Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Фонетико-фонематические нарушения речи↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Заочное отделение Курс – 3 Семестр – 5 – 6 Всего часов – 266 час. Лекции – 14 час. Семинары – 12 час. Самостоятельная работа – 213 час. Форма отчетности: зачет, 5 семестр экзамен, 6 семестр (27 час)
Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки " 050700 – Специальное (дефектологическое) образование»
Программу разработала канд. пед. наук, доцент Якушева В.В.
Программа утверждена на заседании кафедры специальной педагогики Протокол № 1 от «__» сентября 2013 г.
Зав. кафедрой Колодовская Е.А.
Смоленск
Пояснительная записка Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Логопедия» относится к дисциплинам предметной подготовки (Ф.02). Для освоения дисциплины «Логопедия: разделы «Фонетико-фонематические нарушения речи», «Общее недоразвитие речи», «Нарушения письменной речи» студенты используют знания, сформированные в ходе изучения дисциплин: «Введение в логопедическую специальность», «Логопедия: «Дислалия», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Дизартрия», «Русский язык и культура речи», «Психология», «Логопедические практикумы», «Психолого-педагогическая диагностика детей с речевыми нарушениями», «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения». Освоение дисциплины «Логопедия» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин: «Логопедия: «Заикание», «Алалия», «Афазия», «Логопедические технологии», а также для прохождения производственной практики и подготовки к итоговой аттестации. 2. Цели и задачи освоения дисциплины Цель освоения дисциплины: формирование у студентов профессиональной компетентности, и в частности, таких ее составляющих как предметная компетентность (соотношение теории по педагогике, логопедии, психологии, и другим дисциплинам с реалиями коррекционно-педагогического процесса) и методическая компетентность (накопление опыта использования существующих логопедических технологий изучения и обучения детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, недостатки чтения и письма); профессионально-практическая подготовка студентов к организации и проведению индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с первично сохранным слухом и интеллектом. Задачи освоения дисциплины: 1. Познавательные: · обеспечить теоретическую подготовку студентов в области коррекционно-педагогической и диагностико-консультативной деятельности, ориентированной на преодоление фонетико-фонематического и общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, недостатков чтения и письма у младших школьников; · сформировать у студентов практические навыки своевременного выявления нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, навыки проведения логопедического обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, с недостатками чтения и письма; · обеспечить усвоение студентами нормативных и практических материалов по вопросам организации работы специалиста с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, недостатки чтения и письма, в условиях логопедического пункта и (или) логопедических групп дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений; · подготовить студентов к практической работе с детьми, имеющими недоразвитие речи при первично сохранном интеллекте и нормальном тональном слухе. 2. Воспитательные: · формировать педагогическое творческое воображение и наблюдательность, стремление к совершенствованию профессиональной компетентности; · ориентировать на строгое соблюдение в профессиональной деятельности принципов деонтологии; · воспитывать осознанное, ответственное отношение к работе с детьми и родителями. 3. Развивающие: · развивать гуманистические ценностные ориентации в ходе реализации профессиональной деятельности; · профессиональное мышление, коммуникативную компетентность и личностные качества, необходимые логопеду для профессиональной деятельности. 3. Требования к уровню освоения дисциплины Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общепрофессиональных компетенций: - способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способности к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1); - способности использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3); в области коррекционно-педагогической деятельности: - готовности к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2); - способности к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3); - готовности к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4); в области диагностико-консультативной деятельности: - способности организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5); - способности к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6); - способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7); в области исследовательской деятельности: - готовности к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); - готовности к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11); - способности использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12); - готовности к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК – 13); - способности осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК – 14).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: · содержание понятий, отражающих определение каждой формы речевой патологии; · этиопатогенетические механизмы нарушений письма и чтения; · специфические характеристики недоразвития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста; · разнообразные методики обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, нарушениями чтения и письма; · принципы, методы, содержание логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи, общего недоразвития речи, нарушений письма и чтения на всех этапах коррекционного воздействия. уметь: · провести обследование детей с различными формами речевой патологии с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, нарушениями письменной речи; · составить уровневое описание речевого развития по лингвистическим критериям, а также квалифицировать его; · проводить комплексный анализ патогенетических структур нарушений письма и чтения с учетом генетических и экзогенных факторов, особенностей обучения и воспитания ребенка; · осуществлять правильный выбор коррекционных методик и обосновывать педагогическую стратегию как тип реабилитационной программы, адекватной структуре выявленных нарушений, максимально учитывающей индивидуальные возможности ребенка; владеть: · навыками моделирования схем обследования речи, анализа материалов обследования различных сторон речи; · навыками применения технологий логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста; · навыками разработки структурных и содержательных моделей индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Критерии оценивания уровня освоения дисциплины: 5 семестр: экзамен; 6 семестр: зачет (портфолио); экзамен.
4. Содержание дисциплины Фонетико – фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения. Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция.
5. Тематический план
Виды учебной деятельности Темы и содержание лекций Учебно-методическое обеспечение Список основной литературы 1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 2008. 2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - Спб.,2007. 3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: СОЮЗ, 2010. 4. Логопедия: учеб.пособие /под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2008. 5. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия:технология преодоления. – М.: Парадигма, 2011. 6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.:АРКТИ, 2007. 40. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. - М.: Гном и Д, 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0419/1_0419-1.shtml
Список учебно-методических разработок для студента 1. Костикова В.В (Якушева В.В.). Логопедия: Практические занятия и учебные задания для самостоятельной работы студентов 3 курса: в 2 ч. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Ч.I: Фонетико-фонематические нарушения речи. 2. Производственная практика студентов 3 курса в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи: методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 031800 – Логопедия с дополнительной специальностью «олигофренопедагогика». – Смоленск: СГПУ, 2004.
Дидактические материалы · картотека речевых высказываний детей с общим недоразвитием речи; · образцы документации учителя-логопеда дошкольного и школьного образовательного учреждения; · конспекты индивидуальных и фронтальных логопедических занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; · письменные работы учащихся с дисграфией; · папка «Дисграфические ошибки»; · пакеты диагностических заданий, ориентированные на выявление нарушений устной и письменной речи у детей; · альбом для обследования процессов чтения и письма; · наборы сюжетных и предметных изображений; · комплект опорных схем для обучения составлению описательных текстов; · дидактические игры для формирования индивидуального лексикона, грамматического строя языка и речи и преодоления нарушений письма и чтения. 8. Контроль над освоением студентом дисциплины Текущий контроль Тест Среднее время выполнения: 45 минут. Количество заданий: 30 (по 1 баллу за задание) Правила оценки знаний: «отлично» - 30 – 26 баллов «хорошо» - 25 – 20 баллов «удовлетворительно» - 19 – 15 баллов «неудовлетворительно» - 14 – 0 баллов Задание 1 Ученый, исследования которого посвящены изучению особенностей развития фонематического восприятия речи: А) А.Н.Гвоздев; Б) А. М.Шахнарович; В) Н.Х.Швачкин; Г) Н.И.Лепская.
Задание 2 Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем – это: А) ОНР; Б) ФФН; В) дислалия.
Задание 3 Нарушения речи детей с ФФН характеризуются: А) недостатками произношения звуков; Б) трудностями дифференциации фонем; В) недостатками звукопроизношения, недоразвитием слуховых дифференциаций, нарушениями слоговой структуры слова; Г) нарушениями слоговой структуры слова.
Задание 4 Степень фонетико-фонематического развития, для которой характерно недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи – это: А) легкая; Б) средней тяжести; В) тяжелая (глубокое недоразвитие).
Задание 5 Предпосылки к овладению звуковым анализом слов и уровень сформированности действия звукового анализа выше при: А) первичном нарушений фонематического восприятия; Б) вторичном нарушении фонематического восприятия.
Задание 6 Среди ошибок произношения у детей с ФФН редко встречается форма нарушения звукопроизношения в виде: А) замены одного звука другим; Б) искажения звука; В) смешения звуков; Г) отсутствия звука.
Задание 7 Среди ошибок звукопроизношения парных звонких и глухих согласных при ФФН чаще всего нарушаются звуки: А) [б] – [п], [в] – [ф], [з] – [c]; Б) [с] – [з], [д] – [т], [ш] – [ж]; в) [с] – [з], [к] – [г], [ш] – [ж];
Задание 8 Не является фонетическим дефектом звукопроизношения: А) [с] – межзубный; Б) отсутствие звука [л] в речи; В) замена [т] = [с]; Задание 9 Замена одного звука другим обусловлена: А) недостаточной сформированностью или нарушением артикуляционной моторики; Б) недостаточной сформированностью артикуляционной моторики и фонематического восприятия; В) несовершенством фонематического слуха.
Задание 10 Фонетико-фонематическим дефектом звукопроизношения является: А) замена [т,] = [т]; Б) [л] – двугубный; В) смешение [ш] [с].
Задание 11 Признаком фонематического недоразвития у детей чаще всего являются: А) только низкий уровень готовности к звуковому анализу; Б) незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками; В) несформированность фонематических представлений.
Задание 12 Фонематическим дефектом является: а) замена [к] = [т]; б) смешение [р] [л]; в) [л] – межзубный.
Задание 13 Вербальный материал, на котором проводится обследование фонематического слуха – это: А) звук; Б)слог; В) слово; Г) фраза.
Задание 14 Логопедическое заключение, которое формулирует учитель-логопед на дошкольника с ФФН: А) фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией; Б) дизартрия, ФФН; В) фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка с псевдобульбарной дизартрией; Г) псевдобульбарная дизартрия. ФФН.
Задание 15 Период, на который зачисляются в логопедическую группу дети, страдающие дизартрическими расстройствами или ринолалией при ФФН: А) 1 год; Б) 0,5 года; В) 2 года.
Задание 16 Количество детей с ФФН, зачисляемых в логопедическую группу: А) 10 человек; Б) 12 человек; В) 15 человек.
Задание 17 Формы дислалии при которой выявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это: А) акустико- фонематическая; артикуляторно - фонетическая; артикуляторно – фонематическая; Б) артикуляторно – фонематическая; артикуляторно- фонетическая; В) акустико- фонематическая; артикуляторно- фонетическая; Г) акустико- фонематическая; артикуляторно – фонематическая.
Задание 18 Ученый, который впервые разработал систему обучения дошкольников с ФФН: А) Р.Е.Левина; Б) Г.А.Каше; В) Г.В.Чиркина; Г) Т.В.Туманова.
Задание 19 В системе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками старшей группы для детей с ФФН формирование звуковой стороны речи рассматривается как: А) основная цель воспитания звуковой культуры речи; Б) направление логопедической работы; В) средство воспитания звуковой культуры.
Задание 20 Последовательность, в которой ставятся звуки в группе свистящих и шипящих: А) [с] – [с,], [з] – [з,], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]; Б) [с] – [с,], [з,] – [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч]; В) [з] – [з,], [ с] – [с, ], [ц], [ж], [ ш], [ ч], [ щ].
Задание 21 Период обучения детей с ФФН в старшей группе, в который на фронтальных логопедических занятиях закрепляются навыки правильного произношения и различения на слух звуков: [л,] - [j], [ы] - [и], [с] – [с,], [з] – [з,], [ц], [б] – [п], [ш], [ж], [ с] – [ш] -[ з] – [ж ]: А) первый; Б) второй; В) третий.
Задание 22 Работа по дифференциации слогов проводится после: А) дифференциации фонем; Б) различения высоты, силы, тембра голоса; В) различения слов, близких по звуковому составу.
Задание 23 Период обучения, в который проводится работа по дифференциации звуков [д] – [т] в произношении: А) первый; Б) второй; В) третий.
Задание 24 Тема фронтального логопедического занятия по развитию произносительной стороны речи для детей с ФФН формулируется: А) Автоматизация звука [р]; Б) Звук [р]; В) Формирование произношения [р].
Задание 25 Период, в который осуществляется работа по звуковому анализу и синтезу: А) первый; Б) второй; В) третий.
Задание 26 Период, в котором начинают работу по формированию навыков звукового анализа простой формы: А) первый; Б) второй; В) третий. Задание 27 Работа по выделению последнего согласного из односложного слова без стечения согласных начинается в 1 период обучения при изучении звуков: А) [п] – [п,]; Б) [л]; В) [т]; Г) [ы] – [j].
Задание 28 Период, в который дошкольников с ФФН знакомят со схемой слова: А) первый; Б) второй; В) третий.
Задание 29 Период, в течение которого на фронтальных занятиях в старшей логопедической группе для детей с ФФН проводится работа по закреплению навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: А) первый; Б) второй; В) третий.
Задание 30 Период, в котором в сетку занятий логопеда подготовительной группы для детей с ФФН включаются фронтальные занятия по подготовке к обучению грамоте: А) первый; Б) второй; В) третий.
Примерная тематика сообщений/докладов 1. Инновационные методы формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 2. Организация логопедической помощи детям с ФФН. 3. Проявления фонетико-фонематического недоразвития в речи младших школьников. 4. Современные технологии обследования звукопроизношения и фонематических процессов у детей дошкольного возраста. 5. Преодоление фонетико-фонематических нарушений речи посредством использования компьютерных программ.
Промежуточный контроль Вопросы для итогового повторения (к зачету)
1. ФФН в аспекте клинико-педагогической классификации речевых расстройств. 2. ФФН в аспекте психолого-педагогической классификации речевых расстройств. 3. Понятие действия «фонематический анализ». 4. Нарушения звукопроизношения у детей с ФФН. 5. Несформированность фонематических процессов у детей с ФФН. 6. Ошибки письма, обусловленные несформированностью фонетико-фонематической стороны речи. 7. Задачи психолого-педагогического обследования дошкольников с ФФН. 8. Методические приемы исследования состояния слоговой структуры слова. 9. Методические приемы выявления уровня сформированности фонематического восприятия. 10. Методические приемы определения степени готовности к звуковому анализу слова. 11. Цели и задачи коррекционного обучения дошкольников с ФФН. 12. Техника постановки звуков. 13. Техника автоматизации и дифференциации звуков. 14. Методика развития слухового восприятия, внимания, памяти и фонематического восприятия. 15. Специфика программ коррекционного обучения детей с ФФН. 16. Особенности системы обучения грамоте детей с ФФН. 17. Типология фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН. 18. Содержание логопедической работы с сентября до середины ноября. 19. Содержание логопедической работы с середины ноября до февраля. 20. Совместная коррекционно-педагогическая работа логопеда и воспитателя в группе ФФНР. 21. Методические приемы, обеспечивающие речевую активность детей с ФФН в различных видах деятельности. Для реализации зачета используется система портфолио.
Разделы портфолио
Критерии оценки: Высокий уровень – содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе студента, высоком уровне самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении портфолио ярко проявляются аналитические способности (присутствуют схемы, диаграммы, таблицы и пр.), логика и эстетичность. Средний уровень – в портфолио полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражены аналитические способности, логика и эстетичность. Низкий уровень – портфолио, по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях студента. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий, отдельные незаконченные работы, отсутствует системность, логика и т. д. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности знаний. Текущий контроль Тест Среднее время выполнения: 60 минут. Количество заданий: 30 (по 1 баллу за задание) Правила оценки знаний: «отлично» - 30 – 26 баллов «хорошо» - 25 – 20 баллов «удовлетворительно» - 19 – 15 баллов «неудовлетворительно» - 14 – 0 баллов Задание 1 Количество форм фонематической дислексии: А) 1; Б) 2; В) 3.
Задание 2 2 способа чтения, при которых отмечается нарушение понимания читаемого у ребенка, страдающего семантической дислексией: А) побуквенное чтение; Б) послоговое чтение; В) целыми словами. Задание 3 Дислексия, при которой наблюдаются нарушения узнавания изолированных букв – это: А) литеральная оптическая; Б) вербальная оптическая; В) фонематическая; Г) аграмматическая; Д) мнестическая.
Задание 4 Ошибки письма, которые свидетельствуют о несформированности анализа предложений на слова: А) смешения букв; Б) искажения звуко-буквенной структуры слова; В) слитное написание слов; Г) слитное и раздельное написание слов.
Задание 5 Формы языкового анализа и синтеза, которые не сформированы при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: А) анализ предложений на слова, слоговой анализ и синтез; Б) анализ предложений на слова, слоговой и фонематический анализ и синтез; В) слоговой и фонематический анализ и синтез. Задание 6 Сроки проведения логопедического обследования учащихся общеобразовательной школы: А) с 1 по 15 сентября; Б) с 15 по 30 мая; В) с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Задание 7 Задача логопедического обследования на предварительном этапе: А) выявление детей, страдающих нарушениями чтения и письма; Б) дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма.
Задание 8 Звуки, произношение которых исследуется у учеников массовой школы: А) [з], [з,], [ш], [м], [к], [л], [р], [б], [ч], [ж],[с], [ц], [с,]; Б) [с], [с,], [з], [з,], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [л,], [р], [р,]; В) [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [л,], [р], [р,]; Г) [с], [с,], [з], [з,], [ц], [л], [л,], [р], [р,].
Задание 9 Цель предъявления задания на отбор картинок, в названиях которых 5 звуков: А) исследование состояния простых форм фонематического анализа; Б) исследование состояния сложных форм фонематического анализа; В) исследование состояния фонематических представлений. Задание 10 Положения, которые определяют процедуру обследования звукового анализа и синтеза слова у школьников: А) умение выделять фонемы из звукового потока слова; Б) овладение учебным (умственным) действием последовательно выделять все звуки в составе слова; В) умение выделять фонемы из звукового потока слова и овладение умственным действием последовательно выделять все звуки в составе слова.
Задание 11 Показателем уровня сформированности звукового анализа является: А) умение последовательно выделять звуковые элементы слова; Б) умение последовательно выделять звуковые элементы слова, самостоятельно определять звуковые элементы слова. В) самостоятельно определять звуковые элементы слова.
Задание 12 Речевая патология, при которой в процессе обследования состояния письма у детей можно использовать прием складывания слогов, слов, предложений из букв разрезной азбуки: А) ринолалия; Б0 дислалия; В) заикание; Г) дизартрия; Д) дисфония.
Задание 13 Дисграфия преимущественно связана с нарушением реализации: А) фонетического принципа правописания; Б) морфологического принципа правописания; В) традиционного принципа правописания. Задание 14 Показателями дизорфографии являются: А) стойкие специфические ошибки одного или разных видов; Б) многочисленные орфографические ошибки; В) специфические и орфографические ошибки. Задание 15 Дисграфия диагностируется: А) начиная с 1 класса; Б) начиная со 2 класса; В) начиная с 3 класса.
Задание 16 Принцип, с учетом которого осуществляется формирование слуховой дифференциации звуков с опорой на зрительные и кинестетические афферентации: А) опоры на сохранное звено нарушенной психической функции; Б) учета психологической структуры процесса чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности; В) деятельностного подхода.
Задание 17 Реализация принципа поэтапного формирования психических функций в процессе коррекции дислексии и дисграфии предполагает: А) предъявление заданий в соответствии с онтогенетической последовательностью формирования определенных функций; Б) предъявление новых заданий на наиболее простом речевом материале; В) предъявление новых заданий на сложном речевом матекриале. Задание 18 Укажите нарушения письма и чтения, при устранении которых ведущим направлением работы является развитие фонематического восприятия: А) оптическая дисграфия; Б) артикуляторно – акустическая дисграфия; В) аграмматическая дислексия; Г) дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; Д) фонематическая дислексия. Задание 19 Укажите последовательность логопедической работы по дифференциации фонем на основном этапе: А)________________________________________________________________ Б)_________________________________________________________________ В)________________________________________________________________ Г)________________________________________________________________ Д)________________________________________________________________
Задание 20 Сформулируйте 2 задания, при выполнении которых проводится работа со схемой при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: 1_________________________________________________________________ 2_________________________________________________________________ Задание 21 Укажите содержание работы по формированию сложных форм фонематического анализа с учетом принципа поэтапного формирования умственных действий: I этап_______________________________________________________________ II этап ____________________________________________________________ III этап ____________________________________________________________
Задание 22 Вид дисграфии, при коррекции которой необходимо осуществлять логопедическую работу с опорой на гласные звуки: А) оптическая; Б) акустическая; В)артикуляторно-акустическая; Г) на почве нарушения языкового анализа и синтеза; Д) аграмматическая.
Задание 23 Вид дисграфии, в процессе преодоления которого одним из направлений работы является развитие пространственно-временных представлений: А) оптическая; Б) акустическая; В)артикуляторно-акустическая; Г) на почве нарушения языкового анализа и синтеза; Д) аграмматическая.
Задание 24 Последовательность развития функции словоизменения с учетом онтогенетического принципа в процессе коррекции аграмматической дислексии и дисграфии - это: А) дифференция существительных единственного и множественного числа именительного падежа; закрепление употребления падежных форм в беспредложных и предложных синтаксических конструкциях; Б) дифференция существительных единственного и множественного числа именительного падежа; закрепление употребления падежных форм в беспредложных конструкциях; закрепление употребления падежных форм в предложных конструкциях; В) закрепление употребления падежных форм в беспредложных конструкциях; закрепление употребления падежных форм в предложных конструкциях.
Задание 25 Конструктивные упражнения являются ведущими при устранении дисграфии: А) артикуляторно - акустической; Б) акустической; В) дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза; Г) оптической; Д) аграмматической.
Задание 26 Подход к организации логопедической работы по преодолению дисграфии, который осуществляется на основе выявления слабых звеньев (прежде всего лингвистических) функциональной системы письма и с учетом вида или видов дисграфии: А) симптоматический в работах Р.И.Лалаевой, Л.Г.Парамоновой; Б) симптоматический в работах И.Н. Садовниковой; В) коррекционно-профилактический в работах А.В.Ястребовой. Задание 27 Произношение звуков при акустической дисграфии является: А) нарушенным; Б) нормальным.
Задание 28 На логопедических занятиях осуществляется работа, направленная на: А) усвоение правил правописания; Б) формирование орфографического навыка письма; В) создание предпосылок для продуктивного усвоения правил правописания. Задание 29 Количество этапов коррекционной работы с учащимися, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи: А) 1; Б) 2; В) 3.
Задание 30 Формы речевой патологии, при которых преимущественно отмечается атрикуляторно-акустическая дисграфия: Б) ринолалия, дислалия, дизартирия; В) заикание, алалия, дизартрия. Примерная тематика рефератов 1. История методов обучения грамоте. 2. Скоростное чтение. 3. Обучение чтению в раннем возрасте. 4. Современные методики обследования письма и чтения младших школьников. 5. Совершенствование навыка чтения на логопедических занятиях. 6. Профилактика фонематической дислексии. 7. Компьютерные технологии в работе школьного логопеда. 8. Реализация игровых технологий в процессе формирования навыков языкового анализа и синтеза. Промежуточный контроль Вопросы для итогового повторения (к экзамену) 1. Историческое развитие проблемы речевого недоразвития в отечественной логопедии. 2. Лингвистический и физиологический аспекты изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи. 3. Психологический аспект изучения проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи. 4. Онтогенетические особенности развития фонетико-фонематической стороны речи. 5. Структура дефекта при фонетико-фонематическом недоразвитии речи. 6. Содержание и методи
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.012 с.) |