Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разработать систему заданий, направленных на формирование навыка чтенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
*Навык чтения – автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность, выразительность. 1. Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Правильность чтения – это чтение без искажений. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению. 1. Искажение звукобуквенного состава: - пропуски букв, слогов, слов, строчек; - перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов); - вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими. Причины подобных ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое «чтение по догадке», в основе которого лежит такое свойство человека как антиципация – способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. 2. Наличие повторов – повторы единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. 3. Нарушение норм литературного произношения. Среди ошибок этого типа можно выделить несколько групп: а) ошибки собственно орфоэпические (среди них – неправильная постановка ударения). Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются; б) ошибки, связанные с «орфографическим чтением»: единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Работа, помогающая ученику осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению «орфографического чтения»; в) интонационные ошибки, представляющие собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. К ошибочному чтению ведут такие факторы, как: - несовершенство зрительного восприятия; - неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата; - нехватка дыхания; - незнание орфоэпических норм; - непонимание лексического значения слова; - «догадка», вызванная субъективным типом чтения. Система упражнений должна быть направлена на преодоление перечисленных трудностей. Для совершенствования зрительного восприятия может быть использовано предварительное чтение слов с графическими пометами: По|д |с|не|ж |ни|к Или чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разными шрифтами: поТруДИлиСЬ Интересна система упражнений, тренирующих зрительное восприятие, предложенная Л.Ф. Климановой: а) пары слов, отличающиеся одной буквой: козы – косы, ветер – вечер; б) цепочки слов, близких по графическому облику: вслух – глух – слух; вьют – вьюн – вьюга; в) слова, в которых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть – ест, уголь – угол, полка – полька; г) чтение цепочек родственных слов: бег – бегать – бегство. Для тренировки артикуляционного аппарата можно привлекать скороговорки и чистоговорки. В тренировке дыхания могут помочь такие задания, как на одном дыхании произнести четверостишие и др.; Учитывая то, что причиной ошибок может стать незнание норм произношения или незнание лексического значения слов, до чтения текста учащихся необходимо познакомить со значением и правильным произношением некоторых слов, вызывающих затруднения. Таким образом, в предварительную работу по подготовке учащихся к чтению текста учитель включает упражнения по предупреждению ошибочного чтения. Но важна также и гибкая система исправления ошибок. При этом ведущим учительским правилом должна стать установка на минимальное вмешательство в процесс чтения ученика. 2. Беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Беглость зависит от поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Развитию беглости способствует характер заданий, выполняемых учащимися, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух. Обратимся к упражнениям, предложенным М.И. Омороковой: - совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель или хорошо читающий ученик; - чтение небольших отрывков в разных темпах: медленном, среднем (разговорном), «скороговорочном»; - чтение отрывков «на время» (ученик наблюдает по времени, за сколько прочитал данный текст); - чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям (количество слов в минуту). Для формирования беглого чтения можно использовать систему упражнений, предложенную В.Н. Зайцевым: 1. Частота упражнений (короткие порции, но с большей частотой: прочитал абзац и пересказал). 2. «Жужжащее чтение» (все ученики читают одновременно вполголоса в течение 5 минут). 3. Чтение перед сном (последние события дня фиксируются 4. Режим щадящего чтения (когда ребенок прочитывает 2-3 строчки и после получает кратковременный отдых) - диафильм. 5. Ежеурочные пятиминутные чтения. 6. Развитие оперативной памяти - постепенное наращивание длины предложения (используя тексты И.Т.Федоренко). Набор № 1 (6 предложений). 1) Тает снег - 8 букв. 2) Идет дождь - 9 букв. 3) Небо хмурое - 10 букв. 4) Коля заболел - 11 букв и т.д. Набор повторяют 3-4 дня подряд. Набор № 18. Наша страна хочет жить в мире и дружбе с другими народами - 47 букв. 7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение, 8. Стимулирование желания читать. Ежедневное минутное чтение и запись количества слов в дневнике. 3. * Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств. Это зависит от наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий. О сознательности чтения учитель судит по его выразительности и по ответам на вопросы. В современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает: - осмысление значения каждой языковой единицы текста; - понимание идейной направленности произведения, изобразительно-выразительных средств, т. е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному; - осознание себя как читателя. На уроке чтения усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы состоялся диалог между автором читаемого художественного произведения и учащимися. Упражнения, способствующие формированию сознательного чтения: 1. Объяснение лексического значения трудных или новых слов. 2. Ответы на вопросы по содержанию. 3. Деление теста на части и составление плана. 4. Выразительность связана с сознательностью чтения. Однако учителю не следует забывать, что ученикам начальных классов свойственна «подражательная выразительность», когда дети с хорошим фонематическим слухом точно копируют интонационный рисунок, используемый взрослым, не задумываясь над смыслом произносимых фраз. Средствами устной речи – интонацией, мимикой, жестами – необходимо учить пользоваться. * Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи (ударение, темп, тембр, ритм, паузы, громкость голоса), с помощью которых говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Для овладения основами выразительной речи необходимы: - умение распределять дыхание; - овладение навыками правильной артикуляции; - владение нормами литературного произношения. Учитель учит управлять своим дыханием и правильно использовать голос. Голос характеризуется: силой, высотой, тембром (окраска звука). Учащиеся учатся читать тихо и громко, выбирать быстрый или медленный темп речи, менять тембр. Обучение выразительному чтению включает также знакомство с паузой и логическим ударением. Можно научить школьников владеть различными средствами выразительности, выполняя систематически специальные упражнения. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как: - соблюдение знаков препинания; - соблюдение логической и психологической пауз; - соблюдение логического ударения и интенсивности речи; - умение менять темп и ритм чтения. Подготовку к выразительному чтению условно делят на 3 этапа: 1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т.п.; 2) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения (составление «партитуры» чтения); 3) упражнения в чтении. Задание № 2 Разработать задания, направленные на преодоление трудностей, возникающих у младших школьников при изучении морфемного состава слов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.90 (0.01 с.) |