Разработать фрагмент урока рус. Языка по ознакомлению мл. Школьников с типами текста (повествование, Описание , рассуждение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработать фрагмент урока рус. Языка по ознакомлению мл. Школьников с типами текста (повествование, Описание , рассуждение)



Фрагмент урока №1

Задачи:

1. Закрепить знания о типах текста.

2. Самостоятельно определять тип готового текста с помощью вопроса и приёма фотографий.

-Давайте вспомним, что такое текст (тема + основная мысль)

-Какие типы текста вы знаете?

-Подберите вопросы к каждому типу текста

Описание - Какой? какая?

Рассуждение - Когда? зачем? почему?

Повествование – Что делают? Что было сделано? О чём рассказывается7

Обобщение: какие вопросы и к какому виду текста отнесли и почему?

-Прочитайте на доске три небольших текста.

-Что их объединяет?

Й текст

« По ночам часто плакал во сне фунтик – маленькая рыжая такса. Приходилось вставать и закутывать его тёплой шерстяной тряпкой. Фунтик благодарил сквозь сон, осторожно лизал руку и, вздохнув, засыпал» (К. Паустовский)

Й текст

« Есть у меня пёс. Имя у него Бобка, а зовут его Вихляйка. Он только чуть-чуть побольше кота. Мордочка у него будто улыбается и всегда язык на сторону висит» (Е. Чарушин)

Й текст

« В жизни каждого человека обязательно должна быть собака, потому что собака спасает его от опасности, скрашивает одиночество или просто пробуждает к жизни скрытые силы, нежные и трепетные, силы любви ко всему живому» (Ю.Яковлев)

- Что общего? (тема)

- Давайте зададим вопросы к каждому из текстов и определим, к какому типу текста относятся?

Уч-ль: А теперь представьте, что вам нужно пересказать содержание этих текстов с помощью фотоснимков.

-Содержание какого текста вы могли бы отразить на одном снимке? Почему?

Ответ: Описание.

Уч-ль: Почему?

Ответ: Т.к. признаки предмета можно увидеть все сразу.

Уч-ль: В каком случае вам придётся сделать несколько снимков? Почему?

Ответ: Действия предметов одного текста одновременно увидеть нельзя- это сменяющие друг друга последовательные события.

Уч-ль: Содержание какого текста вам не удастся сфотографировать? Почему?

Ответ: Причины свойств и явлений, о которых говорится в 3-ем тексте, можно только понять.

- Озаглавьте тексты. Постарайтесь, чтобы по заголовку можно было определить тип текста.

1-й – «Как засыпал Фунтик»; 2-й - «Мой пёс»; 3-й «Зачем человеку нужна собака»

- Какие заголовки больше понравились?

- Тема или основная мысль отражены в этих заголовках? Докажите.

Фрагмент урока №2

Посмотрите на доску и прочитайте начальную часть 3-х текстов.

Тест №1« Вчера я был в циркеи видел 3-х тигров. Чего они только не выделывали!»

Текст №2 «Вчера я был в циркеи видел 3-х тигров. Какие они красивые и сильные!»

Текст №3 «Вчера я был в циркеи видел 3-х тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщиков?»

- Какое предложение встречается во всех трёх текстах?

- По какому предложению можно догадаться, о чём пойдёт речь в каждом из текстов? (По второму)

- Какие вопросы можно задать к этим 3-м текстам?

- Продолжите тексты, отвечая на вопросы.

К 1-му тексту: Что произошло?

Ко 2-му тексту: Какие они?

К 3-му тексту: Почему произошло?

- К каким типам текста относятся данные тексты? Почему?

- В соответствии с типом текста подберите название к каждому из них.

Задание № 5

Разработать фрагмент урока рус. языка по ознакомлению мл. школьников с написанием слова с непроверяемой орфограммой

Методика изучения словарного слова:

 

1. Предъявление словарного слова,

выделение ударного гласного:

а) с помощью загадки;

б) с помощью букв разрезной азбуки;

в) с помощью шарады;

г) наглядно: ЯБЛÒКÒ, РАКЕТА

д) с помощью ребусов

2. Показ черточки, запись на доске.

3. Уточнение лексического значения.

Толкование слова по словарю.

4. Формирование речедвигательного образа – проговаривание слова орфографически правильно.

5. Запись слова в тетрадях с четким орфографическим проговариванием.

6. Этимологическая справка (история происхождения слова. «Малина» - плод из малых ягод).

7. Закрепление:

а) составление словосочетаний, предложений;

б) запись однокоренных слов.

 

Формы проведение словарной работы

1) Запись под диктовку;

2) показ иллюстраций;

3) загадки;

4) игра «Лишнее слово»;

5) тематический подбор слов;

6) слова-кроссворд.

7) записать 5 словарных слов на определенную букву.

 

Словарно-орфографическая работа. Знакомство со словарным словом лисица.

1) Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу и под кустом.

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадёт.

2) Выставляется иллюстрация с изображением лисы.

3) Толкование:

Лисица, -ы, ж. 1) Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом. Рыжая лисица. 2) (перен.) О хищном льстивом человеке.

4) Этимология.

Слово лиса образовано от лис. Лиса родственно употребляемым на нашей территории отдельных районов нашей страны словом лисый «желтоватый», залисеть- «пожелтеть». Животное названо по характерному для него цвету шерсти.

5) Запишите словарное слово лисица.

Поставьте ударение.

Подчеркните безударную гласную, поделите слово на слоги.

- Подберите однокоренные слова. (лисичка, лисонька, лисёнок, лисята)

- Подберите синоним (рыжая плутовка)

Послушайте стихотворение:

Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Любит шустрая лисица.

Г.Ладонщиков.

6) Составьте предложение со словом лисица. (Выслушиваются предложения, составленные детьми.)

7) Запись предложения:

По лесной опушке бежит лиса.

- Подчеркните главные члены предложения.

8) Работа с пословицами.

-Прочитайте, объясните их смысл:

1) Лисица – старая льстица.

2) Лисичка – всегда сытнее волка живёт.

- Из какого произведения эти строки:

«Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр,

Лисицу сыр пленил».

(И.Крылов)

 

Задание №6

Провести анализ содержания учебного материала двух-трех учебников по русскому языку с точки зрения организации работы по развитию письменной речи младших школьников

Т.Г. Рамзаева

В разделе «Связная речь» центральное место отводится работе с текстом, овладению учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспро­изведение текста и создание собственных высказываний.

В каждом классе работа с текстом, так же как и с предложением, проводится в течение всего учебного года, что обусловлено общей речевой направленностью обучения языку. Фактически на каждом уроке осуществляется работа с текстом в устной или письменной форме; только при этом условии знания по русскому языку находят применение в речи и речь развивается.

В разделе «Связная речь» определены основные компоненты работы с текстом:

—понятие «текст» (как два или несколько предложе­ний, связанных по смыслу); формирование умения различать текст и отдельные предложения, не объединенные общей темой;

—тема текста; умение определить тему текста, т. е. кратко назвать то, о чем говорится в тексте;

—основная мысль текста; умение определить с помощью учителя основную мысль текста;

—заголовок текста; умение озаглавить текст, опираясь на его тему или основную мысль;

— построение (структура) текста; умение разделить на части текст-повествование (начало, основная часть, концовка);

— связь между частями текста с помощью слов вдруг, однажды, потом и др.; умение найти слово, с помощью которого связаны основная часть и начало или основная часть и концовка; умение устанавливать связь между частями создаваемого текста;

—связь между предложениями в каждой части текста; умение найти слова, с помощью которых предложения связаны в тексте, например: местоимения, союзы, текс­товые синонимы; умение использовать эти слова в своих высказываниях;

—изобразительные средства в тексте; умение выделять в тексте сравнения, метафоры, красочные определе­ния, олицетворения; умение пользоваться изобразитель­ными средствами в своих высказываниях;

— виды текстов: повествование, описание, рассужде­ние (ознакомление);

— понятие об изложении; умение письменно воспро­изводить чужой текст повествовательного характера (с элементами описания и рассуждения) по готовому, коллективно или самостоятельно составленному плану;

— понятие о сочинении (устном и письменном); умение составлять текст по серии сюжетных картинок, по одной картинке, а также на темы, близкие учащимся по их жизненному опыту; умение записывать свой текст с предварительной коллективной подготовкой.

В процессе работы с текстом учитываются три его стороны; содержание, структура, изобразительные средства.

Класс

Во втором полугодии 1 класса в процессе выполнения разного вида заданий по учебнику проводятся наблюдения над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении, а также обобщаются элементы лингвистических знаний, с которыми первоклассники познакомились в период обучения грамоте. У детей развивается внимание к устной и письменной речи, начинают формироваться умения организовывать свою познавательную деятельность. Учащиеся составляют предложения и небольшие тексты по на определённую тему, по сюжетным картинкам, по наблюдениям.

Предлагаются упражнения вида:

- составление текстов из готовых деформированных предложений;

- дополнение неполных предложений;

- составление предложений и небольших текстов путём ответов на вопросы;

- продолжение текста;

- составление текста по картинке.

2 класс (25 часов)

Начиная со второго класса осуществляется целенаправленное изучение предложения. Предложение познаётся учащимися как минимальная единица сообщения (коммуникации), слово - как единица номинативная (называет предметы, признаки предметов, действия предметов, признаки действий предметов и т. д.). Предложения, объединённые по смыслу и грамматически, рассматриваются как текст. Текст тоже познаётся учащимися как единица сообщения, только более крупная, чем предложение. Вводятся термины «подлежащее» и «сказуемое». Систематически в течение всего учебного года проводится работа по составлению предложений и их анализу, что формирует умение выделять в предложении главные члены и слова, связанные по смыслу.

Класс

Знания а главных и второстепенных членах, о связи слов в предложении расширяются, что происходит прежде всего в процессе изучения словосочетаний. Не менее важным является также ознакомление с видами предложений по цели высказывания и по интонации. Для развития письменной речи предлагаются следующие виды работ:

- письмо по памяти;

- изложение текста-повествования по коллективно или самостоятельно составленному плану;

- сочинения-повествования по серии сюжетных картинок, по картине, а также на темы, близкие учащимся (об играх, о наблюдениях за природой, об экскурсиях и т. п.), с предварительной коллективной подготовкой;

- написание короткого письма о своих делах с элементами рассуждений;

- устное и письменное приглашение, поздравление, просьба, извинение (речевая этика).

Класс

Курс 4 класса начинается с повторения. Учащиеся обобщают сведения о слове, предложении, тексте. Курс представлен следующими разделами: предложение; текст; части речи; развитие связной речи.

Для развития письменной речи предлагаются следующие упражнения:

- написание подробного и сжатого изложения повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану);

- сочинение-повествование по картине, диафильму, эпизодам кинофильма;

- сочинение-описание;

- сочинение-рассуждение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.037 с.)