Эстетическая функция художественного текста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетическая функция художественного текста



Как уже было сказано, конституирующим признаком ХТ является наличие эстетической функции: его информативность способна вызывать эстетические эмоции, чувство прекрасного у читателя, что возможно благодаря особым средствам выражения, которые использует автор. Языковые структуры текста позволяют читателю обнаружить доминантные эмоции автора, их адекватное восприятие вызывает ответные эмоции читателя. Это явление Л.О. Бутакова называет «эмоциональным резонансом» и считает, что ХТ с его доминантной «эстетизированной эмоцией», обусловленной эстетическим идеалом автора и выраженной целым комплексом языковых средств, воздействует на адресата сильнее, чем обычная модальность разговорного или публицистического текстов [Бутакова Л.О. Интерпретация художественного текста: поэтика с «человеческим лицом», «усреднённым» сознанием или поэтика без «лица» и «сознания»? // Вопросы психолонгвистики. – 2003. – No1. – С. 57–63.: с. 62]. Рассмотрим, например отрывок из рассказа В. Набокова «Весна в Фиальте»: «Я этот городок люблю; потому ли, что во впадине его названия мне слышится сахаристо-сырой запах мелкого, темного, самого мятого из цветов, и не в тон, хотя внятное, звучание Ялты; потому ли, что его сонная весна особенно умащивает душу, не знаю; но как я был рад очнуться в нем, и вот шлепать вверх, навстречу ручьям, без шапки, с мокрой головой, в макинтоше, надетом прямо на рубашку!». Ощущения автора, возникающие при восприятии наименования «Фиальта», сопрягаются с цветовыми (фиолетовый цвет) и звуковыми (некоторая созвучность с названием «Ялта» при несовпадении ударения) ассоциациями, а подбор эпитетов (сахаристо-сырой запах, сонная весна, мятный цвет) и метафор (умащивает душу, впадина названия) передают эмоции автора: радость, нежность, ностальгию, которые захватывают и читателя.

В.А. Пищальникова пишет, что эстетизированная эмоция, фиксированная в ХТ, играет не только регулирующую, но и суггестивную роль. Образы, представленные в ХТ, способны возбуждать воображение читателя, вызывать яркие эмоциональные переживания, внушать представление об эстетических идеалах. Благодаря особой художественной форме, эстетизированная эмоция автора сначала влияет на читателя скрыто, суггестивно, воздействуя на подсознание и лишь в ходе анализа текста может быть осмыслена, но, как указывает В.А. Пищальникова, «объём поступающих в центральную нервную систему сигналов, которые обусловливают эстетические эмоции, всегда больше возможностей рационального словесного отражения этих сигналов» [Пищальникова В.А. Доминантная эстетизированная эмоция как суггестивный компонент художественного текста // Известия АГУ № 2, Барнаул: Изд-во АГУ, 1996, 12 – 14 с., с. 13]. Попробуем сравнить впечатление от представленного выше отрывка с воздействием на наше сознание пересказа основного его содержания, изложенного в словесно-логическом ключе: «Рассказчик любит город Фиальту, так как его название созвучно со словами «фиолетовый» и «Ялта», хотя с последним различается местом ударного слога; ему нравится весна в этом городе, и он хотел бы гулять по его улицам без головного убора и в лёгком плаще». Исчезло ощущение восхищённости, нет той пронзительности, с которой автор говорит о месте, в котором будут развиваться события и которое представляется человеку олицетворением земного рая, прекрасным и умиротворённым.

Развивая идею Аристотеля о том, что художественных текст создаёт условие для очищение человека через сопереживание (катарсис), А.В. Матюшкин показывает, что читатель принимает эмоциональное участие в событиях, описанных в художественном тексте, осознаёт ситуацию и стремится найти в ней смысл. При этом сам читатель пребывает в состоянии изменённого сознания, что позволяет приобрести новый духовный опыт [Матюшкин А.В. Проблемы интерпретации литературного художественного текста. Петрозаводск: Издательство КГПУ, 2007. – 190, с. 68], и именно в этом ценность чтения. В такое, например, состояние может войти школьник при восприятии трогательных произведений о животных: «Барбос и Жулька» А.И. Куприна, «Лев и собачка» Л.Н. Толстого, «Песнь о собаке» С.А. Есенина и др.

ХТ формирует читательское представление о прекрасном и безобразном в природе, человеке, обществе, учит видеть красоту в обыденном и осознавать её роль, которую блестяще описал А.И. Солженицын в «Нобелевской лекции»: «Так может быть это старое триединство Истины, Добра и Красоты – не просто парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? Если вершины этих трёх дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, – то может быть причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место, и так выполнят работу за всех трёх?» [Солженицын, А.И. Избранное / А.И. Солженицын; сост., вступит. очерк А. Архангельского. – М.: Мол. гвардия, 1991. – 349 с., с. 67]. Значит, именно красота, искусство способны прокладывать дорогу Добру и Истине, делать мир чище и благороднее, и задача изучения ХТ – научить ребёнка видеть в нём эстетическое начало и ценить красоту во всех её проявлениях.

У ребёнка эстетическое чувство начинает формироваться уже в раннем возрасте и становятся более глубокими и осознанными по мере развития и обогащения восприятия и представлений, а в школьный период оно становится глубже, осознаннее и содержательнее. В старшем школьном возрасте происходит формирование самосознания, собственного видения жизни, системы убеждений и эстетических идеалов. Старшие подростки активно переосмысливают категории любви, дружбы, долга, добра и зла, прекрасного и безобразного. В 15 – 18 лет человек становится более эмоционально отзывчивым, активно учится выражать свои эмоции и давать оценку явлениям художественной культуры и повседневной действительности.

В идеале в старшем школьном возрасте ученик должен иметь немалый опыт эстетического осмысления произведений художественной литературы и широкий читательский кругозор. Однако широко известно, что степень начитанности современных старшеклассников снижается. В нынешней ситуации, когда школьники действительно предпочитают иные виды активности, чтение не является основным видом досуговой деятельности, практически исчезли традиции семейного чтения, формирование эстетических чувств посредством ХТ возможно только под руководством учителя на уроках русского языка, литературы, словесности. Если на начальном и среднем этапах обучения учитель на уроках помогает детям испытать эстетические чувства посредством восприятия художественных образов, созданных мастером слова, то на завершающем этапе школьного обучения в его задачу входит развитие у учащихся новой гаммы эстетических чувств, формирование собственной системы эстетического восприятия природы, человека, искусства, умения видеть прекрасное в деталях, формирование эмпатии как способности разделять чувства и эмоции другого, в том числе и эстетические, и рефлексивных умений, в частности умения видеть прекрасное в собственных поступках.

В старшем школьном возрасте само слово начинает входить в систему эстетических ценностей личности: школьник в полной мере осознаёт эстетическую функцию языка. Конечно, грамотная работа с текстом на уроках и во внеурочной деятельности будет способствовать полноценному эстетическому развитию учащихся, что в вою очередь ведёт к коррекции ценностного отношения личности к природе, миру, человеку, себе, искусству. В противном случае, когда работа над текстом лишена рефлексии и чувственного накала, ребёнок остаётся невосприимчивым к прекрасному, эмоционально глухим.

На наш взгляд, весьма полезные при достижении иных целей задания, связанные с лингвистическим анализом текста, не всегда принесут желаемых результатов при решении задач формирования эстетического чувства. «Препарирование» текста приглушает впечатление и переключает эмоционально-образное восприятие в сторону логически-рассудочного. Конечно, обучать строению текста, анализу и умелому использованию языковых средств в ходе его создания – важная задача школьного образования, но не менее важно при работе с художественным текстом и достижение значимого личностного результата – формирования эстетического чувства. Поэтому при восприятии ХТ важно так построить урок, чтобы всем видам аналитической работы с текстом предшествовали его эмоциональное восприятие, вызов резонанса чувств, оценка красоты и неповторимости тех образов, которые родились в сознании автора и были запечатлены в тексте. При восприятии ХТ эстетический образ должен возникнуть и в сознании читающего, а задача педагога – пробудить эстетическую эмоцию через специально подобранные методические приёмы, подготавливающие школьников к восприятию текста и настраивающие на чтение, выразительное художественное чтение ярких и образных отрывков текста, интеграции средств разных видов искусства (живописи, музыки, кино и т.д.) при восприятии текста, словесное рисование, беседы эмоционально-оценочного характера, позволяющей выявить, что в тексте вызывает восхищение, печаль, радость, восторг, страдания, пробуждение совести, отчаяние.

Если рассматривать типы художественных текстов, используемых в качестве дидактического материала при формировании эстетического чувства старших школьников, то можно предложить следующую классификацию: 1) тексты, в которых представлены эстетические образы; 2) тексты, в которых представлены герои, являющие субъектами эстетического восприятия действительности; 3) тексты морально-нравственной тематики; 4) тексты, сами являющиеся эстетическими объектами. Остановимся на каждом из указанных типов текстов и определим некоторые методические особенности их применения в качестве средства обучения школьников эстетическому восприятию.

1. Тексты, в которых представлены эстетические образы, являвшиеся объектом восприятия или продуктом творческого воображения автора. Как правило, мастер слова – это личность, способная острее других видеть красоту в окружающей действительности и находить точные и выразительные способы воссоздания образа увиденного в словесной форме. Читатель, обладающий восприимчивостью к слову, вслед за автором, начинает удивляться красоте мира в его малейших деталях. Однако этой восприимчивостью к слову обладают далеко не все школьники. Следовательно, задача учителя – через подбор текстов и применение специальных методических приёмов обеспечить полноценное восприятие словесного художественного образа. В старших классах эта работа приобретает новый смысл, ведь известно, что в возрасте 7 – 10 лет практически каждый ребёнок наделён фантазией, однако к старшему подростковому возрасту это качество заменяется более прагматическим видением мира. Поэтому важно, чтобы при восприятии описания эстетического объекта: пейзажа, произведения искусства, человека во всей красоте его физических и душевных свойств и т.д. – в душе подростка пробудились близкие его сердцу впечатления, например романтические чувства, детские ощущения, удивление, гордость, осознание собственной сопричастности к чему-то прекрасному, светлому.

К текстам данного типа можно отнести пейзажную лирику. Обратимся, например, к творчеству С.А. Есенина. Произведения этого поэта широко представлены в программах по литературе, причем известно, что школьники любят лирику С.А. Есенина. Отличие пейзажных зарисовок, представленных в стихотворных есенинских строках, в том, что поэт сумел открыть неподдельное очарование простых явлений природы и, казалось бы, не привлекательных ни для кого картин. Однако острое чувство прекрасного, свойственное поэту позволило ему разглядеть ростки красоты, и его стихи учат молодое сердце быть чутким к её проявлениям в обыденном. Этого и должен добиться учитель, работая над пейзажной лирикой. Разберём пример. Школьникам предлагается отрывок из стихотворения и ряд вопросов и заданий.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблён в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол. (С.А. Есенин)

- Какой пейзаж предстаёт перед взором читателя?

- Что привлекательного увидел автор в описываемой картине?

- Приходилось ли вам когда либо наблюдать листопад? Вспомните свои ощущения. Грустная или радостная картина рисуется? А какое настроение вызывают есенинские строки?

- Почему неуютный осенний пейзаж выглядит столь романтичным у автора?

- Было ли у вас когда-либо ощущение. Что вы тоже влюблены в этот вечер? Чем вызваны подобные чувства?

- Что делает описание вечера трогательным и прекрасным?

- Что в осеннем пейзаже кажется красивым вам? Где бы вы хотели провести осенний вечер? Что красивого вы показали бы маленькому ребёнку, если бы попали с ним в осенний парк на закате?

Отдельно можно обратить внимание на то, как прекрасное оживает под пером мастера через передачу гармонии формы, цветовой гаммы, звуковых ощущений, запахов, движений и т.д. – всего того, что в жизни мы воспринимаем с помощью визуальной, аудиальной и кинестетической систем восприятия, а при порождении и чтении текста материалом их отражения является только слово и способность человека к ассоциативному мышлению.

2. Тексты, в которых представлены герои, являющиеся субъектами эстетического восприятия действительности. В таких текстах представлены личности, восприимчивые к красоте окружающего мира, способные ярко выражать свои эмоции по поводу увиденного, а иногда и творцы прекрасного. Примером такого текста может служить эпизод из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. II, ч. 3, гл. II, описывающий ночь в Отрадном и раскрывающий образ Наташи Ростовой как героини, способной удивляться красоте природы, совершенствоваться, искать смысл жизни. Анализ образа героини должен привести школьников к выводу: истинная красота человека в том, что его внутренний мир богат, его чувства пробуждаются при созерцании прекрасного, и такой человек способен заражать своими эмоциями окружающих и открывать красоту для них. Разбор фрагмента может включать ответы на следующие вопросы: Что привлекло внимание героини? Какие чувства она испытывает? О каком свойстве личности говорит такой подъём чувств? Что делает героиню красивой? Способны ли вы испытывать эмоции при восприятии красоты окружающего мира? Вспомните, какие картины вас когда-либо вдохновляли? Нравятся ли вам люди, восприимчивые к красоте?

Образ героев-творцов (Петрусь из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», Левша, булгаковский Мастер и др.) учат ценить дар творчества, уважать тех, кто может творить, воспитывают стремление создавать прекрасное своими руками, формируют представление о том, что красота человека в его делах.

За каждым текстом стоит автор, поэтому образ автора, рассказчика, лирического героя, тонко чувствующего красоту, тоже может стать предметом анализа на уроке. Уместен на уроке вопросы: «Каким тебе видится автор, создавший текст о красоте природы», «Что ты можешь сказать о личности человека, сумевшего разглядеть прекрасное в мире?»

3. Тексты морально-нравственной тематики, демонстрирующие способы различения прекрасного и безобразного. В этих текстах показывается отличие прекрасного, основанного на гармонии, созидательного, и безобразного в мире вокруг человека. В таких текстах высмеиваются непритязательные вкусы (вспомним семью Туркиных из рассказа А.П. Чехова «Ионыч»), критикуется коммерциализация искусства («Портрет» Н.В. Гоголя»), проводится идея сложности узрения красоты («Столетник» А.И. Куприна). Часто красивое и безобразное даётся в таких текстах в сопоставлении:

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел.

Вот сдавили за шею деревню

Каменные руки шоссе.

Так испуганно в снежную выбель

Заметалась звенящая жуть...

Здравствуй ты, моя чёрная гибель,

Я навстречу к тебе выхожу!

Город, город, ты в схватке жестокой

Окрестил нас как падаль и мразь.

Стынет поле в тоске волоокой,

Телеграфными столбами давясь. (С.А. Есенин)

Работа над данным фрагментом нацелена на выявление противопоставления животворящей силы природной первозданной красоты мира и губительного напора цивилизации. Целесообразно предложить учащимся описать образы красивого и безобразного, представленные в тексте, а также оценить собственные чувства, возникающие при восприятии этих образов.

Важной составляющей в работе над текстами данного типа может стать осознание нравственной силы человека, живущего по законам Истины, Добра и Красоты. К примеру, это может быть сопоставление героев легенд из произведения М. Горького «Старуха Изергиль» – Ларры и Данко. В образе первого героя мы находим противопоставление физического совершенства и духовной нищеты, тогда как второй герой, стремящийся к добру и свету, поистине прекрасен. Итогом сопоставительным анализом двух легенд может стать дискуссия «В чём истинная красота человека?».

Другая сторона работы над текстами данного типа – осознание того, что грубость, бесчеловечность, эгоизм, агрессия выглядят безобразно. Читая тексты с описанием безнравственных поступков, ребёнок должен прийти к выводу, что через нарушение законов Истины, Добра и Красоты в мир прорывается зло. В качестве примера можно привести работу над фрагментом текста из автобиографического произведения М. Горького «Детство» – сценой порки маленького Алёши дедушкой Кашириным. Акт насилия, описанный в эпизоде, показывает, как безобразен взрослый, преступающий законы морали. Испытанные при чтении и анализе текста эмоции помогут школьникам сформировать собственные убеждения, этические и эстетические идеалы и выбрать правильные модели поведения.

4. Тексты, сами являющиеся эстетическим объектом, воплощающие образ прекрасного в его словесном выражении. Осознание эстетической функции языка – важная задача школьного образования. Потребность в красоте является для человека одной из важных составляющих бытия. Меткое слово, тонко подмеченная деталь, удачный оборот речи, неожиданная метафора, ритм и мелодика фразы способны доставить читателю настоящее эстетическое удовольствие. При этом у разных текстов собственная эстетика, которая всегда связана с авторским идеалом прекрасного. Знакомство с художественным текстом как объектом культуры формирует языковой вкус и читательские предпочтения: одним школьникам нравится мелодика есенинской строфы, другим – ритм стихотворений В.В. Маяковского, а третьим – проза И.А. Бунина. Главное – чтобы ребёнок почувствовал, что в самих словах, интонационном строе речи кроется красота. Осознание этого приходит как во время первичного восприятия текста, когда сами ощущения становятся источником наслаждения, так и во время анализа образного языка автора и интерпретации метафорических выражений. Важно задать направление мысли школьника в область сопоставления своего мироощущения с авторским, выявления сходного и различного в восприятии, а также в оценке яркого и образного оборота речи как продукта чьей-то мысли. Можно предложить школьникам провести стилистический эксперимент и посмотреть, как синонимические речевые обороты могут изменить наше восприятие авторской идеи. Попробуем представить, что известное есенинское стихотворение «Там, где капустные грядки…» уступает место выражению «Возле капустных грядок стоит большой клён, а возле него – меленький». Очевидно, что изменение словесной формы при сохранении смысла приводит к потере очарования и выразительности, а вместе с ними и жизненной силы мысли автора.

Работа над текстами данного типа включает поиск наиболее привлекательных с эстетической точки зрения выражений, оценку новизны и неожиданности авторского способа изложения мыслей и чувств, оригинальности индивидуального стиля автора, отражение в словах эстетического идеала, ответ на вопрос: «Что заставляет слова ассоциироваться с прекрасным?». Например, при чтении «Поэмы весны» Н. Заболоцкого можно привлечь внимание школьников к неожиданным авторским сравнениям и образным ассоциациям («жук-менестрель», бабочка, ставшая на пуанты и др.).

Итак, видно, что работа над всеми типами текста ведёт к постижению канонов красоты и выстраиванию системы собственных эстетических воззрений. А чтобы они стали определяющими при формировании аксиологических установок, необходимо завершать процесс осознания текстов неким ответным действием: устным или письменным высказыванием. Основанием для письменного высказывания или организации групповой дискуссии может быть как сам прочитанный текст, так и афоризм (например, слова Ф. Ницше: «Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши», Г. Лессинга: «Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение»), отрывки из других произведений (Н. Заболоцкий: «Что есть красота?/ И почему ее обожествляют люди?/ Сосуд она, в котором пустота,/ Или огонь, мерцающий в сосуде?»), перефразированная идея («Может ли красота спасти мир?»). Можно предлагать и темы, касающиеся творчества отдельного автора: «Эстетика повседневного в стихотворениях Н. Заболоцкого», «Идеал прекрасного в пейзажной лирике С.А. Есенина», «Красота духа в ранних романтических произведениях М. Горького» и т.п.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 3564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.024 с.)