Методика работы над научно-познавательным текстом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика работы над научно-познавательным текстом



Научно-познавательная литература

 

научно-популярнаянаучно-художественная

(сообщает определенные знания, (основывается на образно-повество-

в ней сильнее логический элемент) вательном элементе, ей свойственна

простота и строгость синтаксичес- увлекательность; произведение это-

ких конструкций, точность и одно- го жанра имеют сюжетную линию,

значность словоупотребления, ис- конкретных героев),

пользование специальных терминов.

В научно-познавательной статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка к восприятию. На этапе подготовки решается 2 задачи:

- возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи;

- дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи. Основными приемами подготовительной работы является рассказ учителя, беседа, экскурсия.

Первичное чтение научно-познавательной статьи обычно проводится самими учащимися. Чтобы дети читали сознательно, им дается несложное задание. На этапе анализа используются приемы:

- деление текста на части;

- чтение по частям;

- выделение основной мысли в каждой части;

- рассматривание доказательства;

- сравнение излагаемого материала с тем, что было известно ранее;

- формулировка вывода, рассмотрение проблемы.

Уроки чтения научно-познавательных статей строятся сообразно познавательной цели, определяемой содержанием статьи, и с учетом особенностей построения и языка данного произведения.

Вопрос 20

Методика ознакомления младших школьников с алгоритмом письменного сложения и вычитания(цели, содержание, приёмы работы учителя).

В основе выполнения письменных способов вычислений лежит использование правила сложения суммы с суммой. В явном виде в современных учебниках математики для начальных классов данное правило не изучается, оно заменено упрощенным вариантом правила поразрядного сложения: единицы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями.

345 + 224 = (300 + 40 + 5) + (200 + 20 + 4) = (300 + 200) + (40 + 20) + (5 + 4) = 500 + 60 + 4 = 564

Данную запись можно сделать короче:

224

Алгоритм приемов письменного сложения и вычитания содержит:

1. Правило записи слагаемых (или уменьшаемого и вычитаемого) при письменном сложении (вычитании): разряд записывается под соответствующим разрядом.

2. Указание на порядок выполнения действий: сложение (вычитание) начинаем с разряда единиц (справа налево).

3. Прием добавления накапливающихся единиц старших разрядов в соответствующий разряд после выполнения основного сложения. Прием

«займа» разрядных единиц в старших разрядах при вычитании в случае нехватки единиц для выполнения действий.

Порядок знакомства учащихся с различными по сложности случаями письменного сложения и вычитания:

1. Случаи сложения без перехода через разряд:

434

2. Случаи сложения с переходом через один разряд:

23

361 (Начинаем складывать с единиц: 8 и 3 = 11 единиц - это 1дес. и 1

ед. 1ед. пишу, 1 дес. запоминаю. Помню, что запоминали 1 дес: 3 и 2 = 5, да

еще 1=6 дес, 3 сотни. Ответ: 361)

272

3. Случаи сложения с переходом через два разряда:

195

632 (Начинаем складывать с единиц: 7 и 5= 12 единиц - это 1 дес. и 2

ед. 2 ед. пишу, 1 дес запоминаю. Помню, что запоминали 1 дес: 3 и 9 = 12,

да еще 1=13 дес. - это 1сот. и 3 дес.З дес. пишу, 1 сот. запоминаю. 4 и 1 = 5,

да еще 1=6 сотен. Ответ: 632).

4. Случаи сложения с переходом через разряд, приводящие к

получению нуля в одном из разрядов:

279

5. Случаи вычитания без перехода через разряд:

123

6. Случаи вычитания с переходом через разряд:

273

364 (Начинаем вычитать с единиц: из 7 вычесть 3=4 единицы. Из 3

вычесть 7 нельзя, занимаем 1 сот. В 1 сот. 10 дес. Из 13 вычесть 7=6 дес.

Помню, что занимали 1 сот. Из 5 вычесть 2=3 сотни. Ответ: 364).

7. Случаи вычитания с переходом через два разряда:

687

67 (Начинаем вычитать с единиц: из 4 вычесть 7 нельзя, занимаем 1

дес. В 1 дес. 10 единиц. Из 14 вычесть 7=7 единиц. Помню, что занимали 1

дес. Из 4 вычесть 8 нельзя, занимаем 1 сот. В 1 сот. 10 дес. Из 14 вычесть 8 =

6 дес. Помню, что занимали 1 сот. Сотен нет. Ответ: 67).

Случаи вычитания с переходом через разряды с нулем в одном

Из разрядов уменьшаемого (наиболее трудные случаи для младших

школьников):

254

376 (Из 0 вычесть 4 нельзя, занимаем 1 дес. В 1 дес. 10 единиц. Из 10

вычесть 4=6 единиц. Помню, что занимали 1 дес. Из 2 вычесть 5 нельзя,

занимаем 1 сот. В 1 сот. 10 дес. Из 12 вычесть 5=7 дес. Помню, что

занимали 1 сот. Из 5 вычесть 2=3 сотни. Ответ: 376).

239

568 (Из 7 вычесть 9 нельзя, десятков нет, занимаем 1 сот. В 1 сот. 10

дес. Занимаем 1 дес. В 1 дес. 10 ед. Из 17 вычесть 9 = 8 единиц. Помню,

что занимали 1 дес. Из 9 вычесть 3=6 дес. Помню, что занимали 1 сот. Из 7

вычесть 2 =5сот. Ответ: 568).

Приемы сложения и вычитания чисел в пределах 1000 и многозначных чисел изучаются в том же порядке, что и приемы сложения и вычитания трехзначных чисел с постепенным нарастанием трудности.

При выполнении письменного сложения и вычитания для каждого действия используется два способа проверки полученных результатов

Для сложения: из суммы можно вычесть любое из слагаемых, при этом в результате должно получиться другое слагаемое.

Для вычитания: можно найти сумму вычитаемого и разности, при этом в результате получится уменьшаемое; можно из уменьшаемого вычесть разность, при этом в результате получится вычитаемое.

Вопрос 21

Методика ознакомления младших школьников с алгоритмом письменного умножения и деления(цели, содержание, приёмы работы учителя).

Приёмы письменного умножения:

Вычисления произведения многозначного числа на однозначное или многозначного числа на многозначное требует применения письменных

приемов вычислений (письменного алгоритма). Этот алгоритм построен на

—-----------------------------■ ^

основе законов сложения и умножения натуральных чисел.

Правило умножения суммы на число:

(a + В + c)*d = a*d + в*d + c*d

При умножении суммы на число можно умножить на это число каждое слагаемое и полученные результаты сложить.

В качестве суммы рассматривается трехзначное (многозначное) число, представленное в виде суммы разрядных слагаемых. Умножение таким образом представленного многозначного числа на однозначное выполняется в соответствии с правилом умножения суммы на число:

125 * 3 = (100 + 20 + 3) * 3 = 100 * 3 + 20 * 3 + 5 * 3 = 300 + 60 + 15 = 375

Переводя данный способ умножения в запись в «столбик», получаем письменный прием (алгоритм) умножения на однозначное число.

Письменный прием умножения на однозначное число:

3

300

375 На первых порах умножение столбиком можно записать

подробно, но обычно используется краткая запись, поскольку главным

достоинством письменных приемов умножения является краткость записи

вычислений.

При устном и письменном умножении многозначного числа на однозначное используется теория – умножение суммы на число. Однако при устном умножении начинаем умножать высшие разряды, а при письменном - низшие.

В учебниках 3-го класса содержится подробное описание процесса умножения «в столбик», пошагово оговаривающее каждое умственное действие по выполнению умножения и сложения получаемых отдельных сумм:

1. Умножаю единицы: 5*3 = 15, 15- это 1 дес и 5 ед.

2. 5 ед. пишу под единицами, 1 дес. запоминаю.

3. Умножаю десятки: 2 дес. * 3 = 6 дес. К 6 дес. прибавляю 1 дес, получаю 7 дес.

4. Умножаю сотни: 1 сот. * 3 = 3 сот. Читаю ответ: 375.

Для прочного усвоения письменных приемов умножения учащийся должен:

1. Запомнить правильную запись: разряд записывается под соответствующим разрядом.

2. Запомнить правильный порядок выполнения действия: умножение начинаем с младших разрядов (справа налево).

3. Овладеть технологией запоминания и добавления излишних разрядных единиц, получаемых при умножении однозначных чисел, в следующий по старшинству разряд.

Для облегчения (на первых уроках) письменного приема умножения возможно:

1) производить подробную, а не сокращенную запись приема. В этом случае выполнять сложение можно по записям неполных произведений, а не в уме, запоминая излишние разрядные единицы (использование этого приема рекомендуется для детей, плохо считающих в уме).

2) производить запись промежуточных вычислений рядом с примером

или на черновике - в этом случае все необходимые для запоминания и

добавочного прибавления разрядные единицы будут зафиксированы, и

учащийся не будет их «терять».

125 5 ед. * 3 = 15 ед. 15 ед. = 1 дес. + 5 ед.

3 2 дес. * 3 = 6 дес.

375 1 сот. * 3 = 3 сот. 6 дес. + 1 дес = 7 дес.

Письменный прием умножения на двузначное (и многозначное) число опирается на правило умножения числа на сумму:

а*(в + с + р) = а*в + а*с + а*р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.02 с.)