Методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения 187 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения 187



н> д. Предрасполагающими моментами к возникновению межзубного произношения могут служить вялость кончика языка и прямой открытый прикус.




 


 


Межзубный сигматизм


Боковой сигматизм


Боковой сигматизм. Воздушная струя идет не к сред­ней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь в одних случаях вправо, а в других — влево, или же выходит по обоим краям языка. Эти уклонения можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или тонкий кусочек ваты, которые отклоняются, когда попадают под выходящую воздушную струю. Этот вид сигматизма ха­рактеризуется неприятным хлюпающим звуком. Случаи односторонних боковых сигматизмов могут зависеть от уклонения языка вправо или влево и от смещения в тот или другой бок нижней челюсти при смыкании зубов. Слу­чаи двусторонних сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой поднимается к нёбу, не образуя желобка посередине, боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю.

Очень часто боковое произношение распространяется на обе группы (свистящих и шипящих) звуков, часто присое­диняется такое же произношение и мягких пар задненёб­ных и боковое произношение звука р. Эти факты подтвер­ждают органическую основу возникновения боковых сигматизмов — парез языка.



О. В. Правдина


 


     
 
 
   



 


 


Носовой сигматизм


Губно-зубной сигматизм


Носовой сигматизм. Струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка, и звуки заменя­ются храпом в нос. Соответственные движения губ, челю­сти и образование желобка на языке не формируются или оказываются неполными, только намеченными. Очень ча­сто носовой сигматизм распространяется и на шипящие звуки.

При губно-зубном сигматизме свистящие, чаще шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся в той или иной степени подобно губно-зубным звукам ф и в (фраза — Кош­ка и собака живут недружно — приобретает примерно сле­дующий вид: Кофка и фабака вивут недрувно).

Свистящие и шипящие звуки заменяются двугубными щелевыми звуками, язык в произношении не участвует.

Произношение свистящих и шипящих включает элемен­ты произношения как свистящих и шипящих (положение языка), так и звуков фи в (положение губ).

Призубный сигматизм имеет два варианта.

1. Кончик языка находится на уровне щели между вер­
хними и нижними резцами и мешает свободном выходу
воздуха. Желобок не образуется. Вместо свиста получает­
ся тупой шум. Этот вариант относится к чистым сигматиз-
мам.

2. Свистящие и шипящие звуки (чаще всего и те и ДРУ"
гие одновременно) заменяются звуками т и д (ст, з д,


Методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения 189


     
   
 
 



 


 


Призубный сигматизм


Шипящий сигматизм


ж— д, шт, ц —то, ч и щт): Котка и табака дивут недрудно.

Последний вариант — один из самых тяжелых, так как охватывает одновременно все семь звуков, искажает речь, делает ее малопонятной и, безусловно, тяжело отражается на письме и приводит к невозможности формирования фо­нематического различения в большой группе звуков.

Этот вариант наблюдается при тугоухости и других слу­чаях тяжелого речевого недоразвития.

Анализ сит (также з и д) показывает, что разница между этими звуками заключается в способе образования, причем движения языка при свистящих (а тем более при шипящих) гораздо сложнее и тоньше, чем при смычных т и д.

Шипящий сигматизм. Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных ши­пящих {Шябака и кошъка живут недружъно). Кончик язы­ка в этом случае опущен вниз, но несколько оттянут в глубь рта, спинка языка напряжена, желобка не образует, боко­вые края языка не смыкаются с коренными зубами, в ре­зультате струя воздуха растекается по всей поверхности языка.

Свистящий сигматизм. Свистящие звуки произносятся правильно, а шипящие заменяются свистящими (Собака и коска зивут недрузно).



О. В. Правдина


     
 
 
 

Произношение свистящих и шипящих звуков имеет много об­щего, и поэтому большинство ва­риантов сигматизма охватывает одновременно обе группы звуков. Все же нарушения произноше­ния шипящих звуков наблюда­ются чаще, чем свистящих, что соответствует и более позднему формированию шипящих в речи ребенка.

Профиль артикуляции звука ф

Оба указанных факта говорят о большей сложности произноше­ния шипящих.

Отражения неправильного зву-копроизношения в письме воз­можны при парасигматизмах и в тех случаях, когда свистя­щие и шипящие звуки произносятся одинаково дефектно, например при призубном сигматизме.

Способы постановки. Основным приемом постановки пра­вильного звучания является межзубное произношение с, а затем и з, что дает возможность зрительно контролировать правильное положение языка и правильное смыкание челю­стей (линия желобка языка и средняя линия между верхни­ми и между нижними резцами должны совпадать, а весь язык должен быть распластанным). В тех случаях, когда не образуется желобок, его нужно выработать. Подготовитель­ные артикуляционные упражнения следующие: распласты­вание языка, свертывание его трубочкой, а затем задувание на кончик языка (задувание горящей спички при высуну­том языке, сдувание с кончика языка кусочка ваты, узкой бумажной полоски и т. п.).

В качестве использования артикуляции близких по про­изношению звуков можно указать следующие приемы:

1. Постановка свистящих звуков от звука ф, который подготавливает направленную и достаточно длительную плавную воздушную струю, проходящую по средней линия языка. Выдвигание языка между зубами и отодвигание губ с механической помощью, а затем самостоятельно с зер-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.008 с.)