Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реферирование научного текста

Поиск

РЕФЕРИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

 

КАЗАНЬ - 2005


УДК 80:81

ББК 81.2Рус-5:81.2Рус-923

Р45

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета филологического факультета

Казанского государственного университета

 

Рекомендовано

кафедрой современного русского языка

Казанского государственного университета

 

 

Составители:

Бастриков А.В., Бастрикова Е.М.

 

 

Рецензенты:

проф. С.Г.Васильева, доц. Л.М.Салмина

 

 

Р45 Реферирование научного текста: Методические рекомендации по курсу «Русский язык и культура речи» / Казан. гос. ун-т; Филол. фак-т; Каф. совр. рус. яз.; Сост.: А.В.Бастриков, Е.М.Бастрикова.- Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина, 2005. – 22 с.

 

Данные рекомендации предназначены для развития у студентов навыков работы с научной литературой. Цель издания – познакомить студентов с принципами отбора информации научного текста, правилами создания реферата, что необходимо при написании докладов, курсовых и дипломных работ.

 

 

УДК 80:81

ББК 81.2Рус-5:81.2Рус-923

 

 

© Филологический факультет

Казанского государственного

университета, 2005


 

Реферирование, или составление реферата (лат. reffere - докладывать, сообщать), – это краткое изложение содержания оригинала-первоисточника. Подготовка реферата – сложный вид самостоятельной работы. Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление исходного текста, аналитико-синтетическое преобразование информации: описа­ние текста, целевое извлечение наиболее важной информации, ее перераспределение и создание нового текста.

В реферате приводятся основные сведения о предмете, объекте исследования, о целях и методах, о результатах выполненного исследования. Реферат отличается точным изложением основной, существенной, новой информации. Субъективная оценка может быть представлена оценочными элементами, напр., нельзя не согласиться с мнением автора, автор удачно решает комплекс проблем и др.

В зависимости от того, для каких целей пишется реферат, выделяются:

индикативный реферат (реферат-резюме), который максимально кратко излагает выводы, результаты проведенной работы, все второстепенное для интересующей референта темы опускается;

информативный реферат (реферат-конспект), который может быть монографическим (по одному источнику) или обзорным (по двум или нескольким источникам); он содержит в обобщенном виде все основные положения первичного документа.

Индикативный реферат сходен с аннотацией краткостью и лаконичностью изложения и служит для того, чтобы определить целесообразность обращения к тексту-источнику. Но, в отличие от аннотации, главной функцией которой является официальное сообщение (часто в рекламных целях) о новом издании, реферат-резюме в обобщенном виде раскрывает все основные положения исходного текста, излагает проблемную информацию текста-источника и дает представление о фактах, результатах и выводах, изложенных в нем.

Информативный реферат предполагает развернутое изложение основного содержания первоисточника, иллюстративный материал, аргументацию, сведения о методике исследования и составляется таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости возвращаться к исходному тексту.

Объем реферата может зависеть от того, как он будет в дальнейшем использоваться: для цитирования в своей работе, при выработке новой концепции исследования или для пополнения банка данных этой отрасли знании.

 

Основные требования к реферату

- информативность, полнота изложения,

- объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста,

- корректность в оценке материала.

 

Структура реферата

 

Реферат отличается постоянством структуры:

1) заголовочная часть (выходные данные, формулировка темы);

2) собственно реферативная часть, включающая изложение основных положений текста-первоисточника;

3)анализ, изложение результатов и выводов; указание на наличие иллюстративного материала (таблиц, схем, рисунков и др.)

4) заключительная часть (здесь возможен краткий комментарий, в котором референт выражает свое отношение к проблемам, затронутым в первоисточнике, или к позиции автора по этим вопросам).

 

Модель реферата

 

Вступление.

Задачи типового вступления:

1) дать исходные данные (название исходного текста, где опубликован, в каком году);

2) сообщить сведения об авторе (фамилия, ученые степень и звание, если есть);

3) выявить смысл названия работы, чему посвящена (тема), в связи с чем написана.

 

2. Перечисление основных вопросов (проблем, положений), о которых говорится в тексте.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов из перечисленных выше.

Задачи типового анализа:

1) обосновать важность выбранных вопросов (почему эти вопросы представляются наиболее важными и интересными автору реферата);

2) коротко передать, что по этим вопросам говорит автор, опуская иллюстрации, примеры, цифры, отмечая только их наличие;

3) выразить свое мнение по поводу суждений автора исходного текста.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы рефе­рируемого текста.

В этой части реферата можно выйти за пределы данного текста и связать разбираемые вопросы с более широкими проблемами.

Подготовка к написанию реферата

В качестве подготовки к написанию реферата можно использовать следующие этапы:

 

Определение характера информации в зависимости

От передаваемого содержания

В научной литературе выделяются три основных типа содержательной информации:

Фактографическая информация – информация о фактах, явлениях, процессах, событиях.

Логико-теоретическая информация – сообщение о способах получения фактографической информации, выводов из фактов, об их истолковании, ссылки на источник информации.

Оценочная информация – выражение авторского отношения к сообщению.

При сокращении текста необходимо прежде всего отобрать информацию о фактах, а затем оценить необходимость логико-теоретической и оценочной информации.

Оценка информации с точки зрения ее значимости для

Передачи содержания текста

2.1. Дублирующая информация

Дублирование информации состоит в повторении уже переданной информации другими языковыми средствами.

В научной литературе частым случаем дублирования является объяснение уже названного явления, понятия, в данном случае – термина. При сокращении текста выбирается один из вариантов – понятие, термин или их объяснение. Если термин является общеупотребительным, то, как правило, его объяснение опускается. Сигналами дублирующей информации служат слова и конструкции: или, то есть (т.е.), иными (другими) словами, это означает (значит), что означает, иначе говоря.

Дублирование информации обеспечивает связность текста, его смысловое развитие. Оно выражается в лексических, синонимических и местоименных повторах. Такое дублирование необходимо и в сокращенном тексте, однако в нем используются наиболее экономные вторичные номинации.

Дублирование информации может создаваться за счет общности тематических частей смежных предложений. Объединить информацию этих предложений можно в том случае, если между тематическими (тема – данное текста) и рематическими (рема – новое текста) частями имеются сходные отношения (качественные характеристики, части и целого, причинно-следственной обусловленности и т.д.). Выбирается один из способов выражения темы и один из способов выражения отношений между темой и ремой. Рематическая часть может быть введена в сокращенный текст с изменением формы или без изменения в зависимости от показателя отношений.

При наличии дублирующей информации в смежных предложениях содержание одного предложения может включаться в другое в виде обособленного оборота (причастного или деепричастного).

 

2.2. Основная и дополнительная информация

Дополнительная информация конкретизирует и уточняет основную. Ее включение в реферат зависит от цели реферирования и от объема знаний составителя по данной теме. Для выделения основной и дополнительной информации можно использовать следующие рекомендации.

1. Определить основную информацию помогает синтаксический анализ предложения. Надо выделить предикативный минимум – субъект и предикат с распространителями, необходимыми для сохранения смысла предложения.

2. Дополнительная информация в виде примеров, иллюстраций может вводиться словами: например, так, так например, такие же; конкретизирующая информация вводится союзным аналогом в частности.

3. Дополнительная информация может содержать перечисление предметов, явлений, фактов, конкретизирующих их обобщенные названия в основной информации.

4. Дополнительная информация уточняющего характера развивает основную информацию текста. Это выражается в повторяемости ключевых слов. Дополнительная информация часто содержит цифровые данные.

5. Для определения основной информации важно найти в тексте констатирующие тезисы и выводы. Аргументация тезисов и ход рассуждений, которые приводят к выводу, при сильном сокращении текста могут опускаться.

6. Тезис может вводиться в реферат со ссылкой на источник информации. При этом используются специальные средства оформления тезиса:

 

Автор считает полагает утверждает
По мнению автора, … С точки зрения автора, … Как утверждает автор, …

 

7. Если аргументирующая часть не включается в реферат, то можно показать ее наличие в исходном тексте следующими способами:

 

Автор подтверждает свою точку зрения доказательствами аргументами примерами иллюстрациями конкретными данными
В подтверждение своей точки зрения автор приводит доказательства ряд доказательств аргументы примеры результаты наблюдений, экспериментов

8. При сокращении текста за счет той части, где говорится о наблюдениях, исследованиях, рассуждениях, которые привели к выводу, можно использовать следующие специальные средства:

 

Наблюдения приводят / привели к выводу…
Полученные данные Рассуждения позволяют / позволили сделать вывод…
Анализ результатов свидетельствует…
На основании выполненных исследований проведенных наблюдений полученных данных анализа результатов был сделан вывод… можно сделать вывод… автор приходит / пришёл к выводу... автор делает / сделал вывод…
       

РЕФЕРАТ-ОБЗОР

 

При составлении обзорного реферата используются приемы сопоставления, сравнения и обобщения.

Реферат-обзор предполагает не последовательное изложение содержания работ на близкую тему, а анализ и описание их, выявление сходства и отличия одного источника от других, определение особенностей средств и методов, использованных авторами публикаций. Каждая статья (книга) в таком случае представляет собой отдельную микротему.

Задача автора реферата – рассмотреть проблему, затронутую в нескольких источниках, либо с позиции взаимодополнения микротем, либо с позиции противопоставленности точек зрения разных ученых на данную проблему.

 

Чтобы написать реферат-обзор, придерживайтесь следующих правил:

 

1. Внимательно прочитайте тексты, предназначенные для обзорного реферирования. Сформулируйте объединяющую их тему. (Формулировкой темы иногда может служить название одного из текстов.)

2. Составьте план реферата.

3. В каждом из текстов выделите коммуникативные блоки. Определите, какие из них войдут в ваш реферат.

4. Определите:

а) какой из текстов будет базовым, даст основную информацию и языковые средства для вашего реферата;

б) какой информацией дополнит его второй (третий и т.д.) текст;

в) какая нужная для реферата информация повторяется во всех текстах.

5. В каждом из отобранных коммуникативных блоков:

а) выделите (отметьте, выпишите) предложения, содержащие основную информацию, при необходимости произведите в них возможные сокращения или трансформации;

б) если основное содержание коммуникативного блока не выражено четко в предложении, сформулируйте его самостоятельно;

в) при наличии во всех текстах повторяющихся коммуникативных блоков выберите тот его вариант, где основная информация выражена полнее и более экономными языковыми средствами.

6. Объедините получившиеся фрагменты реферата в соответствии с составленным планом.

 

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Познакомьтесь с примерами информативных рефератов. Обратите внимание на содержание, структуру рефератов и языковые средства, характерные для их оформления.

1.

Задание 2. Прочитайте рефераты, написанные по одному источнику. Определите тип реферата и его особенности.

 

О. В. Большакова

2.

В книге рассматривается динамика взаимоотношений художествен­ной интеллигенции и власти в 50-60-е годы.

Отмечается кризис советской художественной культуры начала 50-х годов, перечисляются причины, создавшие новые условия для сотрудничества художественной интеллигенции и власти.

Подчеркивается особая роль московской и ленинградской творческой

интеллигенции.

В книге исследуются аспекты положения творческой интеллигенции, особо отмечается иерархическая система распределения.

Далее в книге анализируются литературно-художественнные дискуссии 50-60-х годов, что выявляет мировоззренческие установки интеллигенции.

В заключение показаны пути художественной интеллигенции к диссидентству и к жизни по двойной морали.

Задание 3. Прочитайте реферат, вставляя пропущенные слова и словосочетания (см. таблицу «Языковые средства, оформляющие реферат»).

Арал: трагедия продолжается

Статья … исследованию экологической катастрофы на Аральском море.

Статья... проблемно-информационный характер.

Основные вопросы статьи: причины Аральской трагедии, ее последствия и способы предотвращения экологической катастрофы.

Среди перечисленных вопросов... на материалах статьи о последствиях падения уровня Аральского моря.

Авторы..., что снижение уровня моря началось в 60-е годы под влиянием уменьшения стока в бассейнах рек Амударьи и Сырдарьи, питающих Арал. Авторы... цифровые данные падения уровня моря с 1961 года по 1988 год.

Авторы статьи... точки зрения на масштабы существующих и надвигающихся изменений в результате падения уровня Аральского моря.

Прежде всего... внимание климатическим изменениям, связанным с обсыханием дельт Сырдарьи и Амударьи. В статье подробно... результаты наблюдений за относительной влажностью, а также... влияние ухудшения режима влажности на содержание влаги в нижнем 1,5-километровом слое атмосферы.

Авторы статьи... и на тенденции сдвига дат устойчивого перехода температуры воздуха через 0°С к более поздним срокам и... о стирании различий в термическом режиме прибрежных и континентальных станций,... на последствия высыхания дна Аральского моря. Авторы... свои соображения цифровыми данными наблюдений за выносом солей и отрицательным воздействием осушенной территории Арала на окружающие территории.

Авторы попутно..., что перенос аэрозолей в атмосфере и осаждения на поверхности планеты имеют глобальный характер, а современные методы анализа не позволяют идентифицировать выпавшие соли по источникам их происхождения, поэтому нельзя видеть причину всех случаев минерализованных осаждений из атмосферы на поверхности Земли в усыхании Аральского моря.

..., авторы... о том, что экологическая система региона выведена из равновесия и находится на пути полной деградации.

... внимание на негативных последствиях ошибок, допущенных при экономическом освоении региона, авторы... ряд мер по предотвращению экологической катастрофы.

Однако авторы статьи... благоприятных прогнозов по поводу восстановления моря в пределах начала 60-х годов.

Задание 4. Сделайте стилистическую правку реферата. Отметьте его языковые средства.

Реферат

Статья под заголовком «Новый подход к оценке стоимости биотехнических компонентов экосистем» написана группой ученых Уральского института экологии растений и животных: В.Н. Большаковым, Н.С. Корытиным, Ф.В. Кряжимским и В.М. Шишмаревым и опубликована в журнале «Экология» № 5 за 1998 год.

В настоящей статье речь идет об оценке стоимости природных ресурсов и, соответственно, об оценке при использовании этих ресурсов. Автор предлагает новую модель расчета ущерба и обосновывает ее эффективность. В начале статьи кратко разбираются ранее существовавшие методики определения ущерба природе и делается акцент на их неэффективности.

Автор говорит, что эти модели рассчитывали лишь ущерб, причиненный одной хозяйственной отраслью другой отрасли, использующей экосистему. Поэтому ставится необходимость в выработке общих экономических показателей для любой человеческой деятельности, с помощью которых можно было бы сопоставить выгоду производства для человека и негативное влияние его на окружающую среду. Далее излагается сама модель, основу которой составляют уравнения входящих и выходящих потоков энергии в биосферу. Представлена структурная схема модели с входными, выходными и промежуточными данными. Выводится уравнение энергетической стоимости биологических объектов. Ввод данного уравнения сделан очень подробно с множеством промежуточных формул и комментариями к ним. Затем следует расчет параметров выведенного уравнения стоимости биологических объектов на основе обширного массива данных о таких параметрах, как энергетическое содержание различных биологических тканей, скорость оборота вещества в организмах и др. После всего этого автор переходит к оценке ущерба биологической системе. Здесь говорится о необходимости подсчета цены определенного природного ресурса в расчете на одну особь животных либо на одну единицу биомассы с целью дальнейшего суммирования этих цен с учетом плотности каждого вида растений или животных. В конце статьи автор не забывает отметить слабые стороны своей модели и тем самым одновременно ставит задачи для будущих разработчиков расчета биосферы.

Задание 5. Прочитайте текст. Напишите реферат, последовательно выполняя все задания, представленные после текста.

 

Русский национальный характер и судьба России:

Задания к тексту

Задание 6. Выберите монографию или статью по своей специальности и напишите реферат.

Задание 7. Прочитайте исходные тексты и реферат-обзор по ним. Отметьте особенности реферата-обзора.

Текст 1

 

Проблемы человечества

Научно-техническая революция, открывая невиданные возможности для развития человечества, в то же время порождает новые, неизвестные ранее проблемы, которые сегодня принято называть глобальными, т.е. проблемы, охватывающие весь мир и требующие для своего решения объединенных усилий человечества. Эти глобальные проблемы можно сформулировать следующим образом: в состоянии ли человечество к концу XXI века обеспечить энергией, сырьем, продовольствием максимальное население планеты в 10-15 миллиардов чело­век, т. е. в 2,5 раза больше нынешнего.

Например, чтобы решить продовольственную проблему, что значит не только поддержать нынешний, довольно низкий уровень питания в большинстве стран мира, но и достичь во всемирном масштабе уровня питания, характерного ныне для наиболее развитых в экономическом отношении стран, необходимо увеличить мировое производство продуктов питания в несколько раз. Возможно ли это?

Проблема эта носит прежде всего социально-экономический характер. По подсчетам специалистов, уже при современной сельскохозяйственной технологии суша Земли могла бы прокормить население, в несколько раз превышающее современное. Но серьезные диспропорции в мировом экономическом развитии, недостаточное развитие производительных сил, необходимость тратить большие средства на военные цели — вот причины, мешающие решить эту проблему.

Человечество может получать все больше продуктов питания по мере того, как будут расти урожайность сельскохозяйственных культур, расширяться площадь орошаемых земель Продовольственные ресурсы будут расти также с переходом от охоты в океане к искусственному выращиванию морских организмов. По мере все более широкого применения новых технологий продуктивность каждого гектара – как в море, так и на суше – будет увеличиваться. Наука предвидит, что в будущем для обеспечения пищей одного человека достаточно будет 10 квадратных метров плодородной земли, в то время как сейчас для этого необходима площадь в 200-300 раз большая.

Чем дальше развивается промышленное производство, тем больше сырья и энергии оно требует. Но чем больше мы эксплуатируем традиционные виды топлива, тем меньше их остается и тем дороже обходится их получение. В наши дни в некоторых странах уже наблюдается энергетический кризис.

Однако прогнозы специалистов показывают, что только открытых запасов ископаемого топлива достаточно человечеству на 100-150 лет. Потенциальных же, которые могут быть получены с помощью новых технологий, может хватить в течение 600-1300 лет.

Массовое же использование практически неисчерпаемых источников энергии, к которым относятся солнечная энергия, энергия ветра, температурные колебания Мирового океана, энергия приливов, геотермальное тепло, термоядерная энергия, в будущем способно полностью освободить человечество от зависимости от ископаемого топлива.

Процессы, аналогичные энергетическому кризису, происходят и в области сырья, однако в менее острой форме. Такое положение складывается вследствие меньшей зависимости капиталистических стран от развивающихся стран в импорте сырья, а также благодаря увеличению производства синтетических и искусственных материалов и широкому применению технологий, сберегающих сырье.

В отличие от энергии в настоящее время не предвидится практически вечных источников минерального сырья. Но также в отличие от энергии есть возможность их неоднократного использования (рециркуляции).

Итак, человеческое общество имеет достаточно ресурсов сырья, продовольствия и энергии для всеобщего процветания. Но ему предстоит преодолеть немало сложных политических, социально-экономических и технических трудностей. Решение этих проблем требует немалых средств и совместных усилий в общепланетарном масштабе (472 слова).

Кирсанов Н.Р.

 

Текст 2

Задание 8. Подберите два-три текста, объединенных общей темой, и напишите реферат-обзор.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бахтина Л.Н. Обучение реферированию научного текста / Л.Н.Бахтина, И.П.Кузьмич, Н.М.Лариохина. – М.: изд-во МГУ, 1988. – 119 с.

2. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие. - М.: Русский язык, 1991. - 201 с.

3. Казарцева О.М. Письменная речь / О.М.Казарцева, О.В.Вишнякова. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 256 с.

4. Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. – Минск: Сэр-Вит, 2000. – 256 с.

5. Основы научной речи: Учебное пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н.А.Буре, М.В.Быстрых, С.А.Вишнякова и др.; Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой. – СПб.: Академия, 2003. – 272 с.

6. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля /Проскурякова И.Г., Боженкова Р.К., Волошинова Т.Ю. и др.; Под ред. И.Г.Проскуряковой. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. – 258 с.

7. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю.Федосюк, Т.А.Ладыженская, О.М.Михайлова и др. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 256 с.

8. Русский язык и культура речи. Практикум. / Под ред. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 312 с.

9. Русский язык и культура речи. Учебник. / Под ред. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 413 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Реферат.................................................... 3

Реферат-обзор.............................................. 14

Задания.................................................... 16

Литература................................................. 30

РЕФЕРИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

 

КАЗАНЬ - 2005


УДК 80:81

ББК 81.2Рус-5:81.2Рус-923

Р45

 

Печатается по решению

редакционно-издательского совета филологического факультета

Казанского государственного университета

 

Рекомендовано

кафедрой современного русского языка

Казанского государственного университета

 

 

Составители:

Бастриков А.В., Бастрикова Е.М.

 

 

Рецензенты:

проф. С.Г.Васильева, доц. Л.М.Салмина

 

 

Р45 Реферирование научного текста: Методические рекомендации по курсу «Русский язык и культура речи» / Казан. гос. ун-т; Филол. фак-т; Каф. совр. рус. яз.; Сост.: А.В.Бастриков, Е.М.Бастрикова.- Казань: Казан. гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина, 2005. – 22 с.

 

Данные рекомендации предназначены для развития у студентов навыков работы с научной литературой. Цель издания – познакомить студентов с принципами отбора информации научного текста, правилами создания реферата, что необходимо при написании докладов, курсовых и дипломных работ.

 

 

УДК 80:81

ББК 81.2Рус-5:81.2Рус-923

 

 

© Филологический факультет

Казанского государственного

университета, 2005


 

Реферирование, или составление реферата (лат. reffere - докладывать, сообщать), – это краткое изложение содержания оригинала-первоисточника. Подготовка реферата – сложный вид самостоятельной работы. Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление исходного текста, аналитико-синтетическое преобразование информации: описа­ние текста, целевое извлечение наиболее важной информации, ее перераспределение и создание нового текста.

В реферате приводятся основные сведения о предмете, объекте исследования, о целях и методах, о результатах выполненного исследования. Реферат отличается точным изложением основной, существенной, новой информации. Субъективная оценка может быть представлена оценочными элементами, напр., нельзя не согласиться с мнением автора, автор удачно решает комплекс проблем и др.

В зависимости от того, для каких целей пишется реферат, выделяются:

индикативный реферат (реферат-резюме), который максимально кратко излагает выводы, результаты проведенной работы, все второстепенное для интересующей референта темы опускается;

информативный реферат (реферат-конспект), который может быть монографическим (по одному источнику) или обзорным (по двум или нескольким источникам); он содержит в обобщенном виде все основные положения первичного документа.

Индикативный реферат сходен с аннотацией краткостью и лаконичностью изложения и служит для того, чтобы определить целесообразность обращения к тексту-источнику. Но, в отличие от аннотации, главной функцией которой является официальное сообщение (часто в рекламных целях) о новом издании, реферат-резюме в обобщенном виде раскрывает все основные положения исходного текста, излагает проблемную информацию текста-источника и дает представление о фактах, результатах и выводах, изложенных в нем.

Информативный реферат предполагает развернутое изложение основного содержания первоисточника, иллюстративный материал, аргументацию, сведения о методике исследования и составляется таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости возвращаться к исходному тексту.

Объем реферата может зависеть от того, как он будет в дальнейшем использоваться: для цитирования в своей работе, при выработке новой концепции исследования или для пополнения банка данных этой отрасли знании.

 

Основные требования к реферату

- информативность, полнота изложения,

- объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста,

- корректность в оценке материала.

 

Структура реферата

 

Реферат отличается постоянством структуры:

1) заголовочная часть (выходные данные, формулировка темы);

2) собственно реферативная часть, включающая изложение основных положений текста-первоисточника;

3)анализ, изложение результатов и выводов; указание на наличие иллюстративного материала (таблиц, схем, рисунков и др.)

4) заключительная часть (здесь возможен краткий комментарий, в котором референт выражает свое отношение к проблемам, затронутым в первоисточнике, или к позиции автора по этим вопросам).

 

Модель реферата

 

Вступление.

Задачи типового вступления:

1) дать исходные данные (название исходного текста, где опубликован, в каком году);

2) сообщить сведения об авторе (фамилия, ученые степень и звание, если есть);

3) выявить смысл названия работы, чему посвящена (тема), в связи с чем написана.

 

2. Перечисление основных вопросов (проблем, положений), о которых говорится в тексте.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов из перечисленных выше.

Задачи типового анализа:

1) обосновать важность выбранных вопросов (почему эти вопросы представляются наиболее важными и интересными автору реферата);

2) коротко передать, что по этим вопросам говорит автор, опуская иллюстрации, примеры, цифры, отмечая только их наличие;

3) выразить свое мнение по поводу суждений автора исходного текста.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы рефе­рируемого текста.

В этой части реферата можно выйти за пределы данного текста и связать разбираемые вопросы с более широкими проблемами.

Подготовка к написанию реферата

В качестве подготовки к написанию реферата можно использовать следующие этапы:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 6286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.145.50 (0.012 с.)