Раздел 1. Фонетико – фонематические нарушения речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Фонетико – фонематические нарушения речи



Текущий контроль

Тест

Среднее время выполнения: 45 минут.

Количество заданий: 30 (по 1 баллу за задание)

Правила оценки знаний:

«отлично» - 30 – 26 баллов

«хорошо» - 25 – 20 баллов

«удовлетворительно» - 19 – 15 баллов

«неудовлетворительно» - 14 – 0 баллов

Задание 1

Ученый, исследования которого посвящены изучению особенностей развития фонематического восприятия речи:

А) А.Н.Гвоздев;

Б) А. М.Шахнарович;

В) Н.Х.Швачкин;

Г) Н.И.Лепская.

 

Задание 2

Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем – это:

А) ОНР;

Б) ФФН;

В) дислалия.

 

Задание 3

Нарушения речи детей с ФФН характеризуются:

А) недостатками произношения звуков;

Б) трудностями дифференциации фонем;

В) недостатками звукопроизношения, недоразвитием слуховых дифференциаций, нарушениями слоговой структуры слова;

Г) нарушениями слоговой структуры слова.

 

Задание 4

Степень фонетико-фонематического развития, для которой характерно недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи – это:

А) легкая;

Б) средней тяжести;

В) тяжелая (глубокое недоразвитие).

 

Задание 5

Предпосылки к овладению звуковым анализом слов и уровень сформированности действия звукового анализа выше при:

А) первичном нарушений фонематического восприятия;

Б) вторичном нарушении фонематического восприятия.

 

Задание 6

Среди ошибок произношения у детей с ФФН редко встречается форма нарушения звукопроизношения в виде:

А) замены одного звука другим;

Б) искажения звука;

В) смешения звуков;

Г) отсутствия звука.

 

Задание 7

Среди ошибок звукопроизношения парных звонких и глухих согласных при ФФН чаще всего нарушаются звуки:

А) [б] – [п], [в] – [ф], [з] – [c];

Б) [с] – [з], [д] – [т], [ш] – [ж];

в) [с] – [з], [к] – [г], [ш] – [ж];

 

Задание 8

Не является фонетическим дефектом звукопроизношения:

А) [с] – межзубный;

Б) отсутствие звука [л] в речи;

В) замена [т] = [с];

Задание 9

Замена одного звука другим обусловлена:

А) недостаточной сформированностью или нарушением артикуляционной моторики;

Б) недостаточной сформированностью артикуляционной моторики и фонематического восприятия;

В) несовершенством фонематического слуха.

 

Задание 10

Фонетико-фонематическим дефектом звукопроизношения является:

А) замена [т,] = [т];

Б) [л] – двугубный;

В) смешение [ш] [с].

 

Задание 11

Признаком фонематического недоразвития у детей чаще всего являются:

А) только низкий уровень готовности к звуковому анализу;

Б) незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками;

В) несформированность фонематических представлений.

 

Задание 12

Фонематическим дефектом является:

а) замена [к] = [т];

б) смешение [р] [л];

в) [л] – межзубный.

 

Задание 13

Вербальный материал, на котором проводится обследование фонематического слуха – это:

А) звук;

Б)слог;

В) слово;

Г) фраза.

 

Задание 14

Логопедическое заключение, которое формулирует учитель-логопед на дошкольника с ФФН:

А) фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией;

Б) дизартрия, ФФН;

В) фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с псевдобульбарной дизартрией;

Г) псевдобульбарная дизартрия. ФФН.

 

Задание 15

Период, на который зачисляются в логопедическую группу дети, страдающие дизартрическими расстройствами или ринолалией при ФФН:

А) 1 год;

Б) 0,5 года;

В) 2 года.

 

Задание 16

Количество детей с ФФН, зачисляемых в логопедическую группу:

А) 10 человек;

Б) 12 человек;

В) 15 человек.

 

Задание 17

Формы дислалии при которой выявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это:

А) акустико- фонематическая; артикуляторно - фонетическая; артикуляторно – фонематическая;

Б) артикуляторно – фонематическая; артикуляторно- фонетическая;

В) акустико- фонематическая; артикуляторно- фонетическая;

Г) акустико- фонематическая; артикуляторно – фонематическая.

 

Задание 18

Ученый, который впервые разработал систему обучения дошкольников с ФФН:

А) Р.Е.Левина;

Б) Г.А.Каше;

В) Г.В.Чиркина;

Г) Т.В.Туманова.

 

Задание 19

В системе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками старшей группы для детей с ФФН формирование звуковой стороны речи рассматривается как:

А) основная цель воспитания звуковой культуры речи;

Б) направление логопедической работы;

В) средство воспитания звуковой культуры.

 

Задание 20

Последовательность, в которой ставятся звуки в группе свистящих и шипящих:

А) [с] – [с,], [з] – [з,], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ];

Б) [с] – [с,], [з,] – [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч];

В) [з] – [з,], [ с] – [с, ], [ц], [ж], [ ш], [ ч], [ щ].

 

Задание 21

Период обучения детей с ФФН в старшей группе, в который на фронтальных логопедических занятиях закрепляются навыки правильного произношения и различения на слух звуков: [л,] - [j], [ы] - [и], [с] – [с,], [з] – [з,], [ц], [б] – [п], [ш], [ж], [ с] – [ш] -[ з] – [ж ]:

А) первый;

Б) второй;

В) третий.

 

Задание 22

Работа по дифференциации слогов проводится после:

А) дифференциации фонем;

Б) различения высоты, силы, тембра голоса;

В) различения слов, близких по звуковому составу.

 

Задание 23

Период обучения, в который проводится работа по дифференциации звуков [д] – [т] в произношении:

А) первый;

Б) второй;

В) третий.

 

Задание 24

Тема фронтального логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи для детей с ФФН формулируется:

А) Автоматизация звука [р];

Б) Звук [р];

В) Формирование произношения [р].

 

Задание 25

Период, в который осуществляется работа по звуковому анализу и синтезу:

А) первый;

Б) второй;

В) третий.

 

Задание 26

Период, в котором начинают работу по формированию навыков звукового анализа простой формы:

А) первый;

Б) второй;

В) третий.

Задание 27

Работа по выделению последнего согласного из односложного слова без стечения согласных начинается в 1 период обучения при изучении звуков:

А) [п] – [п,];

Б) [л];

В) [т];

Г) [ы] – [j].

 

Задание 28

Период, в который дошкольников с ФФН знакомят со схемой слова:

А) первый;

Б) второй;

В) третий.

 

Задание 29

Период, в течение которого на фронтальных занятиях в старшей логопедической группе для детей с ФФН проводится работа по закреплению навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

А) первый;

Б) второй;

В) третий.

 

Задание 30

Период, в котором в сетку занятий логопеда подготовительной группы для детей с ФФН включаются фронтальные занятия по подготовке к обучению грамоте:

А) первый;

Б) второй;

В) третий.

 

Примерная тематика сообщений/докладов

1. Инновационные методы формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2. Организация логопедической помощи детям с ФФН.

3. Проявления фонетико-фонематического недоразвития в речи младших школьников.

4. Современные технологии обследования звукопроизношения и фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

5. Преодоление фонетико-фонематических нарушений речи посредством использования компьютерных программ.

 

 

Промежуточный контроль

Вопросы для итогового повторения (к зачету)

 

 

1. ФФН в аспекте клинико-педагогической классификации речевых расстройств.

2. ФФН в аспекте психолого-педагогической классификации речевых расстройств.

3. Понятие действия «фонематический анализ».

4. Нарушения звукопроизношения у детей с ФФН.

5. Несформированность фонематических процессов у детей с ФФН.

6. Ошибки письма, обусловленные несформированностью фонетико-фонематической стороны речи.

7. Задачи психолого-педагогического обследования дошкольников с ФФН.

8. Методические приемы исследования состояния слоговой структуры слова.

9. Методические приемы выявления уровня сформированности фонематического восприятия.

10. Методические приемы определения степени готовности к звуковому анализу слова.

11. Цели и задачи коррекционного обучения дошкольников с ФФН.

12. Техника постановки звуков.

13. Техника автоматизации и дифференциации звуков.

14. Методика развития слухового восприятия, внимания, памяти и фонематического восприятия.

15. Специфика программ коррекционного обучения детей с ФФН.

16. Особенности системы обучения грамоте детей с ФФН.

17. Типология фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН.

18. Содержание логопедической работы с сентября до середины ноября.

19. Содержание логопедической работы с середины ноября до февраля.

20. Совместная коррекционно-педагогическая работа логопеда и воспитателя в группе ФФНР.

21. Методические приемы, обеспечивающие речевую активность детей с ФФН в различных видах деятельности.

Для реализации зачета используется система портфолио.

 

Разделы портфолио

  Название раздела     Содержание раздела
Коллектор Например, конспекты лекций, глоссарий, каталог статей, тренировочных упражнений и др.
Рабочие материалы   Например, анализ письменных работ учащихся, методических материалов, аннотации статей, презентации, рефераты, конспекты логопедических занятий и др.
Достижения Журнал оценок (результаты выполнения заданий для самостоятельной работы, тестов, понятийных диктантов и др.)

 

Критерии оценки:

Высокий уровень – содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе студента, высоком уровне самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются аналитические способности (присутствуют схемы, диаграммы, таблицы и пр.), логика и эстетичность.

Средний уровень – в портфолио полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражены аналитические способности, логика и эстетичность.

Низкий уровень – портфолио, по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях студента. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий, отдельные незаконченные работы, отсутствует системность, логика и т. д. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.048 с.)