Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 3. Диагностика и коррекция нарушений письма и чтения у детей школьного возраста
Вопросы для обсуждения I. Обследование школьников с недостатками чтения и письма: 1. Организация обследования. 2. Требования к навыку чтения, предъявляемые в общеобразовательной школе. 3. Методика, процедура и содержание обследования процесса чтения. 4. Требования к письменной речи обучающихся начальной школы. 5. Методические требования к отбору речевого материала. 6. Слуховой диктант и методика его проведения. 7. Списывание и методика его проведения. II. Комплексное преодоление нарушений чтения и письма: 1. Методологические подходы к организации логопедической работы по преодолению нарушений чтения и письма. 2. Основные принципы логопедической работы по устранению нарушений письма и чтения. 3. Организация логопедической работы в условиях логопедического пункта общеобразовательной школы. 4. Взаимодействие логопеда с другими участниками коррекционно-образовательного процесса как фактор эффективности логопедического воздействия. III. Преодоление дизорфографии у школьников: 1. Цель и задачи логопедической работы по преодолению дизорфографии. 2. Принципы логопедического воздействия при дизорфографии. 3. Направления логопедической работы по преодолению дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи. 4. Специфика логопедической работы с обучающимися 5-7 классов с дизорфографией. 5. Методы логопедической работы по преодолению дизорфографии. 6. Анализ авторских методик преодоления дизорфографии. IV. Коррекционно-развивающее обучение младших школьников с ОНР (по методике А.В.Ястребовой): 1. Специальные принципы организации коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи. 2. Задачи и содержание логопедической работы на первом этапе обучения. 3. Формирование психологических предпосылок к учебной деятельности на логопедических занятиях. 4. Приемы коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи в первом классе. 5. Специфика коррекционно-развивающего обучения учащихся с ОНР 2 – 4 классов. 6. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения младших школьников с нарушениями речи на этапе восполнения пробелов в развитии звуковой стороны речи. 7. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка на втором этапе коррекционного обучения младших школьников с общим недоразвитием речи.
8. Формирование умений и навыков устного связного высказывания и предпосылок к развитию умений и навыков составления развернутых письменных текстов – содержание третьего этапа коррекционного обучения школьников с общим недоразвитием речи.
Задания для самостоятельной работы 1. Изучите требования к навыку чтения по Программе общеобразовательной школы и заполните таблицу «Навык чтения»:
2. Подберите и оформите дидактический материал для обследования чтения младших школьников в зависимости от периода обучения (класс; начало, конец учебного года): а. Тексты для чтения и пересказа, вопросы к тексту; б. Тексты со скрытым смыслом; в. Предложения для чтения; г. Слова различной слоговой структуры. 1. 2. 3. Составьте схему обследования детей с расстройствами чтения и письма (Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В.) 4. Изучите нормативы по объему письменных работ по Программе общеобразовательной школы и заполните следующие таблицы: Таблица 1 Объем диктанта и текста для списывания
Таблица 2 Объем словарных диктантов, изложений и сочинений
5. Подберите и оформите дидактический материал для исследования сформированности буквенного гнозиса, зрительного анализа и синтеза на материале букв (Лалаева Р.,И., Венедиктова Л.В.). 6. Подберите и оформите дидактический материал для обследования навыков письма у младших школьников в зависимости от периода обучения (класс, начало, конец учебного года): - тексты для списывания, выполненные в рукописном варианте;
- тексты для списывания, выполненные в печатном варианте; - тексты для записи под диктовку; - деформированные тексты, выполненные в рукописном, печатном варианте. 7. На основе анализа Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» составьте таблицу, отражающую периодичность логопедических занятий, предельную наполняемость групп обучающихся в зависимости от структуры речевого дефекта и той местности, в которой расположено общеобразовательное учреждение. 8. Выпишите в рабочую тетрадь 2 конспекта логопедического занятия по преодолению дизорфографии. 9. Составьте каталог заданий для развития высших психических функций у первоклассников с ОНР на логопедических занятиях. 10. Подберите речевой материал с целью уточнения значения лексической единицы в ходе автоматизации/дифференциации звуков. Выберите вид специального упражнения: подстановка, трансформация, перестановка и… 11. Разработайте конспект фронтального логопедического занятия для обучающихся с ФФН (1 класс, третья четверть). 12. Подберите речевой материал с целью развития ассоциативного мышления и формирования семантических полей для выполнения задания на подбор /выбор имен существительных к именам прилагательным и глаголам одного синонимического ряда. 13. Изучите рекомендованную литературу, выпишите образцы развернутого и краткого ответов детей. Выучите алгоритм и подготовьтесь к его использованию на занятии. 14. Разработайте конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 3 класса, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи третьего уровня (II четверть). 15. Составьте тематическое планирование занятий (15 часов) ой работы. 16. Подберите деформированные тексты для развития навыков смыслового программирования. Сформулируйте инструкции для детей и опишите возможные варианты работы с данным речевым материалом. 17. Разработайте фрагмент фронтального логопедического занятия с целью формирования практических представлений о тексте. 18. Составьте развернутый конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи третьего уровня. Вопросы для самопроверки 1. Какие требования к письменной речи предъявляются в общеобразовательной школе? 2. Какие требования предъявляются к речевому материалу для обследования процесса чтения? 3. Какие формы фиксации результатов обследования чтения Вам известны? 4. Какие виды ошибок учитываются учителем, а какие логопедом при оценивании письменных работ учащихся общеобразовательной школы? 5. Какие этапы КРО выделены А.В. Ястребовой? 6. Согласны ли вы с утверждением о том, что одним из условий эффективности логопедического воздействия можно считать взаимодействие специалиста с другими участниками коррекционно-образовательного процесса? 7. В чем специфика методики преодоления дизорфографии О.И. Азовой? 8. Какие этапы логопедической работы выделяет И.В. Прищепова? 9. Как реализуется принцип коммуникативного подхода в работе с детьми с ОНР? 10. Что представляет собой метод устного опережения?
11. Какие методические приемы коррекционного обучения первоклассников, рекомендованные А.В. Ястребовой вам известны? 12. Какие упражнения направлены на закрепление навыка конструирования повествовательно сообщения? Литература: № 2; 3;4; 5;15;21; 23; 28; 29; 30; 33; 38; 39.
Учебно-методическое обеспечение Список основной литературы 1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург, 2008. 2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - Спб.,2007. 3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: СОЮЗ, 2010. 4. Логопедия: учеб.пособие /под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2008. 5. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия:технология преодоления. – М.: Парадигма, 2011. 6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.228 (0.018 с.) |