Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика журналистского текста. Система аргументации в журналистском тексте.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Многие исследователи выделяют актуальность как главнейший признак журналистского произведения. Актуальность, действительно, важное свойство журналистских материалов, однако оно присуще многим видам текстов. Чем зорче увидел журналист связь конкретной ситуации с назревшей жизненной проблемой, чем глубже понял ее и получил о ней более ценное новое знание, осваивая конкретный материал, тем актуальнее будет его публикация и тем больший резонанс она вызовет. Найти хорошую тему для журналиста - значит найти яркую реальную ситуацию, которая либо дает новое знание о проблеме, задевающей многих, либо показывает интересный опыт ее решения, либо открывает возможность отразить в тексте проблему новую, еще не осознанную обществом, но уже проявившуюся как реальная трудность, требующая разрешения. И чем неожиданнее или долгожданнее новые сведения, чем большего числа людей они коснутся, тем ценнее материал. Еще одним признаком журналистского произведения является то, что журналистские материалы в подавляющем большинстве случаев имеют диалогическое начало, независимо от того, имеют ли они диалогическую форму изложения (как в интервью, беседе) или не имеют. Автор журналистского текста часто или прямо обращается к читателю, или аргументирует для него нечто в своем сознании как для партнера по разговору. Поэтому в журналистских текстах многих жанров ставятся вопросы, даются ответы на них, приводятся доводы в пользу какой-то точки зрения и выдвигаются контрдоводы и т.д., что создает иллюзию обмена мнениями, происходящего между партнерами по «живому» общению. Журналистский текст, являясь особым видом информационного продукта, в реальности существует как некоторое множество его разновидностей, именуемых жанрами. Как данный факт сказывается на идее конкретно, надо смотреть, когда дело касается жанровых характеристик материалов. Но суть в том, что при всем при этом направляющий, подсказывающий характер идеи выступает как устойчивый признак журналистского текста. Характерная черта идеи журналистского произведения заключается в том, что она выступает как указатель пути к решению проблемы, подсказывает тот тип поведения или то отношение к действительности, благодаря которым адресат информации может чувствовать себя в этой жизни несколько уверенней. Особенности воздействия журналистского произведения - отсюда же. Вот почему есть основания согласиться с утверждением профессора Е. И. Пронина, что журналистский текст несет в себе особый вид информации - журналистскую информацию. Согласно его исследованиям она характеризуется комплексом свойств, вызывающих определенные типы реакции на публикации. Их зафиксировано три: 1) реакции вовлечения - действия (внешние или внутренние), в которых обнаруживает себя отношение получателя информации к описываемым реалиям; 2) реакции исполнения - действия, которые представляют собой непосредственное осуществление рекомендаций или вариантов поведения, предлагаемых журналистским текстом; 3) реакции социальной гарантии - действия (готовность к действиям), в которых проявляется ответственность определенных социальных сил за необходимые последствия публикации. 1.3 Особенности организации журналистского текста В журналистике поверхностные связи текста, будь это текст радийный, телевизионный или печатный, в значительной степени задаются замыслом субъекта и осуществляются с помощью монтажа. Поэтому монтаж можно рассматривать как средство организации текста, выступающее в виде некоторых правил «стыковки» элементов с точки зрения их последовательности. Эти правила не диктуют конкретных вариантов сочетания в произведении элементарных выразительных средств. Их цель -- сориентировать творческий поиск журналиста в области формы как становящейся в ином сущности на максимальное соответствие назначению журналистского текста и ожиданиям аудитории. Потому и оказывается, что вариантов монтажа множество: от простых, как в информационном сообщении, до сложнейших, когда материал предстает в виде последовательности главок или сюжетов, отмеченных и собственными монтажными эффектами. Но все эти варианты, если текст выполнен профессионально, служат достижению прозрачности и точности смысла, доказательности и эстетической целесообразности материала. Г.В. Лазутина [10] предлагает следующие правила монтажа журналистского текста: 1 соблюдать четкость предъявления текстовых элементов в их собственных границах. Каждый текстовый элемент - микросущность, и, чтобы она могла быть адекватно воспринята, ее нужно адекватно выразить. 2 необходимо контролировать, как соотносятся текстовые элементы фактологического слоя информации с текстовыми элементами слоя оценочной информации, соблюдая пропорции, подсказываемые жанровой спецификой материала. Нарушая это правило, автор рискует впасть в один из двух грехов: он может либо «утонуть» в фактах, не будучи в состоянии вскрыть их смысл, либо «погрязнуть» в беспочвенных оценках, не воспринимаемых аудиторией, поскольку они слабо аргументированы. 3 следует выдерживать смысловую, стилистическую, интонационную цельность найденных монтажных приемов, стремясь к эстетической завершенности текста. Но монтаж - лишь одно из средств организации журналистского текста. Второе, но не менее важное - композиция. Это понятие тоже связано с построением текста, но уже с точки зрения его внутренней логики (недаром иногда композицию называют «внутренней формой» произведения). В ней получают отражение глубинные связи текста. Композиция есть средство организации текста, выступающее как система правил его построения с точки зрения сочетания подтем. ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: необходимое и достаточное количество подтем в журналистском тексте должно соответствовать количеству стоящих перед автором задач по организации контакта текста с адресатом информации и быть принципиально сводимо к четырем. Число «четыре» берется не с потолка: это устойчивая количественная характеристика задач, решение которых обеспечивает успешный контакт журналистского текста с адресатом информации в подавляющем большинстве случаев. А их качественная специфика нам уже знакома и может быть описана в следующих понятиях: 1) ввод в ситуацию;2) обозначение проблемы;3) предъявление оценок и аргументов;4) практическая постановка вопроса. Выявление этих задач - серьезное основание для того, чтобы принять представление о композиции журналистского произведения как относительно устойчивом единстве четырех одноименных задачам элементов («композиционных узлов», или, что, то же самое, «композиционных блоков»), развернутое в работах Е. И. Пронина [9]. В этом контексте понятия «подтема» и «композиционный узел» («композиционный блок») становятся синонимичными. Второе правило композиции журналистского текста связано с «расстановкой» подтем, с порядком решения задач по организации контакта с читателем. ПРАВИЛО ВТОРОЕ: последовательность «композиционных подтем» журналистского текста может меняться, но в любом случае она должна быть согласована с жанровой спецификой материала (мотивирована жанром) и подкреплена (оправдана) соответствующими монтажными приемами. В зависимости от значимости той или иной подтемы для автора он с помощью композиции акцентирует ее. Есть композиционные решения, в основе которых - акцент на ситуацию. Есть решения, подчиненные необходимости проакцентировать проблему. Есть такие, где акцент - на оценках и аргументах. Есть - выдвигающие в фокус практическую постановку вопроса. Есть, наконец, варианты, где авторское внимание распределяется между подтемами соразмерно, и тогда композиция приобретает вид классической цепочки: ввод в ситуацию - обозначение проблемы - предъявление оценок и аргументов - практическая постановка вопроса. 1.4 Проблемы композиции журналистского текста. Композиция хорошего журналистского текста - вопрос ясности, организации и эффективности, вопрос, по идее, простой. Он и в самом деле прост, особенно для статей о последних событиях, размер которых не превышает 12 абзацев. Как только вы изложите наиболее интересную информацию в лиде, расположить остальную информацию будет вовсе не сложной задачей. Для таких статей часто рекомендуют прием “перевернутой пирамиды” - псевдо-техническая фраза, обозначающая элементарный принцип организации материала по нисходящей степени интереса и важности. Последуйте этому примеру - и доберетесь до конца статьи прежде чем осознаете это. Проблемы с композицией возникают, когда статья занимает большой объем, не столь одномерна, либо и то и другое вместе. Особенно это касается текстов, в которых нет хронологической последовательности событий. Если она есть, то внутренняя структура сюжета облегчает работу, накладываясь на материал статьи, как только написан лид. Репортажи, написанные в очерковой манере, также представляют сложность в этом плане, поскольку зачастую состоят из множества различных тем и линий. Отдельные части подходят, но не стыкуются, а иные, на первый взгляд, не подходят вовсе. Проблемы композиции в основном сводятся к следующему: как представить читателю разные аспекты истории ясно и логично, чтобы в конце получилась связная картина? Что куда поместить и как это связать воедино? В худшем варианте эти проблемы схожи с мозаикой, которую надо сложить из почти бесконечного числа элементов самых разных форм и цветов, а картинка-трафарет отсутствует. На ваше счастье, вы всем командуете. Это - ключевой момент. Работать над композицией - значит командовать материалом. Сначала вам следует окинуть взором имеющуюся у вас информацию, оценить ее сущность, увидеть картину целиком, прикинуть, какого эффекта вы хотите добиться, какой материал вам нужен, а какой - нет, какого объема и формы должны быть части текста и как они должны сочетаться. Если в вопросе композиции и есть общие места, то их совсем немного, и их легко выделить. Вот несколько рекомендаций: 1. Разбирайте каждый аспект будущего произведения в одном месте. Не перепрыгивайте с одной части на другую, а оттуда - обратно. Это сбивает с толку и вас, и читателя. 2.Делайте связки между частями текста как можно более естественными. Журналистский текст, не продуманный по композиции, легко распознать по обилию в нем всяческих “между тем”, “но” и “однако”. Учитесь логически переходить от одной мысли к другой, не злоупотребляя такими связками. 3. Опровержения должны сразу следовать за обвинениями. Если в истории есть две конфликтующие стороны, добивайтесь, чтобы возражения одной стороны стояли как можно ближе к предшествовавшим обвинениям другой. Разделять их несколькими абзацами - верный способ сбить читателя с толку. 4. В больших публикациях делайте лид составной частью материала. Композиция только выиграет, если ваш лид будет максимально тесно связан со вторым абзацем. 5. Опасайтесь тупиков. Составляя план, бдительно высматривайте ту часть композиции, которая никуда не ведет. Обычно к таким относятся побочные вопросы или сюжеты. 6. Если события имеют хронологию, воспользуйтесь ею. Повествование в хронологическом порядке - дело простое, несложное и всегда самое удачное. Не бойтесь сразу же после лида написать “Все началось с того...” и далее следовать до конца. 7. Никогда не бойтесь “разжевывать”. Иные сюжеты могут быть очень запутанными, и есть опасность, что читатели запутаются, как бы хороша ни была композиция текста. Не стесняйтесь в таких ситуациях раскладывать все по полочкам, как в учебнике, сообщая читателям, что им предстоит узнать: “Этот сложный вопрос имеет четыре аспекта. Во-первых...” 8. В длинных публикациях пользуйтесь “меню”. “Меню” - это пара предложений, излагающих основное содержание материала, сообщающих читателю, что у вас есть “про запас”. Так, если по композиционным причинам есть необходимость оставить два-три ударных момента на конец публикации, пусть читатель узнает о них в самом начале, “пригубит” их. 9. Не излагайте предысторию большими, неудобоваримыми порциями. В некоторых текстах необходимо уделить много места предыстории или кратко пересказать содержание предыдущих публикаций - либо для большей содержательности, либо для максимальной “крепости” материала. В большинстве случаев текст такого рода лучше всего вплетать в основную нить повествования и сжато излагать по ходу дела. В редких, крайне запутанных ситуациях, можно, однако, прибегнуть и к приему: “До этого момента история развивалась так...” 10. Осторожно выстраивайте последовательности. Этот способ написания легких текстов на общие темы используется настолько часто, что стал почти ритуалом. Он заключается в том, что сперва в общей форме дается характеристика тому, что произошло в конце некоего события. Затем идут имена, время и место, после чего события излагаются в хронологической последовательности, и каждый шаг вперед начинается с “поскольку”, “и”, “но”, “поэтому” и так далее. Последний из этих предлогов доносит до нас последний этап действия, после чего, наконец, высказываются основные действующие лица. 11. Осторожно обращайтесь с “но”, “однако” и “тем не менее”. Используя эти словечки в начале предложений, содержащих информацию, противоречащую той, о которой шла речь ранее, вы рискуете увязнуть в этой колее. Если вы не будете осторожны, то вам захочется прибегать к их помощи в каждом третьем или четвертом предложении. Чтобы свести их употребление до минимума, вы должны расположить противоречащие друг другу части материала строго последовательно, изложив сперва одну точку зрения на события и лишь потом - другую. 12.Используйте цитаты для смены ритма в длинном отрывке косвенной речи. Как длинный кусок текста, состоящий сплошь из цитат, может быть утомительным и неэффективным в смысле объема, так и затянувшаяся косвенная речь может стать монотонной. Внесите в нее некоторое разнообразие, подключите живой голос - дайте одну-две цитаты, пусть и небольшие. 13. Утверждения, изложенные во врезе косвенной речью, следует затем в статье подкрепить цитатами. Следует поступать так всегда, но особенно - если утверждение, данное в косвенной речи, спорное. 14. В публикациях-продолжениях не забывайте излагать содержание предшествовавших материалов. Обдумывая содержание публикации-продложения, вам следует позаботиться о том, чтобы уделить достаточное место пересказу начала истории, чтобы ваша новая публикация была понятна. Это можно сделать либо одним обзорным предложением, либо более пространно. При изложении предыстории важно помнить: если в предыдущих материалах опровергалось какое-то обвинение, то, повторяя обвинения в новой публикации, нужно повторить и опровержение. 1.5 Важность вывода в журналистском тексте Американский писатель Эрнест Хемингуэй как-то раз сказал, что переписывал финал романа “Прощай, оружие” 39 раз, прежде чем остался им доволен. Окончание журналистского текста почти так же важно, как и начало. Сравнительно большие публикации лучше завершать плавно. Конечно, нельзя приводить их к дутому, вымученному заключению, когда автор чувствует, что должен вынести свой вердикт либо “сделать ручкой” читателю. Нельзя и резко обрывать их, словно автору просто все надоело. Хорошая концовка - это какой-нибудь эпизод, и лучше без квази-философской заключительной ремарки. Подойдут также краткие описания финальной сцены, эффектная цитата, какой-нибудь поворот основного сюжета, сбереженный напоследок; можно сделать перекличку концовки со вступлением либо с эпизодом из статьи. В общем, все, что придаст материалу завершенность и не оставит у читателя ощущения, будто журналист писал-писал - и вдруг вспомнил про какую-то важную личную встречу. 1.6 Роль заголовка в журналистском тексте Зачастую в современных журналистских текстах можно встретить следующее явление: заголовок интригует, привлекает к себе внимание, но к сверхсмыслу материала отношения не имеет и потому ориентирует читателя весьма неточно. Это, кстати, весьма распространенный в сегодняшней журналистике недостаток. Ведь основная функция заголовка - дать представление о сути текста. Конечно, интрига - ценная вещь, поскольку наверняка остановит глаз адресата информации на материале. Но тут надо обходиться без обмана; дезориентация читателя, зрителя, слушателя заголовком - проявление неуважения к нему, и это не останется незамеченным. Если говорить о заголовках, то, по мнению Г.В. Лазутиной, их существует три типа: 1) прямое отражение темы: «Россияне стали чаще страховаться», «Петербург празднует день рождения Шаляпина», «В свою последнюю смену шахтеры шли голодными», «На Западе растут панические настроения», «Крутой Уокер увлекся экспортом русских моделей», «Те, которых не стало», «Внук Сталина - народный артист России»; 2) прямое отражение идеи: «Карабах требует особого отношения», «Иметь портфель заказов», «Федерализм - лучшая модель», «Темпы юбилейного года - не снижать», «Вернем матерям если не сына, то хотя бы имя», «Все вместе - возродим», «Освободите Куликова!»; 3) опосредованное отражение идейно-тематического решения через журналистский образ: «Черный бюджет», «По каналам плавают кадровые ошибки», «Попса на полустаночке», «Тришкин мундир», «Город - СПИД», «"Железный занавес" для наших сирот», «Дырявая плотина на валютной реке». Когда же заголовок построен на несущественных для данного материала связях, то он становится провокационным: вызывает у адресата информации определенные ожидания, заставляет его познакомиться с материалом, а в итоге эти ожидания оказываются неоправданными. 1.7 Признаки хорошо написанного журналистского текста. Написать журналистский материал - иное дело, чем написать роман или рассказ, однако разница эта не столь велика, как хотелось бы думать некоторым. У всего, что хорошо написано, есть общие черты. Хорошо написанная вещь - ясная, легко читаемая, в ней используется незакостеневший язык, она поучает и развлекает. Все эти характеристики подходят к хорошо написанному журналистскому тексту в той же мере, что и к хорошо написанному роману. По мнению Д. Рэндалл [13], существует пять признаков хорошо сделанного текста: ясность, живой язык, точность, честность, адекватность. Рассмотрим эти признаки подробнее. ЯСНОСТЬ Любой текст должен быть ясным по мыслям, по композиции и по языку. Если это не так, над ним нужно еще раз подумать и/или переписать заново. Стендаль писал: “Мне видится лишь одно правило: быть ясным. Если я излагаю свои мысли не ясно, тогда весь мой мир превращается в ничто” ЖИВОЙ ЯЗЫК Избегайте всяческих клише. Подходите к каждой статье как к индивидуальному, новому проекту. Избегайте использования в тексте модных словечек и фраз. Как советуют в учебнике стиля лондонской “Daily Telegraph”: “Если вас тянет ввернуть словцо потому, что им пользуются все модные авторы, смените либо слово, либо круг чтения, либо работу”. ЧЕСТНОСТЬ Пишите только то, в истинности чего уверены. ТОЧНОСТЬ Журналистика должна быть врагом неточности. Статьи должны отвечать на вопросы читателей, а не вызывать у них новые. А вопросы, на которые журналист должен стараться ответить, и ответить как можно точнее, таковы: АДЕКВАТНОСТЬ Адекватность - это соответствие стиля, тона и темпа изложения теме статьи. Так, например, репортажи о быстром развитии событий следует писать темпом, отражающим реальность. Именно так, написан материал Сергея Курнакова о безумии, охватившем Санкт-Петербург, в первые часы после объявления Германией войны России в 1914 г. (См. Приложение I) Аргументация в теории и на практике журналистской деятельности По словарю С.И. Ожегова: Аргументация – это: 1.Умение приводить аргументы, доказательства. 2.Совокупность аргументов. Сущность понятия «аргументация» Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. «Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение (называемое также тезисом, основной идеей или положением). Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации. Под всеми названными элементами аргументации – утверждением, доводами и доказательствами – лежит элемент четвертый: основание. Основание – это некая общая посылка, точка отсчета, которая является общей для оратора или писателя и его аудитории и которая дает обоснование всей аргументации. Журналистская теория аргументации сочетает в себе аспекты коммуникации, логики и психологии. Ее отличительной чертой является письменная форма подачи информации. Журналисту необходимо, в первую очередь собрать информацию, во-вторых, проработать ее, то есть реализовать методологические функции журналистики. Рассмотренные нами виды аргументации не совсем знакомы журналистам, материалы, которых мы разобрали. В основном они делают упор на логику повествования, то есть логическую аргументацию. Как мы уже говорили, чем больше и лучше журналист использует различные способы аргументации, тем больше реализует принцип объективности, тем выше эффективность его влияния и результативность его деятельности. К этому следует добавить важность цели, поставленной перед журналистом и его способность к методологическому обобщению. В современном мире, умение убеждать ценится очень высоко, как на уровне коммуникаций, так и на уровне письменной речи. В последнее время заметна тенденция пренебрежения истинными законами аргументации, например, правдивостью и точностью приводимой информации, законами логики. Теперь в моду вошли различные методы психологического воздействия на сознание человека, такие как прием «белого шума» («белый шум» - подача большого количества новостей, где присутствует обилие разноречивых комментариев, мнений, использование сложных теоретических выкладок и т.д., когда становиться невозможным сделать сортировку нужной информации). Появление психотехнологий превратили аргументацию в манипуляцию. По нашему мнению, в журналистской среде психотехнологии еще не настолько широко получили распространение, чем на радио и телевидении. Еще есть те журналисты, которые следуют своей профессиональной этике и стремятся писать убеждающие тексты, основанные на фактах и аргументах, а не внушающие тексты, заказанные сторонними людьми. И аргументация, и манипуляция зиждутся на знании способов их эффективной реализации. У журналистской аргументации это ее различные виды (контекстуальный, системный, логический, прямое/косвенное подтверждение и т.д.). У журналистской манипуляции ее психологические приемы («белый шум», метод создания фактов, «забрасывание грязью» и т.д.). К сожалению, зафиксирована тенденция роста явления манипуляции в СМИ. Эта признанная тенденция объясняется способностью достижения поставленных целей приемами манипуляции.
Билет №7 вопрос 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.61 (0.01 с.) |