Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные положения Конвенции о правах ребенка.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формирование системы прав ребенка можно рассматривать с двух позиций: 1) юридической, констатируя, что общество идет по пути формализации, юридического оформления прав детей, и 2) социально-педагогической, суть которой в том, что соблюдение, защита прав и интересов детей определяются правовой компетентностью и грамотностью лиц, осуществляющих воспитание детей. Чаще всего гарантами прав ребенка в общественной жизни выступают родители (законные представители) или педагог. А значит, все зависит от того, как широко понимает взрослый права детей и как готов изменить свою педагогическую позицию, чтобы эти права реализовать. Вершиной нормативного оформления прав ребенка в ХХ в. явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 Международной Конвенции о правах ребенка, а 2.09.1990 документ вступает в силу. Впервые ребенок становится не только объектом, требующим специальной защиты, но и субъектом права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Сегодня более 190 стран ратифицировали Конвенцию (СССР – 13.07.1990). Конвенция признает ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства». Конвенция, в отличие от всех предшествующих международных актов по правам ребенка (1924 г. – «Декларация прав ребенка» Лиги Наций; 1959 г. – «Декларация прав ребенка» ООН) ввела ряд новых правил: - на выживание и развитие, - на сохранение индивидуальности, - на свободное выражение своих взглядов, - на неучастие в военных действиях, - на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации. Впервые особо оговорены роль СМИ и обязанность государств поощрять СМИ за распространение информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении. Нормы, зафиксированные в Конвенции, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей. Конвенция определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права. Конвенция обязывает государства, ратифицировавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права ребенка в деятельности всех государственных, судебных, законодательных и других органов. Реализация Конвенции имеет сложный правовой механизм. В ряде стран, вследствие национальных и культурных особенностей, возникают сложности с исполнением всех ее положений (н-р, право ребенка на свободное выражение своих взглядов в мусульманских странах, дифференциация между полами в области форм поведения, обязанностей и пр.). В связи с этим международное право подразумевает такую ситуацию, когда по внутренним условиям некоторые страны не обязуются выполнять все положения одобренного в целом документа. Однако одобрение договора в целом обязывает страны, в него вступившие, придерживаться его философии, его «духа». Основные российские документы о правах детей. Началом формирования государственной политики в интересах детей считается Указ Президента РФ от 1.06.92 г. №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении … защиты … детей в 90-е гг.» и Постановление Совета Министров от 23.08.93 г. №848 «О реализации Конвенции ООН…». В РФ сформировался большой массив документов, затрагивающих интересы детей. В них предусмотрены нормы об ответственности родителей за насилие по отношению к детям, за их безнадзорность; об ответственности родителей, педагогов, врачей за нарушение физического, психического, морального и духовного здоровья детей, за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Разработаны акты о правовом регулировании защиты детей в экстремальных ситуациях (межнациональные конфликты, экологические катастрофы), о гарантии прав детей-сирот на первоочередное получение жилья, а также запрет приватизации в ущерб детям. Важным шагом в развитии государственной политики по защите прав детей стало принятие Правительством РФ Постановления от 9.11.1993 №909 «Об утверждении проекта Федеральной программы «Дети России». Эта программа направлена на социальную защиту детей и включает в себя федеральные целевые программы: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи» и др. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребенок находится под защитой закона. Основанием возникновения прав и обязанностей детей является их происхождение, удостоверенное в законном порядке. Наделение детей правами и обязанностями не зависит от того, рождены они в браке или вне его. Реализация Конвенции в РФ осуществляется принятием нормативных правовых актов в отношении 21 категории детей: дети, одаренные дети, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, проживающие в районах Крайнего Севера, дети, подвергшиеся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, дети, прибывшие без родителей из зон военного и межнационального конфликта, дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии, дети-жертвы вооруженных межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, дети-жертвы насилия, дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в колониях, дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, дети-беспризорники, дети-безнадзорники, дети из многодетных семей. Соответствующие нормы нормативных правовых актов исходят из основополагающего принципа – правовое положение ребенка в обществе, в семье определяется с т.зр. интересов ребенка, а не прав и обязанностей родителей и лиц, их заменяющих. С 1991 г. Правительство РФ приняло более 140 законов и нормативных актов о защите прав детей. . Сущность основных прав ребенка. 1. Право на жизнь – одно из основных прав человека, т.к. жизнь - важнейшая основополагающая ценность. Право на жизнь имеет ряд гарантий не только его сохранения, но и обеспечения: - охрана труда беременных женщин, будущих матерей, - меры по преодолению детской смертности, - охрана материнства и здоровья детей, - профилактика дорожно-транспортных происшествий и др. катастроф, - развитие системы психолого-педагогических консультаций для детей, - и др. Человек пользуется правом на жизнь не только, когда он здоров, но и при стойком нарушении различных функций организма, вызванных, например, параличом или расстройством психики. Начало жизни ребенка – момент его рождения. Происхождение детей устанавливается органами ЗАГС на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью. Факт рождения устанавливается: - медицинской организацией, в которой проходили роды, - врачом, который оказывал медпомощь при родах, - медицинской организацией, в которую обратилась мать после родов, - частнопрактикующим врачом (вне медицинской организации), - лицами, присутствовавшими во время родов. С момента своего рождения ребенок имеет права: на жизнь, уход, питание, благоприятные условия развития и воспитания и др. 2. Право на имя и приобретение гражданства. А) Право ребенка на имя реализуют родители. Имя включает в себя имя, данное при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. Имя выбирают оба родителя, они свободны в выборе имени. Отчество определяется именем отца (или лица, записанного в качестве отца), фамилия - по фамилии родителей (по соглашению). Итогом государственной регистрации рождения ребенка является выдача родителям «Свидетельства о рождении», содержащего следующие сведения: 1. ФИО, дата и место рождения ребенка, 2. ФИО, гражданство родителей, 3. Дата составления и номер записи акта о рождении, 4. Наименование органа ЗАГС, 5. Дата выдачи свидетельства. Имя – это не только признак индивидуальности, но и необходимое условие осуществления гражданских прав и обязанностей. Б) Гражданство – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Оно приобретается в порядке: рождения, 2) приема в гражданство, 3) изменения гражданства родителей или опекунов, но при условии, что ребенок не останется лицом без гражданства. 3. Право граждан РФ на образование реализуется в различных формах: очное, вечернее и заочное в общеобразовательных учреждениях, самообразование, экстернат, семейное образование. Общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. Основное общее образование и итоговая государственная аттестация являются обязательными. Обучение детей в РФ при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья начинается по достижении возраста 6,5 лет, но не позднее 8 лет, независимо от уровня подготовки. 4. Право на защиту. В настоящее время обсуждается необходимость создания ювенальной юстиции – юстиции для несовершеннолетних. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. В РФ сложились судебные и внесудебные формы защиты прав детей. Внесудебные формы направлены на пресечение негативного воздействия на права и свободы ребенка путем переговоров, соглашений и др. мер. Их осуществляют: - учителя, - органы опеки и попечительства, - родители, - органы управления образованием, - прокурор. Судебные формы защиты осуществляют лица, определяемые законодательством РФ: - суды общей юрисдикции, - административные органы в случаях предусмотренных законом, - нотариусы и др. должностные лица, имеющие право на совершение нотариальных действий. 5. Право жить и воспитываться в семье предусматривает право знать родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, право на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его достоинства. 6. Право на общение с родителями и др. родственниками предполагает право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и пр., в том числе, если родители проживают в разных странах или ребенок находится в экстремальной ситуации (арест, нахождение в лечебном учреждении и пр.). 7. Право ребенка выражать свое мнение реализуется при решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка, а также предполагает право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен. 8. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от родителей и других членов семьи в установленном законом порядке. Алименты, пенсии, пособия, причитающиеся ребенку, и поступающие в распоряжение родителей расходуются на содержание ребенка. Ребенок имеет право собственности на полученные им в дар или в порядке наследования доходы и имущество. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители - на имущество детей, но могут им пользоваться по взаимному согласию. Вопрос 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.104 (0.011 с.) |