Особенности методики лфк больных с травмой шейного отдела спинного мозга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности методики лфк больных с травмой шейного отдела спинного мозга



Как указывалось выше, при травме шейного отдела спинного мозга развивается клиническая картина тетраплегии или тетрапарезов с грубыми функциональными нарушениями верхних и нижних конечностей, нарушением функции тазовых органов, вегетативными и трофическими расстройствами. Выраженность клинической симптоматики зависит от уровня сегментарного повреждения, его обширности и определяет сложность задач восстановления, особенности методики ЛФК.

В остром периоде при отсутствии необходимости использования аппарата искусственной вентиляции легких применяются дыхательные упражнения, выполняемые с помощью методиста ЛФК. В первые 3-4 дня в упражнения не включаются движения верхними конечностями, поскольку это может привести к ухудшению состояния травмированного отдела спинного мозга. Используются статические дыхательные упражнения с акцентом внимания больного на постепенном, равномерном выполнении удлиненного выдоха. Для осуществления полного выдоха допустимо производить похлопывание и легкую вибрацию переднебоковых отделов грудной клетки с легким надавливанием. Выполняют от 3-4 до 6-8 дыхательных движений с паузами для пассивного отдыха, постепенно увеличивая количество повторений. Темп выполнения – медленный; при этом нужно стараться избегать задержек дыхания как на вдохе, так и на выдохе. Со 2-й недели после травмы или операции разрешается включение в дыхательные упражнения пассивных движений верхними конечностями.

Занятия ЛФК в раннем и промежуточном периодах проводятся с фиксацией шейного отдела индивидуально изготовленным головодержателем.

Больные с травмой шейной локализации, в отличие от больных с травмой грудного и поясничного отделов позвоночника, могут использовать исходное положение сидя и повороты туловища, уже начиная со 2-й недели после операции, что предполагает возможность более раннего использования коляски и расширения двигательного режима.

Первостепенность и важность восстановления функционального состояния верхних конечностей для больного с последствиями травм шейного отдела спинного мозга определяется их значением для обеспечения его независимого существования. Из всего многообразия двигательных возможностей рук наиболее значимыми являются функции схвата и удержания, сочетанных действий, опороспособности. Восстановление или компенсаторное замещение этих функций является ведущей задачей ЛФК во всех периодах реабилитации больных ТБСМ, которая решается параллельно с другими восстановительными задачами. Это определяет необходимость включения специальных занятий функционально-тренирующей направленности для верхних конечностей. Занятия проводятся ежедневно, начиная с раннего восстановительного периода; продолжительность занятия – 15-20 мин для каждой руки. В позднем периоде общая продолжительность занятий – до 1 ч.

Методики занятий ЛФК при вялых и спастических парезах кистей у больных с последствиями травм шейного отдела спинного мозга имеют различия.

При вялых парезах кисть уплощена, атрофична; кожа в ладонной области истончена; пальцы находятся в состоянии разгибания, первый палец приведен. Объем движений снижен до уровня шевеления, схват невозможен; отмечается разболтанность лучезапястного сустава.

Применяемые на занятиях физические упражнения направлены на восстановление и развитие изолированных движений в каждом пальце и целостных движений кисти: схвата, сжимания пальцев в кулак, удержания, перемещения. Количество повторений движений – в пределах 2-3 раз; темп выполнения – медленный, вес отягощения – незначительный.

Используются предметы различной плотности, объема, формы, предметы бытового назначения (дверные ручки, выключатели, ложки, зубные щетки и т.д.).

 

Примерный комплекс упражнений для рук при вялых парезах

1. И. п. – кисть прямая (ладонью вверх), пальцы сомкнуты. Пассивное сгибание и разгибание всей кисти, затем поочередно пальцев.

2. И. п. – то же (ладонью вниз). Разведение и сведение пальцев.

3. И. п. – то же, что в упражнении 1. Поочередное сгибание пальцев в ногтевых и средних фалангах и пассивное удержание в этом положении.

4. И. п. – то же, что в упражнении 2. Поочередное поднимание пальцев (отрывая их от поверхности).

5. И. п. – то же. Отведение и вращение первого пальца, затем его приведение.

6. И. п. – кисть согнута (ладонью вниз), ногтевые фаланги упираются в поверхность. Смещение кисти в разные стороны с сохранением опоры.

7. И. п. – кисть прямая (ладонью вверх), пальцы разведены. Поочередное сгибание пальцев и удержание в этом положении; затем сжимание пальцев в кулак.

8. И. п. – то же. Поочередное поднимание пальцев вверх, перпендикулярно ладони, и удержание в течение 1-2 с.

9. И. п. – то же, пальцы сомкнуты. Одновременное сжимание четырех пальцев в кулак и отведение первого пальца.

10. И. п. – обе ладони на поверхности, пальцы разведены. Поочередное надавливание пальцами одной руки на пальцы другой. То же, поменяв положение рук.

11. И. п. – то же, пальцы переплетены. Содружественные движения в лучезапястных суставах: вращения, разгибания, отведения и т.д.

12. И. п. – то же, что в упражнении 10. Поочередное разведение и сведение пальцев на обеих руках.

13. Прокатывание ладонью цилиндров различного диаметра.

14. Прокатывание ладонью резиновых мячей.

15. Захватывание и перемещение поролоновых кубиков обеими руками.

 

При спастических парезах верхних конечностей повышенный тонус сгибателей сводит пальцы в кулак; объем активных движений значительно снижен, координация пальцев нарушена. Кожные покровы грубые, с участками гиперкератоза в области возвышения первого пальца. Движения кисти прерывистые, сопровождаются синкинезиями в пальцах и лучезапястных суставах.

В раннем периоде для профилактики развития контрактур кисти используют лонгеты или прибинтовывание к ладони теннисного мяча.

Физические упражнения направлены на коррекцию и снижение тонуса мышц, растяжение спазмированных мышечных групп, восстановление активных сокращений и расслаблений.

 

Примерный комплекс упражнений для рук при спастических парезах

1. Легкие ритмичные маховые движения руками, потряхивания, «свободное падение».

2. И. п. – рука в упоре на локоть, предплечье поднято. Сгибание и разгибание пальцев (активное и пассивное).

3. И. п. – то же. Вращение кисти в лучезапястном суставе.

4. И. п. – кисть на поверхности (ладонью вверх), пальцы согнуты. Поочередное разгибание пальцев и фиксация этого положения в течение 3-4 с.

5. И. п. – то же. Поочередное разгибание и разведение пальцев.

6. И. п. – то же, пальцы выпрямлены. Поочередное сведение первого пальца и ногтевых фаланг остальных пальцев, их разгибание.

7. И. п. – ладонь установлена на ребро, пальцы выпрямлены. Поочередное сближение ногтевых фаланг первого и остальных пальцев и их отставление; возвращение в и.п.

8. И. п. – то же, пальцы согнуты. Поочередное разгибание, разведение и вращение выпрямленных пальцев.

9. И.п. – кисть на поверхности (ладонью вниз), пальцы прямые. Поочередное приподнимание пальцев.

10. И. п. – то же. Поочередное разведение и приведение пальцев. Одновременное отведение и приведение первого и пятого пальцев.

11. И. п. – то же, пальцы разведены. Разгибание и отрыв ладони от поверхности при сохранении положения пальцев.

12. И. п. – руки в упоре на локти, ладони соединены, пальцы разогнуты и противопоставлены. Поочередное давление каждым пальцем на ногтевую фалангу противоположного. Поочередное и одновременное разведение и приведение пальцев.

13. Упор в поверхность ногтевых фаланг первого и каждого последующего пальца с целью растягивания (шпагат).

14. Сгибание выпрямленных пальцев и сведение в «щепотку».

15. Пружинящие, сжимающие движения пальцами при захвате резинового мячика.

16. Прокатывание ладонью цилиндров и шаров по поверхности.

 

При выраженных нарушениях функции кисти и опорной функции руки для тренировки сохранившихся мышечных групп плечевого пояса используются блоковые тренажеры, эспандеры, резиновые тяги. Для выполнения упражнений кисти больного пассивно фиксируются к ручкам тренажерных устройств эластичными бинтами; локтевые суставы замыкаются в состоянии разгибания с помощью лонгет. Пассивная фиксация кистей эластичными бинтами к опоре («ходилке», костылю) используется при обучении больного различным способам передвижения.

 

Гидрокинезотерапия для больных с ТБСМ

Методика ЛФК в воде для больных с последствиями спинномозговой травмы основана на уменьшении массы тела в водной среде и оказании мягкого сопротивления движениям. Это позволяет больным более длительно удерживать статические напряжения, использовать минимальные мышечные сокращения для воспроизведения движений с максимальной амплитудой, что важно при восстановлении произвольных движений. Температурный фактор воды (30-35°С) используется для мышечного расслабления.

Для занятий ЛФК в воде могут быть использованы как ванны, так и специально оборудованные бассейны. После погружения в ванну больной выполняет пассивные и активные движения с ограниченной амплитудой в проксимальных отделах и максимальной – в дистальных отделах. Поочередно выполняются упражнения для верхних и нижних конечностей в и.п. лежа на спине, на боку, на животе. При вялых парезах нижних конечностей во избежание всплытия ног используются утяжелители, надеваемые на голеностопы. Количество повторений упражнений в воде для ослабленных мышечных групп – 10-16, для спазмированных мышц – 25-30 раз. Продолжительность занятия – 30-35 мин.

При наличии бассейна, оборудованного специальным подъемником, в промежуточном периоде ТБСМ целесообразно проводить обучение ходьбе в воде, используя эффект уменьшения нагрузки на парализованные мышцы.

Методические приемы обучения ходьбе включают: поочередное сгибание ног в и.п. стоя, удерживая эту позу руками; поочередное отведение ног вперед, назад и в сторону и т.д. Затем переходят к ходьбе на месте с постановкой стопы на пятку. Только после этого осваиваются шаговые движения с перемещением вдоль плавательных дорожек, натянутых на уровне груди. Важным элементом силовых тренировок в воде является плавание на груди и на спине с буксировкой пенопластовой доски. Больным с ТБСМ, не умеющим плавать, для проведения занятий ЛГ в воде надевают спасательные жилеты и утяжелители для ног.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте понятие «травматическая болезнь спинного мозга».

2. Дайте характеристику периодов ТБСМ.

3. Задачи и средства ЛФК в раннем периоде ТБСМ.

4. Задачи и средства ЛФК в промежуточном периоде ТБСМ.

5. Характеристика основных клинических проявлений травмы спинного мозга на уровне шейного отдела.

6. Особенности методики ЛФК при травме шейного отдела спинного мозга.

7. Методика восстановления функции ходьбы при ТБСМ.

8. Организация восстановительного лечения в позднем периоде ТБСМ.

 

 

Глава 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.013 с.)