Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К методологии исследования нарушений звукопроизношения у детей с экспрессивной алалией.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Разработка проблемы нарушений звукопроизношения у детей с экспрессивной алалией в настоящее время находится на таком этапе, когда определение методологии исследования не менее важно, чем собственно «эмпирическая» сторона исследования. От исходных теоретических позиций зависит логика проведения исследования в целом (организация исследования, интерпретация экспериментальных данных, понимание механизма нарушений звукопроизношения при экспрессивной алалии). В то же время методология изучения механизма нарушения звукопроизношения у детей с экспрессивной алалией в одних работах отсутствует или сформулирована неполно, в других – противоречиво с точки зрения современных представлений о механизмах речевой деятельности и закономерностей формирования звукопроизношения в онтогенезе. Исходя из неверных теоретически представлений, авторы приходят в своих исследованиях к неправильным, с моей точки зрения, выводам относительно механизма нарушения звукопроизношения при экспрессивной алалии и путей преодоления этих нарушений. Рассмотрим круг вопросов, которые являются наиболее существенными для данного исследования: 1) определение некоторых теоретических понятий; 2) о механизмах звукопроизношения; 3) о закономерностях усвоения звукопроизношения в онтогенезе; 4)понимание экспрессивной алалии; 5) определение идиолекта; 6) подходы к исследованию механизма нарушения звукопроизношения.
Данный круг вопросов будет рассматриваться в рамках структурно- лингвистического и психолингвистического подходов. Учитываются фундаментальные принципы построения движений, разработанные Н.А. Бернштейном [4], а также положения о механизмах речевой деятельности, сформулированные в работах Н. Жинкина [18], Е.Н. Винарской [12], В.В. Касевича [23], Ю.И. Кузьмина [29]. Наиболее продуктивными для решения задач данного исследования являются представления о структурно- функциональной организации плана выражения языка, принятые в петербургжской (ленинградской) фонологической школе [48,20,9,21]. Перейдем к рассмотрению выделенных выше вопросов. 1. Определение некоторых теоретических понятий. Под фонемой понимается «… минимальная звуковая единица языка, линейно не членимая, служащая для образования звуковых оболочек, значащих единиц и потенциально связанная со значением» [10, с.6]. Различаются следующие основные реализации фонем. 1) Аллофоны (обязательные реализации), общие для всех говорящих на данном языке; они зависят от фонетических условий и не зависят от индивидуальных характеристик голоса говорящего. Среди аллофонов выделяются: А) комбинаторные аллофоны, которые зависят от окружающих звуков; Б) позиционные аллофоны, которые зависят от фонетической позиции. 2) Факультативные варианты (необязательные реализации). Они обусловлены лишь некоторыми позициями. Данные единицы не дифференцируют слова по значению. 3) Индивидуальные реализации – обусловлены индивидуальными особенностями звукопроизношения человека и не связаны с закономерностями структурно – функциональной организации языка. Под фонетическим контекстом (далее – «языковой контекст») понимаются фонетические условия реализации определенного сегмента в слове: позиция его в слове по отношению к ударному слогу, позиция сегмента по отношению к началу, середине, концу слова, сегментный состав слова, длина слова в слогах, положение в слове ударного слога. Под слоговым контрастом вслед за Л.В. Бондаренко [8] понимается различие между согласным и гласным в слоге. Любой слог можно охарактеризовать через следующие контрасты: по громкости, по форматной структуре, по длительности, по частоте основного тона, по локусу (месту образования). Другие важные для исследования теоретические понятия будут даны в остальных разделах методолгоии. 2. О механизмах звукопроизношения. В исследовании важно учитывать тот факт, что звукопроизношение как одно из звеньев процесса речепроизводства включает наряду с артикуляторной программой и ее реализацией, также предворяющие их уровни фонологического программирования значимых единиц [23] и уровни их перекодирования в единицы моторной программы [32]. Поэтому для нормального звукопроизношения индивиду недостаточно овладеть инвентарем, системой фонем языка, фонематическим слухом и иметь сохранную подвижность органов артикуляторного аппарата. Ему необходимо также правильно использовать правила фонотактики- использовать фонемы с учетом различных фонетических условий их реализации. В исследовании необходимо опираться на представление В.В. Касевича [23] о «фонологическом (звуковом) компоненте языковой системы и речевой деятельности», обладающего собственным уровневым строением (в противоположность традиционному представлению о фонологии как низшем уровне языка и речевой деятельности). Каждый из уровней скоррелирован с определенным знаковым уровнем(одним или несколькими) языковой системы или речевой деятельности в качестве формирующего их плана выражения. Вслед за В.Б. Касевичем [23] следует учитывать, что программирование звуковой стороны сообщения происходит на уровнях «фонологического компонента» посредством единиц каждого из соответствующих уровней, поскольку нет единой единицы речепорождения – на каждом уровне «фонологического компонента речепроизводства» есть свои единицы программирования и правила их сочетания во времени. Относительно построения и реализации артикуляторной программы для решения рассматриваемой проблемы необходимо отметить следующее. Артикуляторная программа строится в масштабе синтагмы. Фонетическое слово является минимальным отрезком речевого потока, соответствующего синтагме, а элементарным речедвигательным комплексом построения и реализации артикуляторной программы являются слог структуры СГ [38]. Отсюда, минимальными фонетическими единицами, в рамках которых можно анализировать звуковые нарушения, являются фонетическое слово и фонетический слог. Артикуляторная программа формируется ритмически организованными слоговыми командами посредством двух видов «указаний»: моментов совершения движения и набора движений с порядком их следования [38]. Каждый последующий артикуляторный комплекс СГ (слоговая команда) задается раньше, чем реализуется предыдущей, т.е. независимо от его исполнения. Таким образом, «… каждая следующая слоговая команда задается автоматически: для выработки ее не требуется использование афферентной импульсации, возникающей при осуществлении предыдущего слога» [38, с.106]. Отмечается наличие у носителя русского языка двух типов взаимодействующих и конкурирующих «фонологических подсистем»: «акустические обобщения ритмических структур русской речи» и «акустические обобщения отдельных русских слогов» с соответствующими этим двум подсистемам артикуляторными навыками [12, с.324]. Построение артикуляторной программы происходит посредством двух типов артикуляторных единиц: типичных обобщений для русской речи ритмических структур и артикуляторных обобщений единичных слогов [12]. При этом роль прогнозируемых элементов (параметров) механизма акцептора (предсказателя результата) действия выполняют акустические обобщения (слуховые фонологические обобщенные образы типичных для русской речи слогов, ритмических структур) [12]. «В потоке речи артикуляторные движения в пределах слога, слова, в последовательности слов реализуются по- разному» [39, с.109] и движения различных органов в процессе произнесения системно взаимосвязаны [29,40]. Произнесение отдельного слова задается одним сложным импульсом [18]. Наиболее существенным как и в отношении восприятия речи на нижнем уровне, так и в отношении артикуляторного аспекта порождения речи, являются определенные закономерные изменения во временной динамике структурных составляющих речевого континуума. Так, например, Ю.Н. Кузьмин [30] указывает, что «человек кодирует лингвистически значимые элементы не в виде последовательности дискретных единиц, а в виде некоторой структуры, т.е. использует такое описание, в котором предусмотрены коартикуляции» (с. 50-51). 3. О закономерностях усвоения звукопроизношения в онтогенезе. Ребёнок в онтогенезе усваивает закономерности языка «… на основе частичного анализа речи взрослых и на основе врожденных познавательных тенденций детского ума» [40, с.97]. При этом ребенок усваивает в первую очередь наиболее регулярные проявления в речи взрослых языковых закономерностей, стараясь использовать усвоенные формы как можно в большем числе случаев [41]. Усваивая первыми правила относительно более широких языковых классов, ребенок затем постепенно распространяет правила относительно подклассов [22,41]. В этом ключ к пониманию различий между речью детей и взрослых, а также той скорости, о которой усваивает ребенок язык в онтогенезе. На основании литературных данных [52,58,53,5,3,22] можно предположить, что порядок овладения в онтогенезе фонематическими противопоставляениями и фонематическими реализациями в различных языках имеет как универсальные закономерности, так и специфические, т.е. во многом зависит от фонологических закономерностей усваиваемого языка. Важно отметить для настоящего исследования, что и универсальные, и специфические закономерности в порядке овладения звукопроизношением детерминированы языковыми факторами, а не артикуляторными и акустическими характеристиками усваиваемых звуков. Универсальные закономерности онтогенеза звукопроизношения по теории Р.О. Якобсона [50] связаны с тем, что порядок формирования в онтогенезе фонологических противопоставлений в языках мира. Р.О. Якобсон [50] считает, что чем реже используется противопоставление в языках, тем позже оно усваивается в онтогенезе. В.Б. Касевич [22]отмечает, что универсальные закономерности овладения звукопроизношением связаны с усвоением наиболее «широких» обобщенных фонологических средств. В дальнейшем следует их дифференциация, уточнение. Универсальные закономерности онтогенеза звукопроизношения наиболее ярко прослеживаются в отношении порядка усвоения некоторых фонологических противопоставлений («крупных» различий в системе между группами фонем). По данным Р.О. Якобсона [50], во всех языках наблюдается следующая последовательность усвоения различий между группами фонем в произношении: вокальные – консонантные, ротовые – носовые, лабиальные – дентальные, велярные – палатальные. Взрывные формируются раньше щелевых, а щелевые раньше аффрикат. D.L. Olmsted [43,55] отмечает, что противопоставление по способу образования формируется раньше во всех языках, чем по месту образования. 1 Здесь и далее в примерах намеренно для удобства восприятия текста читателем игнорируется фонетическое своеобразие речи детей с алалией.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.211 (0.013 с.) |