Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание правильных артикуляций и звукопроизношения

Поиск

Выработка правильных артикуляций улучшает не толь­ко произношение как таковое, но, что отмечено и Н.Х. Швач-киным, оказывает большое влияние и на фонематическое развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они различаются по слуху.

<...> Учитывая большую подражательность детей и нео­бычайную пластичность человеческого мозга, богатство не­рвных замыканий, как правило, до перехода к воспитанию отдельных звуков, следует предложить ученику сразу про­изнести его изолированно или в простом слове, затем по под­ражанию артикуляции логопеда с участием зрительных вос­приятий без зеркала и перед ним.

При этом логопед произносит слово с подчеркиванием Данного звука. Затем также произносятся слоги. Прием ов­ладения звуком на фоне слова особенно рекомендуется при занятиях с малышами. Иногда здесь же можно помочь ре­бенку овладеть нужным движением, включив кинестетичес­кое ощущение — пальцем отодвинуть язык, округлить губы и т. п. Лишь при неудаче этих приемов надо перейти к сис­тематической работе над отдельными артикуляциями.

После воспитания всех необходимых для данного зву­ка дифференцированных движений губ, языка переходят



М.Е. Хватцев


рот все шире и шире. При всех движе­ниях языка вне рта зубы обоих рядов должны быть оскалены.

Пробка (резиновая) с проволочной рукояткой для удерживания челюстей в разомкнутом положении (диаметр пробки 1 '/2СМ у узкого конца, проволоки — 1 У2—2 мм)

17) Кончик языка подводится под вер­
хнюю губу и со щелканием отрывается,
втягиваясь вниз-назад.

18) Загибание языка жалом вверх и
вниз снаружи и внутри рта.

19) Поочередные загибания кончика
языка жалом: к носу и подбородку, к губе
верхней и нижней, к зубам верхним и
нижним, к твердому нёбу и дну рта.

20) Кончик языка, жалом загибаясь
вверх и вниз, точно касается верхних и
нижних резцов, десен при широко рас­
крытом рте (л).

21) Язык снаружи рта желобком или
лодочкой (боковые края лопатообразного
языка поднимаются, а по средней про­
дольной линии языка образуется впади­
на). Если это движение долго не удается,
то полезно помогать подниманию краев
языка губами, осторожно надавливая ими
на боковые края языка. Иногда помогает
этому движению надавливание ребром
шпателя по средней линии языка, еще
лучше зондом. Иногда же дети помогают
себе руками (следить за чистотой рук).

 

22) Язык снаружи рта желобком, неподвижен, а губы то широко рас­
крываются (оскал), то касаются желобка.

23) Язык рта желобком с оскалом: задувание (с, з).

24) Язык желобком с осторожным загибанием кончика вверх.

25) Язык снаружи рта чашечкой (ковшиком) вне ротовой полости (бо­
ковые и передние края языка поднимаются вверх, спинка посредине
ямкой опускается).

26) Чашечка внутри рта. При выработке чашечки полезно иногда, ког­
да спинка языка не опускается, надавливать на нее сверху шпателем,
зондом, задувать в чашечку (ш, ж).

27) Закусывание зубами боковых краев языка, оставляя свободным
только кончик языка.

28) При этом положении языка (упражнение 27-е) оскалить зубы и
загибать кончик языка к верхней и нижней десне.

29) Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти
до клыков, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им
верхней и нижней десны.

Упражнения 28—29-е довольно трудные, так как края языка с той или иной стороны большею частью не доходят до боковых зубов. В то же время они очень полезны для многих звукоустановок, поэтому они под" лежат очень тщательной проработке.


Методика воспитания нормального произношения... 141

30) При указанном положении языка (упражнение 29-е) многократно
барабанить напряженным его кончиком по верхней десне — т. т. т..., с
сильным затем задуванием на приподнятый кончик языка (р).

31) Когда описанные движения языка усвоены, то по заданию проде-
лывается ряд движений непрерывно одно за другим: язык жалом, чашеч­
кой, лопатой, вверх и т. д.

При всех изложенных упражнениях необходимо:

1) каждое движение производить четко и неторопливо;

2) при каждом движении орган (язык, губы) в течение определенно­
го времени оставлять неподвижным и затормаживать все лишние дви­
жения;

3) все движения производить под команду с соблюдением определен­
ного ритма; каждое движение выдерживать на счет три (3/4"" музыкально­
го такта), с такой же паузой после него.

В процессе артикуляторных упражнений, если общий мышечный то­нус (напряженность, сокращения) отдельных органов звукопроизноше-ния слаб, очень полезно включать в эти упражнения силовой момент, т. е. движения мышц с сильным напряжением...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.190.200 (0.007 с.)