![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Фонетико-фонематические нарушения речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Заочное отделение Курс – 3 Семестр – 5 – 6 Всего часов – 266 час. Лекции – 14 час. Семинары – 12 час. Самостоятельная работа – 213 час. Форма отчетности: зачет, 5 семестр экзамен, 6 семестр (27 час)
Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки " 050700 – Специальное (дефектологическое) образование»
Программу разработала канд. пед. наук, доцент Якушева В.В.
Программа утверждена на заседании кафедры специальной педагогики Протокол № 1 от «__» сентября 2013 г.
Зав. кафедрой Колодовская Е.А.
Смоленск
Пояснительная записка Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Логопедия» относится к дисциплинам предметной подготовки (Ф.02). Для освоения дисциплины «Логопедия: разделы «Фонетико-фонематические нарушения речи», «Общее недоразвитие речи», «Нарушения письменной речи» студенты используют знания, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Введение в логопедическую специальность», «Логопедия: «Дислалия», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Дизартрия», «Русский язык и культура речи», «Психология», «Логопедические практикумы», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения». Освоение дисциплины «Логопедия» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Логопедия: «Заикание», «Алалия», «Афазия», «Логопедические технологии», а также для прохождения производственной практики и подготовки к итоговой аттестации. 2. Цели и задачи освоения дисциплины Цель освоения дисциплины: формирование у студентов профессиональной компетентности, и в частности, таких ее составляющих как предметная компетентность (соотношение теории по педагогике, логопедии, психологии, и другим дисциплинам с реалиями коррекционно-педагогического процесса) и методическая компетентность (накопление опыта использования существующих логопедических технологий изучения и обучения детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, недостатки чтения и письма); профессионально-практическая подготовка студентов к организации и проведению индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с первично сохранным слухом и интеллектом.
Задачи освоения дисциплины: 1. Познавательные: · обеспечить теоретическую подготовку студентов в области коррекционно-педагогической и диагностико-консультативной деятельности, ориентированной на преодоление фонетико-фонематического и общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, недостатков чтения и письма у младших школьников; · сформировать у студентов практические навыки своевременного выявления нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, навыки проведения логопедического обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, с недостатками чтения и письма; · обеспечить усвоение студентами нормативных и практических материалов по вопросам организации работы специалиста с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, недостатки чтения и письма, в условиях логопедического пункта и (или) логопедических групп дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений; · подготовить студентов к практической работе с детьми, имеющими недоразвитие речи при первично сохранном интеллекте и нормальном тональном слухе. 2. Воспитательные: · формировать педагогическое творческое воображение и наблюдательность, стремление к совершенствованию профессиональной компетентности; · ориентировать на строгое соблюдение в профессиональной деятельности принципов деонтологии; · воспитывать осознанное, ответственное отношение к работе с детьми и родителями. 3. Развивающие: · развивать гуманистические ценностные ориентации в ходе реализации профессиональной деятельности; · профессиональное мышление, коммуникативную компетентность и личностные качества, необходимые логопеду для профессиональной деятельности. 3. Требования к уровню освоения дисциплины Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общепрофессиональных компетенций:
- способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способности к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); - способности использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3); в области коррекционно-педагогической деятельности: - готовности к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); - способности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3); - готовности к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4); в области диагностико-консультативной деятельности: - способности организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); - способности к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); - способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); в области исследовательской деятельности: - готовности к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); - готовности к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11); - способности использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12); - готовности к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК – 13); - способности осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК – 14).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: · содержание понятий, отражающих определение каждой формы речевой патологии; · этиопатогенетические механизмы нарушений письма и чтения; · специфические характеристики недоразвития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста; · разнообразные методики обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, нарушениями чтения и письма; · принципы, методы, содержание логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи, общего недоразвития речи, нарушений письма и чтения на всех этапах коррекционного воздействия.
уметь: · провести обследование детей с различными формами речевой патологии с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, нарушениями письменной речи; · составить уровневое описание речевого развития по лингвистическим критериям, а также квалифицировать его; · проводить комплексный анализ патогенетических структур нарушений письма и чтения с учетом генетических и экзогенных факторов, особенностей обучения и воспитания ребенка; · осуществлять правильный выбор коррекционных методик и обосновывать педагогическую стратегию как тип реабилитационной программы, адекватной структуре выявленных нарушений, максимально учитывающей индивидуальные возможности ребенка; владеть: · навыками моделирования схем обследования речи, анализа материалов обследования различных сторон речи; · навыками применения технологий логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста; · навыками разработки структурных и содержательных моделей индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Критерии оценивания уровня освоения дисциплины: 5 семестр: экзамен; 6 семестр: зачет (портфолио); экзамен.
4. Содержание дисциплины Фонетико – фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения. Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция.
5. Тематический план
Виды учебной деятельности
Темы и содержание лекций Учебно-методическое обеспечение Список основной литературы 1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 2008. 2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - Спб.,2007. 3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: СОЮЗ, 2010. 4. Логопедия: учеб.пособие /под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2008. 5. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия:технология преодоления. – М.: Парадигма, 2011. 6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.:АРКТИ, 2007. 40. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. - М.: Гном и Д, 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0419/1_0419-1.shtml
Список учебно-методических разработок для студента 1. Костикова В.В (Якушева В.В.). Логопедия: Практические занятия и учебные задания для самостоятельной работы студентов 3 курса: в 2 ч. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Ч.I: Фонетико-фонематические нарушения речи. 2. Производственная практика студентов 3 курса в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи: методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 031800 – Логопедия с дополнительной специальностью «олигофренопедагогика». – Смоленск: СГПУ, 2004.
Дидактические материалы · картотека речевых высказываний детей с общим недоразвитием речи; · образцы документации учителя-логопеда дошкольного и школьного образовательного учреждения; · конспекты индивидуальных и фронтальных логопедических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; · письменные работы учащихся с дисграфией; · папка «Дисграфические ошибки»; · пакеты диагностических заданий, ориентированные на выявление нарушений устной и письменной речи у детей; · альбом для обследования процессов чтения и письма; · наборы сюжетных и предметных изображений; · комплект опорных схем для обучения составлению описательных текстов; · дидактические игры для формирования индивидуального лексикона, грамматического строя языка и речи и преодоления нарушений письма и чтения. 8. Контроль над освоением студентом дисциплины Текущий контроль Тест Среднее время выполнения: 45 минут. Количество заданий: 30 (по 1 баллу за задание) Правила оценки знаний: «отлично» - 30 – 26 баллов «хорошо» - 25 – 20 баллов «удовлетворительно» - 19 – 15 баллов
«неудовлетворительно» - 14 – 0 баллов Задание 1 Ученый, исследования которого посвящены изучению особенностей развития фонематического восприятия речи: А) А.Н.Гвоздев; Б) А. М.Шахнарович; В) Н.Х.Швачкин; Г) Н.И.Лепская.
Задание 2 Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем – это: А) ОНР; Б) ФФН; В) дислалия.
Задание 3 Нарушения речи детей с ФФН характеризуются: А) недостатками произношения звуков; Б) трудностями дифференциации фонем; В) недостатками звукопроизношения, недоразвитием слуховых дифференциаций, нарушениями слоговой структуры слова; Г) нарушениями слоговой структуры слова.
Задание 4 Степень фонетико-фонематического развития, для которой характерно недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи – это: А) легкая; Б) средней тяжести; В) тяжелая (глубокое недоразвитие).
Задание 5 Предпосылки к овладению звуковым анализом слов и уровень сформированности действия звукового анализа выше при: А) первичном нарушений фонематического восприятия; Б) вторичном нарушении фонематического восприятия.
Задание 6 Среди ошибок произношения у детей с ФФН редко встречается форма нарушения звукопроизношения в виде: А) замены одного звука другим; Б) искажения звука; В) смешения звуков; Г) отсутствия звука.
Задание 7 Среди ошибок звукопроизношения парных звонких и глухих согласных при ФФН чаще всего нарушаются звуки: А) [б] – [п], [в] – [ф], [з] – [c]; Б) [с] – [з], [д] – [т], [ш] – [ж]; в) [с] – [з], [к] – [г], [ш] – [ж];
Задание 8 Не является фонетическим дефектом звукопроизношения: А) [с] – межзубный; Б) отсутствие звука [л] в речи; В) замена [т] = [с]; Задание 9 Замена одного звука другим обусловлена: А) недостаточной сформированностью или нарушением артикуляционной моторики; Б) недостаточной сформированностью артикуляционной моторики и фонематического восприятия; В) несовершенством фонематического слуха.
Задание 10 Фонетико-фонематическим дефектом звукопроизношения является: А) замена [т,] = [т]; Б) [л] – двугубный; В) смешение [ш] [с].
Задание 11 Признаком фонематического недоразвития у детей чаще всего являются: А) только низкий уровень готовности к звуковому анализу; Б) незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками; В) несформированность фонематических представлений.
Задание 12 Фонематическим дефектом является: а) замена [к] = [т]; б) смешение [р] [л]; в) [л] – межзубный.
Задание 13 Вербальный материал, на котором проводится обследование фонематического слуха – это: А) звук; Б)слог; В) слово; Г) фраза.
Задание 14 Логопедическое заключение, которое формулирует учитель-логопед на дошкольника с ФФН: А) фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией; Б) дизартрия, ФФН; В) фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с псевдобульбарной дизартрией; Г) псевдобульбарная дизартрия. ФФН.
Задание 15 Период, на который зачисляются в логопедическую группу дети, страдающие дизартрическими расстройствами или ринолалией при ФФН: А) 1 год; Б) 0,5 года; В) 2 года.
Задание 16 Количество детей с ФФН, зачисляемых в логопедическую группу: А) 10 человек; Б) 12 человек; В) 15 человек.
Задание 17 Формы дислалии при которой выявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это: А) акустико- фонематическая; артикуляторно - фонетическая; артикуляторно – фонематическая; Б) артикуляторно – фонематическая; артикуляторно- фонетическая; В) акустико- фонематическая; артикуляторно- фонетическая; Г) акустико- фонематическая; артикуляторно – фонематическая.
Задание 18 Ученый, который впервые разработал систему обучения дошкольников с ФФН: А) Р.Е.Левина; Б) Г.А.Каше; В) Г.В.Чиркина; Г) Т.В.Туманова.
Задание 19 В системе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками старшей группы для детей с ФФН формирование звуковой стороны речи рассматривается как: А) основная цель воспитания звуковой культуры речи; Б) направление логопедической работы; В) средство воспитания звуковой культуры.
Задание 20 Последовательность, в которой ставятся звуки в группе свистящих и шипящих: А) [с] – [с,], [з] – [з,], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]; Б) [с] – [с,], [з,] – [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч]; В) [з] – [з,], [ с] – [с, ], [ц], [ж], [ ш], [ ч], [ щ].
Задание 21 Период обучения детей с ФФН в старшей группе, в который на фронтальных логопедических занятиях закрепляются навыки правильного произношения и различения на слух звуков: [л,] - [j], [ы] - [и], [с] – [с,], [з] – [з,], [ц], [б] – [п], [ш], [ж], [ с] – [ш] -[ з] – [ж ]: А) первый; Б) второй; В) третий.
Задание 22 Работа по дифференциации слогов проводится после: А) дифференциации фонем; Б) различения высоты, силы, тембра голоса; В) различения слов, близких по звуковому составу.
Задание 23 Период обучения, в который проводится работа по дифференциации звуков [д] – [т] в произношении: А) первый; Б) второй; В) третий.
Задание 24 Тема фронтального логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи для детей с ФФН формулируется: А) Автоматизация звука [р]; Б) Звук [р]; В) Формирование произношения [р].
Задание 25 Период, в который осуществляется работа по звуковому анализу и синтезу: А) первый; Б) второй; В) третий.
Задание 26 Период, в котором начинают работу по формированию навыков звукового анализа простой формы: А) первый; Б) второй; В) третий. Задание 27 Работа по выделению последнего согласного из односложного слова без стечения согласных начинается в 1 период обучения при изучении звуков: А) [п] – [п,]; Б) [л]; В) [т]; Г) [ы] – [j].
Задание 28 Период, в который дошкольников с ФФН знакомят со схемой слова: А) первый; Б) второй; В) третий.
Задание 29 Период, в течение которого на фронтальных занятиях в старшей логопедической группе для детей с ФФН проводится работа по закреплению навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: А) первый; Б) второй; В) третий.
Задание 30 Период, в котором в сетку занятий логопеда подготовительной группы для детей с ФФН включаются фронтальные занятия по подготовке к обучению грамоте: А) первый; Б) второй; В) третий.
Примерная тематика сообщений/докладов 1. Инновационные методы формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 2. Организация логопедической помощи детям с ФФН. 3. Проявления фонетико-фонематического недоразвития в речи младших школьников. 4. Современные технологии обследования звукопроизношения и фонематических процессов у детей дошкольного возраста. 5. Преодоление фонетико-фонематических нарушений речи посредством использования компьютерных программ.
Промежуточный контроль Вопросы для итогового повторения (к зачету)
1. ФФН в аспекте клинико-педагогической классификации речевых расстройств. 2. ФФН в аспекте психолого-педагогической классификации речевых расстройств. 3. Понятие действия «фонематический анализ». 4. Нарушения звукопроизношения у детей с ФФН. 5. Несформированность фонематических процессов у детей с ФФН. 6. Ошибки письма, обусловленные несформированностью фонетико-фонематической стороны речи. 7. Задачи психолого-педагогического обследования дошкольников с ФФН. 8. Методические приемы исследования состояния слоговой структуры слова. 9. Методические приемы выявления уровня сформированности фонематического восприятия. 10. Методические приемы определения степени готовности к звуковому анализу слова. 11. Цели и задачи коррекционного обучения дошкольников с ФФН. 12. Техника постановки звуков. 13. Техника автоматизации и дифференциации звуков. 14. Методика развития слухового восприятия, внимания, памяти и фонематического восприятия. 15. Специфика программ коррекционного обучения детей с ФФН. 16. Особенности системы обучения грамоте детей с ФФН. 17. Типология фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН. 18. Содержание логопедической работы с сентября до середины ноября. 19. Содержание логопедической работы с середины ноября до февраля. 20. Совместная коррекционно-педагогическая работа логопеда и воспитателя в группе ФФНР. 21. Методические приемы, обеспечивающие речевую активность детей с ФФН в различных видах деятельности. Для реализации зачета используется система портфолио.
Разделы портфолио
Критерии оценки: Высокий уровень – содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе студента, высоком уровне самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются аналитические способности (присутствуют схемы, диаграммы, таблицы и пр.), логика и эстетичность. Средний уровень – в портфолио полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражены аналитические способности, логика и эстетичность. Низкий уровень – портфолио, по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях студента. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий, отдельные незаконченные работы, отсутствует системность, логика и т. д. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности знаний. Текущий контроль Тест Среднее время выполнения: 60 минут. Количество заданий: 30 (по 1 баллу за задание) Правила оценки знаний: «отлично» - 30 – 26 баллов «хорошо» - 25 – 20 баллов «удовлетворительно» - 19 – 15 баллов «неудовлетворительно» - 14 – 0 баллов Задание 1 Количество форм фонематической дислексии: А) 1; Б) 2; В) 3.
Задание 2 2 способа чтения, при которых отмечается нарушение понимания читаемого у ребенка, страдающего семантической дислексией: А) побуквенное чтение; Б) послоговое чтение; В) целыми словами. Задание 3 Дислексия, при которой наблюдаются нарушения узнавания изолированных букв – это: А) литеральная оптическая; Б) вербальная оптическая; В) фонематическая; Г) аграмматическая; Д) мнестическая.
Задание 4 Ошибки письма, которые свидетельствуют о несформированности анализа предложений на слова: А) смешения букв; Б) искажения звуко-буквенной структуры слова; В) слитное написание слов; Г) слитное и раздельное написание слов.
Задание 5 Формы языкового анализа и синтеза, которые не сформированы при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: А) анализ предложений на слова, слоговой анализ и синтез; Б) анализ предложений на слова, слоговой и фонематический анализ и синтез; В) слоговой и фонематический анализ и синтез. Задание 6 Сроки проведения логопедического обследования учащихся общеобразовательной школы: А) с 1 по 15 сентября; Б) с 15 по 30 мая; В) с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Задание 7 Задача логопедического обследования на предварительном этапе: А) выявление детей, страдающих нарушениями чтения и письма; Б) дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма.
Задание 8 Звуки, произношение которых исследуется у учеников массовой школы: А) [з], [з,], [ш], [м], [к], [л], [р], [б], [ч], [ж],[с], [ц], [с,]; Б) [с], [с,], [з], [з,], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [л,], [р], [р,]; В) [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [л,], [р], [р,]; Г) [с], [с,], [з], [з,], [ц], [л], [л,], [р], [р,].
Задание 9 Цель предъявления задания на отбор картинок, в названиях которых 5 звуков: А) исследование состояния простых форм фонематического анализа; Б) исследование состояния сложных форм фонематического анализа; В) исследование состояния фонематических представлений. Задание 10 Положения, которые определяют процедуру обследования звукового анализа и синтеза слова у школьников: А) умение выделять фонемы из звукового потока слова; Б) овладение учебным (умственным) действием последовательно выделять все звуки в составе слова; В) умение выделять фонемы из звукового потока слова и овладение умственным действием последовательно выделять все звуки в составе слова.
Задание 11 Показателем уровня сформированности звукового анализа является: А) умение последовательно выделять звуковые элементы слова; Б) умение последовательно выделять звуковые элементы слова, самостоятельно определять звуковые элементы слова. В) самостоятельно определять звуковые элементы слова.
Задание 12 Речевая патология, при которой в процессе обследования состояния письма у детей можно использовать прием складывания слогов, слов, предложений из букв разрезной азбуки: А) ринолалия; Б0 дислалия; В) заикание; Г) дизартрия; Д) дисфония.
Задание 13 Дисграфия преимущественно связана с нарушением реализации: А) фонетического принципа правописания; Б) морфологического принципа правописания; В) традиционного принципа правописания. Задание 14 Показателями дизорфографии являются: А) стойкие специфические ошибки одного или разных видов; Б) многочисленные орфографические ошибки; В) специфические и орфографические ошибки. Задание 15 Дисграфия диагностируется: А) начиная с 1 класса; Б) начиная со 2 класса; В) начиная с 3 класса.
Задание 16 Принцип, с учетом которого осуществляется формирование слуховой дифференциации звуков с опорой на зрительные и кинестетические афферентации: А) опоры на сохранное звено нарушенной психической функции; Б) учета психологической структуры процесса чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности; В) деятельностного подхода.
Задание 17 Реализация принципа поэтапного формирования психических функций в процессе коррекции дислексии и дисграфии предполагает: А) предъявление заданий в соответствии с онтогенетической последовательностью формирования определенных функций; Б) предъявление новых заданий на наиболее простом речевом материале; В) предъявление новых заданий на сложном речевом матекриале. Задание 18 Укажите нарушения письма и чтения, при устранении которых ведущим направлением работы является развитие фонематического восприятия: А) оптическая дисграфия; Б) артикуляторно – акустическая дисграфия; В) аграмматическая дислексия; Г) дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; Д) фонематическая дислексия. Задание 19 Укажите последовательность логопедической работы по дифференциации фонем на основном этапе: А)________________________________________________________________ Б)_________________________________________________________________ В)________________________________________________________________ Г)________________________________________________________________ Д)________________________________________________________________
Задание 20
Сформулируйте 2 задания, при выполнении которых проводится работа со схемой при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: 1_________________________________________________________________ 2_________________________________________________________________ Задание 21 Укажите содержание работы по формированию сложных форм фонематического анализа с учетом принципа поэтапного формирования умственных действий: I этап_______________________________________________________________ II этап ____________________________________________________________ III этап ____________________________________________________________
Задание 22 Вид дисграфии, при коррекции которой необходимо осуществлять логопедическую работу с опорой на гласные звуки: А) оптическая; Б) акустическая; В)артикуляторно-акустическая; Г) на почве нарушения языкового анализа и синтеза; Д) аграмматическая.
Задание 23 Вид дисграфии, в процессе преодоления которого одним из направлений работы является развитие пространственно-временных представлений: А) оптическая; Б) акустическая; В)артикуляторно-акустическая; Г) на почве нарушения языкового анализа и синтеза; Д) аграмматическая.
Задание 24 Последовательность развития функции словоизменения с учетом онтогенетического принципа в процессе коррекции аграмматической дислексии и дисграфии - это: А) дифференция существительных единственного и множественного числа именительного падежа; закрепление употребления падежных форм в беспредложных и предложных синтаксических конструкциях; Б) дифференция существительных единственного и множественного числа именительного падежа; закрепление употребления падежных форм в беспредложных конструкциях; закрепление употребления падежных форм в предложных конструкциях; В) закрепление употребления падежных форм в беспредложных конструкциях; закрепление употребления падежных форм в предложных конструкциях.
Задание 25 Конструктивные упражнения являются ведущими при устранении дисграфии: А) артикуляторно - акустической; Б) акустической; В) дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза; Г) оптической; Д) аграмматической.
Задание 26 Подход к организации логопедической работы по преодолению дисграфии, который осуществляется на основе выявления слабых звеньев (прежде всего лингвистических) функциональной системы письма и с учетом вида или видов дисграфии: А) симптоматический в работах Р.И.Лалаевой, Л.Г.Парамоновой; Б) симптоматический в работах И.Н. Садовниковой; В) коррекционно-профилактический в работах А.В.Ястребовой. Задание 27 Произношение звуков при акустической дисграфии является: А) нарушенным; Б) нормальным.
Задание 28 На логопедических занятиях осуществляется работа, направленная на: А) усвоение правил правописания; Б) формирование орфографического навыка письма; В) создание предпосылок для продуктивного усвоения правил правописания. Задание 29 Количество этапов коррекционной работы с учащимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи: А) 1; Б) 2; В) 3.
Задание 30 Формы речевой патологии, при которых преимущественно отмечается атрикуляторно-акустическая дисграфия: Б) ринолалия, дислалия, дизартирия; В) заикание, алалия, дизартрия. Примерная тематика рефератов 1. История методов обучения грамоте. 2. Скоростное чтение. 3. Обучение чтению в раннем возрасте. 4. Современные методики обследования письма и чтения младших школьников. 5. Совершенствование навыка чтения на логопедических занятиях. 6. Профилактика фонематической дислексии. 7. Компьютерные технологии в работе школьного логопеда. 8. Реализация игровых технологий в процессе формирования навыков языкового анализа и синтеза. Промежуточный контроль Вопросы для итогового повторения (к экзамену) 1. Историческое развитие проблемы речевого недоразвития в отечественной логопедии. 2. Лингвистический и физиологический аспекты изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи. 3. Психологический аспект изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи. 4. Онтогенетические особенности развития фонетико-фонематической стороны речи. 5. Структура дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии речи. 6. Содержание и методи
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.99 (0.014 с.) |