Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лечебная физическая культура при некоторых заболеваниях детей и подростковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Глава 20 ЛФК ДЛЯ ДЕТЕЙ С ВРОЖДЕННОЙ АНОМАЛИЕЙ РАЗВИТИЯ Врожденный вывих бедра (ВВБ)
Врожденный вывих бедра относится к наиболее распространенным деформациям опорно-двигательного аппарата из числа врожденных пороков развития и составляет 3 %. Частота распространения у девочек в 5 раз выше, чем у мальчиков. Преимущественно поражается левый тазобедренный сустав. Этиология и патогенез. ВВБ связан с задержкой развития тазобедренного сустава, нарушением нормального взаимодействия головки бедренной кости и вертлужной впадины в период внутриутробного развития под влиянием витаминного дисбаланса, нарушения обмена веществ, гормональных нарушений и др. При ВВБ отмечаются уменьшение глубины вертлужной впадины, замедленное окостенение уменьшенной головки бедра и укорочение шейки, недоразвитие капсульно-связочного и мышечного аппаратов, растяжение суставной сумки и ее истончение. Головка бедренной кости смещается кверху и кзади по подвздошной кости. Клиническая картина ВВБ. Проявляется с первых дней жизни. Отмечаются ограничение пассивного отведения ног, согнутых в тазобедренном и коленном суставах, асимметрия ягодичных складок и складок на внутренней поверхности бедра; ограничена наружная ротация бедра со стороны вывиха. Имеются увеличенный лордоз поясничного отдела, атрофии ягодичных мышц и снижение температуры тела на стороне повреждения. При отведении и последующем сведении бедер определяется симптом соскальзывания, или «щелчка». Перечисленные симптомы не всегда ярко выражены. В более поздние сроки онтогенеза отмечаются укорочение конечности, позднее начало ходьбы, хромота и «утиная» походка («вразвалочку»). Лечение врожденного вывиха бедра начинают в родильном доме с широкого пеленания в течение первых 3 месяцев. Раннее начало лечения дает наиболее эффективные результаты. Последующее лечение может быть консервативным или оперативным. Консервативное лечение осуществляется ортопедическим вправлением тазобедренного сустава шинами ЦИТО, Волкова, Виленского в течение 4-6 месяцев или гипсовой повязкой в течение 3-4 месяцев с общей продолжительностью воздействия от 1 года до 3 лет. Цель данного метода лечения – постепенное восстановление формы сустава и длительная фиксация в положении максимальной коррекции. Оперативное лечение применяют при отсутствии положительных результатов консервативного лечения; в том случае, если ВВБ выявляется в возрасте старше 2 лет, осуществляется артротомия с артропластикой и с последующей фиксацией гипсовой повязкой. Лечебная физкультура является основным средством формирования полноценного сустава и единственным средством поддержания моторного развития ребенка. На занятиях ЛГ решаются следующие задачи: – профилактика и устранение контрактуры приводящих мышц бедра; – формирование тазобедренных суставов, восстановление их формы; – укрепление мышц, производящих движение в тазобедренных суставах, и развитие активных движений в полном объеме; – коррекция вальгусного положения коленных и голеностопных суставов, возникающего при лечении с использованием шин. Основные средства ЛФК, используемые при ВВБ: лечение положением, лечебная гимнастика и массаж, дополненные физиотерапевтическими процедурами. Лечение положением – одно из первых и наиболее доступных средств, которое эффективно при незначительной дисплазии. В данном случае используют широкое пеленание. К вариантам лечения положением можно отнести: а) удержание ребенка на руках одного из родителей в положении ножки в стороны – при этом ножки «обхватывают» туловище держащего; б) кратковременное ношение ребенка с использованием «кенгуру». Длительное использование «кенгуру» нежелательно, поскольку приводит к устойчивому отведению передних отделов стопы кнаружи и их вальгированию (разворот пятки наружу); в) в положении лежа на животе ноги ребенка с отведенными и согнутыми бедрами должны располагаться по обе стороны матраца – в противном случае усиливается спазм мышц-аддукторов бедер. На занятиях ЛГ применяются рефлекторные, пассивные и пассивно-активные упражнения (до 1 года), активные упражнения (от 1 года до 3 лет). Общеразвивающие и специальные упражнения способствуют улучшению трофических процессов в организме, и в частности в тазобедренных суставах. В грудном возрасте (первый год жизни) пассивные физические упражнения сочетаются с массажем. При врожденном вывихе бедра используют обычно классический массаж с приемами поглаживания, растирания и легкого разминания мышц поясничной области, ягодиц, передней, задней и боковой поверхностей бедра, а также мягкий точечный массаж ягодичных мышц у головки бедра. Массажные приемы сочетаются с приемами расслабления мышц, приводящих бедро. Эффект занятий усиливается применением теплой ванны, подводного массажа, парафиновых аппликаций, грязелечения. При консервативном лечении обученные родители выполняют с детьми комплекс ЛГ от 1-2 до 6-7 раз в день. В зависимости от возраста ребенка комплекс включает от 6 до 15-20 упражнений; продолжительность занятий для детей грудного и преддошкольного возраста составляет 5-10 мин. Для детей дошкольного возраста для закрепления результатов консервативного лечения ЛГ применяется не реже 3 раз в неделю (по 20-25 мин) с использованием активных физических упражнений в разгрузочных исходных положениях (лежа на спине, на здоровом боку, на животе, стоя на четвереньках).
Примерный комплекс ЛГ для детей дошкольного возраста (4-5 лет) при консервативном лечении врожденного вывиха бедра Вводная часть занятия (3-5 мин) Ходьба с коррекцией неправильной постановки стоп. Дыхательные упражнения – в ходьбе или в и.п. стоя, с равномерной нагрузкой на обе конечности. Основная часть занятия (15-20 мин) И.п. – лежа на спине, ноги прямые. Попеременное сгибание и разгибание стоп. Повторить 4-6 раз. И.п. – то же. Попеременное сгибание и разгибание ног в коленном и тазобедренном суставах. Повторить 6-8 раз. И.п. – то же. Отведение и приведение прямой ноги. Движение выполняется без опоры о пол; носок на себя, стопа удерживается вертикально. По 4-6 раз каждой ногой. Дыхание произвольное. И.п. – то же. Одновременно потянуться обеими руками вверх, а стопами вниз; вернуться в и.п. – расслабиться. Повторить 3-4 раза. Дыхание произвольное (самовытяжение). И.п. – то же. Попеременно отбивать стопами мяч, подвешенный на высоте 40-50 см. По 4-6 раз каждой ногой. И.п. – то же, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Медленное, плавное разведение ног в стороны и возвращение в и. п. Повторить 4-6 раз. Дыхание произвольное. И.п. – то же. Методист удерживает ногу ребенка за голеностопный сустав и выполняет легкую вибрацию всей конечности. По 3-4 раза каждой ногой. Можно выполнять одновременно на обеих конечностях. И.п. – лежа на здоровом боку. Отведение прямой ноги в сторону и возвращение в и.п. Повторить 4-6 раз. И.п. – лежа на животе. Напряжение и расслабление ягодичных мышц. Повторить 6-8 раз. И.п. – то же. Движения ногами, как при ползании «по-пластунски». Повторить 4-6 раз. И.п. – лежа на спине. Попеременно отбивать мяч пяткой. По 4-6 раз каждой ногой. И.п. – лежа на животе. Легкое поколачивание пятками по ягодицам. Повторить 4-6 раз. Затем сделать паузу отдыха. И.п. – стоя на четвереньках. Поочередное отведение согнутых ног до горизонтального уровня. По 3-4 раза каждой ногой. Игра со средней подвижностью. Заключительная часть (2-3 мин) Ходьба с попеременным потряхиванием ногами. И.п. – стоя, руки в стороны. Сжимание и разжимание пальцев рук. Повторить 3-4 раза.
Для детей с ВВБ важно укреплять ягодичные мышцы. Специальные упражнения для укрепления этих мышц представлены на рисунке 37.
Врожденная косолапость (ВК)
Врожденная косолапость – распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата у детей. Преимущественно наблюдается у мальчиков (чаще двухсторонняя). Этиология и патогенез. ВК связана с врожденным нарушением развития голеностопного сустава и формирующего его мышечно-связочного аппарата. Причинами ВК могут стать: давление пуповины на обвитую ею стопу; маловодие; нарушение развития зародыша; наследственная предрасположенность. Больше всего подвержены патологическому процессу мышцы и связки голеностопного сустава. Отмечается недоразвитие и укорочение внутренней и задней группы связок и сухожилий сгибателей стопы. Большеберцовая мышца укорочена, ее брюшко утолщено. Мышцы и сухожилия стопы расположены аномально, наблюдаются добавочные мышцы. Клиническая картина характеризуется: опущением наружного и поднятием внутреннего края стопы (супинацией голеностопного сустава); подошвенным сгибанием стопы (эквинус, или конская стопа); приведением переднего отдела стопы (аддукция); образованием «натоптышей» на наружном крае стопы; асимметрией объема средней трети голени; снижением тонуса мышц, температуры кожи и электровозбудимости на деформированной ноге. Лечение ребенка начинается сразу же после выписки из родильного дома. Применяют консервативное и оперативное лечение. При легкой форме ВК используются корригирующие бинтовые повязки; при средней и тяжелой формах – гипсовые повязки с последующей заменой их гипсовыми лонгетами. При значительных дефектах голеностопного сустава применяется оперативное лечение, которое осуществляется в возрасте не ранее 2-2,5 лет. Основные средства ЛФК, используемые при ВК: лечение положением, лечебная гимнастика и массаж. Лечение положением. При легкой форме ВК ограничиваются корригирующими повязками. Для этого используются фланелевые бинты. После каждой смены бинтов (3-4 раза в день) проводится пассивная корригирующая гимнастика (по 3-5 мин). При тяжелой форме ВК, начиная с 1-2 месяцев, применяются этапные гипсовые повязки, которые меняют через 7 дней (в течение 4-5 месяцев). Позднее смену гипсовых повязок производят через 12 дней. Нередко достаточно 12-15 гипсовых повязок. Впоследствии (еще 3-4 месяца) применяются специальные шинки, которые позволяют ребенку ходить. По истечении этого срока ребенок может носить обычную обувь. После снятия гипсовой повязки и замены ее фиксирующей съемной гипсовой лонгетой назначают специальный массаж и упражнения для стопы и голени. Сразу после их проведения положение стопы фиксируют гипсовой лонгетой. Коррекции косолапости способствуют тепловые процедуры – например, теплые ванны для ног (36-37°С). При тяжелых формах косолапости методика ЛФК носит поэтапный характер. Задачи ЛФК на 1-м этапе (при применении этапных гипсовых повязок): - предупреждение развития мышечной атрофии и вегетососудистых расстройств; - улучшение трофики; - поддержание общего тонуса организма. Для решения поставленных задач применяются массаж и физические упражнения. Проводится массаж тела, верхних конечностей, живота, свободных от иммобилизации сегментов ноги (бедро и верхняя треть голени). На занятиях ЛГ используются общеразвивающие и специальные упражнения. К специальным относятся пассивные движения в нижних конечностях, выполняемые безболезненно, с полной амплитудой (сгибание стопы в голеностопном суставе в и. п. лежа на спине и на животе; сгибание и разгибание ног в коленном и тазобедренном суставах). Задачи ЛФК на 2-м этапе (после окончательного снятия иммобилизации): - закрепление результатов коррекции и восстановление опорно-двигательной функции стопы; - борьба с атрофией и контрактурой в суставах; - создание оптимальных условий для полноценного роста и развития стопы; - адаптация к возрастающим физическим нагрузкам; - профилактика «порочной» походки и нарушений осанки. На фоне общего массажа применяется специальный массаж голени и стопы для нормализации мышечного тонуса. Расслабляющие приемы используются на внутренней и задней группах мышц; укрепляющие (стимулирующие) приемы используются на растянутых мышцах – передней и наружной группах мышц. Лечебная гимнастика проводится после массажа и физиопроцедур: влажные (39-41°С) укутывания стопы и др. Для детей 2-3 лет и старше применяют общеразвивающие упражнения, упражнения игрового характера и дыхательные упражнения в соответствии с психомоторным развитием ребенка. Из специальных упражнений используются: ходьба с разведенными носками; ходьба на пятках; перекаты с пятки на носок; приседания с опорой на всю стопу; лазание по гимнастической стенке с развернутыми стопами; ходьба по лежащей на полу палке; подскоки, прыжки и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.008 с.) |