Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные концептуальные идеи личностно-ориентированных технологийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Личностно-ориентированные технологии в центр всей школьной образовательной системы ставят личность ребёнка, рассматривая его как приоритетного субъекта, обеспечение комфортных условий его развития, реализацию его природного потенциала. Личностно-ориентированные технологии характеризуются: антропоцентричностью, гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью, целевой направленностью на разностороннее, свободное и творческое развитие. В ТРАДИЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ ОСНОВОЙ ЛЮБОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЯСНЕНИЕ, А В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБРАЗОВАНИИ РАССМАТРИВАЮТСЯ ФЕНОМЕНЫ ОБЪЯСНЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ. ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ – ОДНО СОЗНАНИЕ, ОДИН СУБЪЕКТ, МОНОЛОГ, НАЗИДАНИЕ, ВСЕГДА ВЗГЛЯД «СВЕРХУ ВНИЗ». Основная установка педагога в личностно-ориентированном образовании – не познание «предмета», а общение, взаимопонимание с учениками, их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но так как ребенок в силу возраста еще не может самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами, ему нужны педагогическая помощь и поддержка (это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования).Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у педагога помощи и защиты, это осознание собственной ответственности за здоровье, эмоциональное сочувствие и развитие ребенка. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш.А. Амонашвили: - любить ребенка, - очеловечить среду, в которой он живет, - прожить в ребенке свое детство. В рамках личностно-ориентированных технологий в качестве самостоятельных направлений выделяются четыре: - гуманно-личностные технологии, - технологии сотрудничества, - технологии свободного воспитания, - эзотерические технологии, рассматривающие учение как приобщение к высшей Истине. Кроме того, известны: - технология поддержки ребенка, - разноуровневое обучение, - технология полного усвоения знаний, - дальтон-технология, - метод проектов, - гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Гуманистические идеи Ш.А. Амонашвили. Одна из заповедей академика РАО Шалвы Александровича Амонашвили – Дари себя детям. Но чтобы уметь дарить себя детям и, с другой стороны, познать самого себя нужно постоянное движение вперед, самосовершенствование. Нужно стать мастером своего дела, что означает: 1. Иметь исходную общественно ценную, прогрессивную педагогическую позицию своей деятельности. Для Ш.А. Амонашвили это - личностно-гуманный подход к детям. 2. Постоянно искать пути более полного и искусного разрешения учебно-воспитательных проблем, проблем работы с родителями и общественностью, организации жизни детей и т.д. Это приводит учителя к самораскрытию и творчеству. 3. Уметь предугадывать и своевременно предупреждать осложнения в педагогическом процессе, правильно разрешать сложные педагогические ситуации, вселять в детей оптимизм. 4. Быть яркой личностью, человеком широкого кругозора, доброжелательным и принципиальным; бороться за все новое и против отжившего в педагогическом деле; уметь легко перестраиваться, делиться своим опытом с желающими. 5. Быть первоиспытателем теоретических рекомендаций, умеющим доказать их жизненность или опровергнуть. Творчество такого педагога может обогатить педагогическую науку и практику новыми выводами, положить начало новым идеям и подходам. В этом суть педагогического мастерства, становлению которого, по Ш.А. Амонашвили, способствуют 4 источника вдохновения: 1) Любовь к своей профессии. 2) Дети, постоянное общение с ними, вера в своих учеников. 3) Опыт и энтузиазм коллег. Столкновение разных мыслей может родить интересную идею, а соприкосновение практики и интересной идеи может дать толчок творческой педагогической деятельности. 4) Общение с наукой. Сам он зачитывался книгами Сухомлинского и реализовывал его идеи на практике. Среди важных личностных качеств педагога Ш.А. называет: а) доброту и любовь к детям, б) понимание детей, т.е. умение встать на их позицию, ценить их чувства, уважать. В) вера в преобразующую силу воспитания, деятельный оптимизм, требующий от педагога постоянного творчества, непрекращающегося поиска. Г) учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью. Рассматривая проблему характера обучения и его направленности, Амонашвили выделяет три положения: 1. Ребенок – целостная личность. Необходимо, чтобы процесс обучения охватывал всю его жизнь. Расположение ребенка к учебному процессу, нахождение в нем смысла жизни зависят от: - Учителя, который должен стать соучастником жизни ребенка. Это должно происходить на самих уроках, где формируются ценности и личностные установки на жизнь. Действуя с этой позиции, учитель имеет возможность направить жизнь всех детей и каждого в отдельности к одной цели – постижению мира и утверждению добра. - Насыщенности урока современной жизнью. Без отношений доброты, сопереживания, коллективизма жизнь людей немыслима, и поэтому они должны стать и предметом изучения, и нормой совместной работы педагога и учащихся. Ребенок должен общаться с жизнью, какая она есть и какой она должна стать. 2. Познавательные силы ребенка стремятся к развитию. Ребенок склонен включаться не просто в активную деятельность (заучивание, запоминание), а именно в экспансивную - бурно реагирующий на все - (присвоение, добывание). Ведь в экспансивных формах существует больше возможностей для свободного действия познавательных сил. 3. Ребенок стремится к свободной активности своих познавательных сил. Например, в игру ребенок всегда свободно включается и свободно ее прекращает. А в процессе обучения ученик не может свободно выбирать учебный материал, что естественно воспринимается им как принуждение. Однако этот же ребенок воспримет с интересом те знания, которые не предлагаются ему как обязательный учебный материал. Т.е. проблема в том, чтобы ученик предложенную педагогом задачу воспринимал как свободно выбранную. Итак, основные концептуальные положения технологии Ш.А. Амонашвили: 1. Гуманно-личностный подход к детям, 2. Отказ от педагогики требования. Главное – педагогика отношений. 3. Единство обучения и воспитания, 4. Ребенок – высшее творение Природы и Космоса. Он несет в себе их могущество и безграничность. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, взрослению и свободе. Метод проектов. Метод проектов - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель М. П. состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными. По продолжительности различают: - минипроекты, укладывающиеся в урок или его часть; - краткосрочные на 4-6 уроков; - недельные, требующие 30-40 часов, сочетания классных и внеклассных форм роботы и глубокого погружения в проект; - долгосрочные (годичные) проекты индивидуальные или групповые, выполняемые во внеурочное время. Основные требования к использованию метода проектов. 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме – влияние глобального потепления климата на окружающую среду). 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы, охрана леса, выпуск газеты). 3. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов. 4. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, статистических методов). Цель проектного обучения состоит в создании условий, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения. Определяя этапы разработки проекта важно учитывать, что каждый этап работы над ним должен иметь свой конечный продукт. Проект может быть групповым и персональным, моно- и меж-предметнъгм, внутриклассным, внутришкольным. Региональные и международные реализуются как телекоммуникационные проекты с использованием Интернет. По продолжительности различают: -минипроекты, укладывающиеся в урок или его часть; - краткосрочные на 4-6 уроков; - недельные, требующие 30-40 часов, сочетания классных и внеклассных форм роботы и глубокого погружения в проект; - долгосрочные (годичные) проекты индивидуальные или групповые, выполняемые во внеурочное время. Американский профессор Коллингс предложил классификацию учебных проектов: • Проекты игр - игры, народные танцы, драматические постановки. Цель - участие детей в групповой деятельности. • Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью. • Повествовательные проекты. Цель - получить удовольствие от рассказа в разнообразных формах (устной, письменной, музыкальной, вокальной). • Конструктивные проекты - создание конкретного полезного продукта (строительство сцены для школьного театра, изготовление кормушек и пр.). Исходя из доминирующей деятельности учащихся, разработана современная классификация учебных проектов: 1. Практико-ориентированный проект - от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России, 2. Исследовательский проект - исследование проблемы по всем правилам научного исследования, 3. Информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, Интренет), 4. Творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт- видеофильм, произведения декоративно-прикладного искусства или ИЗО, театрализация, 5. Ролевой проект - литературные, исторические и другие деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до конца.
Вопрос 23 Игровые технологии
/. Особенности игры. Виды педагогических игр. Понятие "игровые технологии" включает в себя методы и приемы организации педагогического процесса в форме педагогических игр. 1. Особенности игры. Признаком педагогической игры являются четко обоснованные цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям: • Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; • Учебная деятельность подчиняется правилам игры; • Учебный материал используется в качестве средства игры; • В учебную деятельность вводится элемент соревнования, переводящий дидактическую задачу в игровую; • Успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.246 (0.009 с.) |