании с другими. Совокупность указанных и других методов составляет методологию муниципального права. К числу источников науки муниципального права относятся прежде всего правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы, а также научные труды ученых и специалистов, практика осуществления местного самоуправления в России и зарубежных странах как на современном этапе, так и в прошлом. Система науки муниципального права представляет собой логически обоснованное расположение в определенной последовательности теоретических положений, знаний, составляющих ее содержание. Основные институты муниципального права и институты науки муниципального права в общем соответствуют друг другу. Однако в целом система науки муниципального права по своим подразделениям шире, чем система отрасли права. Она представляет собой не только сумму научных знаний о действующем муниципальном праве и его институтах, но также о наиболее общих категориях (понятиях) муниципального права: о предмете и методе данной отрасли права, о таких понятиях, как муниципально-правовая норма и муниципальные правоотношения, принципы муниципального права, а также содержит науковедческие и исторические знания, связанные с муниципальным правом.
Наука муниципального права не только изучает и объясняет объективные процессы в осуществлении местного самоуправления, определяет их сущность и содержание, но и открывает новые закономерности, конструирует научные гипотезы в этой области. Наука муниципального права выполняет познавательные, эвристические и прогностические функции при исследовании своего предмета, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук.
Глава
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.43.16 (0.01 с.) |