Экологический контекст глобальных проблем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологический контекст глобальных проблем



 

К началу 80-х годов ХХ века глобальные проблемы современности, требующие для своего разрешения совместных усилий всех живущих на планете, уже окончательно оформились как единая взаимосвязанная система.

Среди глобальных проблем экологическая проблема занимает одно из «стержневых» мест. Более того, само возникновение понятия «глобальные проблемы» в значительной степени связано с анализом взаимоотношений между человеком и природой в условиях научно-технической революции и опасности третьей мировой войны.

Научно-техническая революция второй половины XX века, резко ускорив темпы развития материального производства, создала качественно новую ситуацию во взаимодействии общества и природы. Возросшие в колоссальной степени возможности и средства воздействия на природу и столь же возросшие потребности человечества привели к использованию природных ресурсов и преобразованию земной поверхности в масштабах, сравнимых со стихийными явлениями глобального порядка.

Резко усилилось в последние годы негативное воздействие на природную среду со стороны материального производства. Во многих случаях оно приближается к пределам, за которыми могут произойти необратимые и опасные изменения. В ряде районов с высокой концентрацией промышленности количество загрязнений уже намного превышает возможности природной среды их нейтрализовать. Обоснованную тревогу вызывает и сокращение лесов на планете, что в свою очередь усиливает трудности со снабжением пресной водой. Значительное место в ряду этих проблем занимает и процесс опустынивания.

Неблагоприятное антропогенное воздействие на природу нельзя расценивать только как результат глубокого хозяйственного вмешательства в нее. В большинстве случаев это результат нашей «экологической неграмотности», неумения учитывать ход природных процессов.

Однако, создавая предпосылки для быстрого развития производительных сил и тем самым для возрастающего воздействия на природу, научно-технический прогресс одновременно создает материальные возможности для компенсации и предотвращения разрушительного воздействия на природу. Так, например, разрабатываются различные малоотходные и безотходные технологические процессы, позволяющие ограничить, а затем свести к минимуму загрязнение окружающей среды. Перестройка энергетики в глобальном масштабе на новой основе на преимущественном использовании ядерной, а затем и термоядерной энергии позволит резко снизить выброс углекислого газа в атмосферу. А это в свою очередь решит проблему предотвращения изменения климата в результате накопления атмосфере Земли углекислого газа.

Быстрое и комплексное развитие наук о Земле, мощные комплексы ЭВМ, разработка системных методов анализа создают возможности для того, чтобы заранее предвидеть, предсказать негативные экологические последствия, которые могут возникнуть при реализации крупных проектов.

Тем не менее научно-технический прогресс сам по себе, «автоматически», не может решить эти сложные проблемы. Для этого необходимы определенные социальные условия и предпосылки. С нашей точки зрения, оптимизация отношений общества и природы в полной мере возможна лишь при прекращении отношения к природе как к объекту эксплуатации.

Человечество растет быстрыми темпами. А наша планета имеет ту же форму и размеры, богатства ее недр хотя и велики, но не беспредельны. Именно поэтому, чтобы продолжить развитие цивилизации, люди должны постоянно вырабатывать у себя чувство хозяйского отношения к ресурсам планеты, тщательно оценивать экологические последствия своих действий, помогать природе воспроизводить свои богатства. Но путь к установлению гармонического баланса с природой лежит через реализацию задачи сохранения мира как главного условия прогресса цивилизации, важнейшей предпосылки для ослабления остроты глобальных проблем (469 слова).

Синяев Д.Б.

 

Природные ресурсы Земли и глобальные проблемы человечества

(реферат-обзор)

 

Глобальным проблемам человечества посвящены следующие работы: статья Н.Р.Кирсанова «Природные ресурсы Земли и глобальные проблемы человечества» и статья Д.Б. Синяева «Экологический контекст глобальных проблем».

Сущность этих проблем: в состоянии ли человечество обеспечить себя энергией, сырьем, продовольствием, сохранив при этом окружающую среду.

Продовольственная проблема, по мнению Н.Р.Кирсанова, состоит в необходимости увеличить производство продуктов, чтобы достичь во всемирном масштабе уровня питания, характерного ныне для развитых в экономическом отношении стран.

Ученый считает, что проблема носит социально-экономический характер. Подсчитано, что уже при современной сельскохозяйственной технологии можно прокормить население, в несколько раз превышающее современное. Но серьезные диспропорции в мировом экономическом развитии, необходимость тратить большие средства на военные цели мешают этому.

Человечество может получать больше продуктов благодаря оптимизации сельскохозяйственной деятельности, искусственному выращиванию морских организмов, широкому применению новых технологий. Считается, что в будущем для обеспечения пищей одного человека достаточно будет 10 квадратных метров плодородной земли (сейчас для этого необходима площадь в 200-300 раз большая).

По мнению специалистов, открытых запасов ископаемого топлива достаточно на 100-150, а потенциальных на 600-1300 лет. Массовое использование практически неисчерпаемых источников энергии (солнечной, термоядерной энергии, энергии ветра и приливов, геотермального тепла) в будущем полностью освободит человечество от зависимости от ископаемого топлива.

В статье указывается, что минерально-сырьевая проблема менее острая Она решается путем увеличения производства синтетических и искусственных материалов, широкого применения технологий, сберегающих сырье, неоднократного его использования (рециркуляции).

С точки зрения Д.Б.Синяева, одно из «стержневых» мест среди глобальных проблем занимает экологическая проблема, связанная с взаимоотношениями между человеком и природой.

Возросшие потребности, возможности и средства воздействия человека на природу привели к усилению негативных воздействий на природу, приближающихся к пределам, за которыми могут произойти необратимые и опасные изменения. Обоснованную тревогу вызывают загрязнения природной среды, сокращение лесов и пресной воды на планете, процесс опустынивания.

Неблагоприятное антропогенное воздействие на природу является результатом не только грубого хозяйственного вмешательства в нее, но и неумения учитывать ход природных процессов, «экологической неграмотности».

Однако научно-технический прогресс, создавая предпосылки для возрастающего воздействия на природу, одновременно создает материальные возможности для компенсации и предотвращения этого разрушительного воздействия, например, малоотходные и безотходные технологии. А комплексное развитие наук, разработка системных методов анализа, мощные компьютерные комплексы позволят предсказывать негативные экологические последствия.

Авторы статей приходят к выводу, что человечество имеет достаточно ресурсов сырья, продовольствия и энергии. Но чтобы продолжить развитие цивилизации, ему нужно тщательно оценивать экологические последствия своих действий, помогать природе воспроизводить свои богатства (372 слова).

 

Задание 8. Подберите два-три текста, объединенных общей темой, и напишите реферат-обзор.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бахтина Л.Н. Обучение реферированию научного текста / Л.Н.Бахтина, И.П.Кузьмич, Н.М.Лариохина. – М.: изд-во МГУ, 1988. – 119 с.

2. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учебное пособие. - М.: Русский язык, 1991. - 201 с.

3. Казарцева О.М. Письменная речь / О.М.Казарцева, О.В.Вишнякова. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 256 с.

4. Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. – Минск: Сэр-Вит, 2000. – 256 с.

5. Основы научной речи: Учебное пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н.А.Буре, М.В.Быстрых, С.А.Вишнякова и др.; Под ред. В.В.Химика, Л.Б.Волковой. – СПб.: Академия, 2003. – 272 с.

6. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля /Проскурякова И.Г., Боженкова Р.К., Волошинова Т.Ю. и др.; Под ред. И.Г.Проскуряковой. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. – 258 с.

7. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю.Федосюк, Т.А.Ладыженская, О.М.Михайлова и др. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 256 с.

8. Русский язык и культура речи. Практикум. / Под ред. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 312 с.

9. Русский язык и культура речи. Учебник. / Под ред. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 413 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Реферат.................................................... 3

Реферат-обзор.............................................. 14

Задания.................................................... 16

Литература................................................. 30



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.013 с.)