Методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения 179 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения 179



основе выработки дифференцировочного торможения в речи в самых разнообразных условиях.

Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автома­тизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи.

Каждый из этих разделов работы имеет свои особеннос­ти. Как известно, в создании тех или иных дифференциро-вок самым трудным оказывается самый первый шаг. Таким шагом в логопедической работе по дифференциации будет работа над слогами.

Для работы над дифференциацией в слогах любых двух смешиваемых звуков предлагается таблица в двух вариан­тах следующего типа:


Для звуков тид

та —да да — та

то — до до — то

ту—ду ду — ту

ты — ды ды — ты


Для звуков рил

ра — ла ла — ра

ро — ло ло — ро

ру — лу лу — ру

ры — лы лы — ры


Но

В каждой из таблиц стоят параллельные слоги с диффе­ренцируемыми согласными в последовательном соединении с четырьмя гласными звуками. Прежде всего следует убе­диться в умении правильно произносить (прочесть или по­вторить за логопедом) сначала один из смешиваемых звуков в соединении с различными гласными, а затем и другой. Это самый легкий вид дифференциации, который должен быть достигнут уже на этапе автоматизации. После проверки предлагается сопоставление двух сходных слогов с одной и той же гласной, т. е. произнесение (прочтение или повторе­ние за логопедом) слогов таблицы построчно, а затем то же сопоставление, но в обратном порядке. Произношение сло­гов в указанном порядке практикуется до тех пор, пока ре­бенок не будет безошибочно произносить слоговые строчки в обоих вариантах. После этого можно быть уверенным, что Дифференциация между артикулированием сходных сло­гов установилась (у грамотного ребенка закрепилась и связь произношения звука с его зрительным образом — буквой).

это еще не значит, что эти звуки различаются и на слух



О-в. Правдина


хотя бы в таких простых звуковых комплексах, как слоги однородной структуры. Эту таблицу необходимо проработать в целях дифференциации звуков со слуха. Если при диффе­ренциации артикуляции мы предъявляли требование: «Про­чти данный слог, данную строку» или: «Повтори...», то при дифференциации слогов со слуха предъявляется противопо­ложное требование: «Послушай, что я тебе скажу, и пока­жи, где это написано». Логопед произносит сначала отдель­ные слоги то из правой, то из левой колонки, вразбивку (та, до, ды, то...), а затем строчки таблицы (та-да, ду-ту, дата, то-до...).

Сначала предъявляются пары слов, которые отличаются друг от друга только одним звуком, причем отличные звуки в этих словах и есть дифференцируемые звуки. Такие слова можно подобрать на любые пары звуков (том-дом, суп-зуб, свет-цвет, мишка-миска, рак-лак и т. д.). При дифференциа­ции произношения этих слов обращается внимание на измене­ние смысла слова с изменением одного звука: прослушав сло­во, ребенок должен правильно показать названное на одной из двух картинок или одно из двух написанных слов. В дальней­шем можно дать ряд предметных картинок, названия которых включают то один, то другой из дифференцируемых звуков, и предложить разложить их соответственно на две группы (мож­но под соответственными буквами). Хорошее упражнение — придумывание слов, начинающихся или вообще включающих то один, то другой из смешиваемых звуков и т. п.

Словарный материал можно усложнять, предлагая сло­ва, в которых одновременно имеются оба звука, а затем мож­но перейти к произнесению, чтению, придумыванию и за­писыванию постоянно усложняющихся фраз и, наконец, к развернутой речи.

Очень большое значение имеет в этих случаях работа с раз­резной азбукой, так как здесь звуковой анализ не подменяет­ся привычным написанием слова.

Крайне важен вопрос о формах работы по дифференциа­ции звуков с дошкольниками, не умеющими ни читать, ни писать. Откладывать эту работу до поступления в школу не­целесообразно, так как неумение различать сходные звуки будет препятствовать обучению грамоте, создаст основу второгодничества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.004 с.)