Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов 155

Поиск

отдельных случаев. Дети охотно занимались с логопедом, стараясь избавиться от своего дефекта.

3. Отмечались вегетативные нарушения, которые прояв­
лялись в потливости конечностей и красном дермографизме.

4. В некоторых случаях наблюдалось нерезко выражен­
ное снижение памяти, что влияло на усвоение прорабатыва­
емого логопедического материала.

5. В строении артикуляционного аппарата нарушений не
отмечалось, за исключением механических дислалий.

6. У большей части обследованных детей наблюдались бы­
страя истощаемость, отвлекаемость, неустойчивость вни­
мания.

7. Сон в основном спокойный, без ночных страхов и сно­
видений.

8. Гигиенические навыки у детей вырабатывались быст­
ро и стойко удерживались.

9. Через 1—3 месяца работы с логопедом дети-дислалики
дают хорошие результаты. У них восстанавливаются дефек­
тные звуки.

10. Прогноз у дислаликов благоприятный. Дети-дизартрики.

1. У дизартриков в большинстве случаев отмечались за­
держка психического развития по органическому типу и
олигофрения. У большинства обследованных затруднены
процессы восприятия и памяти, что безусловно влияет на со­
стояние интеллекта.

2. Учитывая органическую природу у детей-дизартриков,
мы отмечали ряд сдвигов со стороны эмоционально-волевой
сферы. Поведение детей было неровным, неустойчивым, не­
уравновешенным. В настроении часты смены (смех и плач),
срывы, аффекты, злобность, упрямство, раздражительность,
негативизм.

3. Грубо выражены вегетативные нарушения: синюшные,
холодные, влажные руки и ноги, яркий, красный, устойчи­
вый дермографизм.

4. Со стороны двигательной сферы отмечались некоторые
Денерваторные нарушения мышц, участвующих в артику­
ляционном аппарате, а также и в общей моторике (гемипа-
Резы, тетрапарезы). Кроме того, в отличие от дислаликов,
помимо нарушений звуковой стороны речи, отмечались и



Р. И. Мартынова


дополнительные моменты со стороны дыхательной и сер­дечно-сосудистой систем, что говорит о вовлечении в про­цесс системы блуждающего нерва.

5. У большинства обследованных отмечено неустойчивое
внимание, быстрая отвлекаемость и истощаемость.

6. Наблюдалось более частое расстройство сна с наличи­
ем ночных страхов и сновидений.

7. Гигиенические навыки вырабатывались с трудом из-за
моторных нарушений (неловкие движения), слюнотечения,
поперхивания.

8. Детям-дизартрикам нужны длительные систематичес­
кие занятия с логопедом и медицинские мероприятия (мас­
саж, лечебная физкультура, медикаментозные средства,
электропроцедуры и пр.).

9. Прогноз зависит от степени и формы основного заболе­
вания, от длительности и систематичности занятий. В сред­
нем он значительно менее благоприятен, чем при дислали-
ях. <...>

Современная логопедия подробно изучает структуру раз­личных форм фонетических дефектов и определяет более целенаправленные, дифференцированные методы медико-педагогического воздействия.

Мартынова Р.И. О психолого-педагогических осо­бенностях детей-дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидев­ского. — М., 1967 — С. 98—99; 109—110.


А.Г. Шембель

Механические дислалии

Среди нарушений экспрессивной стороны речи встреча­ются фонетические расстройства, обусловленные анатоми­ческими особенностями строения ротовой и носовой полос­тей (губ, зубов, челюстей, нёба, языка, носоглотки, носовых ходов и т. д.). Такие нарушения речи принято называть ме­ханическими, или органическими, дислалиями. Понятие «механическая», или «органическая», дислалия позволяет дифференцировать указанный вид речевой патологии с фун­кциональной дислалией, что является существенным момен­том в диагностике, выборе методов и определении эффектив­ности устранения данного дефекта речи.

Нарушения речи, обусловленные анатомическими изменениями в стро­ении губ, языка, нёба, зубов, известны с античных времен (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален и др.)- В оценке указанных речевых нарушений и в приемах их устранения было много различных, иногда противоречи­вых, попыток. Так, предлагалось лекарственное и хирургическое лечение, гимнастика элементов артикуляционного аппарата и тренировка в произ­ношении всевозможных звуковых сочетаний.

В XIX в. в работах врачей встречается уже довольно четкое описа­ние косноязычия, связанного с неправильным строением артикуляци­онных органов. Обобщая данные литературы и занимаясь изучением речевой патологии, В. Олтушевский дает классификацию речевых на­рушений. В группе косноязычия он выделяет расстройства произноше­ния, обусловленные грубыми врожденными или приобретенными из­менениями строения языка, челюстей, зубов и т. д., и называет их механическими дислалиями. Дефекты речи, возникшие за счет ана­томических изменений нёба, носовых ходов и носо-горловой области, т- е. ринолалию, В. Олтушевский рассматривает как одну из разновид­ностей механической дислалии. Вопросами нарушений речи занимались и педагоги. В их трудах содержится описание расстройств звукопроиз-ношения, причин, их вызывающих, и даются рекомендации по их уст­ранению.

В советский период интерес к вопросам логопедии усиливается. По­является большое количество работ по расстройствам речи, среди кото­рых имеются исследования, посвященные механическим дислалиям и их преодолению.

Обширные наблюдения по механическим дислалиям были проведе­ны в годы Великой Отечественной войны. Обобщенный материал доволь­но полно изложен в работе М.Е. Хватцева.



А.Г. Шембель


Интерес к механическим дислалиям в послевоенные годы повысился. Это объясняется тем, что было немало граждан, получивших челюстно-лицевые ранения и трав­мы. Так, по данным двух специальных госпиталей, число военнослужащих с нарушениями речи составляло 44— 47% всех раненых. Эти цифры свидетельствуют о возрос­шей потребности в логопедической помощи. Поэтому в ли­тературе стали шире отражаться логопедические методы лечения в комплексе с хирургическими, ортодонтически-ми и др. Наряду с анатомическими деформациями, возник­шими вследствие различных травм и ранений, внимание специалистов продолжают привлекать аномалии разви­тия челюстно-лицевой системы ребенка и сопутствующие им функциональные расстройства, в том числе речевые.

Среди аномалий развития лицевого скелета первостепен­ное значение имеют врожденные незаращения нёба. Это объясняется довольно высокой частотой их распростране­ния, а также тем, что функциональные изменения, вызван­ные расщелинами, сложны и сопровождаются значительной психической травмой.

В современной медицинской и педагогической литературе все шире отражаются многогранные вопросы изучения и лечения всевозможных аномалий челюстно-лицевой системы и оказания при них логопедической помощи (А.А. Лимберг, А.Г. Ипполитова, Ю.В. Курляндский, М. Зееман, Н.А. Омельченко, Е.Д. Бондаренко, М.Д. Дубов, Т.А. Будникова, Б.Я. Бу-латовская, Р.И. Шуйфер, B.C. Дмитриева, О.Е. Мануйлов, Т.Н. Воронцо­ва, Г.В. Чиркина и др.). Все настойчивее специалисты высказываются в пользу ранних и даже сверхранних сроков оперативного вмешательства по пластике врожденных расщелин губы, нёба, по ортопедическому лече­нию деформаций зубов и челюстей (А.А. Лимберг, Л.В. Ильина-Марко-сян, Л.Е. Фролова и др.). Аналогичная постановка вопроса имеется и при логопедическом обучении (А.Г. Ипполитова и др.).

При механической дислалии, как правило, страдает про­изношение звуков. Возникает это вследствие тех или иных механических препятствий в формировании полноценных артикулем соответствующих звуков. Учитывая взаимосвязь всех структурных компонентов языка, особенно в процессе становления детской речи, естественно, что при органичес­кой дислалии может встретиться неполноценность и других языковых компонентов: словаря, грамматического строя,


Механические дислалии 159

как и других элементов фонетической стороны речи (напри­мер, тембра голоса, выразительности, ритма). Однако откло­нения в словаре и в грамматическом строе не являются до­минирующими и выступают как сопутствующие основному расстройству звукопроизношения. В связи с тем, что в про­цессе формирования речи ребенка происходит параллельное взаимовлияющее развитие восприятия речи и ее воспроиз­ведения, при механической дислалии могут встречаться не только нарушения воспроизведения, выговаривания звуков, но и неправильное слуховое восприятие их. Так, например, ребенок может плохо дифференцировать звуки с— ш, зж, цч,рл и др. Известно, что письменная речь формирует­ся на базе устной. Успешное овладение грамотой находится в прямой зависимости от состояния фонематического слу­ха, поэтому при механической дислалии могут наблюдать­ся и нарушения письменной формы речи. Проявления рече­вой патологии очень разнообразны. Наряду с описанными явлениями встречаются случаи механической дислалии, развивающейся параллельно другим речевым дефектам, на­пример алалии, афазии, дизартрии и др.

Правильное строение языка, зубов, челюстей, носоглот­ки имеет большое значение в жизни ребенка, обеспечивает его полноценное питание, дыхание и правильное формиро­вание речи. Нельзя не учитывать и косметический фактор. Как известно, недостаточное пережевывание пищи наруша­ет питание и влечет за собой ослабление детского организ­ма, что может служить благоприятной почвой для многих более сложных и тяжелых заболеваний, а в связи с этим и Для возникновения речевых дефектов. Аналогичная карти­на возникает при неправильном дыхании ребенка. Дефекты Речи затрудняют общение детей между собой и со взрослы­ми, что часто травмирует психику ребенка. Такие дети не-Редко становятся замкнутыми, раздражительными, неак­тивными. Недостаточное общение, речевая пассивность служат серьезным тормозом в формировании полноценной Речи не только в фонетическом, но и в лексико-граммати-ческом отношении.

Патологические особенности строения артикуляционно-Го аппарата могут быть различными. Условно их подразде­ляют на две большие группы. К первой относятся аномалии



А. Г. Шембель


развития, т. е. всевозможные анатомические отклонения в строении ротовой и носовой полостей, возникшие в процес­се естественного роста ребенка за счет влияния наследствен­ных факторов и различных вредностей, действующих в пе­риод внутриутробного развития (особенно на 2—12-й неделе развития плода). К таким порокам развития относятся, на­пример, расщелины губы и нёба (полные или частичные), от­сутствие зачатков зубов, прогнатия, прогения и др.

Ко второй группе отклонений в строении артикуляцион­ного аппарата можно отнести всевозможные структурные изменения приобретенного характера, возникшие после травм, ожогов, заболеваний, т. е. в процессе жизни ребенка. Например, ранения губы и альвеолярного отростка при уши­бе верхней челюсти, изменения в носоглотке за счет запол­нения ее разросшейся аденоидной тканью, опухоли языка, губ или других элементов артикуляционного аппарата.

Отклонения в строении и расположении зубов, челюстей, нёба могут возникать под действием неблагоприятных усло­вий как внешней, так и внутренней среды. Влияние этих факторов может сказываться как на всем детском организ­ме, так и избирательно только на системе артикуляционно­го аппарата. Выяснение ведущих этиологических факторов позволяет избрать наиболее рациональные методы лечения и преодоления механических дислалий.

Остановимся коротко на тех особенностях строения арти­куляционного аппарата, которые могут привести к опреде­ленным нарушениям звукопроизношения.

Губы. Одной из аномалий развития губ может быть не­сращение верхней губы и лишь в редких случаях — ниж­ней. Расщелина нижней губы иногда осложняется расщели­нами нижней челюсти и языка (Ф. Кениг, 1886).

В период Великой Отечественной войны в результате трав­матических повреждений и ранений губ встречались случаи сращения ротовой полости. Кроме того, губы могут быть крупными, пухлыми, деформированными рубцами.

При неправильном строении губ возникает малая подвиж­ность их. В результате больше всего страдает произношение губных звуков: п, п', б, б', м, м', так как не происходит дос­таточное смыкание губ. Могут страдать и губно-зубные зву­ки ф, ф', в, в' из-за недостаточного соединения нижней губы


Механические дислалии 161

с верхними резцами. Более выраженные отклонения быва­ют при произношении смычных звуков (п, п', б, б', м, м'), чем щелевых (ф, ф', в, в').

Дефекты строения и вялая подвижность губ могут в изве­стной мере сказываться и при формировании ряда других звуков, например о, у, и, с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ.

Зубы. Значительно чаще, чем другие элементы артику­ляционного аппарата, зубы имеют отклонения по форме, по расположению и по количеству. Бывает, что зубы распола­гаются вне зубного ряда (зубной дуги) или растут неправиль­но: с разворотом, наклоном, сужением и т. д. Нередко при­ходится встречаться с отсутствием одного зуба или более как до, так и после смены молочных зубов. При неполноценнос­ти зубных рядов страдают прежде всего звуки, образуемые с участием передних зубов. Это относится в первую очередь к язычно-зубным звукам: с, с', з, з', ц, т, т', д, д'. Такое на­рушение часто сочетается с аналогичным дефектом в произ­ношении звуков ш, ж, ч, щ. Например, при отсутствии рез­цов или при открытом переднем прикусе может возникнуть межзубный сигматизм, т. е. звуки с, з, ц, с', з' будут произ­носиться с расположением кончика языка между зубами. При отсутствии боковых зубов или при открытом боковом прикусе может возникнуть боковой сигматизм, т.е. воздуш­ная струя при произношении свистящих звуков будет откло­няться в сторону от центра. Наблюдаются случаи сочетания бокового сигматизма с аналогичным дефектом в произноше­нии и среднеязычных звуков. Зубные аномалии могут вли­ять на недостаточно полноценное произношение звуков: в, в', ф, ф', н, н', л, л', р, р'. Широкие промежутки между рез­цами (диастемы) могут также вызывать сигматизмы.

Челюсти. Наиболее распространенным отклонением в строении челюстей бывает неправильный прикус. Из ано­малий прикуса одним из часто встречающихся является глу­бокий прикус, т. е. глубокое перекрытие верхними резцами нижних таким образом, что нижние почти не видны.

Может быть открытый передний прикус (не сходятся рез-Цы при смыкании боковых зубов), открытый боковой при­кус с одной или двух сторон (когда резцы соединяются, а боковые зубы не смыкаются), перекрестный прикус (напри-Мер, при боковом смещении соотношения боковых зубов или



А. Г. Шембель


при сужении одной из челюстей), прогнатия (выступание верхней челюсти), прогения (выдвижение нижней челюсти).

При неправильных прикусах страдает функция жева­тельной системы. Может нарушаться и функция дыхания (развивается привычка дышать ртом). Все это определен­ным образом сказывается и на конфигурации лица, что может усугублять психическую травматизацию детей и осо­бенно подростков. Для логопедов важным обстоятельством является то, что указанные недостатки в пережевывании пищи и дыхании у ребенка могут усугублять аномалии стро­ения артикуляционного аппарата. Так, в результате пре­обладания дыхания через рот может больше выдвигаться вперед в процессе роста нижняя челюсть, увеличивается масса языка.

Указанные отклонения в строении челюстей могут приво­дить к дефектам произношения — различным сигматизмам, ротацизмам, йотацизмам. Чаще встречаются межзубный и бо­ковой сигматизм как порознь, так и в сочетании (т. е. кончик языка может располагаться между зубами и одновременно смещаться в одну из сторон). При таком комбинированном сигматизме, подобно боковому, слышится немало дополни­тельных призвуков типа прихлюпывания, пришептывания, причмокивания и др.

Н ёб о. Приобретенные дефекты нёба могут быть травма­тического происхождения или возникают в результате спе­цифических заболеваний. К числу врожденных дефектов нёба можно отнести несращение срединного шва и малый размер нёбных костей, расщелину мягкого нёба и язычка, субмукозную щель, а также укорочение мягкого нёба.

Из аномалий развития нёба чаще встречается его незара-щение (12—30% всех аномалий приходится на расщелины нёба и губы), а из незаращений отдельных элементов челюс-тно-лицевой системы незаращения нёба составляют 80% (М.Д. Дубов). По данным литературы, расщелины губы и нёба нередко сочетаются с пороками развития других орга­нов и элементов артикуляционного аппарата.

У детей с врожденной расщелиной нёба иногда наблюда­ется сужение верхней челюсти, деформации верхнего ряда зубов, носа, увеличение языка. Это приводит к изменениям конфигурации лица, характерным для таких детей. <...>


Механ ические дислалии_______________________ ^^_________ 163

Дифференцированные движения языка играют ведущую роль в формировании конкретных звуков речи. Среди ано­малий развития чаще встречаются увеличенные размеры языка и укорочение подъязычной связки. Значительно реже отмечаются случаи недоразвития языка и тем более его рас­щепления.

Увеличение массы языка отмечается у детей, страдающих болезнью Дауна. Это же нередко наблюдается и при выражен­ных нарушениях носового дыхания (полипы, сужение носовых ходов, хронические тонзиллиты). Чрезмерное увеличение язы­ка, не помещающегося в полости рта, известно под названием слоновости языка. Такое явление может развиться, например, в результате воспалительного процесса. Естественно, при по­добном состоянии артикуляционного аппарата наряду с нару­шением питания резко страдает и речевая функция.

Опухоли языка в зависимости от месторасположения и размеров по-разному влияют на четкость звукопроизношения. Наиболее уязвимы артикулемы при крупных новообразованиях тела и корня языка. Неред­ки случаи Рубцовых изменений кончика языка в результате ожогов или ранений. Если не произошло сращение языка с основанием полости рта и сохранена его подвижность, то в фонетике, как правило, не наблюдает­ся грубых нарушений. Укорочение подъязычной связки влечет за собой некоторые расстройства произношения р, р', ш, ж, ч, щ, требующих подъема кончика языка.

По вопросу о подрезывании подъязычной связки до сих пор высказываются резко противоположные мнения. Реше­ние о хирургическом вмешательстве должно приниматься в зависимости от объема движений кончика языка. Некото­рые специалисты категорически отвергают оперативное ле­чение, заменяя его специальной гимнастикой и вибрацион­ным массажем.

К сужению ротовой щели или к нарушению герметизации полости рта может привести анкилоз челюстно-височного сустава, особенно если он образовался с двух сторон. При плохой подвижности нижней челюсти нарушается функция Резонирования ротовой полости. В результате страдают в из­вестной мере гласные звуки.

При органических дислалиях, возникших вследствие па­тологического развития, так же как при приобретенных де­фектах строения периферического речевого аппарата, стра-



А. Г. Шембель


дают группы звуков, требующие общности движений эле­ментов артикуляционного аппарата. В этом заключается отличие их от функциональных дислалий. Поясним это при­мером. При открытом переднем прикусе может встречаться расстройство произношений всех язычно-зубных звуков: с, з, ц, т, ш', ж,ч,щи их мягких пар за счет несмыкания рез­цов и отсутствия упора в них кончика языка. При функцио­нальной дислалий картина может быть иной. Например, при межзубном произношении с, з, ц и их парных звуков может не быть межзубного произношения других язычно-зубных звуков {т, д, т', д').

В процессе речи начинают с повышенной активностью двигаться некоторые другие мышцы (губа движется силь­нее и подключаются мимические мышцы), мягкости звуков нет. Слоговая структура слова сохраняется. Замещение от­сутствующих звуков субститутами может происходить по сходству как артикуляторных, так и акустических особенно­стей (В.И. Бельтюков, С. Бернштейн, А.Н. Гвоздев, Л.В. Ней­ман, Б.Д. Эльконин и др.).

Исследованиями отечественных физиологов показана ве­дущая роль речеслухового и речедвигательного анализато­ров в полноценном формировании речи ребенка. Последу­ющая разработка этих вопросов нашла свое отражение и в исследованиях советских дефектологов. Так. установле­но, что формирование нормального восприятия звуков речи базируется на полноценных артикуляторных движениях (В.И. Бельтюков, Л.В. Нейман).

В тех случаях, когда строение артикулирующих органов периферического отдела речевого аппарата нарушено, фор­мирование речи происходит в особых условиях: артикуле-мы звуков образуются таким образом, чтобы акустический характер звука был похож на обычный, нормальный. В этом проявляются большие компенсаторные возможности детс­кого организма.

Таким образом, слуховой контроль (там, где он является полноценным) корригирует звукопроизношение. Поэтому мы иногда встречаемся с аномальной артикуляцией, кото­рая выявляется только при визуальном исследовании поло­сти рта в момент артикуляции звука; акустически же раз­ницу выявить не всегда удается.


Меха нические дислалии 165

Логопедическая работа при механических дислалиях должна проводиться комплексно, в определенной последо­вательности. В комплекс включаются массаж, артикуля-торная гимнастика, постановка звуков.

Массаж проводится с целью активизации движений губ, языка, мягкого нёба и нижней челюсти. Начиная с легких поглаживаний, постукиваний и разминаний, нужно посте­пенно переходить к более энергичным движениям с большим охватом радиуса тканей. При этом надо наблюдать за состо­янием массируемых тканей, чтобы не вызвать их поврежде­ния и чрезмерного раздражения. Если массируется кожа, то на руки массажиста наносится тальк. Поглаживания про­изводятся с постепенным увеличением амплитуды движе­ний, вначале в спокойном состоянии, а затем с противодей­ствием, т. е. с сопротивлением этому поглаживанию. Например, при поглаживании губ от середины кнаружи ре­бенок должен сопротивляться этому движению и вытягивать губы в трубочку.

Артикуляторная гимнастика делается активно самим больным, а в случае затруднений — пассивно, т. е. с механи­ческой помощью. Например, кончик языка поднимают вверх марлевой салфеточкой. Для развития движений ис­пользуется и своеобразная механотерапия, т. е. воспитание движений с помощью специальных аппаратов, приборов (В.Ю. Курляндский).

Наиболее сложным разделом логопедической работы яв­ляется постановка звуков. Поэтому при исправлении звуко-произношения приходится ставить звуки не обычным путем, а с учетом индивидуальных особенностей строения артику-ляторного аппарата. Так, например, при деформации нижней губы можно довольствоваться произношением губно-зубных звуков в, ф, за счет сближения верхней и нижней губ. При Укороченной подъязычной связке можно ограничиться фор­мированием звуков ш, ж, ч, щ за счет выгибания спинки язы­ка. При отсутствии резцов звуки с, з, ц можно формировать за счет участия губ и т. д.

Что касается введения поставленных звуков в речь, то в этом отношении приемы работы при механической дис­лалии не отличаются от последовательности логопедических мероприятий при функциональной дислалии.



А. Г. Шембель


Как уже говорилось, анатомические изменения артику­ляционного аппарата могут возникать в процессе жизни ре­бенка. Образование некоторых дефектов строения органов речи можно предупредить либо ослабить, используя педа­гогические или медицинские приемы. Большое внимание в этой связи должны уделять воспитатели выявлению и ус­транению дурных привычек у детей, например, сосание пальца, языка, губ, так как в связи с длительным раздра­жением (давлением) происходит отклонение в развитии зубов и даже челюстей.

Постоянное наблюдение, контроль и отвлечение ребенка путем активного участия его в специальных занятиях, иг­рах, а не только разъяснение, что сосать палец или язык пло­хо, помогут постепенно отучить ребенка от этой плохой при­вычки. Дать точный рецепт в таких случаях невозможно. Однако некоторые общие рекомендации существуют. Так, необходимо выяснить, в каких ситуациях ребенок прибегает к дурной привычке и, наоборот, когда забывает о ней.

В результате такого наблюдения у воспитателя складыва­ется определенное представление о тех ситуациях, которые провоцируют, подкрепляют дурное занятие или отвлекают ребенка от него. На этом основании можно построить целую систему заданий, игр, во время которых ребенок забывает о вредной привычке. Однако эти игры, поручения, занятия надо строить так, чтобы дети не чувствовали, что это орга­низуется для какого-то определенного ребенка, т. е. не надо подчеркивать его особое поведение перед всеми детьми. Не­редко ребенок сам понимает, что он делает плохо, и стесня­ется своей дурной привычки, но сознательно отказаться от нее он не может. Это объясняется тем, что привычка с физи­ологической точки зрения является прочно закрепившейся системой условных рефлексов. Поэтому, как только возни­кают условия, провоцирующие замыкание условнорефлек-торной связи, помимо сознания, желания ребенка «срабаты­вает» упрочившийся навык, и ребенок незаметно для самого себя снова сосет палец или язык.

Кроме педагогических приемов, в таких случаях могут оказать помощь врачи стоматологи-ортодонты. Поэтому, если воспитатель замечает у ребенка дурную привычку, ко­торая может повлиять на строение артикуляционного аппа-


Механические дислалии



рата, такого ребенка надо направить на консультацию к спе­циалисту. В зависимости от показаний врач может исполь­зовать, например, несложные технические средства (плас­тинки, шины и др.) для выправления посадки зубов.

Бели у ребенка уже имеется дефект в строении артикуля­ционного аппарата, также необходим комплекс различных мер. В первую очередь обязательна консультация специали­ста-ортодонта, но и воспитатель в состоянии оказать неко­торую помощь.

Независимо от возраста ребенка полезно проводить с ним артикуляторную гимнастику, позволяющую развить под­вижность элементов артикуляционного аппарата. Вид уп­ражнений и приемы проведения гимнастики, естественно, нужно варьировать с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

Таким образом, большую помощь в своевременном лече­нии и предупреждении аномалии артикуляционного аппара­та могут оказать педагоги, воспитатели и тем более логопе­ды, осведомленные в вопросах нормального и аномального строения зубочелюстно-лицевой системы, что в свою очередь позволит своевременно предупредить и устранить механи­ческую дислалию.

ШембельА.Г. Механические дислалии. Расстройства речи у детей и подростков*/ Под ред. С.С. Ляпидевс­кого. — М., 1969. — С. 128—134; 140—144.


О.А. Токарева

Функциональные дислалии

В основе функциональных дислалии нет так называемых органических, т. е. структурных, нарушений центральной нервной системы, а патологический механизм речи склады­вается в результате различных нейродинамических наруше­ний в коре больших полушарий, приводящих к ослаблению дифференцировочного торможения в речедвигательном и речеслуховом анализаторах. Эти нарушения корковой ней-родинамики могут быть обусловлены общей физической ос-лабленностью ребенка (в результате перенесенных заболе­ваний и расстройств питания) и замедленностью его психофизического развития.

Своевременное и правильное формирование звукопроиз-ношения у такого физически ослабленного ребенка может не наступить. Часто формирование правильного произноше­ния ребенка задерживается вследствие социальных причин (неблагоприятная речевая среда и недостаточная забота ок­ружающих о речи ребенка), а также плохого слухового вни­мания ребенка и недостаточного его стремления к овладению правильным произношением. Нарушения нейродинамики могут обусловить преимущественно моторную или сенсор­ную недостаточность. Возможна также и смешанная сенсо-моторная недостаточность в структуре речевого дефекта, так как между моторными и сенсорными актами существует тес­ная взаимосвязь.

Моторная недостаточность. У детей с хорошим слухом и нормальным умственным развитием вследствие тех или иных причин не формируется своевременно моторная готов­ность органов артикуляции. Движения артикуляционных органов у них неловки и недостаточно дифференцированы. Поэтому при артикуляции некоторых сложных звуков, ког­да требуются тонкие и дифференцированные движения, ре­бенок испытывает серьезные затруднения и нужные арти­куляционные движения не усваивает. Вследствие моторной недостаточности вместо правильных звуков у детей закреп­ляются дефектные.


Функциональные дислалии 169

Сенсорная недостаточность. Дефекты произношения при функциональной дислалии могут быть обусловлены и недораз­витием фонематического слуха. При сенсорной недостаточ­ности вследствие нарушения или слабости речевого анализа­тора у ребенка отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустически­ми признаками (например, различение согласных звуков, противопоставленных по звонкости и глухости). В результа­те таких затруднений фонематическая система языка у ре­бенка полностью не формируется.

Сенсомоторная недостаточность. Часто дефекты произ­ношения при функциональных дислалиях бывают обуслов­лены не одной только моторной или сенсорной недостаточ­ностью, а их сочетанием. Деятельность речедвигательного и речеслухового анализаторов в акте теснейшим образом взаимосвязана и взаимообусловлена. Так, при недоразви­тии фонематического слуха вследствие нарушения речеслу­хового анализатора затруднено не только слуховое воспри­ятие, но и формирование четких кинестезии, необходимых для правильного произношения. При нарушениях речедви-гательных анализаторов (моторная недостаточность) у ре­бенка не только неправильно формируется произношение, но из-за неправильных и нечетких кинестезии, поступаю­щих в центральный отдел речеслухового анализатора, пло­хо формируется и фонематический слух.

Отдельные звуки в силу установившейся «упроченной» привычки ребенок произносит неправильно (неправильный Динамический стереотип). <...>

Нам представляется оправданным подразделение дефек­тов произношения при функциональной дислалии в зави­симости от того, какие причины обусловили данные дефекты и с нарушением какого из ведущих анализаторов мы встре­чаемся в том или другом случае. Исходя из этого, можно выделить группу дислалии, при которых особенно ярко про­является моторная недостаточность артикуляционных дви­жений, обусловленная нарушением рече-двигательного анализатора. Эту группу дефектов произношения мы так-*е считаем возможным назвать моторной дислалией вслед 3& Seeman и Luchsinger. Примерами дефектов произношения этой группы могут быть велярное и увулярное р, боковое с,



О.А. Токарева


отсутствие звука и т. д. При нарушениях речеслухового анализатора, т. е. при преимущественно сенсорной недо­статочности, характер дефектов произношения будет иной. Здесь часты случаи смешений одного звука с дру­гим, близким по акустическим признакам, при восприя­тии на слух и в собственном произношении в связной речи. Так, например, смешение звонких и глухих согласных звуков, смешение мягких и твердых согласных звуков (при условии правильного их изолированного произноше­ния), смешение в собственной речи и при восприятии на слух свистящих и шипящих звуков, правильно произно­симых ребенком изолированно и т. д. Эту группу дефек­тов произношения оправданно называют сенсорной дис-лалией. При этой форме нередко обнаруживается амузия (СП. Пайкин, Б.К. Порай-Кошиц).

При нарушениях деятельности речедвигательного и речес­лухового анализаторов в акте речи, т. е. при сенсомоторной недостаточности, характер дефектов произношения будет более сложным и более разнообразным. В этом случае будут иметь место и искажения согласных звуков, и различные замены одних согласных звуков другими, отличающимися и по способу артикуляции, и по месту образования, и по аку­стическому характеру. Так, например, отсутствие в произ­ношении смягченных согласных звуков и замена их в про­изношении твердыми согласными, губно-зубное или носовое произношение л или замена взрывного согласного звука к щелевым согласным звуком ж и т. д.

Эту группу дефектов произношения, обусловленную сен­сомоторной недостаточностью, правильнее всего назвать сен­сомоторной дислалией.

Такой подход к разнообразным дефектам произношения при функциональных дислалиях нам кажется оправданным еще и потому, что позволяет более дифференцированно ис­пользовать различные специфические приемы и методы ло­гопедического воздействия, направленные на преодоление имеющихся затруднений произношения. <...>

Логопедическая работа при функциональных дислалиях должна строиться с учетом как общих дидактических прин­ципов, например, систематичности, доступности материала, сознательного усвоения его детьми и др., так и специфичес


Функциональные дислалии



ких приемов коррекции, вытекающих из структуры данно­го речевого дефекта.

Важнейшими из них, с нашей точки зрения, являются: 1) принцип максимального использования в работе различ­ных анализаторов; 2) принцип сознательности; 3) принцип поэтапности; 4) принцип последовательности и параллель­ности в работе над звуками; 5) принцип формирования про­изношения в условиях естественного живого общения.

В работе над исправлением дефектного- произношения следует максимально использовать все сохранные анализа­торы. Для того чтобы ребенок мог достичь полного восприя­тия нужного звука, внимание его прежде всего фиксируется на правильном звучании этого звука при отчетливом произ­несении его логопедом.

Токарева О.А. Функциональные дислалии. Расстрой­ства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпи­девского. — М., 1969. — С. 104—107.


О.В. Правдина

Методика логопедической работы

при нарушениях звукопроизношения

Методика преодоления дефектов звукопроизношения в ло­гопедии наиболее разработана.

Очень много сделано в этом отношении проф. Ф.А. Pay, проф. М.Е. Хватцевым и всеми советскими логопедами. Из за­рубежных авторов необходимо назвать Г. Гутцмана, работы которого сохраняют свое значение до настоящего времени.

Цель логопедического воздействия — исправление непра­вильного употребления звуков во всех видах речевой дея­тельности: в устной, письменной, в заученной и са



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.227 (0.022 с.)