Разработать систему заданий, направленных на формирование навыка чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработать систему заданий, направленных на формирование навыка чтения



 

*Навык чтения – автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность, выразительность.

1. Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается.

Правильность чтения – это чтение без искажений. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

1. Искажение звукобуквенного состава:

- пропуски букв, слогов, слов, строчек;

- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

- вставка произвольных элементов в единицы чтения;

- замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое «чтение по догадке», в основе которого лежит такое свойство человека как антиципация – способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка.

2. Наличие повторов – повторы единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент.

3. Нарушение норм литературного произношения.

Среди ошибок этого типа можно выделить несколько групп:

а) ошибки собственно орфоэпические (среди них – неправильная постановка ударения). Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

б) ошибки, связанные с «орфографическим чтением»: единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Работа, помогающая ученику осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению «орфографического чтения»;

в) интонационные ошибки, представляющие собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками.

К ошибочному чтению ведут такие факторы, как:

- несовершенство зрительного восприятия;

- неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

- нехватка дыхания;

- незнание орфоэпических норм;

- непонимание лексического значения слова;

- «догадка», вызванная субъективным типом чтения.

Система упражнений должна быть направлена на преодоление перечисленных трудностей.

Для совершенствования зрительного восприятия может быть использовано предварительное чтение слов с графическими пометами:

По|д |с|не|ж |ни|к

Или чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разными шрифтами:

поТруДИлиСЬ

Интересна система упражнений, тренирующих зрительное восприятие, предложенная Л.Ф. Климановой:

а) пары слов, отличающиеся одной буквой: козы – косы, ветер – вечер;

б) цепочки слов, близких по графическому облику: вслух – глух – слух; вьют – вьюн – вьюга;

в) слова, в которых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть – ест, уголь – угол, полка – полька;

г) чтение цепочек родственных слов: бег – бегать – бегство.

Для тренировки артикуляционного аппарата можно привлекать скороговорки и чистоговорки.

В тренировке дыхания могут помочь такие задания, как на одном дыхании произнести четверостишие и др.;

Учитывая то, что причиной ошибок может стать незнание норм произношения или незнание лексического значения слов, до чтения текста учащихся необходимо познакомить со значением и правильным произношением некоторых слов, вызывающих затруднения.

Таким образом, в предварительную работу по подготовке учащихся к чтению текста учитель включает упражнения по предупреждению ошибочного чтения. Но важна также и гибкая система исправления ошибок.

При этом ведущим учительским правилом должна стать установка на минимальное вмешательство в процесс чтения ученика.

2. Беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения.

Беглость зависит от поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление.

Развитию беглости способствует характер заданий, выполняемых учащимися, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух. Обратимся к упражнениям, предложенным М.И. Омороковой:

- совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель или хорошо читающий ученик;

- чтение небольших отрывков в разных темпах: медленном, среднем (разговорном), «скороговорочном»;

- чтение отрывков «на время» (ученик наблюдает по времени, за сколько прочитал данный текст);

- чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям (количество слов в минуту).

Для формирования беглого чтения можно использовать систему упражнений, предложенную В.Н. Зайцевым:

1. Частота упражнений (короткие порции, но с большей частотой: прочитал абзац и пересказал).

2. «Жужжащее чтение» (все ученики читают одновременно вполголоса в течение 5 минут).

3. Чтение перед сном (последние события дня фиксируются
эмоциональной памятью). Яркие впечатления от интересной книги
укрепляют вкус к чтению.

4. Режим щадящего чтения (когда ребенок прочитывает 2-3 строчки и после получает кратковременный отдых) - диафильм.

5. Ежеурочные пятиминутные чтения.

6. Развитие оперативной памяти - постепенное наращивание длины предложения (используя тексты И.Т.Федоренко).

Набор № 1 (6 предложений).

1) Тает снег - 8 букв.

2) Идет дождь - 9 букв.

3) Небо хмурое - 10 букв.

4) Коля заболел - 11 букв и т.д. Набор повторяют 3-4 дня подряд. Набор № 18.

Наша страна хочет жить в мире и дружбе с другими народами - 47

букв.

7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение,
чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на
незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, т.е.
читают все вполголоса.

8. Стимулирование желания читать. Ежедневное минутное чтение и запись количества слов в дневнике.

3. * Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств. Это зависит от наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий. О сознательности чтения учитель судит по его выразительности и по ответам на вопросы.

В современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

- осмысление значения каждой языковой единицы текста;

- понимание идейной направленности произведения, изобразительно-выразительных средств, т. е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

- осознание себя как читателя.

На уроке чтения усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы состоялся диалог между автором читаемого художественного произведения и учащимися.

Упражнения, способствующие формированию сознательного чтения:

1. Объяснение лексического значения трудных или новых слов.

2. Ответы на вопросы по содержанию.

3. Деление теста на части и составление плана.

4. Выразительность связана с сознательностью чтения. Однако учителю не следует забывать, что ученикам начальных классов свойственна «подражательная выразительность», когда дети с хорошим фонематическим слухом точно копируют интонационный рисунок, используемый взрослым, не задумываясь над смыслом произносимых фраз.

Средствами устной речи – интонацией, мимикой, жестами – необходимо учить пользоваться.

* Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи (ударение, темп, тембр, ритм, паузы, громкость голоса), с помощью которых говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части.

Для овладения основами выразительной речи необходимы:

- умение распределять дыхание;

- овладение навыками правильной артикуляции;

- владение нормами литературного произношения.

Учитель учит управлять своим дыханием и правильно использовать голос. Голос характеризуется: силой, высотой, тембром (окраска звука). Учащиеся учатся читать тихо и громко, выбирать быстрый или медленный темп речи, менять тембр. Обучение выразительному чтению включает также знакомство с паузой и логическим ударением. Можно научить школьников владеть различными средствами выразительности, выполняя систематически специальные упражнения. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как:

- соблюдение знаков препинания;

- соблюдение логической и психологической пауз;

- соблюдение логического ударения и интенсивности речи;

- умение менять темп и ритм чтения.

Подготовку к выразительному чтению условно делят на 3 этапа:

1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т.п.;

2) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения (составление «партитуры» чтения);

3) упражнения в чтении.

Задание № 2

Разработать задания, направленные на преодоление трудностей, возникающих у младших школьников при изучении морфемного состава слов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.019 с.)