Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование функционального базиса навыка чтенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лисенкова Л.Н. Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с. 15ВК 5-9219-0181-4 Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит различные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые направлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного восприятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать целостные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д. ББК 74.212 Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке. ©Лисенкова Л.Н., 2002
© Издательство «Школьная Пресса», 2002 Пояснительная записка Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл. Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций: 1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи); 2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние); 3) слияние нескольких слогов в слово; 4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения. Трудности в формировании навыка, чтения могут быть вызваны причинами различного характера: • нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки; • нарушением зрительно-моторной координации; • нарушением моторики, графомоторных навыков; • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия; • нарушением произвольного внимания; • нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти; • нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи; • нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, можно организовать коррекционные группы1, для занятий в которых разработана эта программа, преследующая три основные цели: 1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения. 2. Формирование навыка чтения. 3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.
Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки: 1. Формирование функционального базиса навыка чтения. 2. Коррекция несовершенного навыка чтения. Общие требования и структура занятий Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реализуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревнований. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения. Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности. 1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ Этот блок включает различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие: • пространственного восприятия, пространственных представлений; • зрительного восприятия, зрительной памяти; • слухового восприятия; • фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза; • мелкой моторики, графомоторных навыков; • зрительно-моторной координации; • сукцессивных способностей; • слухоречевой памяти; • произвольного внимания. КОРРЕКЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, предложенных Е.В.Заика, включенных в этот блок, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения, как: • способность строгого побуквенного анализа слов: • быстрое различение похожих по написанию слов и букв; • способность схватывать Целостные образы слов; • прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова; • прогнозирование, опирающееся на смысл; • четкие глазодвигательные и речедвигательные операции. Занятие №1. Организационный момент. Игра «Цепочка слов». Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. Первое слово в цепочке – это ответ на вопрос учителя. Например: какое сейчас время года?
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук. • «Пересчет пальцев». 1) Обе руки подняты вверх. Детям предлагается поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого (первого) пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начиная с мизинца. Упражнение выполняется обеими руками одно 2) Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Детям предлагается поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинца, а затем сделать то же самое, но начиная с большого пальца. Упражнение выполняется обеими руками одновременно. • Упражнение «Пальчики здороваются». • Упражнение «Пальчики обнимаются». • Упражнение «Позы пальцев». Детям предлагается вслед за учителем воспроизводить различные позы пальцев: 1) 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак; 2) 2-й палец выпрямлен, остальные собраны в кулак; 3) 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У; 4) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак; 5) 2-й и и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак; 6) 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в щепоть (зайчик); 7) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в щепоть; 8) 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные — выпрямлены.
Коррекция навыка чтения • Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного предложения обычным способом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь. • Чтение таблиц с предложениями наоборот по словам.
Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Коррекция навыка чтения. • Чтение текста из рабочей книги «вверх ногами». Уточнение со • Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить
Итоги занятия. Занятие № 2
Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук.
Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Итоги занятия
Занятие № 3 Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук.
Коррекция навыка чтения. • Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного предложения обычным способом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь. • Поиск в рассказе заданного слова. Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Итоги занятия. Занятие № 4 Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук.
Коррекция навыка чтения. • Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного рассказа обычным способом и наоборот по словам. • Чтение таблицы слов. Каждому ученику выдается таблица
Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Коррекция навыка чтения. • Чтение текста из рабочей книги. Дети должны мысленно разделить слово на две половины и озвучивать только вторую. • Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить слова из двух частей, написанных на карточках.
Итог занятия. Занятие № 5
Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.
Коррекция навыка чтения. • Составление предложения из слов, написанных на табличках. Чтение составленного предложения обычным способом и наоборот по буквам. Запись составленного предложения в тетрадь. • Чтение таблиц слов. Каждому ученику выдается таблица слов.
Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Коррекция навыка чтения. • Чтение текста из рабочей книги через слово. Детям предлагается читать не как обычно, а перескакивая через каждое второе слово. • Классификация слов по группам. Детям предлагается разложить карточки со словами группами по категориальному
11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Итоги занятия. Занятие № 6 Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.
Коррекция навыка чтения. • Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного рассказа обычным способом и наоборот по словам. • Чтение выданных напечатанных текстов, восполняя пропуски букв в словах. Уточнение содержания по вопросам учителя.
Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Коррекция навыка чтения. • Чтение текста из рабочей книги с двукратным произнесением каждого слова. Уточнение содержания текста по вопросам учителя. • Отделение слов от псевдослов. Детям предлагаются карточки со словами и бессмысленными буквосочетаниями, они должны разделить их на две группы.
Итоги занятия. Занятие № 7 Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук.
Коррекция навыка чтения. • Составление предложения из слов, написанных на табличках. • Чтение напечатанных стихотворений наоборот по словам (с последнего слова до первого).
Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Коррекция навыка чтения. • Чтение текста из рабочей книги, развернутой на 90° (т.е. строчки ставятся столбиком). Уточнение содержания текста по вопросам учителя. • Складывание слов из половинок.
11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Итоги занятия. Занятие № 8 Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук.
Коррекция навыка чтения. • Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного рассказа обычным способом и наоборот по словам. • Чтение напечатанного текста, в котором есть предложения, содержащие смысловые ошибки. Задача детей — быстро выделить как можно больше таких ошибок.
Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Коррекция навыка чтения • Чтение текста из рабочей книги с повторным произнесением • Классификация слов на группы по категориальному признаку.
11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза. листок со словами. Нужно составить и записать новые слова, взяв из каждого слова только первые (вторые, последние) слоги.
Итоги занятия. Упражнения и задания, предлагаемые в методических рекомендациях, повторяются на протяжении всего цикла занятий с использованием различного практического материала. Литература: 1) Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6. 2) КорневА.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПб., 1997. 3) Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998. 4) Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. — М., 2000. 5) МилостивенкоЛ.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995. 6) Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. — М., 2000.
Лисенкова Л.Н. Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с. 15ВК 5-9219-0181-4 Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит различные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые направлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного восприятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать целостные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д. ББК 74.212 Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке. ©Лисенкова Л.Н., 2002
© Издательство «Школьная Пресса», 2002 Пояснительная записка Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл. Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций: 1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи); 2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние); 3) слияние нескольких слогов в слово; 4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения. Трудности в формировании навыка, чтения могут быть вызваны причинами различного характера: • нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки; • нарушением зрительно-моторной координации; • нарушением моторики, графомоторных навыков; • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия; • нарушением произвольного внимания; • нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти; • нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи; • нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, можно организовать коррекционные группы1, для занятий в которых разработана эта программа, преследующая три основные цели: 1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения. 2. Формирование навыка чтения. 3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.
Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки: 1. Формирование функционального базиса навыка чтения. 2. Коррекция несовершенного навыка чтения. Общие требования и структура занятий Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реализуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревнований. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения. Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности. 1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ Этот блок включает различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие: • пространственного восприятия, пространственных представлений; • зрительного восприятия, зрительной памяти; • слухового восприятия; • фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза; • мелкой моторики, графомоторных навыков; • зрительно-моторной координации; • сукцессивных способностей; • слухоречевой памяти; • произвольного внимания.
|
||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.88 (0.011 с.) |