Формирование функционального базиса навыка чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование функционального базиса навыка чтения



Лисенкова Л.Н.

Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с.

15ВК 5-9219-0181-4

Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит раз­личные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые на­правлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного вос­приятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать цело­стные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д.

ББК 74.212

Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

©Лисенкова Л.Н., 2002

5-9219-0181-4

© Издательство «Школьная Пресса», 2002


Пояснительная записка

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последую­щего образования.

В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информа­цию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Чтение как вид деятельности можно представить процессом де­кодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графи­ческой модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);

2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние);

3) слияние нескольких слогов в слово;

4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за­
конченную фразу или высказывание.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.

В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показа­телями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, сло­ги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характер­но угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Иска­жения звукового состава слов и трудности слогослияния в боль­шинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

Трудности в формировании навыка, чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

• нарушениями пространственных представлений, пространст­венной ориентировки;

• нарушением зрительно-моторной координации;

• нарушением моторики, графомоторных навыков;

• нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

• нарушением произвольного внимания;

• нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

• нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднения­ми при воспроизведении последовательности движении, по­следовательности в пространстве, во времени, в речи;

• нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно
при вербализации пространственных, временных представлений.

Для детей младшего школьного возраста, испытывающих труд­ности в формировании навыка чтения, можно организовать коррекционные группы1, для занятий в которых разработана эта про­грамма, преследующая три основные цели:

1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.

2. Формирование навыка чтения.

3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.

 

Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки:

1. Формирование функционального базиса навыка чтения.

2. Коррекция несовершенного навыка чтения.

Общие требования и структура занятий

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реали­зуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревно­ваний. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, нео­бычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирова­ние ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.

Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, ос­мысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, сня­тие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.

1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Этот блок включает различные задания и упражнения, направ­ленные на коррекцию и развитие:

• пространственного восприятия, пространственных представ­лений;

• зрительного восприятия, зрительной памяти;

• слухового восприятия;

• фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;

• мелкой моторики, графомоторных навыков;

• зрительно-моторной координации;

• сукцессивных способностей;

• слухоречевой памяти;

• произвольного внимания.

КОРРЕКЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, предложенных Е.В.Заика, включенных в этот блок, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения, как:

• способность строгого побуквенного анализа слов:

• быстрое различение похожих по написанию слов и букв;

• способность схватывать Целостные образы слов;

• прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;

• прогнозирование, опирающееся на смысл;

• четкие глазодвигательные и речедвигательные операции.
Используются также задания и упражнения на формирование осмысленного чтения.

Занятие №1.

Организационный момент.

Игра «Цепочка слов». Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. Первое слово в цепочке – это ответ на вопрос учителя. Например: какое сейчас время года?

 

Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.

• «Пересчет пальцев».

1) Обе руки подняты вверх. Детям предлагается поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого (пер­вого) пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начи­ная с мизинца. Упражнение выполняется обеими руками одно­
временно.

2) Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Детям предлагает­ся поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинца, а затем сде­лать то же самое, но начиная с большого пальца. Упражнение вы­полняется обеими руками одновременно.

• Упражнение «Пальчики здороваются».

• Упражнение «Пальчики обнимаются».

• Упражнение «Позы пальцев».

Детям предлагается вслед за учителем воспроизводить различ­ные позы пальцев:

1) 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;

2) 2-й палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;

3) 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У;

4) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;

5) 2-й и и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;

6) 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в щепоть (зайчик);

7) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в щепоть;

8) 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные — выпрям­лены.

 

Коррекция навыка чтения

• Составление предложения из слов, написанных на отдель­ных карточках. Чтение составленного предложения обыч­ным способом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь.

• Чтение таблиц с предложениями наоборот по словам.

 

Физкультминутка. Перерыв.

8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорка.

 

 

Коррекция навыка чтения.

• Чтение текста из рабочей книги «вверх ногами». Уточнение со­
держания прочитанного текста по вопросам учителя.

• Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить
слова из двух частей, написанных на карточках.

 

Итоги занятия.

Занятие № 2

 

Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».

 

Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.

 

Физкультминутка. Перерыв.

8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорки.

 

Итоги занятия

 

 

Занятие № 3

Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».

 

Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.

 

Коррекция навыка чтения.

• Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного предложения обычным спо­собом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь.

• Поиск в рассказе заданного слова.

Физкультминутка. Перерыв.

8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорка.

 

Итоги занятия.

Занятие № 4

Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».

 

Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.

 

Коррекция навыка чтения.

• Составление рассказа из предложений, написанных на отдель­ных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­собом и наоборот по словам.

• Чтение таблицы слов. Каждому ученику выдается таблица
слов. Предлагается отыскать и подчеркнуть карандашом
«вкусные слова».

 

Физкультминутка. Перерыв.

8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорка.

 

Коррекция навыка чтения.

• Чтение текста из рабочей книги. Дети должны мысленно разделить слово на две половины и озвучивать только вто­рую.

• Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить слова из двух частей, написанных на карточках.

 

Итог занятия.

Занятие № 5

 

Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».

 

2. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальцев рук.

 

Коррекция навыка чтения.

• Составление предложения из слов, написанных на таблич­ках. Чтение составленного предложения обычным спосо­бом и наоборот по буквам. Запись составленного предложе­ния в тетрадь.

• Чтение таблиц слов. Каждому ученику выдается таблица слов.
Предлагается подчеркнуть карандашом слова, которые обо­значают то, что ребенок умеет делать. Например: лаять, бе­гать, летать, петь.

 

Физкультминутка. Перерыв.

8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорки.

 

Коррекция навыка чтения.

Чтение текста из рабочей книги через слово. Детям предлага­ется читать не как обычно, а перескакивая через каждое вто­рое слово.

• Классификация слов по группам. Детям предлагается разло­жить карточки со словами группами по категориальному
признаку.

 

11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Неполные слова». Каждому ученику выдается листок с написанными словами, в которых пропущены одна или несколько букв. Ученик должен вставить эти буквы.

 

Итоги занятия.

Занятие № 6

Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».

 

2. Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальцев рук.

 

Коррекция навыка чтения.

• Составление рассказа из предложений, написанных на отдель­ных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­собом и наоборот по словам.

• Чтение выданных напечатанных текстов, восполняя пропуски букв в словах. Уточнение содержания по вопросам учителя.

 

Физкультминутка. Перерыв.

8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорки.

 

Коррекция навыка чтения.

• Чтение текста из рабочей книги с двукратным произнесени­ем каждого слова. Уточнение содержания текста по вопро­сам учителя.

• Отделение слов от псевдослов. Детям предлагаются карточки со словами и бессмысленными буквосочетаниями, они долж­ны разделить их на две группы.

 

Итоги занятия.

Занятие № 7

Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».

 

Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.

 

Коррекция навыка чтения.

• Составление предложения из слов, написанных на табличках.
Чтение предложения обычным способом и наоборот по бук­вам. Запись составленного предложения в тетрадь.

• Чтение напечатанных стихотворений наоборот по словам (с последнего слова до первого).

 

Физкультминутка. Перерыв.

8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорки.

 

Коррекция навыка чтения.

• Чтение текста из рабочей книги, развернутой на 90° (т.е. строч­ки ставятся столбиком). Уточнение содержания текста по во­просам учителя.

• Складывание слов из половинок.

 

11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Составь новое слово». Каждому ученику выдается ли­сток с написанными словами. Нужно составить и записать новые слова, исключив по одной букве из данных слов (добавив по одной букве, заменив одну букву). Например: плуг-луг, oca-коса, куль-руль.

 

Итоги занятия.

Занятие № 8

Организационный момент.

Игра «Цепочка слов».

 

Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальцев рук.

 

Коррекция навыка чтения.

• Составление рассказа из предложений, написанных на отдель­ных карточках. Чтение составленного рассказа обычным спо­собом и наоборот по словам.

• Чтение напечатанного текста, в котором есть предложения, содержащие смысловые ошибки. Задача детей — быстро выде­лить как можно больше таких ошибок.

 

Физкультминутка. Перерыв.

8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Скороговорки.

 

Коррекция навыка чтения

• Чтение текста из рабочей книги с повторным произнесением
каждого второго (третьего) слова. Уточнение содержания тек­
ста по вопросам учителя.

• Классификация слов на группы по категориальному признаку.

 

11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Задание «Зашифрованное слово». Каждому ученику выдается

листок со словами. Нужно составить и записать новые слова, взяв из каждого слова только первые (вторые, последние) слоги.

 

Итоги занятия.

Упражнения и задания, предлагаемые в методических рекомен­дациях, повторяются на протяжении всего цикла занятий с исполь­зованием различного практического материала.

Литература:

1) Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6.

2) КорневА.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПб., 1997.

3) Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.

4) Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. — М., 2000.

5) МилостивенкоЛ.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.

6) Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных спо­собностей ребенка. — М., 2000.

 

Лисенкова Л.Н.

Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с.

15ВК 5-9219-0181-4

Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит раз­личные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые на­правлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного вос­приятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать цело­стные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д.

ББК 74.212

Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке.

©Лисенкова Л.Н., 2002

5-9219-0181-4

© Издательство «Школьная Пресса», 2002


Пояснительная записка

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последую­щего образования.

В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информа­цию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Чтение как вид деятельности можно представить процессом де­кодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графи­ческой модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:

1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);

2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние);

3) слияние нескольких слогов в слово;

4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за­
конченную фразу или высказывание.

Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.

В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показа­телями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, сло­ги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характер­но угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Иска­жения звукового состава слов и трудности слогослияния в боль­шинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.

Трудности в формировании навыка, чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

• нарушениями пространственных представлений, пространст­венной ориентировки;

• нарушением зрительно-моторной координации;

• нарушением моторики, графомоторных навыков;

• нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

• нарушением произвольного внимания;

• нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

• нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднения­ми при воспроизведении последовательности движении, по­следовательности в пространстве, во времени, в речи;

• нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно
при вербализации пространственных, временных представлений.

Для детей младшего школьного возраста, испытывающих труд­ности в формировании навыка чтения, можно организовать коррекционные группы1, для занятий в которых разработана эта про­грамма, преследующая три основные цели:

1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.

2. Формирование навыка чтения.

3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.

 

Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки:

1. Формирование функционального базиса навыка чтения.

2. Коррекция несовершенного навыка чтения.

Общие требования и структура занятий

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реали­зуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревно­ваний. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, нео­бычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирова­ние ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.

Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, ос­мысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, сня­тие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.

1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).

 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Этот блок включает различные задания и упражнения, направ­ленные на коррекцию и развитие:

• пространственного восприятия, пространственных представ­лений;

• зрительного восприятия, зрительной памяти;

• слухового восприятия;

• фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;

• мелкой моторики, графомоторных навыков;

• зрительно-моторной координации;

• сукцессивных способностей;

• слухоречевой памяти;

• произвольного внимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.1 с.)