Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения Конвенции о правах ребенка.

Поиск

Формирование системы прав ребенка можно рассматривать с двух позиций: 1) юридической, констатируя, что общество идет по пути формализации, юридического оформления прав детей, и 2) социально-педагогической, суть которой в том, что соблюдение, защита прав и интересов детей определяются правовой компетентностью и грамотностью лиц, осуществляющих воспитание детей. Чаще всего гарантами прав ребенка в общественной жизни выступают родители (законные представители) или педагог. А значит, все зависит от того, как широко понимает взрослый права детей и как готов изменить свою педагогическую позицию, чтобы эти права реализовать.

Вершиной нормативного оформления прав ребенка в ХХ в. явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 Международной Конвенции о правах ребенка, а 2.09.1990 документ вступает в силу. Впервые ребенок становится не только объектом, требующим специальной защиты, но и субъектом права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Сегодня более 190 стран ратифицировали Конвенцию (СССР – 13.07.1990).

Конвенция признает ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства».

Конвенция, в отличие от всех предшествующих международных актов по правам ребенка (1924 г. – «Декларация прав ребенка» Лиги Наций; 1959 г. – «Декларация прав ребенка» ООН) ввела ряд новых правил: - на выживание и развитие, - на сохранение индивидуальности, - на свободное выражение своих взглядов, - на неучастие в военных действиях, - на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации. Впервые особо оговорены роль СМИ и обязанность государств поощрять СМИ за распространение информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении.

Нормы, зафиксированные в Конвенции, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей. Конвенция определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права. Конвенция обязывает государства, ратифицировавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права ребенка в деятельности всех государственных, судебных, законодательных и других органов. Реализация Конвенции имеет сложный правовой механизм. В ряде стран, вследствие национальных и культурных особенностей, возникают сложности с исполнением всех ее положений (н-р, право ребенка на свободное выражение своих взглядов в мусульманских странах, дифференциация между полами в области форм поведения, обязанностей и пр.). В связи с этим международное право подразумевает такую ситуацию, когда по внутренним условиям некоторые страны не обязуются выполнять все положения одобренного в целом документа. Однако одобрение договора в целом обязывает страны, в него вступившие, придерживаться его философии, его «духа».

Основные российские документы о правах детей.

Началом формирования государственной политики в интересах детей считается Указ Президента РФ от 1.06.92 г. №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении … защиты … детей в 90-е гг.» и Постановление Совета Министров от 23.08.93 г. №848 «О реализации Конвенции ООН…».

В РФ сформировался большой массив документов, затрагивающих интересы детей. В них предусмотрены нормы об ответственности родителей за насилие по отношению к детям, за их безнадзорность; об ответственности родителей, педагогов, врачей за нарушение физического, психического, морального и духовного здоровья детей, за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Разработаны акты о правовом регулировании защиты детей в экстремальных ситуациях (межнациональные конфликты, экологические катастрофы), о гарантии прав детей-сирот на первоочередное получение жилья, а также запрет приватизации в ущерб детям. Важным шагом в развитии государственной политики по защите прав детей стало принятие Правительством РФ Постановления от 9.11.1993 №909 «Об утверждении проекта Федеральной программы «Дети России». Эта программа направлена на социальную защиту детей и включает в себя федеральные целевые программы: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи» и др.

Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребенок находится под защитой закона. Основанием возникновения прав и обязанностей детей является их происхождение, удостоверенное в законном порядке. Наделение детей правами и обязанностями не зависит от того, рождены они в браке или вне его.

Реализация Конвенции в РФ осуществляется принятием нормативных правовых актов в отношении 21 категории детей: дети, одаренные дети, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, проживающие в районах Крайнего Севера, дети, подвергшиеся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, дети, прибывшие без родителей из зон военного и межнационального конфликта, дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии, дети-жертвы вооруженных межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, дети-жертвы насилия, дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в колониях, дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, дети-беспризорники, дети-безнадзорники, дети из многодетных семей.

Соответствующие нормы нормативных правовых актов исходят из основополагающего принципа – правовое положение ребенка в обществе, в семье определяется с т.зр. интересов ребенка, а не прав и обязанностей родителей и лиц, их заменяющих. С 1991 г. Правительство РФ приняло более 140 законов и нормативных актов о защите прав детей.

. Сущность основных прав ребенка.

1. Право на жизнь – одно из основных прав человека, т.к. жизнь - важнейшая основополагающая ценность. Право на жизнь имеет ряд гарантий не только его сохранения, но и обеспечения: - охрана труда беременных женщин, будущих матерей, - меры по преодолению детской смертности, - охрана материнства и здоровья детей, - профилактика дорожно-транспортных происшествий и др. катастроф, - развитие системы психолого-педагогических консультаций для детей, - и др.

Человек пользуется правом на жизнь не только, когда он здоров, но и при стойком нарушении различных функций организма, вызванных, например, параличом или расстройством психики. Начало жизни ребенка – момент его рождения. Происхождение детей устанавливается органами ЗАГС на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью. Факт рождения устанавливается: - медицинской организацией, в которой проходили роды, - врачом, который оказывал медпомощь при родах, - медицинской организацией, в которую обратилась мать после родов, - частнопрактикующим врачом (вне медицинской организации), - лицами, присутствовавшими во время родов. С момента своего рождения ребенок имеет права: на жизнь, уход, питание, благоприятные условия развития и воспитания и др.

2. Право на имя и приобретение гражданства. А) Право ребенка на имя реализуют родители. Имя включает в себя имя, данное при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. Имя выбирают оба родителя, они свободны в выборе имени. Отчество определяется именем отца (или лица, записанного в качестве отца), фамилия - по фамилии родителей (по соглашению).

Итогом государственной регистрации рождения ребенка является выдача родителям «Свидетельства о рождении», содержащего следующие сведения: 1. ФИО, дата и место рождения ребенка, 2. ФИО, гражданство родителей, 3. Дата составления и номер записи акта о рождении, 4. Наименование органа ЗАГС, 5. Дата выдачи свидетельства.

Имя – это не только признак индивидуальности, но и необходимое условие осуществления гражданских прав и обязанностей. Б) Гражданство – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Оно приобретается в порядке: рождения, 2) приема в гражданство, 3) изменения гражданства родителей или опекунов, но при условии, что ребенок не останется лицом без гражданства.

3. Право граждан РФ на образование реализуется в различных формах: очное, вечернее и заочное в общеобразовательных учреждениях, самообразование, экстернат, семейное образование. Общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. Основное общее образование и итоговая государственная аттестация являются обязательными. Обучение детей в РФ при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья начинается по достижении возраста 6,5 лет, но не позднее 8 лет, независимо от уровня подготовки.

4. Право на защиту. В настоящее время обсуждается необходимость создания ювенальной юстиции – юстиции для несовершеннолетних. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. В РФ сложились судебные и внесудебные формы защиты прав детей.

Внесудебные формы направлены на пресечение негативного воздействия на права и свободы ребенка путем переговоров, соглашений и др. мер. Их осуществляют: - учителя, - органы опеки и попечительства, - родители, - органы управления образованием, - прокурор.

Судебные формы защиты осуществляют лица, определяемые законодательством РФ: - суды общей юрисдикции, - административные органы в случаях предусмотренных законом, - нотариусы и др. должностные лица, имеющие право на совершение нотариальных действий.

5. Право жить и воспитываться в семье предусматривает право знать родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, право на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его достоинства.

6. Право на общение с родителями и др. родственниками предполагает право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и пр., в том числе, если родители проживают в разных странах или ребенок находится в экстремальной ситуации (арест, нахождение в лечебном учреждении и пр.).

7. Право ребенка выражать свое мнение реализуется при решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка, а также предполагает право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен.

8. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от родителей и других членов семьи в установленном законом порядке. Алименты, пенсии, пособия, причитающиеся ребенку, и поступающие в распоряжение родителей расходуются на содержание ребенка. Ребенок имеет право собственности на полученные им в дар или в порядке наследования доходы и имущество. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители - на имущество детей, но могут им пользоваться по взаимному согласию.

Вопрос 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.104 (0.011 с.)