Методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения 181 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения 181



Этот вопрос можно решить двумя способами. Первый — использование разнообразных настольных игр со специаль­но подобранным речевым материалом — лото (причем на карточках изображены предметы, названия которых вклю­чают дифференцируемые звуки), картинных домино, пост­роенных по тому же принципу. Второй — включение в лого­педическую работу с детьми 4—4,5 лет элементов обучения грамоте, начиная знакомство с гласных и со смешиваемых пар согласных звуков.

Значимость каждого из трех этапов работы-при исправ­лении звуков у ребенка может значительно изменяться в зависимости от состояния звуковой стороны речи и даже всей речи в целом. В частности, очень большое значение в этой работе имеет темп речи. Быстрый темп речи затруд­няет и замедляет работу на этапах автоматизации и диф­ференциации, так как все вновь создаваемые навыки тре­буют замедленного их воспроизведения до их полной автоматизации.

Если данный звук ребенок совсем не произносит, нужна помощь логопеда. Если звук изолированно (хотя бы и по подражанию) или в отдельных словах произносится пра­вильно, постановка звука отпадает. В работе с дошкольни­ками этап автоматизации часто может быть совсем опущен, так как неправильное произношение звука в речи еще не носит устойчивого характера, а следовательно, не автома­тизирован. Поэтому поставленный звук часто автоматизи­руется самостоятельно, что характерно для нормального развития речи.

В тех случаях, когда было искаженное произношение зву­ка, а не замена его другим звуком речи, дифференциация бывает не нужна. Дифференциация звуков особенно трудна и длительна у детей с нарушениями слуха и у умственно от­сталых, а также у детей, дефекты произношения которых обусловлены парезами артикуляторных мышц.

Методика автоматизации и дифференциации звуков раз­личных категорий однотипна, но требует использования раз­личного речевого материала, насыщенного тем или иным звУком, а методика постановки разных звуков различна, так как зависит от категории групп дефектных звуков и от ха­рактера нарушения (вида и его варианта).



О. В. Правдина


хотя бы в таких простых звуковых комплексах, как слоги однородной структуры. Эту таблицу необходимо проработать в целях дифференциации звуков со слуха. Если при диффе­ренциации артикуляции мы предъявляли требование: «Про­чти данный слог, данную строку» или: «Повтори...», то при дифференциации слогов со слуха предъявляется противопо­ложное требование: «Послушай, что я тебе скажу, и пока­жи, где это написано». Логопед произносит сначала отдель­ные слоги то из правой, то из левой колонки, вразбивку (та, до, ды, то...), а затем строчки таблицы (та-да, душу, дата, то-до...).

Сначала предъявляются пары слов, которые отличаются друг от друга только одним звуком, причем отличные звуки в этих словах и есть дифференцируемые звуки. Такие слова можно подобрать на любые пары звуков (том-дом, суп-зуб, свет-цвет, мишка-миска, рак-лак и т. д.). При дифференциа­ции произношения этих слов обращается внимание на измене­ние смысла слова с изменением одного звука: прослушав сло­во, ребенок должен правильно показать названное на одной из двух картинок или одно из двух написанных слов. В дальней­шем можно дать ряд предметных картинок, названия которых включают то один, то другой из дифференцируемых звуков, и предложить разложить их соответственно на две группы (мож­но под соответственными буквами). Хорошее упражнение — придумывание слов, начинающихся или вообще включающих то один, то другой из смешиваемых звуков и т. п.

Словарный материал можно усложнять, предлагая сло­ва, в которых одновременно имеются оба звука, а затем мож­но перейти к произнесению, чтению, придумыванию и за­писыванию постоянно усложняющихся фраз и, наконец, к развернутой речи.

Очень большое значение имеет в этих случаях работа с раз­резной азбукой, так как здесь звуковой анализ не подменяет­ся привычным написанием слова.

Крайне важен вопрос о формах работы по дифференциа­ции звуков с дошкольниками, не умеющими ни читать, ни писать. Откладывать эту работу до поступления в школу не­целесообразно, так как неумение различать сходные звуки будет препятствовать обучению грамоте, создаст основу для второгодничества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.004 с.)