Раздел 1. Фонетико-фонематические нарушения речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Фонетико-фонематические нарушения речи



Заочное отделение

Курс – 3

Семестр – 5 – 6

Всего часов – 266 час.

Лекции – 14 час.

Семинары – 12 час.

Самостоятельная работа – 213 час.

Форма отчетности: зачет, 5 семестр

экзамен, 6 семестр (27 час)

 

Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки

" 050700 – Специальное (дефектологическое) образование»

 

Программу разработала

канд. пед. наук, доцент Якушева В.В.

 

 

Программа утверждена на заседании кафедры специальной педагогики

Протокол № 1 от «__» сентября 2013 г.

 

 

Зав. кафедрой Колодовская Е.А.

 

 

Смоленск

 

Пояснительная записка

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Логопедия» относится к дисциплинам предметной подготовки (Ф.02).

Для освоения дисциплины «Логопедия: разделы «Фонетико-фонематические нарушения речи», «Общее недоразвитие речи», «Нарушения письменной речи» студенты используют знания, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Введение в логопедическую специальность», «Логопедия: «Дислалия», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Дизартрия», «Русский язык и культура речи», «Психология», «Логопедические практикумы», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения».

Освоение дисциплины «Логопедия» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Логопедия: «Заикание», «Алалия», «Афазия», «Логопедические технологии», а также для прохождения производственной практики и подготовки к итоговой аттестации.

2. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины: формирование у студентов профессиональной компетентности, и в частности, таких ее составляющих как предметная компетентность (соотношение теории по педагогике, логопедии, психологии, и другим дисциплинам с реалиями коррекционно-педагогического процесса) и методическая компетентность (накопление опыта использования существующих логопедических технологий изучения и обучения детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, недостатки чтения и письма); профессионально-практическая подготовка студентов к организации и проведению индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с первично сохранным слухом и интеллектом.

Задачи освоения дисциплины:

1. Познавательные:

· обеспечить теоретическую подготовку студентов в области коррекционно-педагогической и диагностико-консультативной деятельности, ориентированной на преодоление фонетико-фонематического и общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, недостатков чтения и письма у младших школьников;

· сформировать у студентов практические навыки своевременного выявления нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, навыки проведения логопедического обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, с недостатками чтения и письма;

· обеспечить усвоение студентами нормативных и практических материалов по вопросам организации работы специалиста с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, недостатки чтения и письма, в условиях логопедического пункта и (или) логопедических групп дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений;

· подготовить студентов к практической работе с детьми, имеющими недоразвитие речи при первично сохранном интеллекте и нормальном тональном слухе.

2. Воспитательные:

· формировать педагогическое творческое воображение и наблюдательность, стремление к совершенствованию профессиональной компетентности;

· ориентировать на строгое соблюдение в профессиональной деятельности принципов деонтологии;

· воспитывать осознанное, ответственное отношение к работе с детьми и родителями.

3. Развивающие:

· развивать гуманистические ценностные ориентации в ходе реализации профессиональной деятельности;

· профессиональное мышление, коммуникативную компетентность и личностные качества, необходимые логопеду для профессиональной деятельности.

3. Требования к уровню освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общепрофессиональных компетенций:

- способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способности к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

- способности использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

- готовности к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

- способности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

- готовности к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

в области диагностико-консультативной деятельности:

- способности организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

- способности к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

- способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

в области исследовательской деятельности:

- готовности к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

- готовности к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

- способности использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

- готовности к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК – 13);

- способности осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК – 14).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

· содержание понятий, отражающих определение каждой формы речевой патологии;

· этиопатогенетические механизмы нарушений письма и чтения;

· специфические характеристики недоразвития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста;

· разнообразные методики обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, нарушениями чтения и письма;

· принципы, методы, содержание логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи, общего недоразвития речи, нарушений письма и чтения на всех этапах коррекционного воздействия.

уметь:

· провести обследование детей с различными формами речевой патологии с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, нарушениями письменной речи;

· составить уровневое описание речевого развития по лингвистическим критериям, а также квалифицировать его;

· проводить комплексный анализ патогенетических структур нарушений письма и чтения с учетом генетических и экзогенных факторов, особенностей обучения и воспитания ребенка;

· осуществлять правильный выбор коррекционных методик и обосновывать педагогическую стратегию как тип реабилитационной программы, адекватной структуре выявленных нарушений, максимально учитывающей индивидуальные возможности ребенка;

владеть:

· навыками моделирования схем обследования речи, анализа материалов обследования различных сторон речи;

· навыками применения технологий логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста;

· навыками разработки структурных и содержательных моделей индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Критерии оценивания уровня освоения дисциплины: 5 семестр: экзамен; 6 семестр: зачет (портфолио); экзамен.

 

4. Содержание дисциплины

Фонетико – фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.

Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция.

 

5. Тематический план

№ п/п Разделы и темы Всего часов Формы занятий
лек-ции семи-нары сам. раб.
 
Раздел 1. Фонетико-фонематические нарушения речи
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи как нарушение овладения произносительной системой родного языка        
2. Коррекционное обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи        
Раздел 2. Общее недоразвитие речи
1. Сущность и этиология общего недоразвития речи     -  
2. Организация и содержание диагностического этапа и коррекционного обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи        
Раздел 3. Нарушения письменной речи
1. Теоретические основы изучения проблемы дислексии у детей        
2. Теоретические основы изучения проблемы нарушений письма у детей        
3. Диагностика и коррекция нарушений письма и чтения у детей школьного возраста        
  ИТОГО        

Виды учебной деятельности

Темы и содержание лекций

Учебно-методическое обеспечение

Список основной литературы

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 2008.

2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - Спб.,2007.

3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: СОЮЗ, 2010.

4. Логопедия: учеб.пособие /под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2008.

5. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия:технология преодоления. – М.: Парадигма, 2011.

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.

 

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.:АРКТИ, 2007.

40. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. - М.: Гном и Д, 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.pedlib.ru/Books/1/0419/1_0419-1.shtml

 

Список учебно-методических разработок для студента

1. Костикова В.В (Якушева В.В.). Логопедия: Практические занятия и учебные задания для самостоятельной работы студентов 3 курса: в 2 ч. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Ч.I: Фонетико-фонематические нарушения речи.

2. Производственная практика студентов 3 курса в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи: методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 031800 – Логопедия с дополнительной специальностью «олигофренопедагогика». – Смоленск: СГПУ, 2004.

 

Дидактические материалы

· картотека речевых высказываний детей с общим недоразвитием речи;

· образцы документации учителя-логопеда дошкольного и школьного образовательного учреждения;

· конспекты индивидуальных и фронтальных логопедических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

· письменные работы учащихся с дисграфией;

· папка «Дисграфические ошибки»;

· пакеты диагностических заданий, ориентированные на выявление нарушений устной и письменной речи у детей;

· альбом для обследования процессов чтения и письма;

· наборы сюжетных и предметных изображений;

· комплект опорных схем для обучения составлению описательных текстов;

· дидактические игры для формирования индивидуального лексикона, грамматического строя языка и речи и преодоления нарушений письма и чтения.

8. Контроль над освоением студентом дисциплины

Текущий контроль

Тест

Среднее время выполнения: 45 минут.

Количество заданий: 30 (по 1 баллу за задание)

Правила оценки знаний:

«отлично» - 30 – 26 баллов

«хорошо» - 25 – 20 баллов

«удовлетворительно» - 19 – 15 баллов

«неудовлетворительно» - 14 – 0 баллов

Задание 1

Ученый, исследования которого посвящены изучению особенностей развития фонематического восприятия речи:

А) А.Н.Гвоздев;

Б) А. М.Шахнарович;

В) Н.Х.Швачкин;

Г) Н.И.Лепская.

 

Задание 2

Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем – это:

А) ОНР;

Б) ФФН;

В) дислалия.

 

Задание 3

Нарушения речи детей с ФФН характеризуются:

А) недостатками произношения звуков;

Б) трудностями дифференциации фонем;

В) недостатками звукопроизношения, недоразвитием слуховых дифференциаций, нарушениями слоговой структуры слова;

Г) нарушениями слоговой структуры слова.

 

Задание 4

Степень фонетико-фонематического развития, для которой характерно недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи – это:

А) легкая;

Б) средней тяжести;

В) тяжелая (глубокое недоразвитие).

 

Задание 5

Предпосылки к овладению звуковым анализом слов и уровень сформированности действия звукового анализа выше при:

А) первичном нарушений фонематического восприятия;

Б) вторичном нарушении фонематического восприятия.

 

Задание 6

Среди ошибок произношения у детей с ФФН редко встречается форма нарушения звукопроизношения в виде:

А) замены одного звука другим;

Б) искажения звука;

В) смешения звуков;

Г) отсутствия звука.

 

Задание 7

Среди ошибок звукопроизношения парных звонких и глухих согласных при ФФН чаще всего нарушаются звуки:

А) [б] – [п], [в] – [ф], [з] – [c];

Б) [с] – [з], [д] – [т], [ш] – [ж];

в) [с] – [з], [к] – [г], [ш] – [ж];

 

Задание 8

Не является фонетическим дефектом звукопроизношения:

А) [с] – межзубный;

Б) отсутствие звука [л] в речи;

В) замена [т] = [с];

Задание 9

Замена одного звука другим обусловлена:

А) недостаточной сформированностью или нарушением артикуляционной моторики;

Б) недостаточной сформированностью артикуляционной моторики и фонематического восприятия;

В) несовершенством фонематического слуха.

 

Задание 10

Фонетико-фонематическим дефектом звукопроизношения является:

А) замена [т,] = [т];

Б) [л] – двугубный;

В) смешение [ш] [с].

 

Задание 11

Признаком фонематического недоразвития у детей чаще всего являются:

А) только низкий уровень готовности к звуковому анализу;

Б) незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками;

В) несформированность фонематических представлений.

 

Задание 12

Фонематическим дефектом является:

а) замена [к] = [т];

б) смешение [р] [л];

в) [л] – межзубный.

 

Задание 13

Вербальный материал, на котором проводится обследование фонематического слуха – это:

А) звук;

Б)слог;

В) слово;

Г) фраза.

 

Задание 14

Логопедическое заключение, которое формулирует учитель-логопед на дошкольника с ФФН:

А) фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией;

Б) дизартрия, ФФН;

В) фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с псевдобульбарной дизартрией;

Г) псевдобульбарная дизартрия. ФФН.

 

Задание 15

Период, на который зачисляются в логопедическую группу дети, страдающие дизартрическими расстройствами или ринолалией при ФФН:

А) 1 год;

Б) 0,5 года;

В) 2 года.

 

Задание 16

Количество детей с ФФН, зачисляемых в логопедическую группу:

А) 10 человек;

Б) 12 человек;

В) 15 человек.

 

Задание 17

Формы дислалии при которой выявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это:

А) акустико- фонематическая; артикуляторно - фонетическая; артикуляторно – фонематическая;

Б) артикуляторно – фонематическая; артикуляторно- фонетическая;

В) акустико- фонематическая; артикуляторно- фонетическая;

Г) акустико- фонематическая; артикуляторно – фонематическая.

 

Задание 18

Ученый, который впервые разработал систему обучения дошкольников с ФФН:

А) Р.Е.Левина;

Б) Г.А.Каше;

В) Г.В.Чиркина;

Г) Т.В.Туманова.

 

Задание 19

В системе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками старшей группы для детей с ФФН формирование звуковой стороны речи рассматривается как:

А) основная цель воспитания звуковой культуры речи;

Б) направление логопедической работы;

В) средство воспитания звуковой культуры.

 

Задание 20

Последовательность, в которой ставятся звуки в группе свистящих и шипящих:

А) [с] – [с,], [з] – [з,], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ];

Б) [с] – [с,], [з,] – [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч];

В) [з] – [з,], [ с] – [с, ], [ц], [ж], [ ш], [ ч], [ щ].

 

Задание 21

Период обучения детей с ФФН в старшей группе, в который на фронтальных логопедических занятиях закрепляются навыки правильного произношения и различения на слух звуков: [л,] - [j], [ы] - [и], [с] – [с,], [з] – [з,], [ц], [б] – [п], [ш], [ж], [ с] – [ш] -[ з] – [ж ]:

А) первый;

Б) второй;

В) третий.

 

Задание 22

Работа по дифференциации слогов проводится после:

А) дифференциации фонем;

Б) различения высоты, силы, тембра голоса;

В) различения слов, близких по звуковому составу.

 

Задание 23

Период обучения, в который проводится работа по дифференциации звуков [д] – [т] в произношении:

А) первый;

Б) второй;

В) третий.

 

Задание 24

Тема фронтального логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи для детей с ФФН формулируется:

А) Автоматизация звука [р];

Б) Звук [р];

В) Формирование произношения [р].

 

Задание 25

Период, в который осуществляется работа по звуковому анализу и синтезу:

А) первый;

Б) второй;

В) третий.

 

Задание 26

Период, в котором начинают работу по формированию навыков звукового анализа простой формы:

А) первый;

Б) второй;

В) третий.

Задание 27

Работа по выделению последнего согласного из односложного слова без стечения согласных начинается в 1 период обучения при изучении звуков:

А) [п] – [п,];

Б) [л];

В) [т];

Г) [ы] – [j].

 

Задание 28

Период, в который дошкольников с ФФН знакомят со схемой слова:

А) первый;

Б) второй;

В) третий.

 

Задание 29

Период, в течение которого на фронтальных занятиях в старшей логопедической группе для детей с ФФН проводится работа по закреплению навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

А) первый;

Б) второй;

В) третий.

 

Задание 30

Период, в котором в сетку занятий логопеда подготовительной группы для детей с ФФН включаются фронтальные занятия по подготовке к обучению грамоте:

А) первый;

Б) второй;

В) третий.

 

Примерная тематика сообщений/докладов

1. Инновационные методы формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2. Организация логопедической помощи детям с ФФН.

3. Проявления фонетико-фонематического недоразвития в речи младших школьников.

4. Современные технологии обследования звукопроизношения и фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

5. Преодоление фонетико-фонематических нарушений речи посредством использования компьютерных программ.

 

 

Промежуточный контроль

Вопросы для итогового повторения (к зачету)

 

 

1. ФФН в аспекте клинико-педагогической классификации речевых расстройств.

2. ФФН в аспекте психолого-педагогической классификации речевых расстройств.

3. Понятие действия «фонематический анализ».

4. Нарушения звукопроизношения у детей с ФФН.

5. Несформированность фонематических процессов у детей с ФФН.

6. Ошибки письма, обусловленные несформированностью фонетико-фонематической стороны речи.

7. Задачи психолого-педагогического обследования дошкольников с ФФН.

8. Методические приемы исследования состояния слоговой структуры слова.

9. Методические приемы выявления уровня сформированности фонематического восприятия.

10. Методические приемы определения степени готовности к звуковому анализу слова.

11. Цели и задачи коррекционного обучения дошкольников с ФФН.

12. Техника постановки звуков.

13. Техника автоматизации и дифференциации звуков.

14. Методика развития слухового восприятия, внимания, памяти и фонематического восприятия.

15. Специфика программ коррекционного обучения детей с ФФН.

16. Особенности системы обучения грамоте детей с ФФН.

17. Типология фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН.

18. Содержание логопедической работы с сентября до середины ноября.

19. Содержание логопедической работы с середины ноября до февраля.

20. Совместная коррекционно-педагогическая работа логопеда и воспитателя в группе ФФНР.

21. Методические приемы, обеспечивающие речевую активность детей с ФФН в различных видах деятельности.

Для реализации зачета используется система портфолио.

 

Разделы портфолио

  Название раздела     Содержание раздела
Коллектор Например, конспекты лекций, глоссарий, каталог статей, тренировочных упражнений и др.
Рабочие материалы   Например, анализ письменных работ учащихся, методических материалов, аннотации статей, презентации, рефераты, конспекты логопедических занятий и др.
Достижения Журнал оценок (результаты выполнения заданий для самостоятельной работы, тестов, понятийных диктантов и др.)

 

Критерии оценки:

Высокий уровень – содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе студента, высоком уровне самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются аналитические способности (присутствуют схемы, диаграммы, таблицы и пр.), логика и эстетичность.

Средний уровень – в портфолио полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражены аналитические способности, логика и эстетичность.

Низкий уровень – портфолио, по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях студента. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий, отдельные незаконченные работы, отсутствует системность, логика и т. д. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности знаний.

Текущий контроль

Тест

Среднее время выполнения: 60 минут.

Количество заданий: 30 (по 1 баллу за задание)

Правила оценки знаний:

«отлично» - 30 – 26 баллов

«хорошо» - 25 – 20 баллов

«удовлетворительно» - 19 – 15 баллов

«неудовлетворительно» - 14 – 0 баллов

Задание 1

Количество форм фонематической дислексии:

А) 1;

Б) 2;

В) 3.

 

Задание 2

2 способа чтения, при которых отмечается нарушение понимания читаемого у ребенка, страдающего семантической дислексией:

А) побуквенное чтение;

Б) послоговое чтение;

В) целыми словами.

Задание 3

Дислексия, при которой наблюдаются нарушения узнавания изолированных букв – это:

А) литеральная оптическая;

Б) вербальная оптическая;

В) фонематическая;

Г) аграмматическая;

Д) мнестическая.

 

Задание 4

Ошибки письма, которые свидетельствуют о несформированности анализа предложений на слова:

А) смешения букв;

Б) искажения звуко-буквенной структуры слова;

В) слитное написание слов;

Г) слитное и раздельное написание слов.

 

Задание 5

Формы языкового анализа и синтеза, которые не сформированы при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

А) анализ предложений на слова, слоговой анализ и синтез;

Б) анализ предложений на слова, слоговой и фонематический анализ и синтез;

В) слоговой и фонематический анализ и синтез.

Задание 6

Сроки проведения логопедического обследования учащихся общеобразовательной школы:

А) с 1 по 15 сентября;

Б) с 15 по 30 мая;

В) с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

 

Задание 7

Задача логопедического обследования на предварительном этапе:

А) выявление детей, страдающих нарушениями чтения и письма;

Б) дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма.

 

Задание 8

Звуки, произношение которых исследуется у учеников массовой школы:

А) [з], [з,], [ш], [м], [к], [л], [р], [б], [ч], [ж],[с], [ц], [с,];

Б) [с], [с,], [з], [з,], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [л,], [р], [р,];

В) [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [л,], [р], [р,];

Г) [с], [с,], [з], [з,], [ц], [л], [л,], [р], [р,].

 

Задание 9

Цель предъявления задания на отбор картинок, в названиях которых 5 звуков:

А) исследование состояния простых форм фонематического анализа;

Б) исследование состояния сложных форм фонематического анализа;

В) исследование состояния фонематических представлений.

Задание 10

Положения, которые определяют процедуру обследования звукового анализа и синтеза слова у школьников:

А) умение выделять фонемы из звукового потока слова;

Б) овладение учебным (умственным) действием последовательно выделять все звуки в составе слова;

В) умение выделять фонемы из звукового потока слова и овладение умственным действием последовательно выделять все звуки в составе слова.

 

Задание 11

Показателем уровня сформированности звукового анализа является:

А) умение последовательно выделять звуковые элементы слова;

Б) умение последовательно выделять звуковые элементы слова, самостоятельно определять звуковые элементы слова.

В) самостоятельно определять звуковые элементы слова.

 

Задание 12

Речевая патология, при которой в процессе обследования состояния письма у детей можно использовать прием складывания слогов, слов, предложений из букв разрезной азбуки:

А) ринолалия;

Б0 дислалия;

В) заикание;

Г) дизартрия;

Д) дисфония.

 

Задание 13

Дисграфия преимущественно связана с нарушением реализации:

А) фонетического принципа правописания;

Б) морфологического принципа правописания;

В) традиционного принципа правописания.

Задание 14

Показателями дизорфографии являются:

А) стойкие специфические ошибки одного или разных видов;

Б) многочисленные орфографические ошибки;

В) специфические и орфографические ошибки.

Задание 15

Дисграфия диагностируется:

А) начиная с 1 класса;

Б) начиная со 2 класса;

В) начиная с 3 класса.

 

Задание 16

Принцип, с учетом которого осуществляется формирование слуховой дифференциации звуков с опорой на зрительные и кинестетические афферентации:

А) опоры на сохранное звено нарушенной психической функции;

Б) учета психологической структуры процесса чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности;

В) деятельностного подхода.

 

Задание 17

Реализация принципа поэтапного формирования психических функций в процессе коррекции дислексии и дисграфии предполагает:

А) предъявление заданий в соответствии с онтогенетической последовательностью формирования определенных функций;

Б) предъявление новых заданий на наиболее простом речевом материале;

В) предъявление новых заданий на сложном речевом матекриале.

Задание 18

Укажите нарушения письма и чтения, при устранении которых ведущим направлением работы является развитие фонематического восприятия:

А) оптическая дисграфия;

Б) артикуляторно – акустическая дисграфия;

В) аграмматическая дислексия;

Г) дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

Д) фонематическая дислексия.

Задание 19

Укажите последовательность логопедической работы по дифференциации фонем на основном этапе:

А)________________________________________________________________

Б)_________________________________________________________________

В)________________________________________________________________

Г)________________________________________________________________

Д)________________________________________________________________

 

Задание 20

 
 

Сформулируйте 2 задания, при выполнении которых проводится работа со схемой

при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

1_________________________________________________________________

2_________________________________________________________________

Задание 21

Укажите содержание работы по формированию сложных форм фонематического анализа с учетом принципа поэтапного формирования умственных действий:

I этап_______________________________________________________________

II этап ____________________________________________________________

III этап ____________________________________________________________

 

Задание 22

Вид дисграфии, при коррекции которой необходимо осуществлять логопедическую работу с опорой на гласные звуки:

А) оптическая;

Б) акустическая;

В)артикуляторно-акустическая;

Г) на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

Д) аграмматическая.

 

Задание 23

Вид дисграфии, в процессе преодоления которого одним из направлений работы является развитие пространственно-временных представлений:

А) оптическая;

Б) акустическая;

В)артикуляторно-акустическая;

Г) на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

Д) аграмматическая.

 

Задание 24

Последовательность развития функции словоизменения с учетом онтогенетического принципа в процессе коррекции аграмматической дислексии и дисграфии - это:

А) дифференция существительных единственного и множественного числа именительного падежа; закрепление употребления падежных форм в беспредложных и предложных синтаксических конструкциях;

Б) дифференция существительных единственного и множественного числа именительного падежа; закрепление употребления падежных форм в беспредложных конструкциях; закрепление употребления падежных форм в предложных конструкциях;

В) закрепление употребления падежных форм в беспредложных конструкциях; закрепление употребления падежных форм в предложных конструкциях.

 

Задание 25

Конструктивные упражнения являются ведущими при устранении дисграфии:

А) артикуляторно - акустической;

Б) акустической;

В) дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

Г) оптической;

Д) аграмматической.

 

Задание 26

Подход к организации логопедической работы по преодолению дисграфии, который осуществляется на основе выявления слабых звеньев (прежде всего лингвистических) функциональной системы письма и с учетом вида или видов дисграфии:

А) симптоматический в работах Р.И.Лалаевой, Л.Г.Парамоновой;

Б) симптоматический в работах И.Н. Садовниковой;

В) коррекционно-профилактический в работах А.В.Ястребовой.

Задание 27

Произношение звуков при акустической дисграфии является:

А) нарушенным;

Б) нормальным.

 

Задание 28

На логопедических занятиях осуществляется работа, направленная на:

А) усвоение правил правописания;

Б) формирование орфографического навыка письма;

В) создание предпосылок для продуктивного усвоения правил правописания.

Задание 29

Количество этапов коррекционной работы с учащимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи:

А) 1;

Б) 2;

В) 3.

 

Задание 30

Формы речевой патологии, при которых преимущественно отмечается атрикуляторно-акустическая дисграфия:
А) дизартрия, заикание, ринолалия;

Б) ринолалия, дислалия, дизартирия;

В) заикание, алалия, дизартрия.

Примерная тематика рефератов

1. История методов обучения грамоте.

2. Скоростное чтение.

3. Обучение чтению в раннем возрасте.

4. Современные методики обследования письма и чтения младших школьников.

5. Совершенствование навыка чтения на логопедических занятиях.

6. Профилактика фонематической дислексии.

7. Компьютерные технологии в работе школьного логопеда.

8. Реализация игровых технологий в процессе формирования навыков языкового анализа и синтеза.

Промежуточный контроль

Вопросы для итогового повторения (к экзамену)

1. Историческое развитие проблемы речевого недоразвития в отечественной логопедии.

2. Лингвистический и физиологический аспекты изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи.

3. Психологический аспект изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи.

4. Онтогенетические особенности развития фонетико-фонематической стороны речи.

5. Структура дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.67 с.)