Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование функционального базиса навыка чтения↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Лисенкова Л.Н. Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с. 15ВК 5-9219-0181-4 Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит различные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые направлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного восприятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать целостные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д. ББК 74.212 Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке. ©Лисенкова Л.Н., 2002
© Издательство «Школьная Пресса», 2002 Пояснительная записка Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл. Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций: 1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи); 2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние); 3) слияние нескольких слогов в слово; 4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения. Трудности в формировании навыка, чтения могут быть вызваны причинами различного характера: • нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки; • нарушением зрительно-моторной координации; • нарушением моторики, графомоторных навыков; • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия; • нарушением произвольного внимания; • нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти; • нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи; • нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, можно организовать коррекционные группы1, для занятий в которых разработана эта программа, преследующая три основные цели: 1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения. 2. Формирование навыка чтения. 3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.
Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки: 1. Формирование функционального базиса навыка чтения. 2. Коррекция несовершенного навыка чтения. Общие требования и структура занятий Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реализуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревнований. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения. Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности. 1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ Этот блок включает различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие: • пространственного восприятия, пространственных представлений; • зрительного восприятия, зрительной памяти; • слухового восприятия; • фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза; • мелкой моторики, графомоторных навыков; • зрительно-моторной координации; • сукцессивных способностей; • слухоречевой памяти; • произвольного внимания. КОРРЕКЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, предложенных Е.В.Заика, включенных в этот блок, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения, как: • способность строгого побуквенного анализа слов: • быстрое различение похожих по написанию слов и букв; • способность схватывать Целостные образы слов; • прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова; • прогнозирование, опирающееся на смысл; • четкие глазодвигательные и речедвигательные операции. Занятие №1. Организационный момент. Игра «Цепочка слов». Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. Первое слово в цепочке – это ответ на вопрос учителя. Например: какое сейчас время года?
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук. • «Пересчет пальцев». 1) Обе руки подняты вверх. Детям предлагается поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого (первого) пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начиная с мизинца. Упражнение выполняется обеими руками одно 2) Обе руки лежат на столе ладошками вниз. Детям предлагается поочередно поднимать пальцы, начиная с мизинца, а затем сделать то же самое, но начиная с большого пальца. Упражнение выполняется обеими руками одновременно. • Упражнение «Пальчики здороваются». • Упражнение «Пальчики обнимаются». • Упражнение «Позы пальцев». Детям предлагается вслед за учителем воспроизводить различные позы пальцев: 1) 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак; 2) 2-й палец выпрямлен, остальные собраны в кулак; 3) 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы У; 4) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак; 5) 2-й и и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак; 6) 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы У, а 1-й, 4-й и 5-й пальцы собраны в щепоть (зайчик); 7) 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в щепоть; 8) 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные — выпрямлены.
Коррекция навыка чтения • Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного предложения обычным способом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь. • Чтение таблиц с предложениями наоборот по словам.
Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Коррекция навыка чтения. • Чтение текста из рабочей книги «вверх ногами». Уточнение со • Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить
Итоги занятия. Занятие № 2
Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук.
Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Итоги занятия
Занятие № 3 Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук.
Коррекция навыка чтения. • Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного предложения обычным способом и наоборот по буквам. Запись предложения в тетрадь. • Поиск в рассказе заданного слова. Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Итоги занятия. Занятие № 4 Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук.
Коррекция навыка чтения. • Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного рассказа обычным способом и наоборот по словам. • Чтение таблицы слов. Каждому ученику выдается таблица
Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Коррекция навыка чтения. • Чтение текста из рабочей книги. Дети должны мысленно разделить слово на две половины и озвучивать только вторую. • Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить слова из двух частей, написанных на карточках.
Итог занятия. Занятие № 5
Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.
Коррекция навыка чтения. • Составление предложения из слов, написанных на табличках. Чтение составленного предложения обычным способом и наоборот по буквам. Запись составленного предложения в тетрадь. • Чтение таблиц слов. Каждому ученику выдается таблица слов.
Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Коррекция навыка чтения. • Чтение текста из рабочей книги через слово. Детям предлагается читать не как обычно, а перескакивая через каждое второе слово. • Классификация слов по группам. Детям предлагается разложить карточки со словами группами по категориальному
11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Итоги занятия. Занятие № 6 Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
2. Развитие мелкой моторики.
Коррекция навыка чтения. • Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного рассказа обычным способом и наоборот по словам. • Чтение выданных напечатанных текстов, восполняя пропуски букв в словах. Уточнение содержания по вопросам учителя.
Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Коррекция навыка чтения. • Чтение текста из рабочей книги с двукратным произнесением каждого слова. Уточнение содержания текста по вопросам учителя. • Отделение слов от псевдослов. Детям предлагаются карточки со словами и бессмысленными буквосочетаниями, они должны разделить их на две группы.
Итоги занятия. Занятие № 7 Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук.
Коррекция навыка чтения. • Составление предложения из слов, написанных на табличках. • Чтение напечатанных стихотворений наоборот по словам (с последнего слова до первого).
Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Коррекция навыка чтения. • Чтение текста из рабочей книги, развернутой на 90° (т.е. строчки ставятся столбиком). Уточнение содержания текста по вопросам учителя. • Складывание слов из половинок.
11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза.
Итоги занятия. Занятие № 8 Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев рук.
Коррекция навыка чтения. • Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного рассказа обычным способом и наоборот по словам. • Чтение напечатанного текста, в котором есть предложения, содержащие смысловые ошибки. Задача детей — быстро выделить как можно больше таких ошибок.
Физкультминутка. Перерыв. 8. Воспроизведение последовательности слов в речи.
Коррекция навыка чтения • Чтение текста из рабочей книги с повторным произнесением • Классификация слов на группы по категориальному признаку.
11. Развитие навыка фонематического анализа и синтеза. листок со словами. Нужно составить и записать новые слова, взяв из каждого слова только первые (вторые, последние) слоги.
Итоги занятия. Упражнения и задания, предлагаемые в методических рекомендациях, повторяются на протяжении всего цикла занятий с использованием различного практического материала. Литература: 1) Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6. 2) КорневА.Н. Нарушение чтения и письма у детей. — СПб., 1997. 3) Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998. 4) Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. — М., 2000. 5) МилостивенкоЛ.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995. 6) Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. — М., 2000.
Лисенкова Л.Н. Л63 Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 16 с. 15ВК 5-9219-0181-4 Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит различные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые направлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного восприятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать целостные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д. ББК 74.212 Охраняется Законом РФ об авторском праве. Запрещается воспроизведение всей книги или ее части без письменного разрешения издателя. Любая попытка нарушения закона будет преследоваться в судебном порядке. ©Лисенкова Л.Н., 2002
© Издательство «Школьная Пресса», 2002 Пояснительная записка Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл. Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций: 1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи); 2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние); 3) слияние нескольких слогов в слово; 4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения. Трудности в формировании навыка, чтения могут быть вызваны причинами различного характера: • нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки; • нарушением зрительно-моторной координации; • нарушением моторики, графомоторных навыков; • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия; • нарушением произвольного внимания; • нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти; • нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи; • нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, можно организовать коррекционные группы1, для занятий в которых разработана эта программа, преследующая три основные цели: 1. Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения. 2. Формирование навыка чтения. 3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.
Для достижения этих целей в программу включены следующие блоки: 1. Формирование функционального базиса навыка чтения. 2. Коррекция несовершенного навыка чтения. Общие требования и структура занятий Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, и реализуется в течение 5 месяцев при четырех занятиях в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то занятия, как правило, проводятся в игровой форме, в форме веселых соревнований. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения из обоих блоков, что обеспечивает формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения. Ожидаемый эффект — формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности. 1 Так было сделано в «Центре помощи детям» Ярославской области (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи).
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКА ЧТЕНИЯ Этот блок включает различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие: • пространственного восприятия, пространственных представлений; • зрительного восприятия, зрительной памяти; • слухового восприятия; • фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза; • мелкой моторики, графомоторных навыков; • зрительно-моторной координации; • сукцессивных способностей; • слухоречевой памяти; • произвольного внимания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.116 (0.014 с.) |