К методологии исследования нарушений звукопроизношения у детей с экспрессивной алалией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К методологии исследования нарушений звукопроизношения у детей с экспрессивной алалией.



Разработка проблемы нарушений звукопроизношения у детей с экспрессивной алалией в настоящее время находится на таком этапе, когда определение методологии исследования не менее важно, чем собственно «эмпирическая» сторона исследования. От исходных теоретических позиций зависит логика проведения исследования в целом (организация исследования, интерпретация экспериментальных данных, понимание механизма нарушений звукопроизношения при экспрессивной алалии).

В то же время методология изучения механизма нарушения звукопроизношения у детей с экспрессивной алалией в одних работах отсутствует или сформулирована неполно, в других – противоречиво с точки зрения современных представлений о механизмах речевой деятельности и закономерностей формирования звукопроизношения в онтогенезе.

Исходя из неверных теоретически представлений, авторы приходят в своих исследованиях к неправильным, с моей точки зрения, выводам относительно механизма нарушения звукопроизношения при экспрессивной алалии и путей преодоления этих нарушений.

Рассмотрим круг вопросов, которые являются наиболее существенными для данного исследования: 1) определение некоторых теоретических понятий; 2) о механизмах звукопроизношения; 3) о закономерностях усвоения звукопроизношения в онтогенезе; 4)понимание экспрессивной алалии; 5) определение идиолекта; 6) подходы к исследованию механизма нарушения звукопроизношения.

 

Данный круг вопросов будет рассматриваться в рамках структурно- лингвистического и психолингвистического подходов.

Учитываются фундаментальные принципы построения движений, разработанные Н.А. Бернштейном [4], а также положения о механизмах речевой деятельности, сформулированные в работах Н. Жинкина [18], Е.Н. Винарской [12], В.В. Касевича [23], Ю.И. Кузьмина [29].

Наиболее продуктивными для решения задач данного исследования являются представления о структурно- функциональной организации плана выражения языка, принятые в петербургжской (ленинградской) фонологической школе [48,20,9,21].

Перейдем к рассмотрению выделенных выше вопросов.

1. Определение некоторых теоретических понятий.

Под фонемой понимается «… минимальная звуковая единица языка, линейно не членимая, служащая для образования звуковых оболочек, значащих единиц и потенциально связанная со значением» [10, с.6].

Различаются следующие основные реализации фонем.

1) Аллофоны (обязательные реализации), общие для всех говорящих на данном языке; они зависят от фонетических условий и не зависят от индивидуальных характеристик голоса говорящего. Среди аллофонов выделяются:

А) комбинаторные аллофоны, которые зависят от окружающих звуков;

Б) позиционные аллофоны, которые зависят от фонетической позиции.

2) Факультативные варианты (необязательные реализации). Они обусловлены лишь некоторыми позициями. Данные единицы не дифференцируют слова по значению.

3) Индивидуальные реализации – обусловлены индивидуальными особенностями звукопроизношения человека и не связаны с закономерностями структурно – функциональной организации языка.

Под фонетическим контекстом (далее – «языковой контекст») понимаются фонетические условия реализации определенного сегмента в слове: позиция его в слове по отношению к ударному слогу, позиция сегмента по отношению к началу, середине, концу слова, сегментный состав слова, длина слова в слогах, положение в слове ударного слога.

Под слоговым контрастом вслед за Л.В. Бондаренко [8] понимается различие между согласным и гласным в слоге. Любой слог можно охарактеризовать через следующие контрасты: по громкости, по форматной структуре, по длительности, по частоте основного тона, по локусу (месту образования).

Другие важные для исследования теоретические понятия будут даны в остальных разделах методолгоии.

2. О механизмах звукопроизношения.

В исследовании важно учитывать тот факт, что звукопроизношение как одно из звеньев процесса речепроизводства включает наряду с артикуляторной программой и ее реализацией, также предворяющие их уровни фонологического программирования значимых единиц [23] и уровни их перекодирования в единицы моторной программы [32]. Поэтому для нормального звукопроизношения индивиду недостаточно овладеть инвентарем, системой фонем языка, фонематическим слухом и иметь сохранную подвижность органов артикуляторного аппарата. Ему необходимо также правильно использовать правила фонотактики- использовать фонемы с учетом различных фонетических условий их реализации.

В исследовании необходимо опираться на представление В.В. Касевича [23] о «фонологическом (звуковом) компоненте языковой системы и речевой деятельности», обладающего собственным уровневым строением (в противоположность традиционному представлению о фонологии как низшем уровне языка и речевой деятельности). Каждый из уровней скоррелирован с определенным знаковым уровнем(одним или несколькими) языковой системы или речевой деятельности в качестве формирующего их плана выражения.

Вслед за В.Б. Касевичем [23] следует учитывать, что программирование звуковой стороны сообщения происходит на уровнях «фонологического компонента» посредством единиц каждого из соответствующих уровней, поскольку нет единой единицы речепорождения – на каждом уровне «фонологического компонента речепроизводства» есть свои единицы программирования и правила их сочетания во времени.

Относительно построения и реализации артикуляторной программы для решения рассматриваемой проблемы необходимо отметить следующее.

Артикуляторная программа строится в масштабе синтагмы. Фонетическое слово является минимальным отрезком речевого потока, соответствующего синтагме, а элементарным речедвигательным комплексом построения и реализации артикуляторной программы являются слог структуры СГ [38]. Отсюда, минимальными фонетическими единицами, в рамках которых можно анализировать звуковые нарушения, являются фонетическое слово и фонетический слог.

Артикуляторная программа формируется ритмически организованными слоговыми командами посредством двух видов «указаний»: моментов совершения движения и набора движений с порядком их следования [38].

Каждый последующий артикуляторный комплекс СГ (слоговая команда) задается раньше, чем реализуется предыдущей, т.е. независимо от его исполнения.

Таким образом, «… каждая следующая слоговая команда задается автоматически: для выработки ее не требуется использование афферентной импульсации, возникающей при осуществлении предыдущего слога» [38, с.106].

Отмечается наличие у носителя русского языка двух типов взаимодействующих и конкурирующих «фонологических подсистем»: «акустические обобщения ритмических структур русской речи» и «акустические обобщения отдельных русских слогов» с соответствующими этим двум подсистемам артикуляторными навыками [12, с.324].

Построение артикуляторной программы происходит посредством двух типов артикуляторных единиц: типичных обобщений для русской речи ритмических структур и артикуляторных обобщений единичных слогов [12]. При этом роль прогнозируемых элементов (параметров) механизма акцептора (предсказателя результата) действия выполняют акустические обобщения (слуховые фонологические обобщенные образы типичных для русской речи слогов, ритмических структур) [12].

«В потоке речи артикуляторные движения в пределах слога, слова, в последовательности слов реализуются по- разному» [39, с.109] и движения различных органов в процессе произнесения системно взаимосвязаны [29,40].

Произнесение отдельного слова задается одним сложным импульсом [18]. Наиболее существенным как и в отношении восприятия речи на нижнем уровне, так и в отношении артикуляторного аспекта порождения речи, являются определенные закономерные изменения во временной динамике структурных составляющих речевого континуума. Так, например, Ю.Н. Кузьмин [30] указывает, что «человек кодирует лингвистически значимые элементы не в виде последовательности дискретных единиц, а в виде некоторой структуры, т.е. использует такое описание, в котором предусмотрены коартикуляции» (с. 50-51).

3. О закономерностях усвоения звукопроизношения в онтогенезе.

Ребёнок в онтогенезе усваивает закономерности языка «… на основе частичного анализа речи взрослых и на основе врожденных познавательных тенденций детского ума» [40, с.97]. При этом ребенок усваивает в первую очередь наиболее регулярные проявления в речи взрослых языковых закономерностей, стараясь использовать усвоенные формы как можно в большем числе случаев [41]. Усваивая первыми правила относительно более широких языковых классов, ребенок затем постепенно распространяет правила относительно подклассов [22,41]. В этом ключ к пониманию различий между речью детей и взрослых, а также той скорости, о которой усваивает ребенок язык в онтогенезе.

На основании литературных данных [52,58,53,5,3,22] можно предположить, что порядок овладения в онтогенезе фонематическими противопоставляениями и фонематическими реализациями в различных языках имеет как универсальные закономерности, так и специфические, т.е. во многом зависит от фонологических закономерностей усваиваемого языка. Важно отметить для настоящего исследования, что и универсальные, и специфические закономерности в порядке овладения звукопроизношением детерминированы языковыми факторами, а не артикуляторными и акустическими характеристиками усваиваемых звуков.

Универсальные закономерности онтогенеза звукопроизношения по теории Р.О. Якобсона [50] связаны с тем, что порядок формирования в онтогенезе фонологических противопоставлений в языках мира. Р.О. Якобсон [50] считает, что чем реже используется противопоставление в языках, тем позже оно усваивается в онтогенезе.

В.Б. Касевич [22]отмечает, что универсальные закономерности овладения звукопроизношением связаны с усвоением наиболее «широких» обобщенных фонологических средств. В дальнейшем следует их дифференциация, уточнение.

Универсальные закономерности онтогенеза звукопроизношения наиболее ярко прослеживаются в отношении порядка усвоения некоторых фонологических противопоставлений («крупных» различий в системе между группами фонем).

По данным Р.О. Якобсона [50], во всех языках наблюдается следующая последовательность усвоения различий между группами фонем в произношении: вокальные – консонантные, ротовые – носовые, лабиальные – дентальные, велярные – палатальные. Взрывные формируются раньше щелевых, а щелевые раньше аффрикат.

D.L. Olmsted [43,55] отмечает, что противопоставление по способу образования формируется раньше во всех языках, чем по месту образования.


1 Здесь и далее в примерах намеренно для удобства восприятия текста читателем игнорируется фонетическое своеобразие речи детей с алалией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.014 с.)